Самообразование на тему театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка

Екатерина Горшкова
Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка (работа по самообразованию)

«Театрализованная деятельность – как средство развития ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Города Москвы «Школа №1468»

Тема: «Театрализованная деятельность – как средство развития креативной личности ребенка»

Воспитатель старшей группы ДО 1939

Горшкова Е. П.

Москва 2016-2017

Пояснительная записка.

1. Актуальность темы. Современному обществу необходимы люди, готовые к принятию и созданию принципиально новых идей. Таких людей называют креативными. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий,а подвижности, гибкости мышления,быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребенка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей. Актуальность этой темы в том что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе,музыке,театру,совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению и развивает речь.

2Цель.: сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Каждый ребёнок талантлив изначально, театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться.

3.Задачи:a. Изучение теоретического и практического опыта по данной теме

б. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды).

в. Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства

г. Работа над культурой и техникой речи детей.

д. Работа над этюдами, ритмопластикой, постановкой спектаклей.

е. Обеспечение условиями для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.

ж. Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, сотрудников, организовать выступления детей старших групп перед детьми младшего возраста).

з. Способствование самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника

4.Ожидаемые результаты :сделать детей более раскрепощенными, речь и мимику выразительной, развить творческую самостоятельность детей, творческое воображение.

Этапы работы

1. Диагоностический. В работес детьми в начале года были выявлены следующие проблемы: — дети несколько пассивны, зажаты, не могли полностью раскрепоститься, «вжиться в роль», инициаторами игр выступали одни и те же дети, они же играли главные роли. Воображение развито не в достаточной степени, дети не могли объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствовал опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Актерские умения у детей были развиты не в достаточной степени. Большинство детей с радостью принимали роль, но не могли активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизировали.

2. Прогностический. В своей работе я буду стремиться:

– воспитывать у детей любовь и интерес к сказке;

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 215

развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, которые дают возможность широко использовать воспитательное воздействие сказки;

– обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными сказками и средствами их выразительной сценической трактовки;

– пополнять словарный запас детей и развивать выразительность речи, правильность произношения;

развивать артистические способности детей и взрослых через театрализованную деятельность;

– навыки импровизации;

– совершенствовать двигательные способности детей, вырабатывать гибкость и выносливость

3Практический. Формы проведения занятий различны. Мною предусмотрены как теоретические, так и практические. Для качественного усвоения материала использую следующие методы и приемы обучения.Методы: рассказывание сказок, просмотр мультфильмов,пересказ сказок,рассказов; чтение художественной литературы; просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Знакомство не только с текстом сказки,но и элементами ее драматизации (мимикой,жестами);разыгрывание сказок и инсценировок.

Приемы: выбор с детьми ролей по желанию, назначение на главные роли детей застенчивы и робких,проигрывание ролей в парах.

Перспективный план

Месяц Направление работы Способ достижения Выход

С детьми С родителями С педагогами

Сентябрь Развитие интереса к русским народным сказкам,желания стать героем сказки. Работа по развитию четкой речи,над правильным распределением интонации в речи. Помощь в подготовке к досугу Подготовка совместно с муз. работником Е. А. Королевой и воспитателем Э. М. Алмыкуловой Чтение русских народных сказок,подготовка к театрализованному досугу по мотивам сказки «Репка» ко дню пожилого человека Театрализованный досуг «Репка»

Октябрь Развитие памяти,воображения, речи. Работа над снятием напряженности. Пробудить интерес к театральной деятельности. Подготовка атрибутов и костюмов для театрализованного представления к празднику «Осень» Подготовка совместно с муз. работником Е. А. Королевой и воспитателем Э. М. Алмыкуловой Игры с элементами театрализации. Подготовка к празднику «Осень» Театрализованное представление к празднику «Осень»

ноябрь Учить использовать язык мимики и жестов; совершенствовать развитие эмоциональной окраски речи; развитие воображения; продолжать развивать интерес к русским народным сказкам. Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии творчества детей дошкольного возраста» Подготовка совместно с муз. работником Е. А. Королевой и воспитателем Э. М. Алмыкуловой Игра «Пантомима»; беседа с детьми о театре ;рисование героев русских народных сказок. Подготовка к празднику мам Выставка рисунков

Праздник «С Днем Матери»

декабрь Формирование музыкальной отзывчивости на музыку; выразительности движений в танцея; умение выражать в танце, движении динамику развития музыкальног о образа Привлечение родителей к подготовке к празднику. Подготовка совместно с муз. работником Е. А. Королевой и воспитателем Э. М. Алмыкуловой Подготовка к празднику «Новый год» Работа над выразительностью танцевальных образов Праздник «Новый год»

январь Способствовать реализации творческих способностей, помочь детям чувствовать себя непринужденно в коллективе. Привлечение родителей к изготовлению игрушек из бросового материала Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам; инсценировки по мотивам русских народных сказок. Этюды на развитие форм основных эмоций. Выставка;

досуг «Федора»

Февраль Работа над развитием эмоций в игровой форме. Анкетирование родителей «умеете ли вы организовывать досуг ребенка дома» Игры-импровизации; игры –драматизации с игрушками по сказке, которую придумали сами дети. Этюды на выражение характера Открытое занятие по театрализованной деятельности «Мы учимся быть актерами»

Март Развитие речи посредством театрализации. Развитие эмпатии Изготовление кукол для театра. Подготовка совместно с муз. работником Е. А. Королевой и воспитателем Э. М. Алмыкуловой Дидактические игры «Назови ласково героя», «Скажи словечко», «Кто как говорит». Подготовка к празднику «8 Марта» Праздник «8 марта».

Читайте также:  Зарубежные психологи о развитии ребенка дошкольника веракса читать

Апрель Развитие способностей к импровизации;развитие внимания. Фотоотчет о проделанной работе. Разыгрывание мини-сценок; игры-драматизации; Игра «Угадай кто я» Показ кукольного спектакля для младшей группы

Май Подведение итогов Анкетирование родителей Веселая викторина

креативной личности ребенка»

Источник

Елена Веселова
План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»

Цель: создание условий для систематизации представлений о развитии креативной личности ребенка через театральную деятельность.

Задачи:

1.Для детей:

развивать интерес к театрально-игровой деятельности и создавать необходимые условия для ее проведения;

— закреплять представления об окружающих предметах, умение называть предметы театрального игрового оборудования;

развивать у детей интерес и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам;

развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными куклами;

развивать желание детей выступать перед родителями, сотрудниками и детьми детского сада;

— формировать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях;

— создать условия для развития коммуникативных навыков личности детей (вербальное и невербальное общение, положительного эмоционального настроя,снятия напряженности и решение конфликтных ситуаций через игру:

— воспитывать уважительное отношение к людям театральных профессий.

2. Для педагога (воспитателя):

— повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, ФГОС дошкольного образования;

— изучить литературу по улучшению предметно – развивающей театральной среды в группе;

— обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе;

— создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, организовать выступления детей перед детьми младшего возраста).

Актуальность.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Появилось новое модное определение — креативность.

Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. А для развития креативности необходим творческий процесс.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.

Театральная деятельность и развитие творческих способностей человека составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства.

Каждый ребёнок талантлив изначально и чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться.

В ходе наблюдения за детьми, выявила, что дети очень скованны не только в выражении своих чувств, мыслей, эмоций, но и очень слабо проявляют свои творческие способности, как в игровой деятельности, так и в художественно-эстетической области. Чтобы раскрепостить и снять тревожность у детей, решила применить в своей практике театральную деятельность как средство развития креативной личности.

Читайте также:  Развитие ребенка к 4 месяцам если он родился раньше срока

Перспективный план работы

Формы работы,мероприятия с детьми:

Сентябрь

Проведение педагогической диагностики (по плану ДОУ).

Октябрь.

1 Беседа «Что такое театр»?

2. «Главные волшебники театра: актеры и режиссер (театральная игра «Актер и режиссер»)

3. Настольно-печатные игры «Волшебники театра: гример, портной (игры «В мастерской гримера», «В мастерской актера»)

3. Инсценировка сказки «Осенний наряд».

4. Драматизация авторской сказки «Корова Буренка»

Ноябрь

1. Постановка проблемных ситуаций «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?»

2.Вокальная мимика: игра «В доме моем тишина», упражнение «Незнайка-поэт», игровая деятельность детей «Переклички».

3. Мимика. Игра «Подбери маску»

Декабрь

1. Жесты.Этюды на выразительность жеста: «Ох, ох, что за гром?», «Самолеты загудели», «Чешу, чешу волосыньки» .

2. Пантомимика. Игры «Походка», «Кто я?», «Сказка».

3. Выражение основных эмоций.Этюды: «Тили-тили, тили-бом», «Баю, баю, бай», «Девица, девица», «Девочки и мальчики».

Январь

1. Сопоставление различных эмоций.Этюды: «На улице две курицы», «Скачет галка».

2. Воспроизведение отдельных черт характера.Этюды: «Лисичка-сестричка», «За деревней я гуляла», «Ехал пан».

3 Доброта и жалость. Игра «Спи, Танюшка», этюд «Добрый мальчик», «Посещение больного».

Февраль

1. Чтение пьесы Л. Поляк «Репка»

2. Репетиция пьесы «Репка».

3. Играем пьесу «Репка».

Март

1. Игра «Дедушка Молчок».

2. Моделирование сказки «Заюшкина избушка» и разыгрывание ее сюжета.

3. Театральная игра «Ходим кругом».

Апрель

1. Спектакль «Теремок».

2. Игра «Ступеньки доброты».

3. Сочиняем сказки.

Май

1. Показ настольного театра «Маша и медведь» детям младшего

дошкольного возраста.

2. Проведение педагогической диагностики детей.

Формы работы,мероприятия с педагогами:

Декабрь

Мастер-класс «Живые маски»

Январь

Деловая игра «Креативность педагога – решающий фактор продвижения

педагога к вершинам педагогического мастерства»

Март

Показ инсценировки и драматизации сказки

Май

Презентация

«Результаты проделанной работы с детьми и родителями»

Формы работы,мероприятия с родителями:

Сентябрь

1. Анкетирование «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности».

2. Выступление на родительском собрании по теме «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»

Октябрь

1. Памятки для родителей «Развитие речи в домашних условиях» (театрализованные игры в домашних условиях).

2. Беседы «Играете ли вы с ребенком в театр».

3. Привлечь родителей к обогащению предметно-пространственной среды

Ноябрь

1. Наглядная информация «Театрализованная деятельность в детском саду» (фото детей в театральной деятельности).

2. Приобщить родителей к изготовлению ширмы и атрибутов к различным видам театров.

3. Мастер – класс для родителей «Пальчиковый театр своими руками».

Декабрь — апрель

Организация работы театральной студии

Постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей и воспитателей

Май

Выступление на родительском собрании с подведенными итогами работы в данном направлении и обсуждение плана на предстоящий учебный год.

Методическая работа

Сентябрь

Диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции.

Октябрь

Знакомство, изучение, анализ литературы.

Ноябрь — апрель

Обогащение развивающей среды

Изготовление дидактических игр:

Использование д/игр на занятиях, в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми

Май

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Источник