С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям thumbnail

Память – как процесс сохранения и использования опыта не дается человеку в готовом виде от рождения. Память формируется и развивается в процессе социализации индивида.

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В- третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: филогенетическую и онтогенетическую. Филогенетическая линия – это процесс совершенствования памяти у всех людей в ходе их общественноисторического развития. Онтогенетическая линия – это процесс развития памяти у отдельного взятого индивида в ходе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.

Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития и их, соответственно, можно считать

филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Эти ступени идут в следующей последовательности: двигательная память, аффективная (эмоциональная), образная и логическая. В истории развития человечества эти виды памяти последовательно появились один за другим.

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память. Она имеется уже у ребенка 3-4- летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.

Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени – это

моторная или двигательная память. В генетическом плане она предшествует всем остальным. Так считал П.П. Блонский.

Однако многие данные, в частности факты, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери, говорят о том, что, по-видимому, раньше других начинает функционировать аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае окончательного ответа на данный вопрос еще не получено.

Под несколько иным углом зрения рассматривал историческое развитие памяти человека Л.С. Выготский. Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. При этом благодаря различным формам речи – устной, письменной, внешней, внутренней – человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизводства информации.

Специальное исследование развития памяти в детском возрасте провел А.Н. Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс – непосредственное запоминание – с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных средств запоминания и воспроизведения материала. В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. Если у дошкольников запоминание в основном непосредственное, то у взрослого человека оно главным образом опосредствованное.

Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием речи.

Установлено, что до 20-25 лет память совершенствуется. Примерно к 30-40 годам наивысшего развития достигают социально обусловленные виды памяти (произвольная, опосредствованная, логическая).

В последующие годы память человека «стареет» и ухудшается. Вначале слабеет память на текущие события, затем на знания, чувства и привычки.

15.Нарушения процессов памяти.

Расстройства памяти возникают не только по причине возрастного фактора, но также из-за эмоциональных и физических перегрузок, алкогольного и наркотического отравления, черепно-мозговых травм, болезней нервной системы, ушибов с потерей сознания и т.д. Согласно закону действия массы, память человека разрушается пропорционально весу поврежденной мозговой ткани (удаление 20 % этой ткани еще не обязательно приводит к полной потере памяти).

Читайте также:  Не входит в диагностику уровня социального развития ребенка диагностирование представлений о

Физические травмы (черепно-мозговые повреждения, сильные ушибы с потерей сознания) вызывают разрушительные для памяти изменения в местах соединения нервных клеток (синапсах). Та информация, которая циркулирует через структуры мозга и не успела закрепиться, исчезает. Это проявляется в том, что человек не помнит того, что с ним произошло непосредственно до травмы. Например, водитель не может вспомнить ситуацию, предшествующую аварии, нокаутированный боксер – ту ситуацию, которая сложилась перед роковым для него ударом.

Алкогольные и наркотические отравления разрушают нейронные ткани в гиппокамповом круге. Последствия таковы: человек такого застолья с трудом вспоминает, что с ним было, теряет способность абстрактно мыслить и помнить текущие события.

Обычно выделяют два класса патологических расстройств: дисмнезия и парамнезия.

Дисмнезия характеризуется частичным или полным выпадением памяти, при котором человек не может восстановить информацию в нужном объеме. Существует много разновидностей дисмнезии. К ним относятся:

–гипомнезия, когда человек помнит лишь наиболее яркие, значимые для него события. Она в легкой степени проявляется, когда мы забываем имена, даты, цифры и т.п.

–амнезия, когда наступает полная или частичная потеря памяти на события, относящиеся к определенному отрезку времени. Она может проявляться в разных видах, а именно:

–как ретроградная амнезия, когда человек не помнит события, предшествующее недугу с потерей сознания;

–как антероградная амнезия, когда отсутствует память на события последующие за недугом с потерей сознания;

–как фиксационная амнезия, когда теряется способность запоминать все, что происходит в данный момент;

–как прогрессирующая амнезия, когда наблюдается постепенная потеря памяти на события, начиная от более поздних до последних.

Амнезия вызывается нарушением работы гиппокампа, который отвечает за передачу информации в долговременную память.

Гипермнезия – явление ослабления памяти у человека на текущие события и одновременно обострение на малоактуальные для него в данный момент давние события.

Парамнезия характеризуется ошибочными воспоминаниями. Она проявляется:

–в отнесении реальных событий к совершенно иному отрезку времени (такое явление называется псевдореминисценцией);

–в «чистосердечном» присвоении чужих мыслей и поступков с их самыми детальными подробностями, к которым на самом деле человек не имел никакого отношения (такое явление называется конфабуляцией).

Кроме этого память человека может находится и в состояниях, обратных вышеперечисленным. К ним относятся:

–навязчивые воспоминания определенной тематической направленности;

–гиперфункция памяти, когда происходит неожиданное воспроизведение образа, в тонких деталях, вызываемое обычно перевозбуждением, гипнозом, наркотическими средствами и т.д.

Согласно закону восстановления памяти, сначала восстанавливаются менее сложные и старые впечатления, за ними следует более «свежие» и сложные.

Нарушения процессов памяти можно представить в виде следующей схемы (рисунок 4.8):

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям

Рисунок 4.8 – Виды нарушений памяти

16.Приемыуправления памятью.

Психологическая практика располагает целой системой управления памятью. Эта система объединяет отдельные приемы совершенствования памяти. Все они базируются на законах памяти.

Под управлением памятью понимаются целенаправленные усилия по улучшению ее характеристик. Процессы управления включают воздействия на объективные и субъективные факторы.

Объективными факторами управления являются: окружающая обстановка; характер запоминаемого материала (его логичность, связанность, наглядность и внешняя доступность); фармакологические средства; электрические, электромагнитные и акустические воздействия.

К субъективным факторам управления относятся: различного рода подсказки; психологические установки; мотивация; индивидуализированные приемы запоминания; физическое и психическое состояние человека.

Прием подсказок позволяет перенестись в ту ситуацию или среду, где эта информация «родилась».

Например, во время нашей подготовки к экзамену неожиданно возникает потребность в какой-то вещи, которая находится в соседней комнате. Занятые прежними мыслями мы идем туда, но оказавшись в соседней комнате, забываем зачем пришли. И только возвращение назад, к прежнему месту работы помогает вспомнить забытую информацию.

Прием подсказок интенсивно используется в работе следователя. Чтобы активизировать процесс воспроизведения информации у свидетеля, он обращается к ситуационным деталям происшествия: начался дождь до или после происшествия, в каком направлении шла электричка по соседнему пути, какие запахи ощущались, во что были одеты прохожие и т.д.

Читайте также:  Пример социальной ситуации развития ребенка в ранней юности

–Характеристики памяти можно существенно улучшить, если сформулировать для себя определенную цель и установку на запоминание информации с той или иной деятельностью.

–Интересный материал, вызывая положительные эмоции, способствует запоминанию.

–Чем лучше материала осмыслен логически, тем его легче запомнить. Не надо жалеть времени на осмысление материала.

–Запоминание оказывается более эффективным при структурировании информации на относительно законченные фрагменты (по схеме «дерево») и их повторении разнесенного во времени. Повторять предпочтительнее не подряд все сразу, а по отдельным фрагментам или в совокупности в течение нескольких отрезков времени – часов, дней.

–Существенно помогает запоминать прием реферирования материала с выделением в нем главных мыслей и опорных пунктов.

–Для лучшего запоминания можно использовать прием сопровождения фрагментов информации конкретными примерами или их сравнения между собой.

–то, что мы можем выразить словами, запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Поэтому важно проговорить, т.е. вербально оформить запоминаемый материал.

–Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, оно способствует его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти храниться дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения.

Перед ответственным мероприятием, требующим воспроизведения материала (экзамен, публичное выступление и др.), сразу после запоминания следует отходить к ночному сну. Установлено, что воспроизведение менее эффективно, если ему предшествует продолжительное бодрствование. Сон же снижает негативное влияние феномена интерференции информации.

Весьма эффективным приемом запоминания является повторение. При этом следует учитывать, что:

–запоминание информации происходит неравномерно, ступенчато (в частности, сложный материал вначале запоминается плохо, затем лучше; простой материал, наоборот, поддается запоминанию вначале легче, затем труднее);

–материал лучше повторять фрагментами (по логически осмысленным частям), чем все подряд и без перерыва;

–число повторений не компенсирует слабого внимания к материалу, поэтому важно в ходе повторения сосредотачивать внимание на материале и не отвлекаться;

–первый раз повторить заученный материал рекомендуется через 30-40 мин после его восприятия;

–в первые дни повторение должно быть чаще, чем в последующие;

–несколько десятков повторений в течение месяца небольшими фрагментами продуктивнее, чем сотни повторений в день материала в целом;

–наиболее эффективно повторение перед отходом к ночному сну. Главное условие эффективности любых приемов управления памятью –

их индивидуализация. Все приемы, методы и технологии дадут хороший результат только тогда, когда они соответствуют индивидуально-

личностным характеристикам человека, учитывают его темперамент, характер, профессиональные интересы.

Источник

2.1. Формирование и развитие памяти

С
раннего детства процесс развития памяти
ребенка идет по нескольким направлениям.
Во-первых, механическая память постепенно
дополняется и замещается логической.
Во-вторых, непосредственное запоминание
со временем превращается в опосредованное,
связанное с активным и осознанным
использованием для запоминания и
воспроизведения различных мнемотехнических
приемов и средств. В-третьих, непроизвольное
запоминание, доминирующее в детстве, у
взрослого человека превращается в
произвольное.

В
развитии памяти в целом можно выделить
две генетические линии: ее совершенствование
у всех без исключения цивилизованных
людей по мере общественного прогресса
и ее постепенное улучшение у отдельно
взятого индивида в процессе его
социализации, приобщения к материальным
и культурным достижениям человечества.

Существенный
вклад в понимание филогенетического
развития памяти внес П.П. Блонский. Он
высказал и развил мысль о том, что
различные виды памяти, представленные
у взрослого человека, являются также
разными ступенями ее исторического
развития, и их, соответственно, можно
считать филогенетическими ступенями
совершенствования памяти. Это относится
к следующей последовательности видов
памяти: двигательная, аффективная,
образная и логическая. П.П. Блонский
высказал и обосновал мысль о том, что в
истории развития человечества эти виды
памяти последовательно появлялись один
за другим.

В
онтогенезе все виды памяти формируются
у ребенка довольно рано и также в
определенной последовательности. Позже
других складывается и начинает работать
логическая память, или память-рассказ.
Она имеется уже у ребенка 3-4- летнего
возраста в сравнительно элементарных
формах, но достигает нормального уровня
развития лишь в подростковом и юношеском
возрасте. Ее совершенствование и
дальнейшее улучшение связаны с обучением
человека основам наук.

Читайте также:  Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка дошкольника

Начало
образной памяти связывается со вторым
годом жизни. Считается, что этот вид
памяти достигает своей высшей точки
только к юношескому возрасту. Ранее
других, около 6 месяцев от роду, начинает
проявлять себя аффективная память, а
самая первая по времени – это моторная,
или двигательная, память. По мнению П.П.
Блонского, в генетическом плане она
предшествует всем остальным.

Однако
многие данные свидетельствуют о весьма
ранней онтогенетической эмоциональной
откликаемости младенца на обращение
матери. Это говорит о том, что, по-видимому,
раньше других начинает действовать
аффективная, а не двигательная память.
Возможно, они появляются и развиваются
практически одновременно.

Под
несколько иным углом зрения рассматривал
развитие памяти человека Л.С. Выготский.
Он считал, что совершенствование памяти
человека в филогенезе шло главным
образом по линии улучшения средств
запоминания и изменения связей мнемической
функции с другими психическими процессами
и состояниями человека. Исторически
развиваясь, обогащая свою материальную
и духовную культуру, человек вырабатывал
все более совершенные средства
запоминания, наиболее важным из которых
является письмо. Благодаря различным
формам речи – устной, письменной,
внешней, внутренней – человек оказался
способным подчинить память своей воле,
разумно контролировать ход запоминания,
управлять процессом сохранения и
воспроизведения информации.

Память
по мере своего развития все более
сближалась с мышлением. «Анализ
показывает, — писал Л.С. Выготский, — что
мышление ребенка во многом определяется
его памятью… Мыслить для ребенка раннего
возраста – значит вспоминать… Никогда
мышление не обнаруживает такой корреляции
с памятью, как в самом раннем возрасте.
Мышление здесь развивается в
непосредственной зависимости от памяти».
(18). Исследование форм недостаточно
развитого детского мышления, с другой
стороны, обнаруживает, что они представляют
собой припоминание по поводу одного
частного случая аналогично случаю,
имевшему место в прошлом.

Решающие
события в жизни человека, изменяющие
отношения между памятью и другими его
психологическими процессами, происходят
ближе к юношескому возрасту, причем по
своему содержанию эти изменения порой
противоположны тем, которые существовали
между памятью и психическими процессами
в ранние годы. Например, отношение
«мыслить – значит припоминать» с
возрастом у ребенка заменяется на
отношение, согласно которому само
запоминание сводится к мышлению:
«запомнить или вспомнить – значит
понять, осмыслить, сообразить».

Специальные
исследования непосредственного и
опосредованного запоминания в детском
возрасте проводил А.Н. Леонтьев. Он
экспериментально показал, как один
мнемический процесс – непосредственное
запоминание – с возрастом постепенно
замещается другим, опосредованным. Это
происходит благодаря усвоению ребенком
более совершенных стимулов-средств
запоминания и воспроизведения материала.
Роль мнемотехнических средств в
совершенствовании памяти, по мнению
А.Н. Леонтьева, состоит в том, что,
обращаясь к употреблению вспомогательных
средств, мы тем самым меняем принципиальную
структуру нашего акта запоминания;
прежде прямое, непосредственное
запоминание становится опосредованным.

Само
развитие стимулов-средств для запоминания
подчиняется следующей закономерности:
сначала они выступаю как внешние
(например, завязывание узелков на память,
использование для запоминания различных
предметов, зарубок, пальцев и т.д.), а
затем становятся внутренними (чувства,
ассоциации, представления, образы,
мысли).

В
формировании внутренних средств
запоминания центральная роль принадлежит
речи. Переход, совершающийся от внешне
опосредованного запоминания к запоминанию,
внутренне опосредованному, находится
в тесной связи с превращением речи из
чисто внешней функции в функцию
внутреннюю.

У
дошкольников с возрастом улучшается
непосредственное запоминание, причем
его развитие идет быстрее, чем развитие
опосредованного запоминания. Параллельно
с этим увеличивается разрыв в продуктивности
данных видов запоминания в пользу
первого.

Начиная
со школьного возраста идет процесс
одновременного развития непосредственного
и опосредованного запоминания, а затем
более быстрого совершенствования
опосредованной памяти. Опосредованное
запоминание, развиваясь более быстрыми
темпами, вскоре по продуктивности
догоняет непосредственное.

Источник