Сенситивные периоды развития ребенка по монтессори таблица

Сенситивные периоды развития ребенка по монтессори таблица thumbnail

За первые годы своей жизни ребёнок проделывает громадный путь в своём развитии.

Сензитивный период движенияИсточник фото: istock

В книге Секрет Детства Мария Монтессори писала:

[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]«В процессе своего психического развития младенец достигает вещей настолько изумительных, что они могут показаться чудотворными, и лишь привычка к этому создаёт равнодушных наблюдателей. Как может такой ребёнок из неоткуда ориентироваться в этом сложном мире? Как он научается различать одну вещь от другой, и каким это чудом осваивает язык во всех его детальных особенностях без учителя, а просто живя? [1, стр.28][/pullquote]

Движущие силы развития

Такой стремительный путь в развитии возможен благодаря особым движущим силам, которыми природа наградила ребёнка в возрасте от рождения до 6 лет.

Одной из таких движущих сил является особая характеристика психики ребёнка до 6 лет, известная в Монтессори-педагогике под названием впитывающий ум или впитывающий разум. Другой движущей силой развития ребёнка, идущей рука об руку с впитывающим разумом, являются сензитивные периоды развития. Понимание этих двух движущих сил становится фундаментом для понимания ребёнка в раннем детстве и создания среды, в которой он, следуя этим внутренним силам, сможет беспрепятственно строить себя как человека своего времени и места.

Периоды особой чувствительности

Под сензитивными периодами мы понимаем периоды особой чувствительности ребёнка к определённым аспектам развития, видам деятельности, которые наиболее оптимально служат задачам его развития на данном этапе. Эта чувствительность проявляется в интересе ребёнка к определённым видам деятельности и его кажущемся неугомонном желании найти возможность осуществлять и повторять это действие.

Эта особая чувствительность также проявляется в способности ребёнка наиболее эффективно и быстро овладевать определёнными умениями, навыками, приобретать определённые характеристики и черты.

Мария Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так легко, быстро и радостно научиться чему-либо,  как он способен это сделать в соответствующий сензитивный период.

Сензитивный период движения Источник фото: www.softstarshoes.com

Помните малыша, который неустанно тянется за предметами? Который пыхтит в своих неугомонных попытках встать на четвереньки и поползти? Который находит любую возможность ухватиться за что-то и встать? И которого потом не остановить в его порыве ходить. А потом бежать. Взбираться по лестнице раз за разом. Балансировать. Спрыгивать с мебели.

Помните, с каким упорством он находит возможность повторять одно и то же действие? Как он расстраивается, если его лишают такой возможности? Как в определённый момент его фиксированность на этом одном действии вдруг ослабевает, словно кто-то внутри говорит ему, что он уже освоил это движение, и больше нет необходимости его практиковать.

Да, это всё пример проявлений сензитивного периода развития движений, который в разные периоды «заставляет» ребёнка трудиться над тем или иным видом движения, и при условии, что среда предоставляет ему возможность практиковаться, позволяет эффективно и быстро осваивать новые навыки движения.

Сензитивные периоды проявляются в следующих тенденциях:

  1. Непреодолимая тяга к определённой деятельности или определённым аспектам среды.
  2. Повторение деятельности раз за разом. Энтузиазм и усердие.
  3. Насыщенная и продолжительная деятельность, которая не приводит к усталости и скуке, а наоборот, вызывает настойчивую активность и интерес.
  4. Недовольство, если деятельность прерывают/препятствуют её осуществлению.
  5. Явное удовольствие и радость после выполнения деятельности.
  6. Лёгкость освоения новыми умениями, знаниями и качествами.
  7. После удовлетворения потребности полное равнодушие к тому, что ещё недавно так привлекало.

Фонарь, подсвечивающий путь

Сравнение сензитивных периодов с фонарёмИсточник фото: istock

В раннем детстве для ребёнка всё ново и ему предстоит научиться и познать так много! Как из всего разнообразия стимулов в среде ребёнку сосредоточиться на важном и нужном для его формирования себя?

В этом ему как раз и помогают сензитивные периоды, которые словно фонарик, направляют внимание ребёнка именно на те аспекты среды, взаимодействие с которыми удовлетворит его внутренние потребности развития в каждый конкретный период.

Иными словами, сензитивные периоды определяют “маршрут” развития в тот или иной период времени. Следуя внутренним позывам, обусловленным сензитивными периодами, ребёнок взаимодействует с определёнными аспектами окружающей среды и тем самым выстраивает своё развитие и адаптацию к своей культуре и времени.

Мария Монтессори писала:

[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]«В этих сензитивных отношениях между ребёнком и средой лежит ключ к этому загадочному тайнику, в котором божественный эмбрион достигает чудес роста» [1, стр.31].[/pullquote]

Характерные особенности сензитивных периодов:

  • Универсальны

Проявляются у всех детей независимо от культуры, эпохи, семьи. Однако время их появления, время пика и продолжительность индивидуальны.

  • Временны

Временность сензитивных периодов проявляется в том, что они начинаются и заканчиваются, а не продолжаются всю жизнь человека. По окончании сензитивного периода, ребёнок проявит равнодушие к тому, что ещё совсем недавно так притягивало его.

Кроме того, после окончания сензитивного периода, если его возможности были упущены, освоение тех же самых навыков и умений уже не будет таким эффективным, лёгким, быстрым и радостным для ребёнка.

  • Неоднородны
Читайте также:  Какое значение имеет возраст в развитии ребенка

У каждого сензитивного периода своя продолжительность, своё время начала, наибольшей интенсивности и затухания. Например, сензитивный период развития языка длится с 7 месяцев внутриутробного развития и до 6-7 лет, в то время как сензитивный период восприятия порядка может продолжаться с рождения до 4 или 4.5 лет.

  • Действуют бессознательно

Ребёнок абсолютно неосознанно стремится к определённой деятельности и, соответственно, не может сказать нам, почему ему хочется повторять то или иной действие.

Нам, взрослым, наверняка, заметно облегчило бы нашу жизнь с ребёнком, если бы он мог объяснить причину своих действий и реакций, например, так:

Характеристики сензитивных периодовИсточник фото: www.dailymail.co.uk

«Папа, подожди, для меня сейчас очень важно рассмотреть все детали этого листика и жучка на тропинке, ты же знаешь, у меня сейчас сензитивный период восприятия мелких деталей. Не раздражайся, пожалуйста, я сейчас рассмотрю всё и мы пойдём дальше».

Это, конечно, только мечты, а в реальности, если мы не понимаем внутренние процессы, происходящие в своём ребёнке, нам так легко пойти по пути раздражения или злости, а ребёнку испытывать расстройство от того, что его не понимают и не дают возможность делать то, что всё его внутреннее существо тянет делать.

Сензитивные периоды у детей до 6 лет

Следует отметить, что нет единого мнения по поводу количества сензитивных периодов в Монтессори-педагогике, как и в принципе в педагогике. Одни выделяют шесть, другие- пять, третьи — четыре, и у каждого есть весомые обоснования. Всё дело в том, что сама Мария Монтессори не выделила их чёткой категоризации, хотя и писала о сензитивных периодах, поэтому выделение конкретных периодов является уже более поздней интерпретацией её трудов и отличается в разных преемственных линиях.

Кроме того, можно встретить несколько различающиеся названия одних и тех же периодов, а также расхождения во временных рамках.

В той линии преемственности, с которой идут мои АМИ-тренеры для возрастной группы 3-6, выделяют четыре основных сензитивных периода:

  • восприятия порядка (с рождения до 4.5 лет);
  • развития и совершенствования движений (с рождения до 4.5 лет);
  • развития речи (7 мес. внутриутробно до 6/7 лет);
  • развития и совершенствования сенсорного восприятия (с рождения до 4 лет).

При этом упоминается, что некоторые охватывают собой более мелкие периоды, как например, в сензитивном периоде развития речи можно выделить период усвоения социальных навыков, период овладения письмом и чтением.

Другие Монтессори-тренеры помимо вышеупомянутых четырёх отдельно выделяют сензитивный период усвоения социальных норм и сензитивный период восприятия мелких предметов.

Здесь вспоминается метафора с радугой: разные люди смотрят на радугу и воспринимают разные оттенки цветов и, соответственно, их количество. Это не меняет самой радуги — она остаётся как есть, просто разные люди видят её немного иначе.

Сензитивные периоды и окружающая среда

Когда сензитивные периоды оперируют в ребёнке, он будет делать всё возможное, чтобы удовлетворить их.

Однако, насколько он сможет удовлетворить их и реализовать свой потенциал для развития будет во многом зависеть от среды. Сможет ли ребёнок развить свой потенциал в его полноте? Или только его часть? Или проявлениям сензитивных периодов серьёзно препятствуют?

Мария Монтессори пишет:

[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]«Если у ребёнка нет подходящих наружных средств, он никогда не сможет воспользоваться его огромной энергией, которой природа наградила его. Он испытывает непроизвольный позыв к деятельности, заслуживающей всей его энергии, потому что таким образом природа побуждает его осуществлять развитие его способностей. Но если у него нет ничего для удовлетворения такого позыва, что остаётся ребёнку как не распылить его энергию бесцельно с буйной разнузданностью?». [2, p.8][/pullquote]

Сензитивные периоды и окружающая средаИсточник фото: alwaystimefortea-brooke.blogspot.com

Когда сензитивные периоды оперируют, окружающая среда должна содержать элементы, необходимые для данного сензитивного периода. Кроме того, ребёнок должен иметь доступ и свободу взаимодействовать со средой в нужном для этого направлении (подробности по каждому сензитивному периоду в последующих статьях).

Монтессори-тренер Сара Варнер-Эндрюз в своей лекции сравнивает психологические потребности сензитивных периодов с физиологической потребностью удовлетворить голод. Когда мы голодны, нам нужно поесть, и обычно всё остальное временно уходит на второй план.

На нашей кухне может быть много полезной еды, съев которую наш организм получит наибольшую пользу и силы для поддержания жизнедеятельности. А может быть, кухня заполнена нездоровой, полуфабрикатной едой. При сильном голоде и за неимением лучшего, мы её, конечно, съедим, но тело не получит необходимые ему питательные вещества и вряд ли будет чувствовать себя на высоте.

Если еды нет вообще, то, соответственно, есть мы не будем, но наше физическое и эмоциональное состояние от этого испытает определённые изменения (что проявиться по-разному у разных людей).

А теперь представим следующую картину: мы безумно голодны, мы видим еду и жаждем положить в рот кусочек, но каждый раз, когда мы протягиваеем руку взять кусочек, мы получаем шлепок по руке со словами: «Не трогай!»

Читайте также:  Свой вклад в развитие моего ребенка я представляю

Или вместо того, чтобы дать нам поесть, нас садят за экран телевизора или дают в руки карандаши и раскраску…. «По невнимательности или из добрых соображений, наш голод не утолён, тело и дух оставлены страдать» [3, стр.19].

Подобная аналогия позволяет понять ребёнка в ситуации, когда сензитивные периоды направляют его к той или иной деятельности, и среда либо предоставляет ему возможность «утолить» этот голод, либо препятствует или отвлекает на что-то другое.

Зачем знать о сензитивных периодах

Сензитивные периоды проявляются, знаем мы об этом или нет. Однако, знания о них, даже самые базовые, по меньшей мере, могут помочь лучше понять своего ребёнка, а в идеале позволят сотрудничать с силами природы, а не идти против них, и тем самым помочь ребёнку на его пути построения себя.

Итак, знания о сензитивных периодах позволяют:

 Понимать своего ребёнка, когда он:

  • неугомонно выполняет одну и ту же деятельность, как например, закрывает и открывает дверь, раз за разом взбирается на горку;
  • сильно расстраивается, когда его отрывают от его деятельности;
  • противится и выражает недовольство, когда меняется привычный ему распорядок жизни (расположение предметов в доме, распорядок дня, реакции взрослых);
  • беспрестанно указывает на предметы и хочет слышать их названия;
  • стремиться всё потрогать, подержать, испробовать на вкус;
  • постоянно стремится к движению.

Извлечь максимальную пользу из этого времени, когда овладение навыками и формирование психических характеристик происходит наиболее эффективно, естественно и радостно для ребёнка.

Устранять препятствия на пути реализации потенциала сензитивных периодов. Такими препятствиями могут быть прерывание деятельности ребёнка, одёргивание от его попыток взаимодействовать со средой, а также отсутствие в среде необходимых элементов. Подробнее о препятствиях и о том, как поддерживать ребёнка в сензитивные периоды, можно будет узнать в последующих статьях, посвящённых каждому сензитивному периоду.

Основные выводы

В заключение, сформулируем основные выводы из представленной в этой статье информации:

Каждый ребёнок проходит через сензитивные периоды — временные промежутки особой чувствительности к определённым аспектам развития, которые проявляются в неудержимом интересе к определённым аспектам окружающей среды и способности овладевать новыми навыками эффективно, легко и радостно.

Сензитивный период восприятия мелких предметовИсточник фото: morethanjustmontessori.blogspot.com

Действие сензитивных периодов не поддаётся ни сознанию ребёнка, ни воздействию извне. Однако от качества окружающей среды и возможности ребёнка свободно взаимодействовать с нею зависит, насколько ребёнку удастся воспользоваться потенциалом сензитивных периодов.

Наша задача — уважать эту движущую силу природы ребёнка и создавать условия в окружающей среде, которые максимально поддержат его сензитивные периоды и предоставят ребёнку возможность следовать внутренним позывам.

Для того мы учимся распознавать и отзываться на сензитивные периоды. Мы учимся наблюдать за ребёнком, и на основе наблюдений предоставлять ему то, что ему необходимо для развития в конкретный период.

Юлия Бортко — montessori-way.ru

Источники:

  1. Montessori, Maria (1936). The Secret of Childhood. B.B. Carter trans. New Dehli, India: Orient Blackswan Private Limited, 2011.
  2. Montessori, Maria. The Child. AMI pamphlet: Amsterdam, The Nertherlnds: Association Montessori Internationale, 2003.
  3. Werner Andrews, Sarah. Sensitive Periods. Unpublished lecture, 2013-2014, Montessori Northwest, Portland, OR.

Источник

Источник https://33cows.blogspot.ru/2013/03/blog-post_4543.html

Учение о сензитивных периодах — выдающийся вклад Марии Монтессори в мировую педагогику и детскую психологию. Именно знания о сензитивности дают педагогам и родителям Монтессори мощные инструменты для осознания детского пути развития и создания развивающей среды для его гармоничного развития.

Приведу классическое определение термина. Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом. По сути, каждый период представляет собой наиболее благоприятное время для развития того или иного навыка или чувства, для овладения каким-то конкретным видом знаний.
Говоря простым языком, в тот момент, когда ребенок переживает сензитивный период какого-то аспекта развития, например, развития речи, он максимально легко осваивает огромное количество информации, процесс познания происходит естественно и не требует особых усилий. Очень важно учитывать, что сензитивные периоды проходят и больше никогда не повторяются, они универсальны (случаются у всех детей без исключения) и индивидуальны (установленные возрастные рамки сензитивных периодов приблизительны, каждый ребенок развивается по свое программе).
Всего Монтессори выделяла шесть сензитивных периодов
1. Период развития речи (0-7 лет) 2. Восприятие порядка (1,5-3 года) 3. Сенсорное развитие (0-5,5 лет) 4. Восприятие маленьких предметов (1,5-2,5 года) 5. Развитие движений и действий (1-4 года) 6. Развитие социальных навыков (2,5-6 лет)
Сегодня я расскажу вам о периоде сенсорного развития.

Период сенсорного развития — один из самых длительных периодов развития ребенка дошкольного возраста, он начинается с момента рождения и длится примерно до 5-5,5 лет. А если учитывать научно-доказанный факт, что слух ребенка активно развивается уже в утробе, мы можем говорить о том, что сенсорное развитие ребенка начинается еще до его появления на свет.
Название данного сензитивного периода происходит от латинского слова «sensus» — «восприятие», а его сущность основывается на способности человека воспринимать окружающую его действительность посредством пяти основных чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
Конечно, любой здоровый ребенок с рождения обладает всеми этими способностями, заложенными в нем природой, а с момента появления на свет на малыша наваливается хаотичный поток звуков, запахов, зрительных образов, тактильных ощущений. Впереди у малыша еще долгих пять лет, чтобы научиться распознавать все эти признаки предметов, окружающих его, научиться систематизировать их и умело использовать для познания целостности мира. Монтессори уделяла особое внимание развитию сенсорного восприятия ребенка и считала его – основой для его умственного развития.
Помимо пяти основных чувств, Монтессори выделяла еще и, так называемое, стереогностическое чувство, с помощью которого при определенном уровне развития органов чувств человек способен распознавать сущность некоторого предмета по его тяжести, температуре, величине, структуре поверхности, не задействуя при этом зрения (т.е. «наощупь»).
До трех лет мозг ребенка представляет собой нечто схожее с губкой (Монтессори употребляла термин «впитывающий разум»), поэтому ребенок беспрерывно познает окружающую его действительность – он смотрит, слушает, трогает, обоняет и пробует на вкус. В возрасте 3-6 лет ребенок становится «строителем самого себя» (тоже термин Монтессори), именно на этот период выпадают моменты максимальной интенсивности развития органов чувств, причем при благоприятных условиях их развитие может достигнуть предела человеческих возможностей.
Мир вокруг нас наполнен множеством «материалов» для развития всех органов чувств. Мы можем различать предметы по форме, размеру, длине, высоте; нас окружает множество звуков, запахов, вкусов; мы различаем предметы по мягкости и жёсткости, по температуре и физическому состоянию – все это огромная кладезь информации для познания и развития. Наша задача, как взрослых, по возможности, делать разнообразнее окружающую ребенка действительность — насыщать ее новыми образами, новыми предметами, новыми ощущениями.
Дети обладают удивительной способностью впитывать в себя огромное количество информации из внешнего мира и уникальным стремлением познавать мир вокруг. Вы заметите или уже замечаете, как в этот период ребенок стремится буквально все потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Не стоит ограничивать малыша в этой жажде познания, ведь чем больше информации он получит в этом возрасте, тем полнее будет его картина мира.
Содержание сензитивного периода сенсорного развития составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребёнка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчив к цвету, форме, размерам предметов. Очень сложно определить период, когда ребенок проявит интерес к тому или иному свойству предметов, поэтому важно создавать наиболее полноценную развивающую среду для ребенка

Читайте также:  Родительское собрание в 3 классе не тему значение общения в развитии личностных качеств ребенка

, где в условиях свободного выбора занятий, он смог бы развивать то чувство, в развитии которого в данный момент нуждается.
Помимо повседневного познания окружающего мира, каждый родитель может выполнять со своим малышом различные упражнения для развития и утончения сенсорного восприятия. Можно сравнивать предметы по различным признакам, например,

«большой и маленький, самыйбольшой-самый маленький»

, можно сортировать предметы по цвету, можно выстраивать ряд от самого длинного к самому короткому и т.д.
Вот несколько рекомендаций по упражнениям, направленным на развитие сенсорного восприятия:
1. Выполняя упражнения, необходимо придерживаться правила одного признака. Это значит, что в группе одинаковых предметов (например, кубики) отличие должно быть только в чем-то одном (например, цвет). Лишь потом, когда ребенок научится легко различать предметы по одному из признаков, мы сможем усложнять упражнения и предлагать сортировать предметы по двум или более признакам.
2. Сначала мы не называем отличительный признак наших предметов, а предлагаем ребёнку самостоятельно убедиться в том, что предметы разные. Здесь мы можем применять упражнение «подбор пары» (мы просим ребенка найти «такой же» кубик), чтобы убедиться, что ребенок видит, что наши предметы отличаются по цвету, например. Только после того, как мы убедимся в этом, стоит называть ребенку сам признак. Здесь нам придет на помощь

трехступенчатый урок.

Так мы можем ввести понятия цветов (например, «красный», «зеленый», «синий»).
3. Для введения нового признака всегда используем предметы, где этот признак выражен особенно отчетливо. Например, если мы говорим

о «большом» и «маленьком»

важно, чтобы предметы, действительно, различались по размеру, и это было легко заметить невооруженным глазом.
4. Когда вы знакомите ребенка с различными предметами, всегда оперируйте теми сенсорными знаниями, которые уже имеются в арсенале ребенка. Например, арбуз, он какой? Большой или маленький? Круглый или квадратный? Зеленый или красный? Тем самым ребенок быстрее научится связывать сенсорные эталоны с реальными предметами.

Источник