Роль отца в раннем развитии ребенка

Роль отца в раннем развитии ребенка thumbnail

Долгое время
отрицательные последствия нарушения
нормальных детско-родительских
отношений рассматривались исключительно
с точки зрения разрыва или искажения
связи ребенка с матерью, чем,
собственно, объясняется и повсеместное
предпочтение термина «материнская
депривация» другим — таким как,
например, «отцовская депривация» или
«родительская депривация». Однако в
самое последнее время наблюдается
явная тенденция включать в контекст
обсуждения проблемы депривации и
рассмотрение роли отца.

Для психологии
давно, по крайней мере со времен
работ З.Фрейда, очевидна специфическая
и ничем не заменимая роль отца.

«Фигура отца»
является одним из основополагающих
понятий и даже объяснительных принципов
психоанализа, хотя эту позицию
неоднократно критиковали за
декларативность и внеисторичность.

В ХХ веке появилось
множество исследований, которые
показали, как на протяжении истории
менялся феномен отцовства. Заметим,
что в последние годы эти изменения
даже более значительны, чем изменения
феномена материнства. Если материнство
трудно оторвать от его биологической,
инстинктивной основы, то отцовство
— феномен преимущественно социальный
и поэтому подвержен относительно
более резким изменениям, зависящим,
в частности, от господствующего типа
семьи и ее места в обществе.

Постоянно
растущее число исследований,
большинство из которых было проведено
в конце прошлого — начале настоящего
века4,
демонстрируют наличие двух важных
сторон в понимании отцовства как
социального института и фактора
развития ребенка.

1.
Акцентирование
особой роли отца в становлении
личности ребенка, принципиального
отличия этой роли от роли матери
.

Было показано,
что в отличие от матерей, который
значительную часть проводимого с
ребенком времени тратят на уход и
заботу, отцы прежде всего играют с
ребенком, ведут себя с ним как товарищи
по играм. Они тратят на эти игры в
4-5 раз больше времени, чем на кормление,
переодевание, гигиенические процедуры
и т.п.

Общаясь с ребенком,
подбрасывая его, щекоча, возясь с
ним, устраивая игры-потасовки, отцы
оказывают значительно сильнее, чем
матери, развивают органы чувств
ребенка, его моторику, пробуждаеют
его активность.

Эти же исследования
показывают, что матери, в свою очередь,
больше, чем отцы, разговаривают с
ребенком, чаще играют с ним в
традиционные игры (типа «ку-ку»,
«ладушки», «коза рогатая», «прятки»
и т.п.), читают им.

Ряд отличий в
отцовских и материнских функциях
был выявлен в исследованиях Р.Парке,
который считается одним из ведущих
исследователей роли отца в развитии
ребенка. В частности, им было показано
следующее:

  • дети, которых
    отец помогал пеленать, купать и
    кормить, оказываются в дальнейшем
    более терпеливыми к присутствию
    незнакомого человека;

  • уже в раннем
    детстве ребенок по-разному относится
    к отцу и матери: если ему требуется
    забота и ласка, он обращается к
    матери, а если ему хочется поиграть
    — к отцу (двое из трех детей, которые
    учатся ходить, выбирают в качестве
    партнера для игры именно отца) ; глядя
    на мать ребенок чаще улыбается, а
    глядя на отца — смеется и т.п.;

Интересны данные
исследований, касающиеся неполных
семей, в которых дети растут без
матери, только с отцом. В таких семьях,
естественно, отцы много времени тратят
на заботу о ребенке и уход за ним.
Однако все равно они значительно
больше, чем матери в неполных семьях
играют с детьми, и игры эти более
активные.

Однако не эти
различия оказываются наиболее
существенными. Наиболее существенным
и практически ничем не заменимым
оказывается воздействие отца на
становление психосексуальной
идентичности, гендерной роли как
мальчиков, так и девочек.

Исследования и
психотерапевтическая практика
свидетельствуют о пагубности смешения
мужской и женской роли в семейном
воспитании, их подмены друг другом.
Так, криминологи связывают делинквентность
подростков с воспитанием в неполной
семье, прежде всего с отсутствием
отца или заменяющего его лица.
Сексологи, в свою очередь, видят
причину ряда форм мужской импотенции
с тем, что мальчиков воспитывали
одинокие, авторитарные матери. Психологи
также считают, что многие личностные
нарушения определяются тем, что
в семье нет отца.

Проблема мальчиков,
воспитывающихся без отца, как правило,
коренятся в том, что ему в качестве
общественно одобряемой навязывается
женская модель поведения. В
подростковом возрасте, пытаясь
утвердить себя как мужчина, он
активно отвергает такую модель, что
нередко приводит к дезорганизации
поведения и трудностям в развитии
личности.

Для
формирования гендерной
идентичности

девочки отец также необходим, но
совершенно по-иному. Девочка становится
уверенной в себе девушкой и женщиной
лишь в зеркале взгляда и отношения
к себе со стороны лишь бескорыстно
и безусловно любящего ее мужчины.
Кроме того, для построения женской
идентичности девочки важна возможность
оттолкнуться от противоположной
гендерной модели, соотнести себя с
ней.

Читайте также:  Диагностика психического развития ребенка в раннем детстве

Эти
и многие другие подобные объяснительные
конструкции сегодня достаточно широко
известны и общепризнанны. Поэтому
матерям, воспитывающих детей в неполных
семьях, без отцов, психологи часто
советуют найти для ребенка своеобразного
«заместителя отца» — человека, который
выполнял бы такую роль. Носителем
мужской модели может выступать и
дедушка, и дядя, и друзья семьи.

Необходимость
мужской модели поведения учитывается
и в эффективно работающих учреждениях
для детей-сирот. Назовем, к примеру,
созданную замечательным человеком
Германом Гмайнером после П мировой
войны и действующую в настоящее время
более чем в 130 странах мира, в том
числе и в России, систему «детских
деревень — SOS»5.

Детская
деревня-SOS
— это учреждение, которое, как правило,
состоит из примерно дюжины отдельных
домов, в каждом из которых живет семья:
«мать» и 6-8 детей. Эти дети либо не имеют
родителей, либо же их родители лишены
родительских прав. От детей никто не
скрывает их реальной истории жизни, и
они знают, что «мать» в детской деревне
– не их родная мать. В деревне дети живут
до 16-17 лет, пока не начнут самостоятельную
жизнь. В отдельном доме живут помощницы
«матерей» – «тети», которые замещают
«мать» в ее выходные дни, а также если
она заболела, уехала или ушла куда-то
по делам. При этом дети учатся в обычной,
расположенной по соседству школе,
ходят в обычную поликлинику, посещают
разные кружки и секции за пределами
детской деревни.

Это «женское»
воспитание обязательно дополняется,
уравновешивается мужским влиянием.
Поэтому руководит детской деревней
всегда мужчина, который также проживает
в отдельном доме вместе со своей семьей.
Помимо чисто директорских обязанностей
он является как бы отцом для всех живущих
в деревне детей и своеобразным мужским
эталоном. Важно, что в деревне обязательно
есть и другие мужчины: педагог (заместитель
директора), мастер, шофер, работники
охраны, которые также общаются с
детьми, обучая их водить машину, чинить
технику, столярничать, играть в
футбол, боксировать и т.п.

2.
Сближение
мужской и женской роли в воспитании
детей, вплоть до отказа признать, что
такая специфика вообще существует
.
Сегодня женщины все больше становятся
похожи на мужчин: заняты карьерой,
все меньше времени проводят дома, все
меньше заняты хозяйством, а мужчины,
напротив, все охотнее занимаются
домашними делами, все чаще оказываются
на вторых ролях в материальном
обеспечении семьи, все больше
занимаются детьми, вплоть до того,
даже в отпуск по уходу за новорожденным
берут отцы, а не матери. Любопытно,
что отмеченные изменения гендерных
ролей получают разную общественную
оценку. Если в отношении изменений
женской негативно-скептическая оценка
все же преобладает, то все увеличивающаяся
роль отца в воспитании детей оценивается
сугубо положительно.

Например, в
последние годы популярным становится
присутствие отца при родах. Во многих
эмпирических исследованиях показано,
что такие отцы впоследствии значительно
больше общаются и играют даже с
совсем маленькими детьми. Стали
появляться неполные семьи которая
традиционно связывалось с представлением
о матери-одиночке, отцом-одиночкой.
Изменяется и юридическая практика:
при разводах суды все чаще оставляют
ребенка с отцом. Наконец, изменение
роли отца находит свое отражение
и в художественных произведениях.
Вспомним хотя бы знаменитый фильм
«Крамер против Крамера».

* *

*

Подводя итоги
раздела, можно сказать, что феномены
материнства и отцовства, общественное
к ним отношения изменялись на
протяжении истории человечества и
сегодня разнятся в разных странах,
культурах, народах, и даже разных
социальных группах.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Роль отца в психологическом развитии и воспитании детей раннего возраста

Наиболее раннее начало общения отца и ребенка – одно из важнейших условий, оказывающих влияние на их будущую взаимную привязанность. Известно, что младенцы, отцы которых разговаривали с ними еще до их рождения, раньше других начинают выделять пап из окружающих, чаще останавливают на них свой взгляд. Максимально ранний контакт ребенка с отцом, особенно в первые два-три дня после рождения (или даже в первые часы), когда в мозг новорожденного «впечатываются» первые внешние события, звуки, прикосновения, производит на обоих неизгладимое впечатление, многократно усиливая их будущую привязанность друг к другу.

Беременность и рождение ребенка – важные события в жизни семьи, требующие особых взаимоотношений между супругами. Многочисленные исследования показывают, что отец может оказывать значительное позитивное или негативное влияние на психическое здоровье ребенка. Пренебрежительное отношение отца к новорожденному тяжело сказывается на эмоциональном состоянии матери, которое передается грудному ребенку. Он становится беспокойным – плохо ест, спит, часто срыгивает и т. п. Позже это проявляется в виде невроза страха. Вместе с тем замечено, что ребенок, отец которого в первый год жизни участвует в повседневном уходе за ним, меньше боится незнакомых людей, проявляет большую открытость в общении.

Читайте также:  Витамины для роста и развития детей ребенку от года

За исключением кормления грудью, отцы вполне способны обеспечить полный уход за ребенком – могут купать, пеленать и качать его так же умело, как мать. Отцы улавливают сигналы ребенка так же чутко, как и матери, а младенцы привязываются к ним не меньше, чем к матерям. Несмотря на это, отцы, как правило, не берут на себя основную ответственность по уходу за ребенком. Такая второстепенная роль папы в воспитании детей раннего возраста может быть связана с чувством некомпетентности в этом вопросе, что они часто подтверждают словами: «Мое время еще не пришло».

Между тем существует определенная связь между взаимодействием ребенка с отцом в младенчестве и их взаимоотношениями в последующие годы. У отцов, которые были «недосягаемыми» для своих маленьких детей (не принимали участие в уходе и воспитании), могут возникнуть трудности в налаживании прочных эмоциональных связей с ними в будущем. Поэтому так важно не откладывать общение с малышом, не ждать, когда он станет старше, перекладывая все заботы о младенце на мать. Ведь воспитание детей – это постоянное занятие, в котором участвуют два человека: отец и мать.

Замечено, что стиль взаимодействия отцов с маленькими детьми отличается от материнского. Матери большую часть времени общаются с детьми во время ухода, отцы же взаимодействуют с ними в процессе игры, оказывая непосредственное влияние на их психическое развитие. Игра между отцом и ребенком носит циклический характер, за вспышками возбуждения и проявления взаимного внимания следуют периоды минимальной активности. Матери играют с детьми в нежные, спокойные, традиционные игры («Ладушки», «Сорока» и т. п.). Отцы устраивают необычные, энергичные, непредсказуемые игры, связанные с возней и неразберихой. Вдруг превращаются в лошадку юного принца (или принцессы) или в злого и ужасного Бармалея, которого нужно победить, чтобы он не съел «маленьких, очень маленьких детей»… В таких играх детям особенно нравятся проявление физической силы и стихийность. Кроме того, они формируют быструю реакцию на возможную опасность, умение принимать верное решение в сложных ситуациях; снимают нервное напряжение, заряжают положительными эмоциями.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери!) играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую самоидентичность. Отметим, что трех-четырехлетние дети с большим желанием общаются с родителем противоположного пола – подобно тому, как мальчики обожают мать, девочки нежно любят отцов, особенно если похожи на них внешне. Такой эмоциональный опыт гетерополых отношений найдет свое дальнейшее развитие в будущем.

Отец является для ребенка важной ролевой моделью. Именно в общении с ним, подражая ему, мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера. Каждый отец должен осознавать это и всегда помнить, что с самого раннего возраста ребенок будет подражать ему во всем, в самых незначительных мелочах: в мимике, жестах, речи – и прежде всего в отношении к матери! Отношение отца к матери в значительной мере определяет характер отношения мальчиков к девочкам. Очень часто мальчики, лишенные отцовского внимания, – недостаточно зрелые, несамостоятельные дети. Они плохо адаптируются в коллективе, трусливы, коварны, злобны, агрессивны. У них наблюдается бессмысленное стремление к разрушительству.

У девочки на примере взаимоотношений отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Она узнает, как мужчины относятся к женщинам, невольно учится понимать природу мужчины. Проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях родителей будут способствовать возникновению проблем в будущем браке ребенка, в воспитании собственных детей.

Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его «дочь умница и красавица», отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания.

В наши дни многие уверенные в себе женщины хотят «родить ребенка для себя», они убеждены в том, что смогут обеспечить его всем сами. Но ведь о значении роли отца в воспитании ребенка можно судить уже по тому факту, что смертность детей, лишенных отца, т. е. рожденных вне брака, в два раза выше. При поддержке отца женщина может передать своим детям чувство уверенности в гораздо большей степени, чем женщина, вынужденная воспитывать ребенка одна. Разумеется, это справедливо только в том случае, когда методы воспитания обоих родителей совпадают, они поступают по отношению к ребенку согласованно, предъявляют ему одинаковые требования, окружают его постоянной любовью и вниманием.

Читайте также:  Дидактический материал развития ребенка с 2 лет

Участие отца в воспитании детей наравне с матерью оказывает непосредственное влияние на формирование личностных качеств ребенка, от которых во многом зависит его будущее благополучие.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Первая группа детей раннего возраста (от рождения до одного года)
В отечественной психологии младенчество рассматривается как особый возраст, в котором устанавливается эмоционально-личностное общение ребенка со взрослым и который характеризуется особой социальной

Вторая группа детей раннего возраста (от одного года до двух лет)
Организация образовательного процесса обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно со взрослым. Поэтому одно

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Программа воспитания и развития детей раннего возраста

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое,

Развитие детей раннего возраста
Голубева Л.Т. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Лямина Г. М. Развитие речи детей раннего возраста. – М.: Айрис-Дидактика, 2005.Разенкова Ю.А., Теплюк С.Н., Выродова И.А. Иллюстрированный материал для развития речи

Особенности развития детей раннего возраста
Для детей первых лет жизни характерен быстрый темп развития. С этим связано повышение работоспособности детского организма. Новорожденный ребенок в состоянии бодрствовать в течение 5–7 минут. К году длительность одного

«Семейственные воспоминания дворянства должны быть историческими воспоминаниями народа»

А. С. Пушкин. Роман в письмах

Предисловие
Помню, как в клубе критиков питерского Дома кино обсуждали фильм Е. Мотыля «Звезда пленительного счастья». По ходу разговора встал вопрос

Нарушение пищеварения у детей раннего возраста
На первом году жизни больше всего проблем малышу и родителям, а также врачам, доставляет пищеварительная система.Редкая мама может похвастаться тем, что ее ребенок никогда не страдал от болей в животе, не срыгивал и не имел

Роль отца в естественном воспитании
Семь секретов естественного воспитания срабатывают лучше, если есть отзывчивый и заботливый папочка. Хотя в первые годы жизни ребенка для него естественно отдавать предпочтение матери, отцы просто необходимы. Отец обеспечивает

Книги для детей. Роль сказки в развитии ребенка

Книжки вредные и полезные для детской психики.
Значение любимой сказки в выборе жизненного пути.
Большинство родителей знает о важности чтения детям книг. Они сознают, как это необходимо для развития малышей. Но далеко не

Источник