Рост и развитие ребенка и отличие и сходства

Рост и развитие ребенка и отличие и сходства thumbnail

Попросите любого родителя, кому повезло воспитывать и сына, и дочку, назвать все отличия, которые были связаны с процессом развития детей, и этого родителя будет не остановить: «Мой сын был активный мальчик, а вот дочка могла просидеть целый день, уткнувшись в книгу», «Дочка всё с первого раза понимала, а сыну 10 раз приходилось повторять!», «Сына от конструктора невозможно было оторвать, а дочка больше любила мягкие игрушки».

На самом деле развитие мальчиков и девочек происходит по-разному. Ученые до сих пор изучают всевозможные гены, гормоны и химические элементы мозга, которые могут быть причиной этих различий.

Конечно, развитие конкретного ребенка не всегда четко следует всем выявленным закономерностям, но базовая информация о развитии мальчиков и девочек поможет ответить на некоторые родительские вопросы и осветить основные аспекты развития дочек и сыновей.

Физическое развитие

Начнем мы разбираться с самого очевидного – физических различий детей. Мальчики и девочки наделены разными телами, в которых с самого раннего возраста различается гормональный фон, от которого в свою очередь во многом зависят тончайшие настройки всего организма.

Как различается рост и вес малышей

Говоря о росте и весе детей, многие замечают, что приблизительно до младшего школьного возраста не заметно существенных различий между мальчиками и девочками. Бывают малыши покрупнее, бывают поменьше, но вот четко проследить зависимость о пола сложно. А вот в начальной школе различия становятся заметны.

Физическое развитие

Многие девушки вспоминают, что где-то ко второму или третьему классу школы стали выше всех мальчишек в классе. Это происходит потому, что девочки этого возраста начинают расти быстрее. Однако буквально через несколько лет мальчики догоняют и с легкостью перегоняют их.

Есть ли различия в строении и функционировании мозга?

Нейробиологи уже давно выяснили, что строение и функционирование мозга мужчин и женщин различается. Во-первых, у мужчин наблюдается тенденция к латерализации. Другими словами, выполняя определенные задания (например, произнесение речи или ориентируясь в пространстве) полушария склонны функционировать независимо друг от друга. А вот женщины в процессе выполнения этих заданий чаще вовлекают оба полушария более или менее равнозначно.

Другое различие связано с самим размером мозга: мужчины немного чаще женщин являются обладателями более крупного мозга, даже после поправки на общий размер тела.

Есть ли различия в строении и функционировании мозга?

Измерения электрической активности мозга также показывают, что он функционирует по-разному с самого момента рождения. К 3 месяцам у мальчиков и девочек различается активность мозга в ответ на звуки человеческой речи. Так как данные различия появляются уже в раннем возрасте, ученые предполагают, что в причина кроется в половых гормонах. Известно, что организм мальчиков начинает вырабатывать тестостерон еще до рождения. Именно этот гормон влияет на рост и развитие некоторых типов нейронов, что и обуславливает изменения в мозговой активности. Женские половые гормоны предположительно тоже влияют на процесс развития мозга, но их роль исследована значительно меньше.

Ниже приведен список основных различий в активности мозга у женщин и мужчин:

Зона мозга

Функция

У кого выше активность

Левое полушарие

Вербальное мышление

Женщины

Правое полушарие

Пространственное мышление

Мужчины

Ствол мозга, мозжечок

Движение и координация

Мужчины

Кора головного мозга

Принятие решений, самоконтроль, внимание

Женщины

Лимбическая система

Регуляция эмоциональных реакций

Женщины

Теменная доля

Переработка информации о пространстве

Мужчины

Мозолистое тело

Межполушарное взаимодействие

Женщины

Миндалина

Регуляция агрессии и страха, памяти, связанной с эмоциями

Мужчины

Височные доли

Понимание и использование письменной и устной речи

Женщины

Базальные ганглии

Торможение агрессивных реакций, участие в интеграции нервной деятельности

Женщины

Гиппокамп

Долгосрочная память, эмоции

Женщины

Серое вещество

Фокусировка на задаче

Мужчины

Белое вещество

Многозадачность

Женщины

Затылочная доля

Восприятие и переработка визуальных стимулов

Мужчины

Различия в развитии мальчиков и девочек во многом продиктованы различиями биологическими: гормональный фон играет роль в управлении темпами роста ребенка и активностью клеток мозга. Но не стоит забывать, что индивидуальные особенности детей и окружающая их среда вносят ещё больший вклад в развитие малышей.

Развитие умений и навыков

Как мы выяснили, в глубине различий мальчиков и девочек часто кроются биологические причины. Сложные цепочки причинно-следственных связей приводят нас к вполне видимым психологическим различиям детей.

Двигательные навыки

В целом, можно сказать, что мальчики испытывают большую потребность в движении, чем девочки. Даже в рисунках мальчишек, если внимательно присмотреться, всё происходит в движении: летают ракеты, бегут супергерои, едут машины. Для многих может показаться странным, но часто мальчикам необходимо движение, чтобы сфокусироваться. Вспомните, как иногда мальчишки шагают по комнате, пытаясь выучить стихотворение. Современные исследования показывают, что фоновая активность мозга мальчика в покое сильно снижается, в то время как те же условия почти не влияют на мозг девочек. Из этого следует вывод: попытки снизить физическую активность для увеличения активности умственной лучше работают с девочками, а вот мозг мальчика такой сигнал скорее воспримет как указание на завершение работы.

Развитие умений и навыков

Самым жестоким и неэффективным наказанием для мальчика является запрет на движение. Из уст родителей и учителей часто можно услышать: «Сиди, пока не найдешь ответ!», «Сегодня плохо себя ведешь, поэтому без прогулки!». Подобные наказания скорее усугубят проблему, чем поспособствуют ее решению.

Наоборот, если мы хотим, чтобы мальчик был максимально включен в процесс обучения, нам нужно включать физическую активность в его распорядок дня.

Преимущество системы Монтессори в том, что она всегда учитывает возможности свободного передвижения, а обстановка в детском клубе устроена так, что детям нет необходимости долго сидеть на одном месте. Малыши свободно перемещаются по классу, выбирают материалы и организуют свою деятельность.

Пространственное восприятие и способности к конструированию

Мы выяснили, что правое полушарие, отвечающее за пространственное восприятие и конструирование, более активно у мальчиков. Это значит, что в целом, мальчикам легче проследить траекторию движущегося объекта, легче представить объемную фигуру, у них хорошая координация руки и глаз.

Читайте также:  Развитие ребенка в средней группе по программе истоки

Пространственное восприятие и способности к конструированию

Мальчики с удовольствием вовлекаются в занятия с конструкторами, любят строить из блоков, у них обычно не возникает проблем с составлением картинок из пазлов.

Следует отметить, что система Монтессори предлагает множество материала для обучения детей через задания на конструирование. С помощью блоков разных форм и размеров ребенок в наглядной форме знакомится с понятиями длины, высоты и ширины и других характеристик объектов.

Развитие речи

За речевые функции отвечает преимущественно левое полушарие. Как мы помним его активность выше у девочек, чем у мальчиков. Именно из-за этой особенности мальчики в среднем начинают говорить позже девочек. Речь мальчиков формируется к 4 годам – почти на год позже девочек. К тому же в среднем девочки имеют гораздо более обширный словарный запас, они легче усваивают новые грамматические конструкции и используют их в речи.

Развитие речи

К тому же девочки более чувствительны к невербальным сигналам в речи: эмоциональная окраска, тон, выражение лица и жесты. Они легче связывают слова и чувства.

Занятия на развитие речи детей и знакомство с чтением в системе Монтессори учитывают эти моменты. Так, в обучении используются задачи и материалы, позволяющие задействовать тактильные, визуальные и двигательные каналы восприятия. Это дает возможность детям опираться на свои сильные стороны при встрече со сложностями.

Эмоциональное и коммуникативное развитие

Различия в эмоциональных проявлениях мальчиков и девочек тоже прослеживаются, но не так ярко выражены. Можно сказать, что девочки чаще могут описать суть и причины испытываемых эмоций, в то время как мальчикам гораздо чаще бывает сложно выразить своё состояние словами.

Эмоциональное и коммуникативное развитие

Агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, они чаще выбирают более опасные игры со сверстниками.

Несложно заметить также и специфику дружбы детей: девочки склонны к образованию более-менее устойчивых групп на основании взаимной симпатии, а мальчики чаще находят друзей по интересам, они в первую очередь становятся партнерами по играм и приключениям.

Обучение мальчиков и девочек

Зная о гендерных особенностях развития детей, нетрудно догадаться кому сложнее даётся обучение в школе. И дело здесь совсем не в том, что девочки лучше учатся. Просто их тенденции в развитии больше подходят под требования школы: девочки усидчивее, у них часто шире словарный запас, они хорошо понимают словесные инструкции.

Однако это совершенно не значит, что мальчики не могут хорошо учиться. Просто для обучения детей важно учитывать ряд их гендерных особенностей.

Обучение мальчиков и девочек

Что нужно помнить при организации обучения мальчиков и девочек?

  • Мальчики лучше концентрируются на одном предмете, в то время как девочки хорошо справляются с параллельным решением нескольких задач,

  • Девочки хорошо воспринимают вербальные инструкции, мальчики лучше понимают визуальные образы,

  • Мальчики меньше нуждаются в контакте глаза в глаза, принуждение к визуальному контакту даже может вызывать речевые трудности,

  • Мальчики проявляют показывают себя лучше в выявлении закономерностей,

  • Девочки меньше отвлекаются на посторонние раздражители,

  • Мальчики по своей природе более напористые и склонны к соперничеству, легче идут на риск, хуже принимают запреты,

  • Девочки лучше понимают сложные инструкции, состоящие из нескольких шагов, лучше работают по образцу,

  • Мальчики лучше замечают детали,

  • Девочки способны к более быстрому переключению между задачами, мальчикам требуется время на включение в новую деятельность,

  • Девочки имеют несколько больший объем памяти и лучшую способность к запоминанию,

  • Мальчики предпочитают физические игры, в то время как девочкам часто нравятся игры в слова.

Важно также помнить, что биологические предпосылки хоть и направляют развитие ребенка, но не определяют его. Огромное влияние, возможно даже большее чем генетика, оказывает среда развития ребенка. Так, мальчишка с уже неплохо развитым пространственным мышлением скорее всего часто будет играть в любимый конструктор и лазить по деревьям, что в свою очередь будет ещё больше развивать его навыки ориентировки в пространстве. В то время как общительная и чуткая девочка предпочтет игру в дочки-матери или «семейку», тем самым ещё больше развивая свои вербальные и социальные навыки.

Биологические особенности – только первые ступеньки большого пути становления личности. Опыт, через который проходит ребенок, влияет на развитие и успешность ребенка даже больше, чем его врожденные данные. Именно поэтому так важно понимать, чем мы наполняем жизнь наших детей.

Выводы

Развитие мальчиков и девочек различается с самого первого дня жизни. Зависящий от пола гормональный фон влияет на огромное количество систем организма, в том числе и на мозг. Ученые установили, что в среднем активность мозга в некоторых зонах у мужчин и женщин различается. Это приводит к психологическим различиям: развитие мышления и речи, особенности памяти и восприятия. Так, мальчики обладают гораздо лучшим пространственным восприятием и мышлением, а девочки превосходят мальчиков в умении использовать и понимать речь.

Читайте также:  Социогенетическая теория психического развития ребенка

Несмотря на научность этих данных никто не осмелится сказать, что закономерности применимы ко всем мальчикам и девочкам и не поддаются корректировке. Наоборот, во-первых, не все мальчики и девочки вписываются в данные характеристики. Во-вторых, организация среды и включение разнообразной активности в жизнь малыша – это несомненно гораздо более весомый фактор в развитии счастливого и разносторонне развитого ребенка.

Заключение

Учет психологических и физиологических особенностей мальчиков и девочек – неотъемлемая часть в планировании занятий с малышами. Все педагоги детских Монтессори клубов «Созвездие» имеют профильное образование и обладают ресурсами для построения занятий с учетом гендерных особенностей детей.

Так, например, мы следим за тем, чтобы все вербальные инструкции были короткими, четкими и конкретными и предпочитаем наглядные и интересные демонстрации долгим объяснениям. Такие занятия вовлекают в процесс обучения всех: у мальчиков нет шансов «заблудиться» в обилии слов, а девочки вовлечены в процессы, при которых развивается их пространственное восприятие и мышление. При этом сами задания развивают навыки, необходимые для успешного школьника: произвольное внимание, речь, вербальное мышление, память, а также коммуникативные навыки.

Будем рады знакомству с Вами в наших детских клубах!

Источник

Соотношение
процессов роста и развития

Определение
понятий.
Рост
и развитие обычно употребляются как
понятия тождественные, неразрывно
связанные между собой. Между
тем биологическая природа этих процессов
различна, раз­личны
их механизмы и последствия.

Рост

это количественное увеличение биомассы
организма за
счет увеличения геометрических размеров
и массы отдельных его клеток или
увеличения числа клеток благодаря их
делению. Развитие
это
качественные преобразования в
многоклеточном организме, которые
протекают за счет дифференцированных
процессов
(увеличения разнообразия клеточных
структур) и приводят
к качественным и количественным
изменениям функций (организма.

Взаимосвязь
роста и развития проявляется, в частности,
в том, что
определенные стадии развития могут
наступать только при до­стижении
определенных размеров тела. Так, половое
созревание у девочек может наступить
только тогда, когда масса тела достигнет
определенной
величины (для представителей европейской
расы это около
48 кг). Активные ростовые процессы также
не могут продолжаться
на одной и той же стадии развития
бесконечно. Дифференцированные
процессы,
или
дифференцировка,
это
появление
специализированных структур нового
качества из мало специализированных
клеток-предшественниц. Смысл
дифференцированных процессов.
Наименее
специализи-‘5;шной можно считать зиготу
— зародышевую клетку, образуются
в результате слияния материнской
яйцеклетки с отцов­ским
сперматозоидом. Генетический аппарат
зиготы содержит полный
двойной набор хромосом, и все дальнейшее
развитие представляет
собой активацию или репрессию той или
иной час­ти
генома, который от зародышевой клетки
полностью и без из­менений
передается всем ее потомкам в процессе
каждого акта деления.
Первые этапы развития зиготы представляют
собой про­стое
увеличение числа неотличимых друг от
друга клеток — сначала
зигота делится на 2, потом каждая из них
еще на 2, т. е. обра­зуется
4 клетки, затем — 8, 16, 32 и т.д. Эти
эмбриональные клет­ки
называются бластомерами, они похожи,
как две капли воды. Однако
уже на стадии 32 бластомеров начинают
выявляться неко­торые
особенности отдельных клеток, связанные
с их местополо­жением.
По мере увеличения числа бластомеров
эти различия все возрастают.
Часть из этих клеток, образующих вместе
сферу, уве­личивается
в размере более, чем другие, и, наконец,
наступает стадия
гаструляции — впячивания более мелких
клеток внутрь сферы
с образованием внутренней (целомической)
и внешней (гастральной)
полостей. Организм приобретает совершенно
но­вый
вид удлиненной замкнутой с одного конца
трубочки, резко отличающийся
от недавней сферической формы. Клетки
апикаль­ного
и каудального концов начинают все
сильнее различаться не только
внешне, но и по своим свойствам: внутренним,
метаболи­ческим.
Более того, функции клеток наружного
(эктодермально-го),
внутреннего (энтодермального) и
образовавшегося проме­жуточного
(мезодермального) слоев гаструлы, а
также роль этих клеток
в дальнейшем развитии организма
становятся различными. Так,
эктодермальный слой клеток дает начало
кожным покровам и
нервной ткани. Мезодермальный слой
служит прародителем всех мышц
организма. Клетки энтодермы формируют
в дальнейшем паренхиматозные
органы (печень, почки, селезенка, железы
внут­ренней
секреции) и эпителий желудочно-кишечного
тракта. Все эти
сложнейшие преобразования, постепенно
приводящие к фор­мированию
совершенно не схожих между собой
клеточных струк­тур
и разных по форме и функции тканей,
являются проявлением дифференцировочных
процессов. Именно в этом и заключается
развитие
— от единственной зародышевой клетки
до организма, насчитывающего
миллионы клеток различной специализации.

Сроки
развития и созревания детского организма.
Долгое
время существовало
убеждение, что дифференцирбвочные
процессы в основном
заканчиваются во внутриутробном периоде,
а даль­нейшее развитие связано
преимущественно с особенностями роста
отдельных органов. В последние десятилетия
убедительно показано,
что это не так: многие ткани организма
продолжают развиваться,
в том числе и путем дифференцировочных
процес­сов,
вплоть до завершения полового созревания.
Особенно дли­телен
период созревания возбудимых тканей —
нервной и мы­шечной.’

Количественные
и качественные изменения в деятельности
фи­
зиологических
систем.
Ростовые
процессы неминуемо приводят к изменениям
объемных характеристик в деятельности
практиче­ски
всех физиологических систем организма.
Так, совершенно оче­видно,
что, для того чтобы сохранить потребный
уровень снабже­ния
тканей растущего организма кислородом
и питательными веществами,
при двукратном увеличении массы тела
необходимо примерно
такое же увеличение массы циркулирующей
крови, размеров
сердца, кроветворных органов и т.д. Те
же пропорции складываются
и в других функциональных системах. Но
все это справедливо
лишь в том случае, если принципы
организации физиологического
процесса не меняются. Если же допустить,
что ткани
претерпевают такие качественные
изменения, которые по­зволяют
им полнее экстрагировать кислород и
питательные веще­ства
из крови (что и происходит в действительности
в процессе онтогенеза),
то потребность в кровообращении в
расчете на еди­ницу массы тела с
возрастом будет снижаться.

Читайте также:  Год и три месяца развитие ребенка психология

Все
физиологические функции так или иначе
связаны с раз­мерами
тела. Но при этом часть из них меняется
в онтогенезе пропорционально
изменениям массы тела, тогда как другие
ме­няются
пропорционально изменениям площади
поверхности тела. Если
же в ходе развития та или иная функция
демонстрирует непропорциональное
массе или площади поверхности измене­ние,
то это свидетельствует о качественном
преобразовании ме­ханизмов
реализации данной функции. Ростовые
процессы ве­дут,
как правило, к количественным,
пропорциональным из­менениям.
Дифференцировочные процессы могут
приводить к появлению
качественных, непропорциональных
изменений в деятельности
физиологических систем организма. На
этом про­стом
соображении основано широкое использование
в возраст­ной
физиологии относительных показателей,
т.е. выражение ак­тивности
той или иной физиологической функции
по отноше­нию
к массе тела или площади его поверхности.
Этот прием позволяет
наглядно увидеть и различить этапы
количественного нарастания
возможностей физиологических систем
и этапы их качественных
преобразований.

Энергетические
затраты в процессе роста и развития.
Широко
распространено
мнение о том, что процессы роста требуют
боль­ших
затрат энергии. С этим некоторые
исследователи связывали по­вышенный
уровень метаболизма в тканях детского
организма. Од­нако
точные измерения, проведенные в
1970—1980-е годы, пока­зали,
что даже в период самого интенсивного
роста на это расходуется
не более 4—5 % суточного потребления
энергии. Та­ким
образом, видимое глазу изменение размеров
и пропорций тела
на самом деле представляет собой
достаточно легко (с точки зрения
энергетики организма) реализуемый
процесс. Совершен­но
иначе обстоит дело с дифференцировочными
процессами, оп­ределяющими
динамику качественного развития
организма. Ко­личество
синтезов, которые протекают в процессе
дифференцировок, возможно, не столь
велико, но их энергетическая «цена»
намного
выше. Это связано с тем, что в процессе
ростовых синте­зов
используются уже готовые, отработанные
пути метаболизма,

тогда
как дифференцировочные процессы требуют
организации новых
метаболических путей и широкого спектра
ферментных систем,
которые бывают необходимы только на
узко очерченных стадиях
процесса. Экспериментально показано,
что в периоды, когда
замедляется рост организма, а значит,
активизируются диф­ференцировочные
процессы, существенно повышается
интенсив­ность
основного обмена, т. е. тех энергозатрат,
которые не связа­ны
с реализацией каких-либо конкретных
функций.

Понятие
о «скачке роста».
В
тех случаях, когда во множестве различных
тканей организма одновременно наблюдаются
росто­вые
процессы, отмечаются феномены так
называемых «скачков роста».
В первую очередь это проявляется в
резком увеличении продольных
размеров тела за счет увеличения длины
туловища и конечностей.
В постнатальном онтогенезе человека
такие «скачки» наиболее
ярко выражены в первый год жизни
(1,5-кратное уве­личение
длины и 3—4-кратное увеличение массы
тела за год, рост
преимущественно за счет удлинения
туловища), в возрасте 5—6 лет (так
называемый «полуростовый скачок», в
результате которого
ребенок достигает примерно 70 % длины
тела взросло­го,
рост преимущественно за счет удлинения
конечностей), а также в
13—15 лет (пубертатный скачок роста как
за счет удлинения туловища,
так и за счет удлинения конечностей).

Впервые
о скачке роста стало известно из
исследований графа Ф.
де Монбейяра, который в 1759—1777 гг. наблюдал
за развитием своего
сына, взвешивая его каждые полгода. Эти
результаты были впервые
опубликованы Бюффоном в приложении к
его «Есте­ственной истории». На рис.
1 хорошо видно резкое увеличение
скорости
роста в период от 12 до
16 лет (пубертатный ска­чок), а также
видно замедле­ние
снижения скорости росто­вых
процессов в период от 6 до 8
лет (полуростовой скачок). В дальнейшем
многочисленные исследователи
подтвердили ре­альность
этих двух узловых моментов в развитии,
когда скорость
роста увеличивается в противовес
возрастной тенден­ции
к ее снижению.

В
результате каждого скачка роста
существенно меняются пропорции
тела, все более при­ближаясь
к взрослым. Кроме того,
количественные измене­ния,
выражающиеся в увеличении
длины
тела и изменении его пропорций, обязательно
сопровождаются
качественными изменениями функционирования
важнейших
физиологических систем, которые должны
«настраиваться»
на работу в условиях новой морфологической
ситуации. Целый ряд качественных
возрастных изменений функционирования
органов и систем является неизбежным
следствием увеличения
размеров и изменений пропорций тела в
онтогенезе: сложившаяся на предыдущем
этапе онтогенеза организация функции
не способна обеспечить устойчивый
процесс в новых условиях,
поэтому требуется ее более или менее
существенная перестройка.

Чередование
периодов роста и дифференцировки служит
естественным
биологическим маркером этапов возрастного
развития, на каждом из которых организм
имеет специфические особенности,
никогда не встречающиеся в таком же
сочетании в любом
из других этапов. Отсюда вытекает
необходимость всегда соотносить
анализ состояния организма (как по
морфологическим
признакам, так и по функциональным с
конкретным этапом
возрастного развития. Иными словами,
этапы онтогенеза не
абстракция, придуманная учеными для
облегчения анализ; а
совершенно реальная последовательность
событий, неизменно повторяющаяся в
процессе развития каждого индивидуума.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник