Роль взрослого в развитии ребенка курсовая

Роль взрослого в развитии ребенка курсовая thumbnail

назад (Назад)скачать (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

ОГЛАВЛЕНИЕВведение

Глава 1. Влияние взрослых на процесс психического развития ребенка

.1. Особенности психического развития ребенка

.2. Роль взрослого в психическом развитии ребенка

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния взрослых на процесс психического развития ребенка

Заключение

Список литературы

Приложение ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы. Важную роль в психическом развитии ребенка играют взрослые. То, что ребенок в детские годы приобретает в процессе общения с взрослыми, он сохраняет в течение всей последующей жизни [6, с. 123].

Проблема общения детей раннего возраста с взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение — важнейший фактор психического развития ребенка (Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. и др.). [5, с. 88-89].

Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других — к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях — даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию [11, с. 45].

Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру — зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка [22, с. 80]. Именно поэтому данная тема является актуальной.

Цель работы — выявить особенности влияния взрослых на процесс психического развития ребенка.

Объект работы — психическое развитие ребенка.

Предмет работы — влияние взрослого на процесс психического развития ребенка.

Задачи работы:

.Рассмотреть особенности психического развития ребенка.

. Анализировать влияние взрослого на психическое развитие ребенка.

. Экспериментально исследовать влияние психическое развитие на личность ребенка.

Гипотеза исследования. Предполагается, что

) негативные особенности психического развития ребенка зависят от типа отношений с взрослыми;

) властное, подавляющее отношение взрослых к ребенку способствует развитию у ребенка агрессивности и других отрицательных качеств;

) правильное гармоничное отношение взрослых к детям способствует развитию успешной всесторонне развитой личности.

Теоретической базой исследования явились работы С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, А. Маслоу, К. Роджерса, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, К.Д. Ушинского, В.С. Мухиной и многих других.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе детского дома № 2 г. Вологда. В исследовании принимали участие 5 детей дошкольного возраста (5-6 лет).

Методики исследования:

Методика «Несуществующее животное».

Методика «Рисунок человека».

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, абстрагирование, эксперимент.

Структура работы. Работа

Источник

метки: Развитие, Взрослый, Психический, Жизнь, Дошкольный, Процесс, Деятельность, Возраст

ВВЕДЕНИЕ:

Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства. В отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают. Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Многие исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.

Л.С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру — зависимая производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

Актуальность темы заключается в том, что роль взрослого в целом, взаимосвязь между общением, речью и психологическим развитием очень важны в жизни ребенка.

Цель: Изучить роль взрослого в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.

Объект: Роль взрослого в развитии психики ребёнка.

Задачи:

— Дать характеристику психического развития дошкольника;

— Изучить факторы психического развития ребёнка;

— Показать роль взрослого в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста.

Методологическая основа: Научные труды психологов И. Ю Кулагиной., М. Н. Лисиной, Л. С. Выготского, Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирнова.

Ключевые слова: Психическое развитие, факторы, наследственность, среда, роль взрослого.

ГЛАВА I. Психологические основы развития ребёнка дошкольного возраста

1.1 Общая характеристика развития дошкольника

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяется: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов Деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная Деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых [15].

6 стр., 2830 слов

Роль взрослого в психологическом развитии ребёнка

… . Влияние взрослых на процесс психического развития ребенка .1. Особенности психического развития ребенка .2. Роль взрослого в психическом развитии ребенка Глава 2. Экспериментальное исследование влияния взрослых на процесс психического развития ребенка Заключение Список …

Игра — ведущая Деятельность, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы Деятельности и связанные с ними цели. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм [17].

Развитие психических функций

Речь. В основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный запас речи. Развивается грамматический строй речи. Ребенок 3 — 5 л. не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает языковую действительность. Это позволяет перейти к контекстной речи. Овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения — монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и тому подобное. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия.

Читайте также:  Физическое развитие и воспитание ребенка младшего школьного возраста

Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.

11 стр., 5241 слов

Психология детей с нарушениями речи

… .– М., 2002. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.- М., 2002. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Хрестоматия. Сост. Астапов … — 7 лет) нарушения речи при поражениях мозга по типу афазий в основном стертые и в большей мере касаются слухоречевой памяти (Л. С …

Мышление. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словестному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки.

Память. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний [3].

Развитие Личности

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев — это «период первоначального фактического склада личности».

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. Переживания становятся сложнее и глубже. Изменяется содержание аффектов — расширяется круг эмоций. Особенно важно появление таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание

14 стр., 6668 слов

Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи развития гендерной психологии.

… ребенка и взрослого». Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи развития гендерной психологии. Предмет гендерной психологии — это особенности психики, которые связаны с полом … (с 1990-х гг. по настоящее время) — это бурное развитие зарубежной гендерной психологии. Признаки расцвета этой области — новый всплеск экспериментальных исследований, теоретическое …

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в…

ИСТОЧНИКИ:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. — М.: Просвещение, 1988.

3. Выготский Л.С. Детская психология / Собрание сочинений. — Т.4. — М.: Союз, 2006.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 2006.

5. Галигузова Л. Н.; Смирнова Е. О. Искусство общения с ребёнком (Советы психолога) М. 2004.

6. Галигузова Л. Н.; Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет М. 1992.

7. Кулагина И. Ю., В.Н. Колюцкий Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2002.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.

9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: НПО Модек, 1997.

10. Мещерякова С. Ю. Авдеева Н. Н. Вы и младенец М. 1960.

11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр Академия, 2005.

12. Мухина В.С. Детская психология М.: 1985.

13. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. М.: Издательский центр Академия, 2007.

14. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр Академия, 2001.

15. Эльконин Д. Б. Детская психология М. 1960.

16. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелева и др.; Под ред. А.Д.Кошелевой. — М.: Просвещение, 1985.

5 стр., 2334 слов

Учебные и научные материалы по психологии в Сети

… перечисленным направлениям имеются статьи, описания методик, ссылки. Подборка ресурсов по психологии — ссылки, рецензии на новые книги в России и … -педагогических терминов — bspu.secna.ru/glossaries/psihological/tituln.html. Центр НЛП в образовании — www.nlpcenter.ru. Флогистон … психологии приведена на сервере Артёма Душкина — dushkin.boom.ru. В видеZIP-архивов представлены работы и учебные пособия …

17. Сылка: < students/bilety/texts/29.html>

18. Ссылка: < razvitie-vospitanie>

19. Ссылка: < l03_00/l0301121.shtml>

20. Ссылка: < referats>

21. Ссылка: 2323/psihicheskoe-razvitie-rebenka-ot-3-do-7-let

22. Ссылка: < psychology/180 2701.html>

23. Ссылка: < vozrastnaya-psihologiya783/vliyanie-vzroslogo-razvitie-lichnosti-39 656.html>

24. Ссылка: < blogs/post/331 724 141−109 674 950/>

25. Ссылка: 296-rol-igry-v-psixicheskom-razvitii-rebenka.html

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы общения дошкольников в современной науке. 6
1.1. Теоретическое обоснование проблемы общения детей в науке. 6
1.2. Динамика коммуникативного развития детей в онтогенезе и при патологии. 13
Выводы по первой главе 20
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению процесса общения детей со взрослыми. 22
2.1 Диагностические методики изучения процесса общения дошкольников со взрослыми. 22
2.2 Показатели сформированности навыков общения детей со взрослыми. 29
2.3 Рекомендации к устранению нарушений общения у детей со взрослыми 35
Выводы по второй главе 44
Заключение 47
Список литературы 49

Читайте также:  Значение настольных игр в развитии ребенка

Введение

Общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим фактором формирования его личности и ведущим видом деятельности человека, посредством которого он познает и оценивает самого себя в процессе взаимодействия с другими людьми (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.).
Общение имеет сложную структурную организацию, основными компонентами которой являются предмет общения, коммуникативная потребность и мотивы, единицы общения, его средства и продукты. На протяжении дошкольного возраста содержание структурных компонентов общения меняется; совершенствуются его средства, основным из которых становится речь.
В соответствии с теоретическими концепциями отечественной психологии, речь является важнейшей психической функцией человека — универсальным средством общения, мышления, организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы — внимание, память, восприятие, мышление, воображение — опосредованы речью. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют формированию полноценной личности.
Особая роль общения со взрослыми неоднократно подчеркивалась Л. С. Выготским, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейном. Они справедливо считали, что общение с взрослыми влияет на умственное развитие ребенка, позволяет преодолеть замкнутость социального мира ребенка, внося изменения в его психику. Отношения с взрослыми существенно влияют на развитие ребенка: от их благополучия зависит многое в психическом здоровье дошкольника, в
развитии творческого потенциала личности.
Решающим фактором становления общения ребенка психологи считают его взаимодействие со взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребенком на данном этапе развития. Нормы поведения, усвоенные им в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками и взрослыми. В свою очередь, многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью. Отношения его с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Особое воздействие на становление психической жизни ребенка оказывает успешность развития его отношений со сверстниками. Таким образом, существует единая система формирования общения ребенка, развития его личности.
Общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом (А. В. Запорожец, М. И. Лисина). При недостаточном общении ребенка со взрослыми и сверстниками темп развития его речи и других психических процессов замедляется (А. В. Рузская, Е. О. Смирнова и др.).
В свете этих положений актуальность данной курсовой работы очевидна и заключается в необходимости рассмотрения воли взрослого в развитии ребенка как проблемы комплексной.
Наряду с приоритетной значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной проблемы имеется практическая необходимость в определении рекомендаций по усовершенствованию коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста со взрослыми.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе воздействия взрослых на развитие детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности, присущие развитию детей дошкольного возраста под воздействием взрослых.
Целью написания данной курсовой работы явилось выявление содержания и направленности роли взрослого в развитии детей дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:
1. Рассмотрение теоретических основ проблемы общения дошкольников в современной науке;
2. Исследование процесса общения детей со взрослыми;
3. Формирование рекомендаций к устранению нарушений общения у детей со взрослыми.
Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература.
Методологическую основу исследования составляют положения психологии и педагогики о ведущей роли общения в развитии личности ребенка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин), о значении различных видов детской деятельности в процессе становления коммуникативных умений и навыков (Е.О.Смирнова, М.И.Лисина), о комплексном характере формирования общения детей со взрослыми (А.Г.Рузская, С.Л.Рубинштейн).
Для решения поставленных задач были использованы методы: 1. Теоретические: анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Практические: наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент. 3. Статистические: математическая и статистическая обработка данных.
База исследования: экспериментальное исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста, которые посещают группу МОУ детского сада № 355, Дзержинского района, г. N.

Заключение

Проведя теоретический анализ общей и специальной психолого- педагогической литературы по проблеме исследования, т. е. решая первую задачу нашего исследования мы приходим к выводу, что общение – является процессом взаимодействия людей, в котором участвующие в нём лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга.
Далее нами было описана динамика развития общения в онтогенезе. Мы пришли к выводу, что общение со взрослыми выполняет специфические функции в процессе формирования личности на каждом возрастном этапе. На первоначальных стадиях возрастного развития функции, формы и содержание общения со взрослыми непосредственно связаны с овладением ребенком предметным миром. В общении со взрослыми формируются потребность общения с другими людьми, эмоциональное отношение к ним и к миру, развиваются психические процессы, предметно-манипулятивная деятельность, и лишь к 6-7 годам у ребенка выделяется «собственно коммуникативная деятельность»
Решая вторую задачу нашего исследования мы делаем вывод, что процесс общения детей с речевой патологией со взрослыми существенно отличается от нормы как по уровню развития, так и по основным качественным показателям. Изучение характера общения обнаруживает преобладание его ситуативно-деловой формы, что характерно для нормально развивающихся детей более раннего возраста. Предпочитаемым видом общения является общение, выступающее на фоне совместной игровой деятельности.
Наличие речевых расстройств приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьёзные проблемы на пути их развития и обучения.
Решая третью задачу данной работы, мы провели экспериментальную работу по выявлению уровня развития общения со взрослыми детей дошкольного возраста. Целью нашего эксперимента мы обозначили изучение особенностей общения со взрослыми дошкольников. В ходе исследования мы применили три методики по изучению данной проблемы – это «Диагностика форм общения», «Изучение навыков культуры общения со взрослыми» и «Изучение отношений дошкольников со взрослыми». При обработке результатов диагностического исследования нами было выявлено 40 % детей с низким уровнем сформированности общения со взрослыми, 40 % детей со средним уровнем и 20 % детей с высоким уровнем.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Во-первых, дошкольников с общим недоразвитием речи наряду с лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями имеются нарушения общения, проявляющиеся, прежде всего в незрелости его мотивационно-потребностной сферы. Во-вторых, имеющиеся у данной группы детей трудности в осуществлении речевого общения со взрослыми связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений. В-третьих, преобладающей формой общения со взрослыми у детей 5-6 лет с недоразвитием речи является ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.
Таким образом, для детей с нарушениями речи требуется специальная работа по коррекции и развитию общения со взрослыми. Поэтому нами был предложен ряд рекомендаций по устранению нарушений общения. В них вошли цель, задачи, этапы и коррекционные приёмы по развитию общения детей со взрослыми с нарушениями речи. Так же мы описали рекомендации родителям по развитию культуры общения и навыков общения со взрослыми.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет кратко

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2011. 345 с.
2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 2010. 257 с
3. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М., 2009. 388 с
4. Бодалёв А.А, Об изучении общения // Психология общения, — М., 2009. 145 с.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 2012. 254 с
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском возрасте. – М., 2011. 241 с
7. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 2012. 157 с
8. Детские народные подвижные игры. / Сост. А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. – М., 2009. 234 с
9. Дубровина И.В. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2009. 211 с
10. Иванова Г.Е. Психологические особенности отношений ребёнка дошкольного возраста в группе сверстников. Автореферат. – М., 2011. 301 с
11. Ильин Г.Л. Некоторые вопросы психологии общения // Вопросы психологии. – 2012. — № 2. С. 86-93
12. Калягин В.А. Логопсихология. – М., 2009. 266 с
13. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. –Минск, 2010. 236 с
14. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. – Минск, 2011. 347 с
15. Кондратьева С.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга // Психология межличностного познания. – М., 2012. 425 с
16. Косякова О.О. Логопсихология. – Ростов, 2009. 411 с
17. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 2011. 346 с.
18. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения. Автореферат. Новокузнецк, 2012. 256 с.
19. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение, 2013. 813 с.
20. Общая психология. / Под ред. А.В. Петровского. – М: Просвещение, 2010. 278 с.
21. Общение детей в детском саду и в семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б.Стерхиной, — М., 2010. 421 с
22. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А.Бодалёва и Р.Л. Кричевского. – М., 2009. 288 с
23. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 2012. 257 с
24. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. 415 с
25. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 2012. 348 с
26. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г, Мещерякова. – М.: Педагогика – Пресс, 2011. 274 с
27. Психолого-педагогическая диагностика. / Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. – М.: Академия, 2009. 153 с
28. Развитие общения у дошкольников. – М., 2011. 255 с
29. Ребёнок: Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши – М; Воронеж, 2009. 341 с
30. Сатышева С.Н. Психологические особенности общения воспитанников детских домов и многодетных семей. Автореферат. – Новокузнецк, 2009. 363 с
31. Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми. – Л., 2011. 290 с
32. Соловьёва Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1996 — № 1. С. 57-89
33. Социальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. 241 с.
34. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 2013. 157 с.
35. Учимся общаться с ребёнком: Руководство для воспитателя детского сада. / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. – М., 2012. 276 с
36. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 2011. 316 с
37. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 2009. 258 с.
38. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: Развитие личности ребёнка навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. 317 с

Источник