Роль воспитателя в развитии ребенка

Татьяна Гицевич
Роль педагога в развитии ребёнка дошкольного возраста.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога -воспитателя. Воспитанники – это неповторимые личности и нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то. Ошибка в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем. Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных детей, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться.

Роль воспитателя в формировании личности дошкольника очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Общение является одним из самых важных факторов в психическом развитии ребенка, потому что только в эмоциональном контакте со взрослыми ребенок максимально усваивает жизненно необходимые правила поведения. Это не случайно, потому как в первые годы жизни ребенка, наиболее интенсивно происходит нравственное и эмоциональное развитие. Будущее ребенка по большей части зависит от того, в каких условиях протекает его детство. От воспитания зависит как ребёнок сможет в дальнейшем общаться со сверстниками, сможет ли воспринимать окружающий мир с открытой душой или станет замкнутым, малообщительным. В этом случае, задача педагога в том, чтобы создать благоприятную атмосферу для ребенка, где он будет чувствовать себя нужным и защищенным, перестанет бояться общения со сверстниками.

Повседневная работа с детьми, знание их способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий – вот основная роль воспитателя в развитии ребенка.

Для ребенка нет никого ближе, чем мама, которая играет с ним, дарит положительные эмоции и всегда успокоит, если вдруг возникла такая необходимость. Можно сказать, что воспитатель для ребенка — это первый человек, после мамы, который играет колоссальную роль в первичном формировании личности малыша. Поэтому главной ролью воспитателя в развитии ребенка, является надежная защита от негатива окружающего мира, умение привить малышу положительные качества, определить способности малыша. Хороший квалифицированный воспитатель должен знать, как лучше общаться с тем или иным ребенком. Для того, чтобы воспитателю было не сложно найти общий язык с ребенком, ему нужно уметь постоянно находиться в мире детства, фантазии и сказки. Каждому воспитателю и учителю, конечно, хочется, чтоб их воспитанники вспоминали их, говоря при этом только добрые слова. Ведь если вспоминают по — доброму, то значит Вы полностью выполнили эту важную роль воспитателя в развитии ребенка.

Огромная роль при общении ребенка с педагогом принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, именно в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек»,- говорил К. Д. Ушинский. И с этим трудно не согласиться.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников: (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств, для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актеры. Однако играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация, общение со сверстниками, усилия к достижению цели, общие интересы и переживания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, на одной» волне» с педагогом и детьми, справедливо оценивает действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами. Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

У непосед воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются.

Воспитатель помнит, что особенности возраста и подход к детям — понятия взаимозависимые. Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога: в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить. Опора на положительные качества ребенка — вот чем руководствуется педагог в подходе к детям.

Воспитатель обязан помнить: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты — результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

От стиля отношений во многом зависит взаимопонимание взрослого и маленького, готовность к активному послушанию, расположения к воспитателю.

Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов, самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретно сложившейся ситуации. Эффективность педагогических воздействий зависит от авторитета воспитателя, от единства требований со стороны взрослых, в подходе к ребенку следует опираться на его сильные стороны, на пробуждающиеся в нем самолюбие, человеческого достоинства.

Читайте также:  Особенности развития ребенка раннего возраста выготский

Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Источник

Жегалова Ирина
Роль воспитателя в жизни детей

Воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Хороший воспитатель всегда знает, как увлечь и занять малыша, помочь ему справиться с нелегким расставанием с родителями. Дети очень тонко чувствуют, когда педагог искренне интересуется их проблемами. Таких воспитателей ребята очень любят и всегда вспоминают о них с теплотой и нежностью, даже покинув стены детсада.

Успешное развитие личности ребёнка — дошкольника, повышение эффективности учебных и воспитательных задач, благоприятное, эмоциональное становление во многом определяется тем, насколько велика будет роль воспитателя с детьми и подразумевает выполнение им в своей деятельности функций:

Воспитатель изучает индивидуальность ребёнка, анализирует характер развивающейся личности

Воспитатель способствует овладению детьми культурой общения, поведения, содействует успешной социальной адаптации детей

• Влияет на общение в группе сверстников

Климов Е. А. в своей книге отметил «развитие личности ребёнка это «нелепый «цветок», требующий систематического профессионального «ухода». Ребёнок нуждается в поддержке, которая будет направлена на то, чтобы помочь ему окрепнуть и обрести способность к социальной адаптации в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями. Важным способом оказания поддержки ребёнка — является искренне самовыражение воспитателя, т. к. даже самый маленький ребёнок чувствует отношение к себе, как бы тщательно оно не скрывалось. Поддержка должна оказываться вопросительным, соучастным или ласковым взглядом «глаза в глаза», доброжелательным жестом, улыбкой «открытой», легким тактильным прикосновением, чтобы расположить ребёнка к себе и эффективно воздействовать на него — необходимо открытое, искреннее поведение, выражение откровенной симпатии, солидарности. Каковы же качественные понятия воспитателя — педагога?

Это:

• терпимый

• внимательный вежливый

• помогающий

• одобряющий

• сотрудничающий

• добросердечный

• открытый

• активно слушающий

Благодаря такому поведению воспитателя дети будут чувствовать себя внутренне раскованными и свободными, что оказывает положительное влияние на развития их чувства достоинства, смелости, уверенности в себе.

Задача воспитателя не только в создании положительной эмоциональной атмосферы, но и в преодолении эмоциональных трудностей. В своей работе воспитатель может использовать различные психогимнастические игры, коррекционно-развивающие упражнения, творческие, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, различные этюды. Например, в утреннее время хорошо провести такие игры, как «Подари теплоту и доброту», или начинать каждый день с «Круга друзей» во время которого можно поинтересоваться как дети провели вечер, что интересного узнали, поделиться с ними радостной новостью.

Использование в работе современных игр, которые учат детей самовыражению, помогает воспитателю понять каждого ребенка. Это такие игры, как «Комплементы», «Фантазии», «Архитекторы», «Дизайнеры». Эти игры влияют на общую атмосферу в коллективе.

Для формирования комфортного психоэмоционального состояния ребёнка воспитателям рекомендую опираться в своей работе на следующие приемы:

1. Создание обстановки доверительности — воспитатель

подчёркивает свою уверенность в успехе каждого ребёнка, создаёт благоприятную атмосферу общения и

взаимодействия, предугадывает трудности и возможные способы преодоления.

2. Акцентуирует внимание на личности в общении, на индивидуальных возможностях каждого ребёнка в обучении и воспитании, поэтому, приветствуются любые вопросы обсуждения.

3. Творческое сотрудничество — педагог отождествляет себя с детьми, развивает стремление фантазировать и сочинять, организует совместную деятельность с целью эффективного взаимодействия, сплочения в коллективе.

4. Подчёркивает успехи ребёнка, выделяет их, хвалит его.

5. Обстановка дружелюбия, воспитатель должен быть настроен дружелюбно, эмоционально приветливо должен уметь слушать детей. Отделяя эмоциональные реакции от фактов.

6. Активизирует речь детей путём одобрения,.

Перефразирования, повторения.

7. Речь должна иметь поддерживающий характер: понятность, образность, упорядоченность изложения, выделение главного, с эмоциональной окраской.

8. Должна присутствовать стимуляция: интерес, прямое

обращение, сравнение, вопросы удивления.

9. Самопомощь — давать возможность действовать самому, уметь совершать выбор

Ребёнок должен многое увидеть, услышать, проходить свой путь, «сражаясь» со своими страхами, учиться преодолевать проблемы, понимать себя и других.

Роль воспитателя — педагога в формировании комфортного психоэмоционального состояния ребёнка заключается в сохранении и укреплении психического и психологического здоровья. А создание нравственно-психологической атмосферы комфорта предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям.

Источник

Лилия Гирфанова
Эссе «Роль воспитателя в развитии ребенка дошкольного возраста»

Эссе.

Роль воспитателя в развитии ребенка дошкольного возраста.

Воспитание – великое дело.

Им решается участь человека.

(В. Г. Белинский).

Каждый человек – это индивидуальная личность, которая выбирает для себя тот жизненный путь, который идеально ему подходит.

Профессия – один из самых важных путей в жизни, который человек выбирает для того, чтобы посвятить себя ей, т. е. каждый из нас уже с малых лет, с детства начинает мечтать о том, кем бы он хотел стать, на кого хотел бы быть похожим и. т. д.

Лично я выбрала для себя профессию воспитателя, т. е. я решила посвятить себя воспитанию детей в дошкольном учреждении.

Воспитание детей – это очень сложный, трудоемкий процесс, который нужно начинать уже с ранних лет жизни детей.

Именно дошкольный возраст – время активного познания окружающего мира. Малыш делает новые открытия, знакомится с окружающим миром, прислушивается к звукам; у него формируется наглядно – действенное и наглядно – образное мышление.

Для этого воспитатели должны создать такую обстановку, чтобы каждому ребенку было уютно и радостно; научить детей дружить между собой, уважать старших. беречь животных и растения.

В своей работе, мы, воспитатели пользуемся государственной программой воспитания детей в детском саду, которая предусматривает всестороннее воспитание детей дошкольного возраста с учетом их психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Главная роль в воспитании детей отводится воспитателям, они должны в первую очередь любить детей, так как воспитание – это длительный процесс, который требует душевной щедрости и огромного терпения. Чтобы соответствовать своему статусу, удовлетворить любознательность детей и помогать им в познании окружающего мира, воспитатели каждый год повышают свой профессиональный уровень.

С рождения ребенок воспитывается в семье, и, естественно, каждый родитель воспитывает его по своему, по представлениям о воспитании, и когда ребенка отдают в детский сад, ему тяжело привыкнуть своим сверстникам и, тем более, к новой обстановке, новым методам воспитания. Никто не может знать, как будет вести себя ребенок в детском саду. Как

Будет относиться к воспитателям и к своим сверстникам. Легко ли будет привыкать к режиму. Как перенесет изменения организм ребенка. Ведь дома он привык к одной температуре и образу жизни, а, в садике ему придется привыкать к общему режиму, к общим требованиям.

Читайте также:  Задержка развития ребенка и гомеопатия

Все эти извечные вопросы, конечно же, волнуют всех родителей, и поэтому мы – воспитатели, няни и весь технический персонал – стараемся сделать все для того, чтобы им не хотелось уходить из садика, а, придя домой, они с радостью вспоминали бы нас и хотели вновь прийти в садик.

Наша профессия заключает в себе многое…это не просто веселое времяпровождение с детьми и организации утренников и праздников, а самое главное, мы воспитываем в детях любовь и уважение к другим людям, к друзьям и родным, к старшим, к Родине; мы помогаем детям познать окружающий мир; воспитываем в них любовь к труду, организовывая различные кружки и организовывая конкурсы по изодеятельности, лепке пластилином и. т. д.

Воспитатель должен быть авторитетом для детей и их родителей, совместно с семьей решать проблемы и, самое главное подготовить детей дошкольного возраста к школе – к следующему большому и очень важному этапу в жизни каждого ребенка. Мы должны показать воспитанникам важность учебы для дальнейшей жизни и, естественно, помочь им в выборе профессии и жизненных ориентиров.

Источник

Óñïåõ âîñïèòàòåëüíîãî ïðîöåññà è âçàèìîäåéñòâèå ïåäàãîãà â îáùåíèè ñ äåòüìè. Ôîðìèðîâàíèå ñäåðæàííîñòè, èíòåðåñà ê äåÿòåëüíîñòè, ïîáóæäåíèå ê óñèä÷èâîñòè, ñîñðåäîòî÷åííîñòè âíèìàíèÿ. Ñîäåðæàíèå è ôîðìà òðåáîâàíèé ñ ó÷åòîì èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðîëü âîñïèòàòåëÿ â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè ðåáåíêà

 ïîâñåäíåâíîì îáùåíèè ðåáåíîê ó÷èòñÿ ïîçíàâàòü ìèð, ïîäðàæàåò âçðîñëûì, ïðèîáðåòàåò æèçíåííûé îïûò, óñâàèâàåò íîðìû ïîâåäåíèÿ.

 ïðîöåññå ñîöèàëèçàöèè, âîñïèòàíèÿ è ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà âàæíåéøàÿ ðîëü îòâîäèòñÿ âîñïèòàòåëþ.

Îò òîãî, êàê îáùàåòñÿ âîñïèòàòåëü ñ äåòüìè, êàê ðàçãîâàðèâàåò ñ íèìè, ïîíèìàåò èõ, çàâèñèò óñïåõ âîñïèòàòåëüíîãî ïðîöåññà.  ýòîé ñâÿçè îñîáîå çíà÷åíèå ïðèîáðåòàåò ïåäàãîãè÷åñêîå îáùåíèå, êàê ïðîôåññèîíàëüíîå îáùåíèå âîñïèòàòåëÿ ñ âîñïèòàííèêàìè, èìåþùåå îïðåäåëåííûå ïåäàãîãè÷åñêèå ôóíêöèè è íàïðàâëåííîå íà ñîçäàíèå áëàãîïðèÿòíîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî êëèìàòà â ãðóïïå, à òàêæå íà óñòàíîâëåíèå ïðàâèëüíûõ âçàèìîîòíîøåíèé ñ äåòüìè â öåëîì è ñ êàæäûì ðåáåíêîì â îòäåëüíîñòè.

Âàæíóþ ðîëü â ïðîöåññå îáùåíèÿ èãðàåò óìåíèå âûðàæàòü ñâîè ýìîöèè è ïðàâèëüíî ïîíèìàòü ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ñîáåñåäíèêà.

Äåòè äîëæíû ó÷èòüñÿ îöåíèâàòü ñåáÿ, ïðàâèëüíî ïðèíèìàòü ïîõâàëû, çàìå÷àòü è ïûòàòüñÿ ïîäâåðãàòü àíàëèçó ñîáñòâåííûå óñïåõè è äîñòèæåíèÿ. Ýòî ïîìîæåò îáðåñòè íåîáõîäèìóþ óâåðåííîñòü, ïî÷óâñòâîâàòü ñåáÿ ëåã÷å è äîáðåå, íàó÷èòü ïîñòîÿííî äàðèòü ëþäÿì óëûáêó. ×óâñòâî ñàìîóâàæåíèÿ è óâåðåííîñòè â ñåáå è ñâîèõ ñèëàõ ïîçâîëèò äåòÿì àêòèâíåå âêëþ÷àòüñÿ â ëþáîé âèä äåÿòåëüíîñòè, îõîòíî äåëèòüñÿ â îáùåíèè äðóã ñ äðóãîì ñâîèìè ìûñëÿìè è ÷óâñòâàìè.

Âçàèìîïîíèìàíèå è êîíòàêò ïåäàãîãà è äåòåé âî ìíîãîì îïðåäåëÿþò óñïåøíûé ðåçóëüòàò â ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè.

Ó ÷óòêîãî, ëþáÿùåãî äåòåé âîñïèòàòåëÿ â àðñåíàëå ìíîæåñòâî ïðèåìîâ, êîòîðûå ïîìîãàþò âûçâàòü ðàñïîëîæåíèå äåòåé ê äåòñêîìó ñàäó. Óòðîì, îí âñòðåòèò èõ ïðèâåòëèâîé óëûáêîé, ïîñòàðàåòñÿ óâëå÷ü èíòåðåñíîé èãðóøêîé, à òåì, êòî áîëåçíåííî ïåðåíîñèò ðàññòàâàíèå ñ áëèçêèìè, ïîäãîòîâèò ñþðïðèç.

Õîðîøî, ÷òîáû äåòè, ïî÷àùå ñëûøàëè îò âîñïèòàòåëÿ ïðèâû÷íîå, äîìàøíåå äëÿ íèõ îáðàùåíèå — Ñàøåíüêà, Èãîðåê, à íå õîëîäíî-îôèöèàëüíîå — Åãîðîâ Àëåêñàíäð, Êèðèëëîâà Íàòàøà. Äàæå åñëè â ãðóïïå òðè Ëåíû, äâà Âîâû, òî è òîãäà íå îáÿçàòåëüíî èõ íàçûâàòü ïî ôàìèëèÿì: ïóñòü êàæäûé ñëûøèò òåïëîå, ëàñêîâîå îáðàùåíèå, ê êîòîðîìó îí ïðèâûê.

Ó íåïîñåä âîñïèòàòåëü ñòðåìèòñÿ ñôîðìèðîâàòü ñäåðæàííîñòü, èíòåðåñ ê äåÿòåëüíîñòè, ïîáóæäàþùèé ê óñèä÷èâîñòè, ñîñðåäîòî÷åííîñòè âíèìàíèÿ. È âìåñòå ñ òåì íóæíî äàâàòü èì âîçìîæíîñòü ðàçðÿäèòü ñâîþ ýíåðãèþ â äåÿòåëüíîñòè, òðåáóþùåé äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè. Îò íåïîäâèæíîñòè äåòè óòîìëÿþòñÿ.

Âîñïèòàòåëü ïîìíèò, ÷òî îñîáåííîñòè âîçðàñòà è ïîäõîä ê äåòÿì — ïîíÿòèÿ âçàèìîçàâèñèìûå. Íàïðèìåð, ñîäåðæàíèå è ôîðìà òðåáîâàíèé íå ìîãóò áûòü îäèíàêîâûìè è äëÿ ñàìûõ ìàëåíüêèõ, è äëÿ ñòàðøèõ äåòåé.

Òîëüêî ó÷èòûâàÿ âîçðàñòíûå (è, êîíå÷íî, èíäèâèäóàëüíûå!) îñîáåííîñòè ðåáåíêà, ïåäàãîã ñìîæåò îïðåäåëèòü è ìåðó ñâîèõ òðåáîâàíèé, è ôîðìó, â êàêîé îíè áóäóò ïðåäúÿâëåíû. Ê ñàìûì ìàëåíüêèì ïåäàãîã ïðîÿâëÿåò îñîáóþ òåïëîòó. Îí óìååò ïîæàëåòü, ïîñî÷óâñòâîâàòü, ñîçäàòü ó ðåáåíêà îùóùåíèå çàùèùåííîñòè. Ýòî, êîíå÷íî, íå îçíà÷àåò, ÷òî äåòè ïîñòàðøå íå íóæäàþòñÿ â ÷óòêîñòè, çàèíòåðåñîâàííîñòè îò ïåäàãîãà: â óñòàíîâëåíèè äóøåâíûõ ñâÿçåé ñî ñòàðøèìè äåòüìè îò íåãî òðåáóåòñÿ åùå è óìåíèå äàâàòü îáúÿñíåíèÿ, àðãóìåíòèðîâàòü çàïðåò, ñåðüåçíî ðàçãîâàðèâàòü, øóòèòü. âîñïèòàòåëüíûé ïåäàãîã ñîñðåäîòî÷åííîñòü óñèä÷èâîñòü

Îïîðà íà ïîëîæèòåëüíûå êà÷åñòâà ðåáåíêà — âîò ÷åì ðóêîâîäñòâóåòñÿ ïåäàãîã â ïîäõîäå ê äåòÿì.

Âîñïèòàòåëü îáÿçàí ïîìíèòü: ïëîõèõ äåòåé íåò, îòäåëüíûå îòðèöàòåëüíûå ÷åðòû — ðåçóëüòàò íåïðàâèëüíîãî âîñïèòàíèÿ. Ëó÷øå ïîä÷åðêèâàòü ïîëîæèòåëüíûå êà÷åñòâà è òåì ñàìûì çàêðåïëÿòü èõ, ñîäåéñòâóÿ ðàçâèòèþ ó ðåáåíêà ÷óâñòâà ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà.

Ïåäàãîãè÷åñêèé òàêò.

Ïåäàãîã, îáëàäàþùèé òàêòîì, óìååò ðàçãîâàðèâàòü ñ äåòüìè è âûñëóøèâàòü èõ; ïðîÿâëÿòü âûäåðæêó ïðè ëþáûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ; íàõîäèòü ñïîñîáû âîçäåéñòâèÿ íà äåòåé, ó÷èòûâàÿ èõ ñàìîëþáèå; ïîíèìàòü è ïðàâèëüíî îöåíèâàòü äåòñêèå ïîñòóïêè, à ãëàâíîå, óìåòü èíäèâèäóàëèçèðîâàòü ìåòîäû è ïðèåìû âîñïèòàíèÿ, îïèðàÿñü íà âñå ëó÷øåå, ÷òî åñòü â ðåáåíêå.

Ñòèëü îòíîøåíèé. Îò íåãî âî ìíîãîì çàâèñèò âçàèìîïîíèìàíèå âçðîñëîãî è ìàëåíüêîãî, ãîòîâíîñòü ê àêòèâíîìó ïîñëóøàíèþ, ðàñïîëîæåíèÿ ê âîñïèòàòåëþ.

Óñïåøíîñòü îáó÷åíèÿ äåòåé, èõ ïñèõîëîãè÷åñêîå áëàãîïîëó÷èå âî ìíîãîì çàâèñÿò îò ñòèëÿ îáùåíèÿ ïåäàãîãà. Äåìîêðàòè÷åñêèé ñòèëü ñïîñîáñòâóåò óñïåøíîìó ôîðìèðîâàíèþ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé ðåáåíêà, áëàãîïðèÿòñòâóåò îáó÷åíèþ, àâòîðèòàðíûé âûçûâàåò íåãàòèâíûå ýìîöèîíàëüíî-ïîâåäåí÷åñêèå ðåàêöèè ó äåòåé.

Êòî èç âîñïèòàòåëåé íå çíàåò, ÷òî îò òîãî, êàê äàíî óêàçàíèå, çàâèñèò ðåàêöèÿ ðåáåíêà? Äîáèâàÿñü îò äåòåé âûïîëíåíèÿ ñâîåãî òðåáîâàíèÿ, âîñïèòàòåëü äîëæåí îáëàäàòü âñåìè îòòåíêàìè èíòîíàöèè. Íàñòîÿùèé ïåäàãîã âñåãäà ïðåäâèäèò, êîãäà è êàê ðàçãîâàðèâàòü ñ âîñïèòàííèêàìè.

Ïåäàãîã âñåãäà ÷óòîê è âíèìàòåëåí ê äåòÿì, èõ ôèçè÷åñêîìó ñîñòîÿíèþ è íàñòðîåíèþ, èíòåðåñàì è ïîòðåáíîñòÿì.

Îí íåïðåìåííî çàìåòèò, êàê ÷óâñòâóåò ñåáÿ êàæäûé ðåáåíîê, ÷òî âîëíóåò è áåñïîêîèò åãî, ñ êàêèì íàñòðîåíèåì îí ïðèøåë â äåòñêèé ñàä, è ïîñòàðàåòñÿ óñòðàíèòü ïðè÷èíû, îòðèöàòåëüíî âëèÿþùèå íà íåãî. Óìåíèå ïîíÿòü ðåáåíêà, åãî ñîñòîÿíèå ïîçâîëÿåò áîëåå ïðàâèëüíî îïðåäåëèòü ñîîòâåòñòâóþùèé ïîäõîä ê íåìó, ïðåäâèäÿ ðåàêöèþ íà òîò èëè èíîé ïåäàãîãè÷åñêèé ïðèåì.

Äåòè ëþáÿò âîñïèòàòåëÿ îïòèìèñòè÷åñêè íàñòðîåííîãî: åãî îïòèìèçì — òî íåóëîâèìîå, ÷òî íå óêëàäûâàåòñÿ íè â êàêèå ïëàíû è êîíñïåêòû, íîñ ñîäåéñòâóåò óñòàíîâëåíèþ äóøåâíûõ ñâÿçåé â îòíîøåíèÿõ «âîñïèòàòåëü — äåòè». Ó òàêîãî ïåäàãîãà âîñïèòàííèêè âñåãäà æèçíåðàäîñòíû. Âñå ýòî ñïîñîáñòâóåò óñòàíîâëåíèþ ïîëîæèòåëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî êëèìàòà â ãðóïïå, ÷òî, êàê èçâåñòíî, áëàãîïðèÿòñòâóåò ðàñöâåòó â êàæäîì ðåáåíêå ëó÷øèõ êà÷åñòâ è, ãëàâíîå, ñîçäàåò ó íåãî ãîòîâíîñòü ê âîñïðèÿòèþ ïåäàãîãè÷åñêèõ âîçäåéñòâèé. Âåäü ê âîñïèòàòåëþ, êîòîðûé âåñåë, èçîáðåòàòåëåí, ÷óòêî óëàâëèâàåò äåòñêîå íàñòðîåíèå, âñåãäà óñòðåìëåíû âçîðû ðåáÿòèøåê: ÷òî îí ñêàæåò? Êàê îòíåñåòñÿ ê èõ âûäóìêå? Îäîáðèò ëè íîâûé çàìûñåë?

Читайте также:  Самую важную роль в интеллектуальном развитии ребенка

Ïåäàãîãè÷åñêîå îáùåíèå, êàê ïðîôåññèîíàëüíîå îáùåíèå âîñïèòàòåëÿ ñ âîñïèòàííèêàìè, èìåþùåå îïðåäåëåííûå ïåäàãîãè÷åñêèå ôóíêöèè è íàïðàâëåííîå íà ñîçäàíèå áëàãîïðèÿòíîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî êëèìàòà â ãðóïïå, à òàêæå íà óñòàíîâëåíèå ïðàâèëüíûõ âçàèìîîòíîøåíèé ñ äåòüìè â öåëîì è ñ êàæäûì ðåáåíêîì â îòäåëüíîñòè:

Âçàèìîïîíèìàíèå è êîíòàêò ïåäàãîãà è äåòåé.

Îñîáåííîñòè âîçðàñòà è ïîäõîä ê äåòÿì — ïîíÿòèÿ âçàèìîçàâèñèìûå.

Îïîðà íà ïîëîæèòåëüíûå êà÷åñòâà ðåáåíêà.

Ïåäàãîãè÷åñêèé òàêò.

Ñòèëü îòíîøåíèé.

Ïåäàãîã âñåãäà ÷óòîê è âíèìàòåëåí ê äåòÿì, èõ ôèçè÷åñêîìó ñîñòîÿíèþ è íàñòðîåíèþ, èíòåðåñàì è ïîòðåáíîñòÿì.

Ïðèåìû, ìåòîäû:

Ñëîâåñíûå.

Áåñåäû.

Èãðû-áåñåäû.

Ðàññêàç.

×òåíèå õóäîæåñòâåííîé ëèòåðàòóðû.

Èñïîëüçîâàíèå èãðîâûõ ñèòóàöèé.

Èãðû — áåñåäû ñ ïåðñîíàæàìè ñêàçîê

Ñî÷èíåíèå èñòîðèé.

Äèñêóññèè

Îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè.

Íàãëÿäíûå.

Êîíòàêò ãëàç.

Èíäèâèäóàëüíûå âûñòàâêè

Ðàññìàòðèâàíèå ôîòîàëüáîìîâ.

Áåñåäà ó çåðêàëà.

Êóêîëüíûå ñïåêòàêëè.

Ýêñêóðñèè

Íàáëþäåíèÿ çà ïðèðîäîé, ïòèöàìè, ÿâëåíèÿìè îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè.

Ðàññìàòðèâàíèå èëëþñòðàöèé

Ïðàêòè÷åñêèå.

Ôèçè÷åñêèé êîíòàêò.

Êóêîëüíûå ñïåêòàêëè

Èãðû — äðàìàòèçàöèè.

Èãðû — èìïðîâèçàöèè.

Èãðû — çàáàâû.

Ïîäâèæíûå èãðû.

Ïàëü÷èêîâûå èãðû.

Èãðû

Èãðû â ñïîðòèâíîì óãîëêå.

Ðåëàêñàöèÿ

Èãðû ñ ïðèðîäíûì ìàòåðèàëîì.

Èãðû ñ âîäîé.

Èãðû íà ìóçûêàëüíûõ èíñòðóìåíòàõ.

Èãðû ñî ñòðîèòåëüíûì ìàòåðèàëîì.

Ðàçâëå÷åíèÿ

Ëàñêîâàÿ ìèíóòêà.

Óïðàæíåíèÿ ïîäðàæàòåëüíî — èñïîëíèòåëüñêîãî è òâîð÷åñêîãî õàðàêòåðà.

Ìîäåëèðîâàíèå è àíàëèç çàäàííûõ ñèòóàöèé.

Ìèíè — êîíêóðñû.

Ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííûå ôîðìû:

Ìóçûêàëüíûå çàíÿòèÿ.

Ïîçíàâàòåëüíîå ðàçâèòèå.

Ôèçêóëüòóðíûå çàíÿòèÿ.

Ïñèõîãèìíàñòèêà

Ïîäâèæíûå èãðû.

Ñþæåòíî — ðîëåâûå èãðû.

Òðóäîâàÿ äåÿòåëüíîñòü.

×òåíèå õóäîæåñòâåííîé ëèòåðàòóðû

Õóäîæåñòâåííàÿ òâîð÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü.

Êîíñòðóêòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü.

Ïðîäóêòèâíûå âèäû äåÿòåëüíîñòè

Óñëîâèÿ:

— Öâåòîâîå ðåøåíèå îêðàñêè ïîìåùåíèÿ è ìåáåëè.

— Ýñòåòè÷åñêèé õàðàêòåð îáñòàíîâêè.

— Íàñòåííûå êàðòèíû.

— Óãîëîê íàñòðîåíèÿ.

— Äîñêà æåëàíèé.

— Óãîëîê ñêàçêè.

— Ñîáëþäåíèå ðåæèìà äíÿ.

— Ãèãèåíè÷åñêèå óñëîâèÿ (ïîääåðæàíèå òåìïåðàòóðíîãî ðåæèìà).

— Äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî ðàçíîîáðàçíûõ èãðóøåê, ñîîòâåòñòâóþùèõ âîçðàñòó è óìåíèÿì.

— Àóäèîçàïèñè, ìóçûêàëüíûå èãðóøêè, èíñòðóìåíòû.

— Áåñåäà ñ ðîäèòåëÿìè, äåòüìè.

— Ïëîùàäü äëÿ äâèæåíèÿ (èãðîâîå ïîëå).

— Ïîñîáèÿ äëÿ ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ.

— Ìÿãêèé ìîäóëüíûé ìàòåðèàë.

— Ìàòåðèàëû äëÿ ðåæèññåðñêîé èãðû, òåàòðàëèçîâàííîé äåÿòåëüíîñòè.

— Îáîðóäîâàíèå è ìàòåðèàë äëÿ ýêñïåðèìåíòèðîâàíèÿ.

— Ðàçëè÷íûå ìàòåðèàëû äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé õóäîæåñòâåííîé è òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.

— Óãîëêè êíèã

— Âåñåëîå íàñòðîåíèå âî âðåìÿ çàíÿòèé.

— Ñâîáîäíîå ïîñåùåíèå ÄÎÓ ðîäèòåëÿìè ñ äåòüìè.

— Ñîçäàíèå êîìôîðòíîé îáñòàíîâêè ñ ââåäåíèåì ýëåìåíòîì ñåìåéíîãî áûòà.

Ñîçäàíèå èíôîðìàöèîííî-ðåêëàìíîé ñðåäû:

— Âèçèòíàÿ êàðòî÷êà.

— Æóðíàë «Ïðîáóæäåíèå».

1 ïîëîâèíà äíÿ

Ïðèåì:

Áåñåäà ñ ðîäèòåëÿìè, äåòüìè (òåïëîå ñëîâî, âîïðîñ, óëûáêà, ñîçäàíèå àòìîñôåðû äîáðîæåëàòåëüíîñòè, äîâåðèÿ, âçàèìîïîíèìàíèÿ).

Êîëëåêòèâíûå áåñåäû (÷óâñòâî êîëëåêòèâèçìà, äðóæåëþáèå).

Èãðû (äèäàêòè÷åñêèå, ïîäâèæíûå, ñëîâåñíûå, íàñòîëüíî-ïå÷àòíûå).

Òðóä (âîçíèêàþò íîâûå ýìîöèîíàëüíûå ïåðåæèâàíèÿ: ðàäîñòü îò îáùåãî óñïåõà).

Èíäèâèäóàëüíàÿ ðàáîòà ñ äåòüìè.

Óòðåííÿÿ ãèìíàñòèêà.

Ïàëü÷èêîâàÿ ãèìíàñòèêà (àðòèêóëÿöèîííàÿ ãèìíàñòèêà).

Ïîäãîòîâêà ê çàâòðàêó (äåæóðñòâî — ïîääåðæèâàòü èíòåðåñ äåòåé ê ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè, ôîðìèðîâàíèå êóëüòóðíî-ãèãèåíè÷åñêèõ íàâûêîâ — âîñïèòûâàòü ïîëîæèòåëüíûå âçàèìîîòíîøåíèÿ ìåæäó äåòüìè, êóëüòóðó ïîâåäåíèÿ â êîëëåêòèâå, ñêðîìíîñòü, âåæëèâîñòü, ñäåðæàííîñòü).

Çàâòðàê (ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ çà ñòîëîì, ïðàâèëüíîå óìûâàíèå).

Äåæóðñòâî ïî çàíÿòèÿì (òðóäîëþáèå).

Ïîäâèæíûå èãðû (íàïðàâëåíû íà îáùóþ äåÿòåëüíîñòü, ñîâìåñòíûå äâèæåíèÿ, êîíòàêò).

Çàíÿòèÿ (ôîðìèðóåò ó äåòåé íåîáõîäèìûå óìåíèÿ è íàâûêè, ðàçâèâàåò óìñòâåííóþ àêòèâíîñòü, âîñïèòûâàåò íðàâñòâåííî-âîëåâûå êà÷åñòâà, ãîòîâèò ê äåÿòåëüíîñòè â øêîëå).

Ïåðåðûâ (ïîäâèæíûå èãðû, õîðîâîäíûå èãðû).

Ïñèõîãèìíàñòèêà (ñîçäàåò ïîëîæèòåëüíóþ ýìîöèîíàëüíóþ àòìîñôåðó).

Îäåâàíèå íà ïðîãóëêó (èñïîëüçîâàíèå õóäîæåñòâåííîãî ñëîâà, òîí îáðàùåíèÿ, óëûáêà — ñîçäàåò õîðîøåå íàñòðîåíèå; ïðèó÷àåò äåòåé îáðàùàòüñÿ ñ ïðîñüáîé, áëàãîäàðèòü çà ïîìîùü, ðàçâèâàåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü).

Ïðîãóëêà (íàèáîëåå óäîáíîå âðåìÿ äëÿ ðàçâèòèÿ ó äîøêîëüíèêîâ äâèæåíèé, ôèçè÷åñêèõ êà÷åñòâ)

Ïîäâèæíûå èãðû è ñïîðòèâíûå ðàçâëå÷åíèÿ (äåòè äåéñòâóþò ñîâìåñòíî, äîñòèãàþò îáùèõ öåëåé; ôîðìèðóþòñÿ íà÷àëà êîëëåêòèâèçìà, óìåíèå ñîïåðåæèâàòü, îêàçûâàòü ïîìîùü, ïîääåðæèâàòü ñâåðñòíèêîâ).

Òðóä â ïðèðîäå (óäîâëåòâîðåíèå îò õîðîøåãî âûïîëíåíèÿ ñâîèõ îáÿçàííîñòåé).

Íàáëþäåíèÿ.

Ñàìîñòîÿòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü.

Âîçâðàùåíèå ñ ïðîãóëêè.

2 ïîëîâèíà äíÿ

Êîëëåêòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü.

Ñàìîñòîÿòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü:

— êîíñòðóêòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü (ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ òâîð÷åñòâà è èíèöèàòèâû, ïðèó÷àåò ðåáåíêà ñ÷èòàòüñÿ ñ óñëîâèÿìè, äèñöèïëèíèðóåò äåÿòåëüíîñòü);

— õóäîæåñòâåííî-òâîð÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü (ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ýñòåòè÷åñêèõ ÷óâñòâ, õóäîæåñòâåííîìó âîñïðèÿòèþ, ó÷àòñÿ âûïîëíÿòü äåéñòâèÿ, íàïðàâëåííûå íà ïîëó÷åíèå çàäàííîãî ðåçóëüòàòà, îâëàäåâàþò óìåíèÿìè ñòàâèòü ïåðåä ñîáîé öåëü, ïëàíèðîâàòü åå äîñòèæåíèå).

Ïîäâèæíûå èãðû

Òðóäîâàÿ äåÿòåëüíîñòü.

Èíäèâèäóàëüíàÿ ðàáîòà.

Èãðû (ñþæåòíî — ðîëåâûå, äèäàêòè÷åñêèå, ïîäâèæíûå, ñëîâåñíûå, íàñòîëüíî-ïå÷àòíûå, ñòðîèòåëüíûå — ðàçâèòèå ãóìàííûõ ÷óâñòâ, ðîëåâûõ âçàèìîîòíîøåíèé, ïîìîãàþùèõ äîøêîëüíèêó ïîíÿòü äðóãîãî, ó÷åñòü åãî íàñòðîåíèå, æåëàíèå).

×òåíèå õóäîæåñòâåííîé ëèòåðàòóðû (ðàçâèâàþòñÿ ïîëîæèòåëüíûå ýìîöèè, â ñèòóàöèè ñðàâíåíèÿ ñåáÿ ñ ïîëîæèòåëüíûì ëèòåðàòóðíûì ãåðîåì).

Îðãàíèçóÿ ïîñòåïåííûé ïåðåõîä îò îäíîãî ýëåìåíòà ðåæèìà ê äðóãîìó, ïåäàãîã ðåøàåò ðàçíûå çàäà÷è: îäíîãî ðåáåíêà ó÷èò äîâîäèòü íà÷àòîå äåëî äî êîíöà, äðóãîãî — óáèðàòü çà ñîáîé, òðåòüåãî — ïîä÷èíÿòüñÿ ïðèíÿòûì ïðàâèëàì ïîâåäåíèÿ, à êàæäîãî — áûòü ïðåäóïðåäèòåëüíûì è äîáðîæåëàòåëüíûì.

Ïåäàãîãè÷åñêèå âîçäåéñòâèÿ ýôôåêòèâíû â òîì ñëó÷àå, åñëè âçðîñëûé óìååò íàéòè èç âñåãî ìíîãîîáðàçèÿ ìåòîäîâ è ïðèåìîâ, ñàìûé íóæíûé ñ ó÷åòîì îñîáåííîñòåé ðåáåíêà è êîíêðåòíî ñëîæèâøåéñÿ ñèòóàöèè. Ýôôåêòèâíîñòü ïåäàãîãè÷åñêèõ âîçäåéñòâèé çàâèñèò îò àâòîðèòåòà âîñïèòàòåëÿ, îò åäèíñòâà òðåáîâàíèé ñî ñòîðîíû âçðîñëûõ, â ïîäõîäå ê ðåáåíêó ñëåäóåò îïèðàòüñÿ íà åãî ñèëüíûå ñòîðîíû, íà ïðîáóæäàþùèåñÿ â íåì ñàìîëþáèå, ÷åëîâå÷åñêîãî äîñòîèíñòâà.

×òîáû ïðàâèëüíî âîñïèòûâàòü äåòåé, íåîáõîäèìî ïîíèìàòü è ó÷èòûâàòü ïñèõîëîãè÷åñêèå è èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè êàæäîãî ðåáåíêà. Çàäà÷à âîñïèòàòåëÿ — âî âñåõ ôîðìàõ ðàáîòû ñ ðîäèòåëÿìè ðàñêðûòü ïåðåä íèìè âàæíåéøèå ñòîðîíû ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ íà êàæäîé âîçðàñòíîé ñòóïåíè äîøêîëüíîãî äåòñòâà è ñîîòâåòñòâóþùèå ïðèåìû âîñïèòàíèÿ.

Êîíòàêò ãëàç.

Ôèçè÷åñêèé êîíòàêò.

Ïðèñòàëüíîå âíèìàíèå.

Äèñöèïëèíà.

Åñëè íàø âçãëÿä ïîñòîÿííî âûðàæàåò ëþáîâü, äîáðîæåëàòåëüíîñòü, ðåáåíîê íàó÷èòñÿ òàêæå ñìîòðåòü íà ëþäåé. Åñëè æå ìû âçãëÿäîì ñòðåìèìñÿ òîëüêî âûðàçèòü íàøå ðàçäðàæåíèå, ðåáåíîê ïðèó÷àåòñÿ ê òàêîé æå ðåàêöèè.

Ôèçè÷åñêèé êîíòàêò — çàìå÷àòåëüíàÿ âîçìîæíîñòü äëÿ îáùåíèÿ. Äîñòàòî÷íî ïðèêîñíóòüñÿ ê ðóêå, îáíÿòü çà ïëå÷è, ïîãëàäèòü ïî ãîëîâå, ïîòðåïàòü ïî âîëîñàì. Âñå ýòî óêðåïëÿåò ýìîöèîíàëüíîå ðàâíîâåñèå ðåáåíêà.

Îñíîâíûå ìåòîäû îáó÷åíèÿ:

— Íàáëþäåíèÿ.

— Ðàññìàòðèâàíèå ðèñóíêîâ è ôîòîãðàôèé.

— Ñâîáîäíîå è òåìàòè÷åñêîå ðèñîâàíèå.

— Óïðàæíåíèÿ ïîäðàæàòåëüíî — èñïîëíèòåëüñêîãî è òâîð÷åñêîãî õàðàêòåðà.

— Ýòþäû.

— Èìïðîâèçàöèÿ.

— Ìîäåëèðîâàíèå è àíàëèç çàäàííûõ ñèòóàöèé.

— Èãðû ñ ïðàâèëàìè: ñþæåòíî-ðîëåâûå, ñëîâåñíûå, ïîäâèæíûå, ìóçûêàëüíûå.

— Òâîð÷åñêèå èãðû: ñþæåòíî-ðîëåâûå, èãðû-äðàìàòèçàöèè.

— ×òåíèå õóäîæåñòâåííûõ ïðîèçâåäåíèé.

— Ðàññêàç ïåäàãîãà è ðàññêàçû äåòåé.

— Ñî÷èíåíèå èñòîðèé.

— Áåñåäû.

— Ìèíè-êîíêóðñû.

— Äèñêóññèè.

Íà ïðîãóëêå

— Íàáëþäåíèå çà ïðèðîäîé, ïòèöàìè, çà ÿâëåíèÿìè îêðóæàþùåé æèçíè.

— Îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè.

— Ïîñèëüíûé òðóä â ïðèðîäå.

— Ñïîðòèâíûå ðàçâëå÷åíèÿ

Èãðà-äðàìàòèçàöèÿ — óñâàèâàíèå áîãàòñòâà ðîäíîãî ÿçûêà, îâëàäåâàåò âûðàçèòåëüíûìè ñðåäñòâàìè, èñïîëüçóåò ðàçíîîáðàçíûå èíòîíàöèè, îòðàæàþùèå õàðàêòåð è ïîñòóïêè ãåðîåâ, ñòàðàåòñÿ ãîâîðèòü ÷åòêî, «êðàñèâî».

Óñëîâèÿ:

1 ìëàäøàÿ ãðóïïà

— ïëîùàäü äëÿ äâèæåíèÿ;

— äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî ðàçíîîáðàçíûõ èãðóøåê, ñîîòâåòñòâóþùèõ âîçðàñòó è óìåíèÿì 3-7 ëåò;

— ñîáëþäåíèå ðåæèìà äíÿ;

— ãèãèåíè÷åñêèå óñëîâèÿ;

— ïîääåðæàíèå ïðàâèëüíîãî òåìïåðàòóðíîãî è âîçäóøíîãî ðåæèìà (ôèçèîëîãè÷åñêîå äåéñòâèå ñâåæåãî âîçäóõà âûðàæàåòñÿ â óëó÷øåíèè îáìåíà âåùåñòâ, ýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ, ÷òî ïîâûøàåò ñîïðîòèâëÿåìîñòü îðãàíèçìà ê ïðîñòóäíûì çàáîëåâàíèÿì);

— äîñòàòî÷íàÿ îñâåùåííîñòü ïîìåùåíèé.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник