Социальное развитие ребенка инвалида в обществе

ВВЕДЕНИЕ

Проблема инвалидности является актуальной проблемой, что аргументируется убедительными данными международной статистики, согласно которой число инвалидов во всех странах велико и четко прослеживается тенденция к его увеличению.

В наше время в России стоит острый вопрос, связанный с проблемами детей-инвалидов в современном социальном обществе. Проблема детей-инвалидов касается почти всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь этим детям, до атмосферы, в которой живут их семьи. Число детей-инвалидов с каждым годом становится все выше и выше. Этому способствует множество факторов: невысокий уровень медицины в России, нехватка финансирования, плохая экология, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), рост травматизма, детская заболеваемость, и т.д. К детям инвалидам относятся дети, которые значительно ограничены в жизнедеятельности, социально дезадаптированы вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению ,трудовой деятельности и т.д.

В нашей стране официально инвалидами считаются свыше восьми миллионов человек. И каждый год эта цифра увеличивается, лишь семь процентов детей рождается здоровыми.

В последнее время часто заходит речь о переходе к более гибкой терминологии по отношению к детям инвалидам. По отношению к ребенку огромное значение играет тот факт как к нему обращаются, гораздо гуманнее было бы говорить не «умственно отсталый», а «ребенок с неспособностями», не «слепой», а ребенок с ослабленным зрением.

Проблема социальной адаптации детей инвалидов очень актуальна сейчас. Если в 1990 году на учете в органах социальной защиты состояло сто пятьдесят одна тысяча таких детей, сегодня же детей-инвалидов насчитывается около шестисот тысяч, две трети из которых – особые дети, имеющие психические и психоневрологические нарушения (детский церебральный паралич, аутизм, синдром Дауна, и другие). Ежегодно в России рождается пятьдесят тысяч инвалидов с детства. Тяжело быть инвалидом в возрасте 20 лет и выше, а еще тяжелее быть им с самого рождения, ведь в детские годы ребенок постигает и учится очень многому, а инвалидность становится огромным барьером к преодолению нового.

Для детей-инвалидов создаются реабилитационные центры, в которых им и их семьям оказывается медицинская, социальная, психологическая помощь, но их не хватает на всех и это очень серьезная проблема. Так же остро стоит проблема образования. Многие школы, детские сады, колледжи и вузы просто не могут принять детей-инвалидов потому что в них или нет совсем или катастрофически не хватает ни специального оборудования, ни специально обученных людей. Детям-инвалидам необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом, только так они смогут понять что они действительно нужны, что их действительно любят и понимают.

Чем раньше ребенок-инвалид получает помощь, тем больше шансов, что он будет ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе. В идеале коррекционная помощь должна начинаться практически сразу после рождения, как только могут быть выявлены соответствующие проблемы.

Дети-инвалиды— часть человеческого потенциала мира и России. Четверть нобелевских лауреатов — люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидами были слепой Гомер и глухой Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт. Люди с ограниченными возможностями могут все или почти все. Им просто нужно помочь, и желательно вовремя…

Данная курсовая работа посвящена изучению проблем детей инвалидов и возможному поиску их решений.

Объектом моей курсовой работы является социальная ситуация детей-инвалидов.

Предметом моей курсовой работы являются ключевые моменты социальной адаптации детей-инвалидов в России.

Цель данной курсовой работы исследовать теоретические и практико-ориентированные источники по проблемам адаптации детей-инвалидов в современном обществе.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

Изучить научную литературу по теме курсовой работы;

Изучить правовые источники по теме курсовой работы;

Выполнить теоретическое исследование проблем детей-инвалидов на основе изученной литературы;

Сделать обобщения и выводы;

Изложить результаты исследования в традиционной форме курсовой работы.

Социальный портрет детей-инвалидов

Детей, о которых будет говориться в моей работе, называют детьми-инвалидами. Эти дети особенные, не такие как все. У них все по другому и развитие и восприятие мира и поведение. Таких детей очень часто не воспринимает наше общество, их пытаются «оттолкнуть», обидеть, их просто не замечают. Но я неравнодушна к этой проблеме и попытаюсь выяснить, что же включает в себя понятия «инвалид», «инвалидность».

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 год) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.

Читайте также:  Развитие потешек на память ребенка

В законе «О социальной защите инвалидов» сказано, что инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению.

В нашей же стране для выявления «инвалидности» используется клинический показатель– устойчивое нарушение функций организма в связи с таким социальным показателем, как степень участия в трудовой деятельности (нарушение трудоспособности). В России существует Медико-педагогическая комиссия, в нее входят социальные педагоги ,врачи, психологи и другие специалисты. Эта комиссия определяет инвалидность ребенка в зависимости от степени нарушения функций, а в зависимости от степени нарушения функций определяют степень нарушения здоровья.

Выделяют четыре степени:

1 степень утраты здоровья определяется при легком или умеренном нарушений функций ребенка;

2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);

3 степень утраты здоровья соответствует второй группе инвалидности у взрослого;

4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует первой группе инвалидности у взрослого).

Основные группы заболеваний ребенка-инвалида:

1. Нервно-психические заболевания;

2. заболевания внутренних органов;

3. поражения и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящим глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях;

4. онкологические заболевания, к которым относятся злокачественные опухоли второй и третьей стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению злокачественные заболевания новообразования глаза, печени и других органов;

5. поражение и заболевания органов слуха;

6. хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации;

7. эндокринные заболевания.

По этому внушительному списку можно догадаться ,что очень многие заболевания вызывают инвалидность. Эти болезни оставляют «огромный след» в поведении ребенка, в его восприятии, в отношениях с окружающими и родителями, в ощущениях , создают определенные барьеры для ребенка и его семьи.

Специалисты, работающие с инвалидами, выделили следующие основные проблемы (барьеры, с которыми сталкивается семья с ребенком-инвалидом и сам ребенок в нашей стране):

— социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалида от родителей и опекунов;

— при рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья либо распадается, либо усилено опекает ребенка, не давая ему развиваться;

— выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей;

— трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.­), что приводит к изоляции инвалида;

— отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями);

— сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование стереотипа «инвалид – бесполезный» и т.п.­);

— отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики.

В этом списке (опубликованном выше) лишь малая часть проблем детей-инвалидов ,в повседневной жизни их во много раз больше. К сожалению решить их не так уж просто.

Итак, инвалидность – это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными отклонениями. В следствии этого возникают социальные, законодательные и иные барьеры, которые не позволяют человеку имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.

1.2 «Ярлык» ребенка-инвалида.

В нашем обществе существовала и существует установка на изъятие ребенка-инвалида из семьи и социума, и помещения его в изоляцию, в интернат. И родители ребенка с явной патологией уже в роддоме подвергаются уговорам отказаться от ребенка. Работает старая система изъятия инвалидов из общества.

Источник

Наталья Юрьевна
Из опыта работы социального педагога по теме «Социализация детей-инвалидов в ДОУ»

Автор: Шульгина Любовь Николаевна, социальный педагог МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 «Берёзка», г. Коряжма.

Читайте также:  Назовите основные факторы развития ребенка

Описание материала: предоставляю вам материал из опыта работы по теме «Социализация детей-инвалидов в ДОУ»

Социализация — это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

В настоящее время во многих странах мира одним из главных средств социальной интеграции считается социализация личности, т. е. «развитие личности человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, обусловленное конкретными социальными факторами».

Процесс социализации (по Л. М. Шипицыной) осуществляется на протяжении всей жизни человека и проходит в трех сферах:

в деятельности – у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация;

в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими;

в самосознании, сознании и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки;

Для детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития основной задачей является социальная адаптация.

Уже с первых дней жизни ребёнок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Особое внимание следует уделять социализации детей-инвалидов. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.

Социальная адаптация детей-инвалидов на сегодняшний день одна из наиболее важных и трудных задач ДОУ. Рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, – все это предопределяет важность социальной адаптации детей-инвалидов.

Цель: создание условий для успешной социализации детей-инвалидов в ДОУ.

Задачи:

1. Способствовать социально-личностному развитию детей-инвалидов;

2. Повышать компетентность родителей в вопросах социализации, через использование активных форм сотрудничества с семьей.

На протяжении 10 лет в нашем детском саду работает группа компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом. Возраст детей от 4 до 7 лет. Дети, поступающие в нашу группу, совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию, это дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья с разными, порой очень сложными дефектами в развитии.

В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, это включение детей-инвалидов в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, вовлечение детей в массовые мероприятия, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. Вовлечения детей-инвалидов в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т. д., проводимые в образовательном учреждении).

Задача социализации детей-инвалидов является одной из важных в деятельности коррекционной группы. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов и родителей.

От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности, поэтому задача педагогов нашего ДОУ направить свои усилия на создание условий для успешной социализации детей-инвалидов и социально-личностного развития ребёнка. Именно социально-личностное развитие, целенаправленное, систематическое, помогает сформировать нравственные личностные качества.

Эмоциональное благополучие ребенка – это, прежде всего, комфорт в душе ребенка (ориентация на успех в достижении целей, наличие положительных эмоций.). Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности.

Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.

Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка воронеж

Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой представляет ребёнку возможность для саморазвития.

Ещё одним важным условием является профессионализм воспитателей и специалистов дошкольного учреждения, способных оказывать влияние на эмоциональное развитие такого ребёнка.

Основные критерии профессионализма педагогов:

— понять и помочь

— позитивное отношение к жизни;

— стремление к лучшему;

— формирование творческой активности;

— доброжелательное отношение;

— обогащение внутреннего мира ребенка впечатлениями;

— грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса;

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие, ими являются:

— семья

— детский сад

Но, ни для кого не секрет, что родители детей-инвалидов – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим, жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе. Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию. Детский сад становится социальным центром помощи семье в воспитании таких детей.

Главным педагогическим условием успешной социальной адаптации ребёнка-инвалида к условиям воспитания в детском саду является единство требований к малышу в семье и детском саду. С этой целью родителей знакомят с условиями жизни детей в такой группе, а также воспитатели узнают об условиях воспитания малыша в семье, его индивидуальных особенностях, привычках.

Семья как основной агент социализации и социальной адаптации детей, отсюда главная задача: создать условия для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников этой группы.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения ребёнка-инвалида в социальный мир.

Формы и методы взаимодействия используемые с родителями:

Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.

Дни открытых дверей– родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

Наглядная информация – родители просвещаются о ходе педагогического процесса непосредственно без контакта педагога.

Анкетирование, тестирование, опросы – проводятся с целью изучения потребностей родителей. При помощи анкетирования можно узнать особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей и их трудности, ошибки, отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться об особенностях воспитания ребёнка.

Памятки, информационные письма – это мини-пособие по проблемам воспитания, обучения таких детей.

Групповые дискуссии – повышают грамотность родителей, они позволяют выявить индивидуальные приёмы воспитания.

Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).

Совместное творчество детей и родителей (концерты, соревнования, выставки и т. п.)

Посещение семей. Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. А в семьях, которые воспитывают детей –инвалидов, необходимо тщательное их изучение.

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: что включение детей-инвалидов в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности, создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов и родителей принесли результаты.

Я думаю, что предложенный опыт работы по созданию условий для успешной социализации детей-инвалидов будет полезен многим ДОУ воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Не так важно быть «нормальным»,

как научиться принимать нас такими,

какие мы есть: мы хотим жить и

любить в полную меру…

Дэвид Вернер

Литература:

Подколзина Е. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. Москва, 2009.

Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии. Диагностика и консультирование. Москва, 2007.

Давыдова О. И., Богославец Л. Г. Работа с родителями в детском саду. Москва, 2005.

Данилина Т. А., Степина Н. М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. Москва, 2004.

Источник