Компенсаторные возможности развития ребенка со сложным дефектом

Компенсаторные возможности развития ребенка со сложным дефектом thumbnail

Дарья Окунева
Дети со сложным дефектом

Изучением детей со сложной структурой дефекта занимается сравнительно новая отрасль специальной психологии, которая изучает особенности психического развития ребенка, имеющего два или более нарушений.

Предметом этой области специальной психологии является изучение своеобразия психического развития ребенка со сложными нарушениями и определение путей психолого-педагогической помощи этим детям и их семьям.

Сложными нарушениями принято называть наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. Недостатки развития, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма.

Дефект — это психический или физический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Структуру дефекта составляют дефекты первичные и вторичные.

Первичный дефект — повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов, вызванное влиянием биологических факторов.

Вторичный дефект — недоразвитие высших психических функций вследствие наличия первичного дефекта (например, недоразвитие речи и мышления у глухих). То есть, вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им.

Сложный дефект — сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании. Он отличается качественным своеобразием, не являясь суммой первичных дефектов.

Осложненные дефекты — дефекты, в которых выделяются ведущее (главное) нарушение и осложняющее его расстройство. Дефекты могут быть вызваны как функциональными нарушениями, так и органическими. Отличие заключается в степени обратимости и возврата к норме. С этой позиции функциональные дефекты, безусловно, легче, поскольку при устранении неблагоприятных факторов и проведении коррекционной работы развитие становится интенсивным. Каждый дефект имеет свою сложную структуру. Любое отклонение, например нарушение слуха, зрения, речи, как правило, ведет за собой вторичные отклонения, становящиеся причиной изменения всей структуры психического и физического развития ребенка.

При отсутствии коррекционной работы развиваются еще и третичные отклонения. В результате возникает комплексное нарушение разных систем организма. Под комплексным дефектом понимают сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка. Например, сочетание детского церебрального паралича и нарушение речи, умственной отсталости и слепоты, одновременных нарушений зрения и слуха, нарушения речи и зрения, глухонемота и т. д.

Сложное нарушение развития — это сочетание двух или нескольких серьезных дефектов в физическом и интеллектуальном или психическом развитии. Общей закономерностью для такой категории детей является сильная отягощенность условий раннего развития ребенка. Часто одно нарушение в развитии ведет за собой другое, и тогда имеющийся дефект у ребенка вначале отягощается, а затем и осложняется наличием еще одного или нескольких нарушений, ребенок имеет не только физические недостатки, но и психологическое состояние тоже угнетается, последствия могут быть самыми разными. Результатом наличия двух или более первичных психофизических дефектов является сильнейшее ограничение ребенка от общения с окружающим миром. Это в свою очередь приводит к нарушению развития, как отдельных психических функций, так и к общей задержке развития психики ребенка.

Выделяют 3 основные группы детей с сочетанными нарушениями.

В первую входят дети с 2 выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной).

Во вторую — имеющие 1 существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха. В таких случаях говорят об «осложненном» дефекте.

В третью группу входят дети с так называемыми множественными нарушениями, когда имеется 3 или более нарушений (первичных, выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети.

Категорию детей со сложным дефектом составляют

Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха;

Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;

Дети глухие слабовидящие;

— Слепоглухонемые дети;

Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха;

— Глухие дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта).

Кроме того, в дефектологической практике встречаются дети с множественными дефектами. К ним относятся

1. Дети с умственной отсталостью слепоглухие

2. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью.

Таким образом, к детям со сложным дефектом можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).

Проблемы в развитии ребенка могут быть обусловлены множеством причин, которые необходимо рассматривать с различных позиций: времени возникновения нарушения — внутриутробное развитие (пренатальный период, период родовой деятельности (натальный, после рождения (постнатальный период); степени его выраженности; характера и тяжести нарушения, вызванного как органическими (поражение ЦНС, так и функциональными (социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация и др.) причинами.

Для правильного построения коррекционной работы специалистам необходимо выяснить, каким образом и насколько сильно нарушена та или иная функция, по каким причинам и когда возникли эти нарушения.

С медицинской точки зрения важно установить природу заболевания, которое вызвало имеющиеся нарушения, — генетическую или внешнюю (инфекции, травмы, интоксикации и т. п., а также определить характер течения заболевания (острое, хроническое, прогрессирующее, непрогрессирующее) и связанные с этим лечение и прогноз.

С психолого-педагогической точки зрения важно:

описать сложный дефект как сочетание нескольких нарушений разных функций, неодинаково выраженных, определить степень нарушения каждой, выделить ведущий дефект, оказывающий наибольшее влияние на развитие ребенка;

уточнить время возникновения нарушений — врожденные или приобретенные в определенном возрасте (одновременно или в разное время).

Это важно, поскольку степень знакомства ребенка с предметным миром, уровень овладения словесной речью, мышлением, которые были достигнуты ребенком к моменту заболевания, имеют большое значение для его будущего развития. Например, при возникновении слепоглухоты в том возрасте, когда ребенок уже овладел речью в той или иной мере и имел нормальный сенсорный опыт, легче идет формирование речи и представлений об окружающем мире. Однако чем позднее наступает тяжелое нарушение зрения и слуха, тем более сложные психологические проблемы возникают у ребенка в связи с перестройкой ориентировки в окружающем мире и становлением средств общения.

Читайте также:  Комаровский развитие ребенка в полтора года

В связи с этим выделяют:

врожденный и ранний сложный дефект;

сложное нарушение, проявившееся или приобретенное в дошкольном возрасте;

нарушение, приобретенное в подростковом возрасте, в зрелом возрасте и в старческом возрасте.

При всем многообразии сложных нарушений развития можно выделить две основные категории детей по сложности адаптации к окружающему миру — это дети с потенциально сохранными возможностями интеллектуального и личностного развития и дети с выраженным отставанием в умственном развитии (при глубоких поражениях ЦНС). Дети, способные к самостоятельной, активной, осмысленной деятельности, и дети, нуждающиеся в постоянном побуждении и руководстве в деятельности, а также полном или частичном обслуживании со стороны окружающих. Дети каждой из групп требуют своеобразных педагогических подходов, но одинаково нуждаются в любви и понимании со стороны взрослых.

Знание всех особенностей состояния ребенка дает возможность адекватно оказывать лечебную и коррекционно-педагогическую помощь, поэтому так важно установить полный диагноз.

Причины сложных нарушений развития у детей.

Для ранней диагностики сложного нарушения очень важны знания о причинах, которые могут привести к поражению сразу нескольких функций организма. Когда идет речь об одном первичном дефекте развития у ребенка, рассматривается вероятность либо наследственного, либо экзогенного происхождения. Сложное нарушение развития может быть вызвано одной или несколькими причинами, разными или одинаковыми по происхождению.

Можно рассматривать несколько вариантов этиологически сложного нарушения:

один дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение и наоборот (например, ребенок наследует выраженную близорукость по линии матери, а нарушение двигательной сферы приобрел в результате родовой травмы);

оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга (например, нарушение слуха наследуется по линии отца, а нарушение зрения по линии матери);

каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами, действующими независимо (например, ребенок приобрел нарушение слуха в результате перенесенной скарлатины, а нарушение движений наступило от травмы позвоночника);

оба нарушения представляют собой разные проявления одного и того же наследственного синдрома;

два дефекта возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора.

Наиболее изучены последние два варианта причин сложных нарушений, когда одно заболевание (наследственное или экзогенное) может стать причиной сложного или даже множественного нарушения развития у ребенка. В группе множественных нарушений у детей преобладают врожденные формы патологии, имеющие в большинстве случаев генетическое происхождение. Реже встречаются хромосомные синдромы как виды сложных нарушений. Классический пример множественного дефекта хромосомного происхождения — это синдром Дауна. Кроме умственной отсталости у детей с этим синдромом в 70 % случаев имеются нарушения слуха и в 40% — выраженный дефект зрения. Почти 30% детей с синдромом Дауна имеют множественный сенсорный дефект (нарушение зрения и слуха) в сочетании с умственной отсталостью.

К экзогенным по происхождению заболеваниям, приводящим к сложному и даже множественному нарушению развития, относятся различные пренатально (внутриутробно) и постнатально перенесенные заболевания. Наиболее известными из таких внутриутробных заболеваний является краснуха, корь, туберкулез, токсоплазмоз, сифилис, цитомегаловирусная инфекция и др.

В последние годы специалисты отмечают рост числа детей с врожденными нарушениями зрения и слуха, появившихся на свет глубоко недоношенными и спасенными благодаря достижениям современной медицины. Как следствие глубокой недоношенности у таких детей могут наблюдаться нарушения слуха и зрения. Иногда к би-сенсорному дефекту добавляется ДЦП или другие нарушения. Иногда глубокая недоношенность является следствием внутриутробно перенесенных инфекционных заболеваний. Но в большинстве случаев причины глубокой недоношенности остаются пока неизвестными.

Знание причин и особенностей заболеваний, которые могут привести к сложному нарушению развития у ребенка, может существенно помочь в диагностике этих нарушений, в выделении новорожденных детей группы риска и внимательному наблюдению за их развитием.

По сочетанности нарушений можно выделить более 20 видов сложных и множественных нарушений. Это могут быть различные сочетания сенсорных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений друг с другом (сложное сенсорное нарушение как сочетание нарушений зрения и слуха; нарушение зрения и системное нарушение речи; нарушения слуха и движений; нарушение зрения и движений, а также сочетание всех видов этих дефектов с умственной отсталостью разной степени (глухота и умственная отсталость, слепота и умственная отсталость, двигательные нарушения и умственная отсталость; разные сочетания умственной отсталости и сложных сенсорных нарушений при множественном дефекте).

По выраженности сочетанных нарушений зрения и слуха детей с этим видом сложного нарушения можно разделить на:

тотально или практически слепоглухих;

слепых слабослышащих;

слабовидящих глухих;

слабовидящих слабослышащих.

Детей с сочетанными нарушениями зрения и речи можно разделить на:

слепых алаликов;

слабовидящих алаликов;

слепых детей с ОНР;

слабовидящих детей с ОНР.

Детей с нарушениями зрения и движений можно разделить на:

непередвигающихся самостоятельно слепых;

непередвигающихся самостоятельно слабовидящих;

слепых с нарушениями движений (остаточные явления ДЦП);

слабовидящих с остаточными нарушениями ДЦП.

Сочетание нарушений слуха и движений можно разделить на:

тяжелые формы ДЦП и глухоты;

тяжелые формы ДЦП и тугоухости;

легкие формы ДЦП и глухоты;

легкие формы ДЦП и тугоухости.

Возможно множество сочетаний, разных по выраженности сенсорных и двигательных нарушений, с разной по глубине умственной отсталостью.

Такая классификация позволяет достаточно адекватно подойти к решению вопроса о месте обучения ребенка в определенном типе школы. Но при этом необходимо учитывать условность подобного разделения и зависимость выраженности нарушений от применяемого лечения.

Источник

РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ СО
СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Понятие о сложном нарушении развития

К сложным нарушениям детского развития
относят сочетание двух или более
психофизических нарушений (зрения,
слуха, речи, умственного развития и др.)
у одного ребенка. Например, сочета­ние
глухоты и слабовидения, сочетание
умственной отсталости и слепоты,
сочетание нарушения опорно-двигательного
аппарата и нарушений речи. В современной
специальной литературе в номи­нации
сложных нарушений обозначаются только
так называемые первичные нарушения,
например слепоглухота. Если в название
включаются вторичные отклонения в
развитии, как например в слове
«слепоглухонемота», где «немотой»
обозначено отсутствие речи у ребенка,
являющееся лишь следствием его глухоты,
социаль­но обусловленным, т.е. вторичным
нарушением, то такой термин следует
признать неточным и устаревшим.

Читайте также:  Развитие способностей ребенка на уроке биологии

В качестве синонимов термина «сложное
нарушение» в литера­туре используются
и другие термины, равнозначные ему:
«слож­ный дефект», «сложные аномалии
развития», «сочетанные нару­шения»,
«комбинированные нарушения» и все более
утверждаю­щийся в последнее время —
«сложная структура нарушения».

Основные группы детей с сочетанными
нарушениями и значение их
психолого-педагогического изучения

В зависимости от структуры нарушения
дети с сочетанными нарушениями разделяются
на три основные группы.

В первую входят дети с двумя выраженными
психофизическими нарушениями, каждое
из которых может вызвать аномалию раз-
-вития: слепоглухие дети, умственно
отсталые глухие, слабослыша­щие с
задержкой психического развития
(первичной).

Во вторую — имеющие одно существенное
психофизическое на­рушение (ведущее)
и сопутствующее ему другое нарушение,
выра­женное в слабой степени, но
заметно отягощающее ход развития:

умственно отсталые дети с небольшим
снижением слуха. В таких случаях говорят
об «осложненном» дефекте.

В третью группу входят дети с так
называемыми множествен­ными нарушениями,
когда имеется три или более нарушений
(первичных), выраженных в разной степени
и приводящих к зна­чительным отклонениям
в развитии ребенка: умственно отсталые
слабовидящие глухие дети. К множественным
дефектам, в частно­сти, можно отнести
и сочетание у одного ребенка целого
ряда не­больших нарушений, которые
имеют отрицательный кумулятив­ный
эффект, например при сочетании небольших
нарушений моторики, зрения и слуха у
ребенка может иметь место выраженное
недоразвитие речи.

Полагают, что дети со сложными нарушениями
развития — это редкая, статистически
малозначимая категория аномальных
де­тей. Между тем, согласно данным
исследований и наблюдениям опытных
дефектологов-практиков, эти дети
составляют в среднем до 40% контингента
специальных образовательных учреждений.

Практическая потребность в изучении
этих детей, определении их образовательных
потребностей и в разработке системы их
реа­билитации исключительно велика.

Обучение и воспитание детей со сложными
нарушениями пред­ставляют собой
достаточно малоизученную и труднейшую
проб­лему специальной педагогики. До
недавнего времени в нашей стране многим
из таких детей вообще невозможно было
предоставить какой-либо реальной
педагогической помощи, так как они
считались необучаемыми (например,
умственно отсталые дети с глубокими
нарушениями зрения и слуха). Однако за
последнее десятилетие положение
существенно изменилось.

Все возрастающее внимание к проблеме
обучения детей со сложными дефектами
стало одной из тенденций развития
современной специальной педагогики.
Ею пройден большой историче ский путь
развития, чтобы, наконец, по-настоящему
обратиться к исследованиям в этой
области. Вместе с тем все предыдущие
ис­следовательские работы в плане
построения и развития реабилитационной
помощи детям касались в основном
отдельных видов сложного дефекта, т. е.
частных его случаев. Таким образом,
про­блема изучалась крайне неравномерно.

Наибольший вклад был сделан в разработку
психолого-педа­гогической системы
воспитания слепоглухих детей. Обращение
к столь трудной с педагогической точки
зрения категории детей и успехи в этом
направлении не прошли бесследно для
всей пробле­мы сложных дефектов в
целом. Ведь изучение данной проблемы в
ее целом виде в ходе систематического
исследования предполага­ет нахождение
общих решений, выяснение принципиальных
отли­чий процесса развития ребенка
со сложным дефектом от развития детей
с отдельными формами первичных нарушений.

В число первоочередных задач, возникающих
перед специали­стами, входит задача
возможно более ранней диагностики
слож­ного дефекта. Слишком поздняя
диагностика — типичное явление в практике
работы с такими детьми. Случаи
своевременной, доста­точно ранней и
вполне подготовленной существующими
методами исследования диагностики
являются скорее исключениями из это­го
правила, чем общей практикой. Вследствие
этого дети со слож­ными нарушениями
развития обычно слишком поздно попадают
в сферу специального обучения. Нередко
такая возможность воз­никает для них
лишь к началу школьного возраста, а то
и позднее.

Многие и многие родители, столкнувшись
с тяжелыми нару­шениями развития
своего ребенка в первые годы его жизни,
ищут помощи лишь исключительно у медиков,
совсем не обращаясь к специалистам-педагогам.
Многие дети со сложными нарушения­ми
действительно проходят необходимый
курс лечения в больни­цах, где они
подвергаются длительной культурной и
материнской депривации, что неблагополучно
сказывается на их эмоциональ­ном и
умственном развитии. Однако и своевременное
обращение к специалистам-педагогам не
всегда приносит нужные плоды. Знания
большинства дефектологов в этой области
незначительны, полноценно проконсультировать
родителей они не могут. Лишь определенный
круг специалистов знаком с этой проблемой,
вла­дея практико-ориентированной
диагностикой, — в основном это отдельные
сотрудники Института коррекционной
педагогики РАО и педагоги связанных с
ними экспериментальных школ. Но и в этом
случае не все родители могут получить
конкретные, развер­нутые
психолого-педагогические рекомендации.
Подробная, на­учно обоснованная и
экспериментально проверенная технология
обучения создана для слепоглухих детей.
Категория детей со

сложной структурой дефекта столь
многообразна, что программы

воспитания и обучения каждой группы
таких детей еще предстоит

создавать. В настоящее время большинство
таких детей обучается

в специальных классах специальных
школ.

I В ранней диагностике усиливается
значение нейрофизиологических методов
объективного исследования. Современная
наука и техника позволяют достаточно
рано, на первом году жизни ре­бенка,
диагностировать наличие сенсорных
нарушений при их средней и большей
степени выраженности. Так, отсутствие
речи у двух-трехлетнего слабовидящего
ребенка может побудить к вы­движению
гипотезы о задержке психического
развития ребенка как первопричине
отсутствия у него речи. Однако обнаружение
тугоухости у этого ребенка при одноразовом
электрофизиологи­ческом исследовании
позволяет назвать другую, более вероятную
причину, приводящую к задержке формирования
речи у ребенка, и соответственно указать
совсем другие средства компенсации.

Существенные сложности содержит в себе
психологическое ис­следование в целях
ранней диагностики. Значительные
трудности возникают при квалификации
отклонений в умственном и эмо­циональном
развитии ребенка и выяснении их причин,
кроющих­ся либо в социально-педагогических
условиях (условиях раннего воспитания
в семье), либо в биологических предпосылках,
связан­ных со структурой дефекта,
либо и в том и в другом.

Читайте также:  Роль игры в речевом развитии ребенка

Важное значение имеет медико-генетическое
исследование, по­скольку подавляющее
большинство сложных нарушений связано
с действием генетического фактора.
Принципиально важно, что выявление
синдромальных форм позволяет во многих
случаях иметь прогноз возможного
развития или инволюции имеющихся
физических и психических функций. Так,
своевременное установ­ление одной
из форм синдрома Ушера у глухого ребенка
позволя­ет заблаговременно поставить
задачу постепенно подготовить ребенка
к будущей потере зрения: обучить его
осязательному чте­нию рельефно-точечных
текстов по системе Брайля, полезным
приемам перцептивной деятельности в
новых для подростка усло­виях
восприятия, подготовить психологически
к новому состоя­нию зрения и т.д.

>;Общей закономерностью,
свойственной развитию детей со слож­ными
дефектами, является особая отягощенность
условий раннего развития ребенка.
Наличие не одного, а двух, а то и более
первич ныхнарушений чрезвычайно
обедняет контакт ребенка с внешним
миром, он попадает в условия огромной
депривации (сенсорной, материнской,
культурной) и в сензитивный период
становления и развития основных
психических функций терпит значительный
ущерб. Это ведет к недоразвитию как
отдельных функций (пред­метные
действия, формирование образов предметов,
пространст­венная ориентировка и
моторика, эмоционально-чувственный
контакт со взрослыми и общение), так и
к общей задержке психи­ческого
развития. Положение усугубляется тем,
что материальная и социальная среда,
как правило, остаются мало приспособленны­ми
к особенностям познавательной деятельности
такого ребенка.

В дальнейшем, когда в конце концов
ребенок попадает в необ­ходимую для
него специфическую среду, активно
стимулирую­щую его развитие,
обнаруживается, что его стартовая
позиция хуже, чем у других детей с
аномальным развитием.

Таким образом, оказывается, что по
отношению к ребенку со сложным дефектом
задачи последующей компенсации аномалий
развития становятся более всеобъемлющими
не только в силу сложности нарушения,
но и в силу существенного отставания в
развитии, связанного с упущенными
возможностями ранней ком­пенсации
дефекта.

Исследователи, занимающиеся проблемой
сочетанных нару­шений, единодушно
отмечают тот факт, что психическое
развитие при двойном или тройном дефекте
не сводится к сумме особенно­стей
психического развития при каждом
нарушении, а образует новую, сложную
структуру нарушений и требует особого
психо­лого-педагогического подхода
(исследования А.И.Мещерякова, Т.В.Розановой
и др.). Так, слепоглухие дети в своем
развитии су­щественно отличаются от
других категорий аномальных детей
(глухих, слепых и др.). Отсутствие зрения
и слуха обрекает ребен­ка на значительную
изоляцию от внешнего мира, и его психика
не получает должного развития. Такой
ребенок нередко расценива­ется
окружающими как глубоко умственно
отсталый: у него резко ограничено
познание окружающей действительности,
нарушены возможности общения с людьми
и формирования навыков и норм поведения.
Тем не менее в отличие от действительно
умственно отсталого ребенка слепоглухой
ребенок обладает значительными
потенциальными возможностями умственного
развития. Особен­но велики эти
возможности у детей и подростков с
поздней слепоглухотой, избежавших
влияния сенсорной депривации в раннем
возрасте и сохранивших речь.

Характерным следствием сложных нарушений
является умень­шение доступных каналов
компенсации дефекта, резкое сужение
возможного диапазона средств компенсации.
Так, при слепоте

компенсация в восприятии ребенком
окружающего мира осуще­ствляется в
значительной мере через сохранные слух
и осязание. При глухоте — через зрение,
кинестетическое, тактильно-вибра­ционное
восприятие, однако при сочетанном
поражении зрения и слуха, слепоглухоте,
пути компенсации через слух и зрение
оказы­ваются перекрыты и лишь в случае
частичной сохранности этих функций
могут быть использованы.

Таким образом, если в сложном бисенсорном
дефекте мы име­ем дело со сложением
двух различных первичных нарушений и
образованием их сочетания, то в путях
компенсации происходит как бы их
вычитание: ни зрение, ни слух не могут
быть использо­ваны. Альтернативным
является какой-то третий путь.
Психологи­ческая задача педагога-дефектолога
состоит в том, чтобы выявить пути развития
ориентировочной деятельности ребенка,
найти пусть и очень узкие, но реальные
и перспективные пути компенса­ции
сложного дефекта. Так, для слепоглухого
ребенка такую роль в его восприятии
играют осязание и кинестетическое
восприятие, кроме того, возможно
значительное компенсаторное развитие
обоняния, которые в большой мере заменяют
утраченные зрение и слух.

Решающим фактором развития будет в
любом случае включе­ние ребенка в
процесс образования, или так называемого
куль­турного развития, присвоения им
общественно выработанного исторического
опыта человечества в процессе учения.
Вывод ре­бенка из культурного тупика,
из ситуации изолированности от
окружающего мира — материально-предметного
и социального -вот первейшая задача в
поисках путей компенсации сложного
де­фекта. В контексте культурного
развития ведущее место занимает овладение
ребенком языком. В этом смысле выход на
компенсаторные сенсорные каналы
приобретает до известной степени
под­чиненное значение. Возможности
умственного развития детей со сложным
сенсорным дефектом принципиально не
следует призна­вать ограниченными.
В конце концов они зависят от состояния
специальной педагогики как
научно-практической дисциплины. По мере
реального прогресса в области специальной
психологии и педагогики эти возможности
существенно возрастают.

Поскольку важнейшим резервом, как это
было показано Л.С.Выготским, является
развитие высших психических функций
ребенка, принципиально важным становится
вопрос о степени сохранности
интеллектуального развития. Умственная
отсталость как возможный компонент
сложного дефекта, безусловно, чрезвы­чайно
снижает потенциал компенсаторного
развития аномально­го ребенка, однако
не делает последнее невозможным.
Разделяв­шийся в прошлом специалистами
крайне пессимистичный взгляд

на обучение таких детей в настоящее
время преодолен. По отноше­нию к детям,
имеющим наряду с сенсорными нарушениями
олигофрению, в наше время утверждается
новая прогрессивная точка зрения,
опирающаяся на гуманистическую традицию
в дефектоло­гии и на новые положительные
экспериментальные факты.

Реабилитационный потенциал детей со
сложной структурой дефекта далеко еще
не освоен в специальной психологии и
педа­гогике, хотя и здесь действует
известная в этих отраслях знания
закономерность: чем раньше наступило
нарушение и чем больше степень нарушения,
тем больше выражено аномальное развитие
ребенка. Усложнение структуры нарушения,
его многокомпонентность имеют такие
же последствия.

Источник