Роль родителей в музыкальном развитии ребенка

Роль родителей в музыкальном развитии ребенка thumbnail

Нелли Ашотовна Паветко
Консультация для родителей «Роль семьи в музыкальном развитии ребенка»

Роль семьи в музыкальном развитии ребенка

Подготовила музыкальный руководитель

МБДОУ № 1 г. Армавир Паветко Н. А.

Музыкальное воспитание детей раннего возраста – важное звено в системе общего музыкального воспитания и образования. Этот возраст является наиболее благоприятным, сентизивным для становления музыкальных способностей, в том числе главного показателя музыкальности – эмоциональной отзывчивости на музыку.

Восприимчивость ребенка к музыке проявляется еще на 10 – 12 день жизни, реакции на звуки, появляется слуховая чувствительность. С первых месяцев нормально развивающийся ребёнок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.

При восприятии музыки на втором году жизни малыши проявляют ярко контрастные эмоции: весёлое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание. Рождаются первые сознательно воспроизводимые певческие интонации: подпевая взрослому, ребёнок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притоптывает, кружится под звуки музыки.

У детей третьего года жизни повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно — образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребёнка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать.

Музыка – источник особой детской радости. Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяет осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего детства.

В раннем возрасте ребёнок естественно открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Чем раньше ребенок будет входить в музыкальный мир, тем в большей степени эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют малышей физически.

Роль музыки в развитии ребенка раннего возраста очевидна, но для этого необходимо использовать свободное время для общения с малышом. Осознавая ведущую роль в семье в воспитании и развитии ребёнка раннего возраста, с учётом рекомендации С. Н. Теплюк, Н. А. Ветлугиной, Г. Н. Дубогрызовой для родителей были составлены памятки «По дороге в детский сад». Каждая памятка отражает время года в соответствии с которым отображены детские песенки для детей третьего года жизни с учётом уровня родительской компетентности описаны действия, движения, которые могут сопровождать пение песенки. Например:

Цыплята

Сл. Т. Волгиной Муз. А. Филиппенко

1. Вышла курочка гулять, Идут друг за другом, машут крыльями

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки.

Жёлтые цыплятки.

2. «Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Грозят пальчиком

Не ходите далеко.

Лапками гребите, Имитация грести лапками

Зёрнышки ищите!»

3. Съели толстого жука, Присесть пальчиком стучать по коленям

Дождевого червяка,

Выпили водицы Стоя качать головой и имитация питья воды

Полное корытце.

В работе с детьми раннего возраста широко используется возможности русского народного фольклора. Например, «Ладушки». Мама играет с ребёнком и поёт:

Ладушки

1. Ладушки, ладушки,

Звонкие хлопошки,

Хлопали в ладошки,

Хлопали немножко. Да!

После каждого куплета вы протяжно поёте «Да!» и хлопаете по коленям двумя руками подчёркнутым, фиксированным движением.

2. Кашку варили,

Ложечкой мешали,

Куколку кормили,

Кошечке давали. Да!

3. Кулачки сложили,

Кулачками били: Тук – тук, тук – тук.

Тук – тук – тук. Да!

4. Ладушки плясали.

Деток забавляли.

Ля-ля-ля-ля.

Дя-ля-ля. Да!

5. Ладушки устали,

Ладушки поспали.

Баю-баю, баюшки,

Баю-баю, ладушки. Да!

Соединив ладошки, прикладывают их к щёчке.

Вашему вниманию предлагается текст отдельных песенок, ритм которых можно выстучать ладошками, пальчиками, не зная мелодии. Припевая с малышом песенки, Вы обращаете внимание на то время года, о котором в ней говорится и о содержании, тем самым происходит обогащение впечатлений ребенка, его знаний об окружающем мире, словарного запаса. Отдельные песенки можно сопровождать движениями рук: хлопки в ладоши, повороты кистей рук, взмахи рукой и др. Эти движения развивают мелкую моторику рук и содействуют решению основной задачи – развитию первоначальных проявлений ритмичности.

Движения рук можно дополнить движениями ног: полуприседание, притопы, поочередное выставление ног на пятку и др. Эти движения ног содействуют развитию координации движений малыша. Для выполнения перечисленных движений необходимо на минутку остановиться, но только подумайте: всего одна минута, но, сколько радости Вы доставите малышу и себе!

С целью повышения родительской компетентности проводится дополнительная работа по самообразованию через знакомство с новинками методической литературы, музыкальных альбомов. Данная работа позволяет не только повысить педагогический потенциал родителей, но и сформировать конкретные умения родителей по оказании помощи ребёнку в познании музыкального мира.

Список литературы

1. Арсеневская О. Н. Музыкальные занятия Автор-составитель Волгоград Издательство «Учитель» 2013, 251 с.

2. Дубогрызова Г. Н. Пойте вместе с малышом. — Армавир 2009,69 с.

3. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комиссарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду Издательство «Просвещение» 2009, 271 с.

4. Теплюк С. Н. Ребёнок третьего года жизни – М.: Мозаика – Синтез, 2014. т – 256с.

Источник

Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка

Еhello_html_5f6faa87.jpgсть много вещей, без которых человек не представляет своей жизни. Для многих одной из таких духовных вещей есть музыка.

Музыка, так или иначе, играет определенную роль в жизни человека. Кто-то связал с этим искусством свою жизнь и стал музыкантом, кто-то просто слушает музыку в наушниках во время дороги в школу или университет. Но врядли можно найти такого человека, который был бы абсолютно равнодушен к музыке. 

Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека неоспорима.

Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и осознаёт окружающий его мир. Музыка вносит в жизнь ребёнка радостные переживания, развивает фантазию, творческие способности. Дети слушают музыку, двигаясь под неё, пляшут, играют, поют, подпевают.

Характерной особенностью музыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, оказываемое как на эмоциональную, так и на интеллектуальную стороны его личности.

Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма.

Музыка возбуждает непосредственные эмоции, определяющие действия ребёнка, поэтому она является незаменимым средством воспитания в семье.

Какова же роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка?

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка, в том числе и музыкального, создаются в семье.

Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Читайте также:  Центр развития ребенка д к химиков

В семье дети получают различное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, школу то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт. Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарта.

Основными методами музыкального воспитания в семье есть:

Наглядный;

Словесный;

Практический.

Наглядно-слуховой метод — основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).

Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

Консультируя родителей, педагогу-музыканту  необходимо рассказывать об опыте музыкального воспитания,  чтобы они могли использовать его дома, давать рекомендации по применению доступных и эффективных методов и приемов музыкального воспитания детей в семье.

Советы родителям

hello_html_m23c70978.png

1. Включайте спокойную, плавную музыку, без слов во время выполнения ребенком рисования, лепки и еще когда ребенок учится писать. Психологи установили, что когда в первом классе учителя включали классическую музыку, в то время, когда дети учились писать, то движения детей становились более плавными и они лучше сосредоточивались на выполнении заданий.

2. Включайте чаще музыку и танцуйте с ребенком. Это замечательно для его воспитания.

3. Можно пригласить к ребенку профессионального преподавателя музыки и проверить, есть ли у ребенка музыкальный слух, способности к обучению игре на музыкальном инструменте. Если есть, и, еще, что очень важно, желание играть, тогда можно учить ребенка музыке с преподавателем.

4. Если у ребенка нет никакой заинтересованности к игре на музыкальном инструменте, то не настаивайте, потому что, в противном случае, это может вызвать обратную реакцию.

5. Пойте ребенку колыбельные песенки.

6. Пойте с ребенком различные песенки, легкие для запоминания, песенки из мультфильмов.

7. Пойте с ребенком карооке.

8. Играйте с ребенком в музыкальные игры, например в «Ладушки- ладушки – где были – у бабушки» или под энергичную музыку играйте в игру «испекли мы каравай – вот такой ширины – вот такой высоты» или «Мы едем-едем-едем в далекие края – хорошие соседи-хорошие друзья» или «Море волнуется раз – море волнуется два – фигура замри» и т.д.

9. Если ребенок гиперактивный – ему надо почаще ставить слушать спокойную музыку. Если у ребенка что-то болит, то можно дать ему послушать красивую мелодию без слов.

10. Чаще слушать с детьми различную красивую музыку: классическую – Моцарта, Чайковского, Грига, Шумана, Шуберта и др.; этническую, народные песни; музыку природы – пение птиц, звуки моря; мягкое, мелодичное пение; красивую, романтичную музыку без слов; красивые, выразительные оперные арии; джаз; блюз. Хорошо, когда няня или родители слушают музыку вместе с детьми, но можно периодически и оставлять ребенка наедине с музыкой. Рассказывайте ребенку о различных композиторах, об их интересных судьбах, а затем поставьте ребенку послушать музыку этого композитора.

11. Рассказывайте о разных музыкальных инструментах, обязательно сопроводив свой рассказ музыкальными комментариями. Учите ребенка чувствовать музыку, подскажите ему, что музыка отражает настроение, пусть он сам подберет ту музыку, которая соответствует его разным ощущеним и разному настроению. Это поможет ребенку научиться быстро и правильно разбираться в своих чувствах и правильно слышать музыку своей души.

12. Воспитывайте при помощи музыки воображение ребенка, например, попросите ребенка что-то представить под данную мелодию или нарисовать те образы, цвета, которые возникают у ребенка при прослушивании какой-либо мелодии.

13. Объясняйте ребенку, что музыка – многообразна и для каждого случая существует своя музыка: для радости и для грусти, для общения и для веселья, для отдыха и для работы, и что важно уметь подбирать музыку соответственно ситуации и настроению.

14. Кроме того, ребенку обязательно надо объяснить, что громкая музыка может мешать остальным и что та мелодия, которая нравится ребенку, необязательно понравится другим. И еще, даже если ребенку очень нравится музыка, не стоит, чтобы музыка звучала в доме целый день, иначе из источника радости и умиротворения она быстро станет обыденностью и ее перестанут замечать.

15. Расскажите ребенку, что музыка может помочь справиться с горем, с бедой ребенка. Веселые, энергичные мелодии помогают детям справиться с чувством страха.

Чтобы воспитать интерес у ребёнка к музыке с ним нужно заниматься с самого раннего возраста. Как можно больше петь ребёнку, привлекая внимание к музыке, к подпеванию песен, движению под музыку.

Слушая с ними песню или инструментальную музыку, обратите внимание на содержание, выразительные средства музыки, характер. Если ребёнок пляшет, обратите внимание на ритмичность движений, выразительность, красоту. Хорошие результаты приносит знакомство детей с различными музыкальными инструментами, прослушивание знакомых мелодий на этих инструментах. Обязательно прослушивайте с детьми музыкальные сказки, песни, предварительно рассказав об их содержании.

Эти приёмы не сложны и вполне доступны: результат скажется в том, что ваш ребёнок полюбит музыку и станет она для него необходимостью. Пусть дети не станут музыкантами-профессионалами, но зато обогатится их духовный мир.

В возрасте от года до трёх лет детям полезны поющий волчок или органчик, механически воспроизводящие звуки – несложные музыкальные мелодии. Другие музыкальные игрушки в руках таких малышей, ещё не обладающих ни развитым музыкальным слухом, ни необходимыми навыками, обычно превращаются лишь в источник шума. А шум утомителен и вреден не только взрослым, но и самим детям.

Читайте также:  Нервно психическое развитие ребенка второго года жизни

Ребёнок 4-5 лет способен самостоятельно извлекать певучие созвучия и простейшие мелодии из детских муз. инструментов: труб, металлофонов, роялей  и т.д. Но мало дать ему такую игрушку, надо терпеливо, не раз и не два показать, как ею пользоваться, проследить, усвоил ли он ваши уроки.

Установлено, что из всех компонентов музыки, ребёнок раннего возраста улавливает главным образом ритм. И это не случайно. Ведь чувство ритма имеет глубокие биологические корни.

Музыка развивает, воспитывает, она заставляет нас смотреть на мир другими глазами. Делает нас чище, духовно богаче, культурнее, интеллигентнее.

hello_html_3d6b36a9.png

Источник

Роль семьи в музыкальном воспитании ребенка.

Введение.

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

Характерной особенностью музыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, оказываемое как на эмоциональную, так и на интеллектуальную стороны его личности.

Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма.

Музыка возбуждает непосредственные эмоции, определяющие действия ребёнка, поэтому она является незаменимым средством воспитания в семье.

Проблема музыкального воспитания детей с самого начала занимает своё место среди общих вопросов о целях, задачах и методах воспитания.

Задача литературы и искусства, обращенных к детям, прежде всего, заключается в том, чтобы «помочь познанию ими мира». В книгах, рисунках и музыке для детей должна отражаться жизнь, которая их окружает, такою «какая она есть». [Н.К. Крупская]

Пробудить интерес и любовь к искусству, а затем использовать его, как могучее средство воздействия и воспитания подрастающего поколения, — такая цель была осознана и поставлена в российской школьной и дошкольной методической литературе с самого начала её появления.

Лишь на этой основе мыслилось всё дальнейшее развитие детей – воспитание их эстетического отношения к жизни, их вкуса, их творческих способностей.

Актуальность данной темы в том, что музыкальное воспитание в семье является важным компонентом развития личности ребенка

Музыкальное воспитание детей в семье.

Условия для музыкального развития ребенка в семье

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка, в том числе и музыкального, создаются в семье.

Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании.

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано, баяне, балалайке требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты-игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слуху. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр — напевать марш, ритмично стуча солдатиками изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах. Музыкально – образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой-либо системы.

Таким образом, в семье дети получают различное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, школу то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

Задачи музыкального воспитания детей в семье

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

— обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

—развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность);

— способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт. Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Читайте также:  История развития ребенка по психологии

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарта.

Методы обучения в семье

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод — основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В школе для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).

Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.

Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями, его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.

Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

Консультируя родителей, педагогу-музыканту  необходимо рассказывать об опыте музыкального воспитания,  чтобы они могли использовать его дома, давать рекомендации по применению доступных и эффективных методов и приемов музыкального воспитания детей в семье.

Формы организации музыкальной деятельности детей в семье

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах — как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна—это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, игры с музыкой).

К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку — перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.

Более свободная форма музыкальной деятельности — слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.

Музыка может звучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.

Обучение в ДМШ

        Большое событие для ребёнка — поступление в музыкальную школу. Он ждет интересных занятий, ждет успеха, но при этом возникают некоторые сложности, связанные с процессом обучения. Первые его  помощники,  конечно же, родители и педагоги.   Родителям, чьи дети обучаются в школе искусств,  приходится набираться  терпения и учиться вместе со своими детьми, чтобы своевременно оказывать помощь ребенку, особенно на начальном этапе.  Важно помнить, что ребенок должен заниматься музыкой с удовольствием и интересом.

Не редко у детей, поступивших в музыкальную школу, возникает иллюзия насчет обучения. Ребята воспринимают это как игру и считают, что через пару недель они заиграют на инструменте. А ведь это длительная и трудоемкая работа, которая требует от детей усидчивости и терпения, приходится ущемлять себя в свободном времени. В результате у детей пропадает интерес к учебе и, соответственно, желание продолжить её. И если педагоги и родители не найдут нужных слов, чтобы поддержать ребенка, то, в конце концов, он может бросить учебу.

 Музыкальная школа, хотя и несет на себе функцию дополнительного образования, но здесь тот же учебный процесс, что и в основной школе. Уроки, расписание, учебные принадлежности. Дети то опаздывают, то забывают прийти, путают занятия, не берут с собой ноты и т.п. и, конечно, здесь необходима помощь родителей. Нужно выучить с детьми расписание, вовремя отправить на занятие, проконтролировать, всё ли необходимое к уроку взял  ребенок, проверить дневник. Естественно, что одного желания ребенка для учебы мало. Он должен чувствовать  поддержку родителей, заинтересованность в его успехах или неудачах. Это укрепит в нем желание прилежно обучаться музыке.

Пожалуй, самое сложное при обучении – это организация самоподготовки. Дети учатся в двух школах, да еще, чаще всего, являются активистами прочих общественных мероприятий. Вот поэтому очень важно правильно организовать свободное время, чтобы ребенок мог отдохнуть и найти время для музыкальной подготовки. Пусть это будут хотя бы полчаса – час, но это время будет регулярным и ежедневным. И самое главное – оно должно быть результативным. Оградите своего ребенка на это время от всего, что может его отвлечь (телевизор, компьютер, посторонний шум, младшие братья или сестры и т.д.). Старайтесь, чтобы во время занятий ничто не отрывало внимание ребенка, занятия должны протекать спокойно, красиво, желательно в одно и то же время и главное систематично.

Очень остро вопрос организации свободного времени стоит у учащихся старших классов, так как нагрузка в обеих школах возрастает, времени остается очень мало и использовать его надо разумно. Учащиеся выпускного класса в течение учебного года готовят экзаменационную программу и считают, что времени впереди много. Но такое мнение ошибочное. Программа очень сложная и для исполнения, и по продолжительности. Поэтому подготовить ее нужно уверенно, довести все до автоматизма, чтобы никакие волнения во время экзамена не помешали выступлению. А для этого надо уже с первых дней серьезно готовиться к выпускному экзамену.

И кто, как не родители,  поддерживают, контролируют своего ребенка, а то и проявляют твердость, чтобы заставить его заниматься регулярно «Хоро