Ситуация я сам в развитии личности ребенка

Ситуация я сам в развитии личности ребенка thumbnail

В возрасте 3-х лет малыш резко начинает отвергать помощь родителей и пытается все делать сам. Что делать в данной ситуации мамам и папам читайте в этой статье.

Безусловно, каждый ребенок – это индивидуальность, которая имеет свои особенности. Но в процессе взросления малыши нередко проходят похожие фазы. Одним из этапов развития, с которым сталкивается каждый родитель, является, так называемый, возраст «Я сам» или кризис 3-х лет у ребенка

Особенности периода «Я сам». 

Чем же данный этап развития так важен и примечателен? В возрасте 1,5 – 3-х лет ребенок понимает, что он личность и индивидуальность, а не просто продолжение мамы и папы. Если раньше малыш просил помощи, то теперь не позволяет родителям принимать участие. Он пытается все сделать сам, зачастую совершая ошибки. Нередко ребенок говорит о себе в третьем лице, подчеркивая свою значимость. 

Любимым словом малыша становится «нет», когда родители предлагают помощь, пытаются что-то сделать за ребенка, он нередко использует именно это слово. 

Малыш активно рассматривает себя в зеркале, изучает свою внешность и черты лица, начинает узнавать себя на фотографиях. 

Данный период в жизни ребенка нередко сравнивают с переходным возрастом в 13 – 16 лет. Жизнь малыша меняется, его мысли полны противоречий, т.к., с одной стороны, он хочет самостоятельности, а с другой, чувствует полную зависимость от родителей. Все это приводит к сильному всплеску эмоций, постоянным волнениям, нередко ребенок становится более агрессивным, пытаясь освободиться от авторитета родителей. 

Кризис 3 лет – хорошо или плохо? 

Ответ на данный вопрос однозначный: хорошо! Данный этап необходим для ребенка, если его нет, то это признак того, что малыш развивается неправильно, и нужно обращаться к специалистам. Дошкольное воспитание играет огромную роль в жизни ребенка, он должен учиться самостоятельность, важно, чтобы малыш понял, что он отдельный человек, который обязан сам в будущем принимать решения. 

Что делать родителям? 

Период «я сам», безусловно, является тяжелым испытанием для родителей. Важно, чтобы мамы и папы относились к ситуации спокойно, не кричали на ребенка и не ругали. Правильное поведение родителей позволит ребенку пройти данный этап, в противном случае малыш может стать безынициативным, пассивным и несамостоятельным. 

Не нужно торопить ребенка. Малыш будет пытаться сам одеться и обуться, наверняка, он будет делать все медленно, что-то не получится, тогда он начнет сначала. Бывают ситуации, особенно когда вы торопитесь, что хочется взять и сделать все самим. Но не нужно так поступать. Такое отношение приведет к негативным последствиям, малыш начнет капризничать и откажется идти, в результате вы потратите еще больше времени на сборы. Если его торопить, то эффект будет аналогичным. 

Если ребенок хочет вам в чем-то помочь или проявляет другую инициативу, поощряйте его. Дайте какое-нибудь простое задание, таким образом, малыш и себя проявит, и вам поможет. Если же отталкивать его, то потом будет гораздо сложнее приучить ребенка к той же уборке. 

Но нужно знать меру, нельзя давать полную свободу ребенку, т.к. он почувствует себя одиноким и никому не нужным. К примеру, если малыш попытается починить розетку или полку, то сразу же нужно запретить ему это, объяснить, что для такой работы нужны специальные знания, которых пока у него нет. 

Родители должны давать ребенку выбор. К примеру, вы идете на прогулку, так спросите малыша, куда он хочет – в парк или на площадку. По сути это является только иллюзией выбора, но ребенок почувствует себя значимым, а вы сможете сходить с ним погулять. 

Воспитание ребенка – задача непростая, родителям важно терпеливо относиться к периоду в жизни ребенка «я сам» и всячески помогать ему. После данной фазы малыш становится более самостоятельным и чувствует себя индивидуальностью, что важно для его последующего развития.

Источник

Ранний
возраст очень значим в становлении
психики поведения, личностного развития
ребенка, так как велики те качественные
преобразования, которые с ним происходят.

Психологи
даже склонны предположить, что три года
– это середина пути развития от рождения
до зрелости.

Выделим
основные достижения раннего возраста,
влияющие на психическое развитие
ребенка:

1) овладение
прямой походкой

2) овладение
активной речью;

3) развитие
предметной деятельности.

В
результате самостоятельного перемещения
ребенку становится доступным более
широкий круг предметов, с которыми он
может взаимодействовать, используя не
только руки и глаза, но и все туловище,
ноги.

Это
не только игрушки, но и предметы домашнего
обихода: посуда, обувь, мебель и др.
Движения ребенка при этом становятся
более согласованными и точными,
скоординированными, что ведет к развитию
устойчивости внимания, точности
восприятия, формированию волевых
качеств.

Самостоятельное
хождения приводит к знакомству с крупными
предметами, ребенок получает возможность
узнать их с различных сторон, усваивая
таким образом понятия величины формы
учится ориентироваться в пространстве,
развивая глазомер. Преодолевая трудности
и препятствия, встречающиеся у него на
пути, малыш решает задачи при помощи
практических действий, тренируя свое
мышление и волевую сферу, получает при
этом разнообразные эмоции.

На
протяжении раннего возраста происходит
постепенное усвоение ребенком человеческих
форм поведения. Малыш хочет получить
от взрослого похвалу и огорчается, если
им недовольны. Продолжает формироваться
чувство симпатии по отношению к другим
людям, что может выражаться в сочувствии,
желании поделиться игрушками. В этом
периоде происходит усвоение ребенком
своего имени. Малыш достаточно рано
отождествляет себя со своим именем,
отстаивает право на него и протестует,
если его ошибочно называют другим
именем. К концу 3-го года жизни появляется
осознание себя как отдельной личности,
что свидетельствует о начале кризиса,
который психологи называют «Я сам».
Этот кризис имеет очень яркие внешние
проявления. Назовем самые яркие симптомы.

Читайте также:  Влияние внешних факторов на развитие ребенка реферат

1. Негативизм 
ребенок не хочет что-либо делать только
потому, что это предложил взрослый.

2. Упрямство 
ребенок настаивает на чем-то не потому,
что этого сильно хочется, а потому, что
не хочет уступить.

3. Строптивость 
недовольство по всякому поводу.

4. Своеволие,
своенравие 

стремление ребенка к самостоятельности,
желание все делать самому.

5. Протест (бунт)
– поведение приобретает протестный
характер, часто возникают ссоры с
родителями, братьями, сестрами.

6. Обесценивание 
ребенок начинает употреблять ругательные
слова, ломает игрушки и т. п.

7. В
семье с единственным ребенком возможно
проявление деспотизма, с несколькими
детьми – ревности по отношению к
родителям.

В
период этого кризиса происходит
перестройка социальной позиции ребенка
по отношению к окружающим людям, возникают
мотивы, связанные с проявлением личности
ребенка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Развитие личности ребенка представляет собой формирование личностных качеств, свойств человека, его ценностей, убеждений, мировоззрения, отношений с внутренним и внешним миром. Это сложный, многогранный процесс, требующий внимания и участия родителей и других окружающих взрослых, при этом подчиняющийся определенным универсальным законам. Он тесно связан с развитием физических, когнитивных, коммуникативных и других навыков и способностей. Психологи и философы на протяжении веков искали ответ на вопрос о том, что такое личность и когда она начинает зарождаться. Высказывались разные позиции на этот счет, в том числе и о том, что личность – это то, что есть только у взрослых. В этой статье мы поделимся некоторыми идеями о том, что представляет собой система развития личности ребенка.

На самом деле формирование и развитие личности ребенка начинается уже с первых дней жизни. С точки зрения Э. Эриксона, в течение первого года в психике младенца закладывается основа для развития различных сторон личности: базовое доверие к миру. Это отношение к жизни, становление которого зависит от того, насколько в младенчестве внешний мир был безопасен и комфортен для ребенка. Если малыш был окружен заботой родителей, его потребности в пище, физической активности, прикосновениях и позитивном эмоциональном внимании удовлетворялись, то и доверие к миру будет высоким. Напротив, у детей, лишенных постоянной заботы со стороны близких взрослых, возможности иметь одного или двух значимых надежных людей рядом, закладывается базовая установка на то, что мир не дружелюбен, ему доверять нельзя.

Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте происходит в нескольких направлениях, каждое из которых становится более или менее приоритетным в зависимости от этапа. Малыш активно исследует окружающий мир, что проявляется в постоянных поисках интересных предметов во всех доступных маленькому человечку местах, а также в попытках эти предметы разобрать, сломать, попробовать на вкус и тому подобное. Несмотря на то, сколько хлопот приносит такой научный интерес, родителям следует проявить терпение, с одной стороны, поощряя ребенка в стремлении к познанию мира, с другой – обеспечивая безопасность ему, себе и своему дому, приучая его к наличию правил и границ. Важно не оказать слишком сильное давление на ребенка, поскольку именно этот зарождающийся интерес к новым знаниям и впечатлениям Вы будете пытаться возродить, когда придет пора учиться.

Также развитие личности ребенка дошкольника направлено на понимание, кто он такой, где границы между ним и окружающим миром, ним и мамой. Первым ярким проявлением этой стороны развития становится появление местоимения «Я» в речи ребенка. В дальнейшем малыш начинает искать подтверждение в том, что он существует. Это проявляется в желании рисовать на стенах, разбрасывать свои вещи даже в комнате старшего брата, а также, в восприятии всех игрушек вокруг как своих. Вопрос границ между «я – внешний мир» и «мое – чужое» решается на протяжении ряда лет. В этот период можно рассказывать ребенку о том, что такое личное пространство, что в него входит: место, личные вещи, время, которое хочется провести одному. Важно научить его спрашивать разрешения войти в это личное пространство, узнавать, хочет ли человек сейчас общаться. Также необходимо показать малышу, как он сам может защитить себя и свое пространство: как можно ответить, если он не хочет общаться, как вести себя, если граница грубо нарушается, когда и в каких обстоятельствах допустима физическая защита.

Еще одно направление в развитии личности ребенка, которое необходимо держать в фокусе внимания – социальное развитие. Одни родители смело ведут малыша с первых лет в детский сад, другие предпочитают домашнее обучение и развитие. Но и в том, и в том варианте важно наблюдать, как ребенок учится общаться, формировать у него первые, невероятно важные навыки: знакомиться, делиться, договариваться о том, во что поиграть и так далее. Развитие личности ребенка в общении подразумевает не только получение навыков, но и последовательную смену интересов и потребности во взаимодействии с другими. Если в раннем детстве ребенок нуждается в основном в общении с взрослыми, то уже к трем четырем годам появляется игровая мотивация, а к пяти она перерастает в интерес к ролевым играм, где, примеряя на себя роль принцесс, супергероев, волшебников и преступников, дети познают и себя, и мир. Если ребенок к этому возрасту все еще общается только с родителями и не стремится к самостоятельному времяпрепровождению со сверстниками, важно обратить на это внимание и разобраться в причинах такой особенности. Она может заключаться в недостатке навыков, страхе перед другими детьми и/или в слишком крепкой привязанности к родительским фигурам, что говорит о некотором отставании в развитии.

Читайте также:  Основные сферы развития ребенка раннего возраста

Чем ближе к школьному возрасту, тем большее значение играет обучение в развитии личности ребенка. В детском саду или дома дошкольник начинает пробовать учиться: читать, писать, считать, выполнять творческие задания. Этот опыт закладывает представление о том, насколько я могу быть успешен, компетентен, а также что такое ошибка и как на нее реагировать. Важно в этом возрасте донести мысль о том, что ошибаться – не страшно. Что только благодаря неудаче можно понять, как сделать лучше, научиться чему-либо. Для ребенка будет важна поддержка и принятие со стороны самых близких взрослых, ощущение, что они в него верят, потому что именно из этого ощущения формируется собственная самооценка.

Написано сотни книг о том, что и в каком возрасте ребенок должен уметь, к чему стремиться и чего избегать. Но надо помнить, что индивидуальное развитие личности ребенка может отличаться от стандартов и статистических норм. Поэтому, ориентируясь на информацию о том, как должно быть, наблюдайте, как есть, отмечайте малейшие изменения, сообщающие о том, что малыш развивается и взрослеет. Если Вы замечаете, что в некоторых областях происходит задержка или, напротив, слишком быстрый и несбалансированный скачок, важно обратиться к детскому психологу, который сможет провести диагностические мероприятия, найти причины данного явления. А окончательным результатом обращения станет уникальная программа развития личности ребенка, учитывающая все особенности его индивидуальности и окружающей среды. Она может включать и конкретные мероприятия, такие как занятия с ребенком дома, походы на групповые занятия, целью которых является получение опыта общения и развитие коммуникативных навыков. Также психолог даст рекомендации относительно изменений в системе воспитания и отношений в семье, которые необходимы в обеспечении благоприятных условий для развития малыша.

Мария Борисова, психолог центра тренинга и консультирования «12 Коллегий».

Источник

Все родители хотят, чтобы их дети держались подальше от неприятностей, хорошо учились в школе и продолжали радовать их своими успехами, уже будучи взрослыми людьми. Но универсального рецепта, как воспитать из каждого конкретного ребёнка гения успеха, ещё никто не придумал. Впрочем, психологи всё же имеют некоторое представление о том, что объединяет родителей детей, которые добились успеха в жизни.

  • 1.Родители, которые приобщают детей к работе по дому.

«Если дети не моют посуду, это значит, что кто-то другой это делает за них. В итоге они не только не выполняют домашние обязанности, но и не получают знания о том, что член семьи должен внести свой вклад в общее дело», – отметила бывший декан первокурсников Стэнфордского университета Джулия Литкотт-Хаймс (Julie Lythcott-Haims) во время TED Talks Live.

Она считает, что дети, выполняющие работу по дому, становятся более самостоятельными и ответственными сотрудниками, которые хорошо взаимодействуют с коллегами. Этот же навык помогает им стать более чуткими людьми, поскольку они не понаслышке знают о том, что такое преодоление трудностей.

  • 2. Родители, которые учат детей социальным навыкам.

Исследователи из Университета Пенсильвании и Университета Дьюка следили за жизнью более 700 американских детей от 5 до 25 лет. В результате они обнаружилизначительную корреляцию между их социальными навыками в детском возрасте и дальнейшим успехом.

Оказалось, что дети, которые умели взаимодействовать со своими сверстниками без подсказок, помогать другим и самостоятельно решать проблемы, гораздо чаще получали диплом колледжа и работу к 25 годам. Такие выводы нельзя было сделать для тех, чьи социальные навыки были ограничены.

«Исследование показывает, что помощь детям в развитии социальных и эмоциональных навыков является одной из самых важных вещей, которые мы можем сделать, чтобы подготовить их к здоровому будущему», – отмечаетКристин Шуберт (Kristin Schubert) из Фонда Роберта Вуда Джонсона, который финансировал исследование.

  • 3. Родители с большими ожиданиями.

Профессор из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Нил Халфон (Neal Halfon) и его коллеги проанализировали данные национального исследования 6600 детей, рождённых в 2001 году. Специалисты пришли к выводу, что ожидания родителей относительно будущего подрастающего поколения оказывают огромное влияние на их последующие достижения.

«Родители, которые видели своего ребёнка учеником колледжа, казалось, вели его к этой цели независимо от своих доходов или других ресурсов», – заявилпрофессор.

Полученные данные подтверждаются и психологическим феноменом: эффектом Пигмалиона. Его смысл заключается в том, что ожидания одного человека относительно будущего другого могут служить провоцирующим фактором, своего рода пророчеством, которое ведёт к будущей самореализации человека, от которого ожидают тех или иных успехов.

  • 4. Родители имеют здоровые отношения друг с другом.

Дети, растущие в семьях, в которых постоянно возникают конфликты, живут хуже, чем те, чьи родители ладят между собой. Учёные из Иллинойсского университета подчеркнули, что при этом не имеет значения, разведены родители или нет.

Конфликты между мамой и папой, которые возникали до развода, также негативно сказываются на детях. А разногласия, появлявшиеся уже после расставания, оказывают негативное влияние на умение детей адаптироваться к новым условиям.

  • 5. Родители, которые начинают рано обучать своих детей математике.
Читайте также:  Эпиактивность на ээг у ребенка без приступов и задержка в развитии

Проведённый в 2007 году метаанализ, в который вошли данные о 35 тысячах дошкольников из США, Канады и Англии, показал, что раннее развитие математических навыков может помочь детям в будущем.

«Овладение математическими навыками в раннем возрасте положительно влияет не только на будущие достижения в математике, но и на будущее умение читать», – заявил соавтор работы Грег Дункан (Greg Duncan) из Северо-Западного университета.

  • 7. Родители, которые реже испытывают стресс.

Согласно недавним исследованиям, количество часов, которое мамы проводят со своими детьми в возрасте от 3 до 11 лет, не помогает спрогнозировать будущее поведение, благополучие или достижения ребёнка.

А вот стресс матерей, возникающий из-за постоянного жонглирования работой и домашними делами, может плохо сказаться на малышах, считает Кэй Номагути (Kei Nomaguchi), соавтор работы и социолог из Университета Боулинг Грин.

Понятие эмоционального заражения (когда психологическое состояние передаётся от одних людей другим), помогает объяснить этот феномен. Если родитель истощён или расстроен, то его настроение может перейти детям.

  • 8. Родители, которые являются авторитетом для своих детей, но не авторитарными тиранами или, наоборот, всеразрешающими.

Ещё в 60-х годах прошлого столетия Диана Баумринд (Diana Baumrind) из Калифорнийского университета в Беркли определила три основные стратегии воспитания.

Первая – авторитетная – подразумевает обучение с помощью личного примера. Вторая называется авторитарной, когда родитель отвергает ребёнка или отличается низким уровнем эмоционального принятия ребёнка и высокой степенью контроля. Третья стратегия в некоторых источниках значится как либеральная. Она характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощения.

Наилучшим методом воспитания является первый. Именно в таких условиях малыш учится уважать авторитет родителя (и не только), и при этом не чувствует себя ущемлённым в правах.

  • 9. Родители, которые применяют поведенческий, а не психологический контроль.

Согласно данным исследования специалистов из Университетского колледжа Лондона, психологический контроль родителей над своими детьми играет значительную роль в их удовлетворённости жизнью и психическом благополучии.

Яркий пример психологического контроля – это постоянное принятие решений за ребёнка и подавление его мнения и проявлений. Такое отношение воспитывает зависимость от чужого мнения и неумение делать собственные шаги.

Поведенческий же контроль подразумевает под собой диалог и определение границ дозволенного. При этом в выставленных рамках ребёнок чувствует себя спокойно.

Дети, чьи родители проявляли заботу вместо психологического контроля, становились счастливыми и более удовлетворёнными взрослыми.

  • 10. Родители, которые спокойно воспринимают детские неудачи.

Одна из новейших тенденций в воспитании детей – изоляция их от всех возможных неудач и трудностей. В погоне за идеальным миром для своего чада родители порой не замечают, как берут на себя все повседневные заботы о жизни ребёнка.

Согласно опросу изданий The New York Times и Morning Consult, сегодня три четверти родителей уже взрослых детей в возрасте от 18 до 28 лет записывают их на приём к врачу и стрижку.

По мнению специалистов, такой метод воспитания подрастающего (и откровенно выросшего) поколения является противоестественным, поскольку родители должны подготовить ребёнка к жизни, а не жизнь к ребёнку.

  • 11. Родители, которые не разрешают детям слишком много смотреть телевизор.

Согласно исследованию учёных из Университета Огайо, проведённому в 2011 году, частый просмотр телевизора в юном возрасте, мешает развить коммуникативные навыки.

Более того, телевидение (а теперь уже, вероятно, и гаджеты) уменьшает количество времени, которое можно было бы потратить на общение между родителями и детьми.

К слову, недавно Всемирная организация здравоохранения посоветовалаограничить использование гаджетов для маленьких детей, так как это начинает всё больше сказываться на здоровье подрастающего поколения.

  • 12. Родители, которые учат детей самоконтролю.

Хороший навык самоконтроля у ребёнка помогает ему вырасти здоровым, богатым и даже способствует безопасности.

Согласно долгосрочному исследованию, опубликованному в издании PNAS, родители, следившие за тем, чтобы их дети контролировали свои желания, воспитывали более здоровых детей.

Будучи повзрослевшими, они продолжали контролировать своё состояние, зарабатывали больше денег, не становились преступниками и не употребляли наркотические вещества.

  • 13. Родители, которые уделяют внимание своим детям.

Согласно исследованию 2014 года, люди, рождённые в бедности, с большей вероятностью становились успешными, если их родители поддерживали с ними эмоциональную связь. Иными словами – обращали внимание на их нужды и выслушивали их в случае необходимости.

Более того, малыши, которые были окружены вниманием мам и пап, лучше справлялись со школьными тестами, имели более здоровые отношения со взрослыми и больше шансов получить высшее образование.

  • 14. Мамы и папы, которые берут отпуск по рождению ребёнка.

Первые месяцы после рождения являются решающим временем формирования прочной связи родителей и детей.

Исследование учёных из Университета Северной Каролины показало, что отпуск по уходу за ребёнком может существенно снизить уровень младенческой смертности и улучшить общее состояние здоровья малыша.

Дети, чьи матери брали декретный отпуск, имели более высокий уровень интеллекта, были образованней и впоследствии зарабатывали больше денег. Обратная ситуация наблюдалась у тех, чьи родители не сумели взять отпуск в их первые месяцы жизни.

Данная закономерность была особенно очевидна в семьях с низким уровнем образования.

Добавим, что ранее авторы проекта «Вести.Наука» (nauka.vesti.ru) также писали о том, как воспитать гения, и о мнении учёных относительно популярного метода воспитания кнута и пряника.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен! Еще больше интересного: https://zen.yandex.ru/vesti.ru

Источник