Роль обучения в развитии личности ребенка дошкольника

Роль обучения в развитии личности ребенка дошкольника thumbnail

Вера Клынина
Значение дошкольного воспитания для развития личности дошкольника

Значение дошкольного воспитания на развитие личности ребенка.

Подготовила: воспитатель высшей категории

Клынина Вера Николаевна.

МДОУ ЦРР Детский сад №6 «Родничок»,

п. Межозерный Верхнеуральского Района Челябинской области.

В настоящее время для педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерством образования науки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – Стандарт, ФГОС дошкольного образования, который предъявляет новые требования: к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему; условиям реализации образовательной программы дошкольного образования; результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности, формирования или актуализации умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. В сложившихся условиях большое значение придается информационно-разъяснительной работе с педагогами по вопросам введения ФГОС дошкольного образования.

Скоро все детские сады должны начать работать по новому стандарту. Подобный документ для дошкольных образовательных учреждений в России разработан впервые. Что же ждет малышей их родителей и педагогов?

Дошкольное детство — очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно. Детей в садике не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы. Если их заранее перегрузить знаниями и уроками, это не поможет развить интеллект, но помешает гармоничному развитию.

Стандарт — это ориентир. Но если родители хотят воспитывать своего малыша иначе, — никто им в этом мешать не будет. Хотя, любой разумный родитель найдет в этом стандарте что-то полезное и важное для своей системы воспитания.

Семья — великое благо для ребенка. И родители, безусловно, могут дать и дают для своего малыша гораздо больше, чем любой другой взрослый. Но тут есть несколько «но». Во-первых, дома дети лишены опыта общения со сверстниками. И добрать его практически негде. Раньше все малыши играли во дворе на улице. Сейчас этого нет. Родители боятся отпускать маленького человека на улицу одного. Сами все время сопровождать его тоже не могут. Поэтому домашние дети даже у самых замечательных мам и пап оказываются, лишены опыта жизни в коллективе, опыта общения. Они не вырабатывают важные социальные навыки. И второй очень важный момент. Меньше половины родителей каждый день играют со своими малышами или читают книги. Компенсировать дефицит тепла и внимания можно только в детском саду.

Значение общественного дошкольного воспитания в нашей стране неуклонно возрастает. На детские сады, являющиеся первым звеном системы образования, ложится всевозрастающая ответственность за развитие личности ребенка, за формирование его социальных ориентаций.

Дети составляют более половины населения земного шара. Развитие ребенка является важнейшей предпосылкой развития духовной и практической сферы будущей деятельности взрослого человека, его нравственного облика и творческого потенциала. Вот почему забота о воспитании и обучении детей – важнейшая задача человечества. Однако в мире еще существует насилие, голод и социальная несправедливость, которые обрушиваются на множество детей, лишенных детства. Во многих регионах мира дети лишены почти всех прав даже в тех сферах, которые касаются их жизни.

20 ноября 1959 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций была принята Декларация прав ребенка. Общественные и политические деятели, ученые и педагоги разных стран и континентов стремятся к всеобщему осознанию проблем, касающихся положения, условий развития и роли детей в разных обществах и разных культурах. Декларация прав ребенка содержит 10 принципов.

Принципы Декларации провозглашают, что ребенку должна быть обеспечена полная возможность для игр и развлечений. Так, для развития ребенка общество создает игрушки, которые определяют особенности содержания детских сюжетных игр, особенности направленности ребенка на мир людей. Если общество предлагает агрессивные игрушки (всевозможные гильотины и т. п., то ребенок невольно приобретает вкус к насилию, садистским наклонностям. Если ребенок получает в руки игрушку, предназначенную для покровительства, заботы, любви, и взрослые упражняют его в добрых чувствах, то ребенок через игру приобретает элементы нравственных качеств. Игра со сверстниками, специально организованная и направляемая взрослым, обучает ребенка социальным отношениям и готовит к будущей взрослой жизни. Роль игры как деятельности, изобретенной в человеческой культуре для нормального развития ребенка, неоценима. Ребенок должен иметь возможность для игр.

Один из принципов Декларации гласит: «Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство». Право на имя несет в себе двойной смысл: это, во-первых, право на принадлежность к определенной человеческой общности, к определенной культуре и, во-вторых, право на свою индивидуальность.

Декларация прав ребенка – документ чрезвычайной социальной значимости, его назначение состоит в том, чтобы обратить специальное внимание мировой общественности на проблему детства. Чтобы права детей на гармоничное развитие их личности, на счастливое детство действительно проводились в жизнь, необходим экономический и социальный прогресс во всем мире.

Вся жизнь ребенка зависит от взрослого, организуется и направляется им. И с самого раннего возраста ребенок начинает учиться у взрослых. Он учится не только ходить, правильно употреблять предметы, говорить, но и думать, чувствовать, управлять своим поведением. Иначе говоря, не только практические, но и психические действия складываются у ребенка в результате обучения. Далеко не всегда это обучение бывает вполне осознанным. Часто взрослые учат детей стихийно, сами того не замечая. Существует даже мнение,что ребенок будто бы может самостоятельно без помощи взрослых научиться рисовать, читать, считать, решать задачи. Это мнение глубоко ошибочно. Мы уже знаем, что получается, если ребенок лишен влияния взрослого, влияния человеческого общества.

Конечно, лучше учить детей не стихийно, а разумно, целенаправленно, специально заботясь о том, чтобы дать ребенку именно то, что нужно, обеспечить его полноценное развитие. А для этого необходимо знать, как соотносятся между собой обучение и развитие, исходить из их связи, определяя, чему и как следует учить ребенка на разных ступенях детства.

Читайте также:  Как стихи влияют на развитие ребенка

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Часто говорят, что ребенок играет, когда, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно если это действие выполняется не настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности. Игровые заместители предметов могут иметь с ними значительно меньшее сходство, чем, например, сходство рисунка с изображаемой деятельностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя. При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается, например, что полспички будет мишуткой, целая спичка – мишкой-мамой, коробок – постелькой для мишутки. Но он ни за что не примет такого варианта, где мишуткой будет коробок, а постелью – спичка. «Так не бывает», — обычная реакция ребенка.

В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Хотя ребенок может брать на себя роль коня или страшного зверя, чаще всего он изображает взрослых людей: маму, воспитательницу, шафера, летчика. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше или легче всего в игре.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета- он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т. д. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Ребенок – шофер, он везет блоки на строительство, затем он грузчик, выгружающий эти блоки, наконец, рабочий-строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции распределяются между несколькими детьми. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Знаковая функция пронизывает все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещения одних предметов другими.

Важную роль в развитии личности ребенка- дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками.

Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается прежде всего в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами сверстников. Вмешиваясь в конфликты, улаживая их, воспитатель учит детей осознанному выполнению норм поведения.

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность. Он знает, в какой стране живет, в каком населенном пункте находится его дом; имеет некоторое представление о материках и других странах. Он отдает себе отчет в том, какое место сред людей занимает (он дошкольник) и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу). Одним словом, он находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я хороший», но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У ребенка дошкольного возраста уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

Читайте также:  Нервно психическое развитие в доме ребенка

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Дошкольное образование в условиях ФГОС ставит основной целью всего учебно-воспитательного процесса развитие гармоничной личности воспитанника. То есть дать малышам определенный запас знаний сегодня недостаточно. Намного важнее приобщить ребенка к социуму, правилам и нормам поведения в нем, а также развивать навыки самостоятельности, ответственности, взаимодействия с другими людьми, учить проявлять свои индивидуальные особенности и таланты, быть активным членом современного общества. Несомненно, достичь таких результатов можно, только имея определенный багаж знаний. Поэтому обучение ребенка основам наук — не менее важная задача дошкольного учебного заведения, но критерии оценки усвоения такого материала детьми достаточно гибкие. Сегодня необязательно уметь читать, сев впервые за школьную парту, но важно, чтобы первоклассник был психологически подготовлен к предстоящей учебной деятельности. Так, малыш должен уметь общаться со сверстниками, быть усидчивым, иметь удерживать внимание и многое другое. В документе обозначены целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования.

Все достижения личности ребенка, который по социальному статусу является младшим школьником, есть предтеча второго рождения его личности, когда начнёт устанавливаться его мировоззрение и вырабатываться жизненная, гражданская позиция.

Список используемой литературы

1) Мухина В. С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов / Под ред. Л. А. Венгера. -2-е изд., перераб. и доп. -М.:Просвещение. 1985.-272 с., ил.

2) Актуальность введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2015/01/21/aktualnost-vvedeniya-federalnogo-gosudarstvennogo

Источник

Тихолиз  Вероника  Михайловна

студент  6  курса  специальность  «Практическая  психология»  Гуманитарно-педагогическая  академия  филиал  ФГАОУВО,  РФ,  г.  Ялта

Е-mail:  veronika.tiholiz@gmail.com

Султанова  Ирина  Викторовна

научный  руководитель,  канд.  психол.  Наук,  Гуманитарно-педагогическая  академия  филиал  ФГАОУВО,  РФ,  г.  Ялта

Дошкольный  возраст  —  важный  этапов  в  жизни  ребенка,  это  небольшой,  но  самый  насыщенный  период  жизни  человека.  Развитие  ребенка  происходит  очень  стремительно.  Наблюдается  высокий  рост  психического,  личностного,  физиологического  и  эмоционального  развития.  Возрастает  интерес  к  окружающему  миру,  социуму,  появляются  первые  и  довольно  уверенные  признаки  самостоятельности.  В  этот  период  ребенок  начинает  осознавать  свою  индивидуальность,  связь  своих  поступков  с  результатами.  У  него  формируются  представления  о  морали  и  поведении  в  обществе,  возникает  чувство  стыда  и  гордости,  сопереживания  и  сочувствия,  возникает  потребность  в  контактах  со  сверстниками  и  взрослыми. 

Каждый  ребенок  уникален  в  своем  развитии.  Его  способности  и  умения  зависят  от  многих  факторов.  В  период  дошкольного  возраста  ребенок  проходит  несколько  стадий  развития  и  становления  своей  личности.  В  таком  возрасте  ведущей  деятельностью  является  игра.  В  игре,  ребенок-дошкольник,  впервые  осознает  правила  и  нормы  поведения  в  коллективе.  В  связи,  с  чем  формируются  такие  личностные  качества,  как  общительность,  организованность,  инициативность,  активность,  ответственность  и  др. 

В  своих  исследованиях  А.Н.  Леонтьев  о  детстве  пишет:  «Это  период  первоначального  фактического  склада  личности,  период  развития  личностных  «механизмов»  поведения.  В  дошкольные  годы  развития  ребенка  завязываются  первые  узлы,  устанавливаются  первые  связи  и  отношения,  которые  образуют  новое,  высшее  единство  деятельности  и  вместе  с  тем  новое,  высшее  единство  субъекта  —  единство  личности.  Именно  поэтому,  что  период  дошкольного  детства  есть  период  такого  фактического  складывания  психологических  механизмов  личности,  он  так  важен»  [5,  с.  4]. 

Дошкольный  возраст  также  является  периодом  интенсивного  развития  познавательной  сферы,  развития  творческой  активности.  Дети  дошкольного  возраст  еще  не  умеют  различать  свой  субъективный  мир  и  сопоставлять  его  внешнему  миру.  Познавая  окружающий  мир  дошкольник  учится  совершенствовать  свое  восприятие.  Жан  Пиаже  называл  это  явление  «реализм». 

Важнейшим  аспектом  дошкольного  возраста  является  готовность  к  обучению.

По  словам,  Л.С.  Выготского,  можно  сказать,  что  движущая  сила  психического  развития  —  обучение  [3].  Так  же  Л.С.  Выготский  утверждал,  что  развитие  и  обучение  являются  разными  процессами.  Л.С.  Выготский  писал,  «что  есть  процесс  формирования  человека  или  личности,  совершающийся  путем  возникновения  на  каждой  ступени  новых  качеств,  специфических  для  человека,  подготовленных  всем  предшествующим  ходом  развития,  но  не  содержащихся  в  готовом  виде  на  более  ранних  ступенях».  Обучение,  «есть  внутренне  необходимый  и  всеобщий  момент  в  процессе  развития  у  ребенка  не  природных,  но  исторических  особенностей  человека»  [3].

По  мнению  Л.И.  Божович  обучение  и  развитие  это  две  разные  вещи.  Обучение  создает  почву  для  развития  и  призывает  ребенка  к  жизни,  пробуждает  и  приводит  внутренние  процессы  к  движению  [2].

Выдающимся  отечественным  ученым,  Л.С.  Выготским,  были  проведены  экспериментальные  исследования  отношения  между  обучением  и  развитием.  Это  изучение  житейских  и  научных  понятий,  исследование  усвоения  родного  и  иностранного  языков,  устной  и  письменной  речи,  зоны  ближайшего  развития.  Последнее  —  подлинное  открытие  Л.С.  Выготского,  которое  известно  теперь  психологам  всего  мира.

А.Н.  Леонтьев  предпринял  серьезную  попутку  для  создания  теории  развития  личности  дошкольника.  При  этом  он  опирался  на  отечественных  и  зарубежных  авторов.  Сама  теория  представляет  собой  изменения  места  которое  занимает  ребенок  в  общественных  отношениях  о  движущих  силах  которые  помогают  развивать  его  психику.  Однако  само  по  себе  это  место  не  определяет,  конечно,  развития;  оно  только  характеризует  наличную,  уже  достигнутую  ступень.  То,  что  непосредственно  определяет  развитие  психики  ребенка,  —  это  сама  его  жизнь,  развитие  реальных  процессов  этой  жизни,  иначе  говоря,  развитие  деятельности  ребенка,  как  внешней,  так  и  внутренней  [6].  По  мнению  А.Н.  Леонтьева,  каждая  стадия  психического  развития  ребенка  должна  характеризоваться  отношением  ребенка  к  действительности.  Признак  перехода  от  одной  стадии  к  другой  это  изменение  типа  деятельности  ребенка,  его  отношения  к  действительности. 

Читайте также:  Норма в развитии ребенка коррекционная педагогика

В  дошкольном  возрасте,  взрослый  является  центральным  звеном  в  деятельности  ребенка.  В  таком  возрасте  дети  подражают  во  всем  своим  родителям,  совершенно  не  выделяя  себя  и  свое  поведение.  И  только  к  концу  раннего  детства  такая  связь  со  взрослыми  начинает  видоизменяться.

Для  раннего  возраста  характерны  яркие  эмоциональные  реакции  связанные  с  желаниями  ребенка.  К  концу  этого  периода  ребенок  сталкивается  с  кризисом  3-х  лет.  В  этот  период  он  пытается  сделать  что-то  самостоятельно,  но  у  него  ничего  не  получается  или  не  оказывается  рядом  взрослых  чтоб  вовремя  помочь.  Такой  случай  может  повлечь  за  собой  эмоциональную  вспышку. 

Алексеева  Е.Е.,  говорит  о  том,  что  аффективные  вспышки  у  детей  гасятся  лучше  всего  тогда,  когда  взрослые  не  обращают  на  них  внимания  или  реагируют  спокойно.  В  случае  внимания  взрослого  на  бурное  поведение,  ребенок  замечает,  что  родители  потакают  его  слезам  и  капризам.  Такое  поведение  взрослых  будет  являться  положительным  подкреплением  для  ребенка  и  капризы  будут  первым  способом  добиться  своей  цели.  Ребенка  дошкольного  возраста  легко  отвлечь.  Если  такой  ребенок  действительно  чем-то  расстроен,  ему  следует  предложить  заняться  чем-то  интересным  или  показать  игрушку  и  внимание  малыша  мгновенно  переключится  на  новое  дело  [1].

Одним  из  главных  периодов  развития  личности  является  дошкольный  возраст.  Именно  в  этом  возрасте  ребенок  получает  всю  основную  информацию  об  окружающем  мире.  Также  в  этот  период  он  получает  навыки  которые  влияют  на  становление  его  личности. 

Как  По  мнению  Л.С.  Выготского,  младшие  дошкольники  имитируют  предметную  деятельность  —  режут  хлеб,  трут  морковку,  моют  посуду.  Они  поглощены  самим  процессом  выполнения  действий  и  подчас  забывают  о  результате  —  для  чего  и  для  кого  они  это  сделали.

Для  средних  дошкольников  главное  —  отношения  между  людьми,  игровые  действия  производятся  ими  не  ради  самих  действий,  а  ради  стоящих  за  ними  отношений.  Поэтому  5-летний  ребенок  никогда  не  забудет  «нарезанный»  хлеб  поставить  перед  куклами  и  никогда  не  перепутает  последовательность  действий  —  сначала  обед,  потом  мытье  посуды,  а  не  наоборот.

Для  старших  дошкольников  важно  подчинение  правилам,  вытекающим  из  роли,  причем  правильность  выполнения  этих  правил  ими  жестко  контролируется.  Игровые  действия  постепенно  теряют  свое  первоначальное  значение.  Собственно  предметные  действия  сокращаются  и  обобщаются,  а  иногда  вообще  замещаются  речью  («Ну,  я  помыла  им  руки.  Садимся  за  стол!»)  [4]. 

Следует  отметить,  что  каждый  возрастной  период  охарактеризован  своими  возрастными  особенностями.  В  дошкольном  возрасте  развитие  происходит  интенсивно  и  формируются  важнейшие  системы  и  функций  организма.  Воспитание  ребенка  закладывает  основы  восприятия  ребенком  окружающего  мира  и  его  отношение  между  чужими  и  близкими  людьми.

Развитию  эмоциональной  сферы  уделяли  особое  внимание  такие  ученые:  С.Л.  Рубинштейн,  А.Н.  Леонтьев  еще  и  другие.  Эмоциональная  сфера  является  важной  составляющей  в  развитии  ребенка.  Огромное  значение  в  личности  растущего  человека  имеет  понимание  своих  эмоций  и  чувств.  В  дошкольном  возрасте  формируется  глубина  и  устойчивость  эмоций.  Одна  из  главных  причин  развития  эмоций  в  дошкольном  возрасте  связано  с  умственным  развитием  человека.  Ребенок  продолжает  познавать  окружающий  мир,  расширяет  границы  своего  сознания.  Также  он  знакомится  с  тем,  что  его  поступки  имеют  как  положительный  так  и  отрицательный  окрас.  Дети  начинают  осознавать,  как  можно  поступать,  а  как  нет  по  отношению  к  людям.  Все  эти  знания  отражаются  в  чувствах  и  эмоциях  детей.

Когнитивной  сферой  дошкольника  занимались  такие  ученые  как  Выготский  Л.С.,  Пиаже  Ж.  еще  и  другие.  Когнитивная  сфера  это  познавательные  психические  процессы.  С  помощью  познавательных  процессов  человек  получает  необходимую  информацию,  отображает  объективный  мир.  Познавательные  процессы  выступают  как  важнейшие  компоненты  любой  человеческой  деятельности.  Для  удовлетворения  своих  потребностей  ребенок  должен  постоянно  развиваться,  обдумывать,  размышлять,  запоминать,  высказывать.  Из  этого  следует,  что  без  познавательных  процессов  человеческая  деятельность  невозможна.

  Одной  из  важнейших  познавательных  сфер  остается  интеллектуальная.  Особое  внимание  интеллектуальной  сфере  уделяли  такие  психологи  как  М.А.  Холодная,  В.В.  Зеньковский,  Д.Б.  Эльконин  и  другие.  Психические  процессы  у  младших  школьников  развиваются  интенсивно,  но  неравномерно.  В  таком  возрасте  дети  не  умеют  еще  целенаправленно  анализировать,  выделять  главное.  Данную  сферу  дошкольникам  могут  помогать  целенаправленно  развивать  взрослые,  воспитатели  в  детских  садах.  Это  может  быть  объяснение  окружающего  мира,  что  и  как  построено,  явления  природы  и  другое.  К  главной  задачи  в  развитии  интеллекта  следует  отнести:  формирование  правильных  представлений  о  строении  мира;  развитие  познавательных  процессов:  восприятие,  ощущение,  речь,  мышление  и  так  далее.

Таким  образом  можно  сказать,  что  каждый  возрастной  период  ребенка  это  важная  часть  в  развитии  его  личности.  Для  ее  плодотворного  прохождения  необходимо  уделять  внимание  всем  сферам  в  развитии  дошкольника.  Помогать  преодолевать  ему  трудности.  Необходимо  развивать  и  максимально  обогащать  игровую,  практическую  и  изобразительную  деятельность,  а  также  общение  друг  с  другом  и  взрослыми.

Список  литературы:

  1. Алексеева  Е.Е.  Психологические  проблемы  детей  дошкольного  возраста.  Учебно-методическое  пособие.  Речь  СПб  2008,  —  с.  283.
  2. Божович  Л.И  Личность  и  её  формирование  в  детском  возрасте  М  Просвещение,  1968  С.  436—446.  Алексеева  Е.Е.  Психологические  проблемы  детей  дошкольного  возраста.  Учебно-методическое  пособие.  Речь  СПб  2008,  —  с.  283.
  3. Выготский  Л.С.  Психология  развития  человека.  М.:  Изд-во  Смысл;  Изд-во  Эксмо,  2005,  —  с.  1136. 
  4. Кураев  Г.А.,  Пожарская  Е.Н.  Возрастная  психология:  Курс  лекций.  Ростов-на-Дону:  УНИИ  валеологии  РГУ,  2002.  —  146  с.
  5. Леонтьев  А.Н.  Психическое  развитие  ребенка  в  дошкольном  возрасте  //  Вопросы  психологии  ребенка  дошкольного  возраста.  М.,  1948.
  6. Леонтьев  А.Н.  К  теории  развития  психики  ребенка  //  Проблемы  развития  психики.  М.,  1959.

Источник