Социальное развитие ребенка с умственной отсталостью

Социальное развитие ребенка с умственной отсталостью thumbnail

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Основная школа «Коррекция и развитие»

Социальное развитие

в обучении детей

с умственной отсталостью

hello_html_m32bc9e2e.jpgАбрамова Галина Михайловна

г. МЕЖДУРЕЧЕНСК

2018

Социальное развитие осуществляется двумя путями:

— стихийное взаимодействие с действительностью и окружающим миром;

— целенаправленное приобщение ребёнка к действительности.

Виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы, особое место среди которых занимает в начальных классах – игра, в старших – труд. Это: поручения в классе, участие в мероприятиях, соревнованиях, выполнение какой-либо роли (командир – исполнитель). Важным фактором в социальном развитии является семья. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый опыт, учится ориентированию, обустройству жилья, имеет свое пространство. Дома у каждого свои обязанности, поручения: вынести мусор, помыть посуду, убрать постель, вытереть пыль, прибрать игрушки, помочь младшим и т.д. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны педагогов. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество — общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса, но у них отсутствует программа воспитания, в основном оно стихийно.

«Сотрудничество – одно слово, но оно содержит в себе все нравственные качества. Только в сотрудничестве можно воспитать человека для человека. Вот поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают». Симон Соловейчик

Понятие «социальное развитие (социализация)» включает контактность и ее формы, состояние средств общения, эмоциональной сферы, навыков самообслуживания. Работа по социализации детей с интеллектуальными трудностями входит во все разделы программы обучения и воспитания.

Накапливая свой личный опыт во всех видах деятельности, ребенок приобретает навык, со временем вырабатывается привычка, на этой основе формируются качества личности, его уверенность и самоутверждение.

Коррекционно-педагогическая работа по развитию социализации детей — лекотека (знакомство с опытом работы).

Лекотека – это форма образования.

Само слово лекотека (произошло от шведского слова leco- игрушка и греческого theke- хранилище — это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с нарушениями и проблемами развития.

Отправной точкой сотрудничества с родителями является оказание им помощи в понимании сущности имеющихся у ребенка отклонений и динамики их развития, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка.

Основной целью лекотеки, является социализация ребенка, развитие сенсорных навыков, развитие речи, психологическая помощь родителям детей.

Самым главным принципом работы лекотеки является взаимодействие с родителями.

Лекотека — это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития.

Родители – полноправные участники реабилитационного процесса:

-получают полную информацию о перспективах развития ребёнка;

-принимают участие при обсуждении индивидуально-ориентированной программы;

-вовлекаются в процесс совместной продуктивной деятельности с ребёнком;

-обучаются приёмам формирования в семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребёнка.

Обучение и воспитание детей затруднено из-за смешанного характера дефекта, при котором сочетаются двигательные, речевые, познавательные и личностные нарушения.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся индивидуально и группой, во время которых дети находятся рядом с родителями.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми в лекотеке являются:

-развитие двигательной активности,

-развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук,

-развитие сенсорных эталонов,

-развитие познавательной деятельности,

-формирование продуктивных видов деятельности,

-формирование конструктивных навыков и умений,

-развитие личности ребёнка с двигательными нарушениями.

Анализ анкет показал следующее:

•100% родителей отмечают ценность Лекотеки как новой формы социализации и образования своих детей;

•80% родителей активно применяют игровые приёмы в домашних условиях;

•60% родителей пользуются полученными в Лекотеке методическими рекомендациями;

•100% родителей свидетельствуют об улучшении эмоционального состояния детей с момента посещения Лекотеки;

•80% родителей указывают на приобретение их детьми новых знаний, умений и навыков за время посещения Лекотеки;

•100% родителей выказывают желание продолжать посещение Лекотеки.

Следующим направлением в работе Лекотеки является проведение специальных дидактических игр и упражнений, направленных на цветоразличение, длительность временного интервала, представления о временах года, пространственные представления, наблюдательность; упражнения на развитие наглядно-образного, словесно-логического и абстрактного мышления: «Познавательные опыты для детей», «Научные фокусы для детей», «Жидкие фокусы», «Занимательные опыты на кухне», «Изучаем животный мир — ставим опыты», «Изучаем химию — ставим опыты», «Творческие идеи для малыша».

Сказкотерапия Посредством сказочных образов, их действий, дети могут: найти выход из различных сложных ситуаций; увидеть пути решения возникших конфликтов; усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

По мере накопления опыта, ознакомления с предметами и орудиями труда, технологией изготовления изделий у детей происходит обогащение представлений, развитие речи, мышления, формируется эмоционально-эстетическое отношение к реальной действительности, мобилизуется деятельность анализаторов, повышается острота восприятия.

Необходимым условием развития ребенка в Лекотеке является: понимание задания и оречевление своих действий — предпосылка для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируется и уточняется представление ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Волонтерское движение Общение с волонтерами решает и вопрос адаптации и социализации детей с нарушением интеллекта в общество, позволяет преодолеть параллельность двух молодежных сообществ «инвалидов» и «здоровых». Польза в подобном общении есть и для волонтеров. Благодаря помощи волонтеров в Лекотеке дети имеют возможность участвовать в социальных мероприятиях: спортивных соревнованиях, творческих фестивалях, концертах.

Для расширения представления об окружающем важное значение в Лекотеке имеет воспитание навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Навыки поведения за столом и правила еды, пользование столовыми приборами очень сильно затруднялись из-за слаборазвитой моторики и плохой координации движений. В силу сложившейся привычки, что ребенка кормят, дети медленно переходили к самостоятельной еде. С помощью совместных действий дети учились правильно держать ложку, держать чашку за ручку. Формирование представлений об окружающем осуществляется в ходе совместных игр, прогулок, стихийно возникающих бытовых ситуаций, повседневном общении. Ребенок учится не только выделять предмет или явление из фона, но знакомиться с функциональными качествами и назначением объектов, овладевает умением анализировать их и связывать с внешними, пространственными свойствами.

Ребенок, несомненно, также нуждается в эстетическом воспитании. Значимость эстетического развития для становления личностных качеств ребенка с нарушением интеллекта очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения (конструирование, аппликация, лепка, рисование пальцами).

Читайте также:  Ребенок 9 лет особенности развития

Эстетическое развитие способствует гармоничной социализации ребенка, формированию у него способов взаимодействия и видов деятельности, принимаемых и поощряемых в конкретном социальном окружении. Доказано: дети развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники, если имеют благоприятную основу для развития социализации.

Большое значение при проведении Лекотеки придаётся успешности развития жизненных компетенций, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет мне создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика. Основными принцами, которые служат для руководстводства Лекотекой являются: 

  • принятие ребенка таким, какой он уже есть;

  • справедливость, тактичность, уважение к личности ученика;

  • естественное и свободное поведение учеников и учителя;

  • выдержанность учителя;

  • снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, снижение уровня тревожности учащихся;

  • спокойное отношение к ошибкам детей;

  • стремление поддержать, одобрить, проявить внимание ко всем детям;

  • создание ситуации успеха.

Значение Лекотеки: 

снимает напряжение;

повышает работоспособность;

улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений и развития заболеваний;

более быстрое восстановление работоспособности.

Таким образом, применение Лекотеки способствует личностному, интеллектуальному, психологическому и речевому развитию ребёнка.

Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

Заключение

Разработанные методики позволили выявить уровень сформированности жизненной компетентности учащихся, определяющей степень относительной самостоятельности в устройстве собственной жизни, нами был разработан диагностико- оценочный комплекс. При его разработке мы опирались на имеющийся опыт отечественных ученых и практиков (С. В. Андреевой, Л. Б. Баряевой, Н. П. Вайзмана, А. Р. Маллера, А. А. Хилько, Л. М. Шипицыной, Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича).

Диагностико-оценочный комплекс включает в себя соответствующие блоки:

• оценка сформированности операционального компонента — психо-моторных возможностей и навыков самообслуживания;

• оценка сформированности коммуникативного компонента — речевых возможностей и навыков общения (данные логопедического обследования);

• оценка сформированности регулятивно — мыслительного компонента — элементарных навыков саморегуляции и самоконтроля.

В конечном итоге удалось, во-первых, определить уровень сформированности изучаемых компонентов жизненной компетентности на момент начала обучения и на данный момент (достаточный, необходимый, недостаточный) и, во-вторых, объективировать имеющиеся конкретные проблемы у каждого ребенка с умственной отсталостью.

Полученные диагностические данные на каждого учащегося дополнялись наблюдениями и данными специалистов в процессе обследования за особенностями его поведения и деятельности, а также изучением медицинского и социального анамнеза.

На основании комплексной оценки всей собранной о подростке информации нами были определены следующие уровни сформированности социально-значимых навыков жизненной компетентности у данного контингента подростков.

Недостаточный уровень — отсутствием умений и навыков самообслуживания; неспособностью к продуктивной деятельности даже при помощи взрослого; невозможностью элементарного самоконтроля и саморегуляции. Подросток не в состоянии осознать свои возможности, не уверен в своих силах, не владеет вербальными и невербальными средствами установления коммуникативного контакта. Оцениваемые компоненты жизненной компетентности находятся преимущественно на низком уровне.

Необходимый уровень — сформированы только минимально необходимые элементарные навыки и умения самообслуживания. Подросток способен к продуктивной деятельности, к организации общения со сверстником, педагогом под руководством взрослого. Частично овладевает вербальными и невербальными средствами установления коммуникативного контакта. В редких случаях бывает увлечен, заинтересован в своей деятельности. Оценить свое поведение и быть самокритичным подросток не может. Оцениваемые компоненты жизненной компетентности находятся преимущественно на среднем уровне.

Достаточный уровень — сформированы практически все наиболее необходимые умения и навыки. Подростку интересна доступная ему деятельность; он проявляет в ней достаточную самостоятельность, трудолюбие, способен к простейшему самоконтролю и саморегуляции. Подросток пытается оценить свое поведение с помощью взрослых. Оцениваемые компоненты жизненной компетентности находятся преимущественно на высоком уровне.

Таким образом, проведенная нами социально-реабилитационная работа с подростками с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости позволила получить результаты, подтверждающие возможность повысить уровень их жизненной компетентности и обеспечить наиболее адекватные условия их социальной адаптации и интеграции в общество.

Среди родителей обучающихся было проведено анкетирование по ряду вопросов, позволяющих определить наиболее важные и значимые с точки зрения родителей «жизненные компетентности». В анкетировании приняло участие 30 родителей подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Его результаты показали следующее:

• 100% родителей указали на важность развития способности к общению у подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости;

• 100% родителей указали на важность формирования бытовых навыков и навыков самообслуживания;

• 100% родителей указали на необходимость приобретения социально-

го опыта;

• 80% родителей определили необходимость формирования способности к трудовой деятельности.

Большинство опрошенных родителей поставили на первое место развитие сферы общения подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, так как только общение и взаимодействие с другими людьми позволяет развивать социально-значимые навыки.

Не менее важным направлением работы по социальной реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, как показал опрос родителей, является формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания (100 %).

В результате опроса 100% обучающихся ответили, что им нравится учиться в школе, также они положительно относятся к учителю, воспитателю и одноклассникам.

По данным диагностик выяснилось, что:

сведения о себе и семье достаточно полно сообщают 80% обучающихся; дату рождения знают 80%, называют возраст;

восприятие: — времена года называют 100%;

— время суток знают – 100%;

— дни недели- 100%;

— геометрические фигуры называют и дифференцируют 80% учеников; дополнительные цвета 100%;

— ориентируются в пространстве 60%;

— хорошо ориентируются во времени 4 обучающихся;

Память: хорошую запоминаемость имеют 60%, знают стихи 60%

— низкий уровень развития памяти 40%;

— более развита зрительная память у 60%, слуховая 80%;

Мышление — средний уровень – 60%,

— низкий – 40%

Работоспособность снижена у 80%;

Успешно овладели учебными навыками по специальной (коррекционной) программе для детей с глубоким нарушением интеллекта 60% учеников, удовлетворительно 40 %.

Читайте также:  Упражнения для развития связной речи у ребенка

Источник

Основы социального развития умственно-отсталых детей.

         Интеграция в общество детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников.

        Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования.      

      Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте – основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в интеллектуальном развитии.          

     У детей с нарушением интеллекта обнаружены неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям.

     Традиционно считается, что основной составляющей и механизмом процесса социализации является адаптация, под влиянием которой человек обретает черты социальности, становится полноправным членом общества.  

     Однако стать существом социальным, не имея для этого внутренних предпосылок, под влиянием одних только внешних условий, не возможно.

    В ходе социального развития человека изменяются формы социального взаимодействия его с обществом, возрастает мера соответствия требованиям, нормам последнего. Но это есть лишь количественные изменения. В ходе индивидуального развития ребенка нельзя зафиксировать момент качественного изменения или скачка, означающего смену его биологического существования и переход к социальному.

     В работах А.В. Малера можно найти соединение понятий социализация и адаптация. Они указывают: «Социализация осуществляет социальную типизацию личности, адаптирует и интегрирует человека в обществе, благодаря усвоению им социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам».

    Для детей с нарушениями интеллекта социальная адаптация  означает приспособление, приведение индивидуального и группового поведения «особых» детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей.  

    У «особых» детей, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении.

     В задачи развития и воспитания «особых» детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает «особым» детям возможность активного участия в общественной жизни.

    В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только приспособление ребёнка с ОВЗ к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.

     В результате социально-психологической адаптации формируются социальные качества общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.

Олимпиада по СБО (участие в отборочных турах), как средство позволяющее учащимся с ОВЗ в младших классах  овладевать навыками социализации.

      Участие детей в подготовке к Олимпиаде по СБО – это система коррекционной учебно-воспитательной работы, которая  представляет собой целостный комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на всестороннее развитие психических и физических возможностей каждого нетипичного ребенка, его социализацию, а также, максимальную коррекцию и компенсацию нарушений его развития.

ФОРМЫ РАБОТЫ

  • Внеурочная  деятельность – подготовка и участие в праздниках; классные часы; трудовая деятельность; выполнение поручений; экскурсии в ближайший социум; агитбригады; соревнования.
  • Учебная деятельность –дидактические, сюжетно-ролевые игры; групповое чтение, обсуждение прочитанного; рисование; работа с пословицами; дифференцированная работа в группах; практические работы; проектная деятельность.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Формирование сотрудничества ребенка с взрослым и формирование

способов усвоения социокультурного опыта.

  1.  Физическое воспитание и развитие детей.
  2.  Формирование ментальных процессов (умственное воспитание):

а) улучшение и развитие сенсорной сферы детей с умственной отсталостью;

б) уточнение, расширение объема представлений об окружающем;

в) формирование навыков умственной деятельности, развитие речи.    

     4.   Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью.

     5.   Трудовое воспитание и обучение детей с ОВЗ:

а) занятия ручным трудом;

б) воспитание навыков самообслуживания;

в) воспитание уважения к труду взрослых.

     6.   Нравственное воспитание детей.

     7.   Эстетическое воспитание детей.

  • Создавая условия для формирования представлений о школьных правилах были запланированы классные часы: 

«Я – ученик», «Давайте познакомимся», «Права обязанности школьников», «Как вести себя в школе», «Наш класс на перемене».

  • Для стимулирования внутригруппового общения: 

с /р игра «Я и мы», соц. игра «Найти пару».

  • Для формирования гигиенических навыков и культуры поведения:

Классный час «Шли на угощение, а тут ещё и общение», Трудовой час «Чтобы класс спасти от пыли», игра «Мы принимаем гостей», кл. час «Если хочешь быть здоров».

  • Для развития межличностного общения в коллективе класса:

 игра «Закончи предложение», час общения «Добрые слова о моей игрушке», групповое пение «Улыбка», «Дружба».

  • Для развития коммуникативных способностей:

 ролевые игры «Знакомство», «Приветствие», «разговор по телефону»; речевые игры «Учимся благодарить», «Поздравление».

  • Для того, чтобы научить решать возникающие проблемы мирным способом:

классный час «Мы дружные ребята»; обсуждение мультфильмов «Приключение кота Леопольда», «Зима в Простоквашино».

  • Для того, чтобы научить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых):

упражнения «Догадайся о выборе»; разбор жизненных ситуаций

«Я на улице», «Общественный транспорт».

  • Для развития положительной самооценки, самоорганизованности:

игра «Самореклама», составление автопортрета «Это – я».

  • Для развития воли и терпения в выполнении дела от начала до конца:

классный час «Мои «хочу» и мои «надо», игра «Да и нет, не говори», групповое чтение К.Ушинский «Кончил дело – гуляй смело».

Ориентация  в социуме

Экскурсия по школе (кабинет директора, столовая, мед.кабинет, библиотека, гардероб, школьные мастерские).

-Клубный час: «Где живу Я».

-Классный час: «Кто о нас заботится» (С последующей экскурсией по школе — столовая, вахта, пожарный щит, пожарный выход, пожарные лестницы в школе).

Гигиена питания

-Классный час: «Что мы любим есть?»

Читайте также:  Программа развития по готовности ребенка в школу

-Клубный час: «Правильное питание — здоровое питание»

-Внеклассное мероприятие: «Если хочешь быть здоров…»

 (Игровая программа).

-Клубный час: «Всё про витамины» (Игровая программа).

Личная гигиена

-Классный час: «Надо, надо умываться…»

-Клубный час: «Правила ухода за телом» (Беседа-практикум).

-Урок-практикум: «Чистота- залог здоровья» — генеральная уборка в классе.

Работа по социальному развитию

в учебной деятельности.

      На уроках окружающего мира; гигиены и самообслуживания акцентируется внимание на расширение у детей представлений о природе, нормах жизни – идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине и других местах – идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром.

     Эта работа ведется через дидактические игры, занимательные упражнения, рассказы, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, пословицы.

     Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самому себе.

     Задача – чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо установить самые важные общественно-значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны.  

     Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе:

  • Товарищество.
  • Уважение к старшим.
  • Доброта.
  • Честность.
  • Трудолюбие.
  • Бережливость.
  • Дисциплинированность, соблюдение порядка.
  • Любознательность.
  • Любовь к прекрасному.
  • Стремление быть сильным, ловким.

Подготовки к Олимпиаде по СБО поможет ребенку  приобрести:

  • Культурно-гигиенические навыки.
  • Навыки самостоятельности, предотвращения иждивенчества  в посильных для него заданиях по самообслуживанию.
  • Четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе.
  • Умения чувствовать и понимать других людей.
  • Произойдет приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека.
  • Увидит ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.

Работа с родителями при подготовке учащихся к Олимпиаде по СБО

    Поскольку сущность социализации детей с ОВЗ состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Придя в школу, в первый класс, ребёнок попадает в детский коллектив.

    Роль детского коллектива для формирования активной жизненной позиции учеников с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития, очень значима.

    Рекомендуется создавать положительный микроклимат в группе, который позволит включить всех обучающихся в деятельность коллектива, с учетом их особенностей и наклонностей.

   С первых дней пребывания ребёнка в школе, важна подготовка его к самостоятельной жизни.

   Первоклассники наравне со всеми учащимися школы включаются в подготовку к Олимпиаде по СБО.

    Для успешного прохождения отборочных туров необходима помощь родителей, а именно: работа по конкретизации и уточнению жизненных планов каждого ученика (беседы с родителями на предмет того, кем они хотят видеть своих детей в будущем, адекватное представление,  с учётом психо- физиологических особенностей и степени дефекта умственной отсталости) , приучение детей к самообслуживанию и обслуживающему труду, формирование коммуникативных навыков.

   Работу по созданию условий, позволяющих учащимся овладевать навыками социализации я рекомендую начать с изучения семей – это позволит ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.  

                                                                                 (Приложение – АНКЕТА)

Составление социального паспорта:

Семья:

полная – 2 семьи;

неполная – 3 семьи;

с одним ребенком – 2 семьи;

с двумя– 3 семьи;

многодетные –

родители-инвалиды –

дети-инвалиды – 5 человек;

опекаемые дети – 1 человек

благополучные – 2 семьи

формально-благополучные – 3 семьи

Состав семьи:

межпоколенные (родители, дети, родители родителей) –

двухпоколенные (родители, дети) – 5 семей.

Можно использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседы, анкетирование, рисунки детей.

При проведении анкетирования «Самоанализ социальных факторов жизни семьи» выяснила, что доход семьи:

денег в основном хватает – 2 семьи

живем от зарплаты до зарплаты – 3 семьи

Педагогический стиль:

разумная требовательность к детям, атмосфера доверия и поддержки друг друга – 3 семьи

родительская любовь сопровождается сильной опекой– 2 семьи

Уровень эмоциональной поддержки:

атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви – 3 семьи

здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, «жизнь по привычке» — 2 семьи

Педагогическая культура:

читают педагогическую литературу, используют рекомендации учителя, воспитателя, слушают передачи по радио, телевидению – 17%

используют жизненный опыт – 83%

Проблемы в воспитании:

непослушание, раздражительность, плаксивость – 73%

не испытывают проблем –  27%

     При проведении анкетирования «Стили и методы воспитания в семье», выяснилось, что 63% родителей считают, что необходимо воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, хотя отмечают, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок; и только 37% создают все возможные условия для того, чтобы ребенок с ОВЗ мог научиться развивать собственную инициативу, способность к анализу событий, учат не только осознавать свои ошибки, но и создают условия для их самостоятельного исправления.

     Проведение такой диагностики выявило особенности семейного воспитания и позволило наметить план работы с родителями, используя индивидуальные формы: беседы, консультации; групповые: родительские собрания, заседания круглого стола. Упор делался на психолого-педагогическое просвещение родителей.

      Изучив психо- физиологические  особенности  учащихся данного класса, подготовка к Олимпиаде по СБО должна быть направлена на формирование личностных качеств, а именно: уметь организовать свою работу и себя, проявлять инициативу и самостоятельность,  преодолевать трудности.

      Первый вопрос, который решается – это становление социальной позиции ребенка и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся  с ОВЗ умения ориентироваться в социальной среде, что  является одной из важнейших задач Олимпиады по СБО.

Источник