Роль социального фактора в развитии и формировании личности ребенка

Развитие личности в детстве происходит под влиянием раз­личных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой ин­формации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредст­венного общения ребенка с окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развития количество соци­альных институтов, принимающих участие в формировании ре­бенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразова­ния связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверст­никами, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу от­крывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со сред­ствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ре­бенка и оказывающий на него определенное воздействие.

Начиная с подросткового возраста, большую роль в разви­тии личности играет общение со сверстниками, с друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени. Это позволяет сделать существенный шаг от зависимости к незави­симости и перейти на автономный, самостоятельный путь даль­нейшего личностного развития. Все большее значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствова­ние личности, которые в юности становятся главными средства­ми ее развития. Рассмотрим каждое из обозначенных социаль­ных влияний в его динамике и специфических особенностях в зависимости от возраста ребенка.

По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепен­но уменьшается, особенно сильной она является в первые годы жизни ребенка. В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно обща­ется с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка примерно с раннего возраста, когда он овладевает речью, прямохождением и получает возможность вступать в разнообразные контакты с разными членами семьи. В ранние годы се­мейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение: подчинение элементарным дисцип­линарно-гигиеническим нормам и правилам. В дошкольном воз­расте к описанным семейным воздействиям добавляются те, ко­торые направлены на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к успехам, отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственных качеств личности, которые прежде всего проявляются в отно­шениях к людям: порядочность, честность и др. Здесь участие в воспитании ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и сверстники, с которыми он много и разнообразно играет, и это происходит в сюжетно-ролевых играх с правила­ми, характерных для детей старшего дошкольного возраста.

С поступлением в школу воспитательное влияние семьи не­сколько ослабевает за счет того, что с ней успешно начинает конкурировать школа. Значительную часть времени ребенок теперь проводит вне семьи среди учителей и сверстников, об­щаясь с ними в различных ситуациях и по разным поводам. Воздействие семьи на личностное развитие ребенка становится не только относительно меньшим, оно меняется качественно. Взрослые члены семьи сознательно сосредоточивают свое вни­мание на воспитании у ребенка таких качеств личности, кото­рые необходимы для успешного учения и общения с различны­ми людьми в школе и вне дома. За время обучения в младших классах влияние школы и семьи тем не менее остается пример­но одинаковым.

В подростковом возрасте ситуация радикальным образом из­меняется. Личностно-развивающее влияние школы и внешколь­ного общения по сравнению с воздействием внутрисемейного общения усиливается, и подростничество в этом плане являет­ся переходным периодом от детства к взрослости. Часть детей подросткового возраста по-прежнему остается под сильным и доминирующим воспитательным влиянием семьи, часть уходит из-под него уже в начале подросткового возраста. Поэтому и в плане индивидуальных различий этот возраст также представ­ляется переходным и одним из наиболее сложных. Если близ­кие для ребенка члены семьи относятся к нему с должным по­ниманием, если между подростком и его родителями (дедушка­ми, бабушками, братьями, сестрами и др.) установились добрые, доверительные отношения, то семья еще на протяжении длительного периода взросления может оставаться доминирующим институтом положительных социально-психологических влия­ний. Если эти отношения далеки от описанных, противоречи­вы и конфликтны, то семья может утратить свою положитель­ную воспитательную роль уже в самом начале подросткового возраста, и тогда еще слабый в личностном плане полуребенок может оказаться в сфере далеко не самых лучших влияний улицы.

С переходом в ранний юношеский возраст воздействие внесемейных институтов воспитания начинает преобладать над семейными для абсолютного большинства детей. Дальнейший процесс развития личности ребенка, начиная с этого времени, приобретает сугубо индивидуальные черты и прямо зависит от круга людей, с которыми общаются юноша или девушка, а так­же от ситуаций, в которых разворачивается общение, и от его характера.

В целом влияние школы на развитие ребенка как личности эпи­зодично, хотя хронологически оно занимает период времени около 10 лет, от 6—7 до 16—17 лет. Непосредственно в школе дети проводят не так уж много времени, и, кроме того, значи­тельная его часть уходит на учение, а не на воспитание, т.е. связана в основном с развитием познавательной сферы, а не личности. С этой точки зрения рассчитывать на школу, возла­гать на нее воспитательные надежды, не приходится. Это, кста­ти, касается и возложения на школу вины за огрехи в воспита­нии; в большей их части она фактически не повинна.

Читайте также:  Велики люди о развитии ребенка

И тем не менее есть определенный период в жизни ребенка, связанный со школой, когда она играет существенную роль в его личностном формировании. Это — младший школьный и начало подросткового возраста, когда дети психологически еще находятся в сфере значительного влияния со стороны автори­тетных для них взрослых людей, в данном случае учителей. Имен­но к этому времени должны быть приурочены главные воспи­тательные воздействия со стороны школы. Они не сводятся толь­ко к работе с учащимися на уроках или вне их в школе и классе, Это также различные внешкольные воспитательные воздейст­вия, связанные с работой учреждений системы образования и других социальных институтов.

Влияние специализированных внешкольных учебно-воспи­тательных учреждений не является постоянно действующим фак­тором личностного развития ребенка по той причине, что дале­ко не все дети посещают такие учреждения. Кроме того, по характеру своей деятельности, по педагогическому составу эти учреждения существенно отличаются друг от друга, и поэтому их воздействие на личностное развитие ребенка не является оди­наковым. Тем не менее на практике оно вполне может конку­рировать со школой и даже с семьей.

В эти учреждения дети, как правило, ходят по интересам, занимаются привлекательным для них делом и находят среди работающих там взрослых людей немало хороших образцов для подражания. Референтной личностью для ребенка может стать руководитель студии, тренер команды, просто старший това­рищ по группе друзей, с которыми вместе он занимается инте­ресным делом. Да и сама такая группа, в составе которой пре­бывает ребенок, посещая соответствующее учреждение, обычно является для него референтной.

Массовым средством воздействия на личность ребенка стало сейчас телевидение, и ему в ближайшее время каких-либо серьез­ных конкурентов не предвидится. На втором месте по воспита­тельной значимости находятся печать и кино, влияние которых за последние годы остается примерно одинаковым. Постепен­но возрастает, начиная с подросткового возраста, воспитатель­ное значение массовой культуры. В настоящее время в связи со сложной и во многом еще противоречивой обстановкой в на­шей стране средства массовой информации конкурируют друг с другом. В их содержании отчетливо обозначались не только плю­рализм мнений, но и их поляризация. Газеты, радио, телевиде­ние порой распространяют совершенно противоположные взгля­ды и точки зрения. В них и взрослым, опытным людям трудно разобраться, тем более школьникам с еще не устоявшимися со­циальными и политическими взглядами.

Такая своеобразная ситуация имеет два воспитательных мо­мента: положительный и отрицательный. Первый состоит в том, что отсутствие единой точки зрения побуждает детей к выра­ботке собственного мнения: им поневоле приходится выбирать. В результате у детей постепенно вырабатываются самостоятель­ность и независимость мышления. Отрицательная сторона дан­ной ситуации заключается в том, что аргументы разных людей зачастую кажутся настолько убедительными, что бывает трудно выбрать между ними. В этом случае собственная позиция у ре­бенка не формируется, а вместо нее возникает в голове меша­нина мыслей, трудноразрешимые противоречия, и ребенок, вме­сто того чтобы становиться интеллектуально самостоятельным, напротив, может стать интеллектуально конформным, т.е. слу­чайным образом переходить от одной точки зрения к другой, которая в данный момент времени ему почему-то кажется бо­лее правильной.

До сих пор, говоря о воспитательном воздействии средств массовой информации, мы не касались тех из них, которые на­прямую связаны с культурой и, пожалуй, даже более, чем ин­формация общественно-политического характера, воспитыва­ют личность. Здесь в переходный период взросления ребенка также идет довольно острая внутренняя борьба. Она разворачи­вается между усвоением так называемой массовой, т.е. упро­щенной, примитивизированной культуры, и высокой культу­рой, настоящей, признанной в мире и получающей высокую оценку у специалистов. Идет внешняя и внутренняя борьба меж­ду культурой как средством развлечения и культурой как сред­ством личностного развития человека. При переходе общества к рыночным отношениям они поначалу являются «дикими» и, к сожалению, проникают в область культуры, усиливая в ней меркантильное, коммерческое начало, развитие которого не­редко наносит ущерб не только самой культуре, но и воспита­нию подрастающего поколения. Все это составляет серьезней­шую современную проблему в нравственном воспитании детей.

С возрастом увеличивается разносторонность воспитательных воздействий на личность ребенка и растут противоречия в воз­действиях, оказываемых различными социальными институтами. Например, влияние школы может не вполне соответствовать тен­денциям и традициям семейного воспитания. Школьные и се­мейные традиции могут оказаться в конфликте с влияниями средств массовой информации. Для того чтобы ребенок мог са­мостоятельно справиться с этими проблемами, ему необходима активная помощь взрослых, прежде всего учителей и родителей.



Источник

Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а послe — под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие.
Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, с друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени. Это позволяет сделать существенный шаг от зависимости к независимости и перейти на автономный, самостоятельный путь дальнейшего личностного развития. Все большее значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствование личности, которые в юности становятся главными средствами ее развития. Рассмотрим каждое из обозначенных социальных влияний в его динамике и специфических особенностях в зависимости от возраста ребенка.
По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается, особенно сильной она является в первые годы жизни ребенка. В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка примерно с раннего возраста, когда он овладевает речью, прямохождением и получает возможность вступать в разнообразные контакты с разными йенами семьи. В ранние годы семейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение: подчинение элементарным дисциплинарно-гигиеническим нормам и правилам. В дошкольном возрасте к описанным семейным воздействиям добавляются те, которые направлены на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к Утехам, отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственных качеств личности, которые прежде всего проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность и др. Здесь участие в воспитании ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и сверстники, с которыми он много и разнообразно играет, и это происходит в сюжетно-ролевых играх с правилами, характерных для детей старшего дошкольного возраста.
С поступлением в школу воспитательное влияние семьи несколько ослабевает за счет того, что с ней успешно начинает конкурировать школа. Значительную часть времени ребенок теперь проводит вне семьи среди учителей и сверстников, общаясь с ними в различных ситуациях и по разным поводам. Воздействие семьи на личностное развитие ребенка становится не только относительно меньшим, оно меняется качественно. Взрослые члены семьи сознательно сосредоточивают свое внимание на воспитании у ребенка таких качеств личности, которые необходимы для успешного учения и общения с различными людьми в школе и вне дома. За время обучения в младших классах влияние шкоды и семьи тем не менее остается примерно одинаковым.
В подростковом возрасте ситуация радикальным образом изменяется. Личностно-развивающее влияние школы и внешкольного общения по сравнению с воздействием внутрисемейного общения усиливается, и подростничество в этом плане является переходным периодом от детства к взрослости. Часть детей подросткового возраста по-прежнему остается под сильным и доминирующим воспитательным влиянием семьи, часть уходит из-под него уже в начале подросткового возраста. Поэтому и в плане индивидуальных различий этот возраст также представляется переходным и одним из наиболее сложных. Если близкие для ребенка члены семьи относятся к нему с должным пониманием, если между подростком и его родителями (дедушками, бабушками, братьями, сестрами и др.) установились добрые, доверительные отношения, то семья еще на протяжении длительного периода взросления может оставаться доминирующим институтом положительных социально-психологических влияний. Если эти отношения далеки от описанных, противоречивы и конфликтны, то семья может утратить свою положительную воспитательную роль уже в самом начале подросткового возраста, и тогда еще слабый в личностном плане полуребенок может оказаться в сфере далеко не самых лучших влияний улицы.
С переходом в ранний юношеский возраст воздействие внесемейных институтов воспитания начинает преобладать над семейными для абсолютного большинства детей. Дальнейший процесс развития личности ребенка, начиная с этого времени, приобретает сугубо индивидуальные черты и прямо зависит от круга людей, с которыми общаются юноша или девушка, а также от ситуаций, в которых разворачивается общение, и от его характера.
В целом влияние школы на развитие ребенка как личности эпизодично, хотя хронологически оно занимает период времени около 10 лет, от 6—7 до 16—17 лет. Непосредственно в школе дети проводят не так уж много времени, и, кроме того, значительная его часть уходит на учение, а не на воспитание, т. е. связана в основном с развитием познавательной сферы, а не личности. С этой точки зрения рассчитывать на школу, возлагать на нее воспитательные надежды, не приходится. Это, кстати, касается и возложения на школу вины за огрехи в воспитании; в большей их части она фактически не повинна.
И тем не менее есть определенный период в жизни ребенка, связанный со школой, когда она играет существенную роль в его личностном формировании. Это — младший школьный и начало подросткового возраста, когда дети психологически еще находятся в сфере значительного влияния со стороны авторитетных для них взрослых людей, в данном случае учителей. Именно к этому времени должны быть приурочены главные воспитательные воздействия со стороны школы. Они не сводятся только к работе с учащимися на уроках или вне их в школе и классе. Это также различные внешкольные воспитательные воздействия, связанные с работой учреждений системы образования и других социальных институтов.
Влияние специализированных внешкольных учебно-воспитательных учреждений не является постоянно действующим фактором личностного развития ребенка по той причине, что далеко не все дети посещают такие учреждения. Кроме того, по характеру своей деятельности, по педагогическому составу эти учреждения существенно отличаются друг от друга, и поэтому их воздействие на личностное развитие ребенка не является одинаковым. Тем не менее на практике оно вполне может конкурировать со школой и даже с семьей.
В эти учреждения дети, как правило, ходят по интересам, занимаются привлекательным для них делом и находят среди работающих там взрослых людей немало хороших образцов для подражания. Референтной личностью для ребенка может стать руководитель студии, тренер команды, просто старший товарищ по группе друзей, с которыми вместе он занимается интересным делом. Да и сама такая группа, в составе которой пребывает ребенок, посещая соответствующее учреждение, обычно является для него референтной.
Массовым средством воздействия на личность ребенка стало сейчас телевидение, и ему в ближайшее время каких-либо серьезных конкурентов не предвидится. На втором месте по воспитательной значимости находятся печать и кино, влияние которых за последние годы остается примерно одинаковым. Постепенно возрастает, начиная с подросткового возраста, воспитательное значение массовой культуры. В настоящее время в связи со сложной и во многом еще противоречивой обстановкой в нашей стране средства массовой информации конкурируют друг с другом. В их содержании отчетливо обозначались не только плюрализм мнений, но и их поляризация. Газеты, радио, телевидение порой распространяют совершенно противоположные взгляды и точки зрения. В них и взрослым, опытным людям трудно разобраться, тем более школьникам с еще не устоявшимися социальными и политическими взглядами.
Такая своеобразная ситуация имеет два воспитательных момента: положительный и отрицательный. Первый состоит в том, что отсутствие единой точки зрения побуждает детей к выработке собственного мнения: им поневоле приходится выбирать. В результате у детей постепенно вырабатываются самостоятельность и независимость мышления. Отрицательная сторона данной ситуации заключается в том, что аргументы разных людей зачастую кажутся настолько убедительными, что бывает трудно выбрать между ними. В этом случае собственная позиция у ребенка не формируется, а вместо нее возникает в голове мешанина мыслей, трудно разрешимые противоречия, и ребенок, вместо того чтобы становиться интеллектуально самостоятельным, напротив, может стать интеллектуально конформным, т. е. случайным образом переходить от одной точки зрения к другой, которая в данный момент времени ему почему-то кажется более правильной.
До сих пор, говоря о воспитательном воздействии средств массовой информации, мы не касались тех из них, которые напрямую связаны с культурой и, пожалуй, даже более, чем информация общественно-политического характера, воспитывают личность. Здесь в переходный период взросления ребенка также идет довольно острая внутренняя борьба. Она разворачивается между усвоением так называемой массовой, т. е. упрощенной, примитивизированной культуры, и высокой культурой, настоящей, признанной в мире и получающей высокую оценку у специалистов. Идет внешняя и внутренняя борьба между культурой как средством развлечения и культурой как средством личностного развития человека. При переходе общества к рыночным отношениям они поначалу являются «дикими» и, к сожалению, проникают в область культуры, усиливая в ней меркантильное, коммерческое начало, развитие которого нередко наносит ущерб не только самой культуре, но и воспитанию подрастающего поколения. Все это составляет серьезнейшую современную проблему в нравственном воспитании детей.
С возрастом увеличивается разносторонность воспитательных воздействий на личность ребенка и растут противоречия в воздействиях, оказываемых различными социальными институтами. Например, влияние школы может не вполне соответствовать тенденциям и традициям семейного воспитания. Школьные и семейные традиции могут оказаться в конфликте с влияниями средств массовой информации. Для того чтобы ребенок мог самостоятельно справиться с этими проблемами, ему необходима активная помощь взрослых, прежде всего учителей и родителей.

Читайте также:  Изменения природы ребенка и закономерности его развития

Еще по теме РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ:

  1. § 2. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии личности
  2. Изменение социальной ситуации развития на протяжении дошкольного детства. Игра и другие виды деятельности. Общение со взрослыми и сверстниками. Развитие восприятия и мышления ребенка; развитие внимания и опосредованного поведения; развитие памяти; развитие воображения. Развитие личности дошкольника.
  3. § 3. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании
  4. 7.5. Роль семьи в развитии личности ребенка
  5. Роль наследственных и внешних факторов в развитии аллергии
  6. Роль генетических факторов в нарушениях роста и развития детей (задержка нервно-психического развития, аномалии поведения, скелетные аномалии)
  7. Роль генетических факторов в нарушениях роста и развития детей (задержка нервно-психического развития, аномалии поведения, скелетные аномалии)
  8. Глава 1. Право как фактор социальной регуляции поведения личности
  9. § 1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации
  10. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
  11. 26. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
  12. Роль генетических факторов в генезе скелетных аномалий и задержки физического развития детей
  13. Роль генетических факторов в генезе скелетных аномалий и задержки физического развития детей
  14. Юность в контексте жизненного пути личности. Психологические трактовки юности. Границы возраста. Развитие интеллектуальной сферы. Формирование мировоззрения. Эмоциональное развитие. Особенности развития личности в юношеском возрасте. Формирование устойчивого самосознания и образа «Я». Осознание себя во времени. Проблема юношеского кризиса. Социальная активность в юношестве. Юношеский мир и мир взрослых. Любовь, чувство принадлежности и поиски интимности.
  15. Личность и социальное развитие

Источник