Сенсорное развитие ребенка в 1 месяц
В статье описано физическое, психологическое и сенсорное развитие детей на 1, 2 и 3 месяцах первого года жизни.
Развитие ребёнка в 1 месяц.
Первый месяц жизни маленького человека – это очень важный этап в его развитии. Он знакомится с миром, приспосабливаясь к совершенно новым для него условиям существования. Около 16-20 часов в сутки ребенок проводит во сне. Периоды его бодрствования пока еще очень непродолжительны.
Физическое развитие.
За первый месяц антропометрические показатели ребенка увеличиваются:
• рост — на 2-3 см.;
• вес — на 600-800 грамм;
• окружность головы и грудной клетки — на 1-1,5 см.
Движения рук и ног в этом возрасте спонтанны, координация отсутствует. Ребенок рефлекторно приподнимает голову, оказываясь в положении на животе. Его руки чаще всего сжаты в кулачки и приведены к туловищу. Так проявляется физиологический тонус мышц. Со временем он пройдет самопроизвольно.
Сенсорное восприятие.
Ребенок слышит, видит, различает запахи и вкусы, чувствует прикосновения, боль. По запаху он узнает маму. Он еще недостаточно хорошо видит, но уже способен фиксировать взгляд на лице взрослого. Переводит взгляд на яркий предмет. Реагирует на голос – вытягивает вперед губы и улыбается. Малыш криком сообщает о том, что ему нужна помощь. А когда его берут на руки — затихает.
Развитие ребёнка в 2 месяца.
Малыш стремительно меняется и развивается. Он уже может непрерывно бодрствовать 1-1,5 часа и отличать день от ночи. Ребенок привыкает к порядку, постоянно совершаемых действий. В этом возрасте уже можно постепенно начинать выстраивать режим дня – стараться купать, делать гимнастику и укладывать малыша на ночной сон примерно в одно и то же время. Простые ритуалы, совершаемые каждый вечер помогут малышу настроиться на спокойный сон. Кроме того, это создаст у малыша ощущение стабильности и безопасности.
Физическое развитие.
За второй месяц ребенок подрастает еще на 3 сантиметра и прибавляет в весе 700-900 грамм.
Тонус мышц постепенно уходит, его ручки и ножки чаще бывают расслаблены, ладошки раскрыты. Его движения становятся более скоординированными и целенаправленными. Размахивая ручками, он пытается ухватить висящую перед ним игрушку. Он еще не умеет направлять свои руки, и его попытки редко бывают удачными. Лежа на животе, он приподнимает не только голову, но и плечи. Пытается удерживать голову в вертикальном положении, находясь на руках у взрослого. Недолго удерживает в руке, вложенный в нее предмет. Он часто оживленно двигается, отталкиваясь ногами от поверхности. Предпринимает попытки повернуться на бочок.
Сенсорное и эмоциональное развитие.
Ребенок начинает активно интересоваться окружающим его миром. Подолгу разглядывает неподвижные предметы, контрастные картинки, лица. С интересом рассматривает собственные ручки. Малыш реагирует на общение с близкими – часто улыбается и даже иногда смеется. Оживляется при появлении близкого человека. Малыш прислушивается к голосам, поворачивает голову в поисках источника звука. В «голосе» малыша появляются интонации – он по-разному плачет, в зависимости от ситуации. Внимательные родители по характеру плача могут догадаться, что именно беспокоит ребенка.
Развитие речи.
В этом возрасте уже проявляются первые предпосылки к будущей речи – гуление. Ребенок нараспев произносит гласные звуки и сам к ним с интересом прислушивается. Он проделывает это снова и снова, совершенствуя свои речевые навыки и приходя в восторг от своих возможностей. Со временем, произносимые им звуки становятся длиннее и разнообразнее.
Развитие ребёнка в 3 месяца.
Малыш все чаще бодрствует и проявляет интерес ко всему, что его окружает. Это время необходимо использовать для физического и эмоционального развития ребенка – играть с ним, разговаривать, делать гимнастику и массаж.
Физическое развитие.
За третий месяц ребенок прибавляет в весе примерно 800-900 грамм и подрастает на 2,5-3 сантиметра, окружность его головы увеличивается на 1,5 см.
Ребенок хорошо удерживает и поворачивает голову, лежа на животе. Приподнимает грудь, опираясь на локти. При этом он укрепляет мышцы спины и шеи. А также получает новые впечатления. Лежа на спине он подтягивает ножки к туловищу и хватает себя за пяточки. Находясь на ровной твердой поверхности в течение длительного времени, ребенок быстро начинает осваивать поворот со спины на бок и переворот на живот. Теперь он может изучать мир в новом ракурсе, самостоятельно меняя положение тела. Это, несомненно, добавляет ему новых впечатлений. У ребенка складывается способность к удержанию головы в вертикальном положении.
Сенсорное и эмоциональное развитие.
Малыш улавливает интонации в голосе взрослого – по-разному реагируя на сердитый и ласковый тон. Узнает близких. В присутствии чужого человека может проявлять настороженность. Через крик он может высказывать свое недовольство и протест. Вскидывает ручки, размахивает ими и радостно улыбается при виде матери. Так проявляется «комплекс оживления», при помощи которого ребенок выражает эмоции. Он громко смеется в ответ на веселые игры и ласковое общение. Малыш начинает следить взглядом за движущейся игрушкой. Хватает и тянет в рот все, что попадает в поле его зрения – игрушки, пеленку, собственные ручки и ножки. Удерживая в руке погремушку или случайно задев ее, ребенок прислушивается к получившемуся звуку. Со временем он начинает понимать, что своими движениями может вызывать звучание предмета. Он с интересом ощупывает различные поверхности. Возрастает его самостоятельность. Теперь он сам развлекает и обучает себя.
Источник
Почему именно до 3-х?
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений.
Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Особое значение придается развитию аналитических качеств и чувственному восприятию.
Чтобы малыш мог сформировать правильное представление об окружающих объектах, необходимо сенсорное воспитание.
К двум годам ребенок уже готов для формирования сенсорных качеств. В этот период он начинает развиваться особенно бурно.
Дети становятся очень любознательными. Им интересны все окружающие объекты. Малыш формирует представления о запахах, вкусах, звуках и размерах предметов.
Значение первых представлений очень велико. Этот период считается наиболее благоприятным для совершенствования представлений об окружающем мире. Развитие органов чувств происходит быстрыми темпами.
Что надо развивать.
У каждого малыша развивается пять основных сенсорных качеств: зрение, вкус, слух, осязание и обоняние. Каждой системе надо уделять внимание. Задача взрослых — максимальное развитие органов чувств малыша. Такое развитие возможно только в игре. Другие методики не дают эффективных результатов.
В игровой форме можно представлять ребенку любые новые понятия. В процессе игры малыш легко и быстро усваивает даже сложную информацию.
Какие игры особенно эффективны:
Годовалый малыш.
Ему полезно нанизывать кольца разного диаметра на пирамидку. В процессе такой игры быстро формируются понятия «большой-маленький». Занятие с кольцами проводят ежедневно по 5 – 10 минут.
Хорошие результаты приносит игра «Складывание матрешек». Она развивает мелкую моторику и координацию движений, а также формирует сенсорные навыки.
Для малышей лучше покупать деревянные игрушки. Они прекрасно подходят для развития сенсорики. Из дерева делают пирамидки, кубики, вкладыши, доски с разными отверстиями, всевозможные формы с вкладками, мозаику и другие игрушки. Мозаикой стоит заняться ближе к двум годам. Деревянные игрушки обладают уникальной фактурой. Они устойчивы и удобны для манипулирования. Кроме того, такие предметы экологически безопасны.
Если ребенку 2-3 года.Уделяйте внимание обучению предметным действиям. Малыш должен научиться соотносить объекты по признакам. Здесь большую помощь оказывают специальные материалы. Это могут быть пособия или игрушки.
Занимаясь, надо развивать двигательные навыки и речь. Следует выделять время на изобразительную деятельность, лепку, музыкальное воспитание. Все это становится ценной предпосылкой для дальнейшего развития детей.
Во время прогулки обращайте внимание на цвета машин, зданий и светофоров. Применив творческий подход, вы сможете превратить обыденную прогулку в интересное и полезное занятие. Купив продукты, раскладывайте их на столе и обязательно обозначайте вслух их качества.
Например: петрушка – зеленая и длинная, помидор – круглый и красный, молоко – жидкое и белое.
Если ребенок задает вопросы, то нельзя от него отмахиваться. Ваш малыш познает мир, и первые помощники в этом нелегком деле — родители. Малыш, проявляющий познавательную активность, вызывает радость. Для него любой предмет представляет большой интерес.
В этот период надо давать детям понятия о формах. Следует закрепить важные категории: тяжелый – легкий, короткий – длинный, мягкий – твердый, медленный – быстрый и т. д. Именно к трем годам у ребенка закладываются понятия о разнице объектов. Поэтому вам обязательно понадобятся игрушки разной величины, но одной формы. В таком же ключе следует развивать вкусовые понятия: кислый, сладкий, соленый, горький. Постепенно малыш познакомится с понятиями «холодное – горячее».
Несколько раз в неделю полезно проводить упражнения для развития осязательных качеств. Для этого на столе раскладывают предметы. Лучше всего взять игрушки, с которыми малыш знаком. Это может быть мячик, кукла, кубик, книжка, расческа и т. д. Предметы накрывают тканью. Задача ребенка — определить на ощупь, какие игрушки присутствуют на столе. На третьем году жизни можно проводить игру «Это чья вещь?». Задача ребенка — разложить вещи по группам: «мое», «мамино», «сказочного персонажа» и т. д. Детям этого возраста также полезно складывать пирамидки и матрешки.
Как формировать восприятие формы?
Для этого используйте игры «Разложи на две группы». Например, квадраты и круги, овалы и треугольники, круги и овалы и другие сочетания. Перед игрой взрослый перемешивает все фигуры. Затем он дает ребенку задание. Всегда полезными являются занятия с раскладыванием палочек. Их можно заменить карандашами, кубиками, шариками и прочими предметами. Раскладывать можно по цвету, размеру и форме. При этом надо оперировать понятиями «разные», «одинаковые», «такой» и «не такой».
Игры для развития осязания (тактильного восприятия)
К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).
Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.
Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить.
Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, землей, пластилином, тестом из муки и соли.
Игры с песком.
(про песок — как играть чтоб было интересно — напишу позже)
Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.
Игры с водой.
Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.
Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.
Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.
Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.
Дополнительные развивающие игры:
«Поймай киску»
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Платочек для куклы»(определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Узнай предмет по контуру»
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
«Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Что внутри?»
Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Дополнительно можно небольшое количесвто каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.
«Отгадай цифру» (букву)
На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ. Более подробное описание этого упражнения — могу написать ссылку где прочитать.
Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную букву», «Покажи букву». Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.
***Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития!
Источник