Социогенетическая теория психического развития ребенка

Социогенетическая теория психического развития ребенка thumbnail

ТЕОРИИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Сторонники биогенетическойконцепции развития
полагают,
что
основные
психические
свойства
личности
заложены
в
самой
природе
человека
(биологическом
начале),
определяющей
его
жизненную
судьбу.
Они
считают
генетически
запрограммированными
интеллект,
аморальные
свойства
личности
и
др.

Первым
шагом
на
пути
возникновения
биогенетических
концепций
была
теория
Ч.
Дарвина
о
том,
что
развитие
– генезис –
подчиняется
определенному
закону.
В
дальнейшем
любая
крупная
психологическая
концепция
всегда
была
связана
с
поиском
законов
детского
развития.

Немецкий
естествоиспытатель
Э.
Геккель
(1834–1919) и
немецкий
физиолог
И.
Мюллер
(1801–1958) сформулировали
биогенетический
закон,
согласно
которому
животное
и
человек
во
время
внутриутробного
развития
кратко
повторяют
те
стадии,
которые
проходит
данный
вид
в
филогенезе.
Этот
процесс
был
перенесен
на
процесс
онтогенетического
развития
ребенка.
Американский
психолог
С.
Холл
(1846–1924) считал,
что
ребенок
в
своем
развитии
кратко
повторяет
развитие
человеческого
рода.
Основанием
для
появления
данного
закона
послужили
наблюдения
за
детьми,
в
результате
чего
были
выделены
следующие
стадии
развития:
пещерная,
когда
ребенок
роется
в
песке,
стадия
охоты,
обмена
и
др.
Холл
предполагал
также,
что
развитие
детского
рисунка
отражает
те
стадии,
которые
проходило
изобразительное
искусство
в
истории
человечества.

Теории
психического
развития,
связанные
с
идеей
повторяемости
в
этом
развитии
истории
человечества,
называют теориямирекапитуляции.

Выдающийся
русский
физиолог
И.П.
Павлов
(1849–1936) доказал,
что
существуют
приобретенные
формы
поведения,
в
основе
которых
лежат
условные
рефлексы.
Это
породило
точку
зрения
о
том,
что
развитие
человека
сводится
к
проявлению
инстинкта
и
дрессуре.
Немецкий
психолог
В.
Келер
(1887–1967), проводя
опыты
на
человекоподобных
обезьянах,
открыл
у
них
наличие
интеллекта.
Этот
факт
лег
в
основу
теории,
согласно
которой
психика
в
своем
развитии
проходит
три
этапа:
1) инстинкт;
2) дрессура;
3) интеллект.

Австрийский
психолог
К.
Бюлер
(1879–1963), опираясь
на
теорию
В.
Келера
и
под
влиянием
трудов
основателя
психоанализа,
австрийского
психиатра
и
психолога
3. Фрейда
(1856–1939), в
качестве
основного
принципа
развития
всего
живого
выдвинул
принцип
удовольствия.
Он
связывал
этапы
инстинкта,
дрессуры
и
интеллекта
не
только
с
созреванием
мозга
и
усложнением
отношений
с
окружающей
средой,
но
и
с
развитием
аффективных
состояний
– переживанием
удовольствия
и
связанного
с
ним
действия.
Бюлер
утверждал,
что
на
первом
этапе
развития
– этапе
инстинкта
– благодаря
удовлетворению
инстинктивной
потребности
наступает
так
называемое
«функциональное
удовольствие»,
являющееся
следствием
выполнения
действия.
А
на
этапе
интеллектуального
решения
задачи
возникает
состояние,
предвосхищающее
удовольствие.

В.
Келер,
изучая
развитие
ребенка
с
помощью
зоопсихологического
эксперимента,
заметил
сходство
в
примитивном
применении
орудий
труда
у
человека
и
обезьяны.

Диаметрально
противоположного
подхода
к
развитию
психики
ребенка
придерживаются
сторонники социогенетической
(
социологизаторской)
концепции. Они
считают,
что
в
поведении
человека
нет
ничего
врожденного
и
каждое
его
действие
– лишь
продукт
внешнего
воздействия.
Поэтому,
манипулируя
внешними
воздействиями,
можно
добиться
любых
результатов.

Еще
в
XVII в.
английский
философ
Джон
Локк
(1632–1704) считал,
что
ребенок
рождается
на
свет
с
чистой
душой,
подобной
белому
листу
бумаги,
на
котором
можно
написать
все
что
угодно,
и
дитя
вырастет
таким,
каким
его
хотят
видеть
родители
и
близкие.
Согласно
этой
точке
зрения
наследственность
не
играет
никакой
роли
в
развитии
психики
и
поведения
ребенка.

Американский
психолог
Дж.
Б.
Уотсон
(1878–1958) выдвинул
лозунг:
«Хватит
изучать
то,
что
человек
думает,
давайте
изучать
то,
что
человек
делает!».
Он
считал,
что
в
поведении
человека
нет
ничего
врожденного
и
каждое
его
действие
есть
продукт
внешней
стимуляции.
Следовательно,
манипулируя
внешними
раздражителями,
можно
«создать»
человека
любого
склада.
В
исследованиях
научения,
в
которых
учитывались
экспериментальные
результаты,
полученные
И.П.
Павловым,
на
первый
план
вышла
идея
сочетания
стимула
и
реакции,
условных
и
безусловных
стимулов,
был
выделен
временной
параметр
этой
связи.
Это
легло
в
основуассоцианистическойконцепциинаучения Дж.
Уотсона
и
Э.
Газри,
которая
стала
первой
программой
бихевиоризма.
Бихевиоризм
– это
направление
в
американской
психологии
XX в.,
отрицающее
сознание
как
предмет
научного
исследования
и
сводящее
психику
к
различным
формам
поведения,
понятого
как
совокупность
реакций
организма
на
стимулы
внешней
среды.
По
словам
Дж.
Уотсона,
«все
такие
термины,
как
сознание,
ощущение,
восприятие,
воображение
или
воля,
могут
быть
исключены
при
описании
человеческой
деятельности».
Поведение
человека
он
отождествлял
с
поведением
животного.
Человек,
по
мнению
Уотсона, –
это
биологическое
существо,
которое
может
быть
изучаемо
подобно
всякому
другому
животному.
Таким
образом,
в
классическом
бихевиоризме
акцент
делается
на
процессе
научения
на
основе
наличия
или
отсутствия
подкрепления
под
влиянием
среды.

Читайте также:  Комплексное развитие ребенка перед школой

Представители
необихевиоризма,
американские
психологи
Э.
Торндайк
(1874–1949) и
Б.
Скиннер
(1904–1990) создали
концепцию
научения,
которое
получило
название
«оперантное
научение».
Эта
разновидность
научения
характеризуется
тем,
что
в
установлении
новой
ассоциативной
стимульно-реактивной
связи
важную
роль
играют
функции
безусловного
стимула,
т. е.
главный
акцент
делается
на
значении
подкрепления.

Н.
Миллер
и
американский
психолог
К.Л.
Халл
(1884–1952) – авторы
теории,
в
которой
был
дан
ответ
на
вопрос:
зависит
ли
научение,
т. е.
установление
связи
между
стимулом
и
реакцией,
от
таких
состояний
испытуемого,
как
голод,
жажда,
боль.

На
основе
существующий
теорий
можно
сделать
вывод,
что
в
социогенетических
теориях
в
качестве
основного
фактора
развития
психики
рассматривается
среда,
а
активность
ребенка
не
учитывается.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Данное направление
развитие ребенка рассматривается как
результат прямых воздействий окружающей
его социальной среды.

Родоначальником
французского социологического направления
в психологии принято считать социолога
Э. Дюркгейма (1858—1917). По его мнению,
психическое развитие—это впитывание,
усвоение верований, чувств других людей.
Воспринятые извне мысли и эмоции
определяют характер душевной деятельности
детей. Развиваясь, ребенок должен усвоить
накопленный человеческий опыт, традиции
и обычаи. Это происходит благодаря
подражанию, которое в обществе имеет
такое же значение, как наследственность
в биологии. Со способностью к подражанию
ребенок рождается.

Учение П.Жане
о соотношении биологического и
социального в развитии психики человека.

Французского
психолога П. Жане (1859—1947) интересовал
вопрос о соотношении биологического и
социального в развитии психики. Он
считал, что психика человека социально
обусловлена и что ее развитие заключается
в формировании системы многообразных
связей с природой и обществом. Под
связями П. Жане понимал действия, которые
есть не что иное, как формы отношения
человека к. миру. Среди них наиболее
значимы социальные действия, выражающиеся
в отношениях сотрудничества. Внешние
взаимоотношения между людьми являются,
по мнению ученого, принципом развития
психики каждого человека. Основываясь
на этих положениях, П. Жане выделяет
четыре уровня психического развития
ребенка.

Первый уровень
характеризуется развитием моторных
реакций (приближения и удаления), где
значимыми для дальнейшего развития
являются не сами реакции, а их социальная
обусловленность.

Второй уровень—развитие
перцептивных действий. Здесь формируется
устойчивость восприятия предметной
действительности. На основе такого
восприятия возникают отсроченные
действия, что способствует развитию
памяти, функция которой состоит в
сообщении запоминаемого другому
человеку.

Третий уровень—социально
— личностный, т. е. такой, когда ребенок
может согласовывать свои действия с
действиями другого человека. Этому
моменту П. Жане придавал большое значение.
Если на более ранних этапах поведение
ограничивается простыми формами
взаимопомощи, то теперь оно становится
социальным.

Четвертый уровень—
интеллектуально — элементарное поведение.
На этом уровне развивается речь ребенка,
с помощью которой он проговаривает
совершаемые действия, так как окружающие
требуют от него отчета. Овладение речью
создает условия для развития мышления
детей.

Однако, указанные
теории не смогли ответить на вопрос о
том, что же предопределяет развитие —
наследственность или среда. Это повлияло
на появление идеи конвергенции двух
факторов.

Концепция
конвергенции двух факторов В.Штерна.

Ее автор В. Штерн
считал, что психическое развитие — это
не просто проявление врожденных
эндогенных факторов и не простое
восприятие внешних воздействий, а
результат конвергенции внутренних
задатков с внешними условиями жизни.
Однако, ученый отдавал предпочтение
факторам среды, поскольку В. Штерн
предположил, что наследственные факторы
могут разворачиваться только в подходящих
условиях среды (или не разворачиваться,
если среда неподходящая). Тем не менее
В. Штерну принадлежит идея, что главную
роль в разворачивании наследственности
играет собственная активность ребенка:
чем более он активен, чем энергичнее
преодолевает среду, тем больше возможностей
для разворачивания наследственных
факторов.

Читайте также:  Программа на телефон развитие ребенка

Но данное направление
не выходило за рамки традиционного
противопоставления двух факторов и
поэтому не решало проблему.

Диалектический
подход к развитию психики ребенка в
концепции А. Валлона.

Французский
психолог А. Валлон (1879—1962) диалектически
решает проблему стадиальности психического
развития. Психика не может быть сведена
к органике и в то же время не может быть
понята без нее. Для того чтобы объяснить,
каким образом органическое становится
психическим, А. Валлон рассматривает
связь четырех понятий — эмоция, моторика
(движение), подражание, социум.

Эмоции в генезисе
психической жизни, согласно А. Валлону,
появляются раньше всего остального.
Ребенок способен к психической жизни
только благодаря эмоциям, поскольку
они объединяют ребенка с социальным
окружением. Через эмоции ребенок обретает
опору для своей биологии, в эмоции
осуществляется симбиоз органического
и психического, происходит как бы
«переливание» одного в другое. Так,
например, крик новорожденного —
первоначально физиологическая реакция.
Под влиянием взрослых социальное как
бы «перехватывает» физиологическое,
чтобы оно стало психическим (и ребенок
кричит не потому, что какие-то его
физиологические потребности не
удовлетворены, а чтобы вернуть уходящую
из комнаты мать).

В концепции А.
Валлона понятие «эмоция» тесно связано
с понятием «движение». У маленького,
еще не говорящего ребенка движения тела
уже могут свидетельствовать о психической
жизни. По его мнению, среди разных форм
и функций движения одна прямо касается
выражения эмоций — это тоническая, или
постуральная, функция. Другая функция
движения — кинетическая, или клоническая,
направленная на внешний мир. Благодаря
ей осуществляются локомоции, схватывание,
манипуляции. В отличие от кинетических
реакций, тонус, который проявляется в
позах, — это экспрессивное средство
выражения собственных переживаний
ребенка и его отношения к другим людям.

Период чистой
импульсивности, недифференцированности
движений у ребенка сменяется эмоциональной
стадией, когда, по образному выражению
А. Валлона, само движение есть
экстериоризированная эмоция. Дифференциация
моторных функций наступает под влиянием
поведения взрослого, удовлетворяющего
потребности ребенка.

Анализ дифференциации
и координации движений как сложной
системы взаимодействия моторных функций
позволил А. Валлону выделить психомоторные
типы развития ребенка.

Другой большой
переход в онтогенезе психики — это
переход от действия к мысли. По мнению
А. Валлона, он возможен благодаря
подражанию. Источник, который формирует
план субъективности, план представления,
лежит не во взаимоотношениях с физическим
миром, а во взаимодействии с окружающими
людьми. Действия по подражанию другим
отличаются от инстинктивно-подражательных
реакций тем, что они строятся именно
как действия по образцу, по социальной
модели, которая усваивается, ассимилируется
субъектом. Такого рода действия, относясь
к внешнему предметному миру, формируются
не в прямых взаимодействиях с ним, а в
процессе общения и поэтому уже не
выражают первичной слитности с ним,
характерной для сенсомоторных
приспособительных актов.

На примере подражания
видна связь социума и психики ребенка.
А. Валлон подчеркивает, что социум
абсолютно необходим для маленького
ребенка, неспособного ничего сделать
самостоятельно. Реакции ребенка постоянно
должны быть дополнены, поняты,
проинтерпретированы взрослым человеком.
Поэтому, считает А. Валлон, человеческий
ребенок есть существо социальное
генетически, биологически. Социальная
природа человека не насаждается путем
внешних влияний, социальное уже включено
в биологическое как абсолютная
необходимость.

А. Валлон не отрицал
роль созревания в развитии. По его
мнению, созревание нервной системы
создает последовательность типов и
уровней активности. Но для созревания
необходимо упражнение, и оно уже заключено
в природе эмоций, моторики и имитации,
в природе самого человеческого организма.

Читайте также:  Система оценки индивидуального развития ребенка в соответствии с фгос

Согласно А. Валлону,
онтогенез не воспроизводит филогенез.
Для А. Валлона вообще нет судьбы. Детство
человека есть, безусловно, продукт
эволюции, но оно объясняется также и
средой, в которой развивается ребенок.
Благодаря новой технике, которая
навязывает индивиду способность думать
и чувствовать, ребенок всегда находится
на одном уровне с цивилизацией, и
биогенетический закон не действует.

А. Валлон показывает
возникновение, чередование и
взаимозависимость различных стадий
детского развития. Каждая из них, по
мнению ученого, есть результат
количественных и качественных изменений.
Он выделяет следующие стадии
онтогенетического развития ребенка:

1. Стадия внутриутробной
жизни. На этой стадии имеет место полная
зависимость зародыша от организма
матери.

2. Стадия моторной
импульсивности (от рождения до 6 месяцев).
Потребности ребенка в питании и
двигательной активности проявляются
в спазматических подергиваниях, криках,
движениях, жестах. Все это служит основой
для выработки элементарных условных
рефлексов как питания, так и моторчики
(режим, положение, укачивание).

3. Эмоциональная
стадия (от 6 месяцев до года). В это время
ребенок, используя мимику и жесты,
устанавливает отношения с окружающими
людьми. Он выражает гнев, боль, симпатии,
удовольствие. Наиболее тесный контакт
у ребенка устанавливается с матерью,
что в первую очередь стимулирует его
развитие. Начало этой стадии имеет
наиболее важное значение для формирования
психики.

4. Сенсомоторная
стадия (от 1 года до 3 лет). Она характеризуется
тем, что внимание ребенка начинает
привлекаться к внешнему миру за пределами
отношений с близкими взрослыми благодаря
появлению ориентировочного рефлекса
и навыков хождения и речи.

5. Стадия персонализма
(от 3 до 5 лет). Она начинается с кризиса
трех лет, во время которого у ребенка
возникает чувство «я» и стремление к
большей самостоятельности в действиях.
Он стремится подчеркнуть свое «я». Затем
появляется желание быть в центре внимания
окружающих, а также стремление подражать
другим людям.

6. Стадия различения
(от 6 до 11 лет). На этой стадии расширяется
круг взаимоотношений ребенка. В коллективе
он чувствует себя и свободным, и
подчиненным. В этом возрасте для него
характерно стремление добиться признания.
Появляется желание занять определенное
место в коллективе. В этот период
развиваются как взаимоотношения, так
и умственные способности ребенка.

7. Стадия полового
созревания и юношества. Она характеризуется
неуравновешенным развитием личности.
Формирование психики отличается ярко
выраженными противоречиями. Проявляются
такие чувства, как любовь и ненависть,
самоуверенность и неуверенность,
искренность и скрытность. Идеалы
приобретают действенную силу в поведении.
Развиваются самоанализ и самооценка.

Эти стадии, считает
А. Валлон, строго последовательны. Каждая
из них самостоятельна и играет важную
роль в диалектическом развитии личности
ребенка.

В книге «Психическое
развитие ребенка» он пишет: «Переход
от одной стадии к другой является не
просто результатом количественных
изменений, но перестройкой; деятельность,
преобладающая на первой стадии, становится
второстепенной и, может быть, даже вовсе
исчезает на следующей. Часто при переходе
от одной стадии к другой возникает
кризис, который может заметным образом
влиять на поведение ребенка. Таким
образом, развитие сопровождается
конфликтами между старыми и новыми
видами деятельности. Тот из двух видов
деятельности, который начинает подчиняться
законам другого, должен перестроиться
и в дальнейшем потерять свою функцию в
регуляции поведения».

В психологической
науке А. Валлон известен прежде всего
как психолог детства. И это не случайно.
Центральная тема его научной
деятельности—это ребенок в норме и
патологии в преддошкольном, дошкольном
и школьном возрастах; это простые и
сложные психические процессы и свойства
ребенка в диалектике их развития или
недоразвития; это ребенок в учении и
игре, в семье и коллективе товарищей.
Изучение детской психики связано у А.
Валлона с практическими задачами
обучения и воспитания.

В целом ни
биогенетическое, ни социогенетическое
направления в психологии не смогли
обеспечить полного решения проблем
психического развития в зарубежной
психологии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник