Сенсорные процессы для психического развития ребенка

Ольга Головкина
Консультация для воспитателей «Развитие психических процессов через формирование сенсорных навыков и эталонов» — ранний возраст

Консультация по теме:

«Развитие психических процессов через формирование сенсорных навыков и эталонов».

Подготовила

Воспитатель детского сада №5

Головкина Ольга Павловна.

Психические процессы – динамическое действительности в различных формах психических явлений.

Все психические процессы подразделяются на:

— познавательные (ощущения, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание);

— эмоциональные (активные, пассивные);

— волевые (решение, исполнение, усилие).

Остановимся на развитии познавательных психических процессов.

Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря им человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует.

Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов.

В раннем возрасте (от 1г. до 3лет) происходят важнейшие изменения и становления в развитии психических процессов- формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет формирование сенсорных навыков и эталонов.

Сенсорное развитие во все времена было важным и необходимым для полноценного развития детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить, именно этот период является сензитивным, т. е. благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мир. Сенсорное развитие необходимо и для дальнейшего успешного обучения. От того, как ребенок мыслит, видит, как он вообще воспринимает мир, во многом зависит развитие его психических процессов.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических процессов, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.

Восприятие- психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущения. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов.

Восприятие является ведущей познавательной функцией. Восприятие в раннем возрасте создает фундамент для развития мышлении, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.

Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, которые может не заметить взрослый. Восприятие в раннем возрасте носит предметный характер, т. е. свойства предмета, например, цвет, форма, вкус и другие, не отделяются у ребенка от предмета. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие. Например, трава зеленая, лимон желтый и кислый, солнце желтое и круглое. Действуя с предметом, ребенок начинает обнаруживать отдельные качества предмета, постигает разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном. Например, при задании найди такого же цвета, ребенок находит разные предметы одного цвета- это могут быть кубик, шар, карандаш или зеленый мяч большой и маленький.

Мышление — высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира.

Мышление- высшая ступень человеческого познания, которая позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

Мышление в раннем возрасте принято называть наглядно — действенным, оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. Этот тип мышления предполагает непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. Например, сбор матрешек, пирамидки, башенки из стаканчиков, дети путем прикладывания, сравнивая, учатся правильно собирать.

При хорошо развитом наглядно- действенном мышлении, дети в дальнейшем должны уметь решать задачи на основе образного мышления, т. е. они должны уметь ориентироваться практически мгновенно, не прибегая к пробным действиям с предметами.

Игры на развитие мышления:

«Собери картинку» (из 2,3 и т. д. частей);

«Найди такую же»;

«Вставь блоки в отверстия соответствующей формы»;

«Собери пирамидку» и др.

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию через некоторое время.

В раннем возрасте в процессе активного восприятия включается память. В основном это узнавание, хотя ребенок уже может и воспроизводить увиденное и услышанное ранее. Ребенок запоминает то, на что обратил внимание, что произвело на него впечатление, было ему интересно.

У детей раннего возраста преобладает зрительно- эмоциональная память. Как правило, малыши сравнительно рано запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если это вызвало интерес. Благодаря такой памяти у детей совершенствуется речь, они хорошо ориентируются в обстановке, пользуются предметами домашнего обихода.

Разнообразие детских игр предоставляет ребенку богатые возможности для развития его памяти. Например, «Что здесь лишнее». «Чего не стало» и др.

Все психические процессы тесно взаимосвязаны, это выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, внимание невозможно без мышления. Поэтому в раннем возрасте необходим комплексный подход к развитию психических процессов.

Источник

           РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Сенсорное воспитание направлено на формирование и развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений), с помощью которых они приобретают опыт ориентирования во внешних свойствах предметов и явлений. Его задача — научить дошкольников точно полно и расчленено воспринимать предметы, их свойства и отношения (цвет, форма, величина, размещение в пространстве, высота звуков и т.п.) Без и кого обучения восприятия ребенка длительное время будет поверхностным, фрагментарным, не создавать необходимых основ для общего умственного развития, не формировать наблюдательность, мышление, речь, не происходить полноценное усвоение знаний и навыков в начальных классах школы.

Восприятие как целостное отражение предметов, ситуаций, явлений возникает в сознании человека при непосредственном воздействии объектов на анализаторы Процесс перехода от ощущения к восприятию — это переход к сложному отражению мира, которое увеличивает возможности человека относительно приспособления и активного его преобразования.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка до двух лет

Развитие восприятия является сложным процессом, который предполагает усвоение ребенком определенных сенсорных эталонов

КОТОРЫЕ является результатом общественного опыта; овладение способами обследования предметов

Сенсорные (лат sensorium-орган чувств) эталоны — выработанные человечеством представления об основных свойствах и отношения предметов и явлений окружающей действительности

Эти эталоны функционируют как общепринятый образец свойств и отношений предметов Например, при восприятии формы сенсорными эталонами являются геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, цилиндрической др т.д.), цвета — семь цветов спектра, а также белый и черный В природе существует многообразие форм и красок, однако человечество упорядочило их в определенную систему Овладение сенсорными эталонами позволяет воспринимать ты окружающий мир сквозь призму общественного опыта. И так, ребенок приучается видеть свойства предметов как разновидности или сочетание известных образцов.

Обеспечить усвоение сенсорных эталонов — значит сформировать представление об основных разновидностях каждого свойства предмета (цвет, величина, форма и т.д.) Однако непосредственно такие представления не смогут управлять восприятием, если ребенок не знает способов обследования предметов — установление, коему образца соответствует свойство определенного предмета, с которым она имеет дело — в игре, на занятии, в процессе ежедневного наблюдения, развлечений. Этим способам ребенка нужно учить специально.

Содержание сенсорного воспитания в дошкольном учреждении заключается в ознакомлении детей с сенсорными эталонами и обучении их способов обследования предметов

В повседневной жизни во время самостоятельных игр, труда, на прогулках малыши имеют дело со многими свойствами предметов, однако замечают, выделяют, осознают лишь некоторые из них. Практика и специально исследования подтверждают, что приобретенный стихийно, без руководства взрослых, сенсорный опыт достаточно бедным, поверхностным. Руководство сенсорным воспитанием ребенка должно учитывать ее возрастные особенности. До трех лет он еще не способен понять значение образцов (эталонов), с которыми необходимо сравнивать свойства предметов Кружочек, шарик, цветная полоска для них такие единичные и конкретные, как мяч, часы, чашка, книга и т.д. На этом этапе важно обеспечить накопление разнообразных представлений, сформировать основу для дальнейшего усвоения и использования сенсорных эталонов, используя в работе с детьми основные виды форм и цветов, которые впоследствии выступают  как эталоны. Воспитатель должен использовать названия цветов и форм, организовывать такие действия малышей с предметами, которые способны стимулировать внимание на их определенные свойства, способствовать образованию соответствующих представлений. При этом не нужно требовать, чтобы ребенок обязательно запомнила их. Полноценное усвоение названий возможно только после усвоения сенсорных эталонов.

В этой работе важно знать и использовать действия, которые обеспечивают выделение свойств и образования элементарных представлений о них. Такими действиями является сопоставление предметов по форме, размеру, цвету м: ребенок подбирает пары из группы предметов или ищет среди них названные  взрослым. Важно, чтобы он научился использовать как образец любой предмет, способствовать усвоению усвоения общепринятым их эталонов легче малыши выбирают предмет по форме, сложнее — по размеру (размеру), и самое  трудное — за цветом.

Осваивая сопоставление предметов по свойствам, подбирая предметы с одинаковыми свойствами, дети сначала накладывают их один на другой, сравнивают по форме, величине или цветом. Это дает им легко, а затем, овладев приемами внешнего сопоставления, они переходят к сопоставлению «на глаз» (зрительное сопоставление) В раннем и младшем дошкольном возрасте в процессе сенсорного воспитания лучше использовать плоские предметы, которые легко и удобно накладывать, прикладывать, сравнивая по определенными свойствами. Со вступлением ребенком определенного опыта можно использовать объемные предметы.

Современная методика сенсорного воспитания направлена прежде всего на формирование познавательной активности ребенка. Для этого она должна обладать процедурой обследования в зависимости от его цели. Перед конструированием, например, главное внимание обращают на строение, основные узлы креплений, рассматривают предмет с разных сторон для определения его формы. Перед рисованием внимание детей сосредотачиваются на контуре предмета. Для этого воспитатель предлагает обвести пальцем или ладонью его внешнюю часть, движением руки в воздухе воспроизвести форму. Характер обследования предметов зависит от следующей продуктивной деятельности детей. При организации деятельности дошкольников выделяют следующие основные моменты:

а) восприятие целостного предмета, создания общего впечатления о нем;

б) выделение основных частей предмета, определение их свойств;

в) определение пространственного размещения одних частей относительно других (выше, ниже, слева, справа);

г) выделение мелких частей предмета и выяснения их пространственного размещения по основным;

г) повторное целостное восприятие предмета, закрепление впечатление

В этой последовательности обследуют самые разнообразные предметы, поэтому такое обследование называют обобщенным

Для обследования во время работы на природе важно, чтобы дети умели отличить сухую землю от влажной, разрыхленную от твердой, культурное растение от дикорастущей. Для этого им нужны представления о характерных свойствах почвы (цвет, консистенция, влажность) и растений (признаки стеблей и листьев).

Различение звуков речи (звуковой анализ слова, формирование фонематического слуха) организуют в форме подчеркнутой, расчлененной произношения

Итак, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании зависят от характерных свойств предметов (цвет, форма, звук, запах и др.) и его цели направлены  на организацию познавательных  действий ребенка, формирования «его умственной активности.

В дошкольном учреждении сенсорное воспитание осуществляется на занятиях и в повседневной жизни, при разнообразной деятельности детей. Все его формы направлены на создание у детей богатого чувственного к своему виду, способности ориентироваться в различных свойствах предметов, на воспитание культуры восприятия, внимания, способности реагировать на непосредственное воздействие явления действительности.

Источник

Русакова Дарья
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Сенсорное развитие ребенка — это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Читайте также:  Центр развития ребенка в коренево

Существует пять сенсорных систем,с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детейспособам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детейаналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой — меньше — самый маленький). Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить «по росту» игрушки от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что «слон большой», а «муха маленькая», хотя он их и не видит в данный момент.

В старшем дошкольном возрасте у детейскладываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач «на глаз». Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.

Осязание. Развить тактильные ощущения,помогут следующие игры:

«Поймай киску»

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска.По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

«Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

Читайте также:  Какие занятия для развития речи ребенку 5 лет

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Ребенку предлагают на ощупь определить,из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить,какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Узнай фигуру»

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру»

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару»

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Что внутри?»

Ребенку предлагают воздушные шарики,содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль,различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т. е. определить, что находится внутри шариков.

«Отгадай цифру» (букву)

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.

«Что это?»

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку»

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.

«Золушка»

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри»

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек,наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Зрение.

Дети очень наблюдательны. Учите детейпо-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу;с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд. Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения. Третий — нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый — через банку с цветной водой, и т. д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях. Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни.

Слух.

Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры.В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.

А можно организовать занятие совсем по-иному. Включите зажигающую своим ритмом и темпераментом музыку, например этническую.Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой; бутылки с горохом; металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он дополнит новыми звуками мелодию, уловив ее настроение.

Вкус.

«Вкусное путешествие».

Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал. Пусть теперь ребенок нарисует свое ощущение и возникший внутренний образ. Другими словами, ощущения от вкуса могут преломляться в изобразительный мотив.Дети любят дополнять полученное изображение интересной историей: в данной истории главным героем будет вкусовой образ.

Обоняние.

Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.

«Что нам подскажет запах?».В пустые не прозрачные бутылочки поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д.Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Ребенок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений.

Попросите ребенка закрыть глаза и впитывать аромат, общаться с ним.После чего можно начать работу над созданием чувственного образа: нарисовать рисунки с помощью кистей и красок, а возможно, и пальцев рук. Это могут быть сказочные картины природы, фантастические существа, инопланетные жители, цветы, пейзажи, люди. Если ребенок сочинит историю к рисунку, это усилит и конкретизирует выраженный на бумаге чувственный образ.

Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию ребенка, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.

Источник