Нервно психическое развитие ребенка второго года жизни

Нервно психическое развитие ребенка второго года жизни thumbnail

Тамара Цыпкина
Диагностика нервно-психического развития детей второго года жизни

Директивы к технологии обнаружения степени нервно-психического развития детей второгогода жизни:

На втором году жизни в формировании детейможно выделить 4 этапа:

1. От 1 года 1 месяцев до 1 года до 3 месяцев;

2. От 1 года 4 месяцев до 1 года 6 месяцев;

3. От 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;

4. От 1 года 10 месяцев до 2 лет.

Формирование детей второго года жизниможно проверять по следующим критериям:

1. Развитие уяснения речи;

2. Развитие конструктивной речи;

3. Сенсорное формирование;

4. Развитие игры и действий с предметами;

5. Формирование движений;

6. Развитие навыков.

Подобное выделение условное, поскольку, с одной стороны, наблюдается некая связь между тенденциями развития, имеющими отношение к развитию разных умений, с другой, всякая тенденция формируется вследствие развития определенных функций. Так, к примеру, формирование конструктивной речи связано с формированием артикуляционного аппарата детей, способности подражать речи взрослых, развитием функции обобщения в речи, общественных связей, эмоциональной сферы детей. И всё же, всякая линия формирования представляет собой некие умения детей: разговаривать, играть и т. п. Ясное выделение линий делает проще диагностику нервно-психического формирования детей, несмотря на то, что и не охватывает всего развития.

Любая линия развития выражается определенным показателем. Вследствие апробирования показателей формирования оставляются только выполняемые 50 – 80% детей, которые воспитываются в условиях коллектива, то есть по одному показателю на каждую линию развития (общая численность показателей — 24).

Наиболее информативным показателем является формирование конструктивной речи. Рассмотрение данного показателя в условиях коллектива явственно раскрывает неблагополучие ряда факторов (этапа адаптации, анамнеза детей, педагогических влияний). Вследствие этого формирование конструктивной речи детей, с одной стороны, нуждается в особом внимании со стороны взрослых в качестве показателя наиболее сложного и вновь формирующегося, а с другой, сообщает о неких неблагополучных условиях воспитания детей.

На третьем году жизни в развитии детей можно выделить два полугодия.В каждом из них обозначаются такие линии:

В первом полугодии:

1. Конструктивная речь;

2. Игра;

3. Активная деятельность;

4. Сенсорное формирование;

5. Формирование движений;

6. Формирование навыков.

Во втором полугодии:

1. конструктивная речь;

2. игра;

3. изобразительная деятельность;

4. активная деятельность;

5. сенсорное формирование;

6. Формирование навыков, движений.

Общая численность показателей — 19. Помимо этого, предоставляется оценка поведения детей.

При оценивании нервно-психического формирования детей в карте развития отмечается степень развития, то есть, какой степени (возрасту) оно отвечает по всем линиям. Оценка поведения также осуществляется по всем параметрам (параметры поведения прилагаются).

Напоследок отражается, в чём и как запаздывает развитие детей, и какие отклонения в его поведении имеются.

Методика раскрытия степени нервно-психического развития детей второго года жизни

Возраст 1 год 6 месяцев

Осмысление речи.

Ребёнком обобщаются предметы по важным признакам в понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»).

1. Материалом являются два одинаковых предмета, которые отличаются друг от друга по определённому признаку, например, цвету, предмет, похожий с одним из них по данному признаку (к примеру, кошка белая, кошка чёрная, собака чёрная, а также контрольный предмет, коим является кукла.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Перед детьми кладутся кошка белая, черная, собака, кукла. Взрослым предлагается показать вначале одну кошку, потом другую, собаку, куклу. Вслед за этим предметы меняют местами, и детям предлагают отыскать ещё раз.

2. Материалом являются ложка десертная, ложка игрушечная, савок (по размеру и цвету похожий на одну из ложек, кукла.

Методика выявления – та же, что и в первой ситуации.

Читайте также:  Развитие речевого аппарата у ребенка 2 лет

Поведение ребёнка – отыскивает одинаковые предметы по просьбе взрослого (кошку белую и чёрную, ложку десертную и игрушечную).

Конструктивная речь.

Облегчёнными словами, к примеру, «биби» и сказанными верно «машина», даёт имя предметам и действиям во время сильной заинтересованности.

Материалом являются четыре предмета (к примеру, кукла, заяц, петушок, кошка, мешочек либо коробочка, из которой они достаются.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена.Взрослым внезапно вытаскивается из мешочка предмет и спрашивается: «Кто там?», «Кто это?», «Что это?».

Поведение ребёнка – даёт имя предметам верно (к примеру, «ляля», облегчёнными словами.

Сенсорное формирование.

Ориентируется в трёх-четырёх контрастных формах предмета (шар, куб, кирпич, призма).

Материалом являются три шарика, три кубика, три кирпича, три призмы, скат (одинакового цвета и сходные по величине).

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым раскладывается перед детьми материал вразнобой. Берётся кубик, ставится возле ребёнка, называет, предлагает взять ещё аналогичные кубики и возвести дом. Когда ребёнку трудно сделать настоящее по слову, можно ему показать, поставив один кубик на другой, потом убрать кубики, поставив перед ним один кубик, и предложить осуществить задание. Вслед за этим взрослым берётся шарик и скатывается по жёлобку, далее предлагается ребёнку отыскать ещё шарики и скатить их таким же образом.

Поведение ребёнка – по примеру и слову взрослого реализовывает задание, подбирая предмет необходимой формы (в первом случае кубики, во втором – шарики).

Игра и действия с предметами.

Воспроизводить в игре некоторые, часто замечаемые действия.

1. Материалом являются кукла, носовой платок.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым раскладываются перед ребёнком предметы и говорится: «У ляля грязный носик. Вот платок».

Поведение ребёнка – прикладывает носовой платок к носу куклы.

2. Материалом являются кукла с волосами, расчёска.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым раскладываются перед ребёнком предметы и говорится: «Кукла-ляля растрепана, вот расчёска».

Поведение ребенка – прикладывает расчёску к волосам куклы и водит ею по волосам.

Задание является исполненным, когда ребёнком решаются обе задачи.

Движения.

Перешагивает сквозь преграды (брусочки) приставным шагом.

Материалом являются четыре брусочка.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена (может быть проявлено на занятиях по гимнастике). На пол, на отдалении друг от друга укладываются брусочки. Ребёнку предлагают перешагнуть через них. Когда ребенком не понимается задание, можно ему показать, после чего встать перед ребёнком и позвать его к себе.

Поведение ребенка – перешагивает сквозь брусочки приставным шагом сам либо как показывает взрослый.

Навыки.

Сам кушает жидкую еду ложкой.

Материалом являются глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка.

Методика выявления – естественная обстановка (в час обеда).

Поведение ребёнка – сам съедает большую часть) жидкой пищи ложкой, держа ложку одной рукой сверху (в кулачке).

Возраст 1 год 9 месяцев

Осмысление речи.

Разбирается в несложном рассказе по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.

Материалом являются изображения знакомых картинок,прежде рассматривавшиеся вместе с взрослым:

1. Мальчик поит лошадку;

2. Ребёнок умывается;

3. Ребёнок поливает цветы;

4. Взрослый ремонтирует машину.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым кладутся перед ребёнком картинки,предлагается взглянуть на них и спрашивается: «Кто это на картинке?», «Что они делают?». Когда ребёнку тяжело ответить, можно задавать дополнительные вопросы,которые относятся к некоторым персонажам картины: «Что мальчик делает?», «Что лошадка делает» и т. п.

Поведение ребёнка – отвечает на вопросы взрослого незамедлительно, или при помощи дополнительных вопросов, при этом пользуясь словами и двухсловными предложениями.

Читайте также:  Характеристика на одаренного ребенка доу в интеллектуальном развитии

Конструктивная речь.

В период игры отмечает собственные действия словами и двухсловными предложениями.

Методика выявления – естественная обстановка. Речевые проявления ребёнка прослеживаются в игре, режимных моментах, занятиях.

Поведение ребёнка – в период игры либо в иной обстановке сопровождает собственные действия словами и двухсловными предложениями.

Сенсорное формирование.

Разбирается в трёх контрастных размерах предметов (типа кубов) различием в три сантиметра.

1. Материалом являются три куба-вкладыша одинаковой окраски. Длина ребра первого – десять сантиметров, второго – семь сантиметров, третьего – четыре сантиметра.

Методика выявления – взрослым, чтобы это видел ребёнок, достаются кубы один из другого и ставятся в разнобой, вслед за тем предлагается ребёнку их снова составить.

Поведение ребенка – составляет кубы в соответствии с их величиной. При этом может делать несколько проб (не больше трёх).

2. Материалом является трехместная матрешка (различие в размере три-четыре сантиметра).

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Чтобы видно было ребёнку, достаётся одна матрешка из другой так, чтобы каждая половина располагалась супротив другой. Дальше ребёнку предлагают прикрыть половинки матрешек. Когда ребёнок не может выполнить задание, то можно ему продемонстрировать.

Поведение ребенка – сам либо вслед за показом взрослого прикрывает все три матрешки. При этом может делать несколько проб (не больше трёх). Задание является исполненным, когда ребёнком решаются обе задачи.

Игра и действия с предметами.

Повторяет нетрудные сюжетные сооружения – перекрытия вроде «ворот», «скамейки», «дома».

Материалом являются три кирпичика.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Взрослым предлагается ребёнку возвести «ворота». При этом может один раз показать. Ставится два кирпичика вертикально, один сверху горизонтально.

Поведение ребёнка – по просьбе взрослого или после его показа повторяет постройку. При этом может делать несколько проб (две-три).

Движения.

Идёт по ограниченной поверхности (шириной 15-20 сантиметров, которая приподнята над полом (15-20 сантиметров).

Материал является скамейка вышиной 15-20 сантиметров, и с шириной доски также 15-20 сантиметров.

Методика выявления – ситуация, которая специально подготовлена. Ребёнку предлагают пройтись по доске без поддержки взрослого (войти и спуститься можно при помощи взрослого).

Поведение ребёнка – идёт по ограниченной поверхности, то есть доске, без поддержки взрослого.

Навыки.

Частично снимает с себя одежду с незначительной поддержкой взрослого (снимает чулки, ботинки, шапку).

Методика выявления – естественная обстановка (при раздевании ребёнка).

Поведение ребенка – снимает ботинки (расстегнутые, развязанные, шапка, чулки.

Источник

Нервно-психическое развитие детей 2-го года жизни

Воззраст

Развитие речи

Сенсорное развитие

Игра и действия с предметами

Движения

Навыки

Понимание речи

Активная речь

1 г. 1 мес. — 1 г. 3 мес.

Запас понимаемых слов быстро расширяется

Пользуется лепетом и отдельными словами в момент двигательной активности, удивления и радости

Ориентируется в двух велечинах предметов типа кубиков с разницей в размерах 3 см

Воспроизводит в игре действия с предметами, разученные ранее (кормит куклу, нанизывает кольцо на стержень)

Ходит, длительно не присаживаясь, меняет положение тела (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)

Самостоятельно ест густую пищу ложкой

1 г. 4 мес. — 1 г. 6 мес.

Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи

Словами, облегченными и произнесенными правильно («би-би», «машина»), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности

Ориентируется в четырех формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)

Отображает в игре отдельные наблюдаемые действия

Перешагивает через припятствие приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой

1 г. 7 мес. — 1 г. 9 мес.

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого

Во время игры словами и условными предложениями обозначает свои действия

Ориентируется в трех величинах предметов типа кубиков с разницей в размерах 3 см

Воспроизводит несложные сюжетные постройки- перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома»

Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см) и приподнятой над полом на 15-20 см

Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого- трусы, ботинки, шапку

1 г. 10 мес. — 2 г.

Понимает рассказ без показа о событиях, бывших в его жизни

При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения

Подбирает по образцу и слову три цвета

В игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Частично надевает одежду самостоятельно- ботинки, шапку

Читайте также:  Дидактические игры на развитие речи ребенка зпр

На 2-м году жизни в развитии ребенка выделено четыре периода:

1) от 1 г. 1 мес до 1 г. 3 мес; 2) от I г. 4 мес до 1 г. 6 мес; 3) от 1 г. 7 мес до 1 г. 9 мес; 4) от 1 г.10 мес до 2 лет.

Развитие детей 2-го года жизни проверяется по следующим линиям:

  • 1) развитие понимания речи; 2) развитие активной речи; 3) сенсорное развитие;
  • 4) развитие игры и действий с предметами; 5) развитие движений; 6) формирование навыков.

Наиболее информативный показатель — развитие активной речи. Анализ этого показателя в условиях коллектива четко выявляет неблагополучие ряда факторов (периода адаптации, анамнеза ребенка, педагогических воздействий). Поэтому развитие активной речи ребенка, с одной стороны, требует особого внимания со стороны взрослых как показатель наиболее сложный и вновь формирующийся, а с другой, информирует о каких-то неблагополучных условиях воспитания ребенка.

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-го ГОДА ЖИЗНИ

Возраст — 1 г.3 мес.

1. Понимание речи.

Запас понимаемых слов быстро расширяется.

2. Движения

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).

3. Навыки

Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Возраст— 1 г. 6 мес.

1. Понимание речи.

Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»).

2. Активная речь

Словами, облегченными (например, “би-би”) и произнесенными правильно (“машина”), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности

Материал — 4 предмета (например кукла, зайчик, пету¬шок, котенок),

3. Сенсорное развитие

Ориентируется в 3—4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).

4. Игра и действия с предметами

Отображать в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.

5. Движения.

Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом.

6. Навыки

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Возраст— 1 г. 9 мес.

1. Понимание речи

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.

2. Активная речь

Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями.

3. Сенсорное развитие

Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см

4. Игра и действия с предметами

Воспроизводит несложные сюжетные постройки — перекрытия типа “ворот”, “скамейки”, “дома”.

5. Движения

Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15—20 см), приподнятой над полом (15—20см).

6. Навыки

Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает чулки, ботинки, шапку).

Возраст — 2 года

1. Понимание речи

Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка.

2. Активная речь

При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.

3. Сенсорное развитие

Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.

4. Игра и действия с предметами.

Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).

5. Движения

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.

6. Навыки.

Частично надевает одежду (ботинки, шапку).

Источник