Роль речи педагога в развитии ребенка дошкольного возраста

Наталия Телешева
Роль речи воспитателя в развитии речи детей

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с воспитателем.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Самые простые задания на построение связного высказывания (например, пересказ простой небольшой сказки) предъявляют к речидва важных требования:

1. связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей мере, чем, например, реплика в диалоге (ответ на вопрос и т. п.);

2. она должна планироваться, должны намечаться вехи, по которым будет развертываться рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной речи служит основой перехода к более сложным ее формам (например, к творческому рассказыванию).

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления.

Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.

Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.

Какие же требования нужно предъявлять к речи воспитателя?

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают язы ком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.

1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.

2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.

При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению,очень часто встречаются такие ошибки: При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.

Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.

Речевой образец воспитателя как в повседневном общении,так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.

Воспитатель, обращаясь к детям, к сожалению, не ставит перед собой задачи сделать обращённое слово образцом для подражания, а говорит небрежно, не думая. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя. Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении.

При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет — особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

Читайте также:  Родной язык в развитии ребенка

Образец используется:

• при работе с картинкой;

• при пересказе;

• при рассказывании из личного опыта;

• для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.

Методика применения образца в обучении детей рассказыванию разнообразна. Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в по вседневной жизни и на занятиях.

В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна

Вопросы, наводящие, т. е. направляющие, мысли ребёнка в нужном направлении, используются в работе с до школьниками; не следует только торопиться помогать ребёнку, а нужно приучать его к самостоятельной умствен ной работе. Каждый вопрос предлагается всей группе, а вызывается для ответа один ребёнок. Такой порядок необходим, чтобы приучить всех детей быть внимательными к вопросам воспитателя и думать над ответом, так как каждый может быть вызван. «

Один и тот же вопрос не должен повторяться несколько раз, тем более в различных формулировках. Добиваясь полного ответа, необходимо следить за грамматической правильностью его построения. Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по раз витию речи под названием “занятия по живому слову” подразумеваем такие занятия, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей.

К ним мы относим:

1. разговор с детьми

2. поручения и задания

3. беседы

4. рассказывание

5. чтение

6. письма

7. заучивание стихотворений.

Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.

Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

Список использованной литературы

1. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005.

2. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.

3. Столяр А. А. Давайте поиграем. — М.: Наука, 2008.

4. Тихеева. Е. И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005.

Читайте также:  Психосоматическое развитие ребенка проходит следующие этапы

Источник

Зенина Галина Юрьевна

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с воспитателем.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладе вают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Самые простые задания на построение связного высказыва ния (например, пересказ простой небольшой сказки) предъяв ляют к речи два важных требования:

  1. связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей мере, чем, на пример, реплика в диалоге (ответ на вопрос и т. п.);
  2. она должна планироваться, должны намечаться вехи, по которым будет развертываться рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной речи служит основой перехода к бо лее сложным ее формам (например, к творческому рассказы ванию).

Характерной особенностью детей дошкольного возра ста является подражательная речь, которая обусловлена свое образием их восприятия и мышления.

Не умея мыслить критически, дети этого возраста под ражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосред ственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.

Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.

Какие же требования нужно предъявлять к речи воспи тателя?

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают язы ком на основе устной речи, через общение с окружающи ми людьми, следует учитывать следующее.

  1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разго ворной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.
  2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упраж няются в овладении русским языком.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.

При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.

Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.

Речевой образец воспитателя как в повседневном об щении, так и на занятиях должен применяться при осуще ствлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.

Воспитатель, обращаясь к детям, к сожалению, не ставит перед собой задачи сде лать обращённое слово образцом для подражания, а говорит небрежно, не думая. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя. Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении.

При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет — особенно боль шое значение, так как дети усваивают новые слова в пра вильном звучании.

Читайте также:  Рацион ребенок 1 год развитие

Образец используется:

  1. при работе с картинкой;
  2. при пересказе;
  3. при рассказывании из личного опыта;
  4. для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.

Методика применения образца в обучении детей рас сказыванию разнообразна. Наряду с требованиями к образцу воспитателя необхо димо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

  1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).
  2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хоро шо говорящих детей).
  3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в по вседневной жизни и на занятиях.

В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна

Вопросы, наводящие, т. е. направляющие, мысли ребён ка в нужном направлении, используются в работе с до школьниками; не следует только торопиться помогать ре бёнку, а нужно приучать его к самостоятельной умствен ной работе. Каждый вопрос предлагается всей группе, а вызывается для ответа один ребёнок. Такой порядок необходим,  чтобы приучить всех детей быть внимательными к вопро сам воспитателя и думать над ответом, так как каждый  может быть вызван.»

Один и тот же вопрос не должен повторяться несколь ко раз, тем более в различных формулировках. Добиваясь полного ответа, необходимо следить за грамматической правильностью его построения. Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по раз витию речи под названием “занятия по живому слову” подразумеваем такие занятия, которые не требуют ил люстративного материала, а черпают содержание из го товых запасов представлений детей.

К ним мы относим:

  1. разговор с детьми
  2. поручения и задания
  3. бесе ды
  4. рассказывание
  5. чтение
  6. письма
  7. заучива ние стихотворений.

Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.

 Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать  и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и  поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

  1. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005.
  2. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Столяр А.А.. Давайте поиграем. — М.: Наука, 2008.
  4. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005.

Источник