Развитие творческой деятельности у ребенка дошкольника

Елена Ельшина
Развитие творческой деятельности дошкольников

Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии,поэтому его нужно раскрывать как можно раньше. Если своевременно начать развитие творческих способностей у ребенка дошкольного возраста,то в дальнейшем ему гораздо легче будет даваться процесс обучения по многим предметам,которые сегодня требуют креативного подхода. Да и во взрослой жизни ребёнок сможет креативно подходить к решению многих задач,которые будут вставать на его жизненном пути. Не всё зависит от природных способностей:нужно уметь развивать эти задатки.

Творческая деятельность дошкольников— это их способ выразить свой взгляд на мир и свои ощущения. Помогают ему осознать себя и свои эмоции лепка,изобразительное искусство,подвижные игры,танцы и другие занятия,требующие творческого мышления. Все дети любят творить. Например в рисунке ребенок способен передать очень многое-свои мысли,эмоции,а также познания об окружающем мире.

Ребенок видит возможности для творчества даже там,где взрослые часто их не замечают. Малыш может рисовать палочкой на снегу,складывать удивительные картины из камешков или осенних листьев,рисовать на песке.

Чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей,нужно представлять,что это такое. Это комплексное понятие включающее несколько составляющих,на которых в первую очередь родители должны акцентировать своё внимание:

-стремление к открытиям;

-умение познавать;

-активность;

-фантазия;

-инициативность;

-стремление к познанию;

-умение изобретать и открывать;

-умение применять полученные знания.

Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей:

-1-2 года:кто-то красиво двигается под музыку,другие любят находиться в центре внимания-вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;

-3-4 года:пик творческой активности малышей,и даже если вам кажется,что кроха нечем особенным не обладает. всё равно это не повод забросить занятия-напротив,нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм,развивающим творческие способности;

-5-6 лет:занятия усложняются новыми заданиями,подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение,фантазию,таланты;

-7-8 лет:младший школьный возраст характеризуется тем,что в это время начинается серьёзная творческая деятельность-изобразительная,музыкальная,театральная и в каждой области ребенок должен уметь себя проявлять хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у него

имеются задатки.

Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. На занятиях в детском саду применяются методы развития творческих способностей,но они могут применятся и в домашних условиях. Это позволит родителям более полноценно оценить итоговые результаты.

1. Окружающий мир

-совместное обсуждение с ребенком,что происходит вокруг на улице,дома,в транспорте;

-рассказы о животных и растениях;

-ответы на вопросы малыша.

2. Развивающие игры

-покупать детям настольные развивающие игры;

-полезные развлекательные игрушки;

-мозаики и конструкторы все эти игры должны соответствовать возрасту.

3. Рисование

-у ребёнка должны быть карандаши,краски,фломастеры;

-сначала-изучите цвета, затем-познакомьтесь с геометрическими фигурами, нужно показать как создаётся рисунок, а потом наблюдаем за результатами.

4. Лепка

-лепка развивает маленькие пальчики,творческие способности детей,позволяет им проявить всю фантазию;

-вначале пусть это будут простейшие шарики,колбаски,колечки;

-пластилин должен быть ярким и мягким.

5. Чтение

-детям нужно читать в любое время дня,а не только ночью;

-книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;

-стараться знакомить ребёнка с разными жанрами произведений:сказками,рассказами,стихами;

-разыгрывать сценки из книг. читать по ролям.

6. Музыка

-слушать с детьми музыку, детские песенки-это развивает память и образное мышление.

Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю,а везде и всегда. Родители должны создавать ребёнку такую окружающую среду,которая будет способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками,пластилином,конструктором и пр. ,хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов.

На современном этапе развития общества происходят социальные и экономические преобразования. Подготовка творческой деятельности учащихся сложна и многогранна. Творческая деятельность связана со многими сторонами учебного процесса,выступая одновременно как цель-в плане формирования личности,и как результат, обусловленный определённым способом организации учебной деятельности учащихся, а также средство повышения эффективности процесса обучения.

Творческие способности-это умение находить новые оригинальные решения какой-либо проблемы. Дети обладают гораздо большими творческими способностями,чем взрослые. Для того, чтобы развивать творческие способности ребёнка необходимо соблюдать следующие условия:

1. Раннее физическое развитие ребёнка;

2. Создание обстановки,которая будет стимулировать творческую активность (дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе);

3. Предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности,способов,продолжительности занятий,их чередовании.

Важно постоянно стимулировать ребёнка к творчеству. поддерживать в неудачах,проявлять сочувствие и терпеливость.

Каждый ребёнок должен уметь ценить те прекрасные вещи,которые его окружают. Выработать эти навыки помогает художественно-эстетическое воспитание дошкольников,которое способствует гармоничному и всестороннему развитию личности. Занятия развивают у детей художественное видение мира и возможность стать его частью-ребенок рисует то,что чувствует или что вызвало его интерес,или лепит,таким образом выражая своё восприятия мира.

Дошкольное образование обладает потенциалом для реализации полноценного развития и воспитания детей с учётом их возможностей и способностей,позволяет создавать условия для личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребёнка.

Источник

Наталья Борисова
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития.

Анализ психолого — педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка. Рассмотрение исследований, предметом которых было развитие творчества в разнообразных продуктивных видах деятельности, позволяет заключить, что эти виды деятельности играют разную по значимости роль в становлении психического и личностного развитая дошкольников.

По мнению ученых О. М. Дьяченко, К. Торренс, В. В. Давыдова, Е. Е. Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность занимает особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней проявляются разные стороны развития личности ребенка. Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном периоде развития.

Требования, предъявляемые обществом, педагогической наукой, относятся и к современному дошкольному образованию. Они включают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания творческой личности, способностей к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими возрастными особенностями и возможностями. Концепция дошкольного воспитания выделяет формирование творческих способностей как важнейшую задачу. Учеными доказано, что именно на данном этапе детства закладываются основные направления, по которым будет проходить развитие личности в дальнейшем (Л. И. Божович, Н. ФЫ. Вишнякова, А. Ф. Лазурский, А. М. Матюшкин, Л. А. Парамонова, С. Л. Рубинштейн и др.).

Читайте также:  Первые недели развития ребенка видео

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Дошкольное развитие является начальной ступенью образования нашего общества, его необходимо организовывать и осуществить таким образом, чтобы оно по своей системе целей, содержанию, организационным формам, технологиям, характеру управления конкретными образовательными системами, их внутренними и внешними связями реализовывало идею развития каждого человека и общества в целом.

Особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности взрослых перед детьми. Неповторимость – основа целостности личности. Неповторимость ребенка проявляется в процессе самореализации, способности сохранять и защищать свою особенную сущность как устойчивую качественную определенность, проявляющуюся в его взаимодействии с миром: природой, людьми, культурой.

Воспитательно – образовательную работу надо так строить, чтобы она стимулировала развитие каждого ребенка в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями.

Движущей силой развития особенностей детей дошкольного возраста является образование. Оно рассматривается педагогами как целостная форма психолого-педагогической деятельности, направленная на развитие особенностей дошкольников.

Особенности развития воображения, связанные с движением и общей моторикой ребёнка являются одним из условий становления творческой изобразительной деятельности.

Раскрывая специфику воображения у детей дошкольного возраста, Л. С. Выготский неоднократно подчеркивал его моторный характер, который он связывал с двигательной природой воображения дошкольников. Умение воссоздать образы «при посредстве собственного тела» по мнению Л. С. Выготского, является основой формирования творчества.

Многие педагоги и психологи, такие как Качалова Л. П., Воробьева Д. И., Голованова И. Л., предполагают, что психологическим механизмом развития творчества в изобразительной деятельности является формирование воображения, которое обеспечивает, как смысловую сторону, так и иные технические способы выражения собственного замысла. Формирование изобразительной деятельности с учетом особенностей развития воображения обеспечивает возникновение у детей осмысленной моторики, являющейся важнейшим показателем изобразительного творчества.

Творчество в своем развитии предполагает две стороны – замысел и способы его выражения, которые в единстве обеспечивают развитие творчества в той или иной деятельности. Ученые выявили связь воображения, рисунка и игры в дошкольном возрасте и определили способы включения воображения в изобразительную деятельность детей. Основными условиями и механизмами развития творчества в дошкольном детстве являются:

— необходимость самостоятельной предметной деятельности детей;

— обучение детей изобразительной деятельности ведет к развитию творчества, если оно строится в логике развития игровой деятельности и воображения;

— специфические особенности воображения у детей дошкольного возраста связаны с формированием осмысленной моторики.

Независимо от того, какую программу воспитания и обучения реализует детское учреждение, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение трех важных задач: сохранение здоровья ребенка, развитие базовых качеств личности и предоставление равных стартовых возможностей. Однако во многих дошкольных учреждениях увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что, в первую очередь, отражается на ребенке. Складывается своего рода противоречие между желанием «больше дать ребенку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста.

Древнейшее представление о целостности окружающей природы и человека на современном этапе находит отражение в активном внедрении интегративных процессов в практику разных ступеней образования.

Многими учеными и педагогами отмечены преимущества интегративного подхода в организации образовательного процесса ДОУ (С. Б. Шарманова, И. В. Максимова, С. Н. Николаева, Р. М. Чумичева и др.). Интегративный подход позволяет ликвидировать трудности в переработке дошкольниками все возрастающего объема информации и лимитом времени на его усвоение.

Система интегрированной деятельности, возможно, поможет избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развития особенностей дошкольника.

Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей дошкольного возраста. Интеграция должна охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную

Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию коллективных взаимоотношений. Тем более что каждый цикл интегрированных занятий включает в себя создание коллективной композиции в виде игр, драматизации, театрализованных представлений, картин в изобразительной деятельности и литературно — музыкальных композиций.

Содержание интегрированной деятельности должно быть насыщенным и образовательным, соответствующим познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования для органического вхождения ребенка в современный мир, программа должна предусматривать широкие взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, игрой и другими видами развивающей деятельности.

Важнейшими задачами в современной педагогике считаются:

развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

способствование развитию познавательной активности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

• укрепление физического и психического здоровья.

Образование детей должно строиться как увлекательная проблемно – игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Такую возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу особенностей ребенка дает деятельность интегрированного характера.

Содержание и приемы в организации интегрированной деятельности продуманы по принципу установления теплых, доверительных отношений с ребенком. В психологии есть такое понятие: «снять барьер в общении», то есть наладить тесный контакт и взаимопонимание, снять отчуждение, холодность при общении. Это именно то тепло и заинтересованное отношение педагога, что вызывает отклик у ребенка, который старается сделать все, чтобы оправдать это отношение.

Интегрированная деятельность дает детям возможность развивать свои творческие способности и интересы.

Таким образом, создается среда (специально организованная, педагогически целесообразная и адаптированная к современным детям, в которой формируется механизм поведения в общении каждого ребенка от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки творческого развития, а, следовательно, развития личности.

Читайте также:  Влияние детско родительских отношений на психическое развитие ребенка

Список литературы:

1. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.-110с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464с.

3. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1958.-42-67с.

4. Бугрименко Е. А. Формирование осознанного отношения к слову. // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. — М., Педагогика, 1988.-73-76с.

5. Васильева А. И. Совершенствование обучения в детском саду. Минск, 1980.

6. Воробьева Д. И. Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. СПб.: ЛГОУ, 1996.- 112с.

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96с.

8. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. 1966. № 6.

9. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934.

10. Гуткина Н. И. Психологическая подготовка детей к школе в группах развития. // Активные методы в работе школьного психолога. М., Изд. АПН СССР, 1990.-3-11с.

11. Давыдов В. В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии. — Вопросы философии. 1980, №12.

12. Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения: опыт теоретического исследования. М., 1986.-120с.

13. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., Просвещение. 1985.

14. Казакова Т. Г. Интеграция видов изобразительной деятельности (программа: задачи, принципы, содержание) // Дошкольное воспитание: традиции и современность. М., 202.- 4-8с.

15. Кравцова Е. Е. Игра в дошкольном возрасте. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — М., 1991.- № 2/6.-24-39с.

16. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.- 152с.

17. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.- 240с.

18. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. // Вопросы психологии. 1990.- № 1.-16с.

Источник

Надежда Александрова
Особенности творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Особенности творческой деятельности у детей страшего дошкольного возраста

Творчество представляет собой сознательную, целенаправленную, активную деятельность человека, направленную на познание и преобразование реальной действительности, создание новых, никогда ранее не существовавших идей, произведений, явлений, предметов в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества. Оно свойственно лишь человеку. Только человек творит, приводя в движение мышление, память, чувства, создавая в своем сознании понятия и образы и воплощая идеи в жизнь. Чем глубже развиты творческие способности человека, тем он глубже как индивидуальность, разностороннее, интереснее как личность.

Творческий процесс, в главных своих структурных моментах, един для любой созидательной человеческой деятельности. Он включает в себя интеллектуальную деятельность по осмыслению явлений жизни, созданию новых теоретических и образных обобщений, выдвижению оригинальных идей, трудовую деятельность, направленную на воплощение, реализацию этих идей в жизнь. Он всегда окрашен активным эмоциональным отношением человека к процессу искания и созидания. Для успешного участия в творческом процессе у ребенка должно быть развито стремление, желание творить и способности к творчеству.

К числу творческих способностей следует отнести богатое воображение, эмоциональность, нешаблонность мышления, критический взгляд на вещи, умение обобщать факты, осмысливать их, делать выводы, выдвигать новые решения и идеи, целеустремленность, волю, упорство и настойчивость, активность жизненной позиции и т. п.

Исследование педагогов, психологов Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Е. И. Игнатьева и других дают основание сделать вывод о том, что творческая деятельность возникает у детей на втором году жизни.

Однако в страшем дошкольном возрасте зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие становится обдуманным.

Особую роль в развития восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам — общепринятым представлениям об основных разновидностях свойств и отношений. Нормально развитый ребенок к шестилетнему возрасту уже может правильно обследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами и т. д.

Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления: детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка; появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления; складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость [6].

Таким образом, в основе ориентации ребенка в старшем дошкольном возрасте лежат обобщенные представления. Но ни они, ни сохранение сенсорных эталонов и т. п. невозможны без определенного уровня развития памяти, которая, по мнению Л. С. Выготского, стоит в центре сознания в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Одним из главных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания.

Внимание дошкольника еще носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, эмоциональным отношением к ней. С возрастом значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития планирующей функции речи и познавательных процессов; внимание остановится опосредованным; появляются элементы послепроизвольного внимания.

Воображение постепенно приобретает произвольный характер: ребенок умеет создать замысел, спланировать его и реализовать. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и наличие предметов-заместителей. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов [11].

Дошкольники отличаются интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций, непосредственностью в проявлении своих чувств, быстрой сменой настроения. Однако к концу дошкольного детства эмоциональная сфера ребенка изменяется — чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические, которые у шестилетних детей нередко становятся мотивом поведения.

Творчество в старшем дошкольном возрасте определяется уровнем развития ребенка и еще не может представлять собой общественно полезную ценность. Оцениваться оно может лишь с педагогических позиций: какое значение оно имеет для всестороннего развития личности ребенка и его творчества.

Оригинальность образа, продукта детской деятельности, — показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детская подделка — это не произведение искусства.

Она не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа.

Показатели творчества, характеризующие способы творческого действия, которые определила в своих исследованиях Г. Г. Григорьева, способны выявить умения ребенка создавать свой оригинальный образ в процессе рисования.

Читайте также:  Развитие ребенка с первых дней беременности

Проявляются эти показатели в основном в процессе работы, они различны по характеру, глубине, широте.

1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применении известного в новых ситуациях, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов.

Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизма воображения на этапе замысливания и реализации замысла (характер действий комбинирования).

2. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.

Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования, ее целенаправленности и в то же время вариативности.

3. Нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.

Этот показатель — своего рода следствие проявления двух первых, внимание взрослого заостряется на степени новизны в способах действия ребенка; самостоятельность, активность, инициатива детей в деятельности.

4. Быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях.

К этой группе показателей можно отнести беглость (количество способов, использованных ребенком и адекватных задаче, гибкость (вариативность способов).

Большинство из названных показателей проявляется в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.

Только в этом случае понимание детского творчества будет адекватным, так как детские изобретения, находки могут быть незаметны в продукте деятельности. Поэтому наблюдение за процессом детской деятельности необходимо и возможно с опорой на показатели творчества, характеризующие продукции детской художественной деятельности, выделенные Г. Г. Григорьевой:

1. Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно — выразительных средств для воплощения образа.

Под этим показателем следует понимать соответствие конечного результата поставленной (ребенком или взрослым) творческой задаче. Это и показатель целенаправленности продуктивного творческого воображения, без которого нет подлинно творческой деятельности.

2. Индивидуальный “почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.

3. Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка, как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.

Чтобы применить данные показатели необходимо учитывать специфику творческой деятельности детей.

Так, например, освоение изобразительной деятельностью ребенком старшего дошкольного возраста означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и операциями.

В творческой деятельности ребенка следует выделять 3 основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.

Первый — возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

Второй — процесс создания изображения.

Третий — анализ результатов.

Процесс творчества у дошкольников своеобразен. Формирующаяся в игре знаковая функция (в основе которой замещение одних предметов другими) помогает ребенку понять, а затем и использовать свои каракули как заместители предметов и явлений окружающего мира. Потребность рассказать о переживаемом изобразительным языком, понятным для окружающих, привлекая их к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса.

Григорьева Г. Г. отмечала, что этап появления замысла характерен и для деятельности дошкольника, однако, развиваясь, он развертывается не предварительно, а в процессе исполнительской части деятельности. Отсутствие предварительного замысла — это показатель непроизвольности всех психических процессов, несовершенства изобразительной деятельности в силу ее новизны и сложности. Но в большей степени — это проявление игровой тенденции в развитии деятельности.

Смысл рисования для ребенка — рисовать-играть, а не рисовать-изображать, ему важен процесс деятельности, а результат — только как необходимость, как условие, средство осуществления игры. Л. С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида творчества с игрой. Эта тенденция сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста, трансформируясь, органично вплетаясь в собственно изобразительную деятельность, не мешая ее становлению.

Г. Г. Григорьева говорила о том, что умение предварительно замысливать образ формируется под влиянием взрослых в процессе обучения. В естественном развитии замысла такой этап может не появится в деятельности дошкольника. Внешне наиболее ярко представлен этап одновременного развития и исполнения замысла. Ребенок, как правило, сопровождает рисунок речью, а иногда планирует его с помощью речи. В деятельности дошкольника есть и этап завершения работы, однако он, как правило, не связан с доработкой образа. Таким образом, Г. Г. Григорьева выделяет, что в изобразительной деятельности детей представлены все этапы, но они сокращены во времени, а замысливание и реализация замысла совмещены.

В ходе теоретического анализа литературы нами было выявлено, что детское творчество может развиваться при наличии определенных условий. Такие условия Г. Г. Григорьева выделила в своих работах. Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к проблеме. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.

Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности — организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение, эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, общение и т. д.) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисунков и т. д.

Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат и источником тем специальных занятий по изобразительной деятельности.

Другим условием развития детского творчества является обучение как организованный процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). То есть в сферу обучения входят и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребность выражать свое мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве. Обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественной деятельности людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью.

Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что при всем сходстве продуктов, процессы деятельности взрослых и детей отличаются существенно.

Результатом творческой деятельности ребенка, является продукт, значимый для самого ребенка, а не для общества. Также важно помнить, что педагогу необходимо обеспечивать наличие необходимых условий для развития детского творчества.

Источник