Развитие ребенка в творческом коллективе

Анна Дроздова
Формирование творческого хореографического коллектива

1. Актуальность

Коллектив занимает важное место в жизни каждого человека и особенно подростка. Он оказывает влияние на человека в каждый возрастной период, но подростковый возраст самый трудный и сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности и не мало важно в каком коллективе оказывается подросток

Свои актуальные потребности, такие как принятие его другими, признания его как взрослого и его положительной оценки способностей другими, проблема самооценки и самореализации личности, выражение собственного мнения и демонстрация своих творческих потребностей, подросток может реализовать только в коллективе. Наиболее эффективно эта реализация как и процесс воспитания будет проходить в творческом коллективе,который предоставляет широкие возможности для всесторонней деятельности подростка.

Актуальность данной работы обусловлена поиском путей формирования благоприятной среды для формирования и развития творческого коллектива, созданием условий для самореализации и самоактуализации подростка, становлением базисных качеств и свойств личности и интериоризацией в социокультурное пространство, что является важнейшей из задач воспитания и обучения.

2. Цель работы состоит в разработке и исследовании наиболее эффективных методов формирования творческого хореографического коллектива в объединении «Топ-Класс»,

Задачи исследования:

1. Изучить научно-педагогические источники по проблеме формирования творческого коллектива.

2. Изучить понятие детский творческий коллектив.

3. Выявить приемы формирования детского творческого коллектива и проверить их на практике.

4. Выявить критерии и уровни творческого коллектива.

3. С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом.».

Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали, Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, Сухомлинский В. А. Лутошкин другие видные педагоги и общественные деятели.

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А. С. Макаренко. Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива: систему перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и др.

Рассмотрим понятия: коллектив, детский творческий коллектив

— группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы ценным и личностно-значимым содержанием социальной деятельности.

Детский творческий коллектив – это группа детей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли. в нем создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, творческой деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена.

В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра, художественно-творческая деятельность и другие аспекты которым необходимо уделять специальное внимание.

В контексте данных исследований, мы будем рассматривать проблемы формирования детского творческого коллектива.

Под руководством педагога детский коллектив становиться особенной средой жизнидеятельности обучающихся, обеспечивающей вхождение в мир культуры отношений, сотрудничества и творчества.

Хореографический коллектив выполняет свое социально-педагогическое назначение в том случае, если решает две основные задачи: обучение исполнительскому мастерству участников художественной самодеятельности, формирование их творческих навыков и умений, эстетического вкуса с одной стороны и формирование нравственной культуры с другой стороны.

В процессе занятий в самодеятельном хореографическом коллективе реализуются потребности человека в художественно-творческой деятельности, его индивидуальные склонности и способности в конкретном виде творчества, формируется опыт концертной, исполнительской деятельности, развиваются эстетические и личностно значимые качества, что способствует формированию установок нравственной, духовной и социально зрелой личности.

Выработка потребности к творчеству у членов коллектива создает оптимальные предпосылки для развития творческого коллектива. Чувство принадлежности к коллективу, сознание того, что оценки и суждения личности разделяются другими членами, усиливает его интерес к общему делу, поднимает настроение, эмоциональное состояние.

В течении учебного года был проведен формирующий эксперимент, основной целью которого являлось формирование творческого коллектива в объединении эстрадно-спортивного танца «Топ-Класс» Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей » Центр Гармония» г. Королев М. О.

Дети обучаются хореографическому искусству в объединении «»Топ-Класс», по дополнительной общеразвивающей программе «Эстрадный танец»

Основной целью данной программы является: создание условий для формирования детского творческого коллектива детей на всех этапах развития.

Специфика программы заключается в сочетании комплекса компонентов:

• общепедагогических

• социально-психологических компонентов.

• Художественно-исполнительских компонентов

От качества организованной воспитательной работы, построенной на возрастных особенностях подростков, зависит качество формируемого творческого коллектива, его исполнительский уровень.

Основными задачами в области формирования творческого коллектива являются:

Формирование интереса к танцевальному искусству (культуре, как средству творческого самовыражения

• развитие коммуникативной культуры подростков

• Развитие художественных, психомоторных, социальных способностей (пластичность, координация, артистичность, способность работать в коллективе)

• Развитие импровизаторских способностей, умения находить оригинальные коллективные решения

• Воспитание чувства толерантности и взаимопомощи;

• Воспитание потребности в саморазвитии;

При решении проблемы формирования творческого сплоченного коллектива, делается опора на следующие принципы:

o — создание, развитие и обогащение социокультурной среды в которой формируется коллектив.

o — творческая самореализация каждого обучающегося как условие развития коллективного творчества.

o — комфортность пребывания ребенка в коллективе

o — учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии.

o — творческий подход к управлению процессом коллективно- творческой деятельности

Важной составляющей программы являются игры и тренинги, которые направлены на повышение уровня сплоченности.

Хореографический коллектив представляет собой собрание индивидуальностей с учетом их танцевальных данных и возрастных особенностей, объединенных общей художественно-творческой задачей, в решении которой значительную роль играют педагогические условия, создаваемые руководителем хореографического коллектива.

Читайте также:  Закономерности развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Овладение навыками творческой деятельности — это не только эффективный путь развития творческих способностей участников, но и один из важнейших факторов воспитания трудолюбия, воли, внимания, настойчивости, целеустремленности.

Задача формирования творческого коллектива -это педагогическая задача и культурное явление, отражающее гуманистические ценности современного общества.

Взаимодействие педагога и творческого коллектива в процессе его формирования условно можно разделить на несколько этапов имеющих свои особенности.

1.- На первом этапе формирования творческого коллектива педагог стремиться к созданию мотивационного резонанса

На данном этапе применяются игровые методы, словесные (беседа, лекция, видео метод (просмотр видео, мультимедиа презентации, досуговые и позновательные КТД. Все они направлены на снятие мышечных зажимов, позволяющие также снимать и психическое напряжение, тренинги и игры на развитие взаимодействия и сплоченности, а также применяемые технологии в учебной деятельности позволяют создать благоприятную атмосферу в коллективе избегая ощущения «рутины» в связи со спецификой обучения в хореографическом коллективе.

2- На втором этапе происходит переход к организации деятельности по совместному планированию и поисков способов достижения общей цели.

на данном этапе применяются – организаторские КТД, деловая игра, метод проблемного изложения, тематические задания. Использование данных методов — это способ самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств, что соответствует главному основанию художественно-творческой деятельности – свободный, целевой выбор участниками коллектива и педагогами путей, способов, содержания и результата совместного общения

3- на третьем этапе коллективного взаимодействия является распределение ролей в предстоящей деятельности. Здесь педагогу необходимо выявить индивидуальные способности и склонности каждого обучающегося используя арсенал методов и приемов с целью выявления его индивидуальной неповторимости и его лучших черт для всего остального коллектива. Выявление индивидуальных способностей детей позволяет педагогу наметить перспективу творческого развития коллектива. на данном этапе основные методы, это метод импровизации,художественные и позновательные КТД.

4- На четвертом этапе под влиянием педагогически организованной деятельности, начинает происходить сплочение коллектива. Это создает условия для перехода к уровню автоматизации, который характеризуется высоким внутренним единством. Именно на этом уровне в коллективе выделяется творческая инициативная группа -актив. Именно в этой группе происходят процессы обособления, сплоченности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой перехода к высшему уровню развития коллектива.

Специфика хореографического коллектива сочетает в себе ряд острых и конфликтных моментов, таких как «борьба за первую линию» или «сольную партию», завышенная самооценка своих способностей. Здесь педагогу нужно применять массу приемов для избежания конфликтных ситуаций, простраивать работу в русле корректного регулирования «острых» ситуаций. Здесь применяем спортивные КТД на взаимопотдержку и взаимовыручку.

5- Заключительный этап формирования коллектива связан с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата, рефлексией деятельности. При этом педагогу необходимо акцентировать внимание детей на личном вкладе каждого из участников творческого процесса в общее дело. На данном этапе необходима оценка результативности творческой деятельности, которая может выражаться в оценке (одобрение) значимыми для детей людьми (педагог, родитель, друг) или в участии в социально значимой деятельности, участие в конкурсах и соревнованиях, общественных КТД.

Для повышения самооценки коллектива и анализа и самоанализа собственной деятельности необходимо чтобы дети наглядно видели, наблюдали и отслеживали свою деятельность. Для этого возможно использовать множество приемов, например вести «летопись» событий жизни коллектива, в которой отражаются коллективные достижения детей, доска достижений коллектива «доска почета», регулярный просмотр видеозаписей, фотоматериаллы, буклеты и афиши.

Таким образом тщательно выбираются формы работы для каждого этапа: сюжетно-ролевая игра, игра-путешествие, тренинг, импровизация, творческий проект, конкурс, тематические задания по группам, деловая игра, КТД.

Анализ эффективности методик по формированию творческого коллектива.

С целю анализа эффективности методик применяемых в ходе формирующего эксперимента, был проведен педагогический мониторинг, который был направлен на исследование и фиксацию творческих способностей и уровня сформированности коллектива, динамику его развития. Для исследовательской работы была выбрана группа обучающихся среднего звена. Возраст участников 10 — 15 лет.

План мониторинга.

• Наблюдение за развитием творческих способностей воспитанников в коллективе и фиксирование достигаемых результатов.

• Обобщение результатов.

• Анализ и оценка достигаемых результатов.

Объектом мониторинга являются творческие способности.

Формы проведения мониторинга – наблюдение, беседа с обучающимися, концертные и конкурсные выступления обучающихся, участие в социально значимых мероприятиях и акциях.

Результаты отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного и итогового контроля.

Оценка сформированности творческого коллектива осуществляется по критериям:

1. Уровень творчества:- артистизм — способность к импровизации.

2. Коммуникативные навыки: — коммуникативная культура при исполнении групповых композиций —коллективное проживание ситуаций успеха и неудач

— конструктивное сотрудничество в творческом процессе

3. Уровень сплоченности:

— успешность решений конфликтных ситуаций-

-согласованность и организованность действий участников деятельности

Мониторинг проведенного нами формирующего эксперемента проходящещего через внедрение и апробацию форм, методов и педагогических технологий таких как: КТД, тренинг,упражнения, игры, интерактивные методы выявил эффективные результаты формирования детского творческого коллектива Используемые формы и приемы позволили сформировать творческий коллектив который характеризуется:

• высоким уровнем творчества (артистизм, умение находить оригинальные решения)

• высоким уровнем коммуникативных навыков, развитым чувства толерантности и взаимопомощи; низким уровнем конфликтности

сформированностью художественно – образного восприятия и мышления;

• высоким интересом к танцевальному искусству (культуре).

• высоким уровнем потребности в саморазвитии;

• мотивированностью всех участников

• высоким уровнем согласованности и организованности действий участников деятельности

• высокой результативностью

как результативность: Коллектив танца «Топ-Класс» является победителем обладателем гран-при на конкурсах муниципального, регионального федерального и международного уровня.

Источник

Надежда Егорова
Консультация «Коллективное творчество дошкольников»

Коллективное творчество дошкольников.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты, готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия? Во – первых, это положительный психологический климат в детском коллективе; во – вторых, использование таких видов деятельности на развитие творческих способностей ребёнка в группе, как лепка, аппликация, конструирование, ручной труд.

Читайте также:  Таблица развитие детской речи ребенка 4 лет

Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении. Основной причиной является: недостаточный уровень познавательных интересов, отсутствие активности, инициативности, настойчивости и умения достигать поставленной цели.

Решая проблему развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах:

творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

— учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

— управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;

— комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).

В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

Поэтому одной из форм проведения как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности в старших группах в детском саду являются коллективные работы, итогом которых становятся общие картины, панно, композиция в лепке.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

— договариваться о совместной работе, её содержании;

— работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

— планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;

— радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, декорации к играм, спектаклям, афиши, книжку-ширму в подарок, проиллюстрировать сказки, стихотворения, кадры к фильму и т. д.

Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:

— в начале года дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;

— на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала о деле, потом подчёркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;

— постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и прочее.

К взрослому дети обращаются тогда, когда не могут договориться самостоятельно. Здесь важно подсказать, как лучше договариваться, в каком случае уступить друг другу, если надо, научить работать вместе, дружно, с удовольствием.

На занятиях воспитатель использует разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создании своего образа.

В основном коллективные работы проводятся с детьми одного возраста. При организации работы важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Исследователи выделяют несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию. Это общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные дети. Необходимо учитывать эти особенности при организации совместной деятельности. Так, общительно-дружелюбных детей можно объединить с детьми, принадлежащими другим типам. Общительно — враждебных нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными, а необщительно-враждебных, кроме того, нецелесообразно объединять друг с другом. Если же возникает необходимость работы в группе общительно — и необщительно-враждебных детей, она обязательно должна быть «усилена» 2-3 общительно-дружелюбными детьми.

Легче организовывать детей для выполнения коллективной работы по лепке, аппликации, конструировании, сложнее в рисовании, но в практике существуют разнообразные формы организации, которые помогают решать задачи в разных видах деятельности. Эти формы организации коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.

1. Совместно-индивидуальная

(ребенок-участник деятельности — выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции).

2. Коллективно изобразительная деятельность на основе совместно-

последовательной формы организации

(результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого).

3. Совместно-взаимодействующая

(формирования умений планировать координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда).

Так, дети младшей группы создают каждый отдельную картину, а в конце у них будет общая картина. При соединении всех работ вместе в конце занятия получаются картины «Цветущий луг», «Лес», «Цыплята на траве» и т. д.

А старшие дети выполняют более сложное и разнообразное задание («Улица города» — транспорт, дома, деревья, люди т. д.). Чтобы детям не мешать друг другу при создании коллективной работы, каждый определяет зону своей деятельности, т. е. договариваются, кто где будет рисовать.

Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса — возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Привлекательностью к общему делу является предоставление детям разнообразных изобразительных материалов. Так, например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу, но и вырезки из газет и журналов, готовые рисунки детей; для лепки использовать и тесто, и пластилин с глиной, в рисовании восковые и цветные карандаши, акварель и гуашь, разный строительный материал.

Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В этот день дети занимаются своими любимыми делами, из которых видно, из скольких и каких детей формируются подгруппы детей и по каким интересам.

Читайте также:  Образец карты развития ребенка овз в доу

Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а «преподнести» проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. С этой целью возможна организация выставок личных достижений, смотров талантов и способностей, акцентирование педагогом внимания детей на поступках и деятельности того или иного ребенка. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Например, дети с удовольствием участвуют в оформлении панно на стене групповой комнаты «Волшебная страна Детства», «Космос» и т. д. Разделившись по собственному желанию на подгруппы, дети самостоятельно решают вопросы о том, какой сюжет будет отражен их группой на общем изобразительном поле.

Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат — родителями, другими воспитателями, детьми других групп.

Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в каждом детском саду создаётся перспективный план, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации. Так, коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Улица города»: на первом занятии создаётся город, на втором занятии на другом листе – транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.)

А что же мешает успешному развитию детского творчества? Самым существенным недостатком в работе педагогов, мешающим развитию детского творчества, является излишняя опека ребёнка, т. е. вмешательство воспитателя в сам творческий процесс ребёнка, навязывание своей идеи работы. Следующим недостатком, отрицательно сказывающимся на развитие детского творчества, следует считать ограниченность материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации и лепки, ограниченность детьми способов изображения. Самый отрицательный недостаток работы в развитии детского творчества, неправильное руководство детским творчеством и низкий уровень квалификации педагога, т. е в педагоге отсутствует творческий потенциал для решения данного вопроса.

Перед воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад вырастить не только сознательным членом нашего общества, не только здоровым и крепким человеком, но и — обязательно!— инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.

Темы коллективных работ для детей 3-4 лет

1. Разноцветные шары (аппликация, рисование)

2. Зимний лес (рисование)

3. На деревья на лужок, тихо падает снежок (рисование)

4. Неваляшки гуляют (лепка, аппликация)

5. На дереве распустились листочки, цветы (рисование, аппликация). В этом случае изображение дерева при детях создаёт воспитатель, а дети наклеивают готовые цветы, листья.

6. Расцвели красивые цветы (аппликация и рисование)

7. Цыплята гуляют в траве (лепка, аппликация, рисование)

8. Украсим нашу группу к празднику (лепка, аппликация, рисование). Это занятие применяется ко всем праздникам (день рождение, праздник весны, Новый год и т. д.)

Темы коллективных работ для детей средней группы

1. Осенний лес (рисование)

2. Осенний ковёр (декоративная композиция может быть выполнена в аппликации. Подобного рода композиция может быть создана по весенним мотивам)

3. Птицы на ветке (дереве); Птицы на кормушке (лепка)

4. Весёлая карусель (по мотивам дымковских игрушек). Карусель конструирует воспитатель.

5. Сказочное дерево (рисование, аппликация)

6. Наш аквариум (композиция может быть выполнена в рисунке и аппликации)

7. Сказочная страна (аппликация: дети украшают вырезанные домики, вырезают детали украшения, приклеивают их и из украшенных домиков составляют картину на большом листе бумаги, протонированном в соответствии с колоритом сказочной страны: небо, земля, трава и т. д.)

8. По улице сказочного города едут тележки и везут разные грузы (аппликация)

9. На клумбе расцвели красивые цветы (рисование, аппликация)

Темы коллективных работ для детей старшей группы

1. Витрина магазина игрушек (аппликация, рисование)

2. Корзина с цветами (ваза с цветами, ваза с фруктами – аппликация)

3. Наш уголок природы (аппликация)

4. Осенний парк (волшебный сад) – рисование, аппликация

5. На катке (аппликация или рисование, лепка)

6. Наш город (аппликация)

7. Зимние забавы (рисование)

8. Сказочное царство (рисование, лепка, аппликация)

9. Космос (рисование, лепка, аппликация)

10. Мои любимая сказка (мультфильм) – аппликация, рисование

Темы коллективных работ для детей выпускной группы

1. Цирковая арена (аппликация, рисование)

2. Корзина с цветами (ваза с цветами, ваза с фруктами – аппликация)

3. Роспись на ткани (рисование)

4. Осенний парк (волшебный сад) – рисование, аппликация

5. Животные мира (аппликация или рисование, лепка)

6. Наш город (аппликация)

7. Зимние забавы (рисование)

8. Цветочный мир (рисование, лепка, аппликация)

9. Космос (рисование, лепка, аппликация)

10. Мои любимая сказка (мультфильм) – аппликация, рисование

Источник