Изменения природы ребенка и закономерности его развития

Изменения природы ребенка и закономерности его развития thumbnail

1.
Цикличность
развития
.
Под циклом понимают возраст как стадию
развития. Темп и содержание развития
изменяется на протяжении детства.
Периоды подъема интенсивного развития
сменяются периодами затухания.

2.
Неравномерность
развития.
Разные
психические функции развиваются
неравномерно, не пропорционально.
Существуют наиболее оптимальные сроки
для становления и роста отдельных
психических процессов, такие периоды
называют сенситивными. Возрастная
сенситивность – присущее определенному
сенситивному периоду, оптимальное
сочетание условий для развития и
становления определенных психических
свойств и процессов.

3.
Метаморфозность
детского развития. Л.С. Выготский отметил
цепь превращения одной качественной
формы в другие.

4.
Сочетание
процессов

эволюции и инволюции. То, что развивалось
на предыдущем этапе, отмирает или
преобразуется (эволюция). Инволюционный
эффект возникает если не были созданы
условия для развития функции – обратное
развитие (инфантилизм).

5.
Интеграция
психики – перерастание отдельных
психических состояний в черты личности.

6.
Пластичность
психики и возможность компенсации. При
слабости или дефиците одной психической
функции усиленно развивается др.

Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе

Обучение
(воспитание)

— это целенаправленный процесс передачи
общественно-исторического опыта.
Обучение может рассматриваться как
формирование ЗУНов, а воспитание – как
формирование ценностей, установок,
стереотипов.

Проблема
соотношения обучения и развития была
поставлена в 20-30 годы 20-го века. Л.С.
Выготский выдвинул три точки зрения на
данную проблему:

1.
Независимость процессов детского
развития от процессов обучения («Обучение
плетется в хвосте у развития»).

2.
Обучение
и есть развитие, шаг в обучении
соответствует шагу в развитии («Развитие
следует за обучением, как тень за
предметом»).

3.
С
одной стороны, обучение и развитие
независимы, с др. обучение тождественно
с развитием. Выготский решил проблему
соотношения, определив зоны
и уровни развития психики: УАР (уровень
актуального развития)

сложившаяся в результате определенных
уже завершившихся циклов развития (то,
что ребенок может делать самостоятельно)

УПР
(уровень потенциального развития) —
те
задачи, которые ребенку еще не доступны
для решения.

Расстояние
между УАР
и УПР = ЗБР (зона ближайшего развития,
обучаемость);
эта зона свидетельствует о ходе процессов
еще не созревших, но находящихся в стадии
становления. ЗБР
обнаруживается в решении тех задач, с
которыми ребенок не может справиться
самостоятельно, а только с помощью
взрослого по образцу или подражанию.
УПР постоянно переходит в УАР и тогда
появляется новый уровень УПР1.

Обучение
тогда будет развивающим, когда оно идет
впереди развития, опираясь на ЗБР, тем
самым, обучение создает новую ЗБР, а
она, в свою очередь, переходит в сферу
актуального развития.

Проблема периодизации психического развития

Взгляды
Л.С.
Выготского

на стадиальность развития

Л.С.
Выготский

придавал кризисам большое значение и
рассматривал чередование стабильных
и кризисных периодов как закон детского
развития. Для стабильного периода
характерно плавное течение процесса
развития, без резких сдвигов и перемен
в личности ребенка. Кризисы же, в свою
очередь, это краткие, но бурные стадии,
в течение которых происходят значительные
сдвиги в развитии и ребенок резко
меняется в своих чертах.

1.
Кризис новорожденности (0-2мес)

2
. Младенчество
(2-12мес)

3.
Кризис 1 года жизни

4.
Раннее детство (1-3 лет)

5.
Кризис 3 лет

6.
Дошкольное детство (3-7 лет)

7.
Кризис
7 лет

8.
Школьный возраст (7-12лет)

9.
Кризис 13 лет

10.
Пубертатный возраст (14-17 лет)

11.
Кризис 17 лет

Особенности
кризисов:

1.
Неотчетливость границ отделяющих начало
и конец кризиса от смежных периодов.
Кульминация кризиса наблюдается примерно
в середине периода и в этот момент
становиться заметным.

2.
Трудновоспитуемость детей в кризисные
периоды.

3.
Конструктивность критических периодов
(позитивность). Создается новая система
отношений, а старая рушится.

4.
Инволюционный характер развития
(распадается и исчезает то, что образовалось
на предыдущей стадии)

Периодизация
Д.Б.
Эльконина

Д.Б.
Эльконин

рассматривает ребенка как целостную
личность, активно познающую окружающий
мир — мир предметов и человеческих
отношений, включая его при этом в две
системы отношений: «ребенок-предмет»
и «ребенок-взрослый». Среди видов ведущей
деятельности, оказывающей наиболее
сильное влияние на развитие ребенка,
Д.Б. Эльконин выделяет две группы:

1)
система «ребенок-взрослый»:
непосредственно-эмоциональное общение
младенца (0-1г), сюжетно-ролевая игра
дошкольника (3-7л), интимно-личностное
общение подростка (11-15л).
Мотивационно-потребностная
сфера развития

деятельности данного типа системы);

2)
система «ребенок-предмет»:
предметно-манипулятивная деятельность
ребенка (1-3г.), учебная деятельность
младшего школьника (7-11л.) учебно-профессиональная
деятельность старшего школьника
(15-17л.). Интеллектуально-познавательная
– сфера развития

деятельности данного типа системы)

Периоды

1.
Младенческий возраст (0-1 год). Ведущий
вид деятельности – непосредственно-эмоциональное
общение. Внутри и на фоне его формируются
ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные
действия, т.е. действия, сопровождаемые
и в какой-то мере регулируемые зрительными,
слуховыми, мышечно-двигательными и
другими ощущениями, восприятиями. Важным
новообразованием этого возраста является
формирование потребности в общении с
другими людьми и определенное эмоциональное
отношение к ним.

Читайте также:  Обложка для истории развития ребенка скачать

2.
Раннее
детство (1-3 года). Ведущая деятельность
— предметно-орудийная. В ней ребенок
овладевает общественно-выработанными
способами действий с предметами в
сотрудничестве с взрослыми. Новообразованием
возраста является развитие речи и
наглядно-действенного мышления.

3.
Дошкольный возраст (3-7 лет). Ведущая
деятельность — ролевая игра, в процессе
которой ребенок овладевает «фундаментальными
смыслами человеческой деятельности».
Здесь же формируются такие новообразования,
как стремление к общественно значимой
и общественно — оцениваемой деятельности,
что характеризует готовность ребенка
к начальному обучению.

4.
Младший
школьный возраст (7-11 лет). Ведущая
деятельность-учение. В процессе учения
формируется намять, усваиваются знания
о предметах и явлениях внешнего мира.
Новообразованиями возраста являются
произвольность психических явлений,
внутренний план, рефлексия.

5.
Подростковый
возраст (11-15 лет). Ведущая деятельность
— общение в системе общественно полезной
деятельности (учебной, общественно —
организационной, трудовой и др.). В этом
процессе подросток овладевает навыками
общения в разных ситуациях. Важнейшими
новообразованиями являются формирование
самооценки, критическое отношение к
окружающим людям, стремление к «взрослости»
и самостоятельности и умение подчиняться
нормам коллективной жизни.

6.
Старший школьный возраст (15-17 лет).
Ведущая деятельность — учебно-профессиональная,
в процессе которой формируются такие
новообразования, как мировоззрение,
профессиональные интересы, самосознание,
мечты и идеалы.

Интегральная
периодизация развития

В.И.
Слободчикова и Г.А. Цукерман

В
основу теории общего психического
развития В.И. Слободчиков ввел понятие
событийной общности, внутри которой и
образуются человеческие способности,
позволяющие индивиду:

1)
входить в различные общности и приобщаться
к определенным формам культуры;

2)
выходить из общности, индивидуализироваться
и самому творить новые формы, т.е. быть
само-бытным.

Каждая
человеческая общность осуществляет
определенную совместную деятельность.
В построении любой человеческой общности
участвуют, по крайней мере, двое, и смена
формы и содержания общности сопровождается
сменой партнера. Новая общность строится
с новым человеком.

На
первой ступени
ребенок вместе с родным взрослым начинает
строить общение. Эта общность названа
ступенью оживления.Ребенок
осваивает собственную телесную,
психосоматическую индивидуальность,
вписывая себя в пространственно-временную
организация общей жизни семьи. Кардинальное
приобретение данной ступени это подлинный
синтез человеческого тела, его оживление
в сенсорных, двигательных, общительных,
действенных измерениях.

На
второй ступени
ребенок вместе с близким взрослым
осваивает предметно-опосредованные
формы общения. Два события: прямохождение
и речь, как способы первичного
самоопределения во внешнем и внутреннем
пространстве субъективности. Названа
ступенью одушевления
– ребенок впервые открывает для себя
свою собственную самость («Я сам!»).

На
третьей ступени
партнером растущего человека становится
общественный взрослый. Человек впервые
осознает себя потенциальным автором
собственной биографии, принимает
персональную ответственность за свое
будущее. Имя этой ступени – персонализация.
Кульминационный момент личностного
развития – появление способности к
саморазвитию.

На
четвертой ступени
партнером молодого человека становится
человечество, с которым взрослеющий
человек вступает в деятельностные
отношения, опосредованные системой
общественных ценностей и идеалов. Эта
ступень названа индивидуализацией

человек становится ответственным за
собственную самость.

Пятая
ступень
называется универсализацией
вход
в пространство в пространство обще- и
сверхчеловеческих, экзистенциальных
ценностей. Вхождение в новую общность
на каждой ступени развития подобно
новому рождению и сопровождается
сдвигом, качественным преобразованием
в системе отношений с миром, с людьми и
с собой. Поэтому, период вхождения в
новую общность и назван кризисом
рождения
.
Этап принятия партнерами друг друга и
новых обстоятельств своей совместности
назван стадией
принятия
.
К концу стадии принятия индивид осваивает
новые способы взаимодействия с партнером
до такой степени, что обнаруживает
способность самостоятельно строить и
налаживать данное взаимодействие.
Кризис развития со-бытийной общности
обнаруживается как разрыв между
индивидуальной и совместной формами
деятельности и сознания. В кризисах
развития взрослый ориентирует ребенка
на поиск новых способов самоопределения,
на освоение нового слоя своей самости.
Пост кризисная стадия развития общности
– эта стадия освоения
субъектом собственной отдельности и
единичной самости внутри данной общности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Библиографическое описание:

Петрова Т. И., Дмитриева Н. А. Формирование целостной картины мира и развитие речи при изучении сезонных изменений в природе детьми с ЗПР [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 51-53. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14579/ (дата обращения: 08.03.2020).

Читайте также:  Нервно психологической развитие ребенка в 1 год



Нарушение в развитии ощущений и восприятий у детей с ЗПР затрудняют формирование представлений о сезонных изменениях в природе. У детей с ЗПР медленнее вырабатываются новые условные связи, а возникнув, они оказываются непрочными, а главное, недифференцированными. Слабость дифференциации нередко приводит к уподоблению знаний. Приобретённые знания сохраняются неполно, неточно, объединение знаний в системы происходит с трудом. Поэтому необходимо хорошо изучить состав учащихся, знать причины задержки психического развития каждого ребенка, особенности его поведения, потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения его в работу.

При изучении тем природа рассматривается как единое целое, в котором компоненты живой и неживой природы взаимосвязаны, взаимозависимы и влияют друг на друга. Взаимосвязи имеют разнообразный характер: пространственно-временной зависимости (осадкам предшествует облачность), причинно-следственной зависимости (весной снег растаял, потому что стало тепло). Живой организм рассматривается в единстве со средой обитания. Поэтому характеристики образа жизни животных, особенности роста и развития растений непременно включают знакомство с приспособительными особенностями живых организмов к изменениям природных условий в разные времена года. При изучении домашних животных, культурных растений подчеркивается соответствие условий их содержания или выращивания биологическим особенностям организмов.

Необходимо рассмотреть вопрос о формировании природоведческих понятий, имеющий первостепенное значение. Общие, обозначающие группу понятия, вводятся одновременно с конкретными. Понятие не даётся в готовом виде, оно формируется постепенно, по мере включения его в общение, постоянно сопутствующее процессу изучения учебного материала. Ребенок постоянно возвращается к одному и тому же понятию, по мере накопления новых фактов всё более приближаясь к осознанию ведущих признаков в основе обобщения. Новые понятия постоянно соотносятся с уже имеющимися, включаясь в единую систему знаний.

При построении процесса изучения сезонных изменений в природе педагог ориентируется на возможности детей и обеспечивает усвоение лексики и фразового материала доступных им. На занятиях наиболее употребительны выражения, содержащие сообщение о свойствах и признаках предмета или природного процесса (погода пасмурная), о состоянии предмета или действии, которое с ним происходит (идёт дождь), о временной и целевой связи явлений(пришла зима и стало холодно), о причинно-следственной зависимости (сегодня пасмурно, потому что небо закрыто облаками), о признаках сходства и различия объектов природы (снег и дождь — это осадки). Из этого неполного перечня видно, как необходима и важна специальная работа по развитию речи детей.

Успешное изучение сезонных изменений в природе в значительной мере зависит от оснащённости учебного процесса средствами наглядности и правильного их подбора с учётом темы и задач каждого занятия. Наглядные пособия призваны формировать конкретные представления. Различные формы наглядности –натуральные предметы природы, их изображения в виде муляжей, макетов, таблицы, экранные пособия содержат информацию о различных сторонах природных объектов. Одни пособия позволяют ознакомиться со строением объекта. Это муляжи, гербарии, чучела. Другие используются при знакомстве с природными процессами — демонстрация опыта, использование экранных средств, наблюдение за живым объектом. Первоначальное знакомство детей с предметом или явлением природы целесообразно начинать с непосредственного контакта с ним. Работа над речью, над значением слов и выражений протекает с опорой на наглядность и предполагает тесную связь слова с наглядным представлением, соответствующим его значению. Это помогает сконцентрировать внимание ребёнка и позволит эффективно работать по развитию восприятия обращённой речи на протяжении всего занятия.

Переход от наглядных представлений к образным происходит через слово. Этим определяется большое значение словесных методов в обучении. Наряду с наглядными и практическими методами в учебном процессе широко используется беседа и рассказ-объяснение, предполагающие анализ и обобщение учебного материала.

Изучение сезонных изменений в природе происходит в процессе активной познавательной деятельности с использованием ежедневных наблюдений, которые находят своё отражение в рисунках детей, фиксируется в календарях природы, в описаниях погоды и явлений, наблюдавшихся в природе в течение одного дня, недели.

Знакомство с сезонными изменениями в природе начинается осенью. Организация и содержание работы во многом повторяется при изучении других времён года. От темы к теме происходит усложнение требований к самостоятельности детей в ведении и фиксации своих наблюдений, в обобщении данных наблюдений и составлении описания погоды текущего и прошедшего дней в сравнении друг с другом.

Работа по изучению любого времени года может строиться по следующей схеме:

‒ обзорная экскурсия в природу, на которой учащиеся наблюдают за растениями, животными, погодой, занятиями людей;

Читайте также:  Развитие ребенка время беременности картинки

‒ работа с календарём природы;

‒ еженедельные наблюдения за природой, цель которых- накопление фактических знаний о данном времени года;

‒ ежемесячный итог наблюдений и составление описания природы прошедшего месяца.

Первая экскурсия по ознакомлению с природой проходит в сентябре. На ней организуется наблюдение за всеми компонентами природы, за занятиями людей.

На основе наблюдений и экскурсий дети усваивают порядок чередования времён года, названия осенних, зимних, весенних, летних месяцев, учатся рассказывать об отличительных признаках каждого времени года и сравнивать их. В дальнейшем ставится задача расширять круг представлений о сезонных изменениях в природе и уметь выделять определённые закономерности в жизни природы, самостоятельно делать выводы о наблюдаемых изменениях природы и составлять небольшие рассказы, опираясь на план.

При изучении сезонных изменений в природе детьми с ЗПР необходимо обратить особое внимание на подбор изучаемого материала, в котором должна учитываться его доступность и практическая значимость. Поэтому предметом изучения должны быть знакомые детям объекты, явления и состояния природы, сведения о которых расширяются и углубляются посредством наблюдений и простейших опытных действий, предполагающих установление причинно-следственных и временных связей. Так же нужно обратить внимание на концентричность расположения материала, позволяющую из отдельных фрагментов знаний последовательно формировать целостное представление об окружающей действительности.

Программами обучения и воспитания детей с ЗПР предусмотрено решение коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных, коррекционно-развивающих задач.

Литература:

  1. Соломина Е. Н., Тушева Е. С. «Изучение сезонных изменений в природе в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта», М.,2005 г.
  2. Титова М. Ф. «Изучение природы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях», М.,2004 г.
  3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. [Программа коррекционно-развивающее обучение и воспитание], М.,2005г.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, изменение, занятие людей, календарь природы, наблюдение, причинно-следственная зависимость, ребенок, учебный материал, учебный процесс.

Похожие статьи

Развитие речи детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению…

причинноследственной зависимости (сегодня пасмурно, потому что небо закрыто облаками), о

На ней организуется наблюдение за всеми компонентами природы, за занятиями людей.

В процессе ознакомления детей с природой реализуются образовательные и.

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками…

В ходе наблюдения за изменениями в природе дети средней группы учатся выделять в наблюдаемых предметах характерные

Природа — это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через…

В процессе ознакомления детей с природой реализуются образовательные и

Экологическое воспитание удачнее всего осуществлять в процессе общения с природой.

После определения погоды, обращала внимание детей на характерные изменения в жизни…

Формирование элементарных экологических представлений…

Экология природы положительно влияет на «экологию» человеческой души: человек

Знакомство детей с природой и экологическое воспитание продолжается на занятиях, во

В процессе ознакомления с природой необходимо учить детей делать элементарные выводы о…

Формирование экологических представлений у детей старшего…

Природа — это самая лучшая из книг, написанная на особом языке.

Наблюдения приобретут яркость и помогут расширить знания детей, если мы научим их слышать природу в

Он с дерева смотрит на машины, людей, дома» (Серафим, 5 лет), «Листочек мечтает оставаться на…

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале…

 формирование представлений детей об изменениях в живой и не живой природе, умений

Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель организует коллективное наблюдение, в

 Закрепить знания детей о характерных особенностях природы зимой (земля покрыта снегом…

Организация экологических наблюдений и экспериментов со…

 организованные наблюдения в уголке природы и на прогулках с использованием

 обучение детей навыкам ведения специального календаря наблюдений за погодой

Лучшему усвоению знаний, их прочности, пониманию причинноследственных связей в природе

Формирование эстетического восприятия окружающего мира как…

Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.

Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Человек — часть природы, интерес ко всему живому заложен в нем с самого рождения, и едва ли не наиболее ярко проявляется в детском возрасте.

В процессе экологического воспитания детей в детском саду используют различные методы: наглядные (наблюдение, демонстрация)…

Источник