Развитие способности ребенка к школе

Развитие способности ребенка к школе thumbnail

Подготовка к школе / Дошкольное развитие

Команда «ЛогикЛайк» рассказывает про навыки, которые важно освоить в дошкольном и младшем школьном возрасте в первую очередь.

Развитие способности ребенка к школе

Развитие способности ребенка к школе

ЛогикЛайк — онлайн-платформа для развития детей 5-12 лет. Учим детей рассуждать и работать с информацией, развиваем логику и нестандартное мышление.

1. Умение и желание учиться: познавательные способности и интерес к учёбе

Восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление — психические познавательные процессы, из которых складывается умение и желание учиться. У большинства детей развитие познавательного интереса — естественный процесс, заложенный природой. В дошкольном возрасте пытливые дети более всего желают открывать для себя что-то новое.

Ближе к 5-7 годам ребёнок уже не просто воспринимает информацию в готовом виде, как это было ранее. Пытливый ум стремится находить ответы на вопросы самостоятельно. Любознательный дошкольник учится приводить разные понятия в одну систему, анализирует их, сравнивает, отыскивает закономерности и делает выводы.

Горячий интерес и любознательность — основа самостоятельной мотивации дошкольника и первоклассника к учёбе.

Программа начальной школы не содержит отдельных занятий, посвященных развитию познавательных способностей. Поэтому задача научить ребёнка учиться во многом ложится на родителей.

Высокий познавательный интерес плюс развитое внимание, память, мышление и другие познавательные способности помогут без стресса привыкнуть к школе, стать более самостоятельным, инициативным и избежать хронической неуспеваемости.

Смотрите также: Польза занимательной математики и решения задач на логику.

Умение учиться самостоятельно невозможно переоценить. Технологии развиваются в разы быстрее, чем 20 лет назад, и специалисты любой профессии участвуют в гонке за новыми знаниями. Попробуйте представить, что будет еще через 20 лет.

2. Творческое мышление: умение мыслить нестандартно, вопреки шаблонам

Способность создавать нечто новое, нешаблонное — так определяет понятие «творческое мышление» классическая психология. Не стоит связывать его исключительно с искусством: неординарные решения приветствуются в любой сфере деятельности, будь то актёрское мастерство или разработка мобильных приложений.

В возрасте 5-7 лет мышление не сковано стереотипами и ребёнку проще научиться «креативить». Это поможет в будущем выходить из любых затруднительных ситуаций, просто подключая творческое мышление.

Читайте также: 10 идей и упражнений для развития творческих способностей.

Развитие способности ребенка к школе

Умение мыслить нешаблонно полезно не только в повседневной жизни. Например, инженер и орнитолог Эйджи Накатсу разработал закругленный нос для сверхскоростного поезда. Идея пришла во время наблюдений за зимородком — птицы, чей обтекаемый клюв позволяет ей легко рыбачить, погружаясь в воду без всплесков. Такая конструкция поезда снизила сопротивление воздуха и затраты на энергию.

3. Умение мыслить логически: развиваем логико-математический интеллект

Некоторые бытовые и учебные задачи можно решить творчески. Но в большинстве случаев, когда нужен объективный, взвешенный подход, креативности недостаточно. На помощь приходит логическое мышление:

  • умение размышлять;
  • доказывать истинность или ложность суждений;
  • принимать обоснованные решения;
  • объяснять свою позицию себе и окружающим.

Когда ребёнок прокачивает логическое мышление и математические способности, он учится пользоваться конкретными понятиями, «взвешивать» варианты и принимать решения.

Развитие способности ребенка к школе

Решение занимательных логических задач — проверенный способ развития логики у дошкольников и младших школьников. Вашему ребёнку 5-7 лет? Это идеальное время для старта.

Развитие способности ребенка к школе

Дети с развитым логико-математическим интеллектом легко справляются со школьной математикой. В 3-4 классе они побеждают в математических олимпиадах и в целом имеют больше шансов на рывок в общем интеллектуальном развитии.

4. Пространственное мышление и воображение: развиваем визуально-пространственный интеллект

Создавать в голове 3D-картинки, разглядывать их в мельчайших деталях и вращать как угодно возможно с помощью пространственного мышления и воображения. Развивая эти способности, ребёнок учится ориентироваться в пространстве, распознавать направления движения, определять стороны горизонта, понимать положение объектов в пространстве и воспринимать их форму.

Развитие способности ребенка к школе

Это интересно: Игры и задания для развития пространственного мышления дошкольников.

Универсальные навыки для успехов в любых начинаниях

Умение и желание учиться, творческое, логико-математическое и пространственное мышление являются составляющими интеллекта и абсолютно необходимы и детям, и взрослым. Однако для достижения успеха этого мало.

Специальные, «твёрдые» навыки (hard skills) влияют на успех человека в конкретной деятельности. Их тоже можно и нужно развивать с самого детства, особенно если у ребёнка есть явные задатки и интересы.

Что может определить успехи человека в самых разных видах деятельности? Общие, «гибкие» навыки (soft skills): умение учиться, мыслить нестандартно, красиво и правильно говорить, грамотно распределять время и т.п. Это одинаково полезно в учёбе, работе и в личных делах. «Мягкие» навыки — база для развития специальных умений и эффективности человека во всем.

Мы выделили 4 универсальных навыка, качества (их группы), которые однозначно пригодятся вашему ребёнку в школе и дальнейшей жизни.

5. Коммуникативные навыки: умение общаться и выступать публично

Развитие способности ребенка к школе

Умение вести диалог, договариваться, где-то убеждать, а где-то уступать, помогает влиться в коллектив и найти общий язык с любым человеком. У коммуникабельного человека больше шансов раскрыть свои способности и добиться успеха, нежели у того, кто зажат в общении.

Читайте также:  Развитие ребенка после рождения урок

6. Умение работать с информацией

Когда информация в голове не раскладывается по полочкам, а сваливается в кучу, найти и использовать что-то ценное гораздо сложнее.

Для эффективной работы и учебы важно уметь:

  • оценивать информацию на достоверность и надежность;
  • отсеивать лишнее и пустое, выделять главное;
  • объединять элементы в смысловые группы;
  • запоминать и вовремя находить нужную информацию.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром».
Натан Ротшильд

7. Самоорганизация, тайм-менеджмент

Иногда кажется, что человека по жизни организовывают обстоятельства. Школа загоняет в рамки уроков по 45 минут, работа создает границы 8-10-часового рабочего дня.

Но без умения планировать дела и управлять своим временем сложно быть продуктивным. Это то, чему не учат в школе, но без чего сложно обойтись в жизни.

Развитие способности ребенка к школе

«Я не раз думала о том, как бы убить время!» — говорила Шляпнику Алиса из сказки Льюиса Кэрролла. Он отвечал ей:

«Разве такое ему (времени) может понравиться? Если б ты с ним не ссорилась, могла бы просить у него все, что хочешь».

8. Личные качества: лидерство, воля, упорство

Целеустремленный, стрессоустойчивый, ответственный, инициативный, трудолюбивый, умеющий справляться с рутинными задачами — словно вырванная строчка из резюме топового специалиста, не правда ли? Все эти качества относят к soft skills. Они не связаны с конкретной профессией, но без них тяжело дается любая работа.

Развитие способности ребенка к школе

Качества личности формируются в детстве и зависят от воспитания. Важно в этом плане правильно «распределить обязанности» между школой и родителями.

Способности и навыки открывают ребёнку мир возможностей

Все начинается с обнаружения задатков, заложенных природой, которые проще всего развить в способности. Но без усилий даже богатые задатки рискуют остаться в стадии непроросших зерен.

Яркий пример — в биографии русского живописца Василия Сурикова. Его задатки к рисованию проявились рано, но к моменту поступления в художественную академию не были развиты в достаточной по мнению учителей степени.

«Это ваши работы? Да за такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить!»
— сурово заметил экзаменатор.

Суриков не согласился, за три месяца прошел трехгодичный курс у художника Дьяконова и успешно поступил. Чтобы этот пример стал еще показательнее, представьте, что Суриков так и не открыл свою способность к рисованию.

Как вам такое, если ваш ребёнок согласится со школьным учителем, мол, «ну нет способностей к математике и логике — гуманитарий»?

В любом возрасте не рано и не поздно!

Развитие способности ребенка к школе

В детстве закладывается потенциал на далекое будущее. Но означает ли это, что взрослым людям уже поздно развивать свои способности? Вовсе нет.

Это подтверждают люди, которые своим примером развенчивают мифы. Белорусская биатлонистка Дарья Домрачева получила два высших экономических образования, прежде чем реализоваться в спорте.

Художник-самоучка Анри Руссо начал заниматься живописью уже в зрелом возрасте, имея за плечами разве что военную службу и опыт работы на таможне. Никогда не поздно развиваться и открыть у себя второе дыхание.

О чём ещё стоит помнить?

  • Прислушивайтесь к ребёнку и помогайте развиваться в том, что нравится ему. Не старайтесь реализовать исключительно свои амбиции, не стремитесь вырастить нового Ханса Циммера или Стива Джобса.
  • Закладывайте основные способности, которые точно пригодятся любому подростку и взрослому. За это он обязательно скажет вам спасибо.
  • Продолжайте развитие мышления, познавательного интереса и других навыков вместе с ЛогикЛайк. Наши задания увлекают детей и взрослых!

На платформе ЛогикЛайк мы обучаем и развиваем детей в игровой форме, от простого — к сложному.
Занимайтесь онлайн в любое удобное время.

Источник

Ни к чему не способных детей нет. Все дети способны кобучению, каждый нормальный ребенок способен полу­чить среднее образование, способен овладеть материалом школьной программы.

Но каждый ребенок умен и талантлив по-своему. Важ­но, чтобы этот ум, эта талантливость с самого начала школьной жизни стали основой успеха в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей. Од­нако у каждого ребенка свой путь развития способностей.

Начало обучения ребенка в школе — важнейший этап в его воспитании и развитии, и, конечно, не начало воспи-

1 См.: Лук А.Н. Мышление и творчество. — М., 1976.тания, а тем более развития. Именно поэтому начальное обучение должно строиться на основе достигнутых резуль­татов предшествующего воспитания и учета всей истории развития ребенка’.

В способностях младших школьников обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявля­ются в успешности учебной работы, в том, что разные ученики с разной глубиной понимания и с разной степе­нью творчества справляются с учебными заданиями. То, чего одни школьники достигают легко, без особых уси­лий, для других оказывается сложным делом, требующим большой работы и напряжения.

В третьем классе одной из школ мы попали на урок английского языка. Наше внимание привлекла одна девочка: худенькая, очень оживленная, она при каждом вопросе учительницы первая поднимала руку, отвечала уверенно, громко и как-то радостно. После урока учительница по нашей просьбе кратко охарактеризовала детей этого клас­са и в числе наиболее способных назвала эту девочку -Таню Ш. Следующий урок был математика. И тут мы еле узнали Таню. Все оживление ее пропало, голос стал ка­ким-то хриплым, огонек в глазах исчез. На вопросы учи­тельницы Таня руки не поднимала, если ее все-таки спра­шивали, отвечала неуверенно и часто с ошибками. Учи­тельница в числе наиболее слабых по математике детей назвала нам Таню.

Читайте также:  Глухой ребенок и развитие моторики

Как видно, у девочки неодинаково развиты способнос­ти к овладению разными учебными предметами. Если анг­лийский язык (и, как мы узнали, русский язык) дается ей легко, то математика вызывает большие затруднения.

Педагогическая задача в отношении младших школь­ников состоит в том, чтобы раскрыть, понять их слабые и сильные стороны и обеспечить их полноценное развитие. Например, учителям Тани Ш. следует не только поощрять, развивать ее способности к языкам, но и искать пути раз­вития у нее математического мышления, чтобы девочка могла уверенно усваивать в старших классах материал фи­зико-математического цикла.

Развитие задатков способностей в школе неразрывно связано с их поощрением.Необходимо постоянно «трени­ровать» способности, так как они не могут «лежать про

1 См.: Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. -М., 1960.запас», ожидая подходящего случая для проявления. Если способности не развиваются, они хиреют.

Прогноз относительно способностей школьников дол­жен быть очень осторожным. Недопустимо по низкой ус­певаемости делать вывод о неспособности ребенка. Жизнь показывает, как нелегко распознать даже выдающиеся спо­собности. Декарт считался в школе неспособным. Эдисон как неспособный был взят отцом из школы, где обучился только грамоте. Либиха, последнего ученика в классе, ис­ключили за неуспеваемость. Гоголь имел в гимназии по литературе «три», а за сочинения «два». Менделеев в гим­назии был «середняком».

Не надо спешить с вынесением «приговора». Низкая успеваемость может быть обусловлена множеством при­чин. Важно найти, вскрыть эти причины, а для этого надо знать ученика. Усвоение одного и того же материала у каж­дого ребенка происходит по-разному, а следовательно, требует разных педагогических условий в зависимости от уровня и своеобразия развития ребенка.

Опережение ребенком своего возраста еще не дает на­дежных оснований для суждения о его будущих возможно­стях. Отсутствие же раннего развития не исключает воз­можности последующего подъема. Способности могут про­явиться и в более старшем возрасте. У некоторых детей развитие совершается несколько замедленно, растянуто, как бы исподволь, происходит постепенное накопление определенных достоинств интеллекта. В старших классах такие ученики неожиданно поражают учителей и одно­классников резко возросшим уровнем умственных возмож­ностей.

Таким образом, и дети, рано обнаружившие способно­сти, и дети, еще их не проявившие, требуют большого к себе внимания, индивидуального подхода со стороны учи­теля.

В начальной школе центральной задачей является разви­тие у всех детей общих способностей и формирование интере­са к учению вообще в контексте ведущей в этом возрасте учеб­ной деятельности.Нетрудно заметить, что самые разные школьные предметы имеют много общего, предъявляют ряд сходных требований к особенностям мышления, внимания, памяти ученика, к таким его свойствам, как умственная активность, любознательность. Вместе с тем отдельные учеб­ные предметы требуют для своего овладения специальных свойств, таких, как, например, фонетический слух илипространственное воображение и др. Общие способности являются не только предпосылкой, но и результатом все­стороннего развития личности ребенка. Специфические (или специальные) способности детей проявляются тем ярче, чем выше их общее умственное развитие.

Интерес ребенка к тому или иному предмету или к уче­нию вообще побуждает к соответствующей деятельности. Между способностями и интересом существует очень тес­ная связь. Ведь, в сущности, мы хорошо слышим, замеча­ем, понимаем то, что хотим слышать, замечать, пони­мать. Сами дети отмечают, что больших успехов они доби­ваются в тех учебных предметах, к которым испытывают интерес. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть в глубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы, поставить новые вопросы. Без достаточного развития этих качеств ни о каком развитии способностей, а следователь­но, и об успешном обучении речи быть не может. Именно познавательные интересы ребенка определяют его актив­ное отношение к тому, что задает направленность и уро­вень развития его способностей.

Определенные интересы можно обнаружить уже у пер­воклассников. Одни больше любят математику («Когда скла­дываешь, отнимаешь, интересно, что получается», «Мне в школе больше всего нравится задачки решать, считать тоже интересно»), другие — письмо («Очень люблю слова писать: сначала буковка, буковка, а потом вдруг слово получается», «Люблю уроки письма, очень хочется скорее научиться писать, чтобы послать длинное-длинное пись­мо папе»), третьи — пение («Я петь сама еще плохо умею, а уроки по пению очень-очень люблю»), четвертые — ри­сование («Самое интересное в школе — это рисование, я и дома все время рисую»).

Однако в начале школьного обучения учебно-познава­тельные интересы детей еще довольно неустойчивы, не­редко носят случайный, ситуативный характер, часто -поверхностный. С возрастом интересы становятся все бо­лее содержательными, глубокими.

Что лучше: когда ребенок увлечен чем-то одним или когда у него много увлечений — то одно, то другое, а то и несколько сразу?

Читайте также:  Основные критерии развития ребенка до года

Нельзя давать категорических советов ограничивать или расширять сферу интересов ребенка, не зная его другихиндивидуальных особенностей. Но все-таки можно сказать, что в дошкольном и младшем школьном возрасте, безус­ловно, более ценно разнообразие детских интересов. Пусть ребенок попробует свои силы в разных областях знания и видах деятельности. Младший школьный возраст- период впитывания, накапливания знаний, период усвоения по преимуществу. Разнообразие занятий, интересов является обязательным условием полноты развития ума ребенка, его способностей. В самых различных видах деятельности имеются общие моменты (требования к вниманию, на­блюдательности, памяти и т.д.), поэтому разнообразие детских занятий и интересов связано с развитием и об­щих, и специальных способностей.

В слишком ранней специализации школьников заклю­чена явная опасность. Целый ряд учебных предметов, ко­торые могли бы увлечь ребенка и к изучению которых у него, возможно, есть хорошие данные, иногда в таких случаях проходит мимо его внимания. Надо помочь каждо­му младшему школьнику избежать деления учебных пред­метов на «главные» и «второстепенные». Тем самым мы поможем ему правильнее определить свое жизненное при­звание, так как у него будет более широкое поле для при­ложения сил и проявления способностей.

Ошибкой было бы думать, пишет Н.С. Лейтес, что ин­дивидуальным особенностям человека «полностью соот­ветствует только какая-то одна определенная деятельность. Благодаря общим умственным способностям каждый мо­жет с успехом развиваться по многим направлениям, по­лучить удовлетворение в ряде деятельностей».

Д.Б. Эльконин, проводивший исследование индивиду­альных различий подростков, писал: «Учащиеся, у которых до 5 класса и в 5 классе возникли активные познавательные интересы, обнаруживают в усвоении школьных знаний и особенно в сфере интересующих их занятий более высокий уровень учебной деятельности по сравнению с однокласс­никами, у которых такие интересы не сложились».

Наличие или отсутствие интересов важно не только само по себе, но прежде всего как фактор формирования лич­ности.

Интерес тесно связан с успешностью учения. Быстро и легко усваивая определенный учебный предмет, ребенок получает удовлетворение. Успех пробуждает желание боль­ше и глубже заниматься именно этим предметом, что, в свою очередь, способствует развитию способностей ребенка.Успех в значимой для ребенка учебной деятельности спо­собствует развитию у него чувства личностного достоин­ства, неуспех тормозит и осложняет нормальный процесс становления личности.

У каждого ребенка свой потенциал развития, надо по­мочь ему этот потенциал почувствовать, осознать и реали­зовать. При этом и учеба приобретает для него личност­ный смысл и не будет создавать особых проблем ни ребен­ку, ни учителю, ни родителям. А.Н. Леонтьев не случайно подчеркивал, что способности человека к общественно-исторически сложившимся формам деятельности, т.е. спе­цифические человеческие способности, представляют со­бой подлинные новообразования, формирующиеся в ин­дивидуальном развитии.

Развитие способностей младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ре­бенка со стороны взрослого, что составляет основу педа­гогического профессионализма. И воспитатель, и учитель не вправе объяснять неудачи своих воспитанников и уче­ников их плохим умственным развитием, так как оно само в значительной степени определяется обучением, зависит от особенностей его содержания и организации. Л.Н. Тол­стой предупреждал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подра­жать, копировать, так как мало таких, которые бы, на­учившись копировать, умели бы сделать самостоятельные приложения этих сведений».

При решении проблемы способностей учащихся надо учитывать и то, как они сами себя оценивают. Самооценка способностей учащихся в процессе школьного обучения -это осознание ими успешности в овладении материалом того или иного учебного предмета. В зависимости от того, считает ли себя ребенок способным, у него складывается определенное отношение к себе: укрепляется или утрачи­вается вера в свои возможности. А без уверенности в своих силах ни о каком успешном учении говорить не приходит­ся. Поэтому знать, как оценивают свои способности дети, помогать им правильно определять свои возможности очень важно для педагога.

Учебная деятельность, являясь ведущей в младшем школьном возрасте, обеспечивает формирование и разви­тие всех психических процессов и психических свойств ре­бенка. Но не во всякой учебной деятельности развиваются дети, а только в той, которая приносит удовлетворение,которой хочется заниматься. А заниматься хочется той де­ятельностью, к которой ребенок, во-первых, испытывает интерес и, во-вторых, в овладении которой он ощущает успех. Если отсутствует ощущение движения вперед, ин­терес к деятельности может постепенно ослабевать и даже пропасть вовсе. Поэтому одна из основных задач школы -развить познавательные интересы каждого учащегося. Когда ребенок занимается, пусть даже по одному или несколь­ким учебным предметам, увлеченно, с интересом, с боль­шим желанием, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и восприятие, и воображение, а значит, способности, у него появляется свое отношение к предмету и учению вообще — он развивается как личность.

Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 3175; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10372 — | 7654 — или читать все…

Читайте также:

Источник