Содержание и методики математического развития ребенка

На чтение 8 мин.

Дошкольный возраст – это время, когда познавательное, нравственное, физическое развитие ребенка происходит особенно интенсивно. В частности, именно до 5-6 лет ребенок приобретает более половины суммарных навыков мышления, которые пригодятся ему в будущем. Именно поэтому ему необходимо уделять особое внимание. В частности именно в этом возрасте у ребенка должны отложиться первые математические навыки. Рассмотрим теоретические основы математического развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Занятие по математике в детсаду, старшая группа

Почему это так важно?

  1. Математика является одним из наиболее значимых, предметов. Однако именно он зачастую вызывает у учащихся немалые трудности
  2. Изучение этого предмета благотворно сказывается на познавательных способностях ребенка (мышлении, памяти, речи)
  3. Математические навыки совершенствуют эмоционально-волевую сферу, формируют настойчивость и целеустремленность
  4. Совершенствуется основы воображения ребенка

Роль математики в жизни

Какие навыки должны быть сформированы у ребенка к концу дошкольного периода?

К окончанию дошкольного периода ребенок должен обладать следующими математическими умениями и навыками:

  • Способность к сравнению величин по базовым признакам; сформированность представлений о понятиях «больше-меньше», «выше-ниже» и т.д.
  • Способность к группировке предметов по их базовым свойствам (основы – величина, цвет, назначение, материал, форма)
  • Способность к сопоставлению части-целого; умение собирать картинку не менее чем из 12-24 фрагментов
  • Сформированные навыки счета и умение производить математические операции с числами в пределах десяти
  • Сформированность у детей количественных и качественных представлений предмета

Суть математического развития

Необходимые условия проведения математических занятий с ребенком

На чем строится теория и методика математического развития для дошкольников? Для того чтобы занятия были по-настоящему интересны для ребенка, а информация усваивалась им быстрее и легче, их необходимо строить с учетом следующих рекомендаций:

  1. Использование наглядного дидактического материала, подобранного с учетом возрастных и других индивидуальных особенностей ребенка
  2. Наличие у занятия четкого сюжета, согласно которого будет происходить его развитие
  3. Подбор задач в строгом соответствии с возрастными особенностями ребёнка, уровнем его интеллектуального развития
  4. Использование разнообразных методов и форм для создания основы работы (к ним можно отнести решение логических задач, дидактические игры, работа с раздаточным материалом и т.д.)
  5. Многозадачность (направленность на развитие пространственных, временных, количественных представлений)
  6. Использование игровой формы ведения занятий
  7. Акцент на формировании игровой мотивации; элементы сюрпризов и внезапности
  8. Помощь ребенку не только в освоении определенной системы знаний и навыков, но также развитие у него навыков самостоятельной познавательной активности, независимости суждений и т.д.
  9. Формирование оптимальной развивающей среды для развития у ребенка базовых познавательных процессов
  10. Научение детей восприятию количественных и качественных особенностей предмеов, формирование соответствующих представлений

Задачи развития математических способностей

Особенности формирования математических представлений в зависимости от возраста

Учитывая то, что дошкольный возраст условно подразделяется на три основных периода, цели, задачи, а также методы и формы математического воспитания детей также будут различаться.

Младший дошкольный период. В это время необходимые математические навыки и представления только начинают развиваться. Поэтому ребенку необходимо дать представление о базовых операциях. Лучшими играми на развитие навыков мышления – детская мозаика (от 5 фрагментов), сложение геометрических фигур (от 4 деталей). Особого внимания к себе требует методика развития количественных и качественных представлений у дошкольников.

Средний дошкольный период. Происходит активное развитие знаково-символической функции сознания. Ребенка уже можно приучать к счету и самым простым математическим операциям. Закладываются основы логического мышления. К числу наиболее предпочтительных игр относятся: «Нелепицы», «Сосчитай предметы, «Найди пару», «Математическое лото», «Домино фигур». Для развития аналитико-синтетических способностей ребенка ему можно предложить игры наподобие танграма, где ему нужно будет составить из отдельных частей геометрическую фигуру, силуэт животного и т.д.

Индивидуальное занятие на определение уровня математического развития

В старшем дошкольном возрасте для детей все более заметную и значимую роль начинает играть самостоятельность ребенка, его способность к самоорганизации. Все более значимую роль приобретает логическое мышление.

Ребёнок начинает пробовать составлять рассказы по картинкам, составлять логические ряды, соблюдая правильную последовательность элементов.

Математические тесты для малышей 3-4 лет

Какие методы лучше всего использовать для развития математических представлений дошкольника?

Наглядный метод играет наиболее важную роль в обучении детей математике, особенно – если речь идет о младшем дошкольном периоде.

Методы развития математических знаний

Различают следующие разновидности наглядного метода обучения:

  • Работа с раздаточным, либо демонстрационным материалом. Использование бессюжетного или сюжетного метода (за основу можно взять сюжет любой знакомой ребенку сказки, где фигурировали бы счет или числа)
  • Объемный или плоскостной. Занятия с использованием специальных счетных материалов (например, детских счет, палочек, кубиков и т.д.)
  • Самодельный, либо фабричный.

Раздаточный материал для математических занятий

Для того чтобы эффективнее использовать наглядный материал, необходимо строить развивающие занятия с учетом следующих закономерностей:

  1. Изучение каждой новой темы должно начинаться с более объемного наглядного материала. Это упростит его восприятие ребенком
  2. По мере взросления ребенка необходимо сделать так, чтобы доля объемного и сюжетного наглядного материала понижалась, а доля плоского и бессюжетного возрастала
  3. Желательно использовать несколько типов наглядного материала для решения одной программной задачи
  4. Очень желательно заранее ознакомить ребенка с новым для него для него материалом

Отдельно стоит рассмотреть требования, предъявляемые к наглядным пособиям.

Дидактический материал для занятий

Как мы уже указали выше, он может быть как готовым заводским, так и сделанным руками родителей. Тем не менее важно, чтобы он соответствовал следующему:

  • Гигиеничность. Игрушки должны быть сделаны из экологически чистых, безопасных материалов и иметь все необходимые сертификаты
  • Эстетичность. Привлекательный материал скорее привлечет внимание ребенка
  • Реальность, позволяющая ребенку воспринимать изучаемый материал без искажений
  • Прочность и надежность
  • Разнообразие и достаточное количество для возможности использовать вариативные техники
  • Принцип логического построения, объединяющего основы материала
  • Однородность
Читайте также:  Ребенок отстает в развитии последствия

Игровой уголок с дидактическим материалов

Существенным плюсом практического метода обучения является то, что он в наиболее полной степени объясняет ребенку то, зачем он изучает тот или иной материал. И как именно полученные знания смогут пригодиться ему в будущем?

    1. Активное применение на практике разнообразного дидактического материала
    2. Выполнение разнообразных как умственных, так и практических действий
    3. Развитие навыка прогнозирования результата действий с дидактическим материалом различного вида
    4. Не только привитие ребенку математических навыков, но и подробное разъяснение их роли в жизни ребенка (в игровой деятельности, в быту и т.д.)

Словесный метод обучения строится на непосредственном взаимодействии ребенка с родителем, либо воспитателем.

Именно поэтому основные требования, предъявляемые к этому методу, будут направлены на речь участников процесса

Речь родителя, либо воспитателя, должна быть:

  • Грамотной
  • Четкой
  • Эмоциональной и живой
  • Доступной
  • Доброжелательной
  • Умеренно громкой

Развитие речи на занятиях по математике

Темп речь, ее интонацию и другие особенности необходимо корректировать в зависимости от индивидуально-возрастных особенностей ребенка. Например, ребенок младшего дошкольного возраста намного лучше воспринимает довольно медленную речь; несформированные процессы памяти требуют многократных повторений.

Развитие логики и пространственного мышления в игровой форме

Разговаривая с ребенком более старшего возраста, можно несколько ускорить темп речи, а также активнее использовать проблемные ситуации.

Определенные требования предъявляются также и к речи детей. Она должна быть:

  • Грамотная
  • Содержать необходимую математическую терминологию и основы математики по возрасту
  • Разборчивая и понятная
  • Ребенок должен говорить полными распространенными предложениями с правильным грамматическим строем
  • Иметь достаточную громкость

Структура математического занятия для дошкольника

Правильная структура занятия является еще одним важным условием, на котором строится методика математического развития детей дошкольников.

Используемые игры на занятиях по математике

  1. Вводная часть. Логическая разминка. Включает в себя наиболее простые задания для детей, которые должны «разогреть» ум ребенка, заинтересовав его и подготовив к занятию
  2. Основная часть занятия, в ходе которой происходит изучение нового материала для формирования математических представлений, либо закрепление уже изученного. Упражнения можно подбирать при помощи специальной методической литературы (хорошим примером может стать книга, которую составила Щербакова Е.И. «Теория и методика математического развития для дошкольников»).
  3. 3Пальчиковая гимнастика. Переключает внимание ребенка, служит предупреждением переутомления. Для этих же целей можно использовать физминутку (если занятие было связано преимущественно с интеллектуальной деятельностью), артикуляционную гимнастику или упражнения для глаз (если у ребенка было активное занятие с использованием подвижных игр).
  4. Повторение пройденного материала.
  5. Рисование, шнуровка, либо игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Изучение формы и размера на занятиях физкультуры

Развитые математические навыки у детей дошкольного возраста позволит ему не только успешно приступить к школьному обучению, но и сформировать у себя такие качества, как усидчивость, внимание, целеустремленность.

Источник

Под математическим развитием дошкольников, как правило, понимают качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Анализ научных исследований (А.М. Леушина, Н.И. Непомнящая, А.А. Столяр и др.), педагогического опыта убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего, в результате общения со взрослым), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития. Психологические экспериментальные исследования и педагогический опыт свидетельствуют о том, что благодаря систематическому обучению дошкольников математике у них формируются сенсорные, перцептивные, мыслительные, вербальные, мнемические и другие компоненты общих и специальных способностей. Задатки индивида превращаются в конкретные способности посредством учения (В. В. Давыдов, Л. В. Занков и др.). Содержание математического развития отражено в программе обучения детей математике, и условно его можно разделить на три таких направления:- представления и понятия; — зависимости и отношения; — математические действия. В дошкольном возрасте основные математические понятия вводятся описательно. Так, при ознакомлении с числом дети упражняются в счете конкретных предметов, реальных и нарисованных (считают девочек и мальчиков, зайчиков и лисичек, круги и квадраты), попутно знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, без всяких определений и даже описаний этих понятий. Точно так же дети усваивают понятия: «больше», «меньше»; «один», «два», «три»; «первый», «второй», «последний» и т. д. Каждое понятие вводится наглядно, путем созерцания конкретных предметов или практического оперирования ими. Первая младшая группа: Количество.Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов: «много» и «один», «много» и «мало». Величина.Привлекать внимание детей к предметам контрастных разме­ров (большой домик маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. п.).Форма.Учить различать предметы по форме (кубик, шар и др.). Вторая младшая группа: Количество.Учить детей составлять группу из однородных предме­тов и выделять из нее один предмет; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинако­вых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколь­ко?»; при ответе пользоваться словами «много», «один». Учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приема­ми последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Величина.Учить детей сравнивать предметы контрастных (одинако­вых) размеров; при сравнении величины предметов соизмерять один пред­мет с другим по заданному признаку, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: длинный — корот­кий, одинаковые (равные по длине), широкий — узкий, одинаковые (рав­ные по ширине), высокий — низкий, одинаковые (равные —по высоте), большой — маленький, одинаковые (равные по величине). Форма.Учить детей различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; обследовать форму фигур, используя осязание и зрение. Ориентировка в пространстве.Учить ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, правая/левая рука и др.) и в соответствии с этим различать пространственные направления от себя: впереди — позади (сзади), вверху — внизу, справа (слева) — направо (налево). Учить различать правую и левую руки. Ориентировка во времени.Учить ориентироваться в контрастных час­тях суток: день — ночь, утро — вечер. Средняя группа: Количество и счет.Дать детям представление о том, что множество (группа) может состоять из разных по качеству, предметов (разного цвета, формы, размера); учить сравнивать эти предметы, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных». Учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три —всего три кружка». Подготовительная группа. Познакомить с цифрами от 0 до 9. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каж­дое число на 1 (в пределах 10). Учить называть числа в прямом и обратном порядке; последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число. Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц. Учить раскладывать число на два меньших (в пределах 10, на нагляд­ной основе) и составлять из двух меньших большее. Познакомить с монетами достоинством 1,5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей. Учить на наглядной основе составлять и решать простые задачи на сло­жение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка). При решении задач учить пользоваться знаками дейст­вий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

Читайте также:  Развитие речи ребенка в младенчестве

Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 7076; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9093 — | 7337 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Математическое
развитие детей дошкольного возраста
осу­ществляется как в результате
приобретения ребенком зна­ний в
повседневной жизни (прежде всего в
результате обще­ния со взрослым),так
и путем целенаправленного обучения на
занятиях по формированию элементарных
математичес­ких знаний. Именно
элементарные математические знания и
умения детей следует рассматривать как
главное средство математического
развития .

Г.С.Костюк доказал,
что в процессе обучения у детей развивается
способность точнее и полнее воспринимать
ок­ружающий мир, выделять признаки
предметов и явлений, раскрывать их
связи, замечать
свойства,интерпретироватьнаблюдаемое;формируются
мыслительные действия, при­емы
умственной деятельности,создаются
внутренние усло­вия для перехода к
новым формам памяти, мышления и
воображения.

Психологические
экспериментальные исследования и
пе­дагогический опыт свидетельствуют
о том, что благодарясистематическому
обучению дошкольников математике у них
формируются
сенсорные,перцептивные,мыслительные,вербальные,мнемические
и другие компоненты общих и специальных
способностей.В исследованиях
В.В.Давыдова,Л.В.Занкова и других
доказано,что задатки индивида пре­вращаются
в конкретные способности посредством
учения. Разница в уровнях развития
детей, как показывает опыт, выражается
главным образом в том, какими темпами
и скакими успехами они овладевают
знаниями.

Однако при всем
важном значении обучения в психичес­ком
развитии личности последнее нельзя
сводить к учению. Развитие не исчерпывается
теми изменениями личности, которые
являются прямым следствием
обучения(Г.С.Кос­тюк).Оно характеризуется
теми «умственными поворотами»,которые
происходят в голове ребенка,когда он
научаетсяискусству говорить,
читать,считать, усваивает
социальныйопыт,передаваемый ему
взрослым(И.И.Сеченов).

Как показывают
исследования(А.В.Запорожец,Д.Б.Эль-конин,В.В.Давыдов
и др.), развитие идет далее того, что
усваивается в тот или иной момент
обучения.В процессе обу­чения и под
влиянием обучения происходит
целостное,про­грессирующее изменение
личности, ее взглядов,
чувств,спо­собностей.Благодаря
обучению расширяются возможности

67

дальнейшего усвоения
нового,более сложного материала,создаются
новые резервы обучения.

Между обучением и
развитием существует взаимная
связь.Обучение активно содействует
развитию ребенка,но и само значительно
опирается на его уровень развития . В
этом про­цессе многое зависит от того,
насколько обучение нацелено на развитие
.

Обучение может
по-разному развивать ребенка в зависи­мости
от его содержания и методов. Именно
содержание и его структура являются
гарантами математического развития
ребенка.

В методике вопрос«чему
учить?»всегда был и остается одним из
основных вопросов. Давать ли детям
основы науч­ных знаний, вооружать ли
их только набором конкретныхумений,при
помощи которых они имели бы некоторую
прак­тическую ориентировку,— это
важная проблема дидактикидетского
сада.

Содержание
математического развития отражено в
Про­грамме обучения детей математике,и
условно можно его разделить на три
направления:представления и
понятия;за­висимости и
отношения;математические действия.

Отобрать познавательный
материал для изучения с уче­том его
значимости и в соответствии с возможностями
де­тей— дело весьма непростое.Содержание
обучения, т. е .про­грамма по формированию
элементов математики,отрабаты­валось
на протяжении многих лет, В последние
50лет этот процесс осуществлялся на базе
экспериментальных
исследо­ваний(А.МЛеушина,В.В.Даншгова,Т.В.Тарунтаева,РЛ.Бе-резина,Г.А.Корнеева,Н.И.Непомнящаяидр.).

Подсодержаниемобучения
понимаются объем и характер знаний,
умений и навыков, которыми должны
овладеть дети в процессе организации
разных видов дея­тельности.

Анализ
различных(вариативных)программ по
математи­ке в детском саду позволяет
заключить, что основным в ихсодержании
является достаточно разнообразный круг
пред­ставлений и понятий:количество,число,
множество,под­множество,величина,
мера,форма предмета и геометричес­кие
фигуры; представления и понятия о
пространстве(на­правление,расстояние,взаимное
расположение предметов впространстве)и
времени (единицы измерения времени,
не­которые его особенности).

Читайте также:  Психофизического развития ребенка в дошкольном возрасте

При этом важно
подчеркнуть,что каждое математичес­кое
понятие формируется постепенно,поэтапно,
по линей-

68

но-концентрическому
принципу. Разные математические по­нятия
тесно связаны между собой.Так, в работе
с детьми четвертого года жизни основное
внимание уделяется форми­рованию
знаний о множестве.Дети учатся
сравнивать«кон­трастные» и
«смежные»множества(много
и один;больше
(меньше)
на
один). В дальнейшем,в группах
пятого,шесто­го,седьмого годов жизни,
знания о множестве углубляют­ся:дети
сравнивают множество элементов по
количеству со­ставляющих,делят
множество на подмножества,устанавли­вая
зависимости между целым и его частями,
и т.п.

На основе представлений
о множестве у детей формиру­ются
представления и понятия о числах и
величинах и т.д. Усваивая понятия о
числах,ребенок учится абстрагироватьколичественные
отношения от всех других особенностей
эле­ментов множества(величина,
цвет,форма). Это требует от ребенка
умения выделять отдельные свойства
предметов,срав­нивать,обобщать, делать
выводы.

Формирование понятий
о величине тесно связано с раз­витием
у детей числовых представлений.Сформированностьоценок
величины, знаний о числе позитивно
влияет на фор­мирование знаний о форме
предметов (у квадрата 4 сторо­ны,все
стороны равны, а у прямоугольника—
только про­тивоположные и т.д.).

В
дошкольном возрасте основные математические
поня­тия вводятся описательно.Так,
при ознакомлении с числом дети упражняются
в счете конкретных предметов,реальных
и нарисованных(считают девочек и
мальчиков,зайчиков и лисичек,круги и
квадраты),попутно знакомятся с про­стейшими
геометрическими фигурами, без всяких
определе­ний и даже описаний этих
понятий.Точно так же дети усва­ивают
понятия: больше,меньше;
один,два, три; первый,вто­рой,последний
и
т.д.

Каждое понятие
вводится наглядно, путем созерцанияконкретных
предметов или практического оперирования
ими.

В период дошкольного
детства, как отмечают Н.Н.Поддья-ков,А.А.Столяр
и другие, имеется достаточно обширная
об­ласть«предпонятийных»,«житейских»понятий.
Содержание«житейских»понятий очень
расплывчато,диффузно, оно ох­ватывает
самые различные формы, предшествующие
настоя­щим понятиям. Тем не менее
«житейские понятия» важныдля
математического развития ребенка.

Специфическая
особенность«житейских понятий»
тако­ва,что они построены на основе
обобщения признаков пред­метов,существенных
с точки зрения каких-либо нужд че-

69

ловека,выполнения
им различных видов практической
дея­тельности.

Интересные данные
в этом плане были получены
З.М.Бо­гуславской(1955), изучавшей
особенности формированияобобщений у
детей различных дошкольных возрастов
в про­цессе дидактической игры. У
младших дошкольников позна­вательная
деятельность была подчинена решению
той или иной конкретной игровой задаче
и обслуживала ее. Дети ус­ваивали лишь
те сообщаемые им сведения,которые
былинеобходимы для достижения
определенного практическогоэффекта в
игре. Усвоение знаний носило утилитарный
ха­рактер.Приобретаемые знания тут
же применялись для вы­полнения заданной
группировки картинок.

У старших дошкольников
познавательная деятельность в процессе
дидактических игр выходила за рамки
лишь не­посредственного обслуживания
практических задач, теряя сугубо
эмпирический характер, и выступала уже
в форме развернутой содержательной
деятельности с характернымиспецифическими
способами осуществления.В результате
фор­мируемые у детей представления
и понятия достаточно полно и адекватно
отражали определенный круг явлений.

Другим направлением
в обучении дошкольников матема­тике
является ознакомление их с рядом
математических за­висимостей и
отношений.Например, дети осознают
некото­рые отношения между предметными
множествами(равно-численность—
неравночисленность),отношение порядка
в натуральном ряду, временные
отношения;зависимости меж­ду свойствами
геометрических фигур, между величиной,ме­рой
и результатом измерения и др.

Особо следует
выделить требования к формированию у
детей определенных математических
действий:накладыва­ние,прикладывание,пересчитывание,отсчитывание,изме­рение
и т.д. Именно овладение действиями
оказывает наи­большее влияние на
развитие .

В методике выделяются
две группы математических дей­ствий:

основные:счет,
измерение,вычисления;

дополнительные:пропедевтические,сконструиро­ванные
в дидактических целях; практическое
сравнение,на­ложение,приложение(А.М.Леушина);уравнивание
и комп­лектование;сопоставление(В.ВДавыдов,Н.
И .Непомнящая).

Как видим,
содержание«предматематической»подготовкив
детском саду имеет свои особенности.Они
объясняются:спецификой математических
понятий;

70

традициями в обучении
дошкольников ;требованиями современной
школы к ма­тематическому развитию
детей(А.А.Столяр).

Учебный материал
запрограммирован так, чтобы на ос­нове
уже усвоенных более простых знаний и
способов дея­тельности у детей
формировались новые, которые в свою
очередь будут выступать предпосылкой
становления слож­ных знаний и умений,и
т.д.

В процессе обучения
наряду с формированием у детей
прак­тических действий формируются
также познавательные(ум­ственные)действия,
которыми без помощи взрослых ребе­нок
овладеть не может. Именно умственным
действиям при­надлежит ведущая
роль,так как объектом познания вматематике
являются скрытые количественные
отношения,алгоритмы,взаимосвязи.

Весь процесс
формирования элементов математики
не­посредственно связан с усвоением
специальной терминоло­гии.Слово
делает понятие осмысленным,подводит к
обоб­щениям,к абстрагированию.

Особое место в
реализации содержания обучения(про­граммных
задач) занимает планирование
учебно-воспитатель­ной работы на
занятиях и вне их в форме перспективного
и календарного плана. Значительную
помощь в работе воспи­тателя могут
оказать ориентировочные перспективные
пла­ны;планы-конспекты занятий по
математике.Эти планы иконспекты
воспитатель должен использовать именно
какориентировочные,при этом следует
постоянно сопоставлятьих содержание
с уровнем математического развития
детейданной группы.

План-конспект занятий
по математике включает следую­щие
структурные компоненты:тема
занятия;программныезадачи(цели);
активизация словаря детей;дидактическийматериал;ход
занятия(методические приемы, использова­ние
их в разных частях занятия),итог.

Воспитатель проводит
занятия в соответствии с планом. Каждое
занятие независимо от его длительности
и формы проведения— это организационно,логически
и психоло­гически завершенное целое.
Организационная целостность и
завершенность занятия заключаются в
том, что оно на­чинается и заканчивается
в четко отведенное для этого время.

Логическая целостность
заключается в содержании за­нятия,в
логических переходах от одной части
занятия к другой.

71

Психологическая
целостность характеризуется достижени­ем
цели, чувством удовлетворения,желанием
продолжать ра­боту дальше.

Упражнения
для самопроверки

математике
интеллектуальное

В
процессе обучения детей… осуще­ствляется
их … , в частности математи­ческое ,
развитие .

математических
познавательные

математического
средство

базу

математике

развития
государственный

В
дошкольный период дети овладеваютдостаточно
большим объемом… понятий, приобретают
практические и … умения.

Содержание
обучения рассматривает­ся в методике
… развития детей прежде всего как …,
ведущее к накоплению зна­ний,умений
и к тем внутренним измене­ниям,которые
составляют… , основу раз­вития .В
выборе конкретного содержания обучения
…воспитатель должен ориенти­роваться
на Программу… и воспитание де­тей,
отражающую… стандарт знаний дош­кольников
и действительный уровень их в данной
группе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    19.05.20156.22 Mб33Э. Гидденс sociology.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник