Сензитивные периоды развития ребенка и возрастные кризисы
Лункина Е.Н., учитель-логопед д/с «Волшебный замок», ЦАО, Москва
Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено выдающимся отечественным психологом, психолингвистом, дефектологом, ученым с мировым именем Л.С. Выготским (1896—1934). Он разработал понятие «психологические системы», под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, между мышлением и памятью, мышлением и речью).
Огромный вклад Л.С. Выготского в детскую психологию — введение понятия «зона ближайшего развития». Согласно ученому, это область не созревших, но созревающих процессов, которые можно назвать «почками развития». «Зона ближайшего развития» ставит перед ребенком большие задачи, решить которые он способен лишь с помощью взрослого, в ходе их совместной деятельности. Л.С. Выготский пришел к выводу, что обучение ребенка должно предшествовать, забегать вперед, подтягивать и вести за собой развитие. Это утверждение стало аксиомой в детской психологии и педагогике.
Следующим важным открытием гениального ученого в детской психологии стало возрастное определение периодов в жизни ребенка, наиболее благоприятных для развития тех или иных функций индивидуума. Эти знания необходимы для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для обучения ребенка, чтобы те «развивающиеся почки», которые представляют собой созревающие процессы в «зоне ближайшего развития», могли в полной мере развить и обогатить физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и культурные возможности в будущей жизни ребенка.
Одинаковых детей не существует, даже близнецы сильно отличаются друг от друга. У каждого индивидуальные свойства психики, способности и интересы.
Однако в жизни каждого малыша есть периоды, в которых самой физиологией созданы максимально оптимальные условия и возможности для развития у ребенка определенных свойств психики, восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений. Эти периоды называются сенситивными.
Сенситивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.
Еще одно определение сенситивного периода может быть сформулировано следующим образом. Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности.
Периоды эти ограничены по времени, следовательно, пропустив этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций. Некоторые психические функции могут так и не развиться. Примером тому служат многочисленные случаи детей, выросших в стае животных. Когда их вернули в общество, то никакими реабилитационными методами не смогли научить полноценной речи и адаптации в новых для них условиях. Все их поведение копировало жизнь и привычки животных.
Таким образом, сенситивный период — время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности. Он показывает свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.
В определенные сенситивные периоды происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям из-за высокой пластичности нервной системы ребенка.
Возрастная сенситивность — свойственное определенному возрасту сочетание условий для формирования конкретных процессов психики. Например, для развития речи у детей сенситивный период приходится на 1,5 года. Именно в это время нужно уделять ребенку повышенное внимание со стороны взрослых, гармонично воспитывая и развивая его. Поэтому необыкновенно важно для становления человека в первые годы его жизни окружение, разнообразие деятельности, интересов и эмоций. Недостаток полученных в детстве эмоций, знаний, умений, физического и психического развития будет невосполнимым пробелом в дальнейшей жизни.
Для начала нужно разобраться, сколько этих периодов у ребенка, в каком возрасте они наступают, какие именно знания ребенок легко воспринимает в каждом из них.
Периоды максимальных возможностей и условий для развития у детей определенных свойств психики и восприимчивости к приобретению знаний и умений.
1,5—3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
3—4 года. Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств;
4—5 лет. Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие;
5—6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;
8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.
На разных этапах сенситивного развития ребенка изменения в его психике могут проходить как постепенно и замедленно, так быстро и резко. Соответственно этому выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Их еще называют поворотными моментами в развитии, или кризисами, если они протекают стремительно. В эти периоды ребенок особенно восприимчив к получению знаний и жизненных навыков. В организме ребенка происходят изменения, которые проявляются повышенной чувствительностью и ранимостью. На возникновение этих периодов мы повлиять не можем, поскольку это заложено человеческой природой. Но родители и педагоги должны (даже обязаны) предельно продуктивно использовать их для развития своего ребенка.
При стабильной стадии развития характерно плавное, без резких сдвигов и перемен поведение ребенка. Это может быть даже незаметно для его окружения. Но эти перемены накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии.
Стабильные этапы чередуются с кризисными. Кризисные периоды длятся недолго (от нескольких месяцев до 1—2 лет в зависимости от мудрости педагогов и такта родителей). Это чаще всего краткие, но бурные стадии. В кризисные периоды происходят значительные изменения личности ребенка. Сам кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине сенситивного периода. Родители видят резкие изменения в поведении, интересах, ребенок выходит из-под контроля взрослых.
Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. В это время обостряются противоречия, с одной стороны, между взрослыми потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, и с другой — между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Современными психологами эти противоречия рассматриваются как движущие силы психического развития.
По мнению Л.С. Выготского, самыми важными служат три сенситивных периода (кризисных момента) — 1 год, 3 и 7 лет. Педагоги и родители должны знать о кризисных моментах в жизни ребенка и своевременно подготовиться к ним для обеспечения наибольшего удовлетворения потребностей малыша в каждом сенситивном периоде.
Возрастная сенситивность свойственна конкретному возрастному этапу, это наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.
Возрастная периодизация (по Л.С. Выготскому)
• Кризис новорожденности — младенчество (от 2 мес. до 1 года).
В 1,5—2,5 мес. формируется мелкая моторика, развивается сенсорная область, ребенок познает мир, используя слуховые и тактильные ощущения.
• Кризис 1 года — раннее детство (1—3 года).
Появляются новые виды общения, происходит разрыв психологического единства «мать — дитя», развиваются речь и умственные способности. Ведущий вид деятельности — эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослым.
От 1 до 3 лет — сенситивный период для развития речевых способностей. Ребенок слушает, накапливает пассивный словарный запас, затем уже появляется речь, которая носит предметный характер. Развивается способность выражать свои желания и чувства.
В 2,5—3 года ребенок часто разговаривает сам с собой, что способствует развитию логического мышления, последовательности в речи. Со временем такие монологи он ведет уже мысленно.
• Кризис 3 лет — дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Ведущий вид деятельности — орудийно-предметный. Формируются самооценка и самосознание, происходит становление личности. От 3 до 7 лет ребенок включается во взрослую жизнь, в разные виды деятельности, сам выбирает во что играть и свою роль в игре; интересуется звуками и буквами, т.е. их графическим изображением в виде символов. Активно развиваются воображение и отображение впечатлений об окружающем мире, взаимодействие с окружающими, общение. Ведущий вид деятельности — сюжетно-ролевая игра.
• Кризис 7 лет — школьный возраст (от 7 до 13 лет).
Ведущий вид деятельности — учебный. Развиваются психика, мышление, специальные способности, личность ребенка и его межличностные отношения.
• Кризис 13 лет — пубертатный возраст (13—17 лет).
Ведущий вид деятельности — личностное общение подростков.
• Кризис 17 лет — юношеский возраст (17—21 год).
Ведущий вид деятельности — профессионально-учебный.
По мнению Л.С. Выготского, в эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых. В кризисные периоды ребенок становится восприимчив к приобретению определенных знаний и умений.
И хотя развитие интеллекта человека продолжается и во взрослой жизни, в детстве это происходит намного легче и естественнее. Родителям стоит обратить внимание на наступление каждого из этих периодов и своевременно подготовить базу и окружающую среду для наибольшего удовлетворения потребностей ребенка на каждой стадии его развития.
Вспомним сказку Р. Киплинга «Книга джунглей» и ее героя — Маугли, воспитанного в звериной стае. Замысел этой книги у автора возник не на пустом месте. В настоящее время существует около 4 тыс. официальных свидетельств подобных случаев. «Дети джунглей» оказались с самого раннего возраста в стае зверей (чаще волков) и не имели ни речевого, ни социального опыта в поведении и общении. После того как они были возвращены в нормальные условия жизни, несмотря на усиленный уход и специальные занятия с ними, вернуть их в человеческое общество уже не представлялось возможным. Максимальное количество слов, которому удалось научить всего нескольких таких детей, составляло не более 45. А их навыки человеческого существования после реабилитационного периода были скорее дрессировкой, как у домашних животных. Дети, находившиеся в среде животных первые 6 лет жизни, практически уже не смогут освоить человеческую речь, осмысленно общаться с другими людьми, ходить прямо и пр. Реабилитация ни в одном случае не была полноценной. Навыки животных (хождение на четвереньках, сыроедение, звериные звуки и привычки), приобретенные в раннем возрасте, сыграли для этих детей решающую роль.
Дело в том, что самые ответственные сенситивные периоды становления личности человека были безвозвратно пропущены. Именно в первые 5—7 лет жизни ребенок получает 70% всей жизненной информации. И если в этот период он оказывается в волчьей стае, то и вырастет волком. Звериные навыки, обретенные детьми, которые оказались с младенчества среди зверей, впечатываются в психику и физиологию, а человеческие навыки привить уже фактически невозможно, т.е. полноценными людьми такие дети уже никогда не будут.
Мудрецы считали, что каждый ребенок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому никто не будет учить. Ребенок индийца заговорит на индийском языке, ребенок непальца — на непальском и т.п. Падишах усомнился в этом и решил поставить жестокий опыт: несколько грудных детей поселили в отдельных комнатах, а ухаживали за ними глухонемые слуги. Через семь лет вошедший падишах с мудрецами услышали бессвязные крики, вопли, шипение и мяуканье молодых звероподобных существ.
Все это лишний раз доказывает, насколько важны для развития ребенка и его речи первые годы жизни.
Приведенные примеры как нельзя лучше доказывают правомерность существования сенситивных периодов в жизни каждого ребенка. Пропущенные по разным причинам, они будут невосполнимым пробелом на протяжении всей жизни человека.
Современный всемирно известный японский педагог-практик Масару Ибуки озаглавил свою книгу по детской психологии «После трех уже поздно». В своем труде ученый пишет о том, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — его личный опыт познания в первые три года жизни. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Здесь мы вновь видим подтверждение теории Л.С. Выготского о решающих сенситивных периодах в жизни ребенка и их значении в формировании личности.
Пластичность мозга ребенка раннего возраста (от 0 до 3 лет), психофизиологически оптимальные условия (сенситивные периоды) формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности. Хотя японский ученый ставит акцент на двух (из трех основных, по Л.С. Выготскому) кризисных периодах развития — 1 год и 3 года, тем не менее понятно, что без прочной базы развития личности индивидуума в первые два сенситивных периода (до 3 лет) мы теряем возможность всеобъемлющего развития умственных способностей ребенка. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает благоприятный переход к новой стадии развития.
Л.С. Выготский писал, что новое не падает с неба, а появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Источником же развития служит социальная среда, в которой находится ребенок.
Ученики и последователи Л.С. Выготского (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) продолжают руководствоваться его трудами и, базируясь на его исследованиях, продолжают развивать концепции раннего развития личности ребенка.
Итак, можно сделать следующие выводы. Сенситивные периоды — возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность их развития. Это наиболее ответственные этапы развития детей.
Стоит заметить, что данные периоды наступают у каждого ребенка, но время их появления и продолжительность индивидуальны, на их возникновение не могут влиять ни педагоги, ни родители. При верном подходе можно продуктивно их применять для дальнейшего развития определенных способностей или типа деятельности. Именно поэтому на определенных возрастных этапах следует уделять большее внимание конкретной области, стараясь при этом развивать качественную составляющую способностей вашего ребенка.
Нужно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах деятельности. Важно создавать необходимые условия, при которых дети смогут проявить способности. Не следует ограничивать деятельность малыша, нужно предоставлять ему возможность свободного творческого проявления.
Родителям и педагогам следует четко понимать, что чем больше круг интересов ребенка, тем более гармоничным он вырастет. Особенность развития ребенка заключается в том, что все новые умения, знания, навыки накладываются на уже изученные. В эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых.
Литература
Богданович Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы. М., 1994.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1973.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2, 5. М., 1982.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Воронеж, 1998.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.
Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1999.
Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
Эльконин Д.Б., Божович Л.И. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет. Волгоград, 1999.
Источник
Содержание
1. Понятие о стабильных (литических) и кризисных возрастах.
2. Структура и динамика стабильного возраста.
3. Социальная ситуация развития в начале и в конце литических возрастов.
4. Ведущая деятельность как параметр возраста.
5. Психические новообразования в литических и кризисных возрастах.
6. Природа, структура и значение кризисов развития.
7. Сензитивные периоды развития, их роль и специфика.
В возрастной психологии периоды психического развития, или возраста, дифференцируются по своей психологической сущности (природе, структуре, содержанию, динамике). Выделяются два типа возрастных циклов или возрастов: кризисные и литические (стабильные) возрасты.
Литические (стабильные) периоды развития отличаются относительно эволюционным характером возникающих изменений в психике и относительно спокойным, адаптивным поведением ребенка. Они имеют, как правило, двухфазный характер: выделяются первая и вторая половина возраста, в середине которого наблюдается некоторый перелом, качественный сдвиг в развитии психических функций. Например, в младенчестве можно выделить первую половину возраста (до 6-ти месяцев), когда психическая активность ребенка имеет преимущественно созерцательный, воспринимающий характер, и вторую – когда наблюдается активное, инициативное освоение мира путем самостоятельных хватательных движений, исследовательских сенсомоторных действий, перемещения в пространстве.
В отечественной психологии каждый литический возраст рассматривается как динамическая структура, основными взаимосвязанными и взаимообусловленными компонентами которой являются социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психические новообразования.
Социальная ситуация развития, или складывающаяся к началу возраста форма значимых отношений ребенка к окружающей его действительности, является исходным моментом всех изменений в психике в течение данного возраста. Именно социальная ситуация детерминирует в каждом литическом возрасте некоторое возрастное противоречие между потребностями ребенка (“хочу”) и возможностями их удовлетворения (“могу”), которое становится источником обращения субъекта развития к новой деятельности, приобретающей характер ведущей. К концу всякого детского возраста социальная ситуация развития разрушается, поскольку меняется сам ребенок, а значит, и его отношения с миром. Социальная ситуация в каждом возрасте представлена специфическими отношениями ребенка со взрослыми и сверстниками, особенным статусом и системой социальных ролей, неповторимой внутренней позицией ребенка, характерной именно для данного периода детства. Так, например, социальная ситуация развития в младенчестве характеризуется предельной зависимостью ребенка от взрослого на фоне его собственной беспомощности, а уже в следующем периоде – раннем детстве – социальная ситуация характеризуется совместной деятельностью со взрослым на фоне относительной самостоятельности малыша.
Ведущая деятельность, или ведущий способ построения активных отношений с миром, – второй параметр литического возраста. Она является субъективно привлекательной, смыслозначимой и объективно развивающей психику ребенка в конкретном возрасте. Как утверждал А. Н. Леонтьев, ведущая деятельность производит изменения в трех сферах развивающейся психики: в сфере частных психических процессов, в личностной сфере и в сфере самой деятельности (приводит к освоению новых видов деятельности, ранее не значимых для ребенка). Примером ведущей деятельности, обусловленной специфической социальной ситуацией развития в раннем детстве, является предметно-орудийная деятельность, в ходе которой ребенок с помощью взрослых осваивает функции и способы употребления общественных предметов.
Ведущая деятельность является значимым критерием для диагностики нормального возрастного развития детей и рассматривается как признак перехода ребенка от одного возрастного периода к другому. Ведущая деятельность не появляется вдруг, сразу, а проходит свое становление в рамках той или иной ситуации развития на протяжении всего литического возраста. Например, в младшем школьном возрасте учебная деятельность как ведущая формируется только к 10-ти годам и по мере своего формирования оказывает позитивное развивающее влияние на психику учащихся.
Психологические новообразования – это качественные психические и социальные изменения, впервые возникающие в данном возрасте в рамках ведущей деятельности и социальной ситуации развития, меняющие весь облик ребенка, его отношение к миру, к себе, его личность и деятельность. Психологические новообразования – третий критерий и структурный компонент литического возраста и важный диагностический признак нормального развития. Они отчетливо проявляются к концу стабильных возрастов и становятся психологической причиной кризисов развития, т. к. растущие психические возможности ребенка вступают в противоречие со сложившейся системой его отношений со взрослыми, с его статусом, системой социальных ролей и требований к ребенку, существовавших в предыдущем возрасте. Именно в силу возникновения психических новообразований к концу литического периода начинает разрушаться социальная ситуация развития и изменяется сам характер развития. Спокойное эволюционное, позитивное движение, характерное для литических периодов детства сменяется стремительным, революционным, бурным и взрывообразным процессом, отличающим кризисы развития. Примером возрастного новообразования может служить “чувство детского Я”, появляющееся в сознании ребенка к концу 3-го года жизни. Его возникновение приводит к распаду прежней социальной ситуации совместной деятельности со взрослым, что проявляется в кризисе трех лет, получившим название “Я сам”.
Кризисы, или кризисные возрасты, рассматриваются в отечественной возрастной психологии как нормативные механизмы развития. Это периоды резких, стремительных изменений в психике ребенка и относительно кратковременные этапы перестройки изжившей себя социальной ситуации развития. Кризисы – это переходы между литическими возрастами, в рамках которых происходит резкое изменение внутренних отношений ребенка к миру, его внутренней позиции, его потребностей и побуждений. Они знаменуют начало нового этапа в развитии, при завершении кризиса открывается новый литический возраст. Противоречия, составляющие суть кризиса, сопровождаются значительными эмоциональными переживаниями, нарушениями в поведении ребенка и в его взаимоотношениях со взрослыми. Выделяют несколько существенных признаков всех кризисов развития, отличающих их от стабильных возрастов:
относительная кратковременность кризисов (они длятся от нескольких недель до года);
трехфазное строение кризисов (начало и конец кризиса могут протекать незаметно, в кульминации все кризисные проявления обнаруживаются резко и отчетливо);
негативный характер развития: в каждом кризисе наблюдаются своеобразные “утраты” прежних психических приобретений, резкое изменение облика ребенка, распад некоторых функций, определявших поведение и сознание в предыдущем периоде. Например, в кризисе 7-ми лет утрачивается детская непосредственность, а в кризисе 13-ти лет – трудолюбие и умственная работоспособность ребенка;
позитивный характер развития: в каждом кризисе возникает новообразование, изменяющее психологический облик ребенка и позволяющее ему перестроить социальную ситуацию своего развития или форму отношений с социальным миром. Например, в кризисе 7-ми лет возникает новая форма саморегуляции поведения – “интеллектуализованные эмоции”;
относительная трудновоспитуемость ребенка: в силу тех разрушительных изменений, которые претерпевает психика и личность в период кризиса и которые не сразу воспринимаются взрослыми, родителями и педагогами как условия движения вперед, возможны ухудшения во взаимоотношениях ребенка и педагогической системы. Конфликты со взрослыми возникают чаще и протекают более остро, чем в литические периоды развития. Возникают симптомы упрямства, негативизма по отношению к взрослым, строптивости, деспотизма, ревности, обесценивания прежних привычек и отношений со стороны ребенка. Конфликты и трудновоспитуемость не имеют универсального для всех детей характера: у некоторых кризисы протекают почти незаметно, относительно спокойно, у других – сопровождаются трудностями и затягиваются на долгое время. Гибкость поведения родителей и педагогов, их стремление оказать помощь в естественном и неудержимом творческом процессе саморазвития ребенка позволяет значительно смягчить трудности этого периода развития.
В современной возрастной психологии выделяют следующие кризисы детства:
новорожденности (0–2 месяца);
1-го года (отделение от матери);
3-х лет (кризис детской самостоятельности);
7-ми лет (кризис утраты детской непосредственности);
13-ти лет (кризис подростка или обретения чувства взрослости);
15-ти лет (второй кризис подростка или кризис идентичности);
18-ти лет (кризис личностного самоопределения).
Стоит отметить, что ряд психологов относит весь подростковый период детства (от 12-ти до 16-ти лет) к кризисным возрастам, называя этот период кризисом полового созревания.
Наряду со стабильными и кризисными возрастами выделяются сензитивные периоды психического развития, т. е. такие, в рамках которых наблюдается повышенная чувствительность психики к определенным воздействиям извне.
Особенность сензитивных периодов заключается в том, что при создании полноценных (для данной сензитивности) условий развития, прежде всего в рамках воспитания и обучения, определенная психическая функция достигает своего максимального развития. Если же необходимые для своевременного развития воздействия не были оказаны, последствия недоразвития функции могут быть необратимы, т. к. при завершении сензитивного периода чувствительность к определенным воздействиям снижается вплоть до полного исчезновения.
Так, например, в возрасте от рождения до 5-ти лет наблюдается сензитивность к развитию фонематического слуха ребенка, позже эта чувствительность значительно снижается; возраст от 3-х до 5-ти лет характеризуется повышенной чувствительностью к развитию воображения, которая должна быть поддержана игрой, сказками, детским рисованием, конструированием, художественной деятельностью.
Сензитивные периоды онтогенеза – это периоды оптимальных сроков развития определенных психических функций, процессов и свойств. Чрезмерно раннее начало систематического обучения с целью развития той или иной функции (так называемая акселерация развития) может неблагоприятно сказаться на психическом облике ребенка, точно так же, как и очень позднее начало обучения, после завершения сенизитивного периода, может оказаться малоэффективным. Именно поэтому в отечественной психологии (в работах А. В. Запорожца, А. Г. Асмолова, В. П. Зинченко) развивается идея амплификации (обогащения условий развития в соответствии с возрастной нормой) как альтернатива педагогическим идеям ускорения развития путем раннего обучения (акселерации).
Дата добавления: 2015-10-22; просмотров: 6129; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10551 — | 7758 — или читать все…
Читайте также:
Источник