Систематика нарушений в сенсорном развитии ребенка

Систематика нарушений в сенсорном развитии ребенка thumbnail

Причины нарушений сенсорного развития ребенка

Определение 1

Сенсорные системы – это системы органов чувств, которые осуществляют перевод внешних ощущений в субъективное восприятие.

Формирование и развитие сенсорной системы, а именно ее отдельных анализаторов осуществляется на протяжении всей жизни. Успешность развития анализаторов зависит от того какие усилия прилагается для этого человек. Сущность сенсорного восприятия во многом зависит от работы ее анализаторов.

Определение 2

Анализатор – это функциональная единица, которая является ответственной за прием и последующий анализ определенной сенсорной информации (зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной и т.д.).

Таким образом, сенсорная система – это часть нервной системы, которая является ответственной за восприятие.

Состав сенсорной системы представлен рецепторами и нервами, которые получают сигналы из головного мозга и осуществляют их обработку.

Выделяют следующие сенсорные системы:

  • Вестибулярная
  • Двигательная
  • Тактильная
  • Зрительная

Данные системы (анализаторы) «информируют» ЦНС ребенка об особенностях движения и создают совокупное представление о положении его тела в пространстве.

Основной причиной нарушений в сенсорном развитии детей является детский церебральный паралич (ДЦП). У детей отмечается снижение слуха, в результате которого развивается дизартрия (нарушение произношения звукового ряда). Ребенок не употребляет в своей речи такие звуки как «т, с, к, э, п, ш, ф», так как он их попросту не слышит. В дальнейшем все указанные нарушения оказывают негативное влияние на процесс обучения, а конкретно на овладение письмом и чтением.

Кроме того, при нарушении сенсорного развития у детей отмечается недоразвитие фонематического слуха. Любое из нарушений слуха приводит к тому, что у ребенка возникает задержка речевого развития или грубое недоразвитие речи.

Помимо ДЦП, нарушения в сенсорном развитии отмечается у детей с умственной отсталостью. Умственная отсталость оказывает отрицательное влияние не только на психическое, но и на физическое развитие и здоровье ребенка, приводит к различной степени интеллектуального недоразвития. При обнаружении нарушений в сенсорном развитии необходимо как можно раньше обратиться за помощью к специалистам (психологу или неврологу).

Замечание 1

Таким образом, основными предпосылками нарушений сенсорного развития детей являются нарушения в той части нервной системы, которая отвечает за восприятие.

К нарушениям сенсорной системы, относят следующие нарушения:

  • нарушение зрения
  • нарушение слуха
  • нарушение опорно-двигательного аппарата

Причинами, которые «запускают» заболевания, оказывающие негативное влияние на сенсорное развитие ребенка, могут быть различные травмы (особенно спины или головы), вирусные и инфекционные заболевания (как перенесенные ребенком при жизни, так и внутриутробно). Наибольшее негативное влияние оказывают заболевания, которые переносятся женщиной во время беременности, среди них особое место занимают краснуха, цитомегаловирус и венерические заболевания. Кроме того, нарушения в сенсорном развитии отмечается у недоношенных детей.

Нарушения в сенсорном развитии характеризуются:

  • отсутствием у ребенка реакции на свет и звук;
  • различной степенью нарушения речи;
  • невозможность произвольного выполнения движений.

Дети, у которых отмечаются сенсорные нарушения, при общении стараются привлечь внимание к себе посредством движений, во время разговора внимательно следят за губами собеседника, их речь затруднена, а часть звуков они произносят не верно, либо же звуки и вовсе «выпадают» из их речи. В том случае, если нарушения ЦНС серьезны, то ребенок не может передвигаться без посторонней помощи.

Классификация сенсорных нарушений у детей

В настоящее время классифицируют следующие формы нарушений в сенсорном развитии:

  1. Эмоционально-сенсорные нарушения – отмечается ухудшение восприятия, внимания и мышечной чувствительности.

    Внимание, особенно в стрессовых ситуациях и при напряжении, затруднено и рассеяно. Осложняется его переключаемость и значительно сокращается объем.

    Низкая тактильная чувствительность, раскоординация движений и снижение их точности.

  2. Зрительная агнозия – отмечаются нарушения в работе зрительного анализатора, вызванные нарушениями в задних отделах больших полушарий головного мозга.

    Зрительная агнозия подразделяется на несколько форм:

    • предметная агнозия – является одной из наиболее распространенных, при данной форме агнозии ребенок адекватно воспринимает и описывает отдельные части и признаки предмета, но при этом у него затруднено понимание смысла данного предмета в целом;
    • оптико-пространственная агнозия – отмечаются затруднения в ориентировании в пространстве, трудности при понимании изображений, особенно если изображения содержат пространственные свойства предмета;
    • цветовая агнозия (дальтонизм – не цветовая агнозия) – нарушение в восприятии цветовой гаммы, ребенок не может правильно назвать цвет, но при этом у него сохранено цветоощущение;
    • симультанная агнозия – отмечается уменьшение объема зрительного восприятия, выражается в том, что ребенок с данной формой агнозии не может одновременно воспринимать два и более предметов;
    • буквенная агнозия – с данной формой нарушения ребенок пишет буквы верно, но не может их назвать;
    • лицевая агнозия – проявляется тем, что ребенок теряет способность распознавать людей по лицу, узнает их только по голосу (даже близких).
  3. Слуховая агнозия – нарушения в слуховом восприятии.

    Выделяют следующие формы слуховой агнозии:

    • собственно слуховая агнозия – ребенок различает звуки и слова по частоте, тембру, длительности, но при этом он не может понять, что именно звучит;
    • слуховая аритмия – трудности определении ритмических структур, сложность восприятия их на слух;
  4. Тактильная агнозия – нарушения в тактильном восприятии предметов на ощупь.

    Выделяют следующие формы тактильной агнозии:

    • астероагнозия — трудности при узнавании предмета на ощупь
    • анхилоагнозия — трудности при объединении в единый образ текстурных признаков объекта
    • аморфоагнозия — трудности при узнавании формы предмета
    • соматоагнозия — нарушение восприятия собственного тела
Читайте также:  Карточки для логического развития ребенка 5 лет

Источник

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.

Сенсорная система — это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. 
Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить детей адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Сенсорное развитие – это развитие органов чувств и восприятия. 

Сенсорное нарушение у детей — это нарушение, связанное с нарушением в части нервной системы ребенка, ответственной за восприятие. К сенсорным нарушениям относят нарушения слуха, зрения, опорно-двигательной функции.

Причинами сенсорных нарушений могут стать различные травмы (например, головы или спины), инфекционные и вирусные заболевания, как ребенка, так и матери во время беременности, венерические заболевания родителей, патологические состояния беременности и родов. Очень часто сенсорные нарушения наблюдают у глубоко недоношенных детей.

Сенсорные нарушения характеризуются: отсутствием реакции ребенка на звук, свет, нарушением речи, невозможностью выполнения произвольных движений. Дети, страдающие сенсорными нарушениями, часто пытаются привлечь к себе внимание посредством движений, в ходе разговора внимательно смотрят на движения губ собеседника, их речь затруднена, часть звуков произносится неправильно. Если нарушения ЦНС серьезны, то ребенок не может двигаться без посторонней помощи (при ДЦП, параличах и парезах).

При каких заболеваниях возникает сенсорное нарушение у детей?

ДЦП, параличи, слепота, глухота, парезы, последствия полиомиелита, нарушения ЦНС, умственная отсталость.

Весь окружающий мир ребенок познает с помощью органов чувств. Сенсорная (от лат. «sensus» — чувство, ощущение) система: слух, зрение, осязание, обоняние) — это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая считывает информацию извне, опираясь на раннее сформированные сенсорные эталоны. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую они получают при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, различных вкусах и т. д. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Информация от них анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину.

Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи как И. М. Сеченов (1952), П. Ф. Лесгафт (1956), Л. С. Выготский (1983), И. А. Соколянский (1989), Н. А. Бернштейн (1990), Н. П. Вайзман (1997), У. Кислинг (2010) и др. Все они сходятся во мнении, что взаимодействие органов чувств необходимо для движения говорения и игры, — это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Чтобы нормально развиваться и работать мозг нуждается в постоянном поступлении сенсорной информации.

Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха.

Овладение речью одной из центральных, важнейших психических функций-в определяющей степени зависит от слуха.

Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не сможет самостоятельно научиться говорить, так как нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит звуковых образцов. Слух имеет исключительное значение для формирования произносительной стороны речи. Ребенок с недостатками слуха не может контролировать собственное произношение. Соответственно от этого в значительной степени страдает его устная речь. Все эти факторы отрицательно влияют на процесс овладения всей сложной системой языка, а следовательно, ограничивают возможности обучения и познания окружающего мира. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов, поэтому ее отсутствие или недоразвитие нарушает мыслительную деятельность.

Речь регулирует поведение и все виды деятельности ребенка. Поэтому воспитание детей с неполноценной речью вызывает определенные затруднения.

Такие нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные нарушения слуха встречаются значительно реже (примерно у 25% детей с недостатками слуха), чем приобретенные. Неправильное внутриутробное развитие слухового органа может быть обусловлено влиянием наследственности. Так, могут быть унаследованы полная или частичная аплазия (недоразвитие) внутреннего уха, нарушения развития среднего и наружного уха в виде отсутствия барабанной полости и заращения наружного слухового прохода (атрезии). Наследственностью можно объяснить врожденную неполноценность слухового органа, которая определяет предрасположенность к тяжелым нарушениям слуха, вызванным сравнительно слабыми вредными воздействиями.

Социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха часто (40%) осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные за счет сенсорной и социальной депривации, возникающей при неадекватных условиях воспитания ребенка, как в семье, так и в детском учреждении. Такие дети в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта. Их речь характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечаются нарушения звуко-буквенного состава слов: некоторые звуки ребенок не улавливает, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные части слова, недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов. Таким образом, ребенок искаженно слышит слово, искаженно запоминает его и искаженно произносит, пишет. Все это обусловливает необходимость предельно раннего начала сурдологической учебно-воспитательной работы.

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка доклад

Наибольшее количество впечатлений о внешнем мире мозг получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (свет, цвет, величина), осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе.

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает его ориентировку, возможности заниматься многими видами деятельности.

Врожденное нарушение зрительного анализатора может быть вызвано воздействием на него различных патогенных агентов в период эмбрионального развития (токсоплазмоз и другие инфекции, воспалительные процессы, нарушение обмена веществ и пр.) или генетических факторов (наследственная передача некоторых дефектов зрения.

Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения, психофизические особенности и своеобразие развития. В зависимости от времени наступления нарушения функции зрительного анализатора выделяют слепорожденных и ослепших, т. е. лишившихся зрения после рождения.

Психическое развитие слепорожденных детей имеет те же закономерности, что и развитие зрячих детей, однако тяжелое первичное поражение зрения проявляется в различных вторичных отклонениях и особенностях психического развития детей.

Развитие высших форм познавательных процессов (внимание, логическое мышление и речь, память) у слепорожденных детей практически протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувствительных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии их мыслительной деятельности. У слепых детей с большим трудом формируется правильное соотношение между накопленными словесными (отвлеченными) знаниями и конкретными представлениями. Они легче усваивают отвлеченные понятия, нежели слова с конкретным значением.

В одних случаях своеобразие характера и поведения проявляется в неуверенности, пассивности, склонности и самоизоляции, в других в раздражении, возбудимости и даже агрессивности.

Такие дети часто пытаются «скрыть» или отрицать дефект, если о нем узнают окружающие. Они чувствуют себя скованно, неестественно и дискомфортно. Стесняются обращаться за помощью. Бывают ранимы и чувствительны к критике. При глубоких нарушениях зрения могут наблюдаться навязчивые движения. Дети надавливают на глаза, чтобы получить ощущение света, раскачиваются, издают стереотипные звуки.

Осязание также дает слепому необходимую информацию. Так, качество дорожного покрытия (бетон, асфальт, грунт), бордюрный камень тротуара, стены домов, витрины магазинов, телефонные будки, уличные киоски и т. д. помогают слепому ориентироваться в сложной окружающей обстановке городской улицы. Л. С. Выготский указывал на наличие так называемого шестого чувства (теплового) у слепых, позволяющего им на расстоянии замечать предметы.

Формирование обследовательских способностей решается в дидактических играх: «Угадай на ощупь», «Назови как можно больше признаков в предмете», «Убери лишние детали», «Что так, что не так», «Что бывает, чего не бывает», «Угадай, кто пришел», «Кто назвал?», «Найди путь исследования», «Угадай на вкус», «Какой это запах?»

Для обучения сериации, классификации, дифференциации используются мозаики, пирамидки разных размеров, лото, домино, разрезные картинки, пазлы.

Для формирования образов предметного мира используются игры, в которых упражняются в систематизации знаний во внешнем облике предмета и его функциональном назначении. При этом в процессе знакомства с предметом или объектом включаются по возможности все сенсорные ориентации. При использовании дидактической игры «Мама и детки» у детей уточняются представления о внешнем облике взрослого животного и облике их детенышей. А далее конкретизируется конкретное питание, среда обитания и взаимодействие с человеком.

Различные модели животных, птиц, картинки с их изображением создают у детей представления об их сходстве и различие как в облике, так и в образе жизни.

Дидактическая игра «Скотный двор» позволяет детям ориентироваться на слух, зрение, осязание и обоняние. Для этого можно подобрать записи реальных звуков (мычание коров, ржание лошади, крик петуха и т. д.).

Для формирования экологических знаний используются конструкторы, позволяющие детям воспроизводить загоны, пастбища для животных. Детей можно научить отличать продукты жизнедеятельности животных на осязание (мягкая шерсть, тонкий пух, теплая шубка и др.). детям можно предложить выделить по запаху мясные и молочные продукты, определить их качество как на обоняние, так и на вкус.

Сенсорные нарушения лишают ребенка важнейших источников информации, что обусловливает его отставание не только в психическом, но и в физическом плане. Степень выраженности отставания в значительной мере зависит от тяжести и времени возникновения сенсорных нарушений, а также раннего начала специальной коррекционно-реабилитационной работы.

Источник

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ ПРИ ПАТОЛОГИИ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ. НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Патологии сенсорной сферы

Сенсорные системыэто органы чувств, благодаря которым осуществляется перевод внешних ощущений в субъективное восприятие. Формирование сенсорной организации, т.е. отдельных анализаторов и возможных способов их объединения, происходит в течение всей жизни, и ее развитие зависит от усилий, прилагаемых самим человеком.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 2 завьялово

Механизм сенсорного восприятия связан с работой анализаторов. (Анализатор – термин, введенный И.П. Павловым, для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности- зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный, внутренних органов). Различают следующие основные составляющие части анализаторов:

— рецептор – воспринимающая часть (в этой части анализаторов происходит преобразование внешних импульсов в нервный процесс);

— проводник, состоящий из афферентных нервов и проводящих путей, по которому импульсы передаются к вышележащим отделам центральной нервной системы;

— центральный отдел, состоящий из чувствительных нервов и проекционных отделов коры больших полушарий;

Принцип преобразования внешних импульсов во внутренние ощущения заключается в следующем: под действием импульса происходят определенные преобразования энергии в анализаторах, далее эта энергия стимулирует возникновение определенных нервных импульсов, информация о которых затем поступает в соответствующие отделы головного мозга.

Способность к восприимчивости зависит не только от сенсорных систем человека, но и от его возможностей, степени его развития, самочувствия. Например, при длительной болезни или при нервных потрясениях чувствительность к одним факторам притупляется, в то время как к другим, наоборот, обостряется. (при высокой температуре возникает резкая реакция на яркий свет). При врожденных аномалиях анализаторов (например, отсутствие зрения или слуха) может произойти нарушение общего развития. Однако при своевременной помощи (путем коррекции или компенсации) можно избежать нежелательных последствий благодаря взаимозаменяемости и взаимодополняемости рецепторов.

Существует градация форм ощущений в зависимости от наличия или отсутствия непосредственного контакта рецептора с раздражителем. В соответствии с этим выделяют контактные (вкусовые, тактильные ощущения) и дистантные (зрение, слух) формы восприятия.

В зависимости от расположения рецепторов на участках тела выделяют следующие группы ощущений:

1) экстерорецептивные – зрительные, слуховые, болевые, вкусовые и т.п.;

2) проприоцептивные – мышечные ощущения;

3) интероцептивные – чувство голода.

Человек способен воспринимать не все раздражители, а только те, которые находятся в пределах определенной интенсивности. Связь между силой восприятия и интенсивностью деятельности раздражителя характеризует порог чувствительности. В настоящее время ученые выделили два типа порогов: порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различию.

Проблемами, связанными с изучением сенсорной организации детей, занимались ученые Б.Г. Ананьев (1980), Л.А.Венгер (1969), А.В. Запорожец (1986), В.П. Зинченко (1962), Ж. Пиаже (1969) и др.

Классификация сенсорных нарушений

Итак, человек всю информацию об окружающем мире получает через сенсорные анализаторы. При нарушении функционирования одного из анализаторов восприятие становится более проблематичным.

В настоящее время выделяют следующие формы нарушения чувствительности: гиперэстезия (повышение чувствительности, сопровождающееся болевыми ощущениями, непереносимость обычных раздражителей) и гипоэстезия (общее снижение чувствительности).

Среди основных форм сенсорных нарушений принято выделять следующие: эмоционально-сенсорные нарушения, зрительная, слуховая, тактильная агнозии. Рассмотрим их подробнее:

При эмоционально-сенсорных нарушениях наблюдается ухудшение внимания, восприятия, мышечной чувствительности. В стрессовых ситуациях и в состоянии напряженности значительно уменьшается объем внимания, затрудняется его распределение и переключение. Отмечаются тактильные нарушения, что обусловливает ухудшение координации и снижение точности движений.

Зрительная агнозия – нарушение работы зрительного анализатора при нарушении задних отделов больших полушарий головного мозга, проходящее на фоне относительной сохранности зрения. Выделяют следующие формы зрительной агнозии:

предметная агнозия считается одной из наиболее часто встречающихся форм зрительной агнозии. Человек с данной формой нарушения, адекватно воспринимая отдельные части предмета и правильно описывая его отдельные признаки, затрудняется при понимании смысла данного предмета в целом;

оптико-пространственная агнозия характеризуется нарушением способности ориентирования в пространственных признаках окружающей среды, возникают трудности при понимании изображений, на которых отражены пространственные свойства предмета. Это проявляется в невозможности выполнять элементарные бытовые движения, требующие пространственной ориентации, возникают трудности при прочтении некоторых букв, обладающих лево-правыми признаками («к», «я», «у» и т.п.);

цветовая агнозия (не цветовая слепота (дальтонизм)) заключается в том, что при способности к правильному восприятию цветовой гаммы ребенок не может назвать предметы определенного цвета или сказать, какого цвета может быть конкретный предмет; цветоощущение сохраняется.

симультанная агнозия характеризуется уменьшением объема зрительного восприятия. Ребенок с данной формой зрительной агнозии не может одновременно воспринимать два предмета, воспринимает все по частям;

буквенная агнозия: ребенок правильно пишет буквы, но не может их назвать;

лицевая агнозия: ребенок теряет способность распознавать лица (даже близких людей) и узнает людей только по голосу.

Формы слуховой агнозии:

собственно слуховая агнозия характеризуется тем, что, различая звуки по частоте, тембру и длительности, ребенок не способен понять, что звучит;

слуховую аритмию отличают трудности при определении ритмических структур, воспринимаемых на слух.

Тактильная агнозия – нарушение способности правильного восприятия предметов на ощупь. Выделяют астероагнозию (трудности при узнавании предмета на ощупь), анхилоагнозию (трудности при объединении в единый образ текстурных признаков объекта), аморфоагнозию (трудности при узнавании формы предмета), соматоагнозию (нарушение восприятия собственного тела).

Источник