Скачать психология аномального развития ребенка

Скачать психология аномального развития ребенка thumbnail

Психология
аномального развития ребенка:
Хрестоматия
в 2 т / Под редакцией В. В. Лебединского
и М. К. Бардышевской. Т. П. — М.: ЧеРо: Высш.
шк.: Изд-во МГУ, 2002.— 818
с.

Впервые издаваемая в нашей стране
хрестоматия обеспечивает необхо­димым
теоретическим материалом курс «Психология
аномального ребенка», читаемый в течение
многих лет на факультете психологии
МГУ, и сопутствую­щие курсы {«Эмоциональные
расстройства в детском возрасте» и
практикум по «Психологии аномального
ребенка»),

Особенностью данной
хрестоматии является
то, что она составлена
психо­логами-практиками, непосредственно
работающими с детьми в клинике или
консультации. Многочисленные случаи,
описываемые в статьях разных авторов,
делают теоретические построения или
выводы ясными и понятными, помогая
распознать отклонения в развитии ребенка
и наметить пути их коррекции.

В отечественной психологической
литературе не существует аналогич­ного
издания как по широте и разнообразию
представленных в хрестома­тии
теоретических концепций, так и по охвату
клинических проявлений ано­мального
развития детей.

Хрестоматия рассчитана как на студентов,
начинающих изучать психоло­гию, так
и на уже работающих врачей, психологов,
учителей и воспитателей,

СОДЕРЖАНИЕ

Г. И.
Никитина

ОСНОВНЫЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ
К
ИЗУЧЕНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

И. М, Воронцов, И. А. Кельмансон, А. В.
Цинзерлияг

ОБОБЩЕННЫЙ
ВЗГЛЯД НА ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ
РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТНОСТИ
У ДЕТЕЙ………………………………..

Р. Ж. Мухамедрахимов

МАТЬ И МЛАДЕНЕЦ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ………………………..

Г. Харлоу, М, Харлоу, С. Суоми

ЗАМЕНИТЕЛИ МАТЕРЕЙ
…………………….*……………………………….

М. Кляйн

НЕКОТОРЫЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ, КАСАЮЩИЕСЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ РЕБЕНКА..

М. Кляйн

РОЛЬ ФРУСТРАЦИИ В
РАЗВИТИИ …………………………………….

М. Кляйн

ТРЕВОГА И ЗАЩИТНЫЕ
МЕХАНИЗМЫ…………………………….

Д. Винникотт

ИДЕИ
И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
……………………………………………………..

Д. Винникотт

ПЕРЕХОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
И

ПЕРЕХОДНЫЕ ФЕНОМЕНЫ
……………………………………………….

Л. Фрейд

ДЕТСКАЯ ПАТОЛОГИЯ
КАК ПРЕДУСЛОВИЕ

РАЗВИТИЯ
ПАТОЛОГИИ ВЗРОСЛЫХ…………………………………

О. Крейслер

ПСИХОСОМАТИКА В
ПСИХОПАТОЛОГИИ МЛАДЕНЧЕСТВА
………………………………………………………………..

Г.
Полмайер

ДАЛЬНЕЙШЕЕ
РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ДЕПРЕССИИ ДО СЕГОДНЯШНЕГО
ДНЯ…………………………………………………

О. Кернберг

АФФЕКТЫ И РАННИЙ
СУБЪЕКТИВНЫЙ
ОПЫТ…………………………………..

Р. А.
Шпиц

ПОВЕДЕНИЕ
ДЕПРИВИРОВАННЫХ
ДЕТЕЙ……………………………………………

Р. А. Шпиц, В. Г.
Коблинер

ПСИХОТОКСИЧЕСКИЕ
РАССТРОЙСТВА……………………………………………….

Дж. Боулби

КАК ОЦЕНИВАТЬ
НАНЕСЕННЫЙ УЩЕРБ?
……………………………………………

Т. П.
Симеон

ГАЛОПИРУЮЩАЯ ФОРМА
ШИЗОФРЕНИИ

РАННЕГО
ДЕТСКОГО
ВОЗРАСТА…………………………………………………………….

Часть IV. Дошкольный и младший школьный возраст

В. В.
Лебединский

КЛАССИФИКАЦИЯ
ПСИХИЧЕСКОГО

ДИЗОНТОГЕНЕЗА……………………………………………………………………………………….

Г. Е.
Сухарева

ГРУППИРОВКА
ПСИХОПАТИЙ………………………………………………………………..

Л. В.
Занков

ОЧЕРКИ
ПСИХОЛОГИИ
.

УМСТВЕННО
ОТСТАЛОГО
РЕБЕНКА………………………………………………………

Р. Е. Левина

АВТОНОМНАЯ РЕЧЬ В
НОРМАЛЬНОМ

И ПАТОЛОГИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ РЕБЕНКА………………………………………

Р. Заззо

ГРУППОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ……………

В. А. Новодворская

ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ
ДЕТЕЙ…………………………………………………………….

Д. Н.
Исаев

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ
ДИАГНОЗ ПСИХИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У
ДЕТЕЙ………………………………………………………………………..

И. Ф.
Марковская

ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ
ЗНАЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО
КЛИНИКО-НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ…………………

Т.
П. Симеон, М. М. Модель, Л.
И.
Гальперин

ШИЗОФРЕНИЯ………………………………………………………………………………………………..

Т. П. Симеон

НАЧАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ
ШИЗОФРЕНИИ РАННЕГО ВОЗРАСТА………

A. И. Чехова

НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ
И РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ШИЗОФРЕНИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА У
ДЕТЕЙ………………………………………….

С. С.
Мнухин,
А. Е, Зеленецкая,
Д.
Н.
Исаев

О СИНДРОМЕ «РАННЕГО
ДЕТСКОГО АУТИЗМА», ИЛИ СИНДРОМЕ КАННЕРА,
У
ДЕТЕЙ………………………………………………………

Д. И.
Исаев, В. Е. Каган

АУТИСТИЧЕСКИЕ
СИНДРОМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: МЕХАНИЗМЫ
РАССТРОЙСТВ
ПОВЕДЕНИЯ…………………………………………….

К. С. Лебединская

ТЕРАПИЯ РАННЕГО
ДЕТСКОГО
АУТИЗМА………………………………………………

B. В. Лебединский

АУТИЗМ КАК МОДЕЛЬ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ДИЗОНТОГЕНЕЗА………………………………………………………………………………………….

Е. С. Иванов

СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ
ДИАГНОСТИКИ

РАННЕГО ДЕТСКОГО
АУТИЗМА………………………………………………………………..

Л.
Гезелл

АУТИСТИЧЕСКОЕ,
ПСИХОТИЧЕСКОЕ И ДРУГИЕ

ФОРМЫ НАРУШЕННОГО
ПОВЕДЕНИЯ……………………………………………………

Т.
Питерс

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
ПРИ АУТИЗМЕ.

ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ
ЗНАЧЕНИЙ……………………………………………………

С. Миллер

ВЛИЯНИЕ НА ИГРУ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ
,

Т, П. Симеон, М.
М. Модель, Л. И. Гальперин

ЭКЗОГЕННО
ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПОГРАНИЧНЫЕ
ФОРМЫ…………………

Г. Е.
Сухарева

ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ
ДЛЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА ПСИХОГЕННЫЕ
РЕАКЦИИ…………………………………………………………….

М. И. Лапидес

КЛИНИКО-ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ……..

А. И. Гольбин

НАРУШЕНИЯ СНА И
БОДРСТВОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ПРИ РАЗЛИЧНЫХ
ЗАБОЛЕВАНИЯХ И АНОМАЛИЯХ……………….

Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко

КЛИНИКО-ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРИВЫЧНЫХ
ДЕЙСТВИЙ…………………………..

А. И. Захаров

ПАТОГЕНЕЗ НЕВРОЗОВ
У ДЕТЕЙ………………………………………………….

О. В. Протопопова

МОТОРИКА И
ПСИХООРТОПЕДИЯ………………………………………………

А. Фрейд

ПРИМЕРЫ ИЗБЕГАНИЯ
ОБЪЕКТИВНОГО НЕУДОВОЛЬСТВИЯ

И ОБЪЕКТИВНОЙ
ОПАСНОСТИ

(предварительные стадии
защиты)…………………………………………………

А. Фрейд

ИНФАНТИЛЬНЫЕ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СТУПЕНИ

БОЛЕЕ ПОЗДНИХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ.

РАЗВИТИЕ ПОЛОВОЙ
ИДЕНТИФИКАЦИИ…………………………………..

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК…………………………-…;……………………

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

1.Предмет
и задачи психологии аномального
развития. 

Предмет:
закономерности психического развития
и особенности психической деятельности
детей и взрослых с психическими и
физическими недостатками.
Что
важно
:
психология аномального развития имеет
дело с устойчивыми аномальными
состояниями, вызванными нетекущим
болезненным процессом, а отдаленными
последствиями каких-то органических
повреждений или нарушений формирования
психических функций в результате крайне
неблагоприятных социальных условий.

Задачи:

  • изучение
    закономерностей и особенностей
    психического развития детей и взрослых
    с различными психическими и физическими
    недостатками в разных условиях, и прежде
    всего, в условиях коррекционного
    обучения;

  • создание
    методов и средств психологической
    диагностики нарушений развития;

  • разработка
    средств психологической коррекции
    недостатков развития;

  • психологическое
    обоснование содержания и методов
    обучения и воспитания в системе
    специальных образовательных учреждений;

  • психологическая
    оценка эффективности содержания и
    методов обучения детей с недостатками
    развития в разных условиях;

  • психологическое
    изучение социальной адаптации лиц с
    недостатками;

  • психологическая
    коррекция дезадаптации.

2.
Изучение закономерностей аномалий
развития психики сосредоточено в сфере
детской патопсихологии, дефектологии
(специальной психологии и специальной
педагогики) и детской психиатрии

3.

Аномальные
дети

дети,
имеющие значительные отклонения от
нормального физического или психического
развития. Лежащие в основе этих отклонений
аномалии, или дефекты (от лат. с1е}ес!из
— недостаток, поэтому иногда применяется
термин «дефективные дети»), могут быть
врожденными и приобретенными. Причины
возникновения врожденных аномалий
очень разнообразны. В ряде случаев
важную роль играют генетические
(наследственные) факторы; однако выявление
или невыявление наследственных влияний
нередко определяетсяфакторами внешней
среды. Врожденные аномалии могут
возникнуть от непосредственных
воздействий на развивающийся плод
химических, механических, температурных
влияний (интоксикация, травма, охлаждение),
нарушения питания плода и т. д.

Внутриутробная
инфекция плода, напр., врожденный
токсоплазмоз приводит иногда к тяжелым
нарушениям эмбрионального развития—
микроцефалии и гидроцефалии, врожденной
слепоте и т. п.

Приобретенные
аномалии в основном являются последствиями
перенесенных в раннем детском возрасте
инфекционных болезней (эпидемического
цереброспинального менингита,
полиомиелита, кори, скарлатины, гриппа
и др.). Сравнительно меньшую роль в
возникновении приобретенных аномалий
играют травмы, интоксикации и др. причины.

«Психический
дизонтогенез» —
 нарушение
психического развития в детском и
подростковом возрасте, в результате
расстройства и созревания функций и
структур головного мозга. Причины:
экзогенные (экология, вода, питание);
патогенные (соц.родовые факторы
негативного воздействия); сочетание
биолог.и патогенных.

2
типа псих.дизонтогенеза:
 ретардация
 запаздыване
или приостановка психического развития
(ЗПР). Асинхрония – опережение в развитии
одних функций и отставание других
(дисгармония, искажение).

4.
Дизонтогенез — это нарушение развития
организма на каком-либо этапе онтогенеза. 

)
недоразвитие,
2)
задержанное развитие,
3)
поврежденное развитие,
4)
дефицитарное развитие,
5)
искаженное развитие,
6)
дисгармоническое развитие.

66. Представления об «аномальном ребенке»

К
аномальным относятся дети, у которых
физические или психические отклонения
приводят к нарушению нормального хода
общего развития. Различные аномалии
по-разному отражаются на формировании
социальных связей детей, на их
познавательных возможностях. В зависимости
от характера нарушения одни дефекты
могут полностью преодолеваться в
процессе развития ребенка, другие
подлежат лишь коррекции или компенсации.
Развитие аномального ребенка, подчиняясь
в целом общим закономерностям психического
развития детей, имеет целый ряд собственных
закономерностей.

Источником
приспособления аномальных детей являются
сохранные функции. Функции нарушенного
анализатора, например, заменяются
интенсивным использованием сохранных.

К
основным категориям аномальных детей
в дефектологии относятся следующие:

1)
дети с выраженными и стойкими нарушениями
слуховой функции (глухие, слабослышащие,
позднооглохшие);

2)
дети с глубокими нарушениями зрения
(слепые, слабовидящие);

3)
дети с нарушениями интеллектуального
развития на основе органического
поражения центральной нервной системы
(умственно отсталые);

4)
дети с тяжелыми речевыми нарушениями
(логопаты);

5)
дети с комплексными нарушениями
психофизического развития (слепоглухонемые,
слепые умственно отсталые, глухие
умственно отсталые);

6)
дети с нарушениями опорно-двигательного
аппарата;

7)
дети с выраженными психопатическими
формами поведения.

67. Науки, занимающиеся аномальным развитием

Изучение
закономерностей аномалий развития
психики сосредоточено в сфере детской
патопсихологии, дефектологии (специальной
психологии и специальной педагогики)
и детской психиатрии. Дефектология как
область знания сложилась в результате
развития и интеграции отдельных ее
отраслей: сурдопедагогики (воспитание
и обучение детей с недостатками слуха);
тифлопедагогики (воспитание и обучение
детей с дефектами зрения); олигофренопедагогики
(воспитание и обучение умственно отсталых
детей); логопедии (изучение и коррекция
недостатков речи), а также выявления
общих закономерностей развития, обучения
и воспитания аномальных детей. Адекватным
в этих условиях является комплексный
подход к изучению аномальных детей
различными специалистами (педагогами,
врачами, дефектологами, психологами,
физиологами).

Развитие
дефектологии тесно связано с детской
неврологией, сформировавшейся, в свою
очередь, на стыке невропатологии и
педиатрии, благодаря которой оказалось
возможным изучение онтогенеза нервной
системы ребенка, соответствия развития
нервно-психических функций возрасту,
выявление причин задержек и искажений
развития, а также исследование изменений
нервной системы при различных
патологических состояниях, ее роли в
этиопатогенезе заболеваний детского
возраста.

Большое
значение для развития дефектологии
имеют достижения психологии, в частности,
таких ее отраслей, как нейропсихология
и детская патопсихология. Нейропсихологический
анализ позволяет на основе клинических
и экспериментально-психологических
данных очертить круг поражений психических
процессов, возникающих при локальных
поражениях мозга. Патопсихологические
исследования раскрывают закономерности
распада психической деятельности и
свойств целостной личности в ситуации
болезни, основанные на сравнительном
анализе формирования и протекания
психических процессов, состояний и
свойств личности в норме.

По
мере возникновения детской психиатрии
в патогенезе и клинической картине
болезни все большее значение стало
придаваться роли возраста, а также
симптоматологии, формирующейся под
влиянием аномального развития в условиях
болезни, — явлений дизонтогенеза. Если
объектом дефектологических исследований
является дизонтогенез, обусловленный,
как правило, уже завершенным болезненным
процессом, то детская психиатрия накопила
ряд данных о формировании аномалий
развития в процессе текущего заболевания,
динамике дизонтогенетических форм
психической конституции и аномальном
развитии личности в результате
деформирующего влияния отрицательных
условий воспитания (различные варианты
патохарактерологического формирования
личности). Смягчение остроты
психопатологических симптомов в связи
с развитием фармакологии увеличило
процентное соотношение детей, способных
к обучению. Параллельно расширению
психофармакологической помощи больным
детям все более актуальной и перспективной
становится проблема психолого-педагогической
реабилитации и коррекции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЛАДИВОСТОКСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО
АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ
РАЗВИТИЮ»

Исполнитель:
Яворская М. В.

Владивосток
2008

Содержание:

1.
Психология аномального развития:
определение, предмет, объект
ПАР………………………………………………………………………………………1

1.1.
Основные стадии психического развития.
Понятие дизонтогенеза……………………………………………………………………………2

1.
2. История ПАР: этапы……………………………………………………………….9

2.
Факторы, способствующие развитию
дизонтогенеза………………………………11

2.1.
Во время беременности, родов, в после
родовом периоде………………………….………………….……………………………………11

2.2.
Социальные факторы дизонтогенеза (виды,
условия, история)………………………………………………………………………………….13

3. Соотношение
симптомов дизонтогенеза и
болезни………………………………………………………………………………15

4.
Психогенные реакции детского
возраста………………………………………….17

4.1.
Гиперкинетический синдром………………………………………………………17

4.2
Психогенные реакции у
подростков……………………………………………..19

5. Локализация
нарушений……………………………………………………………19

5.1. Механизмы
формирования вторичного дефекта…………………………………20

5.2. Примеры
межфункционального взаимодействия при
дизонтогенезе…………21

6. Умственная
отсталость………………………………………………………………22

6.1.Краткий
исторический очерк………………………………………………………..23

6.2.
Основные клинические и психометрические
критерии умственной
отсталости………………….………………………………………………………………………….23

6.3.
Факторы недоразвития
интеллекта………………………………………………24

6.4.
Классификация………………………………………………………………………9

6.
5. Дифференцированные и недифференцированные
формы умственной
отсталости…….…………………………………………………………………………31

6.
6. Распространенность умственной
отсталости…………………………………….33

6.7.
Клинические проявления и динамика
умственной отсталости…………………………….…………………………………………………34

6.8.
Общие вопросы профилактики, лечения,
реабилитации и организации помощи,
больным с умственной
отсталостью……………………………………………………40

7.
Задержки психического
развития……………………………………………………42

8.
Психический инфантилизм…………………………………………………………46

9.Особенности
выполнения тестовых заданий при задержке
психического
развития…………………………………………………………………….………………49

10.
Искажения и другие нарушения психического
развития. Аутистические
расстройства……………………………………………………………………………51

10.1.
Краткий исторический очерк……………………………………………………52

10.2.
Классификация……………………………………………………………………53

10.3.
Синдром раннего детского аутизма Каннера
(распространённость, клинические
проявления,
течение……………………………………………………………………………..53

10.4
Синдром Аспергера (распространение,
клинические проявления)…………..57

10.5.
Синдром Ретта (распространение,
клинические проявления)……………….59

10.6.
Аутизм после приступов
шизофрении…………………………………………60

10.7.
Аутистическиподобные
расстройства……………………………………………61

10.8.
Парааутистические расстройства…………………………………………………62

10.9.
Лечение и организация помощи больным
с аутизмом…………………………62

11.
Дисгармоничное
психическое развитие……………………………………………65

11.1. Психопатия
(классификация, детерминанты,
структура)………………………65

11.2.
Модель патологического формирования
личности……………………………67

11.3.
Акселерация………………………………………………………………………67

11.4.
Нарушения развития по типу соматопатии
(клинические проявления)……..68

12.
Дефицитарное развитие (причины,
структура, степень выраженности)..………71

12.1.
Нарушение двигательной сферы (детерминанты,
клинические проявления)…72

13. Повреждённое
развитие (органическая деменция,
проявления в сравнительном
аспекте)……………………………………………………………………………….75

14.Особые
формы дизонтогенеза в группах высокого
риска по психической
патологии……………………………………………………………………………….77

15.
Общие
принципы лечения и профилактики
психического дизонтогенеза……82

16. Коррекция и
психологическая помощь при аномальном
развитии…………….84

16.
1. Специфика психологической коррекции
при различных вариантах
дизонтогенеза…………………………………………………………………………..86

Литература………………………………………………………………………………90

Экзаменационные
вопросы дисциплины «Психология
аномального развития»

Ситуационные
задачи дисциплины психология аномального
развития

Проверочный
тест по дисциплине психология аномального
развития

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник