Семья основа в развитии личности ребенка

Семья основа в развитии личности ребенка thumbnail

Ключевые слова: семья, воспитание, развитие, личность, формирование.

На современном этапе развития общества можно наблюдать стремительный рост и перемены во всех сферах жизни человека. Кардинальные социальные, экономические, политические, духовные и нравственные видоизменения все больше подтверждают мысль о том, что общество вошло в новый виток развития. Особенно это видно в проявлении изменений в системе ценностей, которая отражается в кризисе семьи и семейных взаимоотношений.

Семья как ячейка общественного порядка и своеобразный центр совокупности социальных взаимоотношений, зарождается как важное средство воспитания и является сферой развития духовных, нравственных основ будущего поколения. Именно в семье закладывается сложный и важнейший процесс становления личности во многих направлениях, таких как: трудовое, моральное, физическое и эстетическое воспитание. Только лишь в семье формируются жизненные установки, но и оттачиваются грани личности путем последовательного приобщения к вечным и живым духовным ценностям. Только в семье, ребенок впервые встречается с общественной жизнью, изучает ее ценности, нормы, способы мышления, язык. Поэтому семья является первой школой воспитания, в которой сохраняются и передаются жизненные ценности, опыт.

Целью данной работы является приведение доказательств, с научной точки зрения, что семья и семейные ценности, являются основой формирования личностных качеств и определяется как основное условие развития задатков и способностей человека.

Сегодня педагогическая наука указывает на несомненный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка. Социальные ценности и сама атмосфера семьи определяют, является ли она средой для полноценного воспитания, основой для самостоятельного развития и самореализации ребенка. Хорошо обдуманная домашняя обстановка, является основой для полноценного воспитания и развития будущего поколения. Семья определяется как основа для формирования и постепенного развития эмоционального настроя, мыслительной деятельности, манеры поведения ребенка.

Н. П. Дубинин точно подмечает, что «…гармонично развитая личность, с ее миропониманием складывается под воздействием многих социальных факторов…» [2, c. 71]. К наиболее важным и существенным социальным факторам относится воспитание в семье. В отличие от многих других институтов по воспитанию личности, семья может непосредственно оказать существенное воздействие на все грани личности на протяжении всей жизни.

Семья — первое социальное общество, в котором приобретаются навыки общения. Поэтому так важно создать в семье атмосферу доверия, взаимной заинтересованности. Прав был В. Г. Белинский, когда утверждал: «…Как дерзко ошибаются люди, даже самые наилучшие отцы, которые считают нужным разделять свои взаимоотношения с детьми особенной строгостью, суровостью, недостижимой значимостью! Они подразумевают, что этим поведением возбудят к себе определенное уважение, но такое уважение достаточно холодное, пугливое, и тем отводят детей от себя и постепенно приучают их к замкнутости и лживости.».. [1, c. 55].

Семья и сложившаяся в ней обстановка способствует развитию многих личностных качеств индивида. Известен тот факт, что основным фактором в развитии личности являются наследственность, воспитание и окружающая среда. Данные факторы, так или иначе, непосредственно связаны с семьей, которая в свою очередь оказывает сильное воздействие на воспитание и формирование личности ребенка.

В атмосфере семьи формируются личностные качества не только маленького человека, но и непосредственно взрослых. Процесс воспитание ребёнка обогащает личные качества родителей, при этом усиливает их общественный опыт. В большинстве случаях, у взрослых это происходит на бессознательном уровне. Но сегодня стали отличаться некоторые молодые родители, которые сознательно воспитывают как ребенка, так и себя. К великому сожалению, данная позиция таких взрослых не укоренилась, независимо от того, что она завоёвывает самого пристального внимания со стороны общественности.

У каждого человека, родители стоят на первом месте. Именно они передают ребенку основные стандарты поведения, при помощи которых он исследует окружающую действительность. Такая тенденция все больше возрастает благодаря положительным, психологическим составляющим между ребенком и родителями, и его неподдельным тяготением быть похожим на взрослых. Когда родители познают данную закономерность и постигают её, тем самым определяя, что от них зависит развитие личности нового человека в их семье, то они начинают вести себя так, что их действия и поведение способствуют развитию у ребенка качеств, которые взрослые ему хотят передать. Данный подход к воспитательному процессу считается полностью сознательным, так как стабильный контроль за собственными манерами поведения, за отношение с окружающими, пристальное внимание к созданию семейной жизни — разрешает воспитывать ребенка в самых хороших условиях, которые способствуют полному и гармоничному формированию личности.

Семья воздействует на личность родителей не только в плане воспитания ребенка. Значительную роль имеют личные взаимоотношения среди представителей различных поколений, и в рамках одного поколения (между бабушками, дедушками, родителями, братьями, сестрами). Семья при этом является малой социальной группой, которая оказывает значительное влияние на всех её членов. Каждый член такой малочисленной группы может содействовать развитию духовных ценностей, воздействовать на цели и жизненные принципы семьи.

Читайте также:  Стиль семейного воспитания и его роль в развитии личности ребенка

Самый основной фактор в полноценном развитии и воспитании является — здоровый образ жизни. Занятие спортом, соблюдение правил личной гигиены, отсутствие вредных привычек у взрослого поколения в семье, грамотное и сбалансированное отношение к питанию — это положительно сказывается на развитии подрастающего поколения.

В достаточно затруднительном положении находятся дети, родители которых имеют вредные привычки. Употребление алкогольных напитков, наркотических и психотропных веществ лишают навсегда ребёнка счастливого детства и соответственно, устойчивого положения в жизни.

Процесс воспитания совершается не только тогда, когда взрослые разговаривают с ребенком, разъясняет ему что-то, поучают его — это совершенно не верно. Процесс воспитания совершается каждую минуту, каждый час и день проведенный вместе. Правдиво утверждение А. С. Макаренко: «Ваше собственное поведение — для ребенка самая решающая вещь» [3, c. 105]. Данное обстоятельство нельзя не учитывать при воспитательном процессе в настоящее время. Ребенок как чистейший лист бумаги, который готов к непосредственному заполнению. Этот маленький человек постоянно смотрит на своих родителей и воспринимает ту информацию, которую они выдают своим поведением. Для формирования личности ребенка главное все — речь, привычки, внешний вид, способы общения с неизвестными людьми, с друзьями, родственниками.

Постепенно складывающееся взаимоотношение ребенка с родными, близкими, с окружающим миром, тем самым определяется отношение к личности ребенка. Под воздействием таких взаимоотношений вырабатывается его самосознание. С самого рождения ребенок перенимает знания, умения, навыки у взрослых. Он обучается не только ходьбе, разговору, правильно применять на практике разные предметы, играть, обучаться трудовой деятельности, но и проявлять чувства, мыслить, испытывать различного рода переживания, относиться к окружающему миру и к себе самому. Главная особенность воспитания в семье заключается в его экспансивном нраве. В детстве создается первоначальное, доверительное отношение к окружающему миру и социуму, или ожидание досадных волнений, страха пред большим миром и большим количеством людей. Исследования доказывают, что испытываемые чувства, которые сложились в раннем детстве, в дальнейшем перемещаются на иные объекты, при этом формируется у каждого человека особенный стиль взаимоотношений с окружающими.

При формировании гармонично развитой личности, большая роль отводится трудовому воспитанию в семье. Ребенок вовлекается в повседневный труд, учится обслуживать себя самого, осуществлять нетрудные, трудовые обязанности в помощь родителям. От того, как будет определена трудовая деятельность и воспитание ребенка до школы, зависит успеваемость в обучении, и общее трудовое воспитание. Присутствие у ребенка этого значительного, личного качества, как трудолюбие, является хорошим показателем нравственного развития.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья является первой школой общения ребенка. В семейном кругу ребенок обучается уважению старших, учится проявлять заботу о пожилых и больных, проявлять посильное содействие в помощи другому. В совместном общении с родными людьми, в бытовой деятельности у ребенка складывается определенное чувство долга. Дети в особенности восприимчивы к отношениям со взрослыми, не любят поучений, грубостей, распоряжений, достаточно тяжело переживают грубое отношение старших, обман, тотальный контроль, нечестность, лицемерность со стороны родителей.

Каждая семья имеет свои особенности, традиции воспитания. Но никак нельзя сформировать универсальные правила для всех, игнорируя возраст, количество, состав и общественный уровень семьи. Но, достаточно общие правила все же существуют. Они довольно простые.

—          Воспитание в семье подразумевает атмосферу взаимной любви, теплоты и добра.

—          Оба родителя должны воспринимать своего ребенка таким, какой он есть на самом деле, постоянно стремится сформировать все то лучшее, что в нем есть.

—          Воспитание в семье учитывает все особенности личности ребенка и создается на основе данных особенностей.

—          Процесс воспитания ребенка в условиях семьи, основывается на двухстороннем уважении, из которого и берутся первоначальные, высокие требования.

—          Основные проблемы благополучного воспитания в семье зачастую содержаться не в ребенке, а непосредственно в самой личности взрослых, чьи модели поведения они копируют.

—          Основа воспитания в каждой семье базируется на положительном качестве, что имеет в ребенке. Не стоит заострять особое внимание только на недостатках. Данный подход в воспитании неправилен и приводит к формированию большого количества комплексов.

—          Воспитание в семейном кругу должно строиться на достаточно простых принципах, на которых настаивают ведущие специалисты по возрастной психологии: любой обучающий момент, каждое мероприятие, которое направлено на формирование и развитие личности ребенка, должно состоять в виде игры.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка в три года

—          Общая обстановка воспитания в семье должна быть позитивной и оптимистичной.

Имеются, конечно, и еще некоторые факторы, воздействующие на формирование и становление личности — это и его среда обитания, атмосфера обучения и даже отдых. Но семья имеет главенствующую позицию в этой функции. И как личность будет проявлять себя в дальнейшей жизни, во многом зависит от атмосферы воспитания, которая была воссоздана в семье.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья является величайшей общечеловеческой ценностью. Семья — это социальный институт, который может повлиять на многие стороны человеческой личности. Большой диапазон функций воспитания семьи соединяется с особенной характерностью ее духовного, нравственного и эмоционального воздействия, что делает на высоком уровне действенным, но и необходимым фактором в формировании личностных качеств.

Литература:

1.                  Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения. / Под ред. Е. Н. Медынского. — М., 2008. — 310 с.

2.                  Дубинин Н. П. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Просвещение, 2011. — 208 с.

3.                  Макаренко А. С. Педагогические сочинения. — 2 том. — М.: Педагогика, 1986. — 689 с.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, родитель, взрослый, окружающий мир, Воспитание, маленький человек, воспитательный процесс, семейный круг, полноценное воспитание.

Источник

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г.Черногорск

СЕМЬЯ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

( социальный педагог Перевозникова Светлана Витальевна)

Родительское требование к себе,

родительское уважение к своей семье,

родительский контроль над каждым

своим шагом – вот первый и самый

главный метод воспитания!

А.С.Макаренко

Отпустив руку матери, малыш делает первый неуверенный шаг. Потом – еще один. И еще. А у самого, чувствуется, как дух захватывает, и страшновато, и весело от непривычных, новых ощущений. Покачнулся, потерял равновесие, но нет, не упал, находящаяся рядом мама вовремя поддержала и, приободренный малыш зашагал дальше.

Еще много шагов предстоит сделать в своей жизни маленькому человечку, жизненный путь его только начинается. И очень важно, чтобы все годы, с раннего детства до совершеннолетия, его сопровождали руки самых близких ему людей.

Известно, что становление и развитие личности ребенка начинается в семье.

Заявления об отмирании семьи или, по крайней мере, о ее приближающемся закате представляются сильно преувеличенными. Пока пишется некролог семье, она продолжает существовать и, по мнению многих, даже процветает. Некоторые Эксперты утверждают, что «семьи снова вошли в моду», а другие – убеждены в том, что семья является вневременной социальной единицей, уходящей корнями в социальную и биологическую природу человека. Но общество непрерывно изменяется, семья также должна меняться, приспосабливаясь к социальным переменам. С точки зрения перспективы реорганизации семьи, брак и семья просто изменяются, отражая личные жизненные стили, наблюдаемые в современном обществе.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи:

Семья основа в развитии личности ребенка

Семья основа в развитии личности ребенкаСемья основа в развитии личности ребенка

Современная семья существенно отличается от семьи прошлых времен не только экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. В течение последних лет отношения детей и родителей меняются, становясь все белее эмоционально-психологическими.

Но все же, какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на любом возрастном этапе играет семья, жить в которой имеет право ребёнок.

ВО-ПЕРВЫХ, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрасте ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Впоследствии роль этой функции уменьшается.

ВО-ВТОРЫХ, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, так как именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола ( набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы и т.д.)

Читайте также:  В процессе развития ребенка мышечный тонус

В-ТРЕТЬИХ, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

В-ЧЕТВЕРТЫХ, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами. Примеры показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родителя, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В-ПЯТЫХ, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющие его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-ШЕСТЫХ, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15 % — формируют правонарушителей.

Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая

проявляется не только в психических заболеваниях, но и в полной эмоциональной выхолощенности, иначе – в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Кроме этого сегодня распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях – родственникам, чаще – на попечение государства, порой детей просто выгоняют из дому, много случаев убийства нежелательного младенца. Все это проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве.

Таким образом, настоящее воспитание в семье – большой труд: и физический, когда ухаживают за малышом, и умственный, когда речь идет о его духовном развитии.

Для того, чтобы дети дома и в школе чувствовали себя счастливыми, педагогический коллектив нашей школы вот уже восьмой год работает в рамках как общественно активная школа с целью укрепления связи с семьей, влияние школы на воспитание ребенка в семье.

Силами специалистов-родителей, педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов и сообщества проводятся «Дни профессиональной помощи родителям»:

— Семья как организатор жизнедеятельности детей;

— Непоследовательная позиция родителей в воспитании детей;

— Признаки и симптомы употребления ПАВ и их влияние на детский организм и др.

На протяжении этих лет в школе проводится День классного руководителя, в рамках которого в первую очередь обсуждаются вопросы работы с родителями, где учителя и родители вовлечены в активную деятельность

( здесь в практику вошли семинары-тренинги). Родители и классные руководители знакомятся с интерактивными формами работы, учатся решать проблемы общения, участвуют в проведении семейных рингов, КВНов, интеллектуальных игр.

Таким образом, только в совместном труде можно достигнуть положительного результата в развитии и становлении личности.

«Человека воспитывают и развивают как положительные, так и отрицательные эмоции, но «лучший университет – это счастье жить и воспитываться в семье. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному»,- писал А.С.Пушкин.

Источник