Рост и развитие ребенка факторы влияющие на рост и развитие организма

Рост и развитие ребенка факторы влияющие на рост и развитие организма thumbnail

Современные условия жизни, стремительные темпы развития науки и техники, совершенствование учебных и трудовых процессов, быстрый рост объема необходимой информации и др. предъявляют к организму ребенка высокие требования [4].

Факторы влияющие на рост и развитие ребенка в целом можно разделить на положительные и отрицательные.

К положительным факторам относятся такие как:

  • 1. Физическое воспитание. Необходимым условием гармоничного развития личность школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства дошкольников отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме дошкольника.
  • 2. Правильно организованное питание является важнейшим условием хорошего физического и умственного развития дошкольников. Когда наступает время еды, повышается возбудимость пищевого центра, условнорефлекторно выделяются пищеварительные соки, повышается обмен веществ, т. е. к каждому времени приема пищи в организме происходит соответствующая функциональная настройка. При беспорядочном питании эта функциональная готовность к еде не появляется. В результате нарушаются пищеварение и усвоение пищи, что может привести к заболеванию. Отсутствие пищевого режима отражается и на многочисленных функциях коры головного мозга. Под режимом питания понимают его кратность в течение суток, определенные интервалы между приемами пищи и правильное распределение суточного рациона.

Для детей дошкольного возраста оптимальным является 4-5-разовое питание с 3,5-4-часовыми интервалами между приемами пищи. Кратность приема пищи существенно влияет на качество ее переваривания и усвоения. Жизненная деятельность человека, в каком бы виде она ни проявлялась — в виде физического, умственного труда или в состоянии покоя, — осуществляется за счет непрерывно протекающих в организме процессов обмена веществ. В результате этих процессов выделяется энергия, необходимая для нормальной работы всех систем и органов человека. В зависимости от потребности химическая энергия обменных процессов превращается в механическую энергию мышечного сокращения, в электрическую энергию нервных импульсов [5].

Энергетическую потребность организма обеспечивают белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Правильно построенный рацион питания должен включать продукты, содержащие все эти вещества в определенном сбалансированном соотношении с учетом физиологической потребности организма. Дошкольник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие.

  • 3. Личная гигиена. Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также к приготовлению пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Подсчитано, что в течение недели сальные железы выделяют на поверхность кожи человека от 100 до 300 г кожного сала, а потовые железы — от 3,5 до 7 л пота. Поэтому кожу нужно своевременно и регулярно мыть, иначе нарушаются ее защитные свойства и соотношение микроорганизмов, постоянно населяющих покровы тела, создаются благоприятные условия для размножения гноеродных микробов, паразитических грибков и других вредных микроорганизмов.
  • 4. Сон. После активного дня дошкольнику нужны хороший отдых и полноценный сон. Такой сон обеспечивает нервным клеткам головного мозга и всему организму достаточный отдых, вызывает чувство бодрости, поддерживает хорошую работоспособность. День — это период активной деятельности организма человека, сопровождающийся большим расходом энергии и, следовательно, требующий активных процессов обмена веществ в организме. Ночь — период относительно пассивной жизнедеятельности организма человека, характеризующийся покоем, при котором восстановительные процессы преобладают над процессами расходования энергии. По современным данным, сон представляет собой разлитое торможение, которое возникает в коре полушарий головного мозга и оберегает нервные клетки от перевозбуждения, истощения и разрушения. Во время сна происходит изменение всей жизнедеятельности организма. Замедляются ритм сердечной деятельности, расслабляется мускулатура, уменьшается потоотделение, понижаются обмен веществ, функция пищеварения.

Факторами, отрицательно влияющими на состояние организма школьника, являются несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка, стрессорная тактика авторитарной педагогики, нерациональная организация учебного процесса, нарушения санитарно — гигиенических условий обучения. Значимость этих факторов определяется деятельностью, систематичностью и непрерывностью их воздействия на организм ребенка.

Наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма оказывают следующие факторы риска:

  • — нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;
  • — недостаточная двигательная активность;
  • — нарушение организации питания;
  • — отсутствие у школьников гигиенических навыков;
  • — неблагоприятный психологический микроклимат в семье;
  • — неблагоприятные экологические факторы;[2]
Читайте также:  Центр развития ребенка на коломенской

Более подробно факторы влияющие на здоровье и развитие ребенка можно представить схематически (рис. 1.)

Факторы, влияющие на здоровье и развитие ребенка

Рисунок 1. Факторы, влияющие на здоровье и развитие ребенка

Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что факторами, влияющими на рост и развитие дошкольника может стать практически всё, что попадает в зону их окружения, поэтому для полноценного развития ребенка, задачи родителей и воспитателей является создание определенного пространства, в котором сможет полноценно расти и развиваться ребенок.

Источник

Содержание:

В этой статье

  • Как определяются рост и развитие?
  • 10 факторов, влияющих на рост и развитие ребенка

То, как дети растут и развиваются, зависит как от внутренних, так и от внешних факторов окружающей среды, некоторые из них мы не контролируем, и большинство из них мы делаем. Хорошее понимание того, что нужно детям на каждом этапе их роста и развития, помогает нам лучше их воспитывать.

Как определяются рост и развитие?

Хотя термины «рост» и «развитие» используются как синонимы, они имеют разные значения биологически. Рост относится к физическим характеристикам, таким как рост, вес, размер и т. Д., В то время как развитие относится к качественным изменениям роста в серии упорядоченных и значимых изменений, которые ведут к зрелости. Рост и развитие способствуют друг другу и неразделимы и происходят одновременно. Например, большинство детей к тому времени, когда им исполняется 8 месяцев, могут сесть, и это веха, которую они достигают в рамках своего развития.

10 факторов, влияющих на рост и развитие ребенка

Природа и воспитание способствуют росту и развитию детей. Хотя то, что наделено природой, постоянно, воспитание имеет все значение, и вот факторы, влияющие на рост и развитие ребенка.

1. Наследственность

Наследственность — это передача физических признаков от родителей к детям через их гены. Это влияет на все аспекты внешнего вида, такие как рост, вес, структура тела, цвет глаз, текстура волос и даже интеллект и склонности. Болезни также передаются через гены, такие как болезни сердца, диабет, ожирение и т. Д., И эти генетические факторы могут отрицательно повлиять на рост ребенка. Тем не менее, факторы окружающей среды и воспитание могут извлечь лучшее из уже существующих качеств в генах.

2. Окружающая среда

Окружающая среда играет решающую роль в развитии детей и представляет собой совокупность физических и психологических стимулов, которые получает ребенок. Некоторые из факторов окружающей среды, влияющих на развитие детей в раннем возрасте, включают физическое окружение, географические условия, социальную среду и отношения с семьей и сверстниками. Можно заметить, что хорошо воспитанный ребенок лучше, чем обездоленный, и среда, в которую он постоянно погружается, способствует этому. Хорошая школа и любящая семья прививают им сильные социальные и межличностные навыки, в то же время превосходя их в других областях, таких как академическая деятельность и внешкольные занятия. Это отличается для детей, которые воспитываются в стрессовых условиях, таких как бедность и разбитые семьи.

3. Секс

Пол ребенка — еще один важный фактор, влияющий на физический рост и развитие ребенка. Мальчики и девочки растут по-разному, особенно в период полового созревания. Мальчики, как правило, выше и физически сильнее девочек, однако девочки быстрее растут в подростковом возрасте и превосходят мальчиков, которые достигают зрелости в течение более длительного периода времени. Физическая структура их тел также имеет различия, которые делают мальчиков более спортивными и пригодными для физических нагрузок. Их темпераменты также различаются, заставляя их проявлять интерес к разным вещам.

4. Физические упражнения и здоровье

Слово «упражнение» здесь не означает физическое упражнение как дисциплину или того, как ребенок сознательно занимается физическими упражнениями, зная, что это поможет им расти. Упражнения здесь относятся к нормальному игровому времени и занятиям спортом, которые помогают организму увеличить мышечную силу и увеличить костную массу. Хорошая физическая нагрузка помогает детям хорошо расти и вовремя достигать вех. Упражнения также поддерживают здоровье и борются с болезнями, укрепляя иммунную систему. Игра на открытом воздухе подвергает их воздействию микробов, которые помогают им повысить сопротивляемость и предотвратить аллергию.

5. Гормоны

Гормоны относятся к эндокринной системе и влияют на различные функции нашего организма. Они вырабатываются различными железами, которые расположены в определенных частях тела, чтобы секретировать гормоны, которые контролируют функции организма. Их своевременное функционирование имеет решающее значение для нормального физического роста и развития у детей. Дисбаланс в функционировании гормон-секретирующих желез может привести к дефектам роста, ожирению, поведенческим проблемам и другим заболеваниям. Это также важно в период полового созревания, когда гонады вырабатывают половые гормоны, которые контролируют развитие половых органов и появление вторичных половых признаков у мальчиков и девочек.

Читайте также:  Как влияет родничок на развитие ребенка

6. Питание

Питание является критическим фактором роста, так как все, что нужно организму для самовосстановления и восстановления, происходит из пищи, которую мы едим. Недоедание может вызывать дефицитные заболевания, которые негативно влияют на рост и развитие детей. С другой стороны, переедание может в конечном итоге привести к ожирению и проблемам со здоровьем, таким как диабет и сердечные заболевания. Сбалансированная диета, богатая витаминами, минеральными белками, углеводами и жирами, необходима для развития мозга и организма.

7. Семейное влияние

Семьи оказывают наибольшее влияние на воспитание ребенка и определяют пути их психологического и социального развития. Будь они воспитаны родителями, бабушкой и дедушкой или приемными семьями, они нуждаются в базовой любви, заботе и вежливости, чтобы развиваться как здоровые люди. Наиболее позитивный рост наблюдается, когда семьи тратят время, энергию и любовь на развитие ребенка, например, на чтение, игру с ними и глубокие содержательные беседы. Семьи, которые жестоко обращаются с детьми или пренебрегают ими, могут отвлечь их от позитивного развития. Эти дети могут в конечном итоге стать людьми, которые имеют плохие социальные навыки и испытывают трудности со связью, будучи взрослыми. Вертолетное воспитание также имеет негативные последствия, так как делает детей зависимыми от родителей даже в юном возрасте и не в состоянии самостоятельно справляться с трудностями в жизни.

8. Географические влияния

Место, где вы живете, также оказывает большое влияние на то, как ваши дети оказываются. Школы, которые они посещают, соседство, возможности, предлагаемые сообществом и их сверстниками, являются одними из социальных факторов, влияющих на развитие ребенка. Жизнь в обогащающем сообществе, в котором есть парки, библиотеки и общественные центры для групповых занятий и занятий спортом, играют определенную роль в вовлечении ребенка в сообщество. Неинтересные сообщества могут подтолкнуть некоторых детей не часто выходить на улицу, а вместо этого играть в видеоигры дома. В какой части мира вы живете, есть культурные факторы, которые формируют мысли, отношение и поведение ребенка. Даже погода места влияет на детей в форме телесных ритмов, аллергий и других состояний здоровья.

9. Социально-экономический статус

Социально-экономический статус семьи определяет качество возможностей, которые получает ребенок. Обучение в лучших школах, которые стоят дороже, безусловно, приносит пользу в долгосрочной перспективе. Богатые семьи также могут предложить своим детям более богатые учебные ресурсы и предоставить специальную помощь, когда им это необходимо. Дети из более бедных семей могут не иметь доступа к образовательным ресурсам и правильному питанию, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. У них также могут быть работающие родители, которые не могут уделять достаточно времени качественному развитию.

10. Обучение и укрепление

Обучение включает в себя гораздо больше, чем школьное обучение, оно воспитывает ребенка умственно, интеллектуально, эмоционально и социально, чтобы он функционировал как здоровые функциональные личности в обществе. Здесь происходит развитие ума, и ребенок может стать зрелым. Укрепление является компонентом обучения, когда упражнение или упражнение повторяются и уточняются, чтобы закрепить полученные уроки. Пример — игра на музыкальном инструменте; им становится лучше играть на нем, когда они тренируются играть на инструменте. Поэтому любой урок, который преподается, должен повторяться до тех пор, пока не будут получены правильные результаты.

Хотя природа вносит большой вклад в рост и развитие детей, воспитание способствует гораздо большему.

Источник

Генотип – совокупность генов данного организма

Фенотип – присущая индивидууму совокупность всех признаков и свойств, которые сформировались в процессе его индивидуального развития. Фенотип возникает в результате взаимодействия между генотипом индивидуума и окружающей средой.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма; развитие индивидуума от момента оплодотворения яйцеклетки до наступления смерти.

Ретордыция – отставание в физическом развитии.

Акселерация – опережение физического развития.

Факторы. 1. Социально-экономический 50%

                      2. Экологический ф-р 25%

                      3. Биологический фактор 10-15%

                      4. Социально-медецинский ф-р  ост%

Рост— количественное увеличение размеров тела. Развитие— приобретение качественных свойств.

Принципы роста и развития. 1.
Неравномерность роста и развития ,2. Неодновременность роста и развития отд. Органов и систем(который важней разв. 1-м), 3. Обусловленность роста и развития полом, 4. Обусловленность рос. и раз. факторами наследственности и окр.среды.

Рост и развитие развиваются не равномерно— гетерохрония.

Читайте также:  Дошкольная педагогика это наука о развитии ребенка дошкольного возраста

Рост является одним из наиболее чувствительных показателей, характеризующих здоровье ребенка.

Особенность детского организма — его интенсивный рост: чем моложе организм, тем интенсивнее идут процессы роста. За внутриутробный период развития, с момента образования яйцеклетки до полного формирования плода, его масса увеличивается в 612 раз. С возрастом масса человека относительно новорожденного увеличивается в 20 раз, площадь поверхности тела в 8 раз, длина тела в 3 раза.

Наибольшая прибавка массы тела ребенка происходит на первом году жизни, в последующие годы ее интенсивность уменьшается. Второй ее скачок наблюдается в пубертатном периоде. Темпы роста детей и подростков имеют половую специфичность. Для мальчиков характерен более высокий темп роста, для девочек более ранняя скорость созревания скелета после 2-3-летнего возраста, что обуславливает быстрое биологическое развитие, присущее всем органам и скелету тела. Также девочки раньше достигают определенного уровня массы тела и степени жироотложения, предшествующей становлению менструаций.

В основе развития детского организма лежит клеточное деление и увеличение объема клеток за счет цитоплазмы. в антенатальном периоде доминируют процессы клеточного деления.

Многие факторы могут оказывать влияние на процессы роста и развития. Генетические и средовые — наиболее важные из них. Распознать роль генетических факторов очень сложно, гораздо легче выявить средовые влияния, среди них — плохое питание, дефицит витаминов, двигательные и эмоциональные нагрузки, острые и хронические заболевания, климат и место проживания — все они могут как положительно, так и отрицательно сказываться на росте и развитии организма. Важным фактором роста и развития ребенка является оптимальная двигательная активность . Если она систематически удовлетворяется, то организм растет и развивается нормально. Недостаточная двигательная активность (гиподинамия или гипокинезия) способствует формированию различных видов патологии у детей и подростков (например, ожирение, болезни органов пищеварения, сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органа зрения и др.).

В последние десятилетия в развитых странах мира явно прослеживаются тенденции акселерации — ускорения полового созревания — дети растут быстрее и достигают показателей, значение которых выше, чем у людей, живших столетие назад.

На рост и развитие человека оказывают влияние многочисленные факторы, среди которых можно выделить эндогенные (или наследственные) и экзогенные (или средовые).

Экзогенные факторы — социально-экономические, психологические, климатические и экологические детерминанты роста и развития человека. Особое внимание уделяется экологическим и социально-экономическим.

Человек — социальное существо, особенности его биологического развития часто определяются социально-экономическими факторами. Дети из более обеспеченных слоев населения по ряду антропометрических признаков опережают сверстников на протяжении всего развития. Одна из важнейших причин морфофункциональных различий — это питание, поскольку недоедание приводит к задержке роста. Задержка в росте связана с высокой частотой заболеваний в семьях с худшими социально-гигиеническими условиями.  

Неблагоприятные психологические воздействия могут вызвать некоторую задержку роста. Под воздействием эмоционального стресса происходит задержка секреции гормона роста. Подобные стрессы часто испытывают дети из неблагоприятных семей.

Под воздействием различных социально-экономических условий по-разному происходит половое развитие детей: чем лучше условия жизни, тем быстрее протекают процессы созревания. У детей из обеспеченных семей несколько раньше происходит смена зубов.

Половое созревание детей быстрее происходит в странах умеренного климата, а на севере и у экватора сроки его более поздние. Климатические факторы почти не оказывают влияния на рост и развитие, если условия обитания не являются экстремальными (тропическая зона и высокогорье).

Эндогенные факторы. Важной проблемой антропологических исследований является оценка регулирующего онтогенез действия генов. Установлена связь между типом телосложения человека и особенностями скелетного и полового созревания. Вероятно, гены, определяющие телосложение человека, оказывают действие и на темпы онтогенеза.

Наряду с генами, ответственными за особенности телосложения, видовую и расовую принадлежность человека, существуют, видимо, гены, общие у членов одной семьи и определяющие фамильное сходство.

Генетическая обусловленность роста и развития на разных этапах онтогенеза. Генетический контроль действует на протяжении всего периода роста. Однако не все гены активны к моменту рождения, а проявляются лишь в последующие годы, в соответствующих условиях.

В дошкольный период жизни генетически строго контролируется длина тела, ширина таза у мальчиков и ширина плеч у девочек.

В течение школьного периода жизни уровень генетических влияний на длину и вес тела, окружность груди как у мальчиков, так и у девочек с возрастом повышается.

Что касается функциональных признаков, то они менее обусловлены генетически, чем признаки морфологические. Исключение составляют чисто человеческие особенности, определяющие такие качества как двуногое хождение или речевая артикуляция.

Уровень генетического контроля морфологических и физиологических признаков снижается в период полового созревания

Источник