Роль семьи в развитии личности ребенка родительское собрание в доу
Светлана Бакулина
Общее родительское собрание в ДОУ «Роль семьи в формировании личности ребенка»
Цели:
1. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
2. Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.
3. Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.
Ход собрания
Здравствуйте уважаемые родители, сотрудники.
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста.
1. Выступление заведующей МБДОУ. Сообщение «Реорганизация, переход ДОУ на 10,5 часовой рабочий день».
2. Успешное осуществление поставленных перед нами задач невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Слайд № 2: Что такое семья?
-Да, семья – это, прежде всего, любовь.
Недаром восточная мудрость гласит:
Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека.
Слайд № 3. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, которые вы видите на экране.
Поговорим о роли семьи в воспитании и формировании личности ребенка.
Слайд № 4. Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама — образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы.
Слайд № 5 и № 6. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую, зрелую личность, необходимо, чтобы
воспитатели и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.
Слайд № 7 — режим дня.
Слайд № 8 – здоровое питание
Слайд № 9 – закаливание.
Слайд № 10 – прогулки на свежем воздухе.
Слайд № 11В дошкольном возрасте важно и психологическое состояние ребенка.
Рисунок – метафора «Губка»
— Что изображено на картинке?
— Губка (родители).
— Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
— Она хорошо впитывает жидкость (родители).
— Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
— Губка станет синего цвета (родители).
— А если мы вольем в губку красную жидкость?
— Губка станет красной (родители).
— А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
— Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).
— В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
Слайд № 12: Что такое воспитание?
— Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание».
Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители.
Например, можно долго убеждать ребенка, что курить вредно.
Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
Назовите один из главнейших принципов воспитания детей?
— Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.
Воспитывая ребенка, встает необходимость в знаниях психологических закономерностей детского развития; методах воспитания, в индивидуальном подходе к ребенку,
Слайд № 13: Рисунки «Замок» и «Ключи».
— Посмотрите на рисунок, что на нем изображено.
— Замок (родители).
— Правильно, замок. Какой это замок?
— Замок — как замок. Самый обычный. Железный, закрытый и т. д. (родители).
— Замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?
— Ключ (родители).
— Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?
— Нет (родители).
— Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть замок.
С чем же можно сравнить замок и ключи.
Замок – это ребенок, а ключи – методы воздействия на ребенка, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним.
— Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т. е. метод взаимодействия с ним.
Многие из вас заметили, как меняется поведение детей к концу младшей группы. В чем же дело?
Слайд № 14: Рисунок «Яйцо» проблема – возрастной кризис 3-х лет.
Для того, чтобы лучше понять, почему же наступает кризис 3-х лет я предлагаю представить цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как вы думаете, как он чувствует себя в скорлупе? Безопасно ли ему? Хватает ли ему питательных веществ?
— Скорее, да (родители).
— Но, не смотря на это, в определенный момент цыпленок разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Почему, как вы думаете?
— Иначе он просто задохнулся бы под ней. Закончились питательные вещества, он растет и т. д. (родители).
Слайд № 15: кризис 3 лет
— Правильно! Постоянная опека родителей для ребенка – это такая же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно под ней. До определенного момента она ему необходима. Но ребенок растет, меняясь изнутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать его росту. Поэтому ребенок начинает оказывать противодействие прежним условиям, начинает разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие.
Слайд № 16: Что и проявляется в кризисе 3-х лет.
Следующий рисунок затрагивает проблему — отсутствия последовательности в воспитании, единства требований к ребенку.
Слайд № 17: Рисунки «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей»
Посмотрите на предложенные изображения и сравните их. Что происходит на каждой из картин?
— На первой картине изображен сюжет басни С. Крылова «Лебедь, рак и щука», в которой каждый запряженный тянет в свою сторону. Каждый из них старается, но воз так и не сдвинется с места. На второй же картине изображена тройка лошадей в одной упряжке. Их движения слажены, как у единого целого. Тройка стремительно летит, преодолевая все препятствия (родители).
— С какими двумя типами семей можно сравнить эти два рисунка?
Родители высказывают свои предположения.
— Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка, исходя из собственных принципов, собственного желания.
В подобной ситуации все члены семьи предъявляют ребенку часто противоречивые между собой требования, а также проявляют непоследовательность в воспитании: сегодня требуют от ребенка одно, завтра – другого, после завтра – третье. В такой семье ребенок учится манипулировать родными, становится нервозным.
Вторая картина напоминает семью, действующую слажено, сообща, двигаясь к одной цели – гармоничному развитию ребенка. В этой семье соблюдается главный принцип воспитания – согласованное последовательное предъявление требований к своему малышу. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, уверен в себе, не тревожится по пустякам, т. к. всегда знает, как поступят его родители.
Слайд № 18: любовь родителей
Слайд № 19: Рисунок «Рюкзак» (затрагиваемая проблема — подготовка ребенка к школе).
— Что изображено на рисунке?
— Рюкзак (родители).
— Зачем человеку может понадобиться рюкзак?
— Для того, чтобы пойти в поход (родители).
— Что обычно кладут в рюкзак, собираясь в поход?
— Разное. Много всего. Все то, что может понадобиться в походе (родители).
— Согласитесь ли вы с тем, что от того, как мы соберем рюкзак, может зависеть успех нашего мероприятия (похода, а в отдельных случаях — и наша жизнь в походе?
— Да (родители).
— Каждый человек к сборке рюкзака подходит индивидуально: один положит только все необходимое, и оно действительно пригодится в походе; другой отнесется к сборке рюкзака несерьезно – упустит что-то, понадеявшись на случай; третий – перегрузит свой рюкзак, и его ноша будет только мешать в походе.
Рюкзак в нашем случае – это ребенок. А поход – предстоящее ребенку обучение в школе. Вы, я думаю, согласитесь с тем, что как мы подготовим ребенка к школе, насколько серьезно подойдем к этому процессу, будет зависеть его дальнейшая жизнь в школе – особенно в первый год обучения. Если мы несерьезно отнесемся к процессу сборки «рюкзака» (т. е. к подготовке малыша к учебе, упустим что-то, или вообще не будем готовить его, в школьной жизни обязательно возникнут трудности. Так, например, отсутствие элементарных знаний у ребенка об окружающем его мире, недостаточное развитие памяти, внимания, воображения отрицательно повлияют на процесс усвоения новых знаний, а как следствие – пострадает успеваемость.
Противоположная ситуация, когда родители стараются как можно больше «запихнуть» в ребенка при подготовке к школе всевозможных знаний и умений, также нежелательна. В этом случае перегружается его нервная система, становится нервным, кроме этого, ребенок теряет интерес к процессу обучения (зачем ему учиться, ведь, он и так умеет писать и читать).
Слайд № 20: В этом возрасте вы столкнетесь с кризисом 7 лет.
• В этом возрасте меняется поведение ребенка, уходит непосредственность.
• Он способен подчинять эмоции своим близким целям.
• Может удерживать принятую на себя роль до окончания игры или до достижения поставленной цели.
• Начинает осознавать свои переживания.
• Начинает активно интересоваться отношением окружающих к себе, формировать собственную самооценку.
Слайд № 21: у ребенка может сформироваться субъективное стремление к школе, но объективные предпосылки перехода еще не сформированы.
Ребенок приходит в 1 класс с несформированными предпосылками перехода от игровой к учебной деятельности и получает первые дисциплинарные замечания, переживает неуспех в учебной деятельности и по-прежнему тянется к игре. Ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально-личностный дискомфорт. В поведении появляется негативная симптоматика, направленная на родителей и учителя.
Слайд № 22: Радиостанция «Говорят дети»
Вам интересно узнать ответы Ваших детей на вопросы
Слайд №23: «Что разрешают родители»
Слайд № 24, 25: «Что не разрешают родители»
Слайд № 26 и №27. Воспитатель предлагает родителям прослушать размышления детей о наказаниях.
Детям предлагались следующие вопросы:
1) Тебя часто наказывают дома?
2) Как тебя наказывают?
3) Как ты думаешь, наказания помогают воспитывать детей или вредят?
4) Когда ты вырастешь, будешь наказывать своих детей?
Слайд №28 и №29 Правила родительских запретов.
Слайд № 30:Совместное чтение – прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться.
В старину, когда бабушка собиралась носочек вязать, вокруг неё внучата устраивались, бабушка спицами работает, а сама сказочки сказывает.
А часто ли мы рассказываем сказки нашим детям? Может быть, именно сказок – то им и не хватает. Хороших, добрых сказок, где царит красота и справедливость. Может тогда в их юных душах воцарится гармония?
А сейчас немного посоревнуемся: Кто больше назовет детских книг /или вспомнит фамилии детских писателей.
Сейчас редко кого увидишь с книгой в руках. Многие предпочитают телевизор или компьютер. Доклад: «Роль чтения книг в жизни дошкольника»
Воздействие американских мультфильмов на дошкольников (видеофильм).
Слайд № 31 и № 32:Доклад: «Как уберечь ребёнка от вредного влияния компьютерных игр и телевидения» и показ видео «О вреде иностранных мультфильмов». Чаще говорите своему ребенку слова нежности, любви. Не бойтесь, они не испортят его.
Слайд №33. Похвала приятнее наказания. Общаясь с человеком, помните, что перед нами живой человек со своими чувствами и переживаниями. Самое дорогое для нас – наши дети. Будьте терпеливее с ними, читайте им интересные книжки, играйте вместе с ними. Почему дети озлоблены? – часто удивляемся мы. Никакая методика, опыт не помогут пробудиться теплу детских сердец. Только отзывчивое сердце может услышать боль, принять ее и разделить. Что нужно сделать, чтобы наши дети постигли уроки доброты и поселили их в своей душе на всю жизнь. Чтобы лучше понять последствия грубого, непедагогичного обращения с ребенком, послушайте текст известной восточной притчи «Все оставляет свой след»:
«Жил-был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю.
Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе не осталось, ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».
Слайд №34 и №35. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребенка к школе.
Слайд №36. Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как полна их жизнь. Дети отзываются на все доброе, прекрасное, выказывают сочувствие, приходят на помощь друг другу, грустят, радуются. Массу дополнительных положительных эмоций дают семейные праздники. Ребенок чувствует, что живет в счастливой, дружной семье, ощущает любовь и внимание близких людей.
Слайд №37. Уважаемые родители, не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека. Уделяйте достаточно времени своим детям. Именно сейчас ваше внимание, любовь и забота нужны ребенку больше всего.
Подведя итог нашему с вами общению, я уверена, что наши совместные усилия дадут хороший результат в воспитании детей.
Слайд № 38 Спасибо за внимание.
Источник
Елена Нечаева
Конспект родительского собрания «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка»
«Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка»
Форма собрания – круглый стол.
Цель: поиск совместных путей решения проблем воспитания.
Задачи:
• сформировать у родителей понимание необходимости тесного сотрудничества семьи с детским садом.
• обогащать родителей педагогическими знаниями;
• вовлечь в обсуждение нюансов воспитания;
• вызвать желание поделиться личным опытом воспитания;
• создать положительный эмоциональный настрой,.
План
1. В ногу со временем. Внедрение ФГОС.
2. Особенности возраста.
3. Почему ребёнку нужна игра?
4. Разное.
Ход собрания:
Чтоб можно было вместе о главном рассуждать.
Мы всех вас пригласили на встречу в детский сад.
Нам очень нужно с вами союзниками стать.
Различные вопросы мы будем обсуждать.
И деткам нашим вместе мы станем помогать.
Прислушиваться будем мы к вашим пожеланиям,
Подробно вам расскажем о детском воспитании.
— Уважаемые родители, сегодня наше родительское собрание посвящено проблеме сотрудничества семьи и детского сада. Необходимость и важность взаимодействия ДОУ и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. На логотипе изображены две руки, как символ – детского сада и семьи, которые выращивают зеленый росток, символизирующий наших детей.
Знакомство. Поиграй-ка.
— Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знают друг друга. И это очень мешает общению. Поэтому я предлагаю всем познакомиться. Для этого мы сыграем в одну простую, но очень важную игру «Будем знакомы».
Правила игры:
О себе ты расскажи.
Соседу руку протяни,
И улыбку подари.
(Воспитатель предлагает всем родителям встать в круг. Начинает игру воспитатель. Рассказывает о себе: представляется, говорит о своих интересах. Закончив свой рассказ, воспитатель берет за руку родителя, стоящего рядом, тем самым передавая эстафету ему. Далее по кругу, пока все не расскажут о себе. По окончании игры образуется закрытый круг, то есть все присутствующие, держатся за руки. Воспитатель говорит о том, что закрытый круг и крепко сцепленные руки символизируют то, что нас объединяет одна цель – воспитание малышей и помощь им на новом этапе их жизни).
В ногу со временем. Внедрение ФГОС.
— Что такое «семья»? Каково Ваше мнение?
(Ответы родителей)
-Да, семья – это, прежде всего, любовь.
Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.
Недаром восточная мудрость гласит:
Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека.
— А как Вы думаете, что такое «воспитание»?
(Ответы родителей).
Воспитание — это целенаправленное воздействие субъекта на объект.
За воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Благополучного воспитания можно достигнуть только при взаимодействии семьи и других социальных институтов (школ, детских садов и др.).
Беседа — «Каким вы хотите видеть своего ребенка?»
Макаренко подчеркивал:
“Воспитание — есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.
(Антон Семёнович Макаренко)
— Детский сад не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. В семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не детский сад выступает посредником между обществом и ребенком с целью его социальной защиты.
— Скажите, пожалуйста, а каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы его наделить? (на доске прикреплен ватман с нарисованным деревом без листьев)
-У каждого из Вас есть зелёные листочки. Напишите на них качества, которыми вы хотите наделить вашего ребенка? (Родители пишут качество, подходят по очереди к дереву и, называя вслух написанное слово, приклеивают к дереву листок)
— Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
— Посмотрите, какое красивое получилось дерево. Именно от нас с Вами зависит, каким вырастет ребёнок – сухим, пустым, злым и чёрствым, или разносторонним, счастливым, добрым и будет обладать теми качествами, что написаны на этих листках.
— Теперь я вас попрошу разделиться на 4 группы.
— Первые 2 группы обсудите, как можно добиться данных ожидаемых результатов с помощью семьи, а 2 другие группы – с помощью детского сада. (Родители обсуждают и оглашают предложения)
— А теперь скажите, каким образом можно добиться комплексных результатов? (работая вместе)
— Именно совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, когда все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, вместе подводят итоги деятельности.
Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры, а детский сад делает все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей.
— Взаимодействие семьи и детского сада, тесное сотрудничество родителей и педагогов играет важную роль в процессе обучения и развития детей.
Следовательно, нашими совместными задачами являются:
• сделать детский сад и семью союзниками в воспитании детей;
• обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие детского сада и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;
• обеспечить единство требований детского сада и семьи.
Особенности возраста.
А. С. Макаренко говорил: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед стариной»
Младший возраст – такой период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности.
Если малыш говорит «Я сам», значит — наша общая задача поддержать его стремление к самостоятельности, не погасить это стремление критикой неумелых действий ребенка и не высказывать нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.
Как мы формируем самостоятельность в детском саду?
В самообслуживании, стали практиковать дежурство, в процессе которого дети учатся сервировать стол перед приёмом пищи, класть и убирать за собой салфетки, уносить чашки, задвигать стулья, продолжаем учить детей последовательно одеваться и раздеваться. Объясняем, например, что прежде чем обуться, надо надеть шорты; чтобы правильно надеть колготы, платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; прежде чем надеть куртку, надо надеть брюки и т. д. Ваша задача эту же работу продолжать в домашних условиях. В дальнейшем будем совместно учить детей застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
Обучая детей навыкам самообслуживания, не забываем о приеме поощрения. В детском саду, одобряя действия малыша, мы привлекаем внимание остальных детей. Поощрения вызывают у ребенка чувство радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что-то делать, побуждают его и других детей к проявлению к самостоятельности. Формируя навыки самообслуживания, не следует забывать о воспитании бережного отношения к вещам. Объясняем, что свои вещи нельзя бросать, потому что мама их стирала и гладила, что вещи перестанут быть красивыми, если их валять, свои вещи надо класть в свой шкаф или на свой стульчик. И поощрение здесь опять выступает важным инструментом воспитания.
В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Главное не отмахиваться от детских вопросов, не гасить любознательность к окружающему миру. Идя домой из детского сада, понаблюдайте за деревьями, транспортом, ветром, расскажите интересную историю, которая приключилась, например, с воробушком или листочком, прочитайте стишок или просто пообщайтесь с ребенком, о том, как прошел день. В 3-4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со
сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трёхлетнего ребёнка характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнёром открыто высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого. Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни – это скорее игра рядом, чем вместе. Постепенно (к 4 годам) ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых принимают участие две-три подруги.
Почему ребёнку нужна игра?
Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Вы заметили, что, покупая современные игрушки, взрослые порой охотнее играют в них, чем сами дети? Это не случайно. Когда одного ученого спросили: «Что вы станете делать, если начнется конец света?», — он ответил: «Играть». Заметьте: не плакать, не спасаться, не молиться, а играть! Да, взрослое человечество играет.
— Помните, во что играли вы в своем детстве? (отвечают родители)
К сожалению, современные дети, те, для кого игра — жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки — летать? Играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Все больше примитивных игровых форм — шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство и т. п.
Что дает игра ребенку? Некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребенка.
ПРИМЕР Отец. Моя дочка все время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные «деньги», перекладывает их с места на место. Разве это помогает ее развитию?
Вопрос: В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка? (мнение родителей)
Комментарий воспитателя
Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным.
1 СИТУАЦИЯ
Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью:
— Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.
Ира возразила:
— Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.
И пить вино — это плохо, — добавляет Женя.
— Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает. — убежденно сказал Слава и, набрав удлиненные детали строителя, добавил: — Вот сколько бутылок вина я вам принесу! Вопросы:
• Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?
• Почему, по вашему мнению, она сложилась?
Комментарий воспитателя
Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности.
2 СИТУАЦИЮ
На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город. — Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? — обращается к ребенку воспитатель. Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:
— Не-е-е. Я их сейчас расстреляю!
Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.
— За что же ты их хочешь расстрелять? — снова обращается к мальчику педагог.
— А так, ни за что. Я разбойник! Сейчас совершу на них на — лет! — В голосе недружелюбные нотки.
— Ему бы только стрелять да в войну играть, — жалуется вечером мать воспитателю.
— Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, — замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери. Да, конечно, — соглашается мать, — он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком.
— А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например.
— А зачем? — недоумевает женщина. — Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!
Вопросы:
• Какое значение, по вашему мнению, в становлении личности имеют те роли, которые берет на себя ребенок?
• В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?
Комментарий воспитателя
Принять на себя роль – значит действовать как кто-то, поставить себя на место другого. Причиной появления игровой роли является стремление ребенка включиться в заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты?». Если ребенок ответит, что он космонавт, шофер, папа и т. д., значит, он принял роль.
Часто ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание.
СИТУАЦИЯ 1: обратитесь к ребенку, играющему в больницу ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать»
СИТУАЦИЯ 2: обратитесь к ребенку, играющему в «водителя» ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ «машины едут в гараж»
И так мы с вами выяснили, что детям 4 года жизни свойственно:
1. Потребность в самостоятельности;
2. Увлеченность игрой;
3. Любознательность;
4. Общение со сверстниками.
Заключение
Мы сами, бывало, противоречим сами себе, поэтому в воспитании надо основываться на единых требованиях:
Будьте к своему ребенку в меру добры и требовательны, если хотите чего-то добиться.
Прежде чем дать оценку действиям ребенка, попробуйте вникнуть в ситуацию.
Покажите ребенку хороший пример.
Давайте объединим наши усилия в предъявлении детям единых требований ведь наша общая цель: воспитывать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, бабушек и дедушек, сестренок и братишек, всех друзей и близких.
Проводить совместные мероприятия по различным направлениям: праздники, приглашение на выставки работ воспитанников, совместное оформление стенгазет и т. Д
— Предлагаю Вам дорогие родители, завершить нашу встречу высказыванием добрых слов и пожеланий друг другу, и в этом нам поможет клубочек. Обмотайте вокруг пальчика ниточку, и передайте клубочек следующему! Обматывая пальчик ниткой, вы должны сказать свое пожелание.
Посмотрите, пожалуйста, каждый из нас соединен ниточкой, и не просто ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении долгих лет. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья наших детей! Думаю, вы со мной согласитесь!
На этом наша встреча подходит к концу, большое спасибо за активное участие. До скорых встреч!
Источник