Пример социальной ситуации развития ребенка в ранней юности

Динамика
развития в ранней юности зависит от
ряда условий. Прежде всего, это особенности
общения со значимыми людьми, существенно
влияющими на процесс самоопределения.
Уже в переходный от подросткового к
юношескому возрасту период возникает
особый интерес к общению с взрослыми.
В старших классах эта тенденция
усиливается.

При
благоприятном стиле отношений в семье
после подросткового возраста — этапа
эмансипации от взрослых обычно
восстанавливаются эмоциональные
контакты с родителями, причем на более
высоком, сознательном уровне. С родителями
обсуждаются в это время жизненные
перспективы, главным образом —
профессиональные. С отцом уточняются
важнейшие планы на будущее, намечаются
способы достижения поставленных целей
и, кроме того, анализируются трудности,
связанные с учебой. Диапазон вопросов,
обсуждаемых с матерью, шире: он включает
помимо планов на будущее, удовлетворенность
ситуацией в школе и особенности жизни
в семье.

Жизненные
планы старшеклассники могут обсуждать
и с учителями, и со своими взрослыми
знакомыми, чье мнение для них важно. 70%
старшеклассников хотели бы быть такими
людьми, как родители, 10% хотели бы
«…походить на родителей кое в чем».

Отношения
с взрослыми, хотя и становятся
доверительными, сохраняют определенную
дистанцию. Содержание такого общения
личностно значимо для детей, но это не
интимная информация. Те мнения и ценности,
которые они получают от взрослых, затем
фильтруются, могут отбираться и
проверяться в общении со сверстниками
— общении на равных. Общение со
сверстниками тоже необходимо для
становления самоопределения в ранней
юности, но оно имеет другие функции.
Общение с друзьями остается
интимно-личностным, исповедальным. С
лучшим другом (подругой) обсуждаются
случаи наибольших разочарований,
переживаемых в настоящее время,
развиваются отношения со сверстниками
— представителями противоположного
пола. Юношеская дружба уникальна, она
занимает исключительное положение в
ряду других привязанностей. Эмоциональная
напряженность дружбы снижается при
появлении любви. Юношеская любовь
включает в себя дружбу, в то же время
она предполагает большую степень
интимности, чем дружба. После наигранных,
как правило, увлечений в подростковом
возрасте может появиться первая настоящая
влюбленность. Старшеклассники бывают
склонны подражать другим и самоутверждаться
с помощью мнимых или действительных
«побед». Способность к интимной юношеской
дружбе и романтической любви скажется
в будущей взрослости. Эти наиболее
глубокие отношения определяют важные
стороны развития личности, моральное
самоопределение и то, кого и как будет
любить уже взрослый человек.

Особенности самосознания и самооценки в старших классах

Самосознание
не изначальная данность, присущая
человеку, а продукт развития. По мере
того как человек приобретает жизненный
опыт, перед ним не только открываются
все новые стороны бытия, но происходит
более или менее глубокое переосмысление
жизни. Процесс ее переосмысления,
проходящий через всю жизнь человека,
образует самое сокровенное и основное
содержание его внутреннего существа,
определяющее мотивы его деятельности
и внутренний смысл тех задач, которые
он разрешает в жизни.

Юношеству
свойственна переориентация с внешнего
контроля на самоконтроль и рост
потребности в достижении конкретных
результатов. Одним из механизмов
формирования самосознания является
самооценка. Юношеская самооценка,
отличающаяся повышенно оптимистическим
взглядом на самого себя, на свои
возможности, имеет следующие особенности:
относительная устойчивость, высота,
сравнительная бесконфликтность,
адекватность.

Одно
из достижений юношеского периода — новый
уровень развития самосознания, который
характеризуется следующими фактами:
открытие своего внутреннего мира во
всей его индивидуальной целостности и
уникальности; стремление к самопознанию;
формирование личной идентичности,
чувства индивидуальной самотождественности,
преемственности и единства; самоуважение;
становление личностного способа бытия,
когда во многих жизненных коллизиях
юный человек может вслух сказать: «Я
лично отвечаю за это!».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Социальная
ситуация развития в юности – ситуация
выбора жизненного пути. Начинается
реализация планов, намеченных в 16-17 лет,
иногда удачная, приносящая удовлетворение,
иногда приводящая к осознанию ошибочности
сделанного выбора, разочарованию,
метания, устремленности к новым целям.
19-20-летние юноши основные трудности
своей жизни связывают с проявлением
ответственности, которой не было раньше.
В тоже время они ценят свой возраст,
приносящий не только новые проблемы,
но и новые, более широкие возможности.

Когнитивное развитие в юности

Отвлеченно-философская
направленность юношеского мышления
обусловлена развитием формально-логических
операций и особенностями эмоционального
мира ранней юности. Широта интеллектуальных
интересов часто сочетается в ранней
юности с разбросанностью, отсутствием
системы и метода. Многие юноши склонны
преувеличивать уровень своих знаний и
особенно умственных возможностей.
Развитие абстрактно-логического и
теоретического мышления. Усваивают
много научных терминов, обучаются
пользоваться ими в процессе решения
различных задач. Развитие внимания
характеризуется
противоречивыми тенденциями. Объем
внимания, способность длительно сохранять
его интенсивность и переключать его с
одного предмета на другой с возрастом
увеличиваются. Вместе с тем внимание
становится более избирательным, зависящим
от направленности интересов.

Развитие
интеллекта тесно связано с развитием
творческих
способностей,
предполагающих
не просто усвоение информации, а
проявление интеллектуальной инициативы
и создание чего-то нового. Важнейший
интеллектуальный компонент творчества
— преобладание дивергентного мышления,
которое предполагает, что на один и тот
же вопрос может быть множество одинаково
правильных и равноправных ответов (в
противоположность конвергентному
мышлению). Творческие достижения по
результатам многих исследований
статистически не связаны с успешностью
учебной деятельности в школе. Умственное
развитие в этом возрасте заключается
не столько в накоплении умений и изменении
отдельных свойств интеллекта, сколько
в формировании индивидуального стиля
умственной деятельности.

Индивидуальный
стиль деятельности,
по
определению Е. А. Климова, есть
«индивидуально-своеобразная система
психологических средств, к которым
сознательно или стихийно прибегает
человек в целях наилучшего уравновешивания
своей (типологически обусловленной)индивидуальности
с предметными, внешними условиями
деятельности». В познавательных процессах
он выступает как стиль мышления, т.е.
устойчивая совокупность индивидуальных
вариаций в способах восприятия,
запоминания и мышления, за которыми
стоят различные пути приобретения,
накопления, переработки и использования
информации (Коган Н.).Развитие различных
учебных умений при работе с текстами,
литературой, отработка формально-логических
операций и т.п. дает возможности
интеллектуального продвижения в
юношеском возрасте.

Основные варианты жизненного пути в юности

Для
юности характерны следующие варианты
жизненного пути: обучение в вузе, поиски
работы, служба в армии. Многие выпускники
школ хотели бы продолжить обучение.
Современные студенты чаще всего отмечают
следующие преимущества и недостатки
продолжения обучения: вуз дает необходимые
знания и умения, готовит «к взрослой
жизни», дает возможность «отсрочить
окончательный выбор», попробовать,
«твое или нет», и «еще немного побыть
ребенком». Какой выбор будет сделан в
юности, решение пойти в тот или иной
конкретный вуз, зависит от направленности
личности, доминирующих мотивов, основных
ценностных ориентаций.

Читайте также:  Какова роль языка речи в развитии ребенка

Мотивы
поступления в образовательное учреждение
определяют и стиль студенческой жизни,
который связывают с особой субкультурой.
Ф. Райс выделяет 4 типа субкультур на
примере колледжей. Первый тип –
студенческий,
превращает вуз в загородный клуб.
Основным содержанием жизни становятся
вечеринки и свидания, выпивки, автомобили,
спорт, а учебные предметы отходят на
второй план. Второй тип – профессиональный,
предполагает целеустремленность в
учебе, желание обеспечить себе
профессиональную подготовку и продвижение.
Третий тип – академический,
его ценности не диплом, а знание и идеи;
углубленное изучение предметов выходит
за рамки учебной программы. Четвертый
тип – нонконформный,
отличается инакомыслием, его создают
интеллектуальные «социальные мятежники»,
студенты, ведущие богемный образ жизни,
и прочие яркие личности.

Выпускники
школ, решившие работать, сталкиваются
с различными трудностями. Они должны
уметь общаться с людьми, владеть техникой
делового общения и уметь произвести
благоприятное впечатление. Проблема
самопрезентации обостряется из-за
отсутствия опыта, уверенности в себе
или излишнего юношеского напора. Самая
большая трудность – это заработать на
жизнь, достичь той материальной
независимости от родителей, к которой
стремятся все в юношеском возрасте.
Реальный заработок становится
необходимостью, если в родительской
семье нет достатка или создается
собственная семья. Когда заработок не
важен и работа найдена, предстоит период
адаптации на новом рабочем месте.

Здоровые
юноши, а по желанию и девушки, призываются
на срочную службу в Вооруженных силах.
Служба в армии – это еще одна резкая
смена образа жизни. Жесткий режим,
большая физическая нагрузка и
беспрекословное подчинение старшим по
званию становятся для многих тяжелым
испытаниям. Армейская жизнь четко
регламентирована, солдату нужно самому
планировать свои действия, отвечать за
их последствия.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Период
юности составляет часть развернутого
переходного этапа от подросткового
возраста к самостоятельной взрослой
жизни. Вместе с тем, это относительно
самостоятельный период, имеющий
собственную ценность. Его необходимость
диктуется усложнением социальной жизни
и тех требований, которые современные
развитые общества предъявляют к уровню
профессионального образования и
личностной зрелости взрослых
представителей.

Выделяют
раннюю
юность

(от 15 до 17 лет) – это старшие классы
средней школы и позднюю юность (от 17 до
21 года).

Ранняя
юность отличается неравномерностью
развития как на межиндивидуальном
(различия между старшеклассниками по
физиологическим параметрам), так и на
внутрииндивидуальном уровне (несовпадение
времени наступления биологической,
когнитивной, социальной, эмоциональной
зрелости у индивида). Неопределенность
положения (в одних отношениях признают
взрослым, в других – нет) и предъявляемых
требований по-своему преломляется в
юношеской психике.

В юности
расширяется
диапазон социальных ролей и интересов.
На этот возраст приходится много
критических социальных событий: получение
паспорта, наступление уголовной
ответственности, возможность реализации
активного избирательного права,
возможность вступить в брак. Перед
каждым встает задача выбора профессии
и дальнейшего жизненного пути.

Социальная
ситуация развития заключается в том,
что общество ставит перед юношеством
задачу профессионального самоопределения
в плане реального выбора. Профессиональное
самоопределение становится психологическим
центром социальной ситуации развития.

Выбор
осуществляется дважды: первый раз в 9
классе в связи с выбором формы завершения
среднего образования; второй раз – в
11 классе средней школы, когда планируются
пути получения высшего образования или
непосредственного включения в трудовую
жизнь, то есть дважды старшеклассник
попадает в ситуацию выбора продолжения
образования в одной из его конкретных
форм.

Профессиональное
самоопределение как центр социальной
ситуации развития формирует своеобразную
внутреннюю позицию старшеклассника,
которая связана с изменением отношения
к будущему. Если подросток смотрит на
будущее с позиции настоящего, то юноша
смотрит на настоящее с позиции будущего.
Обращенность в будущее, построение
жизненных планов и перспектив –
аффективный (эмоциональный) центр жизни
юношества.

Поздняя
юность характеризуется как период
завершения предварительного самоопределения
и переход к самореализации.

Профессиональное
самоопределение

– это многомерный и многоступенчатый
процесс, в котором происходит выделение
задач общества и формирование
индивидуального стиля жизни, частью
которой является профессиональная
деятельность.

23. Личностное развитие в юношеском возрасте

Хронологические
рамки

(возрастные границы). 15-18 лет – ранняя
юность, 18-22 года – юность.

Личностное
развитие.

Происходит становление устойчивого
самосознания и стабильного образа «Я».
Открытие своего внутреннего мира, его
отделения от взрослых.

В
юношеском возрасте впервые в самосознание
осознанно входит фактор времени.
Происходит расширение временной
перспективы, что означает также сближение
личного и исторического времени.
Устремленность в будущее (стремление
строить жизненные планы, осмысливать
построение жизненной перспективы).

По мере
взросления, по мере накопления опыта
реальной деятельности и общения
складывается более реалистичная оценка
собственной личности и возрастает
независимость от мнения родителей и
учителей.

Стремление
познать себя приводит к саморефлексии,
к углубленному самоанализу. Вырабатываются
ценностные ориентации, складывается
мировоззрение, формируется осознанное
«обобщенное, итоговое отношение к
жизни», которое позволяет выйти на
проблему смысла жизни. Серьезного
внимания заслуживает характеристика
мотивов учебной деятельности. Формируется
активная жизненная позиция. Появляется
система знаний, опыта и система убеждений.
Решаются смысложизненные проблемы.

Отношение
к миру имеет личностную окраску.

Мировоззренческий
поиск включает социальную ориентацию
личности, осознание себя в качестве
элемента социальной общности, выбор
социального положения и способов
достижения его.

Юность
характеризуется повышенной эмоциональной
возбудимостью, реактивностью. Способы
выражения эмоций становятся более
гибкими и разнообразными, увеличивается
продолжительность эмоциональных
реакций. В юношестве заканчивается
формирование механизмов внутреннего
эмоционального торможения и способности
избирательно реагировать на внешние
воздействия.

Общение.
Расширяется
круг личностно значимых отношений,
которые всегда эмоционально окрашены.
Сверстник выступает очень важным каналом
получения специфической информации.
Усвоение новых ролей и статусов, отработка
коммуникативных навыков и стилей
общения, осознание групповой принадлежности,
автономия, эмоциональное благополучие
и устойчивость. Дружба выходит на новый
уровень. Появляется тема любви и
специфические отношения со сверстниками.
Установление взаимоотношений с лицами
противоположного пола. Потребность в
неформальном, доверительном общении
со взрослыми.

Новообразования.
Мировоззрение
(система
нравственных взглядов и убеждений,
которая приводит к изменениям в
стремлениях); система ценностных
ориентаций и социальных установок;
становление устойчивого самосознания
и стабильного образа «Я»; профессиональное
и личностное самоопределение.

Источник

В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

Читайте также:  Роль взрослого в психическом развитии ребенка младенческого возраста

В юношеском возрасте происходят существенные мс функциональные изменения, завершаются процессы физи­ческого созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответ­ствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответ­ственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути встает перед каждым. В юношеском возрасте в большой степени ут­верждается самостоятельность личности.

Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все же сохраняет определенную степень зависимости, идущую детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением. Неоднозначность положения юношества в семье и обще­стве и разноуровневость требований к нему сближает этот период сподростковым и находит отражение в своеобразии психики.

Психологический критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. Если подросток, по словам Л.И. Божович, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша (старший школьник) смотрит на настоящее с позиции будущего. В юности происходит расширение временного горизонта — будущее становится главным измерением. Изменяется ос­новная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение даль­нейшего жизненного пути, выбор профессии.

Юность, как считает А.В. Толстых, становится вторым пе­реходным периодом в развитии личности. Юноша, как и под­росток, еще не совсем взрослый человек. Но подросток тесно связан со своим уходящим детством, а юноша тяготеет к мо­лодости и зрелости, более поздним возрастным этапам.

И подростковый, и юношеский возраст стали выделять тогда, когда период подготовки к взрослой жизни в обществе стал более сложным и длительным. С юностью связано продолжение обучения или начало освоения профессии. В психологическом плане юность решает задачи окончатель­ного, действенного самоопределения и интеграции в обще­ство взрослых людей.

Социальная ситуация развития в юности(так же как и в старшем школьном возрасте) — ситуация выбора жизнен­ного пути. Начинается реализация планов, намеченных в 16—17 лет, иногда удачная, приносящая удовлетворение, иногда приводящая к осознанию ошибочности сделанного выбора, разочарованию, метаниям, устремленности к новым целям. Цена сделанной в этот период ошибки велика: это не школьная двойка, а упущенные годы, необходимость начинать все сначала. 19—20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, кото­рой не было раньше. В то же время они ценят свой возраст, приносящий не только новые проблемы, но и новые, более широкие возможности.

Для юности характерны три основных варианта жизнен­ного пути: обучение, поиски работы и для юношей служба в армии.

Обучение в вузе. Современные студенты чаще всего отмеча­ют следующие преимущества и недостатки продолжения обу­чения и поступления на работу: вуз дает необходимые знания и умения, т. е. определенную квалификацию и тем самым гото­вит «к взрослой жизни», «продвижению вверх», становится «дверью в более-менее обеспеченную жизнь при занятии лю­бимым делом»; дает возможность «отсрочить окончательный выбор», попробовать, «твое это или нет», и «еще немного по­быть ребенком». Но, продолжая учиться, юноша не приобре­тает «практический опыт» и, главное, остается зависимым от родителей.

Работа привлекает прежде всего приобретением мате­риальной независимости, самостоятельности, что удовлетворяет потребность «ощутить себя по-настоящему взрослым»; кроме того, дает жизненный опыт и практические навыки.

Недостатками раннего включения в работу считаются невозможность найти интересную работу при отсутствии квалификации и низкая заработная плата.

В последнее время студенты нередко сочетают учебу с работой, т. е. более или менее серьезно подрабатывают.

Браки, заключаемые в это время, принято называть ранними. Ранняя женитьба обычно вынуждает искать работу, иногда резко менять жизненные планы и бросать учебу в вузе.

Как показывают отечественные и зарубежные исследо­вания, чем меньше возраст, в котором заключается брак, тем больше вероятность развода. Особенно хрупкими оказыва­ются семьи, созданные по причине беременности, а также при подражании рано женившимся сверстникам, желании не отстать от них, не упустить свой шанс, не остаться одиноким. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого и склонные принимать легкую увлеченность за; любовь, недостаточно ответственные, надеющиеся на счаст­ливое стечение обстоятельств и чужую помощь. Финансовые проблемы и бытовая неустроенность, необходимость обеспе­чивать семью и, тем более, ухаживать за ребенком их обычно угнетают. Неудачные попытки найти хорошо оплачиваемую работу, материальная зависимость от родителей, с которыми могут возникнуть конфликты, способны окончательно разру­шить отношения, если в их основе не лежит глубокое чувство.

Сложность ситуации выбора девятиклассника в том, что часто ни он сам, ни даже его родители в полной мере не осоз­нают переломность момента, его значимость для последую­щей жизни. Консультационная практика показывает, что именно на этом этапе решение принимается часто случайно, под влиянием внешних обстоятельств: подружка уговорила пойти учиться вместе, колледж находится поблизости от мес­та жительства… А позже уже полученная, но нелюбимая про­фессия намечает пунктиром жизненный путь. Конечно, все еще можно изменить, но не забудем упущенное время, опыт неудач, пониженную самооценку и т. д.

В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения. Особую сложность задача профессио­нального ориентирования приобрела в современных социо­культурных условиях, когда старшие (родители и учителя) за­частую сами не уверены в правильности своих советов.

Некоторые психологи считают, что эта особенность — самостоятельность встречи с «изменяющимся миром» (в проти­воположность другим возрастам, когда ребенок сталкивается с новой для себя, но устойчивой формой следующего возраста) — вообще является специфической для юности. В процес­се кризиса 17 лет (от 15 до 18 лет) решается задача становления человека как субъекта собственного развития.

Юность не является устоявшимся периодом онтогенеза, и возможны самые разные индивидуальные варианты развития. Кроме того, ранняя юность (старший школьный воз­раст), как никакой другой период, отличается крайней нерав­номерностью развития как на межиндивидуальном уровне (в то время как один из старшеклассников уже достиг половой зре­лости, другой еще находится в середине процесса созревания, а третий по своим физиологическим параметрам может быть оценен как находящийся на пороге отрочества), так и на внутрииндивидуалъном уровне (время наступления биологи­ческой, когнитивной, социальной, эмоциональной зрелости у одного и того же индивида часто не совпадает).

Читайте также:  Соотношение значимости биологического и организменного в развитии ребенка

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределе­ния завершается и осуществляется переход к самореализации.

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то что во многих случаях юноша продолжает оставаться школь­ником, учебная деятельность в старших классах должна при­обрести новую направленность и новое содержание, ориен­тированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходи­мым для поступления в вуз (например, химия и биология для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в детском саду, автомеха­нику во время ремонтных работ автомобиля и т. п.). В других случаях юноши и девушки еще более приближаются к произ­водственной сфере: продолжают образование в ПТУ, техни­кумах, колледжах, технических лицеях или начинают соб­ственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах.

По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности. Другие психологи говорят о профессиональном само­определении как ведущей деятельности в ранней юности. И.В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, так как это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в дей­ствительности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самооп­ределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т. е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.

Содержание психологической готовности к самоопреде­лению:

1) сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

2) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека — члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы);

3) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

Большинство исследователей рассматривают професси­ональное самоопределение как процесс, развернутый во времени.

Профессиональное самоопределение — это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходят выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жиз­ни, частью которой является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения уста­навливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда.

В раннем юношеском возрасте профессиональное само­определение составляет важный момент личностного само­определения, но не исчерпывает его. Видение себя буду­щим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом, вхождения в общество. Выбор профес­сии фактически означает проецирование в будущее опреде­ленной социальной позиции. В современном понимании профессиональное самоопре­деление рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности.

При таком понимании профессиональное самоопределе­ние — это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяю­щее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.

Уже на предыдущих возрастных ступенях складываются представления о ряде профессий. Информированность о про­фессии, учет позиции близких людей, личные склонности и способности оказывают влияние на профессиональное само­определение молодых людей. Чем старше юноша, тем насто­ятельнее необходимость выбора.

Решение о выборе профессии принимается в течение не­скольких лет, проходя ряд стадий:

1. Стадия фантастического выбора (до 11 лет) — ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор, совершаемый на этой ста­дии, производится в условиях малодифференцирован­ного представления о профессиях, при отсутствии вы­раженных интересов и склонностей.

2. Стадия пробного выбора (до 16—19 лет) — по мере ин­теллектуального развития подросток или юноша все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях. Постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реаль­ным обстоятельствам. Из множества вариантов посте­пенно выделяются несколько наиболее реальных и при­емлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать.

3. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осоз­нание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.

Опыт изучения проблемы профессионального самоопре­деления обобщен Н.С. Пряжниковым. В разработанной им содержательно-процессуально и модели профессионального самоопределения центром признается ценностно-нравствен­ный аспект, развитие самосознания (развитая рефлексия, са­мопознание) и потребность в профессиональной компетентности. Основу профессионального самоопределения состав­ляют следующие психологические факторы:

• осознание ценности общественно полезного труда;

• общая ориентировка в социально-экономической ситу­ации в стране;

• осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и само­реализации;

• общая ориентировка в мире профессионального труда;

• выделение дальней профессиональной цели (мечты);

• согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми);

• знание о выбираемых целях;

• знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели, и др.

Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий, на элитность, на «самое лучшее» в том смысле, как это субъективно понимается ими самими. Подростки и молодежь часто бывают захвачены идеей быстрой карьеры, блистатель­ного и стремительного успеха, богатства. Пряжников говорит об опасности изощренной манипуляции, основанной на «луч­ших» конформистских традициях, когда с помощью искусных средств массовой информации и так называемого обществен­ного мнения формируется основа для профессионального и личностного выбора конкретного человека, что подрывает са­мую суть самоопределения. Помощь молодому человеку со стороны общества и взрослых необходима, но в виде «разум­ной и неманипулятивнои корректировки профессионального выбора, основанной не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у самоопределяющегося подрос­тка самой способности осознанно и самостоятельно планиро­вать профессиональные и жизненные перспективы и при не­обходимости своевременно корректировать их».

Дата добавления: 2017-10-31; просмотров: 2710; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10186 — | 7902 — или читать все…

Источник