Бюджетное дошкольное образовательное учреждение дошкольного
образования
«Детский сад № 128 комбинированного вида»
ПАСПОРТ
развивающей предметно-пространственной среды
старшей группы №12
Состовитель: Баскакова Надежда
Александровна
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС)– часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития (п. 3.2) (Примерная ООП ДО ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
•Предметная среда, в которой действует ребенок, применяя уже имеющиеся у него знания и способы действия, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении (С.Л. Новоселова)
• Возможность для реализация всех видов детской деятельности в рамках социальной ситуации развития как системы отношений, возникающая между ребенком и окружающим его социальным миром в данный возрастной период, где взаимоотношения выстраиваются между взрослыми, детьми и окружающей средой (ФГОС ДО)
• должна способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС ДО.
• создание через предметную среду зоны ближайшего психического развития ребенка (Л.С.Выготский).
• среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка. Это означает, что предметная среда должна содержать как консервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию (Н.Н.Поддьяков)
Требования к РППС в ДОО в соответствии с ФГОС ДО
РППС должна обеспечивать:
• возможность общения и совместной деятельности детей, а также возможности для уединения;
• реализацию различных образовательных программ (параллельная реализация содержания обеих частей ООП);
• в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;
• учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
• учет возрастных особенностей детей.
РРПП должна быть: содержательно-насыщенной. При проектировании РППС необходимо учитывать целостность образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической (должны быть выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием по каждому направлению развития в соответствии со спецификой Программы)
РРПП должна быть: трансформируемой предполагается возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
РРПП должна быть: полифункциональной. Предполагается возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (не стационарно закрепленных)
РРПП должна быть: вариативной. Предполагается: наличие в группе различных пространств (для разных видов деятельности (9), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
РРПП должна быть: доступной и безопасной.
•Доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
• свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
• Безопасность РППС предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Нормативные документы
•Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
•Указ Президента РФ от 01.06.2012 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
•Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)
•Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. 03-51-46ин/14- 03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
•Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 139-ФЗ)
•Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. 30384
•Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
•Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 декабря 2013 г. № 68, зарегистрировано в Минюсте России 3 февраля 2014 г., рег. № 31209 «Об утверждении «Санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»
•Приказ Министерства труда и социальной защиты от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Содержание развивающей предметно-пространственной среды
Образовательные области | Центр развития | Имеющиеся материалы и оборудование | План развития |
Социально-коммуникативное развитие | Центр сюжетно-ролевых игр | - Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
- Поликлиника: шапочка с красным крестиком, халат, атрибуты (трубка, шприц, градусник, бутылочка из-под лекарств, баночки из-под мазей, пипетка, вата, бинт, горчичники, таблетки, нарисованные на кусочках картона).
- Шофёр, мотоциклист: копии разных инструментов (гаечный ключ, молоток, отвёртка, пассатижи). Столовая: колпак, фартук, посуда, продукты.
- Парикмахерская: халат, расчёски, бигуди, ножницы, тазик, шампуни, духи, мыло, полотенце.
- Магазин: коробки из-под конфет, чая, сока, сахара, калькулятор, весы, фартук, колпак, кассовые чеки, кошельки с деньгами.
- Семья: куклы, одежда для кукол, мебель, коляска, кукла Беби-бон с одеждой, пелёнки.
- Оборудование для режиссёрской игры: многофункциональные кубики, наборы образных игрушек небольшого размера (солдатики, животные, динозавры), кубики, игровое оборудование (мебель, посуда), животные, неоформленный игровой материал (кубики, шарики, бутылочки).
- Макеты объёмные – автобус.
| Шофёр, мотоциклист: ремень безопасности, шлем, перчатки, насос, руль. Лётчик: фуражка, пилотка, атрибуты (штурвал), пульт управления с функциональными кнопками Моряк, капитан: бескозырка, матросский воротник, капитанская фуражка, бинокль. |
Центр природы (Уголок природы) | - Календарь природы.
- Комнатные цветы.
- Место для труда (инвентарь для трудовой деятельности: 2 клеёнчатых фартука, щётки, тряпки, лейки, тазик, палочки для рыхления).
- Иллюстрации с изображением признаков сезона.
- Растения, требующие разных способов ухода.
- Паспорт комнатных растений.
- Зимний огород (луковицы, крупные и мелкие семена).
- Картинки с изображением цветов.
- Иллюстрации с изображением животных и птиц.
- Иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод).
- Разнообразные ёмкости, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки.
| Дидактические игры на природоведческую тематику. |
Уголок дежурств | - Салфетницы
- Плакат сегодня дежурят
- Карточки сегодня дежурят
- Коробка под салфетки
- Салфетки
- Схема дежурства по столовой
- Фартуки для девочек
- Фартуки для мальчиков
- Косынки для девочек
- Шапочки для мальчиков
- Салфетки для краски
- Салфетки для клея
- Лейки
- Опрыскивать для цветов
- Салфетки для протирания пыли
- Палочки для рыхления почвы
- Щетки
- Схемы ухода за растениями
- Клеенка
| - Папка «Складываем салфетки красиво»
- Схема правильного раскладывания предметов на занятии
- Фартуки
|
Центр ПДД и центр пожарной безопасности | Демонстрационный материал - «Дорожная безопасность»;
- «Правила дорожного движения»
- «Будь осторожен на улице!»
- «Знай правила дорожного движения»
- «Дорожная безопасность»
- «Правила поведения на дороге»
- «Правила безопасности дошкольника»
- «Азбука дорожного движения»
Картотека предметных карт инок «Транспорт» Дидактические игры: - «На земле, на воздухе и на воде»
- «Транспорт».
- «Дорога».
Игрушечные машины и транспорт. - «Пожарная безопасность»;
- «Детям о правилах пожарной
- безопасности»
- «Наши друзья пожарники спешат на
- помощь»
- «Умей действовать при пожаре»
- «Осторожно, высокое напряжение!»
- «Безопасность ребенка»
Пожарные машины разных размеров. | - Костюмы ГАИ.
- Макет светофора.
- Уголок ПДД.
- Огнетушитель.
- Маска – респиратор.
- Игрушки заместители для игры «Мы пожарные».
- Уголок пожарной безопасности.
|
Центр ТРИЗ | - Волшебная шляпа ТРИЗ
- Д/и: «Соты».
- Д/и: «Животные Омска и омской обл.».
- Д/и: «Найди тень насекомого».
- Д/и: «Поле чудес».
- Д/и: «Преображение сказочного персонажа».
- Д/и: «Теремок».
- Консультация для родителей по ТРИЗ.
- Презентация для воспитателей ТРИЗ.
- Мнемотаблицы скороговорки.
- Мнемотаблицы стихи.
- Интерактивная игра «Чико».
| - Разработка дидактических игр по ТРИЗ.
|
Уголок уединения | - Телефон для звонков маме или папе.
- Кукла. Чтобы ребенок мог выговориться и поговорить, рассказать свои переживания.
- Коробочка для гнева (ребенок выговаривает все свои обиды).
- Мирилка (коробочка примирения).
- Книги. Сказки с добрыми героями
- Подушки – плакушки.
| - Фотоальбом с семейными фотографиями
|
Познавательное развитие | Уголок краеведения | - Карта Омска.
- Демонстрационный материал герб, флаг, гимн России.
- Альбом «Панорамы Родины»
- Игры по направлению «Человек в истории и культуре».
- Пособия по Омскому Прииртышью.
- Игры Омского Прииртышья:
-Д/и: «Соты»; -Д/и: «Животные Омска и омской обл.»; -Д/и: «Найди тень насекомого»; -Д/и: «Поле чудес». | - Альбом «Наш город».
- Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей России.
|
Центр конструктивной деятельности | - Деревянные большие кубики и кирпичики.
- Маленькие деревянные кубики и кирпичики.
- Лего «Дупло».
- Пластмассовые кубики.
- Строительный материал (пластмассовые) разных размеров.
Различные конструкторы с разными способами крепления - Схемы, образцы, рисунки
- Плоскостные мозаики
- Коробочки разных размеров
- Пирамиды
- Строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей.
- Образцы построек и поделок.
- Коробки разных размеров.
- Палочки.
| - Образцы построек разной сложности.
- Наборы для моделирования.
- Опорные схемы.
|
Центр математического развития | - Игра «Чудесный мешочек».
- Рабочие тетради с заданиями.
- Настенная модель числового ряда с наличием чисел.
- Модель числовой прямой.
- Плакаты – схемы «Весёлый счёт»
- Наборы геометрических фигур
- Счётные палочки
- Раздаточный материал:
-линейки; -цифры на каждого ребёнка; -геометрические фигуры на каждого ребёнка; -счётные палочки; -карточки для счёта; -мелкие предметы для счёта и сравнения; -таблицы и модели. - Ростомер.
- Модель часов.
- Часы настенные.
- Различные настольно-печатные, дидактические игры.
- Числовое лото.
- Математическое домино.
- Пособие по математике.
- Занимательные книги по математике и книги для самостоятельных занятий.
| - Игры с цифрами.
- Модели числовых и временных отношений.
- Счёты.
- Различные календари.
- Геометрические головоломки, мягкий конструктор.
|
Центр Экспериментирования | - Дидактическое пособие по времени года.
- Мини лаборатория для исследовательской деятельности: сита и воронки, соломки для коктейля, увеличительные стекла, материалы: песок, соль, вода, магнит, бумага; разные виды бумаги, увеличительное стекло, мерные ложки, стаканчики, резиновые груши разного объёма, магниты, песочные часы.
- Фартуки и нарукавники для проведения опытов.
- Энциклопедии, познавательная природоведческая литература.
- Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т.п.)
- Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.)
- Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки)
- Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.).
| - Карты природных зон.
- Карта мира.
- Глобус.
|
Речевое развитие | Центр речевого развития и центр «Будем говорить правильно» | -«Кто больше заметит небылиц?»; -«Где начало рассказа?»; -«Найди картинке место»; — «Исправь ошибку»; -«Нарисуй сказку». - Картотека для артикуляционной гимнастики.
- Картотека с чистоговорками.
- Картотека со скороговорками .
- Дидактические наглядные материалы.
- Предметные и сюжетные картинки.
- Наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам».
- Зеркала для артикуляционной гимнастики.
- Рабочие тетради «Развитие речи».
- Буквы на кубиках.
- Сюжетные и предметные картинки.
- Домино.
- Пазлы.
- Художественная литература.
- Детские журналы.
- Различные азбуки и буквари.
- Загадки, ребусы, кроссворды.
- Мозаики.
- Доска, мел.
- Наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам».
- Схемы для составления рассказов и описания.
| - Плакат «Звуковые слоги»
- Схемы звукового состава слов, состоящие из клеток.
- Настольные развивающие игры речевого характера.
|
Центр «Здравствуй книга» | - Книги, рекомендованные для чтения детям
- Произведения малых форм (русские народные и
- фольклорные произведения).
- Произведения поэтов и писателей России.
- Литературные сказки.
- Русские народные сказки и сказки народов мира.
- Небылицы.
- Басни.
- Книги, любимые детьми.
- Сезонная литература.
- Портреты детских писателей.
- Занимательная азбука.
| - Серии сюжетных картинок (истории в картинках).
- Иллюстрированные сборники сказок, книжки малышки с хорошими рисунками и текстами из двухтрёх строк, предваряющими иллюстрацию или завершающими страницу.
|
Художественно-эстетическое развитие | Центр изобразительной деятельности | - Наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.
- Индивидуальные палитры для смешения красок.
- Кисточки — тонкие и толстые, щетинистые; баночки для промывания ворса кисти от краски.
- Бумага для рисования разного формата.
- Салфетки.
- Губки из поролона.
- Пластилин, доски для лепки.
- Стеки разной формы.
- Розетки для клея.
- Мелки для рисования на доске и асфальте.
- Раскраски
- Выставка работ детского творчества.
- Альбомы «Гжель», «Хохломская роспись», «Дымковская роспись»
Материалы для ручного труда: - Бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.)
- Вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки. шнурки, ленточки и т.д.).
- Подборка бросового материала (коробки, катушки, конусы. пластиковые бутылки, пробки, фантики и фольга от конфет и др.).
- Природные материалы (шишки, желуди, различные семена, скорлупа орехов, и др.).
- Инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей.
| - Схемы последовательного изготовления поделки.
- Трафареты.
- Образцы для рисования.
|
Центр музыкально-театрализованной деятельности | - Ширма.
- Кукольный театр.
- Атрибуты для театрализованных и режиссёрских игр.
- Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.
- Пальчиковый театр.
- Театр резиновых игрушек.
- Магнитофон.
- Музыкальные инструменты – металлофон, бубен, маракасы, уголки.
- Музыкальные игрушки, деревянные ложки.
| - Театр из игрушек самоделок — (вязаные звери).
- Набор сказок для драматизации.
- Уголок ряженья.
- Альбом с иллюстрациями музыкальных
- инструментов.
|
Физическое развитие | Центр физического здоровья и спортивный уголок «Будь здоров» | - Оборудование для прыжков: обручи, палка гимнастическая, скакалки, веревка.
- Оборудование для катания, бросания, ловли: мяч резиновый, мешочки для метания.
- Атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны, эмблемы).
- Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи пластмассовые, платочки, ленты, флажки, косички, султанчики.
- Кегли, кольцебросы.
- Дуги для лазания.
- Игра «Дартц»
- Клюшки для хоккея.
- Картотеки подвижных игр.
- Массажные следочки (для профилактики плоскостопия), спортивные дорожки, веревка.
- Массажные мячик «Суджок».
| - Кубики с изображением упражнений.
- Бадминтон.
- Массажные рукавички.
- Картотека упражнений дыхательной гимнастики.
|
| Приемная | - Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности, скамейки
- Информационный стенд для взрослых и детей:
- Меню
- Наша деятельность
- Материал по теме недели
- Режим дня
- Уголок «Здоровья».
- Стенд грамоты и дипломы
| - Уголок логопеда.
- Музыкальный уголок.
- Уголок психолога.
|