Гигиена нервно психическое развитие ребенка

Гигиена нервно психическое развитие ребенка thumbnail

Главный психогигиенический фактор в воспитании детей – отношение к ним. Каждый ребенок лучше развивается, успешнее преодолевает те или иные негативные тенденции в своем состоянии, если он получает достаточно внимания, понимания и ласки со стороны взрослого. При общении с ребенком, при организации его жизнедеятельности обязательно должны учитываться индивидуальные особенности.

Нервно-психическое развитие детей оценивается по принятым в нашей стране показателям развития, которые отражают оптимальные последовательность и возрастные сроки формирования умений, а также уровень развития, который должен быть достигнут на каждом возрастном этапе. Нервно-психическое развитие оценивается в обстановке, близкой к естественной, с помощью игрушек, пособий, вопросов взрослого, опроса родителей и/или воспитателей.

На первом году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах ±15 дней от должного срока. Овладение умениями по одному или нескольким показателям с задержкой до одного месяца свидетельствует о замедлении темпа развития, что может быть вызвано индивидуальным ходом развития, заболеванием в период формирования умения, педагогической запущенностью. Выяснив причину отставания ребенка, необходимо применить соответствующие воспитательные и обучающие воздействия. Формирование детей с задержкой от одного до двух месяцев классифицируется как отставание, а более чем на два месяца – как значительное, серьезное отставание, требующее консультации специалистов.

На втором году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах квартала.

На третьем году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах одного полугодия.

У детей дошкольного возраста допускаются колебания в пределах года.

Дети с отклонениями в нервно-психическом развитии (отставание в развитии, значительное или глубокое отставание) и нарушениями поведения должны быть обследованы в психолого-медико-педагогической консультации. На основании результатов обследования определяют задачи по коррекции развития. Начинают их с задач, направленных на устранение выявленного отставания (именно с того, что требует наибольшего внимания), а затем указываются задачи воспитания и обучения на следующий возрастной период. Психолого-педагогические воздействия должны быть строго согласованы с лечебными.

Еще по теме Нервно-психическое развитие детей.:

  1. Нервно-психическое развитие детей
  2. Показатели нервно-психического развития детей 1-3 -го года жизни
  3. Параметры нервно-психического развития детей 4-6 лет
  4. МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
  5. Диагностика нервно-психического
    развития детей первого года жизни
  6. ФИЗИЧЕСКОЕ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  7. Коррекция нервно-психических нарушений у детей
  8. ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  9. Задержка психического развития. Этиология. Классификация. Дифференциально-диагностические критерии разграничения детей с ЗПР и детей с умственной отсталостью. Медико-педагогическое сопровождение. Условия обучения и воспитания.
  10. Нервно-психическое развитие
  11. РАЗВИТИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПАТОЛОГИИ
  12. Индивидуальные особенности психического развития детей
  13. Связь обучения и психического развития детей
  14. Основные причины и факторы риска развития нервно-психической неустойчивости
  15. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей
  16. К проблемам контроля возрастной динамики психического развития детей
  17. Параметры нервно-психического развития школьников 7-15 лет

Источник

Гигиена детей и подростков — научная дисциплина об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения, о воспитании физически крепкого человека с гармоническим развитием физических и духовных сил.

В настоящее время актуальными проблемами гигиены детей и подростков остаются «школьные» заболевания, которые широко распространены среди учащихся. Их частота закономерно возрастает от младших классов к старшим (близорукость, нарушение осанки, неврастения, анемия и др.).

У детей и подростков с возрастом увеличивается количество хронических заболеваний. Это болезни нервной системы и органов чувств, нарушения функций системы пищеварения и обмена веществ, патология органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочеполовой системы и др. Формируясь в детском возрасте, эти заболевания в дальнейшем оказываются в числе ведущих причин временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности взрослого населения.

Согласно существующей в настоящее время возрастной (биологической) периодизации, основанной на оценке особенностей роста и развития организма детей и подростков до достижения зрелого возраста в индивидуальном развитии человека (онтогенезе), выделено 7 периодов созревания (табл. 10).

Таблица 10. Биологическая возрастная периодизация

Биологическая возрастная периодизация

Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют следующие показатели:

— отсутствие или наличие хронических заболеваний в момент обследования;

— уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности;

— степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;

— особенности функционирования основных физиологических систем организма.

Изучение состояния здоровья детского населения включает учет хронических заболеваний, функционального состояния ведущих систем организма, уровня и характера морфологического, функционального и психического развития, а также текущей заболеваемости.

В соответствии с вышеперечисленными критериями в настоящее время в Научно-исследовательском институте гигиены детей и подростков разработаны следующие группы здоровья детей и подростков:

— 1-я группа — здоровые с нормальными развитием и уровнем функций;

— 2-я группа — здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную иммунобиологическую сопротивляемость острым и хроническим заболеваниям;

— 3-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации со сниженными функциональными возможностями организма;

— 4-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями;

— 5-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Дети этой группы, как правило, не посещают детских учреждений, в связи с чем они часто не охвачены массовыми профилактическими медицинскими осмотрами.

Одним из важнейших показателей состояния здоровья растущего поколения является физическое развитие. Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимается состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Физическое развитие отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни. Изучение физического развития включается в любую программу оценки.

Физическое развитие детей и подростков характеризуется сложным и многообразным комплексом следующих показателей:

— соматометрических (длина и масса тела, окружность грудной клетки);

— соматоскопических (форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание);

— физиометрических, или функциональных (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук).

Обычно на практике измерение тела сводится к определению трех основных признаков: роста, массы тела и окружности грудной клетки.

Полученные результаты измерения показателей сравнивают со специально разработанными средними показателями этих признаков для групп детей различного пола и возраста — возрастными стандартами физического развития. Понятно, что единых стандартов физического развития детей и подростков быть не может, поскольку в разных климатических поясах, в городах и сельской местности имеются свои особенности. Именно поэтому сотрудник детских и подростковых учреждений для индивидуальной оценки физического развития отдельных детей используют региональные стандарты.

Для индивидуальной оценки физического развития детей и подростков применяют методы сигмальных отклонений (профиля физического развития), центильный, регрессионный (оценочных таблиц), комплексный и др. Характеристика и способы применения данных методов подробно рассматриваются в соответствующих справочниках и руководствах к практическим занятиям по гигиене.

К сожалению, оценка физического развития только по соматометрическим показателям не дает достаточной надежности в точности этой оценки. Именно поэтому для более точной индивидуальной оценки физического развития целесообразно использовать ряд других показателей, характеризующих уровень биологического развития детей и подростков. Среди них погодовые прибавки роста, сроки прорезывания постоянных зубов, степень полового созревания и др.

Под акселерацией понимают ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений (от лат. acceleratio — ускорение). Суть ее состоит в том, что у современного поколения этап биологического созревания завершается раньше по сравнению с предыдущим.

В настоящее время в результате акселерации возрастные границы показателей физического развития в составленных ранее таблицах, используемых при оценке физического развития, оказались смещены. На каждом возрастном этапе современные дети и подростки выше и крупнее сверстников прежних лет.

Ускорение физического развития ставит много практических вопросов. Прежде всего, важно установить, насколько акселерация соответствует психическому и умственному развитию. От этого зависят возрастная готовность ребенка к школьному обучению, создание учебных программ, соответствующих возрастным возможностям детей.

Следует отметить, что наряду с ускорением роста и развития детей произошло и укрупнение размеров тела взрослых людей, и позднее наступление климакса, увеличились продолжительность жизни, репродуктивный период, изменилась структура заболеваемости.

В то же время в ряде районов земного шара имеются группы населения, у которых процессы роста и развития стабилизировались. В странах Европы, Америки и России в настоящее время проявляется тенденция к снижению темпов физического развития. Этот противоположный процесс называется децелерацией, т.е. происходит замедление процессов роста и развития.

Воспитание и обучение детей и подростков осуществляется в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования детей. В РФ принята 3-ступенчатая система общеобразовательных учреждений:

— первая — начальное общее образование (4 года);

— вторая — основное общее образование (5 лет);

— третья — среднее (полное) общее образование (2 года).

Задача гигиенической оптимизации учебных занятий состоит в том, чтобы отодвинуть наступление утомления у основной массы детей и предупредить быстрое снижение работоспособности и развитие переутомления. С этой целью рационально организуют каждое занятие, регламентируют их количество на протяжении дня, недели, года, учебные занятия чередуют с отдыхом. До недавнего времени многолетней практикой во всех классах школы были установлены 45-минутные уроки.

Однако гигиенические наблюдения показали, что для учеников 1 -го класса такая продолжительность урока велика. В возрасте 5—7 лет дети могут сохранять активное внимание не более 15 мин, поэтому в 1-м классе продолжительность урока сокращена до 35 мин. По рекомендации гигиенистов, для учеников 1-го класса введены обязательные динамические занятия после второго урока. Для детей, начинающих учиться в 1-м классе с 6 лет, разработаны медицинские показания к отсрочке поступления в школу. Эти мероприятия уменьшают отсев шестилетних детей из первых классов и количество часто болеющих детей.

Предупреждение утомления — важная профилактическая задача в организованных коллективах детей всех возрастных групп. На начало учебного дня надо ставить предметы, основанные на словесном преподавании; русский язык, литературу, математику. К концу учебного дня, когда работоспособность снижена, целесообразно включать уроки, основанные на предметном восприятии: аппликацию, лепку, рисование, черчение. Уроки труда и физического воспитания следует проводить в середине учебного дня, используя их для переключения преимущественно с умственной на физическую работу.

Главным условием предупреждения утомления является строгое соблюдение рационального режима дня. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, способствует интересу к учебной и творческой деятельности и нормальному развитию ребенка. При построении режима предусматриваются различные виды деятельности, их регулярность, оптимальная продолжительность, рациональное чередование с отдыхом, пребывание на открытом воздухе, регулярное питание и полноценный сон.

В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов

Опубликовал Константин Моканов

Источник

1. Фундаментальную научную основу выделения гигиены детей и подростков в самостоятельную отрасль гигиенической науки составляют:

а) биологические особенности детского организма;

б) специфичность видов деятельности детей и подростков;

г) высокая социальная значимость детского контингента.

2. Основоположником отечественной гигиены детства является:

г) Ф.Ф.Эрисман

3. Научные труды Ф.Ф.Эрисмана в области гигиены детей и подростков были посвящены проблемам:

а) школьной близорукости;

б) физического развития детей;

в) оснащения и оборудования учебных классов;

4. Первым о государственном значении охраны здоровья детей в России говорил:

б) М.В.Ломоносов

5. Понятие «школьные болезни» было введено:

д) Р.Вирховым

6. В основу возрастной периодизации в гигиене детей и подростков положены:

в) ) анатомо-физиологические особенности детей, объединяющие смежные

возраста в один период, в пределах которого процессы роста и развития

тождественны, а реакции на раздражители однозначны.

7. Первый заведующий кафедрой школьной гигиены (гигиены воспитания) в 1 Московском Государственном Университете:

б) А.В.Мольков

8. К методам, используемым в гигиене детей и подростков, относятся:

а) метод естественно- гигиенического эксперимента;

б) метод лабораторного эксперимента;

в) метод гигиенического наблюдения;

г) санитарно-статистические методы;

д) методы математического прогнозирования.

9. Возрастная периодизация необходима для:

а) организации образовательно-воспитательной деятельности детей разного

возраста;

б) определения возраста поступления ребенка в детское учреждение, начала

трудовой деятельности;

в) гигиенического нормирования факторов окружающей среды;

10 Возрастная периодизация базируется на следующих закономерностях роста и развития:

а) неравномерности роста и развития;

г) неодновременности роста и развития

11. К закономерностям роста и развития организма детей относятся:

а) неравномерность темпов роста и развития;

в) уменьшение удельныхэнерготрат организма (на 1кг массы тела) с возрастом;

г) неодновременность роста и развития;

д) половой диморфизм;

е) обусловленность роста и развития наследственными и средовыми факторами;

ж) биологическая надежность функциональных систем и организма в целом.

12. Закономерности роста и развития детей:

а) являются теоретической основой гигиенического нормирования факторов

окружающей среды для детей и подростков;

б) позволяют понять деятельность органов и систем, их взаимосвязь в организме

ребенка, его единство с внешней средой;

в) позволяют правильно интерпретировать информацию о здоровье и развитии

подрастающего поколения.

13. Основные принципы нормирования в гигиене детей и подростков были сформулированы:

а) С.М.Громбахом

14. Методологическими принципами нормирования в гигиене детей и подростков, сформулированными С.М.Громбахом являются:

а) обязательный учет функциональной зрелости организма;

б) сменяемость норм, неодновременная для различных факторов;

в) обеспечение нормального развития и формирования здоровья детей и

подростков в настоящее время и в будущем;

15. Особенностями нормирования в гигиене детей и подростков являются:

а) специфичность норм;

б) сменяемость норм;

г) тренирующая направленность норм.

16 Основными принципами нормирования деятельности в гигиене детей и подростков являются учет:

а) морфо-функциональной зрелости организма;

б) пола;

в) состояния здоровья;

г) функционального состояния организма;

д) биоритмологических особенностей организма;

е) необходимости развивающей, тренирующей роли деятельности;

17. Научной основой нормирования в гигиене детей и подростков являются:

а) возрастная нормальная физиология;

в) возрастная нормальная анатомия;

д) возрастная психология;

е) педиатрия.

18.Основным методом, используемым в гигиене детей и подростков для разработки норм является:

а) метод естественно- гигиенического эксперимента;

19. Метод, при котором исследования проводятся в конкретной жизненной ситуации детского коллектива, где создаются и изучаются различные варианты исследуемого фактора, называется

а) метод естественно- гигиенического эксперимента;

20. Сменяемость норм в гигиене детей и подростков определяется следующими закономерностями роста и развития

а) неравномерность темпов роста и развития;

б) неодновременность роста и развития;

в) половой диморфизм;

г) обусловленность роста и развития наследственными и средовыми факторами;

д) биологическая надежность функциональных систем и организма в целом.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

1. По определению, принятому в психогигиене детей и подростков, психическое здоровье – это:

г) отсутствие нервно-психических заболеваний и отклонений, гармоничное,

соответствующее возрасту психическое развитие, нормальный уровень

функций центральной нервной системы, социальнаяадаптированность.

2. Показателями, характеризующими соответствие нервно-психического развития возрасту, для детей до года являются:

а) развитие эмоциональной сферы;

б) развитие моторики;

в) развитие сенсорной речи;

3. Показателями, характеризующими соответствие нервно-психического развития возрасту, для детей от 1 до 3 лет являются:

а) развитие эмоциональной сферы;

б) развитие моторики;

в) развитие сенсорной речи;

г) развитие моторной речи;

д) появление сюжетных игр.

4. Ведущими показателями, характеризующими соответствие нервно-психического развития возрасту, для детей дошкольного возраста являются:

б) развитие речи;

г) появление ролевых игр.

5. Ведущим показателем, характеризующим соответствие нервно-психического развития возрасту, для детей школьного возраста является:

д) развитие интеллекта.

6. Для определения уровня и структуры интеллекта у детей и подростков может быть использован:

б) тест Векслера;

7. Для определения гармоничности психического развития у детей и подростков могут быть использованы:

а) личностные опросники (Кеттела, Айзенка);

8. Для оценки эмоционального состояния детей младшего школьного возраста следует использовать:

д) тест Люшера.

9. Для оценки субъективного состояния детей и подростков в процессе деятельности следует использовать:

г) тест САН;

д) тест Люшера.

10. При исследовании эмоционального состояния с помощью теста Люшера у детей и подростков должны выполняться следующие требования:

а) использование стандартной цветовой гаммы;

б) однообразие тестовых карточек по фактуре и размеру;

11. С помощью теста САН определяется:

в) самочувствие;

д) активность;

е) настроение.

12. Для оценки уровня интеллектуального развития детей и подростков следует использовать тесты, отвечающие следующим требованиям:

а) валидность;

б) надежность;

в) адаптированность к социо-культурным особенностям региона (нации);

г) имеющие оценочные шкалы, разработанные на репрезентативных

совокупностях.

13. Тест САН может применяться

в) у старших школьников

г) у студентов

14. Тест Люшера можно использовать при обследовании детей

а) начиная с 5-6 лет

15. Умственная работоспособность детей и подростков школьного возраста определяется с помощью

а) корректурной пробы;

16. В раннем, преддошкольном и младшем дошкольном возрасте основными методами изучения умственной работоспособности детей являются

А)наблюдение за ребенком, находящимся в привычной обстановке

Б) опрос родителей и воспитателей

17. В старшем дошкольном возрасте основным методом изучения умственной работоспособности детей является

В) проведение корректурной фигурной пробы

18. В школьном возрасте основным методом изучения умственной работоспособности детей является

Г) проведение корректурной буквенной пробы.

19. Навыки самообслуживания как критерии оценки своевременности нервно-психического развития детей используются

б) в преддошкольном возрасте

+20. Для определения социально-психологической адаптации ребенка используются

А) опрос и анкетирование детей, родителей

Б) наблюдение за детьми

В) моделирование ситуаций

Возрастная психогигиена

1. Основными путями решения задач сохранения психического здоровья учащихся являются

а) определение степени морфо-функциональной готовности детей к обучению

или работе;

б) создание ступенчатых режимов для обеспечения адаптации детей к новым

этапам обучения;

в) гигиенически рациональная организация занятий с соблюдением

благоприятного психологического микроклимата;

г) учет индивидуальных особенностей детей;

д) гигиенически рациональная организация отдыха детей.

2. Ведущими линиями развития называются:

а) функции, наиболее интенсивно формирующиеся в определенные возрастные

периоды и оказывающие влияние на дальнейший ход развития ребенка;

3. Критическими периодами нервно-психического развития детей и подростков являются:

а) период новорожденности;

б) 1 год;

в) 3 года;

г) 6-7 лет;

е) пубертатный период.

4. Основными группами факторов, влияющих на нервно-психическое развитие и состояние здоровья детей и подростков, являются:

а) социальные и образа жизни;

б) биологические;

в) состояния окружающей среды;

г) состояния медицинского обеспечения;

5. К социально-экономическим факторам риска развития нервно-психических заболеваний относятся:

а) асоциальность семьи;

в) эмоциональная депривация;

г) дидактогенные.

6. К биологическим факторам риска развития нервно-психических заболеваний относятся:

а) анте-, пре- и перинатальная патология;

б) заболевания и травмы;

в) наследственная отягощенность;

7. Общей закономерностью изменения степени влияния биологических и социальных факторов на нервно-психическое развитие ребенка является:

а) с возрастом уменьшается влияние биологических и увеличивается влияние

социальных факторов;

8. Основы эмоционального развития личности ребенка закладываются:

а) на 1 году жизни;

9. Основными мероприятиями по профилактике нарушений в нервно-психическом развитии ребенка в критическом периоде развития в 1 год являются:

а) соблюдение норм двигательной активности;

б) создание условий для предметной деятельности;

в) поддержание баланса раздражителей (не более 30% тормозных);

д) соблюдение единых педагогических требований;

10. Основными мероприятиями по профилактике нарушений нервно-психического развития ребенка в критический период развития — 3 года являются:

а) соблюдение норм двигательной активности;

в) поддержание баланса раздражителей (не более 30% тормозных);

д) соблюдение единых педагогических требований;

е) отсутствие отсроченных реакций на поступки.

11. Основными мероприятиями по профилактике нарушений в нервно-психическом развитии ребенка в критическом периоде развития — 6-7 лет являются:

а) соблюдение норм двигательной активности;

б) своевременное определение готовности к систематическому обучению;

в) соблюдение единых педагогических требований;

г) соответствие форм и методов обучения морфо-функциональным

возможностям организма ребенка;

д) медико-педагогический контроль адаптации к обучению;

е) создание благоприятного психологического микроклимата на занятиях.

12. Основными мероприятиями по профилактике нарушений в нервно-психическом развитии подростков в критическом периоде развития — 12-15 лет являются:

а) заблаговременное формирование устойчивых личностных интересов, мотивов

с положительной социальной направленностью;

б) заблаговременное формирование группы сверстников с положительной

социальной направленностью;

в) признание и использование самостоятельности, «взрослости» подростков;

г) создание анонимных консультативных медицинских психологических и

юридических консультативных служб;

+13. Основной причиной формирования специфического нарушения психического развития у детей, воспитывающихся в детских домах, является:

г) эмоционально-когнитивная депривация.

14. Основными мероприятиями по профилактике нарушения здоровья и социальной адаптации в 5 классе являются

А) обеспечение преемственности обучения в начальной и средней школе

Б) унификация педагогических требований педагогов предметников

Г) доступность педагогической и психологической помощи для учащихся пятых классов и их родителей

15. Наиболее часто депрессии и депрессивные состояния встречаются у детей

Г) подросткового возраста

16. Основными направлениями профилактики суицидов среди детей и подростков являются

А) своевременное выявление и лечение депрессивных состояний

Г) повышение психогигиенической грамотности населения

Д) выявление и пресечение распространения информации о пропаганде суицидов в СМИ и социальных сетях, сайтах

Рекомендуемые страницы:

Источник