С развитием речи ребенка тесно связано развитие воображения

С развитием речи ребенка тесно связано развитие воображения thumbnail

Валентина Федоровна Жезлова
Развитие речи и воображения детей раннего возраста

Проблемы развития речи, воображения детей раннего возраста в последние годы вызывают пристальный интерес у педагогов и психологов. Ученые отмечают, что целенаправленное развитие этих психических процессов важно как для психологического здоровья детей, так и для обеспечения условий их плавного перехода от раннего к дошкольному возрасту.

Анализ литературы (С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина, Н. В. Разина) показывает, что все важнейшие изменения, которые происходят с ребенком при переходе его от раннего к дошкольному возрасту связанны с его речевым развитием. Речь дает возможность ребенку управлять собой и быть управляемым другими. Она позволяет заменять реальные ситуации и предметы словами и предложениями, высказываться по поводу выполняемой деятельности выйти за рамки непосредственного восприятия в мир воображения.

Анализируя особенности развития воображения, известный ученый Л. С. Выготский отмечал его тесную связь с восприятием и речью. В качестве примера он описывал эксперимент, в котором от ребенка требовалось произнести фразу, которая бы противоречила реальному положению вещей.

Ученый отмечал, что до определенного возраста малыш не в состоянии справиться с этой задачей. Правильные ответы, которые давали дети раннего возраста в этом эксперименте, он связывал с появлением у них воображения как самостоятельного психического процесса. Решая задачи диагностики воображения детей, мы в своей работе решили попытаться повторить эксперимент, предложенный ученым.

Мы сажали куклу далеко от детей, чтобы они не могли включить ее в свою игру и спрашивали детей, что делает кукла. Все дети отвечали, что кукла сидит. После этого мы предлагали детям повторить за взрослым предложение «Кукла Маша стоит».

Анализ ответов и поведения показал, что большинство детей не справились с заданием: ряд воспитанников молчали, некоторые говорили, что она сидит, испуганно глядели на взрослого, опускали глаза. Лишь несколько детей, поглядывая на куклу, говорили «Кукла Маша стоит».

Таким образом, при выполнении этого задания большинство детей ориентируются на наглядную ситуацию, которая мешает проявлению их воображения, истоки которого начинают зарождаться в предметной деятельности.

Общеизвестно, что предметно-манипулятивная деятельность – главный вид деятельности детей раннего возраста. Психолог Н. В. Разина выделяет специальные «ключевые действия», в которых отображается функциональное назначение того или иного предмета (ручкой пишут). Для определения способностей детей выделять ключевые действия с предметами мы предлагали детям считывать ключевые действия взрослых и самим демонстрировать различные ключевые действия с предметами и без них.

Анализ полученных результатов диагностики показал, что самые маленькие дети двух-двух с половиной лет затрудняются понять действия другого человека. Воспитанники, которым исполнилось два с половиной и более лет в реальной ситуации с игрушками и предметами могут выполнить ключевые действия, а вот, к примеру, показать, или на словах рассказать, как укладывать куклу спать без самой куклы не могут, т. е. не могут действовать в воображаемом плане.

Такое положение дел потребовало от нас проведения целенаправленной работы по созданию условий, обеспечивающих безболезненный переход детей от раннего к дошкольному возрасту.

При этом главными задачами нашей деятельности являлось целенаправленное развитие у детей способностей использовать речь для общения и регуляции своей деятельности, действовать в воображаемом плане, что, по мнению ученых, обеспечивало формирование их психологической готовности к переходу во вторую младшую группу детского сада.

Работа с детьми включала шесть этапов. Коротко опишем особенности работы на каждом из них.

На первом этапе мы формировали у детей обобщенное восприятие предметов через организацию совместной со взрослым продуктивной деятельности, учили их выделять свойства, назначение предметов, затем (второй этап) обучали осознавать себя как отдельность в продуктивных видах деятельности, где взрослый занимал независимую позицию по отношению к ребенку, которую ярко демонстрировал. Задачей третьего этапа являлось обучение малышей умению участвовать в совместной со взрослым деятельности в качестве самостоятельного субъекта. На четвертом этапе побуждали осмыслять и переосмыслять предметы, действия с ними. На пятом этапе мы развивали у детей способности действовать в воображаемом плане. Для этого они занимали в общении с детьми позицию «неумеющих» взрослых и предлагали им научить их, например, строить гараж для машины. Развитие у детей способности играть (шестой этап) проходило в режиссерской игре, в которой ребенок учился придумывать сюжет, реализовывать его от имени разных героев, а затем переходить от игры к предметной деятельности.

Наши наблюдения показали, что проведенная работа способствовала появлению изменений в поведении детей – развитию способностей использовать речь как средство общения и построения деятельности, которые являются основой для безболезненного перехода детей от раннего к дошкольному возрасту.

Источник

Следует
отметить, что человек не рождается с
развитым воображением. Воображение
развивается в тесной связи с развитием
всей личности, в процессе обучения и
воспитания, а также в единстве с мышлением,
памятью, волей и чувствами»/

Несмотря на
сложность определения этапов развития
воображения у челове­ка, можно выделить
определенные закономерности в его
формировании. Так, пер­вые проявления
воображения тесно связаны с процессом
восприятия. Например, дети в возрасте
полутора лет не способны еще слушать
даже самые простые рас­сказы или
сказки, они постоянно отвлекаются или
засыпают, но с удовольствием слушают
рассказы о том, что они сами пережили.
В этом явлении достаточно ясно видна
связь воображения и восприятия. Ребенок
слушает рассказ о своих пережи­ваниях
потому, что отчетливо представляет то,
о чем идет речь. Связь между вос­приятием
и воображением сохраняется и на следующей
ступени развития, когда ребенок в своих
играх начинает перерабатывать полученные
впечатления, видо­изменяя в воображении
воспринимаемые ранее предметы. Стул
превращается в пещеру или самолет,
коробочка — в автомашину. Однако следует
отметить, что первые образы воображения
ребенка всегда связаны с деятельностью.
Ребенок не мечтает, а воплощает
переработанный образ в свою деятельность,
даже несмотря на то, что эта деятельность
— игра.

Важный этап в
развитии воображения связан с тем
возрастом, когда ребенок овладевает
речью. Речь позволяет ребенку включить
в воображение не только конкретные
образы, но и более отвлеченные представления
и понятия. Более того, речь позволяет
ребенку перейти от выражения образов
воображения в деятельно­сти к
непосредственному их выражению в речи.

Этап овладения
речью сопровождается увеличением
практического опыта и развитием внимания,
что позволяет ребенку легче выделять
отдельные части предмета, которые он
воспринимает уже как самостоятельные
и которыми все чаще оперирует в своем
воображении. Главной особенностью
данного этапа является не­произвольный
характер возникновения образов
воображения. Чаще всего образы воображения
формируются у ребенка данного возраста
непроизвольно, в соответ­ствии с
ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап
развития воображения связан с появлением
его активных форм. На этом этапе процесс
воображения становится произвольным.
Возникнове­ние активных форм воображения
вначале связано с побуждающей инициативой
со стороны взрослого. Для того чтобы
выполнить просьбу взрослого человека,
ребе­нок вначале должен создать, или
воссоздать, в своем воображении
определенный образ. Причем этот процесс
воображения по своей природе уже является
произ­вольным, поскольку ребенок
пытается его контролировать. Позднее
ребенок начи­нает использовать
произвольное воображение без всякого
участия взрослого. Окружающие ребенка
вещи становятся не просто стимулами к
развертыванию предметной дея­тельности,
а выступают в виде материала для
воплощения образов его воображе­ния.
Ребенок в четырех-пятилетнем возрасте
начинает рисовать, строить, лепить,
переставлять вещи и комбинировать их
в соответствии со своим замыслом

41.
Развитие са
мосознания
и самооценки в дошкольном возрасте.

Самосознание
— чрезвычайно важная, сущностная
способ­ность человека, позволяющая
выделить самого себя из окружаю­щего
мира, осознать себя и найти свое место
в действительности. Само­сознание
человека, как и его отношение к другим,
^основано на двух различных началах —
субъектном и объектном.

Самооценка
(как отношение к своим конкрет­ным
качествам) иобраз
себя

(как представление о своих способ­ностях,
возможностях, своем месте среди других
и пр.). В таких представлениях происходит
своего рода опредмечивание, опре­деление
своего Я, его фиксация. Эти представления
о себе со­ставляют
периферию самосознания,

которая опосредствует отно­шение
человека к миру, людям и самому себе.
Такое отношение

порождает оценку
и познание соответствующих качеств
друго­го, их сравнение со своими.

Возникновение и
развитие самосознания ребенка на
протя­жении первых 7 лет жизни неразрывно
связаны с развитием меж­личностных
отношений с другими. Попытаемся проследить
ос­новные этапы этого развития.

В
первом полугодии жизни в отношениях
младенца с матерью явно доминируетсубъектное,
личностное

начало. В таком общении рождается
аффективная связь ребенка с матерью,
которая дает начало егосубъектному
самосоз­нанию,


он начинает чувствовать уверенность в
себе, в своей уникальности и нужности
для другого.

Во
втором полугодии с появлением
предметно-манипулятивной деятельности
отношение ребенка к взрослому усложня­ется
и дифференцируется. Оно начинает
опосредоваться предметами и предметными
действиями. Это может свидетельствовать
о появленииобъектного
начала самосознания,

которое выражается в образе себя.

В
раннем возрасте возникает новая,
чрезвычайно важная сфера межличностных
отношений ребенка — его отношения со
сверстниками. В первых формах отношения
к сверстнику от­ражается прежде всего
переживание своегосходства
с другим
ребенком.
В раннем возрасте в изображениях
сверстника дети узнают прежде всего
себя, в реальных контактах с ним
воспро­изводят его движения, вокализации,
мимику, как бы отражая его и отражаясь
в нем.

В
середине дошкольного возраста происходит
серьезный пе­релом в отношении ребенка
не только к сверстнику, но и к себе. Его
суть заключается воформлении
периферических структур

и
объективных составляющих образа Я.

Я реб-а опредмечивается. Дошк. начинает
относится к себе ч/з другого реб-а,
сравнивает себя с другими. Самооценка
дошк. имеет явно завышенный хар-р –
реб-к 4-5л. склонен преувеличивать свои
достоинства. К 7 г. отношение к себе
меняется, реб-к осознает не только свои
дей-я и качества, но и желания, переживания

Самосознание
ребенка и его отношение к другим
разви­ваются в неразрывном единстве
и основаны на двух началах:

субъектном и
объектном. Соотношение объектного и
субъек­тного начала с возрастом
меняется и определяет характер отношения
к себе и другому. Преобладание объектного
нача­ла самосознания является
источником некоторых проблемных форм
поведения и отношения к сверстникам.

42.Развитие
воли в дошкольном возрасте: предпосылки
развития воли, становление волевого
действия. Развитие волевых качеств:
самостоятельности, настойчивости,
смелости, целеустремленности,
инициативности.

Воля, как и
большинство других высших психических
процессов, формирует­ся в ходе
возрастного развития человека. Так, у
новорожденного ребенка преобла­дают
рефлекторные движения, а также некоторые
инстинктивные действия. Во­левые,
сознательные действия начинают
формироваться значительно позднее.
Причем первые желания ребенка
характеризуются большой неустойчивостью.
Желания быстро сменяют друг друга и
очень часто носят неопределенный
харак­тер. Лишь на четвертом году
жизни желания приобретают более или
менее устой­чивый характер.

В этом же возрасте
у детей впервые отмечается возникновение
борьбы моти­вов. Например, дети
двухлетнего возраста после некоторых
колебаний могут де­лать выбор между
несколькими возможными действиями.
Однако выбор, осуще­ствляемый в
зависимости от мотивов морального
порядка, становится возмож­ным для
детей не ранее конца третьего года
жизни. Это происходит лишь тогда, когда
ребенок уже может контролировать свое
поведение. Для этого необходимы, с одной
стороны, достаточно высокий уровень
развития, а с другой — некоторая
сформированность моральных установок.
И то и другое складывается под влия­нием
обучения и воспитания, в процессе
постоянного взаимодействия со взрос­лыми.
Характер формирующихся моральных
установок в значительной степени зависит
от моральных установок взрослого, так
как в первые годы жизни ребенок стремится
подражать действиям взрослых, и постепенно
в процессе умственного развития он
начинает анализировать поступки
взрослого и делать соответствую­щие
выводы.

Как и все психические
процессы, воля развивается не сама по
себе, а в связи с общим развитием личности
человека.

Прежде всего успех
этого процес­са зависит от родителей.
Исследования показывают, что родители,
стремящиеся дать ребенку всестороннее
развитие и при этом предъявляющие к
нему достаточ­но высокие требования,
могут рассчитывать на то, что у ребенка
не будет серьез­ных проблем с волевой
регуляцией деятельности. Такие недостатки
волевого по­ведения детей, как капризы
и упрямство, наблюдаемые в раннем
детстве, проис­ходят из-за совершаемых
родителями ошибок в воспитании воли
ребенка. Если родители во всем стремятся
угождать ребенку, удовлетворяют каждое
его жела­ние, не предъявляют ему
требований, которые должны безоговорочно
им выпол­няться, не приучают его
сдерживать себя, то, скорее всего,
впоследствии у ребенка будет наблюдаться
недостаточность волевого развития.

Необходимым
условием воспитания ребенка в семье
является формирование у него сознательной
дисциплины.

Развитие
воли

как способности к управлению поведением.
Дошколь­ный
возраст- возраст возникновения воли
как способности сознатель­но
управлять своим поведением, своими
внешними и внутренними дей­ствиями.
Он
овладевает умением контролиро­вать
свою позу, например сидеть спокойно на
занятиях так, как этого требует
воспитатель, не вертеться, не вскакивать.
Управление
собствен­ным телом нелегко дается
ребенку.
Вначале
это особая задача, которая требует
внешнего контроля за самим собой, —
ребенок может оставаться относительно
неподвижным только в то время, когда
смотрит на поло­жение
своих рук, ног, туловища, следит, чтобы
они не вышли из подчи­нения.

Управление
процессом запоминания и припоминания
становится
воз можным,
когда ребенку около четырех лет и он
начинает ставить пе­ред
собой специальную цель: запомнить
поручение взрослого, понра­вившийся
ему стишок и т.п.

Сознательное
управление поведением
только
начинает складываться в
дошкольном детстве. Волевые действия
соседствуют с действиями непреднамеренными,
импульсивными.

Развитие
воли ребенка тесно связано с происходящим
в дошколь­ном
возрасте изменением мотивов поведения,
формированием сопод­чинения мотивов.
Именно появление определенной
направленности, выдвижение на первый
план группы мотивов, которые становятся
для ребенка наиболее важными, ведет к
тому, что он сознательно добива­ется
поставленной цели, не поддаваясь
отвлекающему влиянию побу­ждений,
связанных с другими, менее значимыми
мотивами.

В
развитии волевых действий дошкольника
можно выделить три взаимосвязанные
стороны: 1)
развитие целенаправленности действий;
2) установление взаимозависимости между
целью действий и их моти­вом; 3)
возрастание регулирующей роли речи в
выполнении действий.

Стремление
к цели — феномен развития и бытия всего
живого. Вы­полнение
целенаправленных действий наблюдается
уже в младенче­ском
возрасте.

Выполнение
волевых действий в детстве зависит от
речевого планиро­
вания
и регуляции.
Именно
в словесной форме ребенок формулирует
для себя,
что он намерен делать, обсуждает сам с
собой возможные решения при
борьбе мотивов, напоминает себе о том,
для чего он выполняет действие,
и приказывает себе добиваться достижения
цели.

Воля человека
характеризуется определенными качествами.
Прежде всего, принято выделять силу
воли как обобщенную способность
преодолевать значи­тельные затруднения,
возникающие на пути к достижению
поставленной цели.

Среди
различных проявлений силы воли принято
выделять такие личностные черты, как
выдержка и
самообладание
,
которые выражаются в умении сдерживать
свои чувства, когда это требуется, в
недопущении импульсивных и необдуманных
действий, в умении владеть собой и
заставлять себя выполнять задуманное
дей­ствие, а также воздерживаться от
того, что хочется делать, но что
представляется неразумным или
неправильным.

Другой
характеристикой воли является
целеустремленность.
Под целеустрем­ленностью принято
понимать сознательную и активную
направленность лично­сти на достижение
определенного результата деятельности.
Очень часто, когда говорят о
целеустремленности, используют такое
понятие, как настойчивость. Это понятие
практически тождественно понятию
целеустремленности и характе­ризует
стремление человека в достижении
поставленной цели даже в самых слож­ных
условиях.

Важной
характеристикой воли является
инициативность.
Инициативность заключается в способности
предпринимать попытки к реализации
возникших у человека идей. Для многих
людей преодоление собственной инертности
являет­ся наиболее трудным моментом
волевого акта. Сделать первый осознанный
шаг к реализации новой идеи может только
самостоятельный человек. Самостоятель­ность
— это характеристика воли, которая
непосредственно связана с инициатив­ностью.
Самостоятельность проявляется в
способности осознанно принимать решения
и в умении не поддаваться влиянию
различных факторов, препятствую­щих
достижению поставленной цели.

Следует
отметить, что инициатива, проявляемая
человеком, помимо самостоя­тельности
всегда связана еще с одним качеством
воли — решительностью.
Реши­тельность заключается в отсутствии
излишних колебаний и сомнений при борьбе
мотивов, в своевременном и быстром
принятии решений. Прежде всего
решитель­ность проявляется в выборе
доминирующего мотива, а также в выборе
адекват­ных средств достижения
поставленной цели. Решительность
проявляется и при осуществлении принятого
решения. Для решительных людей характерен
быст­рый и энергичный переход от
выбора действий и средств к самому
выполнению действия.

От решительности,
как позитивного волевого качества,
необходимо отличать импульсивность,
которая характеризуется торопливостью
в принятии решений.

Исключительно
важным волевым качеством человека
является последователь­ность
действий человека. Последовательность
действий характеризует то, что все
совершаемые человеком поступки вытекают
из единого руководящего принципа,
которому человек подчиняет все
второстепенное и побочное. Последовательность
действий, в свою очередь, самым тесным
образом связана с самоконтролем
и са­мооценкой.

Воля, как и
большинство других высших психических
процессов, формирует­ся в Ходе
возрастного развития человека. Так, у
новорожденного ребенка преобла­дают
рефлекторные движения, а также некоторые
инстинктивные действия. Во­левые,
сознательные действия начинают
формироваться значительно позднее.
Причем первые желания ребенка
характеризуются большой неустойчивостью.
Желания быстро сменяют друг друга и
очень часто носят неопределенный
харак­тер. Лишь на четвертом году
жизни желания приобретают более или
менее устой­чивый характер.

В этом же возрасте
у детей впервые отмечается возникновение
борьбы моти­вов. Например, дети
двухлетнего возраста после некоторых
колебаний могут де­лать выбор между
несколькими возможными действиями.
Однако выбор, осуще­ствляемый в
зависимости от мотивов морального
порядка, становится возмож­ным для
детей не ранее конца третьего года
жизни. Это происходит лишь тогда, когда
ребенок уже может контролировать свое
поведение. Для этого необходимы, с одной
стороны, достаточно высокий уровень
развития, а с другой — некоторая
сформированность моральных установок.
И то и другое складывается под влия­нием
обучения и воспитания, в процессе
постоянного взаимодействия со взрос­лыми.
Характер формирующихся моральных
установок в значительной степени зависит
от моральных установок взрослого, так
как в первые годы жизни ребенок стремится
подражать действиям взрослых, и постепенно
в процессе умственного развития он
начинает анализировать поступки
взрослого и делать соответствую­щие
выводы.

Как и все психические
процессы, воля развивается не сама по
себе, а в связи с общим развитием личности
человека.

Прежде всего успех
этого процес­са зависит от родителей.
Исследования показывают, что родители,
стремящиеся дать ребенку всестороннее
развитие и при этом предъявляющие к
нему достаточ­но высокие требования,
могут рассчитывать на то, что у ребенка
не будет серьез­ных проблем с волевой
регуляцией деятельности. Такие недостатки
волевого по­ведения детей, как капризы
и упрямство, наблюдаемые в раннем
детстве, проис­ходят из-за совершаемых
родителями ошибок в воспитании воли
ребенка. Если родители во всем стремятся
угождать ребенку, удовлетворяют каждое
его жела­ние, не предъявляют ему
требований, которые должны безоговорочно
им выпол­няться, не приучают его
сдерживать себя, то, скорее всего,
впоследствии у ребенка будет наблюдаться
недостаточность волевого развития.

Необходимым
условием воспитания ребенка в семье
является формирование у него сознательной
дисциплины.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник