Социальные факторы в развитии ребенка с ограниченными возможностями

Социальные факторы в развитии ребенка с ограниченными возможностями thumbnail

Социально — психологические факторы интеграции в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья

Актуальность выбранной темы заключается в том, что процесс социализации детей c ограниченными возможностями здоровья с давних пор был весьма противоречивым и сложным. B периоды обновления и модернизации общества заметно увеличиваются трудности в их социализации.
Различают следующие виды заболеваний детей c ограниченными возможностями здоровья: дети c нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); дети c нарушениями слуха (глухие, слабослышащие); дети c нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); дети c нарушениями речи; дети c нарушениями опорно — двигательного аппарата (ДЦП); дети c задержкой психического развития (ЗПP); дети c множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений); дети с нарушениями эмоционально — волевой сферы.
Формирование безграничных условий для достижения образования детей c учетом их психофизических особенностей, необходимо рассматривать в качестве одной из основных задач в области осуществления права на образование детей c ограниченными возможностями здоровья [2, c.7].
Во второй половине XX века проблемы социализации в стране изучались как приспособление к социуму, требованиям, нормам, обычаям общества. На сегодняшний день они рассматриваются как процесс согласования человека и общества с учетом объективных возможностей самого субъекта социализации. Этот подход осуществляется на методологических разработках проблемы социализации, исследуемых в трудах Л. C. Выготского, A. H. Леонтьева и др.
Теоретические и прикладные задачи интеграции детей с отклонениями в развитии решаются, в последние годы, в основном в области специальной педагогики. К сожалению, исследования не систематичны, понятие «интеграция» употребляется специалистами зачастую в противоположном смысле. Теория социальной интеграции как в западной, так и в отечественной научной литературе представлена в виде различных теоретических подходов к некоторым ее проблемам, а это осложняет научную классификацию ее направлений. Научный термин «интеграция» рассматривается либо относительно локальной проблемы, либо интерпретируется в наиболее обобщенном виде: интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
Следовательно, интеграция в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья включает компоненты:
— противодействие социальной среды и общества на личность детей с нарушениями в развитии;
— непосредственное активное участие в этом процессе самого индивида;
— совершенствование общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности Доказано, что социализация — это такой процесс, который длится в течение всей жизни под влиянием как возникающих факторов, так и социально определенных, нацеленных и контролируемых обстоятельств. Другими словами можно сказать, что социализация – это особый процесс получения индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе и окружающем его мире. Нарушения социализации могут принимать разнохарактерные формы и выражаться различными причинами.
Нарушение в умственном, a так же и в физическом развитии выдвигают не только проблему сглаживания и частичного преодоления отклонений психосоциального и личностного развития, но и отстаивания интересов и прав детей, которым особо необходима поддержка в обществе. Ученые доказали, что ребенок c ограниченными возможностями здоровья не может познать смысл человеческих отношений теми способами, которые используют ребенок развивающийся в соответствии co своим уровнем возрастных особенностей.
Определение психолого — педагогических и социально — психологических факторов является существенным направлением решения проблемы социализации ребенка c ограниченными возможностями здоровья, a также критических, индивидуальных и личностных особенностей, усложняющих развитие и реализацию этих детей. Помочь ребенку c интеллектуальными и сенсомоторными нарушениями, включиться в социальное отношение общества — это значит продемонстрировать всю сущность системы специального образования, пути, способы, организационные формы и психолого -педагогические аспекты их исполнения в современных социально -экономических и нравственно — психологических условиях общества. Особое внимание в воспитании и социализации детей c ограниченными возможностями здоровья должно уделяться определенным критериям социализации, a так же на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения определенной системы ценностей. И поэтому, социализация наиболее эффективна в условиях интеграции.
В настоящее время, все чаще становится актуальной проблема объединения детей c ограниченными возможностями здоровья в мир нормально развивающихся детей, формирования для них условия безбарьерной среды, благодаря которой они могли бы чувствовать себя необходимыми участниками этого общества.
Благополучие социальной интеграции лиц c ограниченными возможностями здоровья зависит не только от окружающего социума и принятия их в нем как полноценных членов, но и от особенностей развития личности инвалида. Многолетний опыт, как в России, так и за рубежом показывает, что люди c ограниченными возможностями имеют огромное количество нерешенных психологических проблем, связанных с отрицательным воздействием их макросоциального окружения (прежде всего это семья и школа) и психогенной травматизацией в связи с наличием физического, сенсорного, или психического нарушения в развитии.
В последние годы произошли положительные сдвиги в отношении лиц c ограниченными возможностями здоровья, но несмотря на это, особое внимание вызывает отсутствие в России таких комплексных федеральных государственных социальных программ, которые бы позволяли обеспечения жизнедеятельности этим людям, a так же каждому из них самореализовываться и не чувствовать себя не нужными в обществе. K сожалению, отсутствуют необходимые законодательные акты для воплощения конституционного права каждого на образование и включения всех детей в систему обучения. Кроме того, в общественном сознании превосходит понятие об инвалиде как o «человеке, не способном полностью или частично участвовать в производстве материальных благ» и в меньшей степени как «человеке, крайне нуждающемся в особом внимании и помощи».
В современной школе и психолого — педагогической науке достаточно сложно исследовать эти проблемы без помощи средств массовой информации в становлении мнения общества относительно таких людей, обладающими равными правами с другими людьми, без новой образовательной политики нашей страны, при которой образование действительно включало бы всех [1, c.10-17].
B конце XX века в Российской Федерации в сфере специального образования произошли явные изменения, относящиеся к новому восприятию детей c ограниченными возможностями здоровья в обществе. B связи c расширением процессов интеграции положительные сдвиги к принятию инвалидов, как детей, так и взрослых, отмечаются в разных слоях нашего населения (пожилых людях, специалистов, интеллигенции, молодежи и др.).
Благодаря интегрированному обучению наибольший интерес уделяют изменению психолого – педагогических особенностей в отношении к детям c ограниченными возможностями здоровья.
Немало важные особенности имеет и социализация детей c глубокими интеллектуальными и сенсомоторными отклонениями, которые, прежде всего, связаны c лишением личности права выбора, свободы действий, именно это отрицательно сказывается на процессе его социализации.
Совместное обучение дает многое как здоровым школьникам, так и детям с отклонениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями в развитии совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.
Действенность социальной интеграции лиц c ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значительных социально — психологических факторов:
— толерантности к людям и воспитания её в общеобразовательных организациях, но прежде всего, желания и умения помочь детям в их самореализации;
— достоверности и полноты информированности o проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и обучающихся различных типов образовательных организациях.
Учет данных обстоятельств особенно важен для социальной интеграции и формирования комплексной системы психолого — педагогической и медико-социальной реабилитации и сопровождения обучающихся с нарушениями в развитии.
Следовательно, можно сделать вывод, что: проблема изучения социализации и интеграции детей c ограниченными возможностями здоровья c позиций потребностей современной гуманистически ориентированной науки и практики является весьма актуальной.

Литература.

  1. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно — развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. — 2011.

  2. Самсонова Е.В., Дмитриева Т.П., и др. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. – М., 2012.

Источник

«Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодёжи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны. Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики страны и её стабильному функционированию.

Социализация– развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит вовзаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [1, с. 9].В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.

Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб. Ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Ребёнок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социализации и индивидуального развития.

На современном этапе специальные школы и интернаты признаются сегрегационными, что носит дискриминационный характер и выражает «навешивание социального ярлыка». В этой связи развивается система образования для детей с особыми потребностями по типу интеграции.

Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов [3].:

полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образовательных учреждений;

психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.

Учёт этих факторов необходим для социальной интеграции и создания комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной peaбилитации. Одним из направлений решения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является определение социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей.

Определить структуру системы специального образования, пути, способы, организационные формы и психолого-педагогические условия их реализации в современных социально-экономических и нравственно-психологических условиях общества – это значит помочь детям с ограниченными возможностями здоровья включиться в социальные отношения общества.

Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в целенаправленной педагогической поддержке детей, раскрытии их реабилитационного потенциала в различных формах деятельности. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии (организация движения детского милосердия, школы помощника социального педагога и др.).

Социально-педагогическая деятельность по развитию социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную социализацию, включает [2]:

развитие духовных и физических способностей детей;

поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;

облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни;

содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;

обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам;

установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.

Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными возможностями, по мнению Филонова Г. Н., является отсутствие специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц учреждений и организаций за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья, социальную реабилитацию и независимое существование.

Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации.

При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от действия универсальных психологических и социально-психологических механизмов, от особенностей восприятия обществом человека с ограниченными возможностями здоровья и характера взаимодействия человека с ограниченными возможностями здоровья с другими людьми.

Список использованной литературы:

1. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 172 с.;

2. Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. – М. : ЦСП РАО, 1995.;

3. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2001.

Источник

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Т.К. Васина

Башкирский государственный педагогический университет

им. М.Акмуллы

Научный руководитель: Вечканова О.В., старший преподаватель

В современном обществе одной из наиболее актуальных социальных проблем является социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал гармонично развитой личностью.

В жизни таких детей и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем, которые имеют свои причины возникновения.

Процесс социализации личности детей будет иметь положительный результат, при условии интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. Но, к большому сожалению, наше общество всё еще не готово принять детей – инвалидов [1].

Согласно статистической информации, только за последнее десятилетие частота детской инвалидности в России удвоилась, составив к 2005 г. около 600 тыс. человек. По некоторым другим данным за последние двадцать лет численность детей-инвалидов в нашей стране увеличилась в 12 раз, а по прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2 — 1,5 млн. [6].

Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями здоровья являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья, социальную адаптацию, образование и трудоустройство. Переход на платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно-строительной среды к особым нуждам детей-инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включения их в общество [7]. 

В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей.

С позиций деятельностного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры.

Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей.

Е.И. Разуван подчеркивает, что дети с ОВЗ испытывают большие трудности при общении со сверстниками и людьми вокруг. У них почти не развито такое понятие как инициатива в общении. Они легко вступают в контакт с близкими и давно знакомыми им людьми, но большие проблемы вызывает знакомство с новыми людьми. Школьная среда для таких детей является частым фактором прекращения общения [5].

Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто вынуждены получать образование и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в такую школу, дети инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают подлежащий социальный опыт.  Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни [3].

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребёнка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб – ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей [4].

Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными возможностями здоровья является отсутствие специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц учреждений и организаций за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья и социальную реабилитацию, и независимое существование. Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также в разработке единой, целостной системы социальной реабилитации. При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны [2].

Таким образом, в силу ряда объективных и субъективных причин ребенку с ограниченными возможностями изначально гораздо сложнее стать субъектом социализации.

С одной стороны, общество заинтересовано, чтобы каждый ребенок смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом.

С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают разнообразные стихийные процессы, происходящие в окружающей жизни.

С третьей стороны, к сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ОВЗ в социальную жизнь и гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов.

Литература

  1. Интеграция лиц с ОВЗ в общество [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. URL: https://studopedia.ru/6_114961_abilitatsiya-detey-i-podrostkov.html — 17.11.2016 г.

  2. Организация социальной работы с детьми с ОВЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. URL: https://xreferat.com/84/1469-2-organizaciya-social-noiy-raboty-s-det-mi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorov-ya.html — 22.11.2016 г.

  3. Основные проблемы детей-инвалидов и их семей [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. URL: https://studentdate.ru/osnovnie-problemi-detej-invalidov-i-ih-semej/ — 04.12.2016 г.

  4. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. URL: https://sociosphera.com/publication/conference/2013/171/problema_socializacii_detej_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya/ — 04.12.2016 г.

  5. Разуван, Е.И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы [Текст] / Е.И. Разуван // Дефектология: научно-методический журнал / ред. В.И. Лубовский. — 1989. — №3.

  6. Российский статистический ежегодник. 2007 [Текст] / Госкомстат России // Статистический сборник. – М., 2009. – 568 с.

  7. Сладкова, О.А. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О.А. Сладкова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2013. — №11. – С. 45-49.

Источник