Роль закаливания в развитии ребенка
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
1.Значение закаливания для укрепления здоровья ребенка.
Ребенок конца ХХ века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливание отрицательных эмоций без физической зарядки, перееданием и гиподинамией.
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
- Охрана и укрепление здоровья детей;
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- Обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.
Таким образом, триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение.
Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к условиям холода, жары, солнечной радиации, особенно при их резком колебании; важное средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды.
Закаливанию корифеи нашей отечественной педиатрии (Н.Ф. Филатов, А.А. Кисель А.А. Колтыпин, Р.О. Лунц, М.С. Маслов, В.Н. Молчанов, Г.Н. Сперанский и др.) придавали исключительно большое значение.
В организме все жизненные процессы сопровождаются образованием тепла. Выработка тепла и его отдача во внешнюю среду для нормального теплового состояния организма должны быть уравновешены.
На интенсивность теплоотдачи влияют метеорологические условия (температура, влажность воздуха, сила ветра), а также одежда.
Цель закаливания состоит в том, чтобы приучить организм ребенка давать быструю четкую реакцию на изменение метеорологических раздражителей.
Наибольший удельный вес заболеваемости детей дошкольного возраста составляют болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, грипп. В учреждениях, где закаливающие процедуры проводятся комплексно в течение всего года, дети меньше подвержены этим заболеваниям.
Таким образом, в результате систематического воздействия закаливающих процедур увеличивается скорость ответных реакций:
- сужение или расширение кожных капилляров,
- совершенствуется безусловные рефлексы,
- повышается тонус скелетных мышц,
- вырабатывается общая реакция организма подобно тому, как при специфической профилактике появляется иммунитет к тому или иному инфекционному заболеванию.
Виды закаливания.
Закаливание воздухом. Воздух является самым привычным, постоянно окружающим нас фактором внешний среды. Физические свойства и химический состав воздуха, его ионизация, бактериальная загрязненность оказывают глубокое воздействие на организм. Самый благоприятный микроклимат для детей 3 – 7 лет, когда температура воздуха достигает 18-20, для детей раннего возраста – 20 – 22, относительная влажность – 40 – 60%, движение воздуха – не больше 0,2 м/сек.
Закаливание воздухам во время сна. После того как все дети легли, открывают окно или несколько фрамуг с одной стороны комнаты, чтобы не создавать сквозного движения воздуха. За 10 – 15 минут до подъема детей окно или фрамуги закрывают, и воздух в помещении довольно быстро нагревается до 16 – 18 С.
Закаливание водой.
Водные процедуры легко дозировать, в этом их большое преимущество перед другими средствами закаливания. Холодная вода является резким раздражителем, вызывающим быструю реакцию терморегуляционного аппарата. Воздействие воды на организм осуществляется в трех фазах. В первую фазу происходит резкое сужение капилляров с последующим побледнением кожи, во вторую – расширение кожных сосудов, при этом усиливается приток крови к кожи, она розовеет, усиливается выработка тепла в организме. Сжатие кровеносных сосудов и последующее их расширение тренируют терморегуляционные механизмы, всякие перепады температуры воздуха и воды вызывают быструю четкую защитную реакцию организма, охлаждение не наступает. Длительное охлаждение водой может вызывать третью фазу – вторичный спазм сосудов, кожа становится бледной с синюшным оттенком, синеют губы, появляется озноб. На почве охлаждения у детей могут возникать заболевания.
Закаливание солнечными лучами.
В солнечном спектре три вида лучей: видимые или световые, инфракрасные и ультрафиолетовые.
Инфракрасные лучи обладают главным образом тепловым эффектом. Они глубоко проникают в ткани человека, способствуют расширению кровеносных сосудов, учащению ритма сердечных сокращений и дыхания.
Сильное воздействие на организм оказывают ультрафиолетовые лучи солнца, их биологическое действие изучено довольно широко. Под влиянием ультрафиолетового облучения стимулируется обмен веществ, активизируется фосфорно-кальциевый обмен, необходимый для процессов формирования костного скелета у ребенка.
Длительный недостаток ультрафиолетовых лучей влечет за собой рост заболевание рахитом, гриппом, тонзиллитом, катарами верхних дыхательных путей, кариесом зубов и др.
2.Принципы _ закаливания.
В основе закаливания лежит процесс образования условных рефлексов, благодаря которым и достигается наиболее совершенное приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Закаленный человек способен легче переносить любые отрицательные воздействия окружающей среды. Известно, что закаливание создает возможность сохранять и укреплять здоровье и работоспособность.
И.П. Павлов считал, что вся деятельность организма – это бесконечное приспособление к окружающим условиям.
Закаливание лучше начинать с самого раннего возраста. Вот почему оно является непременной составной частью работы детского дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей. При проведении закаливания необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности терморегуляции организма ребенка.
При проведении закаливания необходимо соблюдать:
- Осуществление закаливания при условии, что ребенок здоров.
- Постепенность, которая осуществляется путем изменения условий, продолжительности отдельных закаливающих процедур и их дозировки.
- Систематичность и непрерывность. Длительные перерывы в проведении закаливания ведут к постепенному угасанию выработанных условных рефлексов.
- Учитывать возраст, состояние здоровья и индивидуальную реактивность ребенка. Для закаливания здоровых детей можно применять воду более низкой температуры, а для детей ослабленных, с повышенной нервной возбудимостью необходим более осторожный подход.
- Разнообразие, комплексность средств закаливания. Длительное применение в целях закаливания какого-либо одного раздражителя повышает сопротивляемость только к данному раздражителю. Поэтому рекомендуется использовать разнообразные средства. Весьма полезно сочетание воздействий воды, воздуха и солнца и гимнастикой.
Закаливание следует начинать с местных закаливающих процедур с постепенным переходом к общим, причем сила закаливающих факторов увеличивается постепенно. Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от эмоционального тонуса ребенка.
Гигиенические требования.
Схема проведения воздушных ванн в помещении
Возраст ребенка (в годах) | Продолжительность ванны, мин. | Температура воздуха в помещении | Предельная температура воздуха, допускающая сон на воздухе |
До 1 года 1-2 2-3 3-4 4-5 5-7 | 1-5 3-5 4-6 5 10 15 | — 22-20 — 19-16 18-15 18-14 | -10 -15 -15 — — — |
Температура воды для влажных обтираний
Возраст детей (в годах) | Начальная | Предельная | ||
Зимой | Летом | Зимой | Летом | |
До 1 года 1-3 3-5 5-7 | 36 34 34 32 | 35 33 32 30 | 30 28 26 24 | 28 25 24 22-20 |
Температура воды для обливания ног
Возраст (в годах) | Начальная | Предельная | ||
Зимой | Летом | Зимой | Летом | |
1-3 3-7 | 36 33 | 35-33 32 | 24 28 | 22 16 |
Схема проведения свето – воздушных ванн
Возраст | Минимальная температура воздуха В тени | Время проведения ванн (мин) | Температура воды для обливания после ванн | ||
Первая | Последняя | Первая | Последняя | ||
3-6 месяцев 6-12 месяцев 1-2 года 2-4 года | 25-23 23-22 22-20 20-28 | 2 3 5 5 | 15 30 45 60 | 36 36 36 36 | 30 28 26 22 |
3.Организация закаливания в детском саду.
Организация закаливающих процедур в детском саду требует от дошкольных работников четкого выполнения правил.
- В режиме дня каждой возрастной группы для проведения закаливающих процедур должно быть отведено определенное время.
- В начале учебного года на первом педагогическом совещании должен быть обсужден вопрос о проведении закаливающих процедур во всех деталях.
- Закаливающие процедуры назначаются врачом при участии заведующей детским учреждением с учетом состояния здоровья и физического развития ребенка, его индивидуальных особенностей, условий жизни дома.
- Закаливание проводится в течение всего года с учетом климата, сезона и погоды.
Средствами закаливания являются воздух, вода и солнце. Закаливающие процедуры делятся на общие и местные. При местных процедурах воздействию воды и воздуха подвергается часть тела.
На основе рефлекторной деятельности организма ответные реакции являются общими, а не местными. Так, после обливания стоп холодной водой изменяется температура кожи не только на стопе, но и на лбу и носу, изменяется также тонус кожных сосудов предплечья, частота пульса, объем легочной вентиляции, кровяное давление.
4. Учет индивидуальных особенностей и состояния ребенка при закаливании.
Вся работа по закаливанию детей должна строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании медицинских карт врач дошкольного учреждения должен по каждой возрастной группе составить сводную ведомость, которая поможет воспитателям и медицинским работникам иметь четкую картину о состоянии здоровья всей группы и каждого ребенка в отдельности.
Следует помнить:
- Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства).
- Тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям.
- Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
- Комплексное использование всех природных факторов.
- В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон.
5.Организация закаливающих процедур в конкретном образовательном дошкольном учреждении.
Методические рекомендации воспитателям старшей группы сада № 131 (ЗПР)
- Обязательно соблюдать постепенности и систематичности.
- Строго индивидуальный подход.
- Необходим постоянный контроль врача за состоянием здоровья детей.
- Сочетать закаливание с другими формами физической культуры; с разнообразными гимнастическими упражнениями, играми, развлечениями.
- При освещении использовать цветовые гаммы в различных сочетаниях.
- Все виды закаливания проводить не ранее чем через 30 – 40 минут после приема пищи.
В данном детском саду в настоящее время вся оздоровительная работа строится на основе анамнеза развития ребенка и индивидуального компьютерного прогнозирования его заболеваемости.
Особое внимание уделяется закаливающим процедурам, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия на организм ребенка не только в течение месяца, но и в течение года, а также всего периода пребывания детей в детском саду.
Рекомендации по проведению закаливающих процедур дает врач, отмечая их в «Журнале здоровья», индивидуальном для каждой возрастной группы в соответствии с возрастом, особенностями состояния здоровья и физическим развитием детей.
Чтобы правильно проводить работу по закаливанию организма ребенка, необходимо осуществлять контроль за проведением закаливающих процедур.
Основные показатели: общее хорошее состояния ребенка, сон, аппетит, двигательная активность, нарастание основных антропометрических показателей. Одним из объективных показателей является также снижение заболеваемости катарами верхних дыхательных путей, бронхитом, тонзиллитом.
Список литературы:
- Развитие движение ребенка – дошкольника. Из опыта работы. Под ред. М.И.Фонарева. М., «Просвещение», 1975
- Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999. – 88 с.
- Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛОДОС, 1999. – 144 с.
- Аршавский И.А. ваш малыш может не болеть. – М.: Советский спорт, 1990. – 30с., ил. – (Физкультура для здоровья).
Источник
Раиса Бажутина
Значение закаливания для здоровья детей
ЗАКАЛИВАНИЕ.
Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма является закаливание. Закаливание укрепляет организм, делает работу всех органов более слаженной. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Крепкий организм становиться менее восприимчив к многим инфекциям. Закаливающие мероприятия укрепляют иммунную систему, а это очень важно для развития растущего организма ребёнка.
Существуют принципы закаливания:
— Регулярность. Лучше всего ежедневные занятия, которые проходят в одно и то же
время суток.
— Постепенность. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более
сильным формам закаливания позволяют увереннее достигать желаемого результата.
— Интенсивность. Сила воздействия должна быть выше обычного воздействия.
— Многофакторность природного воздействия. Использование разных факторов
природы (солнце, воздух, вода, земля).
— Эмоциональность. Закаливание должно проходить на фоне положительных эмоций.
— Соответствие возрастным и физиологическим возможностям. Закаливающие
процедуры должны проводиться с учётом возраста и здоровья ребёнка.
— Комплексность. Все закаливающие мероприятия должны проводиться в комплексе т. к.
все они между собой взаимосвязаны.
Существуют разные виды закаливания:
Закаливающее дыхание.
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Проводится 2-3 раза в день.
«Носик гуляет»— взрослый предлагает ребёнку крепко закрыть рот и хорошо дышать только носом.
«Носик нюхает приятный запах»— ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.
«Носик песенку поёт» на выдохе ребёнок постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «ба- бо — бу»
«Погреем носик» ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет
ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы
растирание.
Затем нужно хорошо очистить свой нос, высморкавшись в носовой платок.
Массаж рук.
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам.
Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Существует множество пальчиковых гимнастик и упражнений.
Массаж волшебных точек ушек.
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
Массаж стоп ног.
Основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно утром или вечером по 3-10 минут. Существует множество методик проведения массажа стоп. Они все состоят из игровых упражнений, которые выполняет ребёнок под руководством взрослого.
Обширное умывание прохладной водой.
Суть умывания заключается в следующем: ребёнок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
«Раз»— обмывает правой рукой левую кисть.
«Два»— обмывает левой рукой правую кисть.
«Три»— мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
«Четыре»— мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.
«Пять»— мокрые ладошки кладёт сзади на шею и ведёт одновременно вперёд.
«Шесть»— мокрой правой ладонью делает круговые движения по груди.
«Семь»— мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
«Восемь»— ополаскивает руки.
«Девять»— отжимает их, слегка стряхивая.
«Десять»— вытирает руки насухо.
«Босоножье».
Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводиться в любое время дня. Дозировка определяется возрастом ребёнка. Желательно начинать в тёплое время года.
Ходьба по солевым дорожкам.
Этот вид закаливания укрепляет организм, вырабатывает устойчивость к простудным заболеваниям.
Суть заключается в том, что ребёнок ходит по смоченным в солевом растворе(1 кг. соли на 10 литров воды) дорожкам. Проводить желательно перед дневным сном. Проводиться один раз в день продолжительность 5-8 минут. Во время ходьбы ребёнок должен ходить на носках, на пятках, на всей ступне. Выполнение процедуры можно сопровождать стихами или потешками.
Топтание в тазике с холодной водой.
Этот вид закаливания укрепляет организм, вырабатывает устойчивость к простудным заболеваниям, стимулирует активные точки, расположенные на подошвах ног.
Ребёнок топчется 2-3 минуты в тазике с холодной водой, затем быстро и тщательно нужно растереть стопы ног полотенцем. Закаливание начинается в воде комнатной температуры и с каждым днём температура становится ниже на один градус. И в конечном результате вода становится + 18 градусов. Можно для лучшего эффекта перед топтанием походить по шипованным коврикам или дорожкам.
Закаливание проводится только со здоровыми детьми. Дети после болезни в процедуре закаливания не участвуют.
Ежедневные солнечные и воздушные ванны.
Ребёнок должен как можно больше находиться на свежем воздухе. Прогулки проводятся 2-3 раза в день. Длительность прогулок зависит от состояния погоды и времени года.
Одежда ребёнка должна соответствовать погоде.
Источник