Схема протокола обследования речевого развития ребенка
Протокол обследования речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
Ф.И.О._______________________________________________________________________________
Дата рождения________________________ Учреждение_____________________________________________
Обследование состояния артикуляционного аппарата _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Обследование состояния мелкой моторики _____________________________________________________
Обследование состояния звукопроизношения——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Обследование состояния фонематического восприятия ____________________________________________________________________________________
Определ. наличие или отсутствие заданного звука в слове | молоток, вишня, комар, сорока, ежик, мак, карандаш [ м] | молоток, вишня, комар, сорока, ежик, мак, карандаш [ ш] |
Выделить гласный звук, стоящ. в начале, в конце, в середине слова | обруч, иней, артист, улитка | кольцо, очки, кенгуру кот, дым, лук, |
Выделить соглас. звук, стоящ. в начале, в конце слова | мак, кошка, булка, чашка, трава | дом, камыш, ключ, танк, барабан |
Определить последовательность звуков в слове мак суп каша | Определить количество звуков дом рак луна | Синтез слова ком лапа |
Повторить: та-да -та | да-та-та па-ба-па | том-дом-ком |
Обследование состояния слоговой структуры слова ______________________________________________
Барабана самолет бабочка
светофор мотоцикл цыпленок
ласточка свечка телевизор
Обследование состояния лексики ______________________________________________________________
Существительные
Обобщающие понятия | Части предметов | Название профессий | Название детенышей |
Игрушки Посуда Одежда Обувь Овощи Фрукты Мебель Животные Транспорт инструменты | Тела Одежды автомобиля | Врач Повар Продавец Художник Учитель Шофер летчик | Кто у: коровы козы свиньи собаки зайца лисы медведя ежа |
Глаголы
Назвать действия по предъявленному предмету (по картинкам) |
корабль птица змея пешеход спортсмен девочка солнце рыба дождик |
Назвать близкие по значению слова — действия |
шьет вяжет вышивает варит жарит печет |
Прилагательные
Подобрать слова противоположные по смыслу |
Легкий кислый — холодный — Маленький — низкий — короткая – Широкое — толстая — высокий — |
Качественные прилагательные. Назвать какой формы предмет; какого цвета; какие на вкус ягоды и фрукты. |
Треугольный овальный круглый квадратный Красный желтый зеленый синий Оранжевый голубой розовый фиолетовый Серый черный коричневый Сладкая (ягода) кислый (лимон) горькая (рябина) |
Прилагательные по тактильному ощущению. Определить. |
Какой в чайнике чай? Какой снег на ощупь? Какой дождь летом? |
Относительные прилагательные. |
Деревянный шерстяная Стеклянный металлическая |
Притяжательные прилагательные. |
Чей хвост? заячий лисий волчий |
Обследование состояния грамматического строя речи____________________________________________
Понимание предлогов Покажи где: |
птичка в клетке птичка на клетке птичка около клетки Птичка над клеткой птичка под клеткой птичка вылетает из клетки |
Изменение существительных по падежам |
И. п. Что это? (дом) В. п. заходит в дом Р. п. выходит из дома Т. п. прячется за домом Д. п. подходит к дому П. п. сидит в доме |
Согласование существит. с прилагат. Назови, какой по цвету этот предмет? |
Желтая майка желтый мяч желтое яблоко Красная роза красный флаг красное кресло |
Изменение сущ. Мн. ч. Род. П. |
ложка ложки ложек гриб грибы грибов стол столы столов |
Согласование существительных с числительными |
1 машина 2 машины 5 машин 1 карандаш 2 карандаша 5 карандашей 1яблоко 2 яблока 5 яблок |
Словообразование
Образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. |
Дом книга звезда кукла |
Образование приставочных глаголов |
Что делает мальчик? подходит переходит входит выходит обходит |
Обследование состояния связной речи __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Составить предложения по картинке____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составить рассказ по картинке____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение: __________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования:
Учитель – логопед: _______________________
Логопедическое представление (2, 5 — 3 года)
Фамилия, имя _________________________________________________
Дата рождения ________________ Учреждение ___________________
Исследование импрессивной речи __________________________________________________________________
Исследование словаря
Понимание существительных | Показать на картинке отдельные предметы, части тела человека (стол, стул, окно, мальчика, девочку, голову, ноги девочки, глаза мальчика, нос, ухо). |
Понимание обобщающих слов | Показать на картинках (мяч, машинка, чайник, кофта, шорты, тарелка) сначала игрушки, потом посуду, потом одежду. |
Понимание действий | Показать, где мальчик рисует, стоит, сидит, играет |
Понимание словесной инструкции | Покатай машинку, поставь машинку на стол, положи машинку в коробку. |
Исследование понимания грамматических форм словоизменения
Понимание ед. и мн. числа существ. | Показать один и много предметов (кот-коты, мяч-мячи, рука-руки, дом-дома). |
Понимание размера предметов(большой и маленький) | Показать, где стул-стульчик, кукла-куколка, миска-мисочка. |
Понимание действий | Показать, где собака стоит — собаки стоят, самолет лети — самолеты летят. |
Понимание содержания текста знакомой сказки | «Курочка Ряба» Показать на картинке, о ком эта сказка, что снесла курочка, кто разбил яичко. |
Исследование экспрессивной речи __________________________________________________________________
Назвать существительные | Игрушки (машинка, коляска, клоун), посуду (тарелка, чайник, стакан), одежду (брюки, платье, юбку), животных (лошадь, кошку, корову, козу) |
Назвать действия на сюжетных картинках | Сидит, стоит, играет, рисует, умывается. |
Назвать цвет игрушек | Красный мяч, синий шар, зеленый листок, желтый цыпленок |
Назвать размер игрушек | Большой шар, маленький мяч, большой дом |
Назвать вкус продуктов | Сладкая конфета, кислый лимон |
Исследование состояния грамматического строя речи
Назвать сущ. в Им. п. ед. и мн. числа | Стол — столы, петух-петухи, сумка-сумки |
Назвать сущ. в В. п. | Что ты видишь? Дом, рыбку |
Согласование прилагат. с сущ. ед. ч. м. и ж. рода | Какой? Красный мяч, синий шар, красная чашка, синяя лопатка |
Употребление предложно падежных конструкций | Где лежит кубик? В коробке, на коробке |
Употребление сущ. с уменьшит-ласкат суфф. | Дом-домик, стул-стульчик, кукла-куколка |
Употреблен. глаголов в форме ед. и мн. числа | Петух поет – петухи поют, мальчик играет – мальчики играют |
Употреблен.возвратных. и невозврат. глаголов | Мальчик умывается – мама умывает мальчика Девочка одевается – мама одевает девочку |
Исследование фонетической стороны речи _________________________________________________________________
Состояние имитивных способностей ребенка с опорой на картинки | Девочка укачивает куклу (а-а-а), поезд гудит (у-у-у), кричат гуси (га-га-га), лат собака (ав), кудахчет курица (ко-ко), мяукает кошка (мяу) |
Звукослоговая структура слова | Дом, бык, нога, ухо, вагоны, бананы |
Звукопроизношение | Отсутствие, замена, искажения звуков в речевом потоке. Произношение гласных, согласных раннего онтогенеза |
Дыхательная функция Голос | Верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное, объем дыхания Нормальный, громкий, тихий. глухой |
Темп речи | Нормальный, ускоренный, замедленный |
Исследование фонематической функции _________________________
Дифференциация на слух | Показать: кот — кит, миска — киска |
Способность к фонематическ. анализу | Показать собачку, как только ребенок услышит в слове ее «рычание»: дом, рак, носки, рыбка |
Заключение ___________________________________________________
______________________________________________________________
Логопедическое представление (3 года)
Фамилия, имя _________________________________________________
Дата рождения ________________ Учреждение ___________________
Исследование импрессивной речи __________________________________________________________________
______________________________________________________________
Исследование словаря
Понимание существительных | Показать на картинке отдельные предметы, части тела человека (стол, стул, окно, мальчика, девочку, голову, ноги девочки, глаза мальчика, нос, ухо). |
Понимание обобщающих слов | Показать на картинках (мяч, машинка, чайник, кофта, шорты, тарелка) сначала игрушки, потом посуду, потом одежду. |
Понимание действий | Показать, где мальчик рисует, стоит, сидит, играет |
Понимание словесной инструкции | Покатай машинку, поставь машинку на стол, положи машинку в коробку. |
Исследование понимания грамматических форм словоизменения
Понимание ед. и мн. числа существ. | Показать один и много предметов (кот-коты, мяч-мячи, рука-руки, дом-дома). |
Понимание размера предметов(большой и маленький) | Показать, где стул-стульчик, кукла-куколка, миска-мисочка. |
Понимание действий | Показать, где собака стоит — собаки стоят, самолет лети — самолеты летят. |
Понимание содержания текста знакомой сказки | «Курочка Ряба» Показать на картинке, о ком эта сказка, что снесла курочка, кто разбил яичко. |
Исследование экспрессивной речи __________________________________________________________________
______________________________________________________________
Назвать существительные | Игрушки (машинка, коляска, клоун), посуду (тарелка, чайник, стакан), одежду (брюки, платье, юбку), животных (лошадь, кошку, корову, козу) |
Назвать действия на сюжетных картинках | Сидит, стоит, играет, рисует, умывается. |
Назвать цвет игрушек | Красный мяч, синий шар, зеленый листок, желтый цыпленок |
Назвать размер игрушек | Большой шар, маленький мяч, большой дом |
Назвать вкус продуктов | Сладкая конфета, кислый лимон |
Исследование состояния грамматического строя речи
Назвать сущ. в Им. п. ед. и мн. числа | Стол — столы, петух-петухи, сумка-сумки |
Назвать сущ. в В. п. | Что ты видишь? Дом, рыбку |
Согласование прилагат. с сущ. ед. ч. м. и ж. рода | Какой? Красный мяч, синий шар, красная чашка, синяя лопатка |
Употребление предложно падежных конструкций | Где лежит кубик? В коробке, на коробке |
Употребление сущ. с уменьшит-ласкат суфф. | Дом-домик, стул-стульчик, кукла-куколка |
Употреблен. глаголов в форме ед. и мн. числа | Петух поет – петухи поют, мальчик играет – мальчики играют |
Употреблен.возвратных. и невозврат. глаголов | Мальчик умывается – мама умывает мальчика Девочка одевается – мама одевает девочку |
Исследование фонетической стороны речи _________________________________________________________________
______________________________________________________________
Состояние имитивных способностей ребенка с опорой на картинки | Девочка укачивает куклу (а-а-а), поезд гудит (у-у-у), кричат гуси (га-га-га), лат собака (ав), кудахчет курица (ко-ко), мяукает кошка (мяу) |
Звукослоговая структура слова | Дом, бык, нога, ухо, вагоны, бананы |
Звукопроизношение | Отсутствие, замена, искажения звуков в речевом потоке. Произношение гласных, согласных раннего онтогенеза |
Дыхательная функция Голос | Верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное, объем дыхания Нормальный, громкий, тихий. глухой |
Темп речи | Нормальный, ускоренный, замедленный |
Исследование фонематической функции _________________________
Дифференциация на слух | Показать: кот — кит, миска — киска |
Способность к фонематическ. анализу | Показать собачку, как только ребенок услышит в слове ее «рычание»: дом, рак, носки, рыбка |
Заключение ___________________________________________________
______________________________________________________________
Учитель-логопед _______________________________________________
Дата обследования
Источник
СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 4-5 ЛЕТ
СЕРИЯ 1
1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.
Что люди надевают на голову, когда идут на улицу?_________________________________
Что люди надевают на руки зимой? _______________________________________________
Чем пришивают пуговицу? ______________________________________________________
Что нужно людям, чтобы лучше видеть? __________________________________________
Чем режут бумагу? ____________________________________________________________
Что нужно взять на улицу, если идет дождь? ______________________________________
2. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.
Спрячь игрушку_______________________________________________________________
Куда спрятал машинку? ________________________________________________________
Спрячь машинку под коробку ___________________________________________________
Поставь машинку на коробку____________________________________________________
Поставь коробку около домика __________________________________________________
3. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.
Шар и шары __________________________________________________________________
Гриб и грибы _________________________________________________________________
Кукла и куклы ________________________________________________________________
Яблоко и яблоки _______________________________________________________________
Стул и стулья _________________________________________________________________
СЕРИЯ 2
1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.
Коса и коза ___________________________________________________________________
Ложки и рожки ________________________________________________________________
Мышка и мишка _______________________________________________________________
Сабля и цапля _________________________________________________________________
2. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ.
Звуки ________________________________________________________________________
3. ИГРА «ЭХО».
Повтори:
па-ба ________________________________________________________________________
та-да ________________________________________________________________________
па-па-ба ______________________________________________________________________
та-да-та _____________________________________________________________________
па-ба-па ______________________________________________________________________
та-та-да _____________________________________________________________________
СЕРИЯ 3
1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ.
Яблоко ________________ Чашка __________________
Кошка _________________ Машина_________________
Морковь _______________ Пальто __________________
Часы __________________ Конфеты ________________
Груша _________________ Кастрюля _______________
Корова ________________ Корабль __________________
Лук ____________________ Шарф ___________________
Лиса __________________ Репа ______________________
Яйцо __________________ Халат_____________________
Диван _________________ Слон ______________________
Слива _________________ Черепаха __________________
Аквариум ______________ Памятник_________________
Играет _______________________________________________________________________
Читает _______________________________________________________________________
Катается _____________________________________________________________________
Кормит ______________________________________________________________________
2. НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ.
Игрушки _____________________________________________________________________
Одежда ______________________________________________________________________
Овощи _______________________________________________________________________
3. СКАЖИ НАОБОРОТ.
Здоровая —больная ____________________________________________________________
Чистые — грязные _____________________________________________________________
Белый — черный ______________________________________________________________
Толстая — тонкая _____________________________________________________________
Высокий —низкий _____________________________________________________________
4. НАЗОВИ ЛАСКОВО.
Цветок — цветочек ____________________________________________________________
Шапка — шапочка ____________________________________________________________
Кольцо —колечко _____________________________________________________________
Скамейка — скамеечка _________________________________________________________
СЕРИЯ 4
1. ПОВТОРИ.
Машина ______________________________________________________________________
Полотенце ____________________________________________________________________
Бабочка ______________________________________________________________________
Матрешка_____________________________________________________________________
Пуговица_____________________________________________________________________
Лягушка______________________________________________________________________
Мыльница____________________________________________________________________
2. НАЗОВИ.
Кастрюля_____________________________________________________________________
Черепаха_____________________________________________________________________
Корабль______________________________________________________________________
Памятник_____________________________________________________________________
Аквариум_____________________________________________________________________
3. УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
СЕРИЯ 5
1. БЕСЕДА.
Сколько тебе лет? _____________________________________________________________
Какие игрушки ты любишь? _____________________________________________________
Каких животных ты знаешь? ____________________________________________________
Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное? _______________________________________
Как его зовут?_________________________________________________________________
2. РАССКАЖИ.
Кого видишь на картинке?_______________________________________________________
Что делает девочка? ____________________________________________________________
Что делают мальчики? __________________________________________________________
С кем играла (играл) девочка (мальчик)? __________________________________________
Куда бегут дети? ______________________________________________________________
Почему побежали дети? ________________________________________________________
3. РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ.
« Мячик » ____________________________________________________________________
«Бычок» _____________________________________________________________________
СЕРИЯ 6
1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.
В, на, за, под, из, с, со, из-под-_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. НАЗОВИ МНОГО.
Белка —белки __________
Кукла — куклы _________
Письмо — письма _______
Охотник — охотники ____
Гнездо — гнезда_________
Петух — петухи _________
Колесо —колеса ________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
СЕРИЯ 5
1. БЕСЕДА.
Сколько тебе лет? _____________________________________________________________
Какие игрушки ты любишь? ____________________________________________________
Каких животных ты знаешь? ____________________________________________________
Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное? ______________________________________
Как его зовут?
2. РАССКАЖИ.
Кого видишь на картинке?_______________________________________________________
Что делает девочка? ____________________________________________________________
Что делают мальчики? __________________________________________________________
С кем играла (играл) девочка (мальчик)? __________________________________________
Куда бегут дети? ______________________________________________________________
Почему побежали дети? ________________________________________________________
3. РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ.
« Мячик » ____________________________________________________________________
«Бычок» _____________________________________________________________________
СЕРИЯ 6
1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.
В, на, за, под, из, с, со, из-под-_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. НАЗОВИ МНОГО.
Белка —белки __________
Кукла — куклы _________
Письмо — письма _______
Охотник — охотники ____
Гнездо — гнезда_________
Петух — петухи _________
Колесо —колеса ________
3. УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. ПОДБЕРИ СЛОВО.
Кошка пушистая и котенок у нее (какой?) _________________________________________
Лиса рыжая и лисенок у нее (какой?) _____________________________________________
Зайчиха серая и зайчонок у нее (какой?) ___________________________________________
Собака черная и щенок у нее (какой?) _____________________________________________
СЕРИЯ 7
Иннервация мимической мускулатуры:
движение оскаливания _________________________________________________________
надувание щек ________________________________________________________________
наморщивание ________________________________________________________________
нахмуривание _________________________________________________________________
Строение артикуляционного аппарата:
губы _________________________________________________________________________
зубы _________________________________________________________________________
прикус _______________________________________________________________________
язык _________________________________________________________________________
уздечка ______________________________________________________________________
твердое и мягкое небо __________________________________________________________
Движения артикуляционного аппарата:
раздвинуть углы губ____________________________________________________________
выдвинуть губы вперед _________________________________________________________
округлить губы ________________________________________________________________
высунуть язык на нижнюю губу __________________________________________________
высунуть язык на верхнюю губу _________________________________________________
пощелкать язычком ____________________________________________________________
«часики» _____________________________________________________________________
произнести звук а при широко открытом рте _______________________________________
«улыбка» — «трубочка»________________________________________________________
«трубочка» — «улыбка» ________________________________________________________
высовывание языка на нижнюю губу — высовывание_______________________________
языка на верхнюю губу _________________________________________________________
высовывание языка на верхнюю губу — высовывание_______________________________
языка на нижнюю губу__________________________________________________________
«улыбка» _____________________________________________________________________
«показать язычок киске» ________________________________________________________
Гласные: а, и, у, о, ы ___________________________________________________________
Йотированные: я, ю, е, ё_________________________________________________________
Согласные: м, л, б______________________________________________________________
т, д, н _______________________________________________________________________
в, ф __________________________________________________________________________
к, г, х________________________________________________________________________
с, сь, з, зь ____________________________________________________________________
ц, ш, ж, ч, щ _________________________________________________________________
л, ль, р, рь ____________________________________________________________________
Заключение: __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:
Источник