Социальное развитие личности ребенка дошкольного возраста

Социальное развитие личности ребенка дошкольного возраста thumbnail

Ольга Шептикина
Социально-личностное развитие дошкольника.

Социально-личностное развитие в условиях ФГОС включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Организация деятельности по социально-личностному развитиюв условиях ДОУ доступна в следующих формах:

— НОД;

— совместная деятельность воспитателя с детьми;

— совместная деятельность детей;

— индивидуальная работа воспитателя с ребенком;

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности.

Социальное развитие связано с формированием Я-концепции, т. е. осознанием ребенком себя как личности. Задачами социального развития дошкольников,являются следующие:

1. Формирование представлений о социальном мире и о самом себе.

2. Воспитание социальных чувств.

3. Воспитание активной позиции.

4. Формирование представлений о себе, окружающих людях, природе, рукотворном мире.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Достаточно хорошо известно, что своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению у него эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.

Многие взрослые считают, что ребенок должен делать что-то полезное, а не только играть. Аксиомой является положение о том, что игра — ведущий вид деятельности дошкольников. В процессе игры развитиеребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Все игры могут и должны использоваться для их социального развития, так как игра — это в большинстве случаев коллективная деятельность, предполагающая необходимость общения со сверстниками или взрослыми, определения лидеров, «звезд» и «отверженных».

Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т. е. включения во все моменты образовательного процесса.

Личный опыт ребёнка организуется так, чтобы он естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра — едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике, а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и обработка норм поведения и человеческого общежития.

Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы научить детей играть, а значит — научить жить.

Педагоги должны владеть обширным игровым материалом, в том числе учитывать классификацию игр, которая позволяет повышать результативность педагогического воздействия.

В дошкольной педагогике существует несколько классификаций игр детей.

Первый класс игр — игры по инициативе детей (самостоятельные сюжетные, с водой и песком, режиссерские, театрализованные).

Второй класс — игры по инициативе взрослых (дидактические, подвижные, игры-забавы, интеллектуальные).

Третий класс — народные игры (обрядовые, тренинговые, досуговые, архаические).

Мы более широко рассматриваем классификацию игр с целью охватить все игры.

1. Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительные, театрализованные, игры с песком и водой).

2. Игры с правилами, которые подразделяются на дидактические (с математическим и экологическим содержанием, связанные с развитием речи, изодеятельностью, сенсорикой, музыкальные, подвижные (сюжетные, бессюжетные, аттракционы, элементы спортивных игр и упражнений); интеллектуальные (игры для педагогической коррекции, компьютерные и музыкальные игры, народные игры, игры-забавы).

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка в дошкольном возрасте реферат

Использование игровых ситуаций часто помогает разрешить проблему нежелания дошкольников участвовать в новых непривычных, трудных видах работы. Познание, труд, самообслуживание, общественную работу можно организовать, используя отдельные игровые элементы, приемы, или полностью провести в игровой форме.

В процессе участия в таких играх дети учатся общению, пробуют себя в различных ролях и ситуациях. Они учатся быть лидерами и подчиняться решению большинства, становятся рабочими, инженерами, конструкторами, изобретателями, дизайнерами, летчиками-испытателями и космонавтами, проживая и переживая эти роли в ситуациях, которые могут им помочь во взрослой жизни.

Следовательно, обогащение социально-культурного опыта ребенка дошкольного возраста возможно путем специально заданной игровой деятельности. Игра побуждает его сотрудничать и с детьми, и со взрослыми, считаться с потребностями и нуждами окружающих.

Развивающиеся чувства эмпатии, дружеской привязанности обогащаются у ребенка именно в игре, изменяются, являясь основой для возникновения более сложных социальных чувств. Именно в игровом сообществе у него возникают основные психологические новообразования — ориентация на окружающих, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения требований культуры общества; развиваются личностные механизмы культуры поведения — контроль и самоконтроль, самоограничение, оценка и самооценка. Идентифицируя себя со взрослым, ребенок тем самым усваивает культурные образцы и нормы. Разумеется, первые ярко выраженные идентификации происходят с родителями сначала с чисто внешней стороны, затем усваиваются и внутренние черты родителей, их вкусы, социальные отношения, способ поведения, что, естественно, не может не отразиться на выборе сюжета игр. Вот почему в этой связи ответственность несут взрослые, особенно родители.

Таким образом, социализация ребенка — это процесс овладения социальным опытом,где в целостную систему соединяются:

1. деятельность ребенка по освоению социально значимого содержания;

2. общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей;

3. содержание и структура его самосознания.

Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:

1. помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;

2. обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;

3. включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;

4. воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации.

Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь, затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение — это и есть процесс воспитания и развития ребенка. А игра – как сложный социально-психологический феномен имеет большое значение не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека и является непременным условием разностороннего развития личности. Социально-коммуникативные навыки  развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

Вашему вниманию, мы  предлагаем приложение с играми на развитие социально-коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:

чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров «Клеевой ручеек»,  «Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли» и др.

умение устанавливать  доброжелательные отношения, замечать положительные качества других  и выражать это словами, делать комплименты «Вежливые слова», «Волшебный букет цветов»,  «Подарок для всех» и др.

умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом «Игры- ситуации», «Коврик примирения»,    «Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся» и др.

развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия «Изобрази пословицу», «Разговор через стекло», «Закорючка», «Разведчики» и др.

создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости  «Поймай мышку», «Пресс-конференция», «Пойми меня», «Без маски» и др.

Источник

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Аннотация. В статье представлены результаты исследования по проблеме социально – личностного развития детей дошкольного возраста. Раскрыты различные формы и методы, направленные на развития личности детей дошкольного возраста в социуме.

Ключевые слова: социально – личностное развитие, дети дошкольного возраста, социум.

В нашем современном обществе, в эпоху развития информационных технологий, требуются инициативные, социально адаптированные, способные к саморазвитию и самосовершенствованию личности. Но в условиях продолжающей нестабильности и политической жизни нашего региона продолжает расти число детей, попавших в трудные жизненные условия, ухудшаться условия содержания детей. Это все очень негативно влияет на социально – личностное развития детей дошкольного возраста. Ведь в дошкольном возрасте закладывается развития личности и начинает формироваться личностные механизмы поведения. Поэтому проблема социально – личностного развития становиться особо актуальным.

Читайте также:  Видео 7 гномов развитие ребенка до года

О необходимости социального воспитания еще говорили великие педагоги и философы прошлого: Сократ и Платон, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, но они понимали несколько по-своему социальное воспитание: считали, что путь к созиданию основ личности возможен через   беседы о справедливости, правде, чести, долге, красоте, Родине, мужестве, верности.

На протяжении долгого времени проведенные исследования убедительно доказывают, что дошкольнику необходимо оказывать помощь в сложном процессе вхождения в мир людей, его социализации, которая должна исходить в первую очередь от семьи. У ребенка необходимо развивать умение адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать ценность не только собственной личности, но и других людей, уметь выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Процессом усвоения и воспроизведения ребенком социального опыта является социализация, которая позволяет активно действовать и осуществлять взаимодействие с другими членами общества.

Целью: является теоретическое изучения особенностей социально – личностного развития детей дошкольного возраста в процессе общения и в социуме.

Социальное развитие личности необходимо не менее, чем развитие творческих, интеллектуальных способностей.

Дошкольный возраст – это периода формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Развитие личности происходить под влиянием различных факторов это и семья, социум в котором находиться ребенок и конечно средство массовой информаций. В дошкольном возрасте к воздействию семьи добавляется влияние общение со сверстниками, и другими взрослыми людьми. Очень важно в нашем современном социуме быть успешным, а для этого нужно работать в команде, находить способы взаимопонимания и взаимодействия с людьми, с которыми ты работаешь.

Семья и детский сад это два главных фактора которые стоят у истока социально – личностного развития дошкольника. Но конечно первоначальным и самым главным фактором влияющих на развития личности дошкольника является семья. Далеко не во всех семьях в полной мере реализуют весь комплекс воздействия на ребенка. Вопросу социального воспитания детей не уделяется должного внимания. Семья для ребенка является той лакмусовой бумажкой, в которой он постепенно приобщается к социальной среде. Как писал А.С. Макаренко: «Наши дети – наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми».

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Взрослые являются для детей образцом для подражания, дети активно перенимают их стиль общения, особенности поведения и формируют собственную индивидуальность. Вот поэтому главной задачей является создания полноценного сотрудничества педагог – ребенок – семья. Тесное сотрудничества и взаимодействия семьи и детского сада является наиболее оптимальным вариантом развития личности дошкольника. Педагог в своей работе опирается на помощь семьи, а семья в свою очередь необходимо согласовывать свои действия с работой детского сада с целью достижения общего результата – правильного и полноценного развития ребенка, базирующего на эмоциональные благополучия.

Педагогам же в свою очередь нужно создать эмоционально – комфортный климат в группах детского сада. Социально–педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребёнку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решение возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Это процесс достаточно длительный, требующий немалых усилий и соблюдения взаимосвязанных этапов педагогической технологии социально- личностного развития:

—     создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, включающей систему условий индивидуализации, гендерных особенностей детей и социализации;

—     сбор и анализ информации об индивидуальных личностных особенностях каждого воспитанника (личностные качества, умения, потребности, личный опыт детей, взаимоотношение с окружающими);

—      разработка перспективного планирования работы с детьми по социально-личностному развитию (основные направления работы);

Читайте также:  Развитие связной выразительной речи у ребенка

—    осуществление систематической работы с детьми по социально-личностному развитию (разнообразие форм, методов, средств, приемов и способов работы);

—   коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Личностное взаимодействие педагога с детьми организуется так, чтобы ребенок на личном опыте естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру. Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций, конструируется педагогом как игровые и имитационные. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.

В процессе реализации социально-личностного развития, успешность будет зависеть от профессионализма взрослых. Важное значение имеет развитие коммуникативно-речевых умений и компетенций, активизация познавательной и творческой деятельности, самостоятельности мышления. Дошкольник должен уметь рационально разрешать возникшие споры и управлять своими эмоциями, поведением в разных ситуациях, быть соучастником происходящих вокруг него событий. Это все он может проявить в различных видах деятельности в детском саду. Значительный социальный опыт ребенок проявляет в общении. Общение предполагает понимания вдруг друга.

Так же социальный опыт ребенок проявляет в игровой деятельности, ведь игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Создавая различные сюжеты в игре, дети осваивают множество социальных ролей, значимых для успешных адаптаций в обществе. Разнообразные занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, в процессе которых дошкольнику дают возможность самостоятельно находить решения, вжиться в мир взрослых с помощью фантазий, познать его и понять. Так же очень важно приобщать детей дошкольного возраста к обычаям, традициям и истории своего народа. Ведь знания традиций, историй родного края играет огромную роль в становления личности. Это могут быть различные развлечения и праздники, так же беседы, и народные игры.

Так же усвоение социального опыта ребенка происходить в развитие самосознания. Очень важно обратить ребенка на самого себя (кто я, какой я, мои организм, мои возможности). Обогащать представление о людях их взаимоотношений, развивать чувства самоуважения, собственного достоинства. Направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков. Поэтому, взрослым которым ребенок доверяет и имеет для него важное значение должны знать особенности процесса социально – личностного развития. Знакомить дошкольников с объектами социальной сферы, с социумом ближайшего окружения. Это научить ребенка свободно любить, ориентироваться в созданном окружении, ценить, уважать и заботиться об его субъектах. И конечно очень важно это эмоциональный фон, душевный комфорт дошкольника, который на прямую будет зависит от того как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе в котором он будет находиться и, как и кем он будет себя ощущать. И задача родителей и педагогов правильно и умело помочь приобрести ему это социальный опыт.

Таким образом обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что социально – личностное развития дошкольника является приоритетным. Основой социально-личностного развития ребёнка является возникновение у него чувства привязанности и доверия к взрослым, повышенный интерес к окружающему миру и самому себе, превращение требований дошкольника во внутренние мотивы поведения. Каждый ребенок в дошкольном возрасте должен сформировать представление о многообразии человеческих отношений, познакомиться с правилами и нормами жизни в обществе, вооружиться моделями поведения, которые помогут ему в дальнейшем адекватно реагировать на происходящее в определённых жизненных ситуациях.

Список литературы:

1. Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 711-715. — URL h Библиографическое описание: Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 711-715. — URL https://moluch.ru/archive/61/9058/ (дата обращения: 17.10.2018). ttps://moluch.ru/archive/61/9058/ (дата обращения: 17.10.2018).

2. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой. М.: Логос, 2015. 487с

3.Мангазеева Т. Н. Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 60-63. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11531/ (дата обращения: 08.10.2019).

4.  Немов Р.С. Психология книга 2. М.: «Владос», 2002, 606 стр.

5. Технология социально-личностного развития дошкольников: материалы городской научно-практической конференции 01-02.12.2008 [Текст] / Под ред. Т.М. Бабуновой, Н.И. Левшиной. – Магнитогорск: Магнитогорский ГУ, 2009. – 189 с.

Источник