Общие специфические закономерности развития ребенка

Общие специфические закономерности развития ребенка thumbnail

Общие
закономерности психического развития:

1.
Развитие характеризуется неравномерностью
и гетерохронностью. Неравномерность
проявляется в становлении различных
психических образований, когда каждая
психическая функция обладает особым
темпом и ритмом становления. Отдельные
из них как бы «идут» впереди остальных,
подготавливая другим почву. Гетерохронность
означает несовпадение во времени фаз
развития отдельных органов и функций.

2.
Неустойчивость развития. Развитие
проходит через неустойчивые периоды,
что наиболее ярко проявляется в кризисах
детского развития

3.
Сензетивность психического развития
— оптимальное сочетание условий для
развития психических процессов и
свойств, присущих определенному
возрастному периоду.

4.
Кумулятивность психического развития
— результат развития каждой предшествующей
стадии включается в последующую, при
этом определенным образом трансформируясь.
Такое накопление изменений подготавливает
качественные преобразования в психическом
развитии.

5.
Дивергентность — конвергентностъ хода
развития. Дивергентность психического
развития проявляется в многообразии
появляющихся в ходе развития признаков
и свойств, способов поведения и действий
на основе их постепенного расхождения
(дивергенция – расхождение). Конвергентность
психического развития проявляется в
сближении, сходстве свертывании, синтезе
в ходе развития психических процессов
и свойств, действий и способов поведения
(конвергенция – сближение).

Общие
закономерности отклоняющегося развития:

1.
Снижение способности к приему, переработке,
хранению и использо­ванию информации.

2.
Замедление процесса формирования
представлений и понятий об окружающей
действительности.

3.
Трудность словесного опосредования.

4.
Наличие потенциальных возможностей
развития.

5.
Трудности социальной адаптации.

23. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка

Современная
детская психология основывается на
позиции детерминированности психического
развития ребенка взаимодействием
различных факторов, обстоятельств,
условий, т.е. биологических и социальных
факторов

Биологические
факторы — совокупность природных
факторов, влияют на Индивидуальное
развитие человека как биологического
организма, вызывая ее наследственные
особенности.

Социальные
факторы — совокупность факторов,
произведенных общественным развитием,
детерминирующих поведение человека
как общественного существа

Основные
концепции психического развития ребенка

Психическое
развитие является процессом необратимым,
направленных и закономерных изменений,
приводящих к возникновению количественных,
качественных и структурных преобразований
в психике и поведении человека Основные
свойства себя развития, которые отличают
его от всех других изменений, являются:

а)
необратимость — способность к накоплению
изменений,»надстройки»новых
изменений над предыдущими;

б)
направленность — подчиненность единой,
внутренне взаимосвязанной линии
развития;

в)
закономерность — способность к
воспроизведению однотипных изменений
у разных людей

Ядром
теории психического развития является
раскрытие движущих сил, выявления роли
биологических и социальных факторов
(наследственность, среда, обучения и
воспитания) в становлении личности В
дискуссии с этих вопросов выкристаллизовались
полярные взгляды представителей
биологизаторского, социологизаторського
направлений Сторонники биологизатпорського
направления (С-Г Холл, Д Селли, Ш Бюзер,
Д Мэйли и др.) выходять из признания
того, что все психические особенности
человека являются врожденными, смена
периодов развития, возникновения
различных психических процессов,
свойств, качеств личности обусловлены
наследственностью Психическое развитие
они рассматривают как постепенное
количественное развертывание, созревание
наследственных структур (способностей,
интересов, черт характера), которые
ребенок наследует так же, как строение
тела, черты лица, форму рук и т.д.

Противоположный
подход к развитию психики ребенка
наблюдается в социологизаторском
направлении. Его истоки — в идеях
философа XVII века Джона Локка. Он считал,
что ребенок появляется на свет с душой
чистой, как белая восковая доска (tabula
rasa). На этой доске воспитатель может
написать все, что угодно, и ребенок, не
отягощенный наследственностью, вырастет
таким, каким его хотят видеть близкие
взрослые.

Очевидно,
что оба подхода — и биологизаторский,
и социологизаторский — страдают
односторонностью, преуменьшая или
отрицая значение одного из двух факторов
развития. Кроме того, процесс развития
лишается присущих ему качественных
изменений и противоречий: в одном случае
запускаются наследственные механизмы
и развертывается то, что содержалось с
самого

начала
в задатках, в другом — под воздействием
среды приобретается все больший и
больший опыт. Развитие ребенка, не
проявляющего собственной активности,
напоминает скорее процесс роста,
количественного увеличения или
накопления.

На
современном этапе распространена теория
конвергенции биологического и социального
факторов Согласно ей психическое
развитие обусловливается взаимодействием
наследственности и среды: наследственности
отводится определенна роль, среде — роль
регулятора условий, в которых реализуется
наследственность Однако эта теория не
имеет объяснений случаев, когда в одной
семье вырастают дети с разными характерами,
имея одинаковую наследственность
(однояйцевые близнецы) Современная
наука убедительно доказывает, что ни
наследственность, ни среда, как их
понимают сторонники конвергенции двух
факторов, не определяют развитие
младенцев

Л.С.
Выготский подчеркивал единство
наследственных и социальных моментов
в процессе развития. Наследственность
присутствует в развитии всех психических
функций ребенка, но имеет как бы разный
удельный вес. Элементарные функции
(начиная с ощущений и восприятия) больше
обусловлены наследственно, чем высшие
(произвольная память, логическое
мышление, речь). Высшие функции — продукт
культурно-исторического развития
человека, и наследственные задатки
здесь играют роль предпосылок, а не
моментов, определяющих психическое
развитие. Чем сложнее функция, чем
длиннее путь ее онтогенетического
развития, тем меньше сказывается на ней
влияние наследственности. С другой
стороны, среда тоже всегда «участвует»
в развитии. Никогда никакой признак
детского развития, в том числе низшие
психические функции, не является чисто
наследственным.

Читайте также:  Хороший центр развития в екатеринбурге для ребенка

Каждый
признак, развиваясь, приобретает что-то
новое, чего не было в наследственных
задатках, и благодаря этому удельный
вес наследственных влияний то усиливается,
то ослабляется и отодвигается на задний
план. Роль каждого фактора в развитии
одного и того же признака оказывается
различной на разных возрастных этапах.
Например, в развитии речи значение
наследственных предпосылок рано и резко
уменьшается, и речь ребенка развивается
под непосредственным влиянием социального
окружения, а в развитии психосексуальности
роль наследственных моментов возрастает
в подростковом возрасте.

Таким
образом, единство наследственных и
социальных влияний — это не постоянное,
раз и навсегда данное единство, а
дифференцированное, изменяющееся в
процессе самого развития. Психическое
развитие ребенка не определяется
механическим сложением двух факторов.
На каждом этапе развития, по отношению
к каждому признаку развития необходимо
устанавливать конкретное сочетание
биологических и социальных моментов,
изучать его динамику.

Соседние файлы в предмете Психология

  • #
  • #
  • #

Источник

Под
закономерностью понимают объективно
существующую, повторяющуюся существенную
связь между явлениями. Существуют
закономерности общие, отражающие общее
для больших групп явлений, и специфические
(или частные), действующие в какой-либо
подгруппе явлений.

Наряду
с общими тенденциями в развитии нормальных
и «особых» детей выделяют специфические
закономерности психического развития.
Описываются три уровня этих закономерностей.

·
Первый уровень — закономерности,
характерные для всех категорий детей
с нарушениямив развитии.

·
Второй уровень — закономерности,
свойственные развитию детей того или
иного типадизонтогенеза.

·
Третий уровень — закономерности,
характерные для определенного вида
нарушения.

Одна
из первых закономерностей была выведена
Л.С. Выготским, который сформулировал
положение о том, что наличие первичного
дефекта, вызванного биологическим
фактором, влечет за собой появление
вторичных нарушений, возникающих в ходе
последующего аномального развития.
Таким образом, была показана причинная
обусловленность изменения развития
аномального ребенка: наступившее в том
или ином звене нарушение закономерно
в силу действия общих законов
психологического развития влечет за
собой изменение развития аномального
ребенка, что проявляется в отклонениях,
различных по своему характеру, силе и
значимости у каждой категории аномальных
детей. Однако общим для всех случаев
является то, что возникшие изменения
оказывают влияние на весь дальнейший
ход развития ребенка.

Выявлена
зависимость количественного и
качественного своеобразия вторичных
нарушений от степени и качества первичного
дефекта: чем тяжелее первичный дефект,
тем более ярким будут проявления
вторичных нарушений, а также наличие
зависимости между степенью выраженности
возникающих нарушений и временем
воздействия на организм ребенка
патогенного фактора.

Чем
раньше возникает первичный фактор, тем
менее благоприятной будет картина
последующего развития.

Общей
закономерностью для всех аномальных
детей являются затруднения во
взаимодействии с окружающей средой и,
прежде всего, с людьми.

В.И.
Лубовский описал специфические
закономерности психического развития
первого уровня:

·
Нарушение процесса приёма, переработки,
сохранения и использования информации
детьми с проблемами в развитии.

·
Нарушение речевого опосредствования.
У детей с нарушенным слухом эта
закономерность также может иметь
преходящий характер, при адекватных
условиях обучения соотношение
непосредственного и опосредствованного
запоминания изменяется в пользу
последнего. Дети учатся пользоваться
адекватными приемами осмысленного
запоминания в отношении наглядного и
словесного материала.

·
Более длительные сроки формирования
представлений и понятий об окружающей
действительности. У детей с нарушениями
слуха эта закономерность имеет свои
временные и структурные особенности
проявления. По мере овладения речью
глухой ребенок усваивает более точные
и обобщенные значения слов, приобретает
способность оперировать отвлеченными
понятиями.

·
Риск возникновения состояний
социально-психологической
дезадаптированности.

В
психическом развитии детей с дефицитарным
типом нар. выделяют закономерности,
характерные для данного вида нарушения
психического развития. И.М.Соловьев
выделяет две такие закономерности.

Первая
закономерность связана с тем, что
необходимым условием успешного
психического развития всякого ребенка
является значительное возрастание
количества, разнообразия и сложности
внешних воздействий. Из-за пораженияк
примеру слуха объем внешних воздействий
на глухого ребенка очень сужен,
взаимодействие со средой обеднено,
общение с окружающими людьми затруднено.
Вследствие этого психическая деятельность
такого ребенка упрощается, реакции на
внешние воздействия становятся менее
сложными и разнообразными. Формирующаяся
система межфункциональных взаимодействий
изменена. Поэтому компоненты психики
у ребенка с нарушенным слухом развиваются
в иных по сравнению со слышащими детьми
пропорциях. Вторая закономерность —
отличия в темпах психического развития
у детей с нарушениями слуха по сравнению
с нормально слышащими детьми: замедление
психического развития после рождения
и ускорение в последующие периоды.
Изменения в темпах психического развития
внутренне связаны с отличиями в структуре
психики.

Читайте также:  Психолого возрастные и физиологические особенности развития ребенка

Соседние файлы в предмете Психология

  • #
  • #
  • #

Источник

В отечественной
психологии интерес к закономерностям
психического развития при различных
видах недостаточности возник уже давно.

С момента создания
специальных образовательных учреждений
все психологические исследования были
направлены на изучение своеобразия
познавательных процессов у детей. В
ходе этого изучения становилось понятно,
что наиболее общие закономерности,
обнаруживаемые в психическом развитии
нормального ребенка, прослеживается и
у детей с различными патологиями
развития. Первым кто попытался
целенаправленно рассмотреть данный
вопрос был Г.Я. Трошин, а затем Л.С.
Выготский.

К
таким закономерностям относятся
определенная последовательность стадий
развития психики, наличие сензитивных
периодов в развитии психических функций,
последовательность развития всех
психических процессов, роль деятельности
в психическом развитии, роль речи в
формировании высших психических функций,
ведущая роль обучения в психическом
развитии
.
Эти конкретные проявления общности
нормального и нарушенного рахзвития
были четко показаны в работах Занкова,
Власовой, Соловьева, Розановой, Шиф,
Петровой.

Рассматривая
умственную отсталость, слепоту, глухоту,
он отметил, что причины их вызывающие
(в основном заболевания, травмы,
наследственность), ведут к возникновению
основного нарушения в сфере психической
деятельности , которое определяется
как первичное нарушение. Так, при слепоте
первичным нарушением является выключение,
или резко выраженная недостаточность
зрительного восприятия, при глухоте –
грубые нарушения, или полное выключение
слухового восприятия, при умственной
отсталости- нарушения аналетико-синтетической
деятельности мозга.

ИЗВЕСТНО, ЧТО при
первичном нарушении, если оно возникает
в раннем детстве, происходят своеобразные
изменения всего психического развития
ребенка, что проявляется формировании
вторичных и и третичных нарушений. Все
они обусловлены первичным нарушением
и зависят от его характера (типа первичного
недостатка, степени выраженности и
времени возникновения). Например, при
глухоте первичным нарушением является
выключение или грубая патология слухового
восприятия. Вторичный дефект — нарушение
речевого развития, т.к. словесная речь
при отсутствии у ребенка слуха
самостоятельно (как это бывает у слышащих)
не развивается. Однако, нарушение
речевого развития в свою очередь
отрицательно сказывается на развитии
мыслительной деятельности, недостатки
в формировании которой выступают уже
не дефекты третьего порядка, ведущие
далее к трудностям общения. При частичном
нарушении слуха – у слабослышащих детей
первичный дефект выражен слабее, а
нарушения в развитии речи имеют иной
характер. Например, речь может
формироваться на основе сниженного
слуха, хотя при этом характеризуется
дефектами произношения, грамматического
строя, ограниченностью словаря,
замедленным формированием понятий и
их недостаточностью. Эти недостатки
также приводят к нарушениям в формировании
мыслительной деятельности и другим
дефектам. При потере слуха в возрасте,
когда словесная речь уже сформирована
(после 6 лет) вторичные недостатки
становятся еще менее выраженными.

Возникновение
вторичных дефектов в процессе психического
равзвития ребенка с проблемами в
развитии было выделено Л.С. Выготским
как общая закономерность аномального
развития.

Он
же выделил еще одну закономерность –
затруднение
взаимодействия с социальной средой и
в нарушениях связей с окружающим миром.

Если общие
закономерности расположить в порядке
их значимости и всеобщности, то это
выглядит так:

-сниженная
способность к приему и переработке
информации;

-при всех типах
нарушений объем информации, который
может быть принят в единицу времени, в
той или иной мере ниже чем в норме (детям
с патологией необходимо больше времени).

Приведет пример
специфических закономерностей проблемного
развития ребенка.

Известно, что речь
у глухого ребенка никогда не разовьется
без специально организованной помощи.
Известно, что у слышащих детей речь
развивается согласно определенным
этапам (гуление, лепет). Глухие дети не
слышат произносимых ими звуков и лишены
стимуляции к развитию лепета, следовательно,
гуление угасает не переходя в лепет. Но
если ребенку на первом году жизни будет
предложен слуховой аппарат, то в той
или иной мере у него появляется возможность
слышать звуки, в том числе и те, которые
он воспроизводит. Т.о., развитие ребенка
приближается к норме.

Специфика
проявляется в психическом развитии
детей с глубокими нарушениями зрения.
80% информации мы получаем используя
зрение. Источниками информации становятся
слух и осязание. Итак, развитие ребенка
иное, чем у зрячего, по иному формируется
образ мира.

При умственной
отсталости, страдает переработка
информации (аналетико-синтетическая
деятельность), отстает формирование
предметной деятельности, речи, понятий,
элементарных мыслительных операций.

Специфика характерна
и для сензитивных периодов развития.
Заметим, что сензитивные периоды у
детей с проблемами в развитии не совпадают
с сензитивными периодами детей,
развивающихся в норме. Это обусловлено
физиологической зрелостью нервных
структур.

Читайте также:  Нежеланный ребенок возможные проблемы в развитии

Более подробно
можно прочитать в учебнике «Специальная
психология» под редакцией В.И. Лубовского,
либо в учебнике Кузнецовой Л.В., стр.37-41

  1. Понятие «норма»
    и «аномальное развитие». Теория Л.С.
    Выготского о сложной структуре дефекта
    при аномальном развитии

Определение нормы,
степени нормальности является и сегодня
сложной, ответственной междисциплинарной
проблемой. «Норма» по отношению к уровню
психосоциального развития человека
все больше «размывается» и рассматривается
в различных значениях.

Выделяют
статистическую,
функциональную

и идеальную
норму.
Статистическая

норма- это уровень психосоциального
развития человека, который соответствует
средним качественным и количественным
показателям, полученным при обследовании
представительной группы популяции
людей того же возраста, пола, культуры
и т.д. статистическая норма представляет
собой определенный диапазон значений
развития какого-либо качества (роста,
веса, уровня интеллекта, отдельных его
составляющих)., расположенных около
среднего арифметического.

Функциональная
норма –
это
неповторимость пути развития каждого
человека. Это индивидуальная норма
развития, которая является отправной
точкой реабилитационной работы с
человеком, независимо от характера,
имеющегося у него нарушения. Т.е., когда
в процессе самостоятельного развития
или в результате психолого-педагогической
коррекционной работы наблюдается
сочетание взаимоотношений личности и
социума, при котором личность без
длительных внешних и внутренних
конфликтах продуктивно выполняет свою
ведущую деятельность. Это своеобразный
гармоничный баланс между возможностями,
желаниями и умениями с одной стороны и
требованиями со стороны социума, с
другой.

Идеальная норма
некое
оптимальное развитие личности в
оптимальных для нее социальных условиях.
Можно сказать, что это высший уровень
функциональной нормы.

В психологии
рассматривается норма реакции (моторной,
сенсорной), норма когнитивных функций
(восприятия, памяти, мышления). Норма
регуляции, эмоциональная норма, норма
личности и т.д. итак, норма-это установленная
мера средняя величина чего-либо. Проблема
критериев нормы приобретает особую
актуальность в контексте коррекционно-
развивающей деятельности для решения
задач, направленных на воспитание и
перевоспитание. В психологии как и в
педагогике пользуются такими понятиями
как

Предметная
норма –
знания,
умения, навыки, действия, необходимые
для овладения ребенком содержанием
учебно-образовательной программы;

Социальная
возрастная норма –

показатели интеллекта и личностного
развития ребенка, которые должны
сложиться к концу определенного
возрастного периода;

Индивидуальная
норма

проявляется в индивидуальных особенностях
развития ребенка.

Аномальное
развитие –
это
отклонение от нормы, закономерности
развития, неправильность развития.
Известно, что число детей развивающихся
в условиях патологии постоянно растет.
Обусловлена данная тенденция различными
факторами. Среди них:

дестабилизация
общества и отдельных семей;

отсутствие в ряде
случаев нормальных гигиенических,
экологических, экономических условий
для будущих матерей и детей из разных
возрастных групп;

у многих детей
отмечается психическая и познавательная
депривация вследствие недостаточности
удовлетворения сенсорных и эмоциональных
контактов и потребностей, которые
приводят к различным заболеваниям и
отклонениям в развитии;

среди прочих
факторов необходимо отметить генетическую
направленность вопроса, а также влияние
эндо и экзогенных факторов в период
пренатального, натального и постнатального
развития.

Понятие «дефекта»,
его первичности, вторичности и третичности
было введено известным отечественным
ученым Л.С. Выготским. Итак, дефект- это
физический или психический недостаток,
вызывающий нарушение хода нормального
развития ребенка.

Первичные дефекты
возникают в результате органического
повреждения или недоразвития какой-либо
биологической системы (анализаторов,
высших отделов головного мозга и др.)
вследствие воздействия патогенных
факторов. Проявляется в виде нарушений
слуха, зрения, паралича, интеллектуальной
недостаточности и т.д. Итак, первичный
дефект всегда биологический по своему
происхождению.

Вторичные дефекты
имеют характер психического недоразвития
и нарушений социального поведения,
непосредственно не вытекающих из
первичного дефекта, но обусловленных
им (нарушение речи у глухих, нарушения
восприятия и пространственной ориентировки
у слепых и т.д.). Они возникают в ходе
жизни ребенка на фоне нарушенного
психофизического развития и негативного
социального окружения. Вторичному
недоразвитию подвергаются те функции

которые
непосредственно связаны с органически
поврежденными ( формирование речи у
глухих);

вторичное
недоразвитие характерно для тех функций,
которые во время повреждения находились
в периоде своего развития;

социальная
депривация — изоляция ребенка от
сверстников и взрослых тормозит усвоение
знаний и умений.

В процессе развития
изменяется иерархия между первичным
и вторичным нарушением. На начальных
этапах основным препятствием к обучению
и воспитанию является органический
(первичный) дефект, затем в случае
несвоевременно начатой коррекционно-развивающей
работы или при ее отстутствии , вторично
возникают явления психического
недоразвития, а также неадекватные
личностные установки, вызванные неудачами
в различных видах деятельности. Здесь
возникает третичный
дефект в виде формирования негативного
отношения к себе, социальному окружению,
основным видам деятельности. Часто
третичный дефект выражается в асоциальном
поведении детей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник