Что такое психология развития или сущность ребенка

Что такое психология развития или сущность ребенка thumbnail

Психологическое развитие — формирование психических процессов и особенностей личности с помощью воспитания и обучения. Этот процесс осуществляется согласно характеристикам возрастного периода. Он берет начало до рождения личности и накапливает качественные и количественные преобразования психики в течение всей жизни, тем самым формируя личность.

Психологическое развитие и деятельность ребенка — главное занятие малыша в границах общественного роста. При выполнении его появляются психические новообразования на определенном этапе развития. Каждый период характерен своим поведением.

Свойства психологической деятельности:

  1. Толчок к формированию иных видов деятельности;
  2. Преобразование личных психических процессов;
  3. Психологические видоизменения личности ребенка.

Каждому этапу психологического развития ребенка соответствует своя деятельность, ее еще называют ведущей. Изменением одной деятельности на другую является признаком перехода от одной стадии социального развития к другой.

Периоды развития и свойственные им виды деятельности:

  • С первых дней и до года. Этому времени свойственны эмоциональный контакт мамы с новорожденным. Выходит, что основная деятельность — социальный контакт и необходимость в нем. Также формируется начало предметной деятельности: это хватание предметов и движение телом (двигать осознано руками, вставать и ходить, ползать и сидеть).

Игрушки этого периода направлены на развитие органов чувств (зрения, слух, осязание) и моторики пальцев. Уже позже появится освоение предмета, как целостного объекта (цвет, форма, вес, запах, размер).

Задача родителей — приобретать насыщенные и красочные игрушки.

Речь ограничивается произношением звуков и их сочетаний.

  • С 1 года до 3 лет. Раннему детскому возрасту свойственна предметно-манипуляционная деятельность. Малыш учится общаться и пользоваться окружающими предметами с помощью общепринятых правил. Освоение предметов происходит с поддержкой родителей,
    которые показывают принцип работы с этим предметом.Психомоторное развитие ребенка

Родители, очень важно все делать вместе: чистить зубы, одеваться, кушать.

Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать.

В этот момент психологического развития и деятельности ребенка появляется первый кризис — «Я сам» (я личность).

Речь обогащается словарным запасом и выстраивается в предложения.

  • С 3 до 5 лет. Сюжетно-ролевая (игровая) деятельность является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.

Параллельно развиваются наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, произвольность, принятие правил нравственности, чувства и переживания.

Родители, занимайтесь с малышом пересказыванием различных жанров литературы.

Речь — становится более сложной в структуре предложений.

  • С 5 до 7 лет. Этот возраст играет важную роль в подготовке к школе.

Речь учителя и сверстников должна распознаваться на слух (слуховое восприятие и память).

Задача родителей в подготовке:

  1. Памяти;
  2. Речи;
  3. Чтения и математике;
  4. Логического мышления;
  5. Коммуникабельности;
  6. Дисциплины и режима дня.
  • С 7 до 11 лет. Психологические особенности развития детей в период учебной деятельности — умение изучать и оперировать приобретенными знаниями. В этом возрасте в связи со значительными изменениями в окружающей социальной сфере у школьника возникает кризис. Большая нагрузка идет на память, которой приходится усиленно работать. Из непроизвольной памяти она превращается в целенаправленную.

Произошедшие изменения:

  1. Расширение круга авторитетов — учитель;
  2. Особые требования и правила поведения в школе и на уроке;
  3. Ученик — объект оценивания;
  4. Партнерские взаимоотношения.

С 11 до 15 лет. Разные виды деятельности развиваются в этом возрасте (спортивная, трудовая, учебная, художественная). Игра подростков интересует не как процесс, а как результат для самовыражения. Учебная деятельность все же стоит на первом месте, только теперь усложняется спецификой предметов и отношением к этим занятиям. Также этот период кризисный: подросток считает себя взрослым, но он к этому еще не готов.

Родители, помогите подростку не просто смоделировать перспективу будущего, а производить конкретные действия.
В этом возрасте подросток ассоциирует себя с членом общества.

  • С 15 до 17 лет. Учебная деятельность продолжает играть ведущую роль. Эта деятельность теперь переориентируется в сознании старшего школьника согласно его будущим планам на профессиональную ориентацию. Самосознание работает на выработку нравственных и политических, а также эстетических идеалов.

Вся деятельность ребенка упорядочена по возрасту и не может наступить раньше другого психологического этапа развития, и имеет свойства одного целого.

Психологическое развитие и обучение ребенка

Связь между психологическим развитием и обучением ребенка должна рассматриваться через понятие социальной среды. Это окружающий социальный мир, в котором растет малыш, его научные подходы, традиции искусства и культуры, религиозные течения и идеология.

Читайте также:  Бизнес план клуб развития ребенка

Обучение детей зависит от общества и его развития (школы, детские сады, институты), а также обусловлено традициями в семейном воспитании.

Психологическое развитие и обучение ребенка включает еще одно немаловажное понятие — «сенситивный период развития» (время, когда ученик максимально способен воспринять определенное обучение). То есть помочь школьнику в развитии именно тогда, когда это максимально легко воспримется ребенком.

В процессе обучения школьник имеет возможность приобрести знания и опыт поколений. Понятия социальной среды, развития психики и обучение ребенка не могут существовать и рассматриваться отдельно друг от друга.

Психологические функции сначала окружают , а потом становятся его неотъемлемой частью.

Пример: с первых дней малыш не может говорить и отвечать родителям. Но, несмотря на это, речь его сопровождает постоянно и повсюду. Постепенно обучаясь, ребенок овладевает этой функцией. С ее помощью формирует психологическое развитие — мысли, предположения, теории.

При формировании какой-либо функции в процессе обучения вместе — ученик и учитель, она (функция) пребывает в «зоне ближайшего развития» (начало психических процессов). После полного формирования процессов их можно протестировать и выяснить актуальный уровень развития.

Для определения уровня зоны ближайшего развития ученика необходимо:

  • Задать подсказывающие вопросы;
  • Начать процесс вместе и предложить закончить школьнику самостоятельно;
  • Подсказать общую его суть.

Оценка этой работы должна учитывать не только знания, которыми уже владеет ученик, но и только начавшие формироваться знания.

Психологическое развитие и обучение ребенка должны быть едины и ориентироваться на ближайшие знания. Тогда они будут производить развивающий эффект. Другими словами, при обучении должен учитываться потенциал малыша на данном уровне его развития. Ребенок использует свои возможности, тем самым давая толчок для развития других.

Деятельность и обучение играют большую неразрывную роль в психологическом развитии . Все имеет свое место и время, и наша задача (родителей) вовремя предоставить ребенку необходимые знания, которые он может воспринять благодаря определенной деятельности.

Источник

Психология развития — это раздел общей психологии, изучающий развитие психики человека на протяжении всей его жизни. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста и геронтология. Психология развития исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие

Официальным годом рождения психологии развития принято считать 1882 г. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии. Однако официально термин «психология развития» утвердился в научном сообществе лишь в 60 — 70-е годы ХХ века.

Психология развития в России

Долгое время в нашей стране психология развития охватывала только период жизни человека от рождения до 18 лет и носила название возрастной психологии. Были описаны характеристики каждого из возрастов, основные новообразования и трудности на каждом этапе. Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребёнок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идёт развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой». Каждый возраст характеризуется:

  • своей социальной ситуацией развития;
  • ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности;
  • возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития.

Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д.Б. Эльконина — наиболее распространённая в отечественной психологии. При этом выделяются следующие собственно возрастные этапы формирования личности:

  • ранний детский (преддошкольный) возраст (0–3),
  • дошкольное детство (3–7),
  • младший школьный возраст (7–11),
  • средний школьный возраст (11–15),
  • старший школьный возраст (15–18).

Западный подход к психологии развития

Э. Эриксон проследил целостный жизненный путь личности, от рождения до глубокой старости. Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития зависит от биологического начала. Личность, созревая, проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии она приобретает определённое качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определённом возрасте, заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда человек столкнётся с серьёзной жизненной неудачей.

Читайте также:  Задания на развитие мышления ребенка

Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.

  • Первая фаза — младенчество. Её главная задача — выработать у младенца бессознательное чувство «базового доверия» к внешнему миру. Основным средством этого служат родительская забота и любовь. Если «базовое доверие» не возникает, у младенца появляется чувство «базового недоверия» к миру, тревожность, которая может проявиться у взрослого в форме замкнутости, ухода в себя и т.п.
  • Во второй фазе — раннем детстве — у ребёнка формируется чувство своей автономии и личной ценности или их противоположность — стыд и сомнение. Рост самостоятельности ребёнка, начинающийся с управления своими телесными отправлениями, даёт ему возможность выбора, благодаря чему на этой стадии развития закладываются такие черты будущей личности, как чувство ответственности, уважение к дисциплине и порядку.
  • Третья фаза — игровой возраст (приблизительно от 5 до 7 лет) — формирует чувство инициативы, желание сделать что-то. Если это желание блокируется, возникает чувство вины. В этом возрасте решающее значение имеет групповая игра, общение со сверстниками, позволяющее ребёнку примерять разные роли, развивать фантазию и т.д. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимаемой как соответствие правилу.
  • Главное новообразование четвёртой фазы — школьного возраста — чувство, предприимчивости и эффективности, способность добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся эффективность и компетентность. В отрицательном варианте развития у ребёнка появляется чувство неполноценности, которое первоначально возникает из сознания своей некомпетентности, неуспешности в решении каких-то конкретных задач, чаще всего связанных с учением, а затем распространяется на личность в целом. В этом возрасте закладывается отношение к труду.
  • Пятая фаза — юность — характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопредёленность. Типичная черта этой фазы развития — «ролевой мораторий» (от лат. moratorium — отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьёз и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе. Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, психосексуальные интересы, а также патогенные процессы и варианты развития юности.
  • Шестая фаза — молодость — характеризуется появлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Её альтернатива — чувство изоляции и одиночества.
  • Важнейшее приобретение седьмой фазы — взрослости — творческая деятельность и сопутствующее ей чувство продуктивности. Они проявляются не только в труде, но и в заботе о других, включая потомство, в потребности передавать свой опыт и т.д. В отрицательном варианте появляется чувство стагнации (застоя).
  • Последняя, восьмая фаза — зрелый возраст, или старость, характеризуется появлением чувства удовлетворённости, полноты жизни, исполненного долга, а в отрицательном случае — отчаянием и разочарованием. Высшая добродетель этого возраста — отрешённость и мудрость, т. е. способность смотреть на дело своих и чужих рук с определённой высоты.

Психология развития охватывает жизнь человека как непрерывный процесс изменения личности. Данный раздел психологии позволяет отследить закономерности развития личности, помочь преодолеть основные возрастные кризисы и найти нужный вектор для дальнейшего движения вперед.

Статьи по теме свернуть ↑

Что такое психология развития или сущность ребенка

БАК — уникальный метод биоакустической коррекции, цель которого — саморегуляция нервных процессов естественным способом. Пациент прослушивает собственную же энцефалограмму, преобразованную в звукоряд. Эта «музыка мозга» при наличии выраженных проблем воспринимается им же как дисгармоничная и неприятная… Читать дальше

Что такое психология развития или сущность ребенка

На одной из международных конференций по детскому психоанализу выступали именитые аналитики из Аргентины и презентовали реальный случай из практики. Спешу поделиться.

Молодая женщина по имени Сьюзен обратилась к аналитику с такой проблемой — её трёхлетняя дочь Кэтти совершенно не может без неё обойтись… Читать дальше

Что такое психология развития или сущность ребенка

В течение 9 месяцев ребёнок физиологически является одним целым с мамой, после чего наступает период, когда он неизбежно должен отделиться и начать самостоятельно дышать, кушать и осуществлять все остальные физиологические процессы. И если при рождении это происходит всегда и естественно, то в случае… Читать дальше

Что такое психология развития или сущность ребенка

Повезло или нет, не мне судить! Но если ваш ребёнок активнее, чем вы, то вам точно не будет скучно. У каждого родившегося на земле человека есть свои особенности и свой потенциал. Это индивидуально. Осознанное отношение к тому, что мы разные, позволяет родителям не подстраивать своих детей под себя… Читать дальше

Источник

Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.

Читайте также:  Влияние речи на интеллектуальное развитие ребенка

История[править | править код]

Психология развития возникла в 1882 году. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.

В 20 гг. XX века психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука.

Истоки психологии развития как науки:

  1. Развитие философских теорий
  2. Открытия эволюционной биологии в 19 в.
  3. Социально-исторические изменения
  4. Развитие естественных и гуманитарных наук

60-70 гг. XX в. — термин «психология развития» прочно утвердился в мировой науке (синоним генетическая психология).

Предмет, задачи и методы[править | править код]

Предмет психологии развития и возрастной психологии[править | править код]

  1. Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
  2. Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
  3. Развитие различных видов деятельности (активности)
  4. Формирование качеств личности
  5. Возрастные и индивидуальные психологические особенности

Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.

Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём анализа их происхождения, поэтому она входит в область общей психологии[источник не указан 2926 дней]. Это часть общей психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни[источник не указан 2926 дней].

Функции психологии развития[править | править код]

  1. Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний
  2. Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
  3. Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития
  4. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием

Методы исследования[править | править код]

  1. Организационный метод.
    • сравнительный метод — сопоставление различных групп; данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.
    • лонгитюдный метод — длительный, предполагает несколько методик. Метод применяется в различных видах исследования, например, в выборочном или комплексном исследовании.
    • комплексный — сочетание сравнительного и лонгитюдного метода
  2. Эмпирический метод.
    • метод наблюдения
    • экспериментальный метод
    • психологическая диагностика (беседа, тестирование, анкета, опрос)
    • биографический метод
    • обсервационный метод(наблюдение и самонаблюдение)
  3. Интерпретационный метод
    • генетический метод
    • структурный метод

Теории развития[1][править | править код]

  • Ранние теории: преформизм, конформизм Локк и Руссо
  • Теория созревания Гезелла
  • Этологические и эволюционные теории Дарвина, Лоренца и Тинбергена
  • Теории привязанности — Боулби и Эйнсуорт
  • Философия образования Монтессори
  • Теория организма и сравнительная теория Вернера
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • Стадии нравственного развития по Колбергу
  • Теории научения: Павлов, Уотсон, Скиннер
  • Теория социального научения Бандуры
  • Культурно-историческая теория Выготского и Лурии
  • Психосексуальное развитие Зигмунда Фрейда
  • Теория сепарации-индивидуации Маргарет Малер
  • Восемь стадий жизни Эриксона
  • Теория аутизма Беттельгейма
  • Теория детских переживаний Шахтеля
  • Теория зрелости Юнга
  • Теория развития на основе привязанности Ньюфелда

Примечания[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Развитие
  • Когнитивное развитие

Литература[править | править код]

на русском языке

  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — М.: «Айрисс-пресс», 2005 г., С.238. ISBN 5-8112-1353-0
  • Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 256 с. ISBN 5-09-001053-6.
  • Тылец Н. Н. Эффект резонанса в психическом развитии школьников: теория и эксперимент. — СПб.: Наука, 2010. — 200 с.

на других языках

  • Bjorklund, D.F.; Pellegrini, A.D. Child Development and Evolutionary Psychology (неопр.) // Child Development (англ.)русск.. — 2000. — Т. 71, № 6. — С. 1687—1708. — doi:10.1111/1467-8624.00258. — PMID 11194266.
  • Bornstein, M.H. & Lamb, M.E. (2005). Developmental science: An advanced textbook. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2005.
  • Johnson-Pynn, J.; Fragaszy, D.M.; Cummins-Sebree, S. Common territories in comparative and developmental psychology: The quest for shared means and meaning in behavioral investigations. (англ.) // International Journal of Comparative Psychology : journal. — 2003. — Vol. 16. — P. 1—27. Архивировано 24 мая 2013 года.
  • Lerner, R.M. Concepts and theories of human development. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2002.
  • Reid, V.; Striano, T. & Koops, W. Social Cognition During infancy. Psychology Press. 2007

Ссылки[править | править код]

  • Макогон И. К. Этапы развития и возрастные кризисы.
  • Статьи о детской психологии
  • Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине 19 — начале 20 в.
  • Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
  • Growth and Development
  • Шапарь В. Б. Современный курс практической психологии, или Как добиваться успеха
  • Возрастная психология — Предмет, задачи, и методы возрастной психологии

Источник