Социально коммуникативное развитие ребенка в семье

Социально коммуникативное развитие ребенка в семье thumbnail

Людмила Ставцева
Статья: Ребенок в семье, сообществе (образовательная область: социально-коммуникативное развитие)

Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить. Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умение жить среди людей. В повседневном общении с родителями, сверстниками малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. «Семья для маленького ребенка, — как говорится в книге «Воспитание дошкольника в семье» (под. ред. Т. А. Марковой, — почти единственный социальный институт, формирующий его личность».

Каждая отдельно взятая семья непохожа ни на какую другую. Сколько семей, столько особенностей ее уклада, свойственных только данной семье. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектульного развития.

Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить. Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умение жить среди людей. Дошкольник отличается такими психо-физиологическими особенностями, в силу которых ближайшее окружение оказывает на него непрерывное формирующее воздействие.

Вся жизнь взрослых – пример для маленьких. Первые чувства гражданственности у ребенка формируются в семье. И здесь первостепенную роль играет пример родителей, их отношение к людям, труду, общественным обязанностям. Если им присуща активная нравственная позиция, проявляющаяся в широте интересов, в действенном отношении ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, приобщаясь к делам и заботам взрослых, усваивает их убеждения. Малыш видит мир глазами взрослых, которые помогают ему постигать окружающую действительность.

Становление личности находится в тесной связи со всеми сферами жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально- нравственной атмосферой, существующими семейными традициями.От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если ребенок растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий. В настоящее время, к сожалению, всёчаще у детей наблюдаются отклонения в поведении: агрессивность, неуравновешенность, непослушание, гиперактивность, что является последствием психических расстройств. Почему это происходит?

В настоящее время семья, которая всегда была крепким щитом, защитой для детской души, разрушена.Так как появилось много неполных семей: разведённых, матерей-одиночек, пар, живущих «гражданским браком».

«Гражданский брак» стал некоей данью современной моде. Это явление широко разрекламировано и одобряется многими общественными и даже политическими деятелями. Печален тот факт, что это становится дурным примером для молодежи, которой также интересно все новое и неизведанное. В таких семьях каждый из супругов готов хлопнуть дверью при первом же скандале. Это, конечно же, не может положительно влиять на атмосферу в семье. Вместо уютного дома для детей остаётся одно «пепелище». Дети недополучают элементарного общения со взрослыми, т. к. те в свою очередь заняты выяснением отношений. Надо, чтобы не родители снисходили до уровня детей и начинали прыгать, бегать и скакать. Надо, чтобы взрослые принимали детей в свою взрослую жизнь. Только если ребёнок включён в жизнь взрослых, он будет развиваться.

Ведь самое важное, что должен усвоить ребёнок в семье от родителей — это любовь. Любовь и взаимоуважение составляют атмосферу семьи. Ребёнок должен воспитываться на примере! Нужно окружить его теми образами, которые вы считаете полезными. «Дерево растёт стройным, если тянется к солнцу. Лишите его источника света и оно будет уродливым.»

Что и происходит в современном мире. Душа ребёнка требует примеров для подражания. А какой пример могут дать родители, живущие в «гражданском браке»? Ребенок не видит в своих родителях единой крепости и защиты для себя. Родители в таких семьях не уверены в своих отношениях. Ребёнок, хотя и не в полной мере способен ещё понимать это, но чувствует недоверие родителей друг к другу, что приводит к росту тревоги, неуверенности в себе и агрессии. Поэтому так важно понять, что воспитание своего ребёнка нужно начинать с воспитания себя. Какой я, такой и мой ребёнок.

К сожалению, воспитание детей в настоящее время стало по преимуществу женским делом, и это даёт о себе знать уже сегодня – в негативности к отцовству, к родительской должности, а значит, и к отцовскому счастью.

Запомните:

Самая лучшая женщина в мире, самоотверженная и преданная мать, не восполнит мальчику, да и девочке того, что может дать ему только отец.

Воспитание ребёнка только тогда может быть полноценным, всесторонним и естественным, когда в нём участвуют оба родителя. Кстати, статистика неблагополучных подростков, оказавшихся в колониях,свидетельствует: более 70% из них – из так называемых неполных семей. То есть тех, где отец отсутствует. Даже в условиях раздельного проживания родителей несовершеннолетний должен постоянно ощущать их внимание и заботу. И как важно, чтобы горькое последствие развода между родителями по возможности меньше отражалось на детях, для которых мы всегда остаёмся матерью и отцом. И эту кровную, созданную природой связь, нельзя прерывать. Полная безотцовщина уродует души детей, прежде всего, дурно воздействует на них через беспокойную, настороженную мать. Отсюда повышенная реактивность и агрессивность, отмечаемая психологами у детей, выросших в неполных семьях: нет уверенности, устойчивости, которые придает всему дому отец.

Читайте также:  Консультация для родителей подвижные игры как средство развития ребенка

Почему в семье для детей необходимо как женское, так и мужское влияние? Мать, как правило, действует на них лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости — это забота отца. Часто можно слышать, что ребёнку не хватает мужской руки. Нужно понимать, что речь идёт не о той руке, которая может крепко ударить, а о той, на которую можно опереться.Дети должны знать: есть на свете нечто, что могут сделать и вынести только мужские руки и мужские плечи. Такое знание усваивается только на опыте. Если ребёнок хоть раз в жизни видел, как его отец бросился выручать попавшего в беду, если заметил, как он уступает место старику, такой ребёнок уже в детстве усвоит нормы порядочности, нормы естественного поведения.

Наблюдая за отношениями папы и мамы, ребёнок узнает культуру отношений между мужчиной и женщиной. Таким образом, для него формируется модель будущих отношений с противоположным полом. Велика вероятность того, что в будущем в собственной семье дети воспроизведут модель отношений, подобную той, которую видят в детстве.

Помните:

Гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлёта личности ребёнка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребёнку набрать высоту. Родители, дающие положительный пример для подражания, растят честных и добропорядочных граждан Отечества.

По каким признакам можно судить о семье как о коллективе, который способен осуществлять главную социальную задачу (подготовка ребенка к жизни, его гармоничное развитие и воспитание, которая решается обществом и семьей).

Социальная ценность семьи.

Она определяется прочностью, нравственными устоями, душевным здоровьем, общностью дел и интересов. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, праздники, культурные и спортивные увлечения, совместный досуг.

Правильные внутрисемейные отношения, в системе которых участвует и ребенок.

Если взрослые все свое внимание концентрируют на нем, чтобы удовлетворить любое его желание, любой каприз, то создаются условия для процветания эгоцентризма.

Нельзя не подчеркнуть особую роль матери и отца в жизни и воспитании ребенка. Отношения «мать-отец» — величайший пример для ребенка в достижении им нравственных критерий.

Семейные традиции.

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Они скрепляют семью, создают стабильный строй жизни, характеризуют семью как коллетиве.

Трудовая атмосфера семьи.

Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, дошкольник осознает свою причастность к жизни всей семьи.Он постигает важные понятия: каждый член семьи имеет свои обязанности, в семье существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семейного коллектива взаимосвязаны и продиктованы общими интересами; все – старшие и дети – делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Таким образом. совместный труд дает почувствовать всем участникам равенства членов семьи, ответственность каждого перед семейным коллективом.

Эмоциональная атмосфера семьи.

В одних семьях принято все дела решать спокойно. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей принято прикрикивать. Велико влияние эмоционально- нравственного микроклимата семьи на становление личности растущего человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей и подражая им, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности.

Таким образом, семья имеет важное значение в формировании личности маленького человека.Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, — передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.

Читайте также:  Диагностика уровня развития ребенка это задача

Пусть будет уютно и светло в Вашем доме.

Источник

Марина Архипова
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей среднего возраста «Дружная семья»

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей среднего возраста «Дружная семья»

Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»

Вид деятельности: образовательная

Возрастная группа: средняя группа

Тема: «Дружная семья». Программа социокультурные истоки.

Программное содержание:

Цели:

— сформировать представление детей о семье и ее членах.

Задачи.

1.Образовательные:

— продолжать формировать представления детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоянии членов семьи;

— обучать правильно называть всех членов семьи.

— обучение выполнению правил поведения в ресурсном круге;

2. Развивающие:

развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей;

развитие самооценки у детей;

развивать чувство ритма и музыкальные способности.

3.Воспитательные:

— формирование у детей отношения к семье, как основной из главных социокультурных ценностей.

-формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению;

— воспитывать любовь и уважение к своим родным.

Словарная работа: родственники, близкие, родные, члены семьи.

Предварительная работа:

— знакомство детей с первой частью книги для развития «Дружная семья»;

— рассматривание иллюстраций по теме;

— разучивание пословиц о семье;

— слушание: «Моя семья» муз. Н. Мурычевой, русская народная песня «Где был Иванушка»;

— музыкальные движения Е.Железновой: «Головами покиваем»;

— пальчиковая игра «Семья»;

— семейное чтение по теме «Моя дружная семья»:

Рассказ. Л. Корсунская «Семья». Рассказ Э. Шим «Брат и младшая сестра».

— Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».

Материалы и оборудование: семейные фотографии; фотоальбом;фигурки-макеты с изображением: детей, взрослых, пожилых людей (по количеству детей); кружки красного и чёрного цвета (по количеству детей, листы, призы – медальоны.

Методические приемы:

1. Приветствие друг друга «Здравствуй, друг».

2. Сюрпризный момент «Электронное письмо».

3. Путешествие в телестудию на детскую передачу «Моя семья».

4. Разминка «Снежки».

5. Просмотр слайдовой презентации».

6. Игра «Радость или огорчение».

7. Игра «Составь семью».

8. Рефлексия.

Ход РАБОТЫ:

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости.Предлагаю поздороваться:

Здравствуй правая рука

Здравствуй левая рука

Здравствуй друг

Здравствуй друг

Здравствуй, здравствуй дружный зал протягиваем вперёд

протягиваем вперёд

берёмся одной рукой с соседом

берёмся другой рукой

машем

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила необычное электронное письмо. Вам интересно узнать содержание письма?

Дети: да.

Воспитатель: Я сейчас вам его прочитаю

«Дорогие ребята!

Приглашаем вас

в телестудию на детскую передачу, «Моя семья».

Вы согласны быть участниками этой передачи?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Нас ждут, предлагаю войти в телестудию. Занять свои места. (дети садятся на стульчики). Участники телепередачи готовы? (ответы детей) .

Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья», и я, ее ведущая Марина Ивановна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята детского сада. Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе, о своих дорогих и близких людях, о самом главном, что есть на земле — о семье.Но с начала я предлагаю участникам подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?

Дети: Имя.

Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей?

Дети: Фамилией.

Воспитатель: Ребята, кто желает представиться гостям? 2 – 3 чел.

Дети: Меня зовут, моя фамилия….

Воспитатель: молодцы ребята.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

Дети: Семья, семейство.

Воспитатель: А каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?

Дети: С мамой, папой (бабашкой, дедушкой, братом, сестрой).

Воспитатель: Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня.

В дружной семье все проявляют любовь друг к другу, заботу, проводят вместе свободное время, а дети — уважают и слушают своих родителей. Недаром в пословице говорится, что «не нужен и клад, когда в семье мир и лад».

-Ребята, а какие пословицы вы знаете о семье?

Дети: (выступление 2-3 детей).

Воспитатель: Молодцы, а родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают?

Дети: они нам помогают, провожают нас в садик, покупают игрушки, играют с нами, читают сказки, ласкают, обнимают, поют на ночь колыбельные, с папами играем в снежки.

Воспитатель: Правильно ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них.

Какие вы молодцы, пока я слушала вас и вспомнила, когда я была маленькой, я очень любила играть с папой в снежки, поиграем с вами в снежки?

Читайте также:  Особенности развития личности у ребенка с онр

Дети: да.

Физкультминутка «Снежки» музыкальное сопровождение

Воспитатель: Спасибо, ребята. А сейчас предлагаю внимательно послушать загадку и отгадать,о чем говорится:

Полистаю я странички:

Здесь — коричневые птички,

Здесь — мы с бабушкой в лесу,

Здесь — котёнка я несу.

С мамой фото соберём —

Вставим в мой.

Дети: фотоальбом

Воспитатель: Правильно. В каждой семье есть фотографии, на которых запечатлены моменты вашей жизни. У кого-то они хранятся вот в таких (показывает) фотоальбомах, у кого-то в компьютере…Ребята, предлагаю в студии занять свои места, рассмотреть семейные фотографии и сказать, чья это фотография, кто на них изображен. Я думаю, что нашим телезрителям интересно будет послушать рассказы о ваших семьях.

Дети: рассказы детей

Просмотр слайдовой презентации.

Воспитатель: Ребята, какие вы все красивые на этих фотографиях, предлагаю по очереди назвать «Какая у вас семья

Дети: большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастливая.

Воспитатель: Какие вы молодцы, я приятно удивлена. Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким?

Дети: помогаем, слушаемся, говорим ласковые слова.

Воспитатель: Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей.У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный? А почему вы так думаете?

Дети: потому что красный – это светлый, яркий, веселый цвет, а черный – он тусклый, грустный цвет.

Игра «Радость или огорчение»

У вас под стульчиками лежат кружки, и мы поиграем в игру «Радость или огорчение?»: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.

• Вы съели на завтрак всю кашу;

• вы подрались с другом;

• поломали все игрушки;

• помогли маме мыть посуду;

• нагрубили бабушке;

• нарисовали и подарили папе красивый рисунок;

• перед сном пожелали всем «спокойной ночи»;

• порвали новую книжку.

Воспитатель: Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что вы будете совершать только хорошие поступки.

Воспитатель: Ребята, сегодня на телепередаче открыта фотовыставка «Моя семья», где размещены фотографии семей. Только вот такая неприятность произошла, я забыла ваши семейные фотографии в группе. Но у меня в коробке есть фигурки – макеты с изображением человека. Как вы думаете, что с ними можно сделать?

Дети: собрать семью.

Игра «Составь семью».

Воспитатель: Я прошу вас подойти ко мне, присаживайтесь за столы, предлагаю внимательно рассмотреть эти фигурки. А чтоб вам было еще интереснее составлять семью, я заранее подготовила вам листы с фоном. Предлагаю выбрать вам цвет фона, где будете размещать только самых близких членов своей семьи, тех, кто живёт с вами в одной квартире.

Дети: Дети за столами выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, кто справился с заданием, приглашаю выставить свои творческие работы, посмотрим, что у вас получилось. (Выставка детских работ). Какие вы молодцы, так красиво получилось. Вы очень постарались.

У нас у всех есть семья. У кого-то семья большая, у кого-то поменьше. Но в каждой семье вас любят и заботятся о вас. Вы – самые счастливые дети на свете.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?

Дети: не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…

Воспитатель: Правильно, все вы знаете. Сейчас предлагаю всем встать в круг, поиграть в интересную игру «Интервью».

Воспитатель: Даша, скажи, пожалуйста, что интересного ты увидела сегодня на занятии? Наталья, что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии? Варвара, а тебе что запомнилось? Артем о ком мы сегодня говорили?

Дети: о маме, о папе….

Воспитатель: Правильно. Дарья, как можно назвать этих людей, одним словом?

Дети: семья.

Воспитатель: Ребята вы так интересно и с такой большой любовью рассказывали о своей семье, и я думаю, что вы все заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья». В кругу награждаю медальоном и проговариваю заслуженную похвалу.

Воспитатель: На этом наша телепередача закончилась. До новых встреч дорогие гости и участники телепередачи «Моя семья». Огромное спасибо за участие на нашей съемке.

Источник