Инновационные технологии в коммуникативном развитии ребенка

Доклад на тему: «Инновационные технологии социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста»

 «Ввести ребенка в мир человеческих отношений-

 одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»

В.А. Сухомлинский

Самостоятельность, целеустремленность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития.

Социализация – это процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. В настоящее время ситуация в системе образования ставит на первое место в развитии дошкольников исключительно интеллектуальный компонент. Осознание важности социальной зрелости для перехода на следующий этап развития недооценивается. А ведь именно этот фактор является основным при переходе ребенка на новый этап его жизни – начало взросления и школьное обучение. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать такие инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Инновационная система социализации, разработанная старшим научным сотрудником Института социологии РАН РФ Натальей Петровной Гришаевой,  направлена на важность социализации дошкольников, то есть на формирование основ и умений жить в социальном обществе. Перед дошкольной организацией ставится задача — организации дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников.

Предлагаемая система социализации включает технологии, которые Вы видите на экране, и они могут быть использованы как все вместе, так и отдельно:

9 технологий системы социализации

1. Клубный час.

2. Проблемная ситуация.

3. Рефлексивный круг.

4. Дети – волонтеры.

5. Волшебный телефон.

6. Социальная акция.

7. Ситуация месяца.

8. Коллективный проект.

9. Развивающее обучение.

Данные технологии позволяют сформировать и развивать у ребенка –дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Я строю свою педагогическую деятельность на следующих технологиях, предложенных Н.П.Гришаевой, но применяю их  в собственной интерпретации: «Рефлексивный круг», «Дети – волонтеры», «Волшебный телефон».

Рассмотрим каждую, из перечисленных технологий, более подробно.

Технология «Ежедневный рефлексивный круг» — это технология, позволяет стимулировать речевую деятельность дошкольников,  способствует совершенствованию речи, как средства общения, помогает детям высказывать свои предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.

Цель: направлена на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга.

Задачи: 

  • формировать общую позицию относительно различных аспектов жизни в группе;
  • обсуждать план на день, неделю, месяц;
  • развивать умение выражать свои чувства и переживания публично;
  • развивать умение анализировать и делать выводы.

«Ежедневный рефлексивный круг» в нашей  группе проводится каждый день перед завтраком и после полдника, а также когда в группе происходит какое-то происшествие или конфликт. Утром обсуждаем вместе, какой сегодня день, с каким настроением ребенок пришел в детский сад, о чем хочет рассказать друзьям, что ждет от сегодняшнего дня, если в группе именинник, то каждый ребенок произносит свои пожелания. Темы «Рефлексивных кругов» я стараюсь подобрать в соответствии с темой календарно-тематического планирования, с темой проектной деятельности,  по обстоятельствам (если, например, в группе произошли ссора, конфликт).

Существует несколько видов рефлексивных кругов:

— личностные. Цель: способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых, развитие речи как средства общения;

— событийные. Цель: осмысление собственных действий и состояний (учатся анализировать и передавать своё отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее);

— творческие. Цель: развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению и т.п.;

— понятийные. Цель: способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека, формирование умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.

Если говорить о влиянии данной технологии на развитие детей, то здесь с уверенностью можно отметить положительный результат. Дети усвоили социальные нормы, характерные для их возраста. Они не остаются равнодушными к происходящему вокруг, активны, принимают участие в жизни группы, умеют вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми. Также умеют вести диалог, внимательно слушают друг друга и понимают. Дети могут понять причины проявления положительных и отрицательных эмоций сверстников, способны разобраться в своих чувствах и рассказать о собственном состоянии. Робкие, стеснительные, малоговорящие дети стали более активными, раскрепощенными.

        Технология «Дети – волонтеры» предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, кушать, лепить, рисовать и т. д.

Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию,  гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

  • развивать самостоятельность и ответственность у старших дошкольников, а также навыки общения в разновозрастном коллективе;
  • создавать ситуацию развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;
  • давать возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности.
Читайте также:  Негативные факторы влияющие на развитие ребенка в семье

Технология «Дети — волонтеры» безумно понравилась детям. Запуск детского волонтерства произошел на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация групп детей-волонтеров, обдумывание девиза и эмблемы.

С детьми проводились беседы: «Кто такие волонтеры?», «Чем занимаются волонтеры?», «Какими качествами должен обладать волонтер?», «Можем ли мы стать волонтерами?», «Чему мы можем научить малышей». Из детей старшего дошкольного возраста, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировались группы по пять человек. С будущими волонтёрами были проведены практикумы различной тематики, во время которых, проходило обучение детей-волонтеров определенным знаниям, умениям и коммуникативным навыкам.

Следующий этап — практический. На этом этапе реализовывались конкретные дела волонтерской команды. По возможности, мы старались заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. Ребята оказывали помощь в проведение и разучивание пальчиковых игр, стихотворений; помогали в одевании детей на прогулку, организовывали совместные игры на прогулке, оказывали помощь на участке; после прогулки – умывание и обед. Во второй половине дня, в ходе совместной продуктивной деятельности, волонтеры учили малышей рисовать красками, карандашами, лепить из пластина. Волонтеры оказывали помощь своим подопечным в уборке игрушек, учили складывать одежду и наводить порядок в шкафчике.

После каждого волонтерского выхода организовывается «Рефлексивный круг», в ходе которого с детьми обсуждаются следующие вопросы: понравилось ли им быть волонтером; что понравилось в их работе больше; что мы сделали правильно; что сделали неверно; над чем нам нужно поработать, чтобы впредь не совершать ошибок.

В дальнейшей работе по данному направлению планируем поставить для малышей спектакли, проводить с ними сюжетно-ролевые игры, учить ребят мыть игрушки, ухаживать за растениями, заправлять постель, проводить совместные акции и еще много всего интересного придумали наши волонтеры для помощи малышам.

Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду  дала положительные результаты. Данная технология позволила детям научиться вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно — речевые умения и навыки; волонтеры осознают свою важную миссию — считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.

Технология «Волшебный телефон» — это своеобразный телефон доверия для детей, который даёт им возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых.

Цель: развитие умения самостоятельно выражать свои чувства и мысли.

Задачи:

  • развивать социальную активность;
  • понимать, что глубинно волнует ребёнка, в какой помощи он нуждается, над чем необходимо работать с ребёнком воспитателю, психологу или родителям;
  • своевременно решать детские проблемы.
  • от имени любимого персонажа направлять ребёнка  на позитивную модель поведения.

Технология «Волшебный телефон» вызывает огромный интерес у детей. И хотя они вначале сомневаются, «а правда ли всё это», практически все хотят пообщаться с любимым персонажем. В данном направлении ведется совместная работа воспитателя и педагога – психолога.

Организация данной методики следующая. Детям рассказывают, что в саду появился волшебный телефон. Объясняют, как им пользоваться, с кем можно поговорить и в какое время. Как правило, это происходит после полдника, 2-3 раза в неделю. Предварительно выясняем, какие герои популярны у детей, — для этого с детьми проводится беседа о его любимом герое или просим ребят нарисовать своего любимого персонажа и рассказать кто он такой. Затем определяем героя (кто сыграет того или иного персонажа), намечаем примерные вопросы, которые он мог бы задавать от лица какого-либо персонажа, и определять цель общения с каждым контактным ребенком.

Педагог — психолог ведет журнал, куда записывает проблемы ребенка и свои дальнейшие действия в отношении коррекции его развития или поведения, а может быть, советы родителям.

Данная технология позволяет своевременно реагировать на  имеющиеся проблемы, помогает понять, что глубинно волнует ребёнка, в какой помощи он нуждается. Особым достоинством является то, что ребенок после завершения диалога со сказочным героем испытывает чувство восторга и эмоциональной приподнятости.

Вывод: Воспитатель, работающий по таким технологиям, неизбежно становится творческой личностью. Ведь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Главные действующие лица ситуации – дети. Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная.

Я планирую продолжать свою работу по совершенствованию социально — коммуникативного развития детей, изучая и внедряя в практику наиболее эффективные методы, и инновационные технологии, направленные на социализацию детей старшего дошкольного возраста.

Результатом своей работы в данном направлении считаю формирование личности ребенка, как полноценного участника социального взаимодействия, включенного в общественные отношения, что так необходимо подрастающему поколению в современном мире.

Читайте также:  Особенности разработки индивидуальной траектории развития ребенка

Источник

Лариса Турченко
Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе использования инновационных технологий»

Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придаёт речи своеобразие, выразительность, меткость.

В нашей старшей логопедической группе «Радуга» успешно применяются современные инновационные педагогические технологии.

В речевом и коммуникативном общении стараюсь применять новые технологии и методы коррекционного развития и воспитания детей. Такие инновационные педагогические технологии дают успешную динамику коммуникативного развития детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии помогают мне в достижении максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Используюследующие здоровьесберегающие компоненты:

• дыхательная гимнастика – с её помощью развиваю речевое дыхание детей;

• артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук, она активизирует интеллектуальную и речевую деятельность, развивает координацию артикуляционных движений и мелкую моторику, стимулирует речевую активность;

• логопедический массаж – укрепляет мышцы мимической мускулатуры, формирует тактильные ощущения, развивает речь;

• применяю комплекс упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения – это снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации;

• пальчиковая гимнастика с крупотерапией, пескотерапией — развивают мотивацию речевого общения, активизируют речевую активность, коррекцию различных сторон речи. Развивают тактильно-кинестетическую чувствительность, коррекцию мелкой моторики рук, снимают мышечную напряжённость — это тактильные дорожки, зона крупотерапии, сухой бассейн, мозаика, массажные мячики, игры с прищепками, со счётными палочками и др. дидактический материал;

• Су-Джок-терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления, путём воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий, способствует повышению физической и умственной работоспособности детей. А также создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной, целенаправленной, речевой работы с ребёнком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи;

• кинезеологические упражнения – активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, развивают межполушарные связи, улучшают память и концентрацию внимания;

• комплекс упражнений на релаксацию – развивают умения контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.

Использование этих компонентов помогает мне организовать образовательную деятельность интереснее и разнообразнее.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Поэтому современная образовательная среда не может развиваться без использования информационно- коммуникативных технологий. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение, а использование компьютера, интернета, телевизора, мультимедийного проектора, видео, DVD, CD, аудиовизуального оборудования, всё это даёт широкие возможности для коммуникативной деятельности дошкольников,педагогов и родителей Интересен детям видеоматериал: «Пальчиковая гимнастика», «Домашний логопед», «Домашняя коллекция мультфильмов» и аудиозаписи «Пластилиновая азбука» (2 диска) (авторы Сергей и Екатерина Железновы).

Игровые технологии – развивают речевое общение, активизируют речевую активность, корректируют различные стороны речи.Я стараюсь обогащать логопедический кабинет:

-развивающими пособиями «Сложные слова (словообразование, «Составление предложений с предлогами «в», на», «с», «под», «из»,»из-за», «из-под», «около» и др.

-дидактическими играми: «Зима», «Осень», «Весна», «У бабушки в гостях» и др,

-театрализованными играми (пальчиковый театр «Семья», театр пирамидка «Репка» и др.).

С помощью использования метода проекта – совершенствую все стороны речи детей, активизирую речевую активность.

Развиваю такие качества, как самостоятельность, сотрудничество, сотворчество между логопедом, ребёнком, родителями. Этот метод деятельности перспективен, он помогает детям повторять и применять на практике уже известные им знания, развивает воображение, позволяет фантазировать, укрепляет отношения в группе, позволяет ребёнку развивать речевые коммуникации, даёт новые знания об окружающем мире, формирует творческую личность.Реализованы педагогические проекты:

«Осень» (16.10.2017г-20.10.2017г)с целью: развивать активное использование в речи детей существительных, прилагательных, глаголов, наречий через ознакомление с осенними изменениями в природе;

«Русская народная кукла» (18.09.2017г- 22.09-2017г)с целью: расширять словарный запас детей и интерес их к русской народной культуре через знакомство с народной русской куклой.

Используя в своей работе технологию дифференцированного обучения, тем самым я создаю оптимальные условия для выявления и коррекции речевых расстройств. При создании условий с детьми ОНР учитываю адаптированную программу. У детей улучшается звукопроизношение, увеличивается словарный запас, они грамматически правильно строят свои предложения и высказывания.

Внедряю технологию интегрированной образовательной деятельности, которая соединяет знания из разных образовательных областей (социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое, физическое)на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития дошкольника.

Таким образом, комплексное воздействие инновационных педагогических технологий на ребёнка, приводит к гармоничному развитию личности дошкольника, способного креативно мыслить, устанавливать коммуникативные связи, эмоционально- отзывчиво относиться к окружающему миру и обществу, которое его сопровождает.

Источник

Cовременные технологии социально- коммуникативного развития дошкольников.

Читайте также:  30 упражнений для успешного развития ребенка

Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально — коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не умеют контактировать друг с другом, выражать свои чувства, не развита эмоциональная сфера. Неумолимо растет зависимость от телевизора и компьютера. Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости. Поэтому необходимо стало использование и внедрение инновационных технологий в социально — коммуникативное развитие ребенка.

Инновационные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Хочу отметить, что принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с

детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе! ». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности.

Передача знаний идет в форме постоянно решаемых проблем. Занятие проводится чаще всего в виде проблемного диалога.

«Ребенок не сосуд, а факел, который надо зажечь»

Начну с технологии дифференцированного (индивидуализированного) обучения дошкольного возраста.

Данная технология основывается на изучении и понимании ребёнка. Педагог изучает особенности воспитанников при помощи наблюдения, делает соответствующие заметки в виде карт индивидуального развития ребёнка. На основе длительного сбора информаций, воспитатель отмечает достижения ребёнка. В схеме содержания карты прослеживается уровень зрелости нервных процессов, умственное развитие, в которое входит: внимание, память, мышление. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный. Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. На мой взгляд, необходимо применять дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения задания.

Игровые технологии.

Играя – развиваем – обучаем – воспитываем.

В развивающих играх прослеживается один из основных принципов обучения – от простого к сложному. Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Например, игры для обучения чтению, развитию логического мышления, памяти, настольно – печатные игры, сюжетно – дидактические, игры – инсценировки, театрально – игровая деятельность, пальчиковый театр.

Есть интересная технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича. Эта технология представляет собой систему поэтапного включения авторских игр в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала – игра «Четырёхцветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Чудо соты».

Здоровьесберегающие технологии – сюда относятся подвижные игры, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика после сна. Все эти игры тоже направлены на коммуникативное развитие детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.

Метод наглядного моделирования.

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе, составлении рассказов, заучивании

стихотворений. Включение наглядных моделей в процесс обучения позволяет целенаправленно развивать речемыслительную деятельность.

Воробьёва Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно – графическими схемами; Ткаченко Т. А. – предметно – схематическими моделями; Глухов В. П. – блоками – квадратами; Большова Т. В. – коллажем.

Из всего выше сказанного следует вывод: развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Особое внимание обращаю на личностно-ориентированный подход в воспитании, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей детей. Мои профессиональные умения направлены на разностороннее развитие и сохранение психического здоровья детей.

Источник