Психосоматическое развитие ребенка проходит следующие этапы

3. Психосоматическое развитие ребенка.

Психология рассматривает развитие ребенка как процесс, подчиняющийся эпигенетическим закономерностям: процесс развития осуществляется как взаимодействие организма со средой. При этом организм имеет свой генетически заданный диапазон возможностей, который реализуется в соответствующих условиях среды. Процесс развития проходит определенные периоды (генетически заданные), во время которых должны быть обеспечены необходимые условия (эволюционно-ожидаемые).

Средой развития ребенка в раннем онтогенезе является мать. Первую часть этого периода ребенок проводит в утробе матери, и материнский организм полностью обеспечивает все условия, в которых существует и развивается плод. После рождения ребенок связан с матерью физиологически и психически. В первые три года жизни влияние матери на его развитие практически перекрывает все остальные факторы, в дошкольном возрасте остается ведущим, а позднее — неравномерным, по отношению к различных аспектам физического и психического развития ребенка. В частности, влияние матери на репродуктивную сферу девочки остается решающим, по отношению к мальчику — весьма существенным, хотя эта проблема изучена еще недостаточно. История изучения этих проблем в психологии насчитывает уже более полутора сотен лет, начиная с работ, предшествующих появлению психоанализа 3. Фрейда. В XX в. изучение нарушений психического и физического развития ребенка и связи этих нарушений с особенностями взаимодействия ребенка с матерью послужило основой разработки диадического подхода, основы которого заложены в работах Р. Шпитца. В рамках этого подхода диадой называется система «мать-дитя», в процессе функционирования которой и происходит развитие ребенка.

Не углубляясь в рассмотрение этого подхода, что невозможно в рамках данного сообщения, коротко охарактеризую современное состояние основных его положений.

1. Развитие ребенка происходит в процессе взаимодействия с матерью. Эти взаимоотношения осуществляются на физиологическом и психическом уровнях, соотношение которых и их роль в регуляции материнско-детского взаимодействия изменяются в онтогенезе.

2. В целом соотношение этих уровней проходит следующие этапы (конкретные границы в настоящее время еще не полностью изучены и не должны рассматриваться как окончательно установленные):

• сначала взаимодействие осуществляется на физиологическом уровне (в первой части пренатального периода);

• затем взаимодействие осуществляется на психофизиологическом уровне (иеразделенность физиологии и психики) (с середины пренатального периода до конца периода новорожденное™);

• постепенно происходит разделение физиологического и психического уровней взаимодействия, которое происходит неравномерно в отношении различных линий развития ребенка (младенчество — ранний возраст);

• взаимодействие осуществляется на психическом уровне (после трех лет).

3. Общая логика развития ребенка: сначала происходит установление диадической целостности, затем ребенок проходит последовательные стадии сепарации. Эта последовательность для каждой линии развития ребенка имеет свои возрастные периоды, частично совпадающие и перекрывающиеся между собой.

4. Каждая развивающаяся система имеет свои сензитивные периоды разной степени жесткости и разной степени чувствительности к нарушению эволюционно ожидаемых условий развития.

5. Общая логика развития каждой системы: сначала закладываются морфологические основы, затем развивается способ функционирования, затем — интеграция систем между собой. При этом на первом этапе развития все системы дифференцируются из единых, генетически общих структур. Это справедливо и для соотношения физиологических и психических систем ребенка.

6. В целом развитие диадических отношений завершается к трем годам. Фазы развития будут пройдены всегда. Несоответствие условий развития потребностям развивающегося организма ведет к нарушению развития (дефицитарность строения или функционирования). Глубина и системность нарушения будут связаны с глубиной впадины эпигенетического ландшафта.

7. Мать как среда развития ребенка является социальным существом, она включена во взаимодействие с внешним миром; ее реакции на этот мир зависят от ее ценностно-смысловой сферы, в частности, от ее адаптированное™ к миру: устойчивости к стрессам, способности к адаптации и т.п.

8. Ребенок и материнство в целом вносят в жизнь женщины радикальные изменения. Реакция на них зависит от готовности женщины к материнству, отношения к ребенку, себе как матери. Такая готовность, возникающая в процессе построения материнской сферы, проходит ряд этапов в онтогенезе и может быть в целом диагностирована еще до начала беременности, и тем более — в беременности. Готовность матери определяет ее принятие беременности, ребенка, своего материнства, а адаптационные механизмы матери определяют ее способ переживания фрустрации в случае неготовности к материнству.

Психосоматический подход к интерпретации нарушений в развитии ребенка рассматривает патогенез психосоматики как результат несоответствия материнской среды общей логике развития ребенка. В последней четверти XX в. были предложены подходы, объясняющие эту взаимосвязь. В.В. Ковалевым выделены возрастные уровни преимущественного нервно-психического реагирования ребенка, особенности протекания которых и обусловливают специфику развития ребенка:

1. Соматовегетативный (0—3 года).

2. Психомоторный (4-7 лет).

3. Аффективный (5-10 лет).

4. Эмоционально-идеаторный (11—17 лет).

С позиции культурно-исторического подхода к психосоматической проблеме, социальные взаимодействия выступают главной движущей силой психосоматического развития, преобразования натурального тела в тело культурное. Становление телесности рассматривается как компонент психологического онтогенеза в целом.

С первых моментов своей жизни ребенок включается в социальные связи со своим ближайшим окружением, в особенности с матерью. Определенным образом реагируя на каждое телесное проявление младенца, совершая действия с его телом, мать придает телу, его отдельным частям, функциям некоторое значение. Позднее в совместной деятельности со взрослыми ребенок продолжает усваивать систему значений, относящихся к телесной сфере и опосредующих телесные действия. Эти значения первоначально существуют в интерпсихическом пространстве матери и ребенка, а затем в процессе интериоризации они становятся достоянием индивидуального сознания ребенка и выполняют функцию психологической регуляции телесных процессов. Таким образом, происходит означение соматической сферы, становление телесности как культурного феномена.

Один из методологических принципов анализа в психологии телесности формулирует следующее: кроме двух традиционных аспектов развития ребенка – физического и психического – выделяется еще один аспект психосоматическое развитие, которое рассматривается как процесс закономерного становления механизмов психологической регуляции телесных функций, действий и феноменов. Эмпирически принцип «психосоматического развития» может быть реализован в двух сопряженных конкретно-научных действиях: выделении феноменов, отражающих психосоматическое развитие, и в выявлении закономерностей самого процесса развития. Важной исследовательской задачей становится вычленение психосоматических феноменов нормы. «Классификация и описание симптомов в том или ином виде уже созданы, а феноменология нормального онтогенеза всё ещё ждёт своего описания»

Концепция П.Я. Гальперина

Служит не только в сфере познавательных, но и некоторых других психических процессов, которые проходят похожий путь интериоризации и в зрелом виде представляют собой̆ социализированные, культурно и исторически опосредованные функции. Так, некоторые положения концепции можно применить и к анализу психосоматического развития ребенка, которое следует рассматривать как процесс активного овладения телесными функциями, разворачивающийся в соответствии с механизмами интериоризации, описанными П.Я. Гальпериным.

Читайте также:  Контрольная работа сенсорное развитие ребенка

Для того чтобы показать возможность приложения концептуального аппарата теории поэтапного формирования в психологии телесности, проследим основные вехи психосоматического развития. Развитие телесности человека в онтогенезе происходит путем включения различных сторон телесного функционирования в социальный̆ контекст и их постепенноӗ трансформации под его влиянием. Содержанием психосоматического развития становится освоение знаковосимволической системы, включающейся в качестве посредника и регулятора в переживание и выражение телесных потребностей̆ и ощущений. В своем зрелом виде проявления телесной̆ жизни опосредуются всей структурой̆ личности человека, ее когнитивными, эмоциональными и ценностно смысловыми компонентами. Телесный феномен (например, перцептивный образ той или иной модальности, движение — любое проявление функционирования тела) оказывается представлен в сознании, будучи уже опосредованным, социальным по своей природе и принципиально доступным произвольной регуляции. Психосоматический феномен является следствием закономерной социализации телесных потребностей, ощущений, функций. Будучи опосредованным эмоционально, когнитивно, а также на смысловом уровне, телесное проявление становится доступным для осознания переживанием, образом и действием. Вследствие этого процесса одно и то же телесное событие будет создавать разные психосоматические феномены.

Не только существующие телесные феномены и действия трансформируются в процессе включения их в культурно историческую среду че рез знаково символическую систему нормативов и социальных эталонов, но так же и создаются новые психосоматические феномены, такие как образ тела, субъективное самочувствие, переживание боли, болезни и т. д. Индивидуальный рисунок психосоматического развития создается постепенностью созревания систем организма, с одной стороны, и изменени ем фокуса культурного внимания на теле ребенка в процессе его взросления — с другой. Сочетание этих факторов создает ориентировочную основу при овладении той или иной созревающей телесной функцией и действием. С этой точки зрения, все функции можно условно разделить на два больших класса: явно социально регламентируемые, подлежащие воспитанию и обучению со стороны общества, и имплицитно регламентируемые.

Существует понятие «двигательного возраста ребенка», описывающее умелость его движений и способы освоения пространства, свойственные тому или иному возрасту от младенчества до подростничества. Отступление от этого «расписания» считается в медицинском сообществе возможным признаком патологии и вызывает беспокойство у родителей, при этом определенное действие (например, регрессивный возврат к предыдущему уровню организации движения) или отсутствие действия более высокого уровня вызывает отрицательную эмоциональную коннотацию в психике ребенка, а движения, соответствующие ожиданиям, получают поощряющую эмоциональную поддержку. Здесь можно вспомнить радость и гордость семьи при виде первых шагов ребенка. Так, эмоция близкого взрослого, направлен на ребенка и разделенная им, становится одним из первых регуляторов овладения движением. Далее в процесс овладения движениями включается система представлений о теле, которой̆ взрослые и ближайшее окружение обучают ребенка, обозначая для него части его тела, их названия и границы. Сложные, дифференцированные движения нуждаются в развитой дифференцированной структуре представлений о собственном теле и неосуществимы без нее. Таким образом, овладение телесным действием требует надстройки сложной ментальной структуры, опосредующей его, меняющей функцию, превращающей просто движение тела в предметное или эмоционально выразительное действие.

З. Фрейдом была высказана идея о том, что познание ребенком своего тела связано с общим ходом его психического развития. Смещение либидо в теле, происходящее в детском возрасте, обусловливает особое внимание ребенка к конкретной части тела. Согласно Фрейду, социальное окружение ребенка влияет на психосексуальное развитие и, тем самым, на познание своего тела, однако его влияние сводится лишь к обеспечению нормальных условий этого развития.

Факторы, влияющие на психосоматическое развитие ребенка:

• Опыт прародительской семьи. По механизму психологического наследования ребенком присваиваются характерные для данной семьи способы выражения эмоций, особенности моторики, пластики, навыки совладения с критическими ситуациями, навыки регуляции эмоций.

• Собственный личностный эмоциональный и телесный опыт матери. То есть наличие в нем тех признаков, особенностей, которые могут создать риск возникновения психосоматического симптома у ребенка.

• Особенности взаимодействия ребёнка с матерью.

Николаева В.В., Арина А.Г. отмечают, что «восприятие собственного тела и система представлений о нём зависят от возраста, уровня вербального интеллекта, пола ребёнка и опыта болезни. Восприятие своего тела детьми опирается, главным образом на аффективный компонент, а с возрастом повышается значение когнитивной составляющей телесного и болевого опыта, происходит расширение категориальной структуры телесного опыта и постепенное субъективное разделение эмоциональных и соматических феноменов на вербальном уровне представлений. Постепенно формируется категория целостного тела, что способствует преодолению субъективной изолированности, фрагментарности телесных феноменов».

В исследованиях Мотовилина О.Г. (2001) показано, что представления о собственном теле отличаются у детей, в зависимости от социальной ситуации развития (дети, воспитывающиеся в условиях семьи и интерната). Необходимо отметить, что в подростковом возрасте «образ телесного «Я» характеризуется хрупкостью, нестабильностью; он легко изменяется под воздействием мотивационных конфликтов и аффективных состояний, «проницаем» для внешней оценки и переживаний успеха-неудачи».

Исследования Бесковой Д.А., Тхостова А.Ш. (2007) показывают важность исследования образа тела, образа «Я», границы образа тела не как плоскостных структур, линии, разделяющей объект и субъект, а с позиций выделения внешней и внутренней границ тела. Данные исследования позволяют говорить о возможности изучения внутренней и внешней границы образа тела, образа «Я» подростков. Внешняя граница – поверхность тела, внутренняя граница – субъективное ощущение человеком того, «где он заканчивается», или можно предполагать, субъективные переживания подростка относительно того, как он выглядит.

Теоретико-методологические основы психологии телесности позволяют по-новому подойти к анализу не только психосоматических расстройств, но и патологии, связанной с нарушением восприятия телесного облика (дисморфофобия, дисморфомания, анорексия). С другой стороны, опираясь на анализ структуры данных симптомов можно пытаться выделить нормальные феномены психосоматического развития через механизм симптомообразования данной патологии; анализ закономерностей отражения телесной сферы в норме важен для изучения механизмов нарушения онтогенеза телесности и последующего возникновения психосоматических и психопатологических заболеваний.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник

1. Обсуждение темы следует начать с напоминания тезиса о взаимосвязи и взаимовлиянии тела и психики как основном содержании психосоматической проблемы, а также с разведения позиций медицины и психологии в понимании сущности и природы психосоматических взаимоотношений (Николаева В. В., Тищенко П. Д. Телесность человека: Междисциплинарные исследования. — М., 1991). Здесь же следует обсудить такие понятия, как «тело», «схема тела», «образ тела», «телесный опыт», «здоровье — болезнь».

Читайте также:  Диагностика восприятия и развития ребенка

Тело — это своеобразная «материализация» структуры личности и психологических проблем, канал и способ аргументации при воздействии на личность, средство для самопознания и формирования эзотерического сознания (В. Ю. Баскаков, 1997).

Схема тела — некое врожденное чувство (ощущение) целостности собственного тела, пластичная модель которого каждый

строит, исходя из собственных соматических ощущений. Схема тела обеспечивает регулировку положения частей тела, контроль и коррекцию двигательного акта в зависимости от внешних условий. «Схема тела представляет собой уже обобщенные и объединенные в знаковую структуру знания о теле — нечто вроде крупномасштабной карты телесного ландшафта, на которой обозначены наиболее важные пункты. Построение такой «карты» собственного тела, несомненно, является продуктом аккультурации и систематизации психотелесного опыта ребенка, целенаправленно происходящих в процессе его общения с матерью или няней» (Осорина М. В. Секретный мир детей. — СПб., 1999. — С. 14).

Образ тела — некое эмоционально-когнитивное обобщение отдельных ощущений, восприятий, представлений, установок, оценок, связанных с отдельными атрибутами тела и телесными функциями. Это сложное единство восприятия и переживания. «Образ своего телесного Я — это база для развития личности малыша (равно как и для личности взрослого). Ведь наличие тела — это критерий истинности утверждения «Я существую». Одновременно тело — это исходная точка отсчета, необходимая для ориентации человека в окружающем физическом мире, и главный измерительный прибор, который все люди используют в процессе освоения физического пространства» (Там же).

Телесный опыт — это некоторая психическая активность, связанная с телом, включающая в себя: а) овладение своим телом и телесными навыками в процессе взаимодействия с ближайшим окружением; б) развитие «телесных» представлений, в том числе представлений о здоровье и болезни; в) самоисследование своего телесного переживания. Различные составляющие телесного опыта (представления о своем теле, общее физическое самочувствие и здоровье, телесные недомогания и болевые ощущения) во многом определяют человеческое существование как таковое, влияют на развитие личности. Телесные ощущения наполнены для каждого человека своим собственным смыслом и значением.

Ребенок, впервые вставший на ножки, испытывает огромное удивление.

Телесный опыт ребенка отражает процесс психосоматического развития, его закономерности и индивидуальные особенности. Телесный опыт ребенка можно анализировать по таким параметрам, как, например, освоение ребенком телесных функций, представления ребенка о своем теле, представления о здоровье и болезни. Результатом обобщенных представлений будет являться образ своего телесного Я, или образ тела.

Эмоциональный опыт, связанный с онтогенезом телесности, — это следующее: а) насколько ребенок стремится к телесной свободе, выдираясь из пеленок и одежды (дети-Маугли); б) насколько ребенок, получив свободу, использует ее для поддержания телесного

удовольствия; в) к каким способам его подкрепления прибегает сам (одни начинают бесконечный бег, другие требуют ванну и действия с водой и т.д.).

При понятии «здоровье — болезнь» «телесным выражением эмоционального здоровья человека является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и почвой под ногами («заземленность»), ясный взгляд и мягкий приятный голос» (Коледа С. В. Предисловие // Лоуэн А. Психология тела. — М., 1997). «Физический облик человека отражает его психику» (Там же. — С. 5).

Телесность ребенка — это осанка и дыхание, это лицо и его выражение (напряженное или расслабленное), это поза и положение рук (открытое или закрытое) (Е. В. Горшкова).

«Объективно психическое здоровье можно определить по уровню жизненной энергии, которая проявляется в быстроте взгляда, цвете и температуре кожи, спонтанности выражений лица, живости тела, а также элегантности движений. Особенно важны глаза — окна души… В состоянии депрессии глаза грустные и часто в них видна глубокая тоска…» (Лоуэн А. — С. 12).

Субъективное ощущение здоровья — это «чувство удовольствия, получаемое от тела, которое иногда достигает степени радости. Именно в таких состояниях мы ощущаем связь со всеми живыми существами и со всем миром. Боль, напротив, изолирует нас от других. Когда мы болеем — это проявляется не только симптомами болезни, но также изолирует нас от мира… Здоровье проявляется в грациозных движениях тела, в «сиянии» тела, а также в его мягкости и тепле. Полное отсутствие этих качеств означает смерть или смертельную болезнь. Чем мягче и пластичнее наше тело, тем ближе мы находимся к здоровью. С возрастом наше тело грубеет, мы приближаемся к смерти…» (Там же. — С. 7). «Именно отсутствие чувства своего тела является основой депрессии и шизоидных состояний. Это происходит вследствие понижения жизненной энергии тела, упадка его духа или энергетической кондиции. В сущности невозможно отделить психическое здоровье от физического, ибо настоящее здоровье объединяет в себе оба этих аспекта» (Там же. — С. 11).

2. Проблема онтогенеза телесности явно или косвенно рассматривалась в разных теориях развития. Анализ этих теорий показывает, что тема овладения своими телесными функциями рассматривается через призму развития самой личности, становление и развитие Я-концепции, образа физического Я в процессе социализации. Конкретное решение этой проблемы можно рассмотреть в рамках психоаналитических теорий развития (3. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, Э. Эриксон и др.), теорий социального научения (Р. Сире, Б. Скиннер, А. Бандура и др.), когнитивных теорий (Ж. Пиаже и др.).

3. Особо следует остановиться на диадическом подходе и на роли диады «мать — дитя» в развитии ребенка и, в частности, в нормальном развитии его телесности (А. Фрейд, Д. Боулби, Д. В. Винникотт и др.). Так, например, М. Малер подчеркивает важную роль матери в становлении у ребенка чувства целостности тела. Она связывает возникновение такого чувства с ритмично возникающими циклами соматосенсорных стимуляций, идущих от матери во время ухода за младенцем. Интеграция такой стимуляции приводит к развитию ощущения контуров своего тела, и ребенок начинает отличать себя от матери. Таким образом, для развития ребенка в раннем детстве очень важен частый физический контакт матери с ребенком: поглаживание, взятие на руки, прижимание к груди и интимное общение, основанное на интуиции и связанное с сопереживанием.

4. В ходе последующего преодоления симбиотического единства ребенок не только отделяется от матери, формируя границы своего тела; он начинает действовать определенным образом: все проявления ребенка наполняются смыслом, необходимым для самостоятельного существования. «Таким образом, диада «мать — дитя» выступает первичным носителем психосоматического феномена, в котором мать выполняет функцию означивания и осмысливания витальных потребностей и телесных функций» (Г. А. Арина, 1991).

Читайте также:  Педсовет в доу гармоничное развитие ребенка

5. Изучение диады «мать — хронически больной ребенок» позволяет наиболее ярко увидеть процесс взаимодействия матери и ребенка, понять роль матери в ходе его социализации в особых условиях развития — при хронической соматической патологии.

Так, например, по данным исследования Н. А. Коваленко (1998), матери детей с болезнью астмы чаще, чем в контрольной группе, связывают свои собственные эмоциональные переживания не с достижениями ребенка, его качествами или поведением, а со здоровьем — болезнью. То есть матери настолько погружены в болезнь ребенка, что просто не замечают многих других проявлений, не связанных с болезнью (Коваленко Н. А. Эмоциональный и телесный опыт ребенка с бронхиальной астмой: Дис…. канд. психол. наук. — М., 1998).

Реализация ситуации «болезнь — центральное звено» родительско-детских отношений характерна и для развития многих детей, перенесших серьезные операции, например по поводу врожденного порока сердца. Реализация ситуации «болезнь как центральное звено» даже при хорошем результате операции и полном излечении ребенка происходит через взаимоотношения ребенка с родителями. Абсолютизация факта болезни, постоянное подчеркивание ее (эмоциональное акцентирование) будут проявляться на всех уровнях родительского отношения: поведенческом, когнитивном, эмоциональном (В. В. Николаева, Т. Г. Горячева, 1995).

6. В психологической помощи в этих случаях, как правило, нуждается вся семья. Психокоррекционная работа должна быть направлена на снижение проявлений тревожности и страхов у родителей, на фомирование у них адекватных представлений о болезни ребенка и своей роли в его заболевании. Основные направления психологической помощи ребенку в этих случаях состоят в следующем. Психокоррекционная работа в первую очередь должна быть направлена на коррекцию эмоциональной сферы ребенка. Основная задача — научить ребенка понимать свои чувства, правильно их выражать, а не скрывать; помочь ребенку справиться со своими страхами и негативными переживаниями; обучить ребенка различным способам совладания со стрессовыми ситуациями. Кроме психологического воздействия на эмоциональную сферу ребенка необходимо обогащение телесного опыта ребенка. С этой целью его обучают релаксации, дыхательным упражнениям. Целесообразно использование техники телесноориентированной психотерапии (В. Ю. Баскаков, 1997; Т. В. Нестерюк, 2000).

Отдельная работа должна проводиться с матерью. В частности, психологическими «мишенями» воздействия должны стать: изменение неадекватных, аффективных стереотипов реагирования матери; коррекция неадекватного материнского чувства вины; осознание и принятие своих чувств по отношению к ребенку и другим членам семьи. Основная задача — скорригировать аффективные паттерны взаимодействия матери с ребенком, научить понимать эмоциональные проявления ребенка и реагировать на них адекватно.

7. Особое место среди психосоматических расстройств принадлежит расстройствам, связанным с утратой близкого взрослого (Д. Н. Исаев, Е. Черепанова). Знакомство с этой проблемой в отношении детей дошкольного и младшего школьного возраста, с содержанием основных направлений коррекционной работы возможно в процессе самостоятельного чтения книги Черепановой Е. Психологический стресс (М., 1997).

Основные понятия: психосоматическое развитие, жизненная энергия, схема тела, образ тела, телесность, хроническая болезнь, бронхиальная астма, психосексуальное развитие, утрата близкого взрослого.

Задания для самостоятельной работы

  1. Прореферируйте раздел «Психические линии развития ребенка» книги А. Фрейда «Норма и патология детского развития» (в любом издании). Прокомментируйте выделенные ею линии развития: телесной самостоятельности, от грудного вскармливания до рационального питания и т. д.
  2. Познакомьтесь с книгой А. В. Семенович и Е. А. Воробьевой «Комплексная методика психомоторной коррекции» (М., 1998). Попытайтесь ответить на вопрос «Как соотносится проблема онтогенеза телесности в целом и проблема трехуровневой организации психомоторной коррекции, предлагаемой авторами этой книги?».
  1. Соотнесите содержание психокоррекционной работы, представленной в ряде пособий, посвященных отклоняющемуся и нормальному телесному развитию ребенка: Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В.Ю.Баскакова. — М., 1997; Семенович А. В., Воробьева Е. А. Комплексная методика психомоторной коррекции. — М., 1998; Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников. — М., 1993. Что общего в содержании коррекционной работы, представленной в этих пособиях? Чем они принципиально отличаются?
  2. Проведите небольшое исследование. Посетите группу детского сада любого возраста. Побеседуйте с воспитателями этой группы. Выделите детей, которых можно считать соматически ослабленными детьми. Соберите у родителей этих детей сведения о разных аспектах развития их на ранних этапах. Сделайте выводы: а) об особенностях становления системы «мать — дитя» в этих диадах и б) об особенностях онтогенеза телесного опыта этих детей.

Вопросы для обсуждения

  1. Культурно-исторический подход к проблеме онтогенеза телесности.
  2. Основные рабочие понятия в контексте психосоматической парадигмы.
  3. Социальная ситуация развития ребенка при хронических соматических заболеваниях.
  4. Роль игры и игрушки в психокоррекции нарушений психосексуального развития в дошкольном возрасте.
  5. Сравнение понятий: психологический стресс, горе, утрата близкого взрослого, травма, — сходство и различие.

ЛИТЕРАТУРА

  • Горшкова Е. В. Учимся танцевать: Путь к творчеству. — М., 1993.
  • Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб., 1996.
  • Коваленко Н. А. Эмоциональный и телесный опыт ребенка с бронхиальной астмой: Автореф. канд. дис. — М., 1998.
  • Лосева В. К., Луньков А. И. Психосексуальное развитие ребенка. — М., 1995.
  • Лоуэн А. Психология тела. — М., 1997.
  • Нестерюк Т. В. Игровая психогимнастика как форма оздоровительно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста: Автореф. дис. — М., 2000.
  • Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников: Элементы йоги для детей. — М., 1993.
  • Осорина М. В. Секретный мир детей. — СПб., 1999.
  • Семенович А. В., Воробьева Е. А. Комплексная методика психомоторной коррекции. — М., 1998.
  • Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., 1995.
  • Телесность человека: Междисциплинарные исследования / Под ред. В. В. Николаевой, П. Д. Тищенко. — М., 1991.
  • Фрейд А. Норма и патология детского развития. — СПб., 1997.
  • Фрейд 3. Психоанализ детских неврозов. — СПб., 1997.
  • Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В. Ю. Баскакова. — М., 1997.
  • Черепанова Е. Психологический стресс. — М., 1997.

Дата добавления: 2015-10-16; просмотров: 1816; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8662 — | 7484 — или читать все…

Читайте также:

Источник