Научные статьи о развитии ребенка до года

Научные статьи о развитии ребенка до года thumbnail



Данная статья посвящена теме раскрытия и изучения одной из актуальных проблем современных родителей. Это раннее развитие детей. Статья раскрывает особенности различий между развитием и обучением, а также раскрывает позитивные и негативные стороны усиленного раннего развития ребенка. Помимо этого, в статье рассмотрены методы и методики, применяемые и используемые в практике работы педагога-психолога с детьми данного возраста.

Ключевые слова: раннее развитие, обучение, методика, развитие мозговой деятельности.

Тема, выбранная нами в качестве предмета исследования посвящена вопросам рассмотрения раннего развития детей, выявления особенностей, которые возникают на данном этапе развития. С самого рождения начинается постоянное развитие ребенка. Сегодня, впрочем, как и всегда, вопрос о развитии детей очень актуален. Многие родители задумываются над тем, что нужно их ребенку? Усиленное занятие дома или специальные занятия в детских центрах. Знание в детском возрасте различных иностранных слов, цифр, цветов — что это обучение или развитие? Давайте для начала определимся, что обучение и развитие — это абсолютно различные понятия. Соответственно в возрасте до 5 лет для ребенка важно именно развитие, которое идет в ногу с возрастом ребенка (соответствие его интересов и потребностей). В младенческом возрасте ребенок эмоционально связан с матерью и самое важное, что может она дать ребенку — это любовь, внимание и забота. Именно эти чувства дают возможность младенцу познавать и узнавать окружающий его мир, воспринимать окружающую среду как безопасность. Все это вызывает чувство интереса и служит основой для дальнейшего познавания мира.

Следует отметить, что вопросами разработки раннего развития детей занимались многие ученые, такие, как: Масару Ибука [3], Б.Никитин [5, 6], Н.Зайцев [1].

Ранний возраст принято считать от 1,5 до 3 или 3,5 лет и основное развитие идет в определенных сферах, таких как: крупная моторика, развитие речи и предметная деятельность. «Это очень важный и наиболее сенситивный период для развития физического, психического и нравственного здоровья. Порой раннее развитие мы можем обозначить как «принуждение ребенка к приобретению знаний» [2, с. 293].

Итак, мы раскрыли и попытались понять, что подразумевается под понятием «развитие». Однако суть проблемы состоит в том, что амбициозные мамы и папы воспитывают и занимаются ни сколько развитием, а сколько обучением ребенка (счет, письмо, логика). Одним словом, азы тех предметов, которые будут изучаться в школе.

Дети от одного до 3 лет с большим интересом приобретают информацию. Это считается одним из самых интенсивных периодов в жизни ребенка. Они учатся сидеть, ходить, ползать, входить в диалог со взрослыми. Зачастую мы сталкиваемся с родителями, которые одержимы идеей развития своего ребенка. Здесь мы можем смело сказать, что это своего рода стремление испытать чувство гордости за свои родительские достижения и удачи. Но если ребенок встречает какие-либо неудачи на своем пути, это рассматривается как личное поражение взрослых. Будучи практикующим психологом могу отметить, что «проблема раннего развития» указывает на некие проблемные стороны самого родителя.

Из вышесказанного можно сделать выводы о том, что «раннее развитие» имеет как позитивные, так и негативные стороны.

Общеизвестно, что развитию умственных способностей способствует развитие когнитивных процессов (мышление, внимание, память, способность к языкам, логика и математика) и за все это отвечает высокое развитие коры головного мозга.

Начиная с младенческого возраста, развитие мозга идет очень интенсивно. Благодаря всем этим особенностям детей в возрасте 2,5–3 лет можно обучить большому объемному информации и знаний (письмо, счет, чтение). Мы можем задаться вопросом, для чего ребенку до 3 лет нужен такой большой поток информации — о социуме, об окружающем мире?

Человек на протяжении всей жизни социализируется, строит отношения с людьми, входит в контакт. Для всего этого соответственно необходим развитый мозг. Ребенку нужно владеть различными знаниями, принципами жизни и групповыми иерархиями. Также ребенку необходимо владеть знаниями об окружающем мире (флора и фауна, астрономия, история, география). Главный закон жизни, который действует на инстинктивном уровне — это умение выживать. Следовательно, возраст 3 года является наиболее сенситивным периодом для адаптации и социализации во внешнем мире.

Учитывая новый ритм современной жизни, маленькому ребенку приходится ежедневно получать огромный объем информации. Однако не стоит забывать, что для использования различных методологий нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Также стоит учесть один момент. Недоразвитие мозга ребенка, может способствовать превращению его в состояние трудного ребенка. Можно считать ошибочным мнение о том, что развитие познавательных процессов главным образом состоит из обучения письму, счету. Достаточно провести познавательную беседу о природе, мире, то есть правильно построить познавательный диалог со своим малышом. Именно такое повседневное общение есть залог хорошего развития познавательных процессов.

Читайте также:  Развитие ребенка от2 до3 лет

Как было упомянуто выше раннее обучение имеет и отрицательные стороны. Первые 3 года жизни ребенка — это самый удачный и позитивный период для развития эмоциональной и сенсомоторной сферы ребенка. В этот период не стоит нагружать познавательные процессы (чтения, письма и счета). Таким образом, отбирается потенциальная энергия ребенка, которая рассчитана на проявление его эмоций и чувств. В этот момент спокойно могут произойти психосоматические дисфункции, которые могут привести к психосоматическим заболеваниям. Существует целый список болезней, которые мы можем внести в эти ряды. Таким образом, к 6–7 летнему возрасту можно наблюдать появление энуреза, агрессии, гиперактивности и тревожности. Основная сфера деятельности ребенка в этот период – это игровая деятельность. Малыши познают мир в результате игры (ролевой, имитации и т. д). Зачастую родители так охвачены идеей раннего развития ребенка, что загружают его ежедневное расписание походами в кружки, детские центры и т.д. Следовательно, у ребенка не остается ни одной свободной минуты для общения со сверстниками. Соответственно мы наблюдаем следующую картину, что дети не способны войти в контакт с другими детьми (нарушена коммуникативная сфера) либо элементарно поиграть в песочнице. Психологи ввели свой термин для подобного рода детей понятие — тепличный эффект. Да, такие дети эрудированы, но на любой вопрос, выходящий за рамки их знаний, или какое-либо общение со сверстниками выводит их из колеи.

Особенность детского восприятия состоит в том, что они хорошо запоминают то, что видят и слышат. Как отметили Никитин Б. П., Никитина Л. А в своей книге «значительно позже мы поняли, какие большие возможности для развития получат дети при самостоятельном исследовании окружающего мира» [5, с.29]. Помимо этого, важную роль в развитие ребенка играют их беседы со взрослыми. Дети очень хорошо воспринимают информацию, переданную при не опосредованном общении. Они применяют имитацию, учатся эмоциям и чувствам.

В науке существует много разнообразных методик, разработанных российскими авторами: система Монтессори [4], «складывая кубики» И. Зайцева [1], система «НУВЭРС» Никитиных [5,6,7]. Все эти методики, в основном построены по тому принципу, что мозг ребенка активно развивается до 5 лет. Конечно же, легче воспринимать информацию в детском возрасте, нежели будучи взрослым. Если методика правильно подобрана, то она будет мотивировать и формировать интерес к знаниям. Но необходимо знать, что даже самая эффективная и востребованная методика не всегда учитывает индивидуальные особенности и развитие вашего ребенка. Если родители будут обучать ребенка через «не хочу», то в дальнейшем это может вызвать ненависть к школьным предметам и обучению.

Из всего этого можно сделать вывод, что конкретного решения проблемы, связанного с использованием определенных методов и методик раннего развития детей понятие относительное. Именно учет особенностей каждого ребенка, индивидуальный подход к нему способствует оптимизации процесса воспитания ребенка данной возрастной категории. Любая из методик будет подходить вашему ребенку, свидетельствовать исключительно о развития его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, его мотивации, ну и конечно же многое будет зависеть от родителей, которые должны быть готовы предоставить эту возможность.

Литература:

  1. Зайцев Н. А. Письмо. Чтение. Счет. — СПб.: Лань, 1997. — 224 с.
  2. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
  3. Масару Ибукаю. После трёх уже поздно. О важности развития в первые три года жизни. — М.: Альпина нон-фикшн, 2017. — 224 с.
  4. Монтессори М. Мой метод. М.: АСТ.2006, 352 с.
  5. Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы, наши дети и внуки. в 2 томах. — М: Самокат, 2015. Т.1. — 224 с.
  6. Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. — М, изд. 6-е испр. доп. с новым вступлением. — Обнинск: Световид, 2009. — 216 с.
  7. Никитины Л. А. и Б. П. Мы и наши дети. — М.: Ростов-на-Дону, 1991.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие, раннее развитие детей, раннее развитие, окружающий мир, ваш ребенок, младенческий возраст, жизнь ребенка, детский возраст, сенситивный период.

Источник



Следует признать ещё недостаточной популяризацию знаний о возрастных особенностях психического развития ребёнка. В настоящее время редкая семья знает, что возраст до 1 года — это период, когда общение является главным видом деятельности ребёнка и что недостаточность эмоциональных контактов с ним может неблагоприятно отразиться в дальнейшем на его характере. Наша сегодняшняя статья посвящена психическому развитию ребёнка первого года жизни или как его ещё иначе называют младенческому возрасту.

Читайте также:  Развитие ребенка по методике монтессори

Цель исследования. Целью нашего исследования явилось изучить психическое развитие ребенка до одного года. Для решения поставленных задач мы провели обследование детей раннего возраста. Обследование проводили детских поликлиниках города Андижана и поликлиники АОПНД. Всего обследовали 112 детей, из них мальчиков — 64 (57,1 %), девочек 48(42,8 %).

Согласно общепринятой систематике мы разделили развитие ребенка на 5 этапов: первый этап — моторный (до 1 месяца), второй этап (2–3 месяца), третий этап (3–6 месяцев), четвертый этап (6–9 месяцев), пятый этап (9–12 месяцев).

Первый этап развития психики — моторный. Всего 22 (19,6 %) ребенка из них мальчиков 14(12,5 %), девочек 8(7,1 %). Рождение является для организма потрясением, так как происходит переход от вегетативного существования в относительно плотной среде организма матери в новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто сменяющихся раздражителей. Жизнь ребёнка в новых условиях обеспечивают врождённые механизмы, он рождается с определённой готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям (дыхание, кровообращение). Так, например, можно отметить — сильное раздражение кожи, укол — вызывает защитное одёргивание, мелькание перед лицом — зажмуривание век, увеличение яркости света — сужение зрачка. Все эти реакции — защитные рефлексы. Существуют и ориентировочные рефлексы, то есть, направленные на контакт с раздражителем. Наблюдениями установлено, что в период от первого до третьего дня рождения сильный источник света вызывает поворот головки (в детской комнате роддома головки большинства новорождённых повёрнуты в сторону света). Легко вызываются и ориентировочные рефлексы — прикосновение к углам губ, щекам вызывает у голодного ребёнка реакцию поиска: ребёнок поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот; сосательный рефлекс — ребёнок начинает сосать вложенный ему в рот предмет. Врождённые реакции необходимы для жизни ребёнка, они помогают ему приспособиться к новым для него условиям жизни, благодаря этим рефлексам становится возможным новый тип дыхания и питания.

Новорожденность (с рождения до 1 месяца) является единственным периодом в жизни ребёнка, когда ещё можно наблюдать в чистом виде проявления врождённых, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле и т. д.), эти потребности не могут составить основу психического развития, они только обеспечивают выживание ребёнка.

Развитие работы зрительного и слухового аппарата, совершенствование реакций на внешние раздражители происходит на основе созревания нервной системы ребёнка и, в первую очередь, его головного мозга.

Необходимые условия нормального созревания мозга в период новорожденности — упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг получаемых при их помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. Если ребёнок попадает в условия сенсорной изоляции (достаточное количество внешних впечатлений отсутствует), его развитие резко замедляется. Источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребёнка и, что ещё важнее, организатором таких впечатлений становится взрослый. Взрослый подносит к лицу ребёнка предметы, наклоняет свое лицо, разговаривает с ребёнком, тем самым активизируя его ориентировочные реакции.

Новорожденный начинает свою жизнь с крика. При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорожденного незаметно переходит в менее бурную реакцию отрицательных эмоций — плач.

Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. Первые, достаточно определённые проявления эмоций в виде улыбки, наблюдаются в конце первого — начале второго месяца жизни, причём улыбка, возникает при зрительном сосредоточении на предмете, либо на ласковые слова, улыбку взрослого. Из этого можно сделать вывод, что для возникновения положительных эмоций недостаточно одного лишь удовлетворения органических потребностей.

Постепенно у ребёнка вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая к взрослому, которая называется комплексом оживления. Комплекс оживления состоит в том, что ребёнок сосредотачивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживлённо двигает ручками и ножками, издаёт тихие звуки — это выражение потребности в общении со взрослыми — первая сигнальная потребность ребёнка.

Второй период (2–3 месяца), всего было обследовано в этом периоде 21(18,7 %) ребенок из них мальчиков 12(10,7 %), девочек 9(8 %). Этот период характеризуется установлением ритма сна и бодрствования, а также удлинения бодрствования по сравнению с периодом новорожденности до 5–8 часов в сутки. Длительные периоды бодрствования создают возможность контакта с окружающими и развитием более разнообразных эмоциональных реакций. Особенно привлекают яркие, блестящие предметы. Либо активно двигает руками и ногами, произносит отдельные звуки, улыбается.

Читайте также:  С развитием речи ребенка тесно связано развитие моторики

Третий период (возраст 3–6 мес.). Обследованы 30(26,7 %) детей из них мальчиков18 (16 %), девочек 12(10,7 %). В этом возрасте ребёнок в спокойном бодрствовании постоянно рассматривает игрушки и окружающие предметы, но чаще рассматривает свои руки. После 5 месяцев интерес к игрушкам начинает доминировать, ребёнок длительно фиксирует взгляд на игрушках, следит за их передвижением, обхватывает их, тянет в рот, при этом выразительно меняется мимика ребёнка: то улыбается, то сосредотачивается, то хмурится; таким образом, занятия с игрушкой принимают форму элементарной игры, что отражается на общем эмоциональном состоянии ребёнка.

Если ребёнок к концу третьего периода продолжает отдавать предпочтение рассматриванию своих рук, то это является одним из ранних симптомов задержки психического развития.

К концу третьего периода ребёнок издаёт протяжные звуки, произносит такие сочетания губных звуков, как «бааа, мааа», а также язычных звуков «тааа, лааа», и первые слоги «ба» или «ма». Стойкое однообразие звуковых комплексов — ранний симптом задержки психического развития.

Четвёртый период (6–9 мес). Вэтом возрасте было обследовано 15(13,3 %) детей из них мальчиков 6(5,3 %), девочек 9(8 %). Отличительной особенностью этого периода является сосредоточение на каком-либо виде деятельности. Ребёнок под контролем зрения берёт игрушки, рассматривает и ощупывает их, перекладывает из руки в руку, трясет и стучит ими. На руках у взрослого он осматривает и ощупывает лицо, проявляет интерес к деталям одежды и к украшениям. Все эти действия сопровождаются оживлённой мимикой и разнообразными по интонации голосовыми реакциями: удовольствие, неудовольствие, удивление. Эти формы поведения есть проявления активной познавательной деятельности. В 8–9 мес. ребёнок уже стучит предметом о предмет, прислушиваясь к издаваемому звуку.

Пятый период (возраст 9–12 мес.). Всего 14(12,5 %) детей из них мальчиков 4(3,5 %), девочек 10(8,9 %). В поведении ребёнка начинают преобладать такие действия, как вкладывание предмета в предмет, надевание одного предмета на другой, при этом он хорошо захватывает предметы двумя пальцами, манипулирует 3–4 пальцами, предпочтительно действует одной рукой. Выполнив какие-либо действия однократно, ребёнок активно стремится к их повторению. Все действия ребёнка эмоционально окрашены. Если действие удалось, это вызывает радостное оживление, смех, звуки лепета. Неудавшаяся попытка сопровождается мимикой неудовольствия, реакцией протеста, плачем.

Для этого периода характерен и новый тип общения ребёнка с взрослым — предметно-действенный. Он состоит в том, что контакт с ребёнком устанавливается и поддерживается с помощью различных ярких предметов, которыми ребёнок активно манипулирует.

В 9 месяцев дети с нормальным слухом должны адекватно реагировать на речевое обращение и интонацию, понимать обращённую речь, узнавать голоса близких, воспринимать отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях типа «нет», «горячо», реагировать на имя, отвечать действием на некоторые словесные просьбы, типа «открой рот». В возрасте 9–12 мес. ребёнок различает пищу по внешнему виду, распознаёт всё большее число объектов, начинает различать цвета и геометрические формы, хорошо дифференцирует звуки, чётко локализует болевую точку.

Социальная ситуация развития ребёнка первого года жизни характеризуется тем, что вся его деятельность реализуется либо непосредственно через взрослого, либо в сотрудничестве с ним. Все потребности ребёнка удовлетворяются взрослыми. Вместе с тем сознание младенца развивается, и в начале 2го года жизни от реактивных форм деятельности он переходит к активным.

Литература:

  1. Г. Е. Сухарева. «Лекции по психиатрии детского возраста». Москва. 1974.
  2. В. В. Ковалев. «Психиатрия детского возраста». Москва. 1974.
  3. Г. К. Ушаков. «Детская психиатрия». 1973.
  4. «Руководство по психиатрии». Под ред. Г. В. Морозова. 1–2 т. 1988 г.
  5. «Справочник по психиатрии». Под ред. А. В. Снежневского. Москва. 1974 г.
  6. А. Е. Личко. «Психиатрия и акцентуация характера у подростков». 1975 г.
  7. Ш. Вудс. «Психиатрия в вопросах и ответах». С-П. 1998 г.
  8. Я. М. Файзиев. «Умумий ва тиббиет психология». Ташкент. 2000 г.
  9. Р. Шейдер. «Психиатрия» Москва. 1998 г.
  10. «Клиническая психиатрия». Под ред. Т. Б. Дмитриевой. Москва. 1998 г.
  11. Г. И. Каплан, Б. Дж. Сэдок. Клиническая психиатрия. Москва, 1999 г.
  12. Н. Ю. Максимова, Е. Л. Милютина. Курс лекций по детской патопсихологии для студентов вузов (учебное пособие). Ростов-на-Дону «Феникс». 2000. 573 с.
  13. М. Л. Аграновский. «Общая медицинская психология и психопатология». Андижан. 2003 г.

Основные термины (генерируются автоматически): предмет, взрослый, психическое развитие, месяц, конец третьего периода, комплекс оживления, нервная система, девочка, возраст, ранний симптом задержки.

Источник