Особенности развития ребенка раннего возраста выготский

Особенности развития ребенка раннего возраста выготский thumbnail

Ребёнок делает первые в жизни шаги

Играющая девочка в возрасте двух лет

Ранний возраст — период в развитии человека между младенчеством и дошкольным возрастом.

Место раннего возраста в возрастных периодизациях[править | править код]

В советской психологии первая возрастная периодизация психического развития была разработана Л.С. Выготским[1] и в дальнейшем изучалась Д. Б. Элькониным[2]. Л. С. Выготский определил хронологические границы раннего возраста — от 1 года до 3 лет, а Д. Б. Эльконин отнёс его вместе с младенчеством к эпохе раннего детства. Ранний возраст начинается после кризиса первого года жизни и заканчивается кризисом трёх лет.

В западной психологии можно выделить следующие возрастные периодизации:

В концепции психосексуального развития З.Фрейда ранний возраст приходится на анальную фазу, когда ребёнка приучают к чистоплотности и пользованию туалетом.

В психосоциальной теории Э.Эриксона ранний возраст соответствует анальной фазе в концепции З.Фрейда, однако автор добавляет, что в этот период ребёнок преодолевает кризис либо в пользу выбора автономии, либо чувства стыда/сомнения.

Ж.Пиаже в теории когнитивного развития связывает ранний возраст с концом стадии сенсомоторного интеллекта и началом дооперациональной стадии.

Физическое развитие в раннем возрасте[править | править код]

Физическое развитие в раннем детстве характеризуется интенсивным ростом и увеличением массы тела. Растет грудная клетка, опускается диафрагма и её мышцы становятся крепче. Также развиваются дыхательная система (за счет увеличения легких и дыхательного объема частота дыхания уменьшается), иммунная (повышается сопротивляемость на неблагоприятные условия среды), кровеносная (растет сердце), пищеварительная (органы пищеварения уже могут переваривать разную пищу), нервная (развитие нервных клеток коры головного мозга).

Примерно с 1 года до 2 лет совершенствуются двигательные навыки ребенка. Он уже может подолгу ходить, менять положение, перешагивать через невысокие препятствия. Несмотря на активное развитие нервной системы, в этот период отмечается низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга, что приводит к быстрому утомлению ребёнка.

С 2 лет заметно повышается сопротивляемость организма инфекциям, то есть активно развивается иммунная система, также система терморегуляции. Значительно повышается работоспособность нервной системы, однако повышенная возбудимость подкорковых отделов приводит к тому, что все реакции ребенка сопровождаются сильными эмоциями.

На третьем году жизни начинает функционировать долгосрочная память. Активно идет развитие второй сигнальной системы: у ребенка расширяется словарный запас, он лучше понимает речь взрослого. К концу года свободное владение речью достигает степени автоматизма. Также происходит развитие мелкой моторики, и оно оказывает влияние на развитие речевого центра и артикуляционного аппарата. К концу раннего возраста заканчивается прорезывание всех молочных зубов.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность[править | править код]

Социальная ситуация развития характеризуется распадом системы близких отношений со значимым взрослым и возникновением новой возможности для ребёнка непосредственно взаимодействовать с предметом, где образец способов действий с ним принадлежит взрослому. В сотрудничестве со взрослым происходит построение новой социальной ситуации развития, содержание которой – усвоение общественно выработанных способов действий с предметами (то есть схема социальной ситуации развития «ребёнок — предмет — взрослый»). Помимо этого ребёнок начинает овладевать речью, так как прежние средства общения не позволяют овладевать новыми предметами. Определенный уровень автономности ребенка вместе с возникновением потребности в освоении предметного мира рождает новый тип ведущей деятельности — предметно-орудийной.
Были выделены следующие этапы овладения ребенком логикой орудия в раннем возрасте[3]:

  1. Неспецифическое использование орудия (например, овладевая ложкой, ребенок пробует использовать её в разных функциях, непригодных для еды (стучание, дотягивание ложкой до других предметов));
  2. Ребёнок уже выделяет функцию орудия (ложка нужна для того, чтобы есть), но ещё не выделяет способа действия (например, ребёнок может перевернуть ложку другим концом и пытаться им зачерпнуть еду);
  3. Ребёнок уже выделяет способ действия с ложкой, но согласованных движений руки пока ещё нет;
  4. Ребёнок овладевает адекватной системой движения руки и, таким образом, на последнем этапе происходит полное овладение логикой орудия.

Форма общения в раннем возрасте[править | править код]

Типичной формой общения в раннем возрасте является ситуативно-деловое общение со значимым взрослым. М. И. Лисина[4] выделила 4 признака, когда у ребенка проявляется потребность в сотрудничестве со взрослым:

  1. Ребёнок пытается привлечь внимание взрослого к своей деятельности;
  2. Ребёнок ждёт оценки взрослого в случае успеха;
  3. Ребёнок ждёт поддержки со стороны взрослого в случае неуспеха;
  4. Ребёнок уклоняется от «чистой» ласки, однако с удовольствием её принимает как поощрение успехов и достижений.

Развитие предметной игры[править | править код]

Вследствие того что предметно-орудийная деятельность в раннем возрасте приобретает характер ведущей деятельности, то с её появлением начинает развиваться и предметная игра.
Ф. И. Фрадкина выделила 3 этапа развития предметной игры:

  1. Игра заключается в узкоподражательном манипулировании с предметом по образцу взрослого (данный этап проявляется в начале второго года жизни);
  2. Способ предметных действий ребёнка расширяется, взрослый может создавать сложные цепочки действий для ребёнка, и они могут быть выполнены им (данные этап проявляется примерно с 1,6 года до 3 лет);
  3. Возникают элементы воображаемой ситуации (а именно, ребенок может заменить один предмет другим) и впервые появляется роль.

Развитие предметной игры в дальнейшем формирует предпосылки для развития ролевой игры.

Основные психологические новообразования[править | править код]

Развитие речи является центральной линией развития в раннем возрасте. Российские психологи выделяют 2 основных периода развития речи в раннем возрасте[3]:

  1. от 1 до 1,8 года — переходный период, который характеризуется следующими особенностями: пассивная речь развивается быстрее, чем активная; активная речь ребенка многозначна по семантике (под одним словом ребенок может понимать несколько предметов), своеобразна по звуковому составу (нарушение произношения фонем) и синтаксису (в этом период ребёнок говорит преимущественно однословными предложениями).
  2. от 1,8 года до 3 лет — практическое овладение речью. Объём активного словаря увеличивается, и ребёнок начинает задавать вопросы о названиях предметов («Кто это?», «Что это?»).
Читайте также:  Значение режиссерских игр для развития личности ребенка

В области восприятия в раннем возрасте происходит формирование константности восприятия. По мере овладения речью восприятие становится произвольным (слово начинает координировать восприятие ребенка).
В области мышления ребёнок в раннем возрасте начинает обнаруживать скрытые сущностные связи между объектами, то есть формируется наглядно-действенное мышление. Л. С. Выготский выявил, что в раннем возрасте в зависимости от характера обобщения уровень развития мышления характеризуется синкретами и комплексами. Синкреты — обобщение по чисто субъективным связям — характерны для первой фазы раннего возраста (1 — 1,6 года), комплексы — обобщение по конкретно-фактической, но случайной связи — характеры для второй фазы раннего возраста (1,6 — 3 года).

Эмоционально-личностное развитие[править | править код]

В раннем возрасте происходит формирование типа привязанности к близкому взрослому. Дж. Боулби давал определение привязанности как модели поведения, которая обеспечивает сохранение контактов с близким взрослым и удовлетворяет потребность ребёнка в безопасности. Примерно к 2-3 годам формируется устойчивый тип привязанности, свидетельством этого является реакция ребёнка на разлуку с близким взрослым (реакция может быть разной в зависимости от сформированного типа привязанности; в случае надёжной привязанности ребёнок быстро успокаивается при разлуке с близким взрослым и радуется его возвращению).
Также в этот возрастной период возникают начальные формы социальных эмоций. К ним относят эстетические, моральные чувства (чувство стыда, вины, гордости), сочувствие и сопереживание другому человеку.

Примечания[править | править код]

  1. Л. С. Выготский. Проблема возрастной периодизации детского развития. — Вопросы психологии. — Москва, 1972. — С. 114 — 123.
  2. Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.
  3. 1 2 О. А. Карабанова. Возрастная психология. — Москва: Айрис-Пресс, 2005.
  4. М. И. Лисина. Проблемы онтогенеза общения. — Москва, 1986.

См. также[править | править код]

  • Анальная стадия
  • Кризис трёх лет
  • Дошкольный возраст
  • Детство
  • Возрастная периодизация
  • Возраст
  • Психосоциальное развитие
  • Психосексуальное развитие

Источник

Развитие в раннем детстве характеризуется особым отношением, которое устанавливается между ребенком и окружающей действительностью. Оно проявляется в поведении малыша в конкретной ситуации – ребенок становится целиком полезависимым. От каждого предмета исходит как бы аффект. Предмет тянет ребенка к тому, чтобы он его потрогал, взял в руки и т.п. Любая вещь, которая попадает в поле восприятия ребенка, управляет его поведением. В этом возрасте, оказавшись в ситуации, ребенок не приносит в нее никаких других знаний, его не привлекает ничего, что лежит за пределами данной ситуации. Он не может говорить ни о чем, кроме того, что он видит в данный момент. Л. С. Выготский совместно с Л. С. Славиной проводил следующий эксперимент: детям двухлетнего возраста предлагалось сказать «Таня идет» в то время, когда Таня сидела непосредственно перед ребенком. Все дети говорили: «Таня сидит».

Указанное отношение ребенка раннего возраста к ситуации говорит о возникновении в сознании ребенка сенсомоторного единства. Все что ребенок видит, он трогает. При этом вся его активность определяется теми предметами, которые его окружают. Восприятие еще не отделено от аффекта, оно непосредственно переходит в действие. Мыслить для ребенка, по словам Л. С. Выготского, «значит разбираться в данных аффективно окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соответственные этой внешней воспринимаемой ситуации действия». Таким образом, эффективность детского восприятия определяет его господство на данном этапе развития. Восприятие выступает в качестве доминирующей функции детского сознания, соответственно оно оказывается в наиболее благоприятных для развития условиях и развивается раньше остальных функций.

Психолог формулирует два основных закона детского развития. Согласно первому закону для каждого возраста существует определенная доминирующая функция. Согласно второму закону те функции, которые нужны для развития других функций, развиваются в первую очередь. Поэтому в раннем возрасте лучше всего развивается восприятие. Ребенок этого возраста подчинен реальности и еще не может построить воображаемую ситуацию, сколько-нибудь отличную от того, что он видит перед собой. Малыш этого возраста абсолютный реалист, он не может говорить неправду.

Поскольку взрослый постоянно пытается интерпретировать детское поведение, общность «пра-мы» сохраняется на протяжении, по крайней мере, первой половины периода раннего возраста. Постепенно из единства ребенок – взрослый выделяется собственное Я ребенка.

В раннем возрасте появляются элементы игры. Ребенок может играть с куклой, выполняя простейшие действия: качать, укладывать, кормить и т.д. Однако это еще не игра в полном смысле этого слова. Отсутствует ее главный признак – мнимая ситуация, в которой значения одних предметов переносятся на другие.

Особую важность Л. С. Выготский придавал развитию речи в раннем возрасте. Ее становление приводит к разрушению социальной ситуации развития, так как благодаря речи расшатывается сенсомоторное единство ребенка и ситуации. Развитие речи определяет основное новообразование возраста, так как именно благодаря речи кардинально меняется связь ребенка с социальным окружением, т.е. возникает новая социальная ситуация развития. Л. С. Выготский рассматривает речь ребенка как часть диалога со взрослым, который выступает как носитель культурных образцов. Образцы выступают в качестве источника развития детской речи. Их освоение происходит в ходе сотрудничества взрослого и ребенка, которое приводит последнего к новым содержаниям общения, что, в свою очередь, ведет к формированию обобщений и новому шагу в речевом развитии.

Овладение речью ведет к перестройке всей структуры детского сознания. В частности, становится осмысленным восприятие окружающего мира. Осмысленность восприятия достигается не только за счет перцептивного структурирования видимого мира, но и за счет интеллектуальных структур, которые возникают благодаря освоению речи и развитию детских обобщений. Это приводит к тому, что ребенок начинает воспринимать предметы не только как принадлежащие ситуации, но и как входящие в обобщение, стоящее за словом. Проявляется осмысленность восприятия в том, что ребенок начинает задавать вопрос: «Что это?» У ребенка строится устойчивая картина мира, в которой вещи приобретают известное значение. Поскольку этот мир только возникает, ребенок задает вопросы, направленные на раскрытие значений видимых объектов. Таким образом, благодаря речи в раннем детстве возникает осмысленное и системное строение сознания.

Читайте также:  Развитие предметной игровой и познавательной деятельности ребенка

Системное строение определяется отношением отдельных функций друг к другу. Л. С. Выготский пишет: «Для раннего детства характерно такое взаимоотношение отдельных функций, при котором аффективно окрашенное восприятие и потому через аффект приводящее к действию является доминирующим, находится в центре структуры, вокруг которого работают все остальные функции сознания». Например, память проявляется в узнавании того, что видит ребенок. Мышление выступает как наглядно-практическое переструктурирование видимого поля. Системное строение сознания выражается в характере детских обобщений. Ребенок конца раннего возраста мыслит обобщенными восприятиями. Обобщенным восприятием предметов и характеризуется значение слова. Ребенок начинает освобождаться от власти видимой им ситуации. Но продолжает быть связанным с образами предметов, через которые передается значение слов. Данная связь выступает в словах, усваиваемых ребенком: «мазелин» вместо «вазелин», «мокрее» вместо «компресс» и т.п. Значения этих слов определяются через образы предметов. Мазелин означает соединение двух впечатлений: мазать + вазелин; мокрее – компресс + мокрый. Выготский отмечает, что такая связь слова с предметами объясняет одну особенность детской речи. Она заключается в том, что хотя ребенок и произносит слово, он его не видит. Слово воспринимается им как стекло: он смотрит через него сразу на предмет, стоящий за словом. Речь ребенка при этом оказывается неосознанной. Но хотя ребенок и не видит самого слова, однако предметы группируются в соответствии с его значением. Данное обстоятельство говорит о том, что благодаря слову ребенок может переструктурировать воспринимаемую ситуацию на основе сложившегося обобщения. Возникновение системного строения сознания, обусловленного определенной структурой психических функций, в центре которой стоит восприятие, представляет собой основное новообразование раннего возраста.

Анализируя проблему кризиса трех лет, Л. С. Выготский ставит задачу определить основное новообразование критического периода, которое является необходимым переходным моментом в детском развитии и при этом уходит из поведения ребенка по окончании критического периода. Для того чтобы выявить это новообразование, он обращается к исследованию симптоматики кризиса трех лет. При этом перечисляются такие формы поведения, как упрямство, протест, своеволие, строптивость, обесценивание и др. Выготский неоднократно подчеркивает, что негативизм необходимо отличать от обычного непослушания, упрямство от настойчивости. Если, например, ребенку, который захвачен какой-либо игрой, предложить отправиться спать, а он, вероятно, откажется, то подобное поведение будет типичным примером непослушания. Негативистическая же реакция проявляется в том случае, когда ребенку безразлично, о чем его просит взрослый, или даже, когда он сам хотел бы это сделать, но отказывается из-за негативного отношения к взрослому. Аналогично упрямство характерно для тех случаев, когда ребенок настаивает на том, чего ему совсем не хочется или давно перестало хотеться, или он настаивает только потому, что он это сказал. Особенность подобного поведения заключается в том, что ребенок мотивирует его не на основе характера ситуации, а на основе своего отношения к другим людям. Данные симптомы указывают на специфическое новообразование, которое Выготский называет «гипобуликой». Гинобулика характеризует такое поведение ребенка, которое руководствуется не мотивом, а необходимостью разрядки. В качестве примера приводится реакция ребенка, который проснулся один и понял, что мать ушла гулять без него. Когда она вернулась и предложила ему пойти в парк, чего ребенок страстно желал, он все-таки отказался. Гипобулическая реакция состоит именно в своеобразном поведении по отношению к взрослому, ребенок как бы не может пересилить себя в отрицательном отношении, хотя при этом наблюдается разделение волевых и аффективных компонентов: ребенок хочет пойти в парк, но отказывается. В дальнейшем гипобулические реакции уходят, происходит перестройка социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих взрослых.

Источник

Ранний возраст – период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Главной
особенностью психического развития ребенка является предметная деятельность,
ведущая на данном этапе развития малыша. Она во многом определяет специфику
общения ребенка с окружающими людьми. То есть малышу становятся доступными
правила и нормы действия с предметами, принятыми в той культурной среде, в
которой он растет. Ребенок учится использовать предметы в качестве орудий:
ложкой ест, карандашом рисует, а не наоборот.

Этапы
формирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, были
исследованы П.Я. Гальпериным. Он показал, что на первой стадии —целенаправленных
проб
– ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он
хочет –достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета.

На второй стадии
подстерегания – дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный
способ действия с орудием и стремятся повторить его.

Особенности развития ребенка раннего возраста выготский

На третьей
стадии, которую Гальперин назвал «стадией навязчивого вмешательства», ребенок
активно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием и
овладеть им.

Четвертая стадия
объективной регуляции. На этой стадии ребенок открывает способы регулирования
и изменения действия исходя из тех объективных условий, в которых его
приходится выполнять. Гальперин также доказал, что в том случае, когда взрослый
сразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб и
ошибок минуется, а дети сразу же начинают действовать, начиная со второго
этапа.

Особенности развития ребенка раннего возраста выготский

При диагностике
развития предметных действий у детей необходимо помнить о том, что орудийные
действия включают в себя и предметные, так как один из вариантов орудийного
действия является исторически закрепленным за данным предметом.

Читайте также:  Физическая норма развития ребенка 5 лет

Ребенок, в
отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных
рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все
многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных,
складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время
возникновения определенных психических реакций может быть ускорено
соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку
доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша
появляется раньше.

Существенной
особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и
нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется
состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на
эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные
формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.

Психическое и
физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается
большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко
утомляются, их настроение часто меняется.

Для детей раннего
возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь
психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной
стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой – дает
возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем
организма.

Несмотря на
богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы,
незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей,
посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится
снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не
столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего
усовершенствования.

Понять психику
ребенка как целостное и системное образование, роль детства в последующей жизни
взрослого можно благодаря понятю развитие. Уместно вспомнить слова Гете,
который писал:

«Кто хочет
что-нибудь живое изучить,

Сперва его он
убивает, потом на части разлагает,

Но связи жизненной
ему там не найти».

Именно развитие
выполняет функцию этой жизненной связи. Очевидно, что понятие «развитие»
является ключевым в психологии развития детской психики. Это понятие мы уже не
раз использовали выше и у читателя, наверное, не возникало проблем с его
пониманием. Однако не так все просто в науке о психологии развития. Сегодня в
психологии можно насчитать около двух десятков концептуальных подходов к
психологии развития. Подобная пестрота взглядов, с одной стороны,
отражает кризисное состояние, в котором находится психология, а с другой –
значимость и актуальность исследуемой проблемы, ее ключевое положение для
понимание природы психики и ее развития. А.Г.Асмолов, анализируя возможные
теоретические концепции психического развития человека, выделяет три основных
подхода к пониманию хода этого развития, в которые укладываются множество
отдельных теорий и концепций.

Биогенетический
подход
, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как
индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки,
темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические
свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные
стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе».

Социогенетический
подход
, представители которого делают акцент на изучении процессов
«социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения
социальных установок и ценностных ориентации…».

Представители
персоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности,
самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы
мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации
личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути
индивидуальности».

Особенности развития ребенка раннего возраста выготский

Важнейший закон
развития высших психических функций, открытый Л. С. Выготским, заключается в
следующем: всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает
в процессе взаимодействия со взрослыми и существует не в индивидуальном
сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их
взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму. Впоследствии она
переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, то есть становится его
индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода
от интер- к интрапсихическим процессам имеет фундаментальное значение для
детской психологии. В формулировке Л. С. Выготского он звучит следующим
образом:

«Всякая функция в
культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, – сперва в
социальном, потом – в психологическом, сперва между людьми, как категория
интерпсихическая, затем внутри

ребенка, как
категория интрапсихическая» (т. 3, с. 145).

В этой
формулировке содержатся две важнейшие мысли:

1) психические
процессы у человека с самого начала социальны –и по своему происхождению, и по
своему содержанию;

2) интериоризация
– процесс перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние,
психические.

В общих чертах
интериоризация проходит следующие три этапа:

1) взрослый,
используя соответствующие знаковые средства, воздействует на ребенка, побуждая
его что-то сделать, или обращает внимание ребенка на что-то, или просто
обращается к нему;

2) ребенок,
перенимая от взрослого способ обращения, сам воздействует на взрослого;

3) ребенок
обращает те же средства и те же воздействия на самого себя, то есть обращается
к самому себе во внутреннем плане.

Для иллюстрации
приведем описанный Л. С. Выготским пример превращения внешних средств во
внутренние на материале исследования произвольного внимания. О произвольном
внимании можно говорить тогда, когда человек сам направляет и удерживает
внимание на каком-либо предмете, если сам этот предмет «не бросается» в глаза
(в этом случае включаются механизмы непроизвольного внимания).

Таблица 1 – Психическое развитие младенцев (0-1 год)

Особенности развития ребенка раннего возраста выготский

Особенности развития ребенка раннего возраста выготский

Таблица 2 – Общая
схема возрастного развития ребёнка раннего возраста

Особенности развития ребенка раннего возраста выготский

Особенности развития ребенка раннего возраста выготский

1.    
Смирнова, Е.О. Закон развития высших
психических функций [Электронный
ресурс]//PSYERA гуманиторно-правовой портал: https://goo.gl/qnGmYR.

Источник