Роль театрализованных игр в развитии творческих способностей ребенка

Роль театрализованных игр в развитии творческих способностей ребенка thumbnail

Татьяна Кашуба
Консультация «Значение театрализованной деятельности для развития творческих способностей дошкольников»

Консультация для воспитателей

на тему «Значение театрализованной деятельности для развития творческих способностей»

Театрализованную деятельность можно отнести к самым распространенным видам детского творчества. Театрализованную деятельность трудно отделить от игры. Как в игре ребенок использует свой социальный опыт для того, чтобы перевоплотиться в желаемый образ (мамы, водителя, летчика, строителя, так и в театрализованной деятельности он использует свой опыт для создания образа. «Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение».

Театрализованная деятельность обладает большими возможностями для развития ребенка. Яркие красочные образы и звуки вносят свой вклад в развитие сенсорной культуры ребенка. С помощью необходимых познавательных процессов (анализа, синтеза, обобщения) идет процесс познавательного развития. В драматизации оттачиваются реплики персонажей, а исполняемая роль всегда требует запоминания правильных оборотов в речи, совершенствования грамматического строя речи. В любом произведении, выбранном для драматизации, присутствует определенный социальный опыт. Дети усваивают нравственные ценности и понятия о дружбе, доброте, находчивости, храбрости. Театрализованная деятельность может оказывать терапевтический эффект – решая проблемную ситуацию, ребенок усваивает способы выхода из трудных жизненных ситуаций, что «помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе»

Сущность игр –драматизаций в том, что ребенок исполняет роль как артист. Он создает свой образ и обыгрывает его с помощью вербальных и невербальных средств выразительности.

Сущность режиссерских игр в том, что артистами являются игрушки, а ребенок выступает в качестве режиссера. Он может озвучивать героев, комментировать сюжет, при этом использовать разные средства вербальной выразительности.

Виды режиссерских игр можно выделить много, в зависимости от средства на котором происходит действие (настольный, плоскостной, объемный, или в зависимости от использования кукол.

Остановимся подробнее на характеристике видов кукольного театра:

настольный театр

пальчиковый театр

варежковый театр

теневой театр

театр на фланелеграфе

театр масок

театр штоковых кукол

театр марионеток

БИ-БА-БО

Для настольного театра достаточно взять игрушки, которые есть в группе. Можно использовать самодельные куклы из любого материала (тряпичные куклы, куклы — матанки, из любого бросового материала). Сценической площадкой может выступать обычный стол. Куклы можно просто держать, можно одевать на руку, на гапит. Руки не маскируются, а просто передвигаются. Воспитатель берет на себя одну роль, может несколько, остальные роли выполняют дети. Для такого вида не рекомендуются произведений, требующих сложных действий. Он может возникнуть спонтанно, для проигрывания отдельных эпизодов.

Пальчиковый театр организуется с куклами, которые одеваются на палец, или на руку. Куклы можно изготавливать из бумаги, или материала. Произведения берется такие, чтобы было не более 5 героев. Ширма не требуется. Куклы занимают мало места. Их удобно переносить. Можно использовать фрагменты на любом занятии.

Варежковый театр может быть разновидностью пальчикового, только в качестве куклы выступает варежка, которая одевается на руку. Варежку можно изготовить из бумаги, а можно из старой варежки, придав образ героя (пришить уши, глаза и др.)

Для теневого театранужно специальное оборудование: ширма с пропускающим свет полотном и лампа. Куклы выступают за ширмой, дети смотрят на экран. Куклы изготавливаются из темной плотной бумаги. К ним приклеивается палка, за которую можно держаться, чтобы не было видно руки.

Для театра на фланелеграфе тоже нужна специальная ширма — немного наклонная доска, обтянутая мягкой тканью, на которые выставляются плоскостные фигурки с липучкой. Моно использовать магнитную доску, и фигурки фиксировать магнитом. Для такого театр подойдет небольшая пьеса с минимальным количеством авторского текст. Персонажи должны быстро меняться.

Для театра масок нужны шапочки, к которым можно пришить фигурку персонажа. Можно просто нарисовать персонаж и закрепить на голове ребенка с помощью резинки.

Театр марионеток требует соответствующего оборудования. Для него готовятся куклы, которые крепятся на ваге, к которой прикрепляются нитки, с помощью который осуществляется движение кукол. Этот вид театра очень важен для развития координации у детей. Куклами достаточно сложно управлять. Но это вид нужен для развития мелкой и крупной моторики.

Бибабо – один из самых древних видов театра. Для него нужна ширма по росту актеров. Они спрятаны за ширмой, а куклы над ширмой. Кукла состоит из объемной головы (обычно из папье-маше) и туловища в виде платья. В голове есть отверстие, куда просовывается средний палец, а большой и мизинец управляют куклой (ее руками, ног нет (кукла движется вдоль ширмы и рук не должно быть видно.

Можно все виды кукольного театра разделить по способу управления куклой:

Перчаточные

На палке

Тростевые

Теневые

Марионетки

В последние годы воспитатели-практики придумали много способов изготовления кукол для кукольного театраи получилось много разновидностей: театр ростовых кукол, платковый театр, вязаный театр, театр из носков, театр оригами, баночный театр.

Для формирования творческой активности в театрализованной деятельностиважно соблюдать ряд условий:

развивать интерес к литературе, к чтению;

водить детей в кукольный театр;

Читайте также:  Таблетки для развития речи у ребенка 2 года

изготавливать куклы и реквизит вместе с детьми;

развивать интеллект и речь детей.

Для того, чтобы развивать творческие способности с помощью театрализованной деятельности необходимо формировать навыки актерского мастерства, которые включают в себя и навыки кукловождения, и речевые умения (вести монолог и диалог, и умения работать на сцене, умения «вжиться в роль», т. е испытать те же чувства, что и герой.

Источник

Валентина Кузнецова
Театрализованные игры как средство развития творческих способностей дошкольников

В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра. Его основные задачи связаны с сохранением и популяризацией лучших отечественных театральных традиций и достижений; доступностью лучших образцов театрального искусства для жителей разных городов, совершенствованием организации театрального дела и привлечением внимания к вопросам театрального образования.

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации. С введением ФГОС одной из первостепенных задач современного образования выдвинута задача воспитания всесторонне развитой, творческой личности. Особая роль в этом отводится эстетическому воспитанию. Эстетическое воспитание — это процесс формирования творческой личности. Начинается оно с первых лет жизни детей и достигается разными средствами, в том числе и средствами театрализованной деятельности. Сегодня многие педагоги озабочены поиском путей решения вопросов как просто и ненавязчиво рассказать ребенку о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать? Поможет в решении этой проблемы театрализованная деятельность.

Работу по формированию навыков театрализованной деятельности дошкольников я начала с накопления детьми эмоционально-чувственного опыта, постепенно развивая интерес и эмоционально-положительное отношение к театральным играм, создала картотеку театрализованных игр.

. Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Театрализованные игры – один из эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип обучения – учить играя.

В предметно-развивающей среде группы отводится место для режиссёрских игр В центре театрализованной деятельности гармонично сочетаются такие виды театров, как кукольный настольный, вязанный пальчиковый театр, театр масок, театр пяти пальцев, театр на ложках, бибабо.Есть в нашей группе реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы, костюмы, маски. Так с детьми первой младшей группы показали музыкальную композицию «Репка», а в этом году сказку «Теремок» .Дети исполняли свои роли вдохновенно, эмоционально, — каждый чувствовал себя артистом!

При организации занятий с помощью куклы создаю игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, даю от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление.

С помощью куклы (Волк, Лиса,) корректирую реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм, показываю «со стороны» последствия и переживания участников. Кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым.

Игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания в игре преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно и независимо, чем мышление взрослых детей. И эти качества необходимо развивать. Вовлекая детей в мир искусства,мы определили следующую цель: развивать эмоциональную сферу дошкольников средствами театрализованной деятельности, обеспечить становление партнерских отношений между семьей и детским садом (или сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества).

Эффективное развитие индивидуальных творческих способностей детей возможно только при совместных усилиях как со стороны специалистов дошкольного учреждения и воспитателей, так и со стороны семьи. Мы можем говорить о том, что взаимодействие родителей и воспитателей — это залог творческого развития ребенка и его эмоционального благополучия. Жизнь не останавливается, и сделать пребывание ребенка в детском саду разнообразнее, интереснее остаётся актуальным. .

Театрализованные игры как средство развития творческих способностей дошкольников

Источник

Елена Аникина
Театрализованные игры как средство развития творческой активности детей

Театрализованные игры как средство развития творческой активности детей.

План.

1. Введение…2

2. Воспитательное значение театрализованных игр…. 3

3. Характеристика театрализованных игр…. 4

4. Условия для развития театрализованных игр…

5. Заключение…. 10

6. Список используемой литературы…11

1. Введение.

В театрализованных играх содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д.Они сходны с сюжетно-ролевыми играми: в основе тех и других лежит условное воспроизведение явления, события, действий, и взаимоотношение людей. Своеобразие театрализованных игр заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определенные роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Читайте также:  Развитие ребенка с множественными нарушением

С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Объединенные общими переживаниями, они учатся, согласованным действиям, умению подчинять свои желания интересам коллектива.

Руководства воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию.

2. Воспитательное значение театрализованных игр.

Большое значение в развитии ребенка имеют театрализованные игры. Они помогают развивать в ребенке: творческие способности, развивает художественный вкус, речь, память. Так же театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, побуждает к созданию новых образов. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах деятельности. Чем раньше начать приобщать ребенка к театру, живописи, литературе тем больших результатов можно достигнуть в развитии ребенка. Л. С.Выготский писал: “Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности”.

Знакомство с театральной деятельностью начинается уже с 1-й младшей группы. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старший дошкольники. Занимаясь с детьми, мы стремимся вызвать у них положительные эмоции, не препятствуем стремлению поиграть с “актерами” участвующими в спектакле. Так малыши включаются в театрализованные игры.

Начиная со 2-й младшей группы и до выпуска детей в школу, последовательно знакомим детей с различными видами театров. Воспитатель учит детей разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потеши, используя игрушки, пальчиковый театр, настольный театр.

В среднейгруппе отбираем небольшие произведения: потешки, стихи, сказки. Сюжет их должен быть динамичным, обязательно содержащие диалог. Малыши сами выбираю себе вид деятельности (кукольный театр или инсценировку) в соответствии со своим психологическим состоянием.

Требуется предварительная работа: чтение произведений, просмотр слайдов, рассматривание иллюстраций, прослушивание грамзаписей. Большие произведения следует готовить по частям. Работа происходит индивидуально или небольшими подгруппами. Занимаясь театрализованными играми учим детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, работаем над дикцией. После разучивания текста начинаем работать с детьми над движениями. Подбираем необходимые атрибуты.

В старшем возрасте дети начинают освобождаться от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Самостоятельно подбирают необходимые атрибуты, элементы костюмов, декорации. Дети привлекаются к обсуждению и изготовлению несложных частей костюмов и декораций.

3. Характеристика театрализованных игр.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим прежде всего, что текст произведения для детей — только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д. Например, в игре по сказке «Теремок» следом за зайчикокм-побегайчиком на пороге дома появляется белочка – пушистый хвостик, которые просились в теремок и просили никого не обижать. Игра закончилась дружным хороводом персонажей сказки. Так дети «переделали» общеизвестную сказку своеобразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто чем-то похож на тебя. Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества сюжетно-ролевой игре.В последней игре ребенок свободен в передаче изображении особенности ролевого поведения: мама может быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществит, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир. Надо сказать, что современный ребенок, в жизнь которого рано и прочно входят аудиовизуальные средства информации (TV, видео, привыкает к облегченному восприятию художественных произведений. Облегченному, потому что ему преподносится готовый образ в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе слушания книги (а позже и самостоятельного чтения). Поэтому, хотя психологи и уверяют, что любовь к актерству, театрализованным играм присуща всем детям без исключения, эти игры (настоящие игры, а не инсценировки, которые показывают на детских утренниках) на столь распространены, как это должно быть, учитывая их особое влияние на развитие личности ребенка.

Итак, полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события,во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для использовании роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами ит. д.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить, как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируют в ходе воспитательно-образовательной работы.

Читайте также:  Студия раннего развития ребенка лучик

В самой природе театрализованной игрызаложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Такое соединение будет успешным при условии, что дети представляют себе, что такое театр, кто там служит, какие выполняет обязанности. Конечно, педагог может рассказать о театре, показать иллюстрации, однако впечатление детей вряд ли будут столь яркими, чтобы возникло желание играть в театр. Иное дело, если дети узнают театр «изнутри», побывав зрителями. На помощь могут прийти родители, которые, откликнувшись на просьбы, советы педагога, сводят ребенка в театр. Целесообразно устроить так называемый театрализованныйдень в дошкольном учреждении: силами педагогического и обслуживающего персонажа (еще лучше с привлечением родителей, подготовить спектакль, оформив соответствующим образом зрительный зал ит. д.

Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно- ролевой (игра в театр) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

6. Условия для развития театральных игр.

Среди условий, благоприятных для развития театрализованных игр,нужно назвать следующие:

-с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слов, эмоционально отвлекаться на него. Почаще обращаться к потешкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким которые побуждают ребенка к диалогу

— воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью зависит специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театр, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку воспитателя) пришел знакомиться с детьми, читаем им стихи и т. д. на игры младших детей стимулирующее влияние имеет показ инсценировок знакомым им стихотворений. Воспитатель вовлекает детей третьего и четвертого года жизни в разыгрывании знакомых сказок. Применяются разные виды театра: настольный, пальчиковый, драматизация с помощью фланелеграфа. Использование элемента костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибутов (репка, лопата, конура Жучки) вызывает у малышей большой интерес и желание поиграть в сказку «Репка».

На интерес к театрализованным играм у детей среднего и старшего возраста влияют содержание произведения, включение в их ситуацию театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль малышам, родителям. Укреплению интереса способствует участие в оформлении спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок. Хорошей подпиткой интереса могут быть новые знания о театре театре есть сцена, фойе, зрительный зал, оркестр, о разных жанрах театрализованного искусства, об истории театра. Наконец, на протяжении всего дошкольного детства интерес поддерживает сознание успешности деятельности, поэтому важно подбирать каждому ребенку тот участок работы, на котором он почувствует свой рост, получит удовлетворение.

-заботиться об оснащении театрализованных игр. Следует приобретать театральные игрушки, мастерить игрушки- самоделки, создавать фонд костюмов. Обновлять декорации, атрибуты. К этой работе охотно подключаются члены семьи воспитанников дошкольного учреждения. Раз в год желательно в зале дошкольного учреждения развернуть выставку: поместить изготовленные руками педагогов, детей, членов из семей оборудование, игрушки, костюмы; подготовить стенды с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников. Хорошим дополнением к выставке будет показ спектакля с участием детей и взрослых.

— уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр. Предпочтение надо отдавать произведения с понятной для детей моральной идеей, с динамичным событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольше степи таким требования отвечают сказки. Сказки легко обыграть, так как они построены на коротких диалогов персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают определенным взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

Развитие театрализованных игр зависит от содержание и методики художественного воспитания детей в целом, а так же от уровня образовательной работы в группе. Главный акцент в педагогическом руководстве театрализованными играми делятся не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе.

7. Заключение.

Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности- жизни. Театральная игра решает задачи комплексного развития детских способностей через игру, развития и совершенствования основных психических процессов ребенка (ощущения, восприятия, памяти, воли, эмоций)и производных от них свойств: наблюдательности, фантазии, смелости публичного выступления. Он аккумулирует в себе элементы эстетики, риторики, пластики и литературы.

8. Список используемой литературы.

1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2016.

2. 3. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2012

3. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 2013.

4. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. – М.: Знание, 2014 – 230 с.

5. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014

Источник