Роль воображения в психическом развитии ребенка

Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития,- это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Именно поэтому развитие творческих способностей детей на сценических занятиях связано, прежде всего, с развитием воображения и фантазии. Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт.

Что такое воображение? Воображение — это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность.

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет.

Воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринять, как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации. Десятилетние дети с упоением рассказывают друг другу страшные истории. Причем чем страшнее, тем лучше.

В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается впечатлениями о предметах, явлениях и связях между ними. Но так как жизненный «багаж» ребенка очень мал и возможность оценки «Что я вижу?» ограничена, в его психике происходит постоянное перекомбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами.

Воображение, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. Т. е. воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления внедрением описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер — это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, боится злого волшебника или волка на экране телевизора, плачет от жалости к Дюймовочке, слушая сказку. Детское аффективное воображение в дошкольном возрасте развивается следующим образом: вначале негативные эмоциональные переживания у ребенка символически выражаются в героях услышанных или увиденных им сказок: затем он начинает строить воображаемые ситуации. Появление замещающих действий, которые, будучи реализованы, способны снять возникшее эмоциональное напряжение. К 6 — 7 годам дети могут представлять воображаемый мир и жить в нем.

В конце раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещения одних предметов другими, наступает начальная стадия развития воображения. Затем оно получает свое развитие в играх. О том насколько развито воображение ребенка, можно судить не только по тем ролям, которые он исполняет во время игры, но и по поделкам и рисункам. В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение. Оно заключается в механическом воспроизведении полученных впечатлений в виде образов. Это могут быть впечатления от просмотра телепередачи, прочтении рассказа, сказки, непосредственного восприятия действительности. В образах обычно воспроизводятся те события, которые произвели на ребенка эмоциональное впечатление. В старшем дошкольном возрасте репродуктивное воображение превращается в воображение, которое творчески преобразует действительность. В этом процессе уже участвует мышление. Этот вид воображения применяется и совершенствуется в сюжетно — ролевых играх.

Функции воображения таковы: познавательно-интеллектуальное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа при помощи слова. Развитие воображения проходит следующие этапы:

«Опредмечивание» образа действиями. Ребенок может управлять, изменять, уточнять и совершенствовать свои образы т.е. регулировать свое воображение, но не способен планировать и заранее в уме составлять программу предстоящих действию.

Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период сензитивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.

Читайте также:  Спортивные упражнения и развитие ребенка

Влияние хорошо развитого воображения на эти успехи не так заметно на первый взгляд. Вместе с тем психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность Ребенка, особенно в подростковом возрасте. В частности, именно такой точки зрения придерживался Л. С. Выготский.

Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

• построение образа конечного результата его деятельности;

• создание программы поведения в ситуации неопределенности;

• создание образов, заменяющих деятельность;

• создание образов описываемых объектов.

Воображение это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью в творчестве, может быть объективно новым (т. е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т. е. открытием для себя). Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и социальной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.

Одаренные дети требуют особого внимания. Однако это не исключает необходимости развивать воображение и творческую деятельность у всех, без исключения, детей. Программы эстетического воспитания должны учитывать сензитивные периоды.

Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений и многое другое. Таким образом, очевидно, что воображение тесно связано с личностью, ее развитием, воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм. Все это составляющие личности. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

Читайте также:  Мониторинг развитие ребенка детский сад 353

В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта образ желаемого будущего.

Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определено только содержание, цель, но не пути ее достижения. Однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать* разные варианты будущего. В мечте заложено активное начало для развития личности подростка.

Итак, воображение — это сложный психический процесс по созданию новых образов путем переработки прошлого опыта и воплощенного в определенной форме в соответствии с жизненной задачей: переработка опыта, программирование деятельности, творческая деятельность по созданию нового, планирование будущего, анализ прошлого, познание неизвестного.

Но работа педагога по развитию творческой активности детей не должна ограничиваться лишь воспитательным воздействием непосредственно на них. В активизации творческой активности и развитии инициативы, в обогащении их образными художественными впечатлениями важную роль играют и условия в семье. Для ознакомления родителей с задачами художественного воспитания детей специалисты советуют проводить родительские собрания. На них необходимо давать развернутую характеристику детского творчества, той работы по сценической деятельности, которая проводится на занятиях. Следует обратить особое внимание на необходимость тесной связи Центров детского творчества и семьи в целях художественного развития детей. Не только в ЦДТ, но и дома ребенок должен иметь благоприятные условия для развития своей творческой инициативы.

Итак, воображение – это способность ума создавать образы. Оно выполняет две главных функции:

  1. Воспроизведение уже существующих реальностей.
  2. Сотворение новых реальностей (т.е. творческое воображение).

Таким образом,  мы можем сделать вывод, что задача педагога – своевременно оценить и правильно направить творческие способности ребенка. Да и сам педагог должен обладать не только спонтанным, но и творческим воображением, постоянно его стимулируя и развивая. Важно, чтобы педагог мог умело войти в игру, детское общество. Это умение – великое качество педагога. Еще В.Г.Белинский писал: «Есть люди, которые любят детское общество и умеют занять его и рассказом, и разговором, и даже игрою, приняв в ней участия; дети со своей стороны встречают этих людей с шумной радостью, слушают их со вниманием и смотрят на них с откровенной доверчивостью, как на своих друзей». Творческие игры содействуют переходу детского любопытства в любознательность; воспитанию наблюдательности, развитию воображения, смекалки, изобретательности, памяти речи. Таким образом, роль педагога в управлении художественной игрой довольно велика и требует от него особых качеств и навыков. Личность ребенка многогранна и наиболее яркие качества личности, ее оттенки могут проявляться и развиваться лучше всего в играх. Однако формирование у каждого ребенка творческой инициативности – процесс длительный и в значительной мере все-таки зависит от уровня познавательных и художественных интересов.

Педагог должен жить интересами той возрастной группы детей, с которыми он непосредственно работает, говорить с детьми на «их языке», знать их приоритеты, быть другом ребенка, а не начальником или контроллером, быть лидером в детском коллективе, провоцируя детскую способность к активному творчеству. Очевиден вывод: между обучением и художественной игрой существует прямая взаимосвязь. Сегодня вопрос развития творческой активности детей и развития их личности в целом, в художественных играх нуждается в дальнейшем глубоком изучении.

Источник

Воображение – высшая психическая функция, позволяющая человеку создавать образы и идеи, ранее не существовавшие или не могущие существовать. Воображение – создание нового. Воображение – это та функция, которая принципиально отличает человека от всего живого мира. В примитивной форме память, мышление, внимание присущи и некоторым животным, и только воображение является чисто человеческим свойством. Именно воображение переводит все остальные высшие психические процессы на уровень сознания, именно оно делает человека человеком.

Несомненная важность воображения для развития личности определяет необходимость его изучения. Знание закономерностей и механизмов воображения, приемов его развития является важнейшим звеном образования людей, работающих с детьми.

Воображение – это способность создавать новые образы и идеи на основе элементов прошлого опыта, объединенных в новые, не существовавшие и не существующие сочетания. Воображение вместе с мышлением и восприятием обеспечивает отражение мира и приспособление к окружающей действительности. Отражение – активный творческий процесс, в ходе которого происходит не только создание образов, соответствующих окружающему, но и переконструирование их в новые комбинации. Последнее достигается с помощью воображения. Участие воображения в деятельности тем больше, чем больше в деятельности творчества. Предельный отход образа воображения от действительности выражается в фантазии.

Читайте также:  Пути развития способностей ребенка на уроке и во внеурочной деятельности

Воображение начинает развиваться очень рано. Взрослые люди, как правило, отличаются менее ярким воображением, чем дети. Когда ребенок сталкивается с особенностями жизни, не имеющими аналогов в его прошлом опыте и знаниях, он призывает на помощь фантазию, чтобы «довообразить» недостающую информацию и принять решение о необходимом поведении в этом случае. С помощью фантазии ребенок осуществляет и свои глубокие желания. По его поведению нередко чувствуется, что ребенок сам верит в свою фантазию, в реальность того, о чем говорит. Воображение настолько ярко в детском возрасте, что затмевает те незначительные критические способности, которые имеются у ребенка. Фантазия, воображение находятся в 5-10 лет в сензитивном периоде, т.е. периоде, наиболее благоприятном и интенсивном для развития психической функции.

Различают два вида воображения: ТВОРЧЕСКОЕ и ВОССОЗДАЮЩЕЕ.

Воссоздающее воображение развивается на основе имеющейся информации и знаний. Например, когда ребенку читают описание природы в стихотворении:

Наступила осень

Стало скучно очень.

Серый дождь плакучий

Льет из черной тучи.

Целый день солнца ждешь,

А приходит серый дождь.

И.Мазин.

он, в силу уже имеющихся знаний об осени, может четко вообразить описываемую картину. Воссоздающее воображение имеет очень большое значение, т.к. в будущем явится основой для усвоения школьных знаний.

Творческое воображение — это особый вид психической деятельности, позволяющий человеку в идеальном, духовном плане создавать что-то принципиально ново, но существовавшее до сих пор или не могущее существовать. Например, когда художник изобразил пейзаж неизвестной планеты с высадившимися на ее поверхность космонавтами, то он пользовался творческим воображением.

Творческое воображение развивается у ребенка позднее, чем воссоздающее. Первые образы воссоздающего воображения появляются очень рано. Ребенок 1,5 лет воспроизводит образ машины по звуку мотора («жи-жи-жи») или гудка («би-би»), кошку по мягкому меху, бабу-ягу по страшным зубам и т.д. По мере увеличения возраста у детей расширяются возможности творческого воображения за счет накопления знаний и личного опыта. В 5 лет ребенок в состоянии выдумывать на основе творческого воображения невероятные объекты и ситуации, окрашивать их деталями и красками, задавать желаемую динамику. Чтобы сохранить творческую активность личности, необходимо развивать и стимулировать воображение с помощью особых занятий, заданий и игр, тестов.

ПРОЦЕССЫ ВООБРАЖЕНИЯ:

1. АГГЛЮТИНАЦИЯ (склеивание – греч.) предполагает соединение отдельных элементов различных образов и информации в новые, нетипичные или несоединимые части. Пример: избушка на курьих ножках, Тяни-Толкай и т.п.

2. ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ — преуменьшение или преувеличение пропорций и количества. Пример: Гулливер, мальчик с пальчик, змей Горыныч (с тремя головами) и мн.др.

3. АКЦЕНТУАЦИЯ (заострение) – подчеркивается конкретный признак, и за счет этого изменяется образ. Например: соловей-разбойник, умеющий свистеть с невероятной силой; Карлик-Нос, обладающий большим носом и горбом, Чипполино и т.п.

4.СХЕМАТИЗАЦИЯ – образ-фантазия конструируется за счет сглаживания всех деталей и мелких отличий, а на передний план выступают основные значимые элементы образа. Пример: схема домика, схема человечка ( палка, палка, огуречик…) На основе схематизации дети осваивают технику рисования. Ребенок 4-5 лет рисует не домик, а схему домика; не машинку, а схему.

5.ТИПИЗАЦИЯ – близка к мышлению и обеспечивает возможность выделения самых существенных, значимых элементов объекта или ситуации. Основной прием этого развития – вопрос «На что похоже?» Этот вопрос постоянно должен сопровождать мировосприятие ребенка под контролем взрослого.

Непроизвольное (непреднамеренное) воображение характеризуется непреднамеренностью возникающих образов. Пример: сновидения, грезы, кошмары, галлюцинации. Эти образы всегда насыщены эмоциями и имеют большое значение в развитии ребенка.

Произвольное (преднамеренное) воображение сопряжено с волевым усилием для создания образа воображения. Преднамеренное воображение работает у ребенка, когда мы ставим перед ним задачу что-то сочинить, придумать.

Дошкольное детство в целом характеризуется бурным развитием воображения. Основной деятельностью ребенка этого периода является игра. Необходимый элемент игры – воображаемая ситуация. В процессе игры воображение набирает силу и расширяет просторы фантазии. У детей фантазия является фактором получения новых знаний, накопления житейского опыта и развития личности.



Источник