Социальная ситуация развития ребенка курсовая

Влияние социальной среды и общения ребенка на психическое развитие и формирование личности. Значение социальний ситуации развития в младенчестве, в раннем, дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском возрасте, в период зрелости и старости.

Подобные документы

  • Развитие рефлексии в младшем школьном и подростковом возрасте. Подростки группы риска. Развитие эгоидентичности в подростковом возрасте. Психологические причины развития поведенческих отклонений. Психосоциальная концепция развития личности по Э. Эриксону.

    реферат, добавлен 30.08.2010

  • Изменение социальной ситуации развития ребенка в период начала обучения в школе. Коммуникация как процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Особенности и коррекция нарушения общения ребенка в младшем школьном возрасте.

    реферат, добавлен 10.01.2014

  • Условия для нормального психического и физического развития ребенка. Мать как основной проводник социальных влияний в период его развития. Формы депривации и проблемы ее проявления в младенческом, раннем, дошкольном, младшем и школьном возрасте.

    контрольная работа, добавлен 18.12.2009

  • Формирование личности и личностных механизмов поведения в дошкольном и младшем школьном возрасте. Характеристика психологического развития подростков, особенности познавательного процесса и общения со сверстниками. Определение возрастных границ юности.

    реферат, добавлен 22.04.2011

  • Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка. Развитие эмоциональной сферы, комплекс оживления. Роль общения со взрослым в развитии ребенка. Формирование предпосылок усвоения речи.

    курсовая работа, добавлен 29.10.2011

  • Ведущая деятельность ребенка в младшем школьном возрасте и ряд специфических особенностей этой деятельности. Познавательное развитие ребенка младшего школьного возраста и младший школьный возраст как возраст интенсивного интеллектуального развития.

    реферат, добавлен 03.04.2011

  • Методы возрастной психологии. Психоанализ о проблеме психического развития ребенка (З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер). Игровая деятельность в раннем возрасте. Развитие личности младшего школьника. Развитие самосознания и образа «Я» в юношеском возрасте.

    контрольная работа, добавлен 07.09.2010

  • Понятие общения и его роль в жизни человека. Общение ребенка с окружающими как фактор общего психического развития. Предметная, игровая и познавательная деятельность в раннем, дошкольном и подростковом возрасте. Значение общения для развития речи.

    эссе, добавлен 22.04.2015

  • Определение понятия и структура социальной компетентности. Социальная компетентность и ее специфика в младшем школьном и подростковом возрастах. Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте и ее связь с социальной компетентностью.

    дипломная работа, добавлен 17.07.2011

  • Особенности социальной ситуации развития в раннем возрасте. Содержание совместной деятельности со взрослым на правах сотрудничества. Значение ходьбы для психического развития ребенка. Предметная деятельность – ведущая деятельность детей раннего возраста.

    реферат, добавлен 17.10.2016

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Научный руководитель :

старший преподаватель кафедры

практической психологии С.М. Колкова

Выполнила : студентка 2 курса

вечернего отделения

И.Л. Васюкявичюте

Красноярск, 2004

Содержание

Введение

1. Социальная ситуация развития младенца

2. Социальная ситуация развития в раннем возрасте

3. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

4. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте

4.1 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в условиях семьи

4.2 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в школе

Заключение

Литература

Введение

Понятие социальная ситуация развития было введено Л.С. Выготским [1] как единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования. Являясь продуктом возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складыванием новой социальной ситуации развития, что сопровождается кризисами возрастного развития. Понятие социальная ситуация развития было определено Б.Г. Ананьевым и по его мнению оно направлено на преодоление представлений о среде как о факторе, механически определяющем развитие личности. В дальнейшем это понятие получило развернутый анализ в макросоциально-психологическом контексте и применялось для описания, например, онтогенетического развития личности ребенка Л.И. Божовичем [2], Д.Б. Элькониным [3], который определял возраст характеризующийся следующими главными показателями: 1) определенной социальной ситуацией развития – той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период; 2) основным или ведущим типом деятельности; 3) основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности). А так же как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития. [4].

Таким образом социальная ситуация развития является специфической для каждого возрастного периода, определяющейся системой отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Объект исследования: дети от периода младенчества до подросткового возраста.

1. Социальная ситуация развития младенца

Анализ социальной ситуации развития показал, что она характерна для любого возрастного периода, в том числе и для младенчества. На первый взгляд может показаться, что младенец совершенно не социальное существо. Он еще не владеет основным средством человеческого общения (речью), его жизнедеятельность ограничивается удовлетворением простейших жизненных потребностей, он скорее является объектом ухода, чем субъектом социальной жизни. Отсюда легко возникает впечатление, что младенец представляет собой чисто биологическое существо, лишенное всех специфических человеческих свойств.

На самом деле младенец живет в совершенно специфической и глубоко своеобразной социальной ситуации развития . Эта ситуация определяется полной беспомощностью младенца и отсутствием каких бы то ни было средств к самостоятельному существованию, к удовлетворению своих потребностей. Единственным таким «средством» является другой человек – взрослый, который опосредует абсолютно все проявления младенца. Что бы ни происходило с младенцем, он всегда находится в ситуации, связанной с ухаживающим за ним взрослым. Предметы появляются и исчезают из поля зрения ребенка всегда благодаря участию других людей; ребенок передвигается в пространстве всегда на чужих ногах и руках; устранение мешающих младенцу раздражителей и удовлетворение его основных потребностей всегда совершается через других людей. Объективная зависимость младенца от взрослых создает совершенно своеобразный характер отношения ребенка к действительности (и к самому себе). Эти отношения всегда опосредованы другими, всегда преломляются через призму отношений с людьми. Поэтому отношение ребенка к действительности с самого начала есть социальное отношение . В этом смысле Л.С. Выготский [1] называл младенца «максимально социальным существом». Всякое, даже самое простое отношение ребенка к вещам или вообще к внешнему миру всегда осуществляется с помощью или через другого человека.

Читайте также:  Функциональные характеристики родного языка развитии ребенка

Взрослый человек – центр всех ситуаций в младенческом возрасте. поэтому удаление его сразу означает для ребенка резкое изменение ситуации, в которой он находится. В отсутствии взрослого младенец попадает с ситуацию полной беспомощности: его активность как бы парализована или в высшей степени ограничена. В присутствии взрослого для ребенка открывается самый обычный и естественный путь для реализации его активности – через другого человека. Вот почему смысл всякой ситуации для младенца определяется прежде всего присутствием взрослого – его близостью, отношением к ребенку, вниманием к нему и т.д.

С объективной социальной ситуацией развития младенца связано и своеобразие ее отражения ребенком. Л.С. Выготский высказал предположение, что физически отделяясь от матери, ребенок не отделяется от нее ни биологически, ни психологически. Эта слитость с матерью продолжается до конца младенческого возраста, пока ребенок не научается самостоятельно ходить, а его психологическая эмансипация от матери наступает еще позднее. Поэтому основное новообразование младенческого возраста он обозначает термином «пра – мы », и подразумевает под ним изначальную психическую общность матери и ребенка. Это первоначальное переживание слитости себя и другого предшествует возникновению сознания собственной личности, т.е. осознанию своего отдельного Я. Эту точку зрения Л.С. Выготский аргументировал двумя известными фактами [1].

Первый факт касается представлений младенца о собственном теле: вначале ребенок не выделяет своего тела из окружающего мира вещей. Он раньше воспринимает и осознает внешние предметы. Сначала он рассматривает руки и ноги как посторонние предметы и только потом приходит к осознанию того, что это части его собственного тела.

Второй факт, подтверждающий эту точку зрения, заключается в зависимости реакций ребенка от пространственного положения вещей. физическое отдаление предмета означает и его психологическое отдаление. отдалившись на определенное расстояние, привлекательный ранее предмет теряет всякий интерес для младенца. Предмет на расстоянии как бы вовсе не существует для него. Но интерес оживает с новой силой, как только рядом с предметом – в одном оптическом поле с ним – появляется взрослый человек. Это чрезвычайно важный феномен. Казалось бы, в предметной ситуации ничего не изменилось: ребенок воспринимает предмет столь же удаленным и недостижимым, как и раньше. Но аффективная привлекательность предмета, находящегося на расстоянии, зависит от присутствия взрослого рядом с этим предметом. Причем ребенок еще не понимает, что он может обратиться к взрослому, чтобы получить нужный предмет. Взрослый здесь нужен не для того, чтобы достать недоступный предмет, а чтобы этот предмет стал привлекательным для ребенка.

Если первый факт характеризует неспособность младенца выделить из окружающего мира и осознать свое собственное тело и свое автономное существование, то второй говорит о том, что социальное отношение ребенка и его отношение к внешним предметам неразделимы для ребенка: предметное и социальное содержания еще слиты для ребенка. Оба факта могут свидетельствовать о том, что собственная психическая жизнь ребенка осуществляется не иначе, как при условии психической общности, в условиях сознания «пра – мы».

Такой взгляд на социальную ситуацию развития младенца коренным образом меняет представление о его развитии. В традиционных научных представлениях младенец рассматривался как совершенно автономное существо, не знающее ничего, кроме себя, и целиком погруженное в мир собственных переживаний. Согласно этому взгляду, неразвитая психика ребенка максимально изолирована, неспособна к социальным отношениям и реагирует лишь на примитивные раздражения внешнего мира. Только в последствии младенец становится социальным существом, социализируя свои желания, мысли и поступки. Л.С. Выготский категорически опровергает такое представление [1].

Психика ребенка с первого момента его жизни включена в общее бытие с другими людьми. Ребенок первоначально реагирует не на отдельные ощущения, а на окружающих людей и именно через них воспринимает и познает окружающий мир. Младенец живет не столько среди безжизненных внешних раздражителей, сколько во внутренней общности с другими людьми. Взрослый для младенца не внешняя среда, не воспринимаемый и познаваемый объект внешнего мира, но внутренне содержание его психической жизни. Сначала младенец как бы живет в другом, он слит с ним изнутри. И лишь в дальнейшем происходит постепенно психологическое отделение его от взрослого.

Автономность, независимость и самостоятельность ребенка – результат его дальнейшего развития. Но в первые месяцы жизни он живет (воспринимает окружающий мир и себя, передвигается в пространстве, удовлетворяет свои потребности и т.д.) только в своей непосредственной общности с близким взрослым.

Читайте также:  Развитие творческой деятельности у ребенка дошкольника

Этой психологической общностью можно объяснить склонность маленьких детей к подражанию. Ребенок как бы непосредственно сливается в своей деятельности с тем, кому он подражает. Замечено, что ребенок никогда не подражает движениям неодушевленных предметов (например качанию маятника, катанию мяча и т.д.). Его подражательные действия возникают только тогда, когда есть персональная общность между младенцем и тем, кому он подражает. Прочем движения, воспроизводимые вслед за взрослым, могут значительно опережать собственные возможности ребенка.

—> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Источник

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Поиск учебного материала на сайте

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:


реферат Социальная ситуация развития

Информация:

Тип работы: реферат.

Добавлен: 04.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 17.
Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

Социальная 
ситуация развития.

Каждый возрастной
этап характеризуется особым положением
ребенка в системе принятых в 
данном обществе отношений. В соответствии
с этим жизнь детей разного 
возраста заполнена специфическим 
содержанием: особыми взаимоотношениями 
с окружающими людьми и особой,
ведущей для данного этапа 
развития деятельностью — игрой, учением,
трудом. На каждом возрастном этапе 
существует также определенная система 
прав, которыми пользуется ребенок, и 
обязанностей, которые он должен выполнять.
Каждый ребенок, независимо
от особенностей его индивидуального 
развития и степени готовности, достигнув 
определенного возраста, оказывается 
поставленным в соответствующее, принятое
в данном обществе положение и 
тем самым попадает в систему 
объективных условий, определяющих
характер его жизни и деятельности
на данном возрастном этапе. Соответствовать
этим условиям для ребенка жизненно важно,
так как только при этом он может чувствовать
себя на высоте занимаемого положения
и испытывать эмоциональное благополучие.
Таким образом, социальная
ситуация развития — это особое сочетание 
внутренних процессов развития и 
внешних условий, типичное для каждого 
возрастного этапа. Оно определяет
как динамику психического развития
на протяжении соответствующего возрастного 
периода, так и качественно своеобразные
психологические образования, возникающие 
к его концу.
В
младенческом возрасте

Внимательное исследование
показывает, что мы встречаемся в 
младенческом возрасте с совершенно
специфической, глубоко своеобразной
социальностью ребенка, которая вытекает
из единственной и неповторимой социальной
ситуации развития, своеобразие которой
определяется двумя основными моментами.
Первый из них заключается в бросающейся
с первого взгляда совокупности особенностей
младенца, которая характеризуется обычно
как его полная биологическая беспомощность.
Младенец не в 
состоянии сам удовлетворить 
ни одной жизненной потребности.
Самые элементарные и основные жизненные 
потребности младенца могут быть
удовлетворены не иначе как с 
помощью взрослых, ухаживающих за
ним. Питание и перемещение младенца,
даже переворачивание его с боку
на бок осуществляются не иначе, как 
в сотрудничестве со взрослыми. Путь через
других, через взрослых — основной путь
деятельности ребенка в этом возрасте.
Решительно все 
в поведении младенца вплетено и 
воткано в социальное. Такова объективная
ситуация его развития. Нам остается только
вскрыть, что соответствует этой объективной
ситуации в сознании самого субъекта развития,
т. е. младенца. Что бы ни происходило с
младенцем, он всегда находит себя в ситуации,
связанной с ухаживающими за ним взрослыми.
Благодаря этому возникает совершенно
своеобразная форма социальных отношений
между ребенком и окружающими его взрослыми
людьми.
Именно благодаря 
незрелости биологических функций 
все то, что впоследствии будет 
относиться к сфере индивидуальных
приспособлений ребенка и выполняться 
им самостоятельно, сейчас может быть
выполнено не иначе, как через других,
не иначе, как в ситуации сотрудничества.
Таким образом, первый контакт ребенка
с действительностью (даже при выполнении
самых элементарных биологических функций)
оказывается целиком и полностью социально
опосредованным. Предметы появляются
и исчезают из поля зрения ребенка всегда
благодаря участию взрослых.
Ребенок передвигается 
в пространстве всегда на чужих руках.
Изменение его положения, даже простое 
переворачивание, снова оказывается 
вплетенным в социальную ситуацию.
Устранение мешающих ребенку раздражений,
удовлетворение его основных потребностей
всегда совершается (тем же путем) через
других. Благодаря всему этому и возникает
такая единственная и неповторимая зависимость
ребенка от взрослых, которая пропитывает
и пронизывает собой, как уже сказано,
самые, казалось бы, индивидуальные биологические
нужды и потребности младенца. Зависимость
младенца от взрослых создает совершенно
своеобразный характер отношения ребенка
к действительности (и к самому себе): эти
отношения всегда оказываются опосредованными
другими, всегда преломляются через призму
отношений с другим человеком. Таким образом,
отношение ребенка к действительности
с самого начала социальное отношение.
В этом смысле младенца
можно назвать максимально социальным
существом. Всякое, даже наипростейшее,
отношение ребенка к внешнему
миру оказывается всегда отношением,
преломленным через отношение к 
другому человеку. Вся жизнь младенца
организована таким образом, что 
во всякой ситуации зримо или незримо 
присутствует другой человек. Это можно 
выразить по-другому, сказав, что всякое
отношение ребенка к вещам 
есть отношение, осуществляемое с помощью 
или через другого человека.
Вторая особенность,
характеризующая социальную ситуацию
развития в младенческом возрасте,
та, что при максимальной зависимости
от взрослых, ребенок лишен еще основных
средств социального общения в виде человеческой
речи. Именно эта вторая черта в соединении
с первой и придает своеобразие социальной
ситуации, в которой мы находим младенца.
Всей организацией жизни он принужден
к максимальному общению со взрослыми.
Но это общение есть общение бессловесное,
часто безмолвное, общение совершенно
своеобразного рода. В противоречии между
максимальной социальностью младенца
(ситуации, в которой находится младенец)
и минимальными возможностями общения
и заложена основа всего развития ребенка
в младенческом возрасте.
Начало младенческого 
возраста совпадает с окончанием
кризиса новорожденности. Поворотный
пункт находится между 2 и 3-м мес
жизни ребенка.
В это время мы
можем наблюдать во всех областях
новые проявления. Закончилось самое 
сильное падение кривой суточного 
количества сна, остался позади максимум
суточного количества негативных реакций,
прием пищи теперь проходит не с 
такой жадностью, так что ребенок 
на секунду прерывает еду, открывая
при этом глаза. Имеются все условия 
для деятельности, выходящей за пределы 
сна, питания и крика.
Уменьшилась частота 
реакций на отдельные раздражители
в сравнении с таковой у 
новорожденного. Гораздо реже наблюдаются 
внутренние помехи для сна и вздрагивание
при воздействии внешних раздражителей.
Зато более разнообразной и длительной
становится деятельность ребенка. Как 
новые формы поведения в это 
время прибавляются игровое экспериментирование,
лепет, первая активная деятельность органов 
чувств, первая активная реакция на
положение, первая координация двух
одновременно действующих органов,
первые социальные реакции — выразительное 
движение, связанное с функциональным
удовольствием и удивлением.
Все указывает на
то, что пассивность, с которой 
новорожденный относился к миру,
уступила место реципирующему интересу.
Последний становится наиболее очевидным
в новых проявлениях воспринимающей деятельности
в состоянии бодрствования. Как мы уже
сказали, вместо пассивности, из которой
ребенок выходил только при воздействии
сильных чувственных раздражителей, теперь
появилась склонность отдаваться воздействию
раздражителей. Здесь впервые сказывается
внимание к чувственным раздражениям,
к собственным движениям, собственным
звукам, звуку вообще, внимание к другому
человеку.
Интерес ко всему 
этому лишь теперь делает возможным 
дальнейшее развитие каждой отдельной 
области (Ш. Бюлер, Б. Тудер-Гарт, Г. Гетцер,
1931, с. 219). А. Валлон также отмечает, что
вместе со 2-м мес открывается новый период
в развитии ребенка, в котором моторика
чисто аффективного типа постепенно уступает
место активности, приближающейся по характеру
к сенсомоторной. В то же самое время, как
устанавливаются сенсорные синергии (исчезновение
стробизма), лицо принимает выражение
внимательности и готовности к восприятию
внешних впечатлений. Ребенка начинают
поглощать зрительные впечатления, вскоре
он начинает слушать, правда вначале только
звуки, издаваемые им самим.
Он тянется к 
предметам, касается их руками, губами
и языком, обнаруживая действительную
активность. В эту пору развиваются 
задатки ручной активности, имеющей 
такое большое значение для всего 
психического развития. Все эти реакции 
правильно ориентированы, направлены
на приспособление, они становятся
позитивными и не опускаются более 
до негативной или органической формы,
господствовавшей на предшествующей стадии,
если только раздражение не слишком 
сильно. Таким образом, к началу этого 
периода у ребенка возникает 
определенный интерес к внешнему
миру и возможность выйти в 
своей активности за пределы непосредственных
влечений и инстинктивных тенденций.
Для ребенка как бы возникает 
внешний мир.
Этим новым отношением
к действительности и знаменуется 
наступление младенческого периода,
вернее — его первой стадии. Вторая
стадия младенческого возраста знаменуется 
тоже резкими изменениями в отношении 
ребенка к внешнему миру. Повортный
пункт такой же значительности мы наблюдаем
между 5-м и 6-м мес. С этого времени сон
и бодрствование занимают в течение дня
одинаковое время. Между 4-м и 5-м мес суточное
количество нейтральных реакций неимоверно
увеличивается, так же как продолжительность
положительных выразительных движений
в течение дня. Колебания в перевесе единичных
реакций и импульсивных движений, с одной
стороны, и длительных процессов поведения
— с другой, тянутся до 5 мес.
Из новых форм
поведения к этому времени, между 
прочим, наблюдаются первые уверенные 
оборонительные движения, уверенное 
хватание, первые оживленные порывы радости,
крик из-за неудавшегося намеренного 
движения, возможно также, что и первое
желание, экспериментальные поступки,
социальные реакции на сверстников,
поиски потерянных игрушек. Все эти 
формы поведения говорят об определенной
активности, выходящей за пределы 
ответа на раздражение, об активных исканиях
раздражителей, активных занятиях, что 
становится очевидным из одновременного
прироста суточного количества спонтанных
реакций. Как кажется, эти факты 
больше нельзя объяснять только реципирующим
интересом. Мы должны предположить, что 
его место занял активный интерес 
к окружающему.
Мы могли бы добавить
к суммарной характеристике второй
стадии младенческого возраста существеннейшую 
черту. Она заключается в появлении 
подражания. В первой стадии младенчества
ранних форм подражания движениям, голосовым 
реакциям и т. д., как это утверждают
некоторые авторы, не имеется. Отмеченное
психологами раннее подражание движениям
(раскрытие рта—В. Прейер) или звукам (В.
Штерн) в первые месяцы является только
кажущимся подражанием.
До 5 мес и даже еще значительно
долее какого-либо подражания нам получить
не удалось. Очевидно, подражание возможно
лишь на почве сочетательных рефлексов.
Исходя из сказанного выше относительно
периодов, мы можем первый год жизни разграничить
на период пассивности, период рецептивного
интереса и период активного интереса,
которые представляют постепенный переход
к активности. Знаменательным поворотным
пунктом является 10-й мес, когда по исчезновении
бесцельных движений наблюдаются зачатки
дальнейшего развития более сложных форм
поведения: первое применение орудия и
употребление слов, выражающих желание.
Этим ребенок начинает новый период, который
заканчивается уже за пределами первого
года жизни. Этот период и есть кризис
одного года, который служит соединительным
звеном между младенчеством и ранним детством.
в
раннем детстве

В конце первого 
года ребенок становится на ноги. Это 
приобретение имеет такое  большое 
значение, что иногда
этот период называют «ходячее детство».
На первых порах прямохождение, ходьба
— это особая задача, связанная с сильными
переживаниями, для решения которой необходима
поддержка, участие и одобрение взрослых.
Постепенно ходьба становится уверенной,
увеличивается автономность ребенка от
взрослых и складывается более свободное
и самостоятельное общение с внешним миром.
Расширяется круг доступных ребенку предметов,
появляется ориентировка в пространстве
и определенная самостоятельность.
Основная потребность 
ребенка раннего возраста — познание
окружающего мира через действия
с предметами. Самостоятельно ребенок 
не может открыть способ употребления
орудий и других специфически человеческих
предметов, способ использования их
не является очевидным, не лежит на
поверхности. Психологическая «робинзонада» 
не способна обеспечить эффективное 
развитие человека. На основании ситуативно-личностной
формы общения строится новая 
потребность в предметном взаимодействии.
Происходит расчленение предметной
и социальной среды .
Складывающаяся социальная
ситуация развития, характерная для 
раннего детства, может быть обозначена
формулой: «ребенок — предмет — 
взрослый». Ребенку все хочется 
потрогать, повертеть в руках, он
постоянно обращается к взрослому 
с просьбой, с требованием внимания,
с предложением поиграть вместе. Разворачивается 
совершенно новая форма общения 
— ситуативно-деловое общение, которое 
представляет собой практическое, деловое 
сотрудничество по поводу действий с 
предметами и составляет основу взаимодействия
ребенка со взрослым вплоть до 3 лет.
Контакт становится опосредованным предметом
и действием с ним. Средства общения —
это привлечение внимания к предмету,
обмен игрушками, обучение использованию
предметов по назначению, совместные игры.
Взрослый, для ребенка 
раннего возраста — это прежде всего
соучастник предметной деятельности и
игры. Со стороны взрослого важны внимательность
и доброжелательность партнера. Кроме
того, он выступает как образец для подражания,
как человек, оценивающий знания и умения
ребенка и эмоционально поддерживающий
его, подкрепляющий успехи и достижения.
Характеристики полноценного
общения ребенка раннего возраста
со взрослыми:
—  инициативность
по отношению к старшему, стремление
привлечь его внимание к своим 
действиям;
—  предпочтение
предметного сотрудничества со взрослым,
настойчивое требование от взрослого
соучастия в своих делах;
и т.д……………..

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник