Схема протокола обследования речевого развития ребенка

Протокол обследования речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Ф.И.О._______________________________________________________________________________

Дата рождения________________________ Учреждение_____________________________________________

Обследование состояния артикуляционного аппарата _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Обследование состояния мелкой моторики _____________________________________________________

Обследование состояния звукопроизношения——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Обследование состояния фонематического восприятия ____________________________________________________________________________________

Определ. наличие или отсутствие

заданного звука в слове

молоток, вишня, комар, сорока, ежик, мак, карандаш  [ м]

молоток, вишня, комар, сорока, ежик, мак, карандаш  [ ш]

Выделить гласный звук, стоящ. в начале, в конце, в середине слова

обруч, иней, артист, улитка

кольцо, очки, кенгуру

кот, дым, лук,

Выделить соглас. звук, стоящ. в начале, в конце слова

мак, кошка, булка, чашка, трава

дом, камыш, ключ, танк, барабан

Определить последовательность звуков в слове

мак                суп               каша

Определить количество звуков

дом           рак                луна

Синтез слова

ком                     лапа

Повторить:           та-да -та

    да-та-та              па-ба-па

            том-дом-ком

Обследование состояния слоговой структуры слова ______________________________________________          

Барабана                                       самолет                                            бабочка

светофор                                       мотоцикл                                          цыпленок

ласточка                                        свечка                                               телевизор                                                                                                            

Обследование состояния лексики ______________________________________________________________

Существительные

Обобщающие понятия

Части предметов

Название профессий

Название детенышей

Игрушки

Посуда

Одежда

Обувь

Овощи

Фрукты

Мебель

Животные

Транспорт

инструменты

Тела

Одежды

автомобиля

Врач

Повар

Продавец

Художник

Учитель

Шофер

летчик

Кто у:

коровы

козы

свиньи

собаки

зайца

лисы

медведя

ежа

Глаголы

Назвать действия по предъявленному предмету (по картинкам)

корабль                                           птица                                            змея

пешеход                                         спортсмен                                   девочка    

солнце                                            рыба                                             дождик

Назвать близкие по значению слова — действия

шьет                                               вяжет                                      вышивает

варит                                              жарит                                      печет

Прилагательные

Подобрать слова противоположные по смыслу

Легкий                                          кислый —                                    холодный —

Маленький —                                 низкий —                                     короткая –

Широкое —                                    толстая —                                     высокий —

Качественные прилагательные. Назвать какой формы предмет; какого цвета; какие на вкус ягоды и фрукты.

Треугольный                  овальный                      круглый                       квадратный

Красный                          желтый                        зеленый                     синий

Оранжевый                     голубой                        розовый                    фиолетовый

Серый                              черный                         коричневый

Сладкая  (ягода)             кислый (лимон)           горькая (рябина)

Читайте также:  Развитие рук ребенка до года

Прилагательные по тактильному ощущению. Определить.

Какой в чайнике чай?                                       Какой снег на ощупь?

Какой дождь летом?

Относительные прилагательные.

Деревянный                                                                 шерстяная

Стеклянный                                                                 металлическая

Притяжательные прилагательные.

Чей хвост?      заячий                                               лисий                                                  волчий

Обследование состояния грамматического строя речи____________________________________________

Понимание предлогов Покажи где:

птичка в клетке                       птичка на клетке                     птичка около клетки

Птичка над клеткой                 птичка под клеткой                птичка вылетает из клетки

Изменение существительных по падежам

И. п. Что это?    (дом)                                                     В. п. заходит в дом

Р. п. выходит из дома                                                     Т. п. прячется за домом

Д. п. подходит к дому                                                    П. п. сидит в доме

Согласование существит. с прилагат. Назови, какой по цвету этот предмет?

Желтая майка                                               желтый  мяч                                     желтое яблоко

Красная роза                                                 красный флаг                                    красное кресло

Изменение сущ.                     Мн. ч.                                          Род. П.

ложка                                      ложки                                                ложек    

 гриб                                        грибы                                               грибов

 стол                                         столы                                               столов

Согласование существительных с числительными

1 машина                                          2 машины                                            5 машин

1 карандаш                                       2 карандаша                                        5 карандашей

1яблоко                                             2 яблока                                              5 яблок

Словообразование

Образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Дом                                 книга                                             звезда                                           кукла

Читайте также:  Что читать ребенку для развития речи

Образование приставочных глаголов

Что делает мальчик?   подходит                                                       переходит

 входит                                           выходит                                        обходит

Обследование состояния связной речи  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Составить предложения по картинке____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составить рассказ по картинке____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: __________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата обследования:

Учитель – логопед: _______________________

Логопедическое представление (2, 5 — 3 года)

Фамилия, имя _________________________________________________

Дата рождения ________________ Учреждение ___________________

Исследование импрессивной речи   __________________________________________________________________

Исследование словаря

Понимание существительных

Показать на картинке отдельные предметы, части тела человека (стол, стул, окно, мальчика, девочку, голову, ноги девочки, глаза мальчика, нос, ухо).

Понимание

обобщающих слов

Показать на картинках (мяч, машинка, чайник, кофта, шорты, тарелка) сначала игрушки, потом посуду, потом одежду.

Понимание действий

Показать, где мальчик рисует, стоит, сидит, играет

Понимание словесной инструкции

Покатай машинку, поставь машинку на стол, положи машинку в коробку.

Исследование понимания грамматических форм словоизменения

Понимание ед. и мн. числа существ.

Показать один и много предметов (кот-коты, мяч-мячи, рука-руки, дом-дома).

Понимание размера предметов(большой и маленький)

 Показать, где стул-стульчик, кукла-куколка, миска-мисочка.

Понимание действий

Показать, где собака стоит — собаки стоят, самолет лети — самолеты летят.

Понимание содержания текста знакомой сказки

 «Курочка Ряба» Показать на картинке, о ком эта сказка, что снесла курочка, кто разбил яичко.

Исследование экспрессивной речи __________________________________________________________________

Назвать существительные

Игрушки (машинка, коляска, клоун), посуду (тарелка, чайник, стакан), одежду (брюки, платье, юбку), животных (лошадь, кошку, корову, козу)

Назвать действия на сюжетных картинках

Сидит, стоит, играет, рисует, умывается.

Назвать цвет игрушек

Красный мяч, синий шар, зеленый листок, желтый цыпленок

Назвать размер игрушек

Большой шар, маленький мяч, большой дом

Назвать вкус продуктов

Сладкая конфета, кислый лимон

           Исследование состояния грамматического строя речи

Назвать сущ. в Им. п. ед. и мн. числа

Стол — столы, петух-петухи, сумка-сумки

Назвать сущ. в В. п.

Что ты видишь? Дом, рыбку

Согласование прилагат. с сущ. ед. ч. м. и ж. рода

Какой? Красный мяч, синий шар, красная чашка, синяя лопатка

Употребление предложно падежных конструкций

Где лежит кубик? В коробке, на коробке

Употребление сущ. с уменьшит-ласкат суфф.

Дом-домик, стул-стульчик, кукла-куколка

Употреблен. глаголов в форме ед. и мн. числа

Петух поет – петухи поют, мальчик играет – мальчики играют

Употреблен.возвратных. и невозврат. глаголов

Мальчик умывается – мама умывает мальчика

Девочка одевается – мама одевает девочку

Исследование фонетической стороны речи _________________________________________________________________

Состояние имитивных способностей ребенка с опорой на картинки

Девочка укачивает куклу (а-а-а), поезд гудит (у-у-у), кричат гуси (га-га-га), лат собака (ав), кудахчет курица (ко-ко), мяукает кошка (мяу)

Звукослоговая структура слова

Дом, бык, нога, ухо, вагоны, бананы

Звукопроизношение

Отсутствие, замена, искажения звуков в речевом потоке. Произношение гласных, согласных раннего онтогенеза

Дыхательная функция

Голос

 Верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное, объем дыхания

Нормальный, громкий, тихий. глухой

Темп речи

Нормальный, ускоренный, замедленный

Исследование фонематической функции _________________________

Дифференциация на слух

Показать: кот — кит, миска — киска

Способность к фонематическ. анализу

Показать собачку, как только ребенок услышит в слове ее «рычание»: дом, рак, носки, рыбка

Заключение ___________________________________________________

______________________________________________________________

Логопедическое представление (3 года)

Фамилия, имя _________________________________________________

Дата рождения ________________ Учреждение ___________________

Исследование импрессивной речи   __________________________________________________________________

______________________________________________________________

Исследование словаря

Понимание существительных

Показать на картинке отдельные предметы, части тела человека (стол, стул, окно, мальчика, девочку, голову, ноги девочки, глаза мальчика, нос, ухо).

Понимание

обобщающих слов

Показать на картинках (мяч, машинка, чайник, кофта, шорты, тарелка) сначала игрушки, потом посуду, потом одежду.

Понимание действий

Показать, где мальчик рисует, стоит, сидит, играет

Понимание словесной инструкции

Покатай машинку, поставь машинку на стол, положи машинку в коробку.

Исследование понимания грамматических форм словоизменения

Понимание ед. и мн. числа существ.

Показать один и много предметов (кот-коты, мяч-мячи, рука-руки, дом-дома).

Понимание размера предметов(большой и маленький)

 Показать, где стул-стульчик, кукла-куколка, миска-мисочка.

Понимание действий

Показать, где собака стоит — собаки стоят, самолет лети — самолеты летят.

Понимание содержания текста знакомой сказки

 «Курочка Ряба» Показать на картинке, о ком эта сказка, что снесла курочка, кто разбил яичко.

Исследование экспрессивной речи __________________________________________________________________

______________________________________________________________

Назвать существительные

Игрушки (машинка, коляска, клоун), посуду (тарелка, чайник, стакан), одежду (брюки, платье, юбку), животных (лошадь, кошку, корову, козу)

Назвать действия на сюжетных картинках

Сидит, стоит, играет, рисует, умывается.

Назвать цвет игрушек

Красный мяч, синий шар, зеленый листок, желтый цыпленок

Назвать размер игрушек

Большой шар, маленький мяч, большой дом

Назвать вкус продуктов

Сладкая конфета, кислый лимон

           Исследование состояния грамматического строя речи

Назвать сущ. в Им. п. ед. и мн. числа

Стол — столы, петух-петухи, сумка-сумки

Назвать сущ. в В. п.

Что ты видишь? Дом, рыбку

Согласование прилагат. с сущ. ед. ч. м. и ж. рода

Какой? Красный мяч, синий шар, красная чашка, синяя лопатка

Употребление предложно падежных конструкций

Где лежит кубик? В коробке, на коробке

Употребление сущ. с уменьшит-ласкат суфф.

Дом-домик, стул-стульчик, кукла-куколка

Употреблен. глаголов в форме ед. и мн. числа

Петух поет – петухи поют, мальчик играет – мальчики играют

Употреблен.возвратных. и невозврат. глаголов

Мальчик умывается – мама умывает мальчика

Девочка одевается – мама одевает девочку

Читайте также:  Что давать ребенку для развития речи

Исследование фонетической стороны речи _________________________________________________________________

______________________________________________________________

Состояние имитивных способностей ребенка с опорой на картинки

Девочка укачивает куклу (а-а-а), поезд гудит (у-у-у), кричат гуси (га-га-га), лат собака (ав), кудахчет курица (ко-ко), мяукает кошка (мяу)

Звукослоговая структура слова

Дом, бык, нога, ухо, вагоны, бананы

Звукопроизношение

Отсутствие, замена, искажения звуков в речевом потоке. Произношение гласных, согласных раннего онтогенеза

Дыхательная функция

Голос

 Верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное, объем дыхания

Нормальный, громкий, тихий. глухой

Темп речи

Нормальный, ускоренный, замедленный

Исследование фонематической функции _________________________

Дифференциация на слух

Показать: кот — кит, миска — киска

Способность к фонематическ. анализу

Показать собачку, как только ребенок услышит в слове ее «рычание»: дом, рак, носки, рыбка

Заключение ___________________________________________________

______________________________________________________________

       Учитель-логопед _______________________________________________

Дата обследования

Источник

СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 4-5 ЛЕТ

СЕРИЯ 1

1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.

Что люди надевают на голову, когда идут на улицу?_________________________________

Что люди надевают на руки зимой? _______________________________________________

Чем пришивают пуговицу? ______________________________________________________

Что нужно людям, чтобы лучше видеть? __________________________________________

Чем режут бумагу? ____________________________________________________________

Что нужно взять на улицу, если идет дождь? ______________________________________

2. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.

Спрячь игрушку_______________________________________________________________

Куда спрятал машинку? ________________________________________________________

Спрячь машинку под коробку ___________________________________________________

Поставь машинку на коробку____________________________________________________

Поставь коробку около домика __________________________________________________

3. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.

Шар и шары __________________________________________________________________

Гриб и грибы _________________________________________________________________

Кукла и куклы ________________________________________________________________

Яблоко и яблоки _______________________________________________________________

Стул и стулья _________________________________________________________________

СЕРИЯ 2

1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.

Коса и коза ___________________________________________________________________

Ложки и рожки ________________________________________________________________

Мышка и мишка _______________________________________________________________

Сабля и цапля _________________________________________________________________

2. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ.

Звуки ________________________________________________________________________

3. ИГРА «ЭХО».

Повтори:

па-ба ________________________________________________________________________

та-да ________________________________________________________________________

па-па-ба ______________________________________________________________________

та-да-та _____________________________________________________________________

па-ба-па ______________________________________________________________________

та-та-да _____________________________________________________________________

СЕРИЯ 3

1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ.

Яблоко ________________ Чашка __________________

Кошка _________________ Машина_________________

Морковь _______________ Пальто __________________

Часы __________________ Конфеты ________________

Груша _________________ Кастрюля _______________

Корова ________________ Корабль __________________

Лук ____________________ Шарф ___________________

Лиса __________________ Репа ______________________

Яйцо __________________ Халат_____________________

Диван _________________ Слон ______________________

Слива _________________ Черепаха __________________

Аквариум ______________ Памятник_________________

Играет _______________________________________________________________________

Читает _______________________________________________________________________

Катается _____________________________________________________________________

Кормит ______________________________________________________________________

2. НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ.

Игрушки _____________________________________________________________________

Одежда ______________________________________________________________________

Овощи _______________________________________________________________________

3. СКАЖИ НАОБОРОТ.

Здоровая —больная ____________________________________________________________

Чистые — грязные _____________________________________________________________

Белый — черный ______________________________________________________________

Толстая — тонкая _____________________________________________________________

Высокий —низкий _____________________________________________________________

4. НАЗОВИ ЛАСКОВО.

Цветок — цветочек ____________________________________________________________

Шапка — шапочка ____________________________________________________________

Кольцо —колечко _____________________________________________________________

Скамейка — скамеечка _________________________________________________________

СЕРИЯ 4

1. ПОВТОРИ.

Машина ______________________________________________________________________

Полотенце ____________________________________________________________________

Бабочка ______________________________________________________________________

Матрешка_____________________________________________________________________

Пуговица_____________________________________________________________________

Лягушка______________________________________________________________________

Мыльница____________________________________________________________________

2. НАЗОВИ.

Кастрюля_____________________________________________________________________

Черепаха_____________________________________________________________________

Корабль______________________________________________________________________

Памятник_____________________________________________________________________

Аквариум_____________________________________________________________________

3. УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

СЕРИЯ 5

1. БЕСЕДА.

Сколько тебе лет? _____________________________________________________________

Какие игрушки ты любишь? _____________________________________________________

Каких животных ты знаешь? ____________________________________________________

Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное? _______________________________________

Как его зовут?_________________________________________________________________

2. РАССКАЖИ.

Кого видишь на картинке?_______________________________________________________

Что делает девочка? ____________________________________________________________

Что делают мальчики? __________________________________________________________

С кем играла (играл) девочка (мальчик)? __________________________________________

Куда бегут дети? ______________________________________________________________

Почему побежали дети? ________________________________________________________

3. РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ.

« Мячик » ____________________________________________________________________

«Бычок» _____________________________________________________________________

СЕРИЯ 6

1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.

В, на, за, под, из, с, со, из-под-_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. НАЗОВИ МНОГО.

Белка —белки __________

Кукла — куклы _________

Письмо — письма _______

Охотник — охотники ____

Гнездо — гнезда_________

Петух — петухи _________

Колесо —колеса ________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

СЕРИЯ 5

1. БЕСЕДА.

Сколько тебе лет? _____________________________________________________________

Какие игрушки ты любишь? ____________________________________________________

Каких животных ты знаешь? ____________________________________________________

Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное? ______________________________________

Как его зовут?

2. РАССКАЖИ.

Кого видишь на картинке?_______________________________________________________

Что делает девочка? ____________________________________________________________

Что делают мальчики? __________________________________________________________

С кем играла (играл) девочка (мальчик)? __________________________________________

Куда бегут дети? ______________________________________________________________

Почему побежали дети? ________________________________________________________

3. РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ.

« Мячик » ____________________________________________________________________

«Бычок» _____________________________________________________________________

СЕРИЯ 6

1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.

В, на, за, под, из, с, со, из-под-_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. НАЗОВИ МНОГО.

Белка —белки __________

Кукла — куклы _________

Письмо — письма _______

Охотник — охотники ____

Гнездо — гнезда_________

Петух — петухи _________

Колесо —колеса ________

3. УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. ПОДБЕРИ СЛОВО.

Кошка пушистая и котенок у нее (какой?) _________________________________________

Лиса рыжая и лисенок у нее (какой?) _____________________________________________

Зайчиха серая и зайчонок у нее (какой?) ___________________________________________

Собака черная и щенок у нее (какой?) _____________________________________________

СЕРИЯ 7

Иннервация мимической мускулатуры:

движение оскаливания _________________________________________________________

надувание щек ________________________________________________________________

наморщивание ________________________________________________________________

нахмуривание _________________________________________________________________

Строение артикуляционного аппарата:

губы _________________________________________________________________________

зубы _________________________________________________________________________

прикус _______________________________________________________________________

язык _________________________________________________________________________

уздечка ______________________________________________________________________

твердое и мягкое небо __________________________________________________________

Движения артикуляционного аппарата:

раздвинуть углы губ____________________________________________________________

выдвинуть губы вперед _________________________________________________________

округлить губы ________________________________________________________________

высунуть язык на нижнюю губу __________________________________________________

высунуть язык на верхнюю губу _________________________________________________

пощелкать язычком ____________________________________________________________

«часики» _____________________________________________________________________

произнести звук а при широко открытом рте _______________________________________

«улыбка» — «трубочка»________________________________________________________

«трубочка» — «улыбка» ________________________________________________________

высовывание языка на нижнюю губу — высовывание_______________________________

языка на верхнюю губу _________________________________________________________

высовывание языка на верхнюю губу — высовывание_______________________________

языка на нижнюю губу__________________________________________________________

«улыбка» _____________________________________________________________________

«показать язычок киске» ________________________________________________________

Гласные: а, и, у, о, ы ___________________________________________________________

Йотированные: я, ю, е, ё_________________________________________________________

Согласные: м, л, б______________________________________________________________

т, д, н _______________________________________________________________________

в, ф __________________________________________________________________________

к, г, х________________________________________________________________________

с, сь, з, зь ____________________________________________________________________

ц, ш, ж, ч, щ _________________________________________________________________

л, ль, р, рь ____________________________________________________________________

Заключение: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:

Источник