С развитием речи ребенка тесно связано развитие воображения
Валентина Федоровна Жезлова
Развитие речи и воображения детей раннего возраста
Проблемы развития речи, воображения детей раннего возраста в последние годы вызывают пристальный интерес у педагогов и психологов. Ученые отмечают, что целенаправленное развитие этих психических процессов важно как для психологического здоровья детей, так и для обеспечения условий их плавного перехода от раннего к дошкольному возрасту.
Анализ литературы (С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина, Н. В. Разина) показывает, что все важнейшие изменения, которые происходят с ребенком при переходе его от раннего к дошкольному возрасту связанны с его речевым развитием. Речь дает возможность ребенку управлять собой и быть управляемым другими. Она позволяет заменять реальные ситуации и предметы словами и предложениями, высказываться по поводу выполняемой деятельности выйти за рамки непосредственного восприятия в мир воображения.
Анализируя особенности развития воображения, известный ученый Л. С. Выготский отмечал его тесную связь с восприятием и речью. В качестве примера он описывал эксперимент, в котором от ребенка требовалось произнести фразу, которая бы противоречила реальному положению вещей.
Ученый отмечал, что до определенного возраста малыш не в состоянии справиться с этой задачей. Правильные ответы, которые давали дети раннего возраста в этом эксперименте, он связывал с появлением у них воображения как самостоятельного психического процесса. Решая задачи диагностики воображения детей, мы в своей работе решили попытаться повторить эксперимент, предложенный ученым.
Мы сажали куклу далеко от детей, чтобы они не могли включить ее в свою игру и спрашивали детей, что делает кукла. Все дети отвечали, что кукла сидит. После этого мы предлагали детям повторить за взрослым предложение «Кукла Маша стоит».
Анализ ответов и поведения показал, что большинство детей не справились с заданием: ряд воспитанников молчали, некоторые говорили, что она сидит, испуганно глядели на взрослого, опускали глаза. Лишь несколько детей, поглядывая на куклу, говорили «Кукла Маша стоит».
Таким образом, при выполнении этого задания большинство детей ориентируются на наглядную ситуацию, которая мешает проявлению их воображения, истоки которого начинают зарождаться в предметной деятельности.
Общеизвестно, что предметно-манипулятивная деятельность – главный вид деятельности детей раннего возраста. Психолог Н. В. Разина выделяет специальные «ключевые действия», в которых отображается функциональное назначение того или иного предмета (ручкой пишут). Для определения способностей детей выделять ключевые действия с предметами мы предлагали детям считывать ключевые действия взрослых и самим демонстрировать различные ключевые действия с предметами и без них.
Анализ полученных результатов диагностики показал, что самые маленькие дети двух-двух с половиной лет затрудняются понять действия другого человека. Воспитанники, которым исполнилось два с половиной и более лет в реальной ситуации с игрушками и предметами могут выполнить ключевые действия, а вот, к примеру, показать, или на словах рассказать, как укладывать куклу спать без самой куклы не могут, т. е. не могут действовать в воображаемом плане.
Такое положение дел потребовало от нас проведения целенаправленной работы по созданию условий, обеспечивающих безболезненный переход детей от раннего к дошкольному возрасту.
При этом главными задачами нашей деятельности являлось целенаправленное развитие у детей способностей использовать речь для общения и регуляции своей деятельности, действовать в воображаемом плане, что, по мнению ученых, обеспечивало формирование их психологической готовности к переходу во вторую младшую группу детского сада.
Работа с детьми включала шесть этапов. Коротко опишем особенности работы на каждом из них.
На первом этапе мы формировали у детей обобщенное восприятие предметов через организацию совместной со взрослым продуктивной деятельности, учили их выделять свойства, назначение предметов, затем (второй этап) обучали осознавать себя как отдельность в продуктивных видах деятельности, где взрослый занимал независимую позицию по отношению к ребенку, которую ярко демонстрировал. Задачей третьего этапа являлось обучение малышей умению участвовать в совместной со взрослым деятельности в качестве самостоятельного субъекта. На четвертом этапе побуждали осмыслять и переосмыслять предметы, действия с ними. На пятом этапе мы развивали у детей способности действовать в воображаемом плане. Для этого они занимали в общении с детьми позицию «неумеющих» взрослых и предлагали им научить их, например, строить гараж для машины. Развитие у детей способности играть (шестой этап) проходило в режиссерской игре, в которой ребенок учился придумывать сюжет, реализовывать его от имени разных героев, а затем переходить от игры к предметной деятельности.
Наши наблюдения показали, что проведенная работа способствовала появлению изменений в поведении детей – развитию способностей использовать речь как средство общения и построения деятельности, которые являются основой для безболезненного перехода детей от раннего к дошкольному возрасту.
Источник
Следует
отметить, что человек не рождается с
развитым воображением. Воображение
развивается в тесной связи с развитием
всей личности, в процессе обучения и
воспитания, а также в единстве с мышлением,
памятью, волей и чувствами»/
Несмотря на
сложность определения этапов развития
воображения у человека, можно выделить
определенные закономерности в его
формировании. Так, первые проявления
воображения тесно связаны с процессом
восприятия. Например, дети в возрасте
полутора лет не способны еще слушать
даже самые простые рассказы или
сказки, они постоянно отвлекаются или
засыпают, но с удовольствием слушают
рассказы о том, что они сами пережили.
В этом явлении достаточно ясно видна
связь воображения и восприятия. Ребенок
слушает рассказ о своих переживаниях
потому, что отчетливо представляет то,
о чем идет речь. Связь между восприятием
и воображением сохраняется и на следующей
ступени развития, когда ребенок в своих
играх начинает перерабатывать полученные
впечатления, видоизменяя в воображении
воспринимаемые ранее предметы. Стул
превращается в пещеру или самолет,
коробочка — в автомашину. Однако следует
отметить, что первые образы воображения
ребенка всегда связаны с деятельностью.
Ребенок не мечтает, а воплощает
переработанный образ в свою деятельность,
даже несмотря на то, что эта деятельность
— игра.
Важный этап в
развитии воображения связан с тем
возрастом, когда ребенок овладевает
речью. Речь позволяет ребенку включить
в воображение не только конкретные
образы, но и более отвлеченные представления
и понятия. Более того, речь позволяет
ребенку перейти от выражения образов
воображения в деятельности к
непосредственному их выражению в речи.
Этап овладения
речью сопровождается увеличением
практического опыта и развитием внимания,
что позволяет ребенку легче выделять
отдельные части предмета, которые он
воспринимает уже как самостоятельные
и которыми все чаще оперирует в своем
воображении. Главной особенностью
данного этапа является непроизвольный
характер возникновения образов
воображения. Чаще всего образы воображения
формируются у ребенка данного возраста
непроизвольно, в соответствии с
ситуацией, в которой он находится.
Следующий этап
развития воображения связан с появлением
его активных форм. На этом этапе процесс
воображения становится произвольным.
Возникновение активных форм воображения
вначале связано с побуждающей инициативой
со стороны взрослого. Для того чтобы
выполнить просьбу взрослого человека,
ребенок вначале должен создать, или
воссоздать, в своем воображении
определенный образ. Причем этот процесс
воображения по своей природе уже является
произвольным, поскольку ребенок
пытается его контролировать. Позднее
ребенок начинает использовать
произвольное воображение без всякого
участия взрослого. Окружающие ребенка
вещи становятся не просто стимулами к
развертыванию предметной деятельности,
а выступают в виде материала для
воплощения образов его воображения.
Ребенок в четырех-пятилетнем возрасте
начинает рисовать, строить, лепить,
переставлять вещи и комбинировать их
в соответствии со своим замыслом
41.
Развитие самосознания
и самооценки в дошкольном возрасте.
Самосознание
— чрезвычайно важная, сущностная
способность человека, позволяющая
выделить самого себя из окружающего
мира, осознать себя и найти свое место
в действительности. Самосознание
человека, как и его отношение к другим,
^основано на двух различных началах —
субъектном и объектном.
Самооценка
(как отношение к своим конкретным
качествам) иобраз
себя
(как представление о своих способностях,
возможностях, своем месте среди других
и пр.). В таких представлениях происходит
своего рода опредмечивание, определение
своего Я, его фиксация. Эти представления
о себе составляют
периферию самосознания,
которая опосредствует отношение
человека к миру, людям и самому себе.
Такое отношение
порождает оценку
и познание соответствующих качеств
другого, их сравнение со своими.
Возникновение и
развитие самосознания ребенка на
протяжении первых 7 лет жизни неразрывно
связаны с развитием межличностных
отношений с другими. Попытаемся проследить
основные этапы этого развития.
В
первом полугодии жизни в отношениях
младенца с матерью явно доминируетсубъектное,
личностное
начало. В таком общении рождается
аффективная связь ребенка с матерью,
которая дает начало егосубъектному
самосознанию,
—
он начинает чувствовать уверенность в
себе, в своей уникальности и нужности
для другого.
Во
втором полугодии с появлением
предметно-манипулятивной деятельности
отношение ребенка к взрослому усложняется
и дифференцируется. Оно начинает
опосредоваться предметами и предметными
действиями. Это может свидетельствовать
о появленииобъектного
начала самосознания,
которое выражается в образе себя.
В
раннем возрасте возникает новая,
чрезвычайно важная сфера межличностных
отношений ребенка — его отношения со
сверстниками. В первых формах отношения
к сверстнику отражается прежде всего
переживание своегосходства
с другим ребенком.
В раннем возрасте в изображениях
сверстника дети узнают прежде всего
себя, в реальных контактах с ним
воспроизводят его движения, вокализации,
мимику, как бы отражая его и отражаясь
в нем.
В
середине дошкольного возраста происходит
серьезный перелом в отношении ребенка
не только к сверстнику, но и к себе. Его
суть заключается воформлении
периферических структур
и
объективных составляющих образа Я.
Я реб-а опредмечивается. Дошк. начинает
относится к себе ч/з другого реб-а,
сравнивает себя с другими. Самооценка
дошк. имеет явно завышенный хар-р –
реб-к 4-5л. склонен преувеличивать свои
достоинства. К 7 г. отношение к себе
меняется, реб-к осознает не только свои
дей-я и качества, но и желания, переживания
Самосознание
ребенка и его отношение к другим
развиваются в неразрывном единстве
и основаны на двух началах:
субъектном и
объектном. Соотношение объектного и
субъектного начала с возрастом
меняется и определяет характер отношения
к себе и другому. Преобладание объектного
начала самосознания является
источником некоторых проблемных форм
поведения и отношения к сверстникам.
42.Развитие
воли в дошкольном возрасте: предпосылки
развития воли, становление волевого
действия. Развитие волевых качеств:
самостоятельности, настойчивости,
смелости, целеустремленности,
инициативности.
Воля, как и
большинство других высших психических
процессов, формируется в ходе
возрастного развития человека. Так, у
новорожденного ребенка преобладают
рефлекторные движения, а также некоторые
инстинктивные действия. Волевые,
сознательные действия начинают
формироваться значительно позднее.
Причем первые желания ребенка
характеризуются большой неустойчивостью.
Желания быстро сменяют друг друга и
очень часто носят неопределенный
характер. Лишь на четвертом году
жизни желания приобретают более или
менее устойчивый характер.
В этом же возрасте
у детей впервые отмечается возникновение
борьбы мотивов. Например, дети
двухлетнего возраста после некоторых
колебаний могут делать выбор между
несколькими возможными действиями.
Однако выбор, осуществляемый в
зависимости от мотивов морального
порядка, становится возможным для
детей не ранее конца третьего года
жизни. Это происходит лишь тогда, когда
ребенок уже может контролировать свое
поведение. Для этого необходимы, с одной
стороны, достаточно высокий уровень
развития, а с другой — некоторая
сформированность моральных установок.
И то и другое складывается под влиянием
обучения и воспитания, в процессе
постоянного взаимодействия со взрослыми.
Характер формирующихся моральных
установок в значительной степени зависит
от моральных установок взрослого, так
как в первые годы жизни ребенок стремится
подражать действиям взрослых, и постепенно
в процессе умственного развития он
начинает анализировать поступки
взрослого и делать соответствующие
выводы.
Как и все психические
процессы, воля развивается не сама по
себе, а в связи с общим развитием личности
человека.
Прежде всего успех
этого процесса зависит от родителей.
Исследования показывают, что родители,
стремящиеся дать ребенку всестороннее
развитие и при этом предъявляющие к
нему достаточно высокие требования,
могут рассчитывать на то, что у ребенка
не будет серьезных проблем с волевой
регуляцией деятельности. Такие недостатки
волевого поведения детей, как капризы
и упрямство, наблюдаемые в раннем
детстве, происходят из-за совершаемых
родителями ошибок в воспитании воли
ребенка. Если родители во всем стремятся
угождать ребенку, удовлетворяют каждое
его желание, не предъявляют ему
требований, которые должны безоговорочно
им выполняться, не приучают его
сдерживать себя, то, скорее всего,
впоследствии у ребенка будет наблюдаться
недостаточность волевого развития.
Необходимым
условием воспитания ребенка в семье
является формирование у него сознательной
дисциплины.
Развитие
воли
как способности к управлению поведением.
Дошкольный
возраст- возраст возникновения воли
как способности сознательно
управлять своим поведением, своими
внешними и внутренними действиями.
Он
овладевает умением контролировать
свою позу, например сидеть спокойно на
занятиях так, как этого требует
воспитатель, не вертеться, не вскакивать.
Управление
собственным телом нелегко дается
ребенку. Вначале
это особая задача, которая требует
внешнего контроля за самим собой, —
ребенок может оставаться относительно
неподвижным только в то время, когда
смотрит на положение
своих рук, ног, туловища, следит, чтобы
они не вышли из подчинения.
Управление
процессом запоминания и припоминания
становится
воз можным,
когда ребенку около четырех лет и он
начинает ставить перед
собой специальную цель: запомнить
поручение взрослого, понравившийся
ему стишок и т.п.
Сознательное
управление поведением только
начинает складываться в
дошкольном детстве. Волевые действия
соседствуют с действиями непреднамеренными,
импульсивными.
Развитие
воли ребенка тесно связано с происходящим
в дошкольном
возрасте изменением мотивов поведения,
формированием соподчинения мотивов.
Именно появление определенной
направленности, выдвижение на первый
план группы мотивов, которые становятся
для ребенка наиболее важными, ведет к
тому, что он сознательно добивается
поставленной цели, не поддаваясь
отвлекающему влиянию побуждений,
связанных с другими, менее значимыми
мотивами.
В
развитии волевых действий дошкольника
можно выделить три взаимосвязанные
стороны: 1)
развитие целенаправленности действий;
2) установление взаимозависимости между
целью действий и их мотивом; 3)
возрастание регулирующей роли речи в
выполнении действий.
Стремление
к цели — феномен развития и бытия всего
живого. Выполнение
целенаправленных действий наблюдается
уже в младенческом
возрасте.
Выполнение
волевых действий в детстве зависит от
речевого планирования
и регуляции. Именно
в словесной форме ребенок формулирует
для себя,
что он намерен делать, обсуждает сам с
собой возможные решения при
борьбе мотивов, напоминает себе о том,
для чего он выполняет действие,
и приказывает себе добиваться достижения
цели.
Воля человека
характеризуется определенными качествами.
Прежде всего, принято выделять силу
воли как обобщенную способность
преодолевать значительные затруднения,
возникающие на пути к достижению
поставленной цели.
Среди
различных проявлений силы воли принято
выделять такие личностные черты, как
выдержка и
самообладание,
которые выражаются в умении сдерживать
свои чувства, когда это требуется, в
недопущении импульсивных и необдуманных
действий, в умении владеть собой и
заставлять себя выполнять задуманное
действие, а также воздерживаться от
того, что хочется делать, но что
представляется неразумным или
неправильным.
Другой
характеристикой воли является
целеустремленность.
Под целеустремленностью принято
понимать сознательную и активную
направленность личности на достижение
определенного результата деятельности.
Очень часто, когда говорят о
целеустремленности, используют такое
понятие, как настойчивость. Это понятие
практически тождественно понятию
целеустремленности и характеризует
стремление человека в достижении
поставленной цели даже в самых сложных
условиях.
Важной
характеристикой воли является
инициативность.
Инициативность заключается в способности
предпринимать попытки к реализации
возникших у человека идей. Для многих
людей преодоление собственной инертности
является наиболее трудным моментом
волевого акта. Сделать первый осознанный
шаг к реализации новой идеи может только
самостоятельный человек. Самостоятельность
— это характеристика воли, которая
непосредственно связана с инициативностью.
Самостоятельность проявляется в
способности осознанно принимать решения
и в умении не поддаваться влиянию
различных факторов, препятствующих
достижению поставленной цели.
Следует
отметить, что инициатива, проявляемая
человеком, помимо самостоятельности
всегда связана еще с одним качеством
воли — решительностью.
Решительность заключается в отсутствии
излишних колебаний и сомнений при борьбе
мотивов, в своевременном и быстром
принятии решений. Прежде всего
решительность проявляется в выборе
доминирующего мотива, а также в выборе
адекватных средств достижения
поставленной цели. Решительность
проявляется и при осуществлении принятого
решения. Для решительных людей характерен
быстрый и энергичный переход от
выбора действий и средств к самому
выполнению действия.
От решительности,
как позитивного волевого качества,
необходимо отличать импульсивность,
которая характеризуется торопливостью
в принятии решений.
Исключительно
важным волевым качеством человека
является последовательность
действий человека. Последовательность
действий характеризует то, что все
совершаемые человеком поступки вытекают
из единого руководящего принципа,
которому человек подчиняет все
второстепенное и побочное. Последовательность
действий, в свою очередь, самым тесным
образом связана с самоконтролем
и самооценкой.
Воля, как и
большинство других высших психических
процессов, формируется в Ходе
возрастного развития человека. Так, у
новорожденного ребенка преобладают
рефлекторные движения, а также некоторые
инстинктивные действия. Волевые,
сознательные действия начинают
формироваться значительно позднее.
Причем первые желания ребенка
характеризуются большой неустойчивостью.
Желания быстро сменяют друг друга и
очень часто носят неопределенный
характер. Лишь на четвертом году
жизни желания приобретают более или
менее устойчивый характер.
В этом же возрасте
у детей впервые отмечается возникновение
борьбы мотивов. Например, дети
двухлетнего возраста после некоторых
колебаний могут делать выбор между
несколькими возможными действиями.
Однако выбор, осуществляемый в
зависимости от мотивов морального
порядка, становится возможным для
детей не ранее конца третьего года
жизни. Это происходит лишь тогда, когда
ребенок уже может контролировать свое
поведение. Для этого необходимы, с одной
стороны, достаточно высокий уровень
развития, а с другой — некоторая
сформированность моральных установок.
И то и другое складывается под влиянием
обучения и воспитания, в процессе
постоянного взаимодействия со взрослыми.
Характер формирующихся моральных
установок в значительной степени зависит
от моральных установок взрослого, так
как в первые годы жизни ребенок стремится
подражать действиям взрослых, и постепенно
в процессе умственного развития он
начинает анализировать поступки
взрослого и делать соответствующие
выводы.
Как и все психические
процессы, воля развивается не сама по
себе, а в связи с общим развитием личности
человека.
Прежде всего успех
этого процесса зависит от родителей.
Исследования показывают, что родители,
стремящиеся дать ребенку всестороннее
развитие и при этом предъявляющие к
нему достаточно высокие требования,
могут рассчитывать на то, что у ребенка
не будет серьезных проблем с волевой
регуляцией деятельности. Такие недостатки
волевого поведения детей, как капризы
и упрямство, наблюдаемые в раннем
детстве, происходят из-за совершаемых
родителями ошибок в воспитании воли
ребенка. Если родители во всем стремятся
угождать ребенку, удовлетворяют каждое
его желание, не предъявляют ему
требований, которые должны безоговорочно
им выполняться, не приучают его
сдерживать себя, то, скорее всего,
впоследствии у ребенка будет наблюдаться
недостаточность волевого развития.
Необходимым
условием воспитания ребенка в семье
является формирование у него сознательной
дисциплины.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник