Глоссарий

А

Адаптация — заимствованное из биологии
представление о процессе развития (в частности, психического) как все
более совершенном уравновешивании организма со средой.
Аффективный ребенок — ребенок, демонстрирующий аффективное
поведение в результате наличия у него отрицательных аффективных
переживаний.

Б

Близнецы — два или более ребенка, родившиеся от одной многоплодной беременности. Наиболее часто рождаются двойни.
Близнецовый метод — один из наиболее
информативных методов психогенетики, основанный на сопоставлении
внутрипарного сходства генетически идентичных монозиготных и
неидентичных дизиготных близнецов.

В

Возраст (в психологии) — категория, служащая
для обозначения относительно ограниченных временных характеристик
индивидуального развития.
Возрастная группа — одна из разновидностей условной большой группы людей, объединяемых по признаку возраста.
Возрастные особенности (в психологии) —
качественно специфические свойства личности индивида, его психики,
закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития
человека.
Воспитание (психологический аспект) — 1) в широком
смысле — процесс социализации индивида, становления и развития его как
личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под
влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально
организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов- 2)
обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным
сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств
личности и образцов поведения в процессах образования.

Г

Генезис — происхождение, возникновение, (за)рождение.
Генетика поведения — область знания, исследующая
генетические и средовые детерминанты в изменчивости поведения животных и
психологических особенностей человека (в последнем случае иногда
употребляется термин human behavioral genetics).
Геронтопсихология — раздел возрастной психологии, изучающий
особенности психических процессов, поведения и динамику личностных
изменений у лиц пожилого и старческого возраста.
Гиперопека — стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при
которых ребенка чрезмерно опекают и контролируют.

Д

Девиантное поведение детей и подростков — поступки и действия, не соответствующие
ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально
установлены в данном обществе.
Детство — термин, обозначающий начальные
этапы онтогенеза- период развития ребенка от рождения до подросткового
возраста, т. е. до 11—12 лет.
Дидактогения — негативное психологическое
состояние учащегося, вызванное неправильными педагогическими действиями
воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т. д.).

Е

Естественный эксперимент (в психологии
развития) — метод исследования, объединяющий в себе положительные черты
метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного
эксперимента (целенаправленное воздействие на исследуемого).

Ж

Жизненный путь — процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти.
Житейских понятий развитие — одно из
направлений развития мышления ребенка: появление и совершенствование
обобщений, стихийно складывающихся у ребенка в обыденной жизни.

Задатки — врожденные анатомо-физиологические
особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу
развития способностей.
Зрелость (взрослость) — наиболее продолжительный период
онтогенеза, характеризующийся завершением формирования когнитивной
сферы личности, относительной стабильностью отношения к социальному
окружению, активной трудовой (профессиональной) деятельностью,
способностью самостоятельно обеспечивать материальное благополучие для
себя и своих близких.

И

Игра (в психологии развития) — деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные.
Идентификация (в психологии развития) — уподобление, отождествление с
кем-либо, чем-либо.
Идентичности развитие — согласно эпигенетической концепции Э. Эриксона,
основное направление развития личности, определяющее как ее внутреннюю
целостность («эгоидентичность»), так и ее включение в общество
(«групповая идентичность»).
Интериоризация
формирование структур человеческой психики благодаря усвоению структур
внешней социальной деятельности.
Инфантилизм личностный — сохранение в психике и поведении взрослого
особенностей, присущих детскому возрасту.

К

Капризы детские — особенность
поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных
действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим,
сопротивлении их советам и требованиям, в стремлении настоять на своем,
иногда небезопасном или абсурдном требовании.
Комплекс оживления — термин, введенный в 20-е годы XX в. Н.М. Щеловановым для
обозначения совокупности положительных эмоциональных проявлений младенца
первых месяцев жизни, возникающих при восприятии им радующих
воздействий (обращений взрослого, красочных игрушек, мелодичных звуков).

Кризис первого года — возрастной кризис,
возникающий на стыке младенческого и раннего возраста, когда начинает
складываться образ Я.

Л

Латентное научение — процесс и результат приобретения
индивидуального опыта, когда отсутствует актуализированная потребность к
установлению связей, т. е. задача научения как таковая не ставится.
Любознательность детская — активное
познавательное отношение к действительности; проявляется по
отношению ко всему, что его окружает, особенно ко всему новому.

М

Межличностная ситуация развития — система отношений, складывающаяся у ребенка с окружающими его людьми.
Межличностные отношения (в детском возрасте)
— субъективно переживаемые связи между детьми, определяемые
межличностным взаимодействием и содержанием совместной деятельности.
Моделирование в обучении — 1) содержание образования и способ познания, которым учащиеся
должны овладеть в обучении- 2) одно из основных учебных действий,
являющееся составным элементом учебной деятельности.

Н

Научение — процесс приобретения
индивидуального опыта человеком или животным в повторяющихся ситуациях
поведения и деятельности- может быть как целенаправленным, специально
организованным в процессах обучения, так и непроизвольным, стихийным.
Негативизм детский — немотивированное поведение ребенка, проявляющееся в
действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других
индивидов или социальных групп.

О

Обучение (психологический аспект) — процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта.
Общение (в психологии развития) — процесс
установления, поддержания и развития контактов между двумя или
несколькими субъектами.

Подростковый возраст — период онтогенеза,
занимающий промежуточное положение между детством и юностью
(приблизительно от 11—12 до 15—16 лет).
Практическая возрастная психология — отрасль
практической психологии, имеющая дело с оказанием психологической
помощи клиентам с использованием методов, методик, приемов, знаний и
принципов теоретической возрастной психологии.
Пренатальная и перинатальная психология — наука
о психической жизни нерождённого ребёнка или только что родившегося
(наука о начальной фазе развития человека — пренатальной и
перинатальной). Область знаний (подотрасль психологии развития),
которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на
ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной
(интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их
влияние на всю последующую жизнь.
Психология развития — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления.Программированное обучение [греч. programma —
публичное объявление, распоряжение, указ] — обучение по заранее
разработанной программе, в которой полностью предусмотрены действия как
учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины).
Психологический синдром — устойчивый индивидуальный вариант
психического развития ребенка (как правило, неблагоприятный),
представленный совокупностью взаимосвязанных психологических проявлений
(симптомов).
Психология образования — отрасль
психологической науки, изучающая процессы созидания человеком образа
мира в себе самом посредством полагания себя в мир культуры и тем самым
ее присвоения и развития, формирования систем отношений к природе,
обществу, другим людям и к самому себе.
Психология учения (синоним: психология обучения) — один
из двух основных разделов педагогической психологии, посвященный
изучению процесса учения как познавательного процесса, сознательно
направленного на приобретение знаний и умений (опыта деятельности) в
различных предметных областях в ситуации организованного обучения.

Р

Развитие внимания — развитие способности
ребенка сосредоточиваться на объекте своей активности и противостоять
влиянию внешних и внутренних отвлекающих факторов. Развитие способностей — приобретение
индивидом психологических качеств, представляющих собой субъективные
условия успешного овладения теми или иными видами деятельности.

С

Самовоспитание — сознательная деятельность
субъекта, направленная на возможно более полную реализацию себя как
личности, изменение своей личности в соответствии с ясно осознанными
целями, идеалами, личностными смыслами.
Сензитивный период — период онтогенетического развития, в течение которого
организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода
воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и
психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний.
Совместная деятельность (в психологии
развития) — деятельность, осуществляемая двумя или более участниками,
каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных.
Социализация — процесс и результат усвоения и
активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в
общении и деятельности.

Т

Таксисы — ориентирующие компоненты поведенческих актов, врожденные
способы пространственной ориентации в сторону благоприятных
(положительные Т.) или от неблагоприятных (отрицательные Т.) условий
среды.
Творчество детское — форма активности и
самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от
образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его
мир, создает нечто новое для других и для себя.
Тотальный регресс — психологический
синдром, складывающийся в подростковом возрасте и проявляющийся в
глубокой пассивности, утрате имевшихся ранее интересов, нарушениях
общения со взрослыми сверстниками.

У

Умственное развитие — количественные и качественные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках индивида со временем.
Усвоение — основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта.
Учебная деятельность — один из основных
(наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально
направленный на овладение способами предметных и познавательных
действий, обобщенных теоретических знаний.

Ф

Фантазии детские — 1) синоним воображения- 2) специфические продукты работы
воображения у детей в процессе деятельности сознания, концентрирующегося
не на отражении объективной реальности, а на преобразовании ее качеств,
свойств и элементов.

Формирование языковой компетенции — соответствующий, способный] — появление и
совершенствование психологической системы, включающей два компонента:
речевой опыт, приобретаемый ребенком в общении и деятельности, и знания о
языке, усваиваемые в обучении. Формирующий эксперимент — особый метод психологического исследования,
состоящий в том, что исследователь определенным образом строит обучение
(воспитание) испытуемого с целью получить заданное изменение его
психики.

Х

Хроническая неуспешность — психологический
синдром, складывающийся в конце дошкольного или в младшем школьном
возрасте и проявляющийся в стойком снижении результатов, достигаемых
ребенком.

Экстериоризация — процесс порождения внешних действий, высказываний и т. д. на
основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся путем
интериоризации внешней социальной деятельности человека.
Эстетическое развитие — развитие способности переживать
различные явления действительности как прекрасные, т. е. с особым
эмоциональным отношением (базирующемся на восприятии ценности
индивидуального человеческого существования).
Этнография детства — междисциплинарная область исследования на
стыке культурологии, социологии и психологии, изучающая особенности
культуры, быта и методов воспитания ребенка у различных народов мира.

Юность — возрастной период в развитии
человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к периоду
самостоятельной взрослой жизни (зрелости).