Роль обучения в развитии личности ребенка

Роль обучения в развитии личности ребенка thumbnail

Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.

Напомним, что под обучением следует понимать не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают две разные, хотя и тесно взаимосвязанные друг с другом категории явлений: собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур и психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.

Конечно, умственное развитие зависит от биологического созревания мозговых структур, и этот факт необходимо учитывать в ходе осуществления педагогического процесса. Вместе с тем органическое созревание мозговых структур зависит от среды, обучения и воспитания. Именно поэтому, когда мы говорим об умственном развитии, то имеем в виду, что умственное развитие происходит в единстве с биологическим созреванием мозга.

В психолого-педагогической науке сложилось по меньшей мере три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая, и наиболее распространенная, заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в, процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, надо не мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. Ж. Пиаже отмечал, что умственное развитие идет по своим внутренним законам, поэтому обучение может только несущественно замедлить или ускорить этот процесс. Однако, например, пока у ребенка не созрело логическое операторное мышление, бессмысленно обучать его логически рассуждать.

Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк).

Третья группа теорий (Коффка и др.) объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования.

Эту существенно новую идею выдвинул Л.С.Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности: обучение должно идти впереди развития личности и вести его за собой. В связи с этим Л. С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно. Второй, более высокий, уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л.С.Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Так и идет развитие личности по всем направлениям.

Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности, отводя, согласно положению Л.С.Выготского, ведущую роль обучению. Обучение и развитие тесно связаны друг с другом: развитие и обучение не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

Развитие, в частности умственное, в процессе обучения определяется характером получаемых знаний и самой организацией процесса обучения. Знания должны быть систематическими и последовательными как иерархизированные понятия, а также в достаточной степени обобщенными. Обучение должно строиться преимущественно проблемно на диалогической основе, где ученику обеспечивается субъектная позиция. В конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами: обобщение учащимися своего опыта; осознание (рефлексия) процесса общения, так как рефлексия — важнейший механизм развития; соблюдение этапов

Средства обучения

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактическими средствами).

Читайте также:  Задержка развития речи ребенок 6 лет

Средства обучения — это источники получения знаний, формирования умений.

Понятие «средства обучения» употребляется в широком и узком смыслах. В узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и пр. В широком — смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также Специальных средств обучения.

Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функ-циг, а также служат средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют их на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т.д.).

Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются:

на визуальные (зрительные), к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т.п.;

аудиальные (слуховые) — радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п.

аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — звуковые фильмы, телевидение и т.п.

Польский дидакт В. Оконь предложил классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Среди них он выделил простые и сложные.

Простые средства:

словесные (учебники и другие тексты);

визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).

Сложные средства:

механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);

аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);

аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);

средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.

Источник

Современная педагогическая наука всегда воспринимала обучение и развитие личности как два взаимосвязанных между собой процесса. Однако возникает невольный вопрос: какова роль обучения в развитии личности ребенка, школьника, молодого человека? И возможно ли развитие личности без обучения? Или, возможно, напротив, обучение не играет роли в развитии личности.

Первоначально считалось, что обучение и развитие – это два независимых друг от друга процесса: обучение, по мнению сторонников данного подхода, следует воспринимать как стороннее использование интеллектуальных возможностей человека.

Позднее появилась другая точка зрения, гласившая, что обучение и развитие – это один и тот же процесс. Однако с такой точкой зрения современная педагогическая наука не согласна, поскольку обучению всегда предшествует первоначальное развитие нервно-психической деятельности ребенка, — сначала естественным путем, а немного позднее – под влиянием родителей, и лишь затем, на базе уже сформированных первоначальных навыков и умений, можно говорить о возможности обучения – сначала дошкольного, а затем – в средней школе.

И, наконец, выдающимся отечественным ученым-педагогом и психологом Л.С. Выготским выдвинуто третье положение о том, что обучение может не только осуществляться параллельно с развитием личности, но и опережать его, обогащая личность человека новыми знаниями, навыками и умениями. Именно данная концепция является наиболее распространенной среди современных педагогов не только в нашей стране, но и за рубежом. Для того, чтобы понять, какова подлинная роль обучения в развитии личности, обратимся к нескольким примерам.

Развитие личности в школе

Однако если обратиться к научному толкованию понятия «обучение», то становится очевидным, что обучение – это не только передача информации от педагога к обучаемому, а широкое взаимодействие между ними, которое порождает именно развитие личности. В частности, изучая, например, русский язык в качестве родного, школьник не только получает представления о грамматическом строе русской речи, об орфоэпических и орфографических требованиях языка, но и о том, какой должна быть эта речь, какие слова говорить уместно, а какие – нет, и почему. Таким образом, в процессе обучения русскому языку формируется культура речи.

Приведем другой пример. Обучение математике в школе, казалось бы, ставит своей задачей ознакомить учащихся о взаимоотношениях чисел в природе и математических законах, на которых базируются такие науки, как, например, физика и химия. Однако, получая эти знания, школьник расширяет свой кругозор, и его личность обогащается кругом знаний, представлений и способностью к собственному суждению, причем эти знания всегда многогранны и не ограничиваются какой-нибудь узкой областью.

Читайте также:  Консультация для родителей социальное развитие ребенка

За порогом школы: личность продолжает развитие

Все сказанное выше актуально не только относительно вопросов обучения в школе. В частности, немалая роль обучения в развитии личности принадлежит и сфере профессионального образования. Кем должен являться специалист, например, в области вычислительной техники? Только ли специалистом в области инженерной деятельности и технического обслуживания компьютеров? – Очевидно, что нет: студенты данного направления изучают такие дисциплины, как историю, философию, иностранные языки, высшую математику, сопротивление материалов. И даже само образование по своей сути нельзя назвать только техническим: выпускник технического вуза будет обладать и знаниями в области гуманитарных наук. Все это позволяет нам говорить о качественном развитии личности под влиянием обучения.

Таким образом, именно обучение, причем даже вне зависимости от его направленности, является одним из ключевых факторов, влияющих на развитие личности человека и его потенциальной ценности в современном обществе.

Источник

Проблема соотношения
обучения и развития является не толь­ко
методологически, но и практически
значимой. От ее решения зависит определение
содержания образования, выбор форм и
ме­тодов обучения.

Напомним, что под
обучениемследует понимать не
процесс «передачи» готовых знаний от
учителя к ученику, а широкое вза­имодействие
между обучающим и обучающимся, способ
осуществле­ния педагогического
процесса с целью развития личности
посредством организации усвоения
обучающимся научных знаний и способов
дея­тельности. Это процесс стимулирования
и управления внешней и внутренней
активностью ученика, в результате
которой происхо­дит освоение
человеческого опыта. Под развитием
применительно к обучению понимают две
разные, хотя и тесно взаимосвязанные
друг с другом категории явлений:
собственно биологическое, орга­ническое
созревание мозга, его анатомо-биологических
структур и психическое (в частности,
умственное) развитие как опреде­ленная
динамика его уровней, как своего рода
умственное созре­вание.

Конечно, умственное
развитие зависит от биологического
со­зревания мозговых структур, и этот
факт необходимо учитывать в ходе
осуществления педагогического процесса.
Вместе с тем орга­ническое созревание
мозговых структур зависит от среды,
обуче­ния и воспитания. Именно поэтому,
когда мы говорим об ум­ственном
развитии, то имеем в виду, что умственное
развитие происходит в единстве с
биологическим созреванием мозга.

В психолого-педагогической
науке сложилось, по меньшей мере, три
точки зрения на соотношение обучения
и развития. Первая, и наиболее
распространенная, заключается в том,
что обучение и развитие рассматриваются
как два независимых друг от друга
про­цесса. Но обучение как бы
надстраивается над созреванием мозга.
Таким образом, обучение понимается как
чисто внешнее исполь­зование
возможностей, которые возникают в
процессе развития. В. Штерн писал, что
обучение следует за развитием и
приспосаб­ливается к нему. А поскольку
это так, то не надо вмешиваться в процесс
умственного созревания, надо не мешать
ему, а терпели­во и пассивно ждать,
пока созреют возможности для обучения.
Ж. Пиаже отмечал, что умственное развитие
идет по своим внут­ренним законам,
поэтому обучение может только несущественно
замедлить или ускорить этот процесс.
Однако, например, пока у ребенка не
созрело логическое операторное мышление,
бессмыс­ленно обучать его логически
рассуждать.

Ученые,
придерживающиеся второй точки зрения,
слива­ют обучение и развитие,
отождествляют тот и другой процессы.

Третья группа
теорий объединяет первые две точки
зрения и дополняет их новым положением:
обучение может идти не только вслед за
развитием, не только нога в ногу с ним,
но и впереди развития, продвигая его
дальше и вызывая в нем новообразования.

Эту
новую идею выдвинул Л.С. Выготский. Он
обосновал тезис о ведущей роли обучения
в развитии личности: обучение должно
идти впереди развития личности и вести
его за собой. В связи с этим Л.С. Выготский
выделил два уровня умствен­ного
развития ребенка. Первый уровень
актуального разви­тия как наличный
уровень подготовленности ученика,
который характеризуется тем, какие
задания он может выполнить вполне
самостоятельно. Второй, более высокий,
уровень, который он назвал зоной
ближайшего развития, обозначает то, что
ребенок не может выполнить самостоятельно,
но с чем он справляется с небольшой
помощью. То, что сегодня ребенок делает
с помощью взрослого, отмечал Л.С.
Выготский, завтра он будет делать
само­стоятельно; то, что входило в
зону ближайшего развития, в про­цессе
обучения переходит на уровень актуального
развития. Так и идет развитие личности
по всем направлениям (Шиянов Е. П., Котова
И. Б. Развитие личности в обучении).

Читайте также:  Год и девять месяцев ребенку психическое развитие

Современная
отечественная педагогика стоит на точке
зрения диалектической взаимосвязи
обучения и развития личности, от­водя,
согласно положению Л.С. Выготского,
ведущую роль обу­чению. Обучение и
развитие тесно связаны друг с другом:
разви­тие и обучение не два параллельно
протекающих процесса, они находятся в
единстве. Вне обучения не может быть
полноценного развития личности. Обучение
стимулирует, ведет за собой разви­тие,
в то же время опирается на него, но не
надстраивается чисто механически.

Развитие, в частности
умственное, в процессе обучения
опре­деляется характером получаемых
знаний и самой организацией процесса
обучения. Знания должны быть систематическими
и по­следовательными как иерархизированные
понятия, а также в до­статочной степени
обобщенными. Обучение должно строиться
преимущественно проблемно на диалогической
основе, где учени­ку обеспечивается
субъектная позиция. В конечном итоге
развитие личности в процессе обучения
обеспечивается тремя факторами: обобщение
учащимися своего опыта; осознание
(рефлексия) про­цесса общения, так как
рефлексия — важнейший механизм раз­вития;
соблюдение этапов самого процесса
развития личности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Ребенок развивается, усваивая общественный опыт, овладевая разнообразными действиями, свойственными человеку. Обучение передает ему этот опыт, формирует у него эти действия и, следовательно, не должно приспосабливаться к развитию, отставать от него. Обучение учитывает достигнутый уровень развития для того, чтобы понять, куда вести развитие дальше, каким должен быть следующий шаг.

Ведущая роль обучения в психическом развитии проявляется в том, что ребенок, овладевая новыми действиями, сначала учится выполнять их под руководством и при помощи взрослого, а потом уже — самостоятельно. Разница между тем, что ребенок может сделать совместно со взрослым (при показе, указаниях, поправках, которые взрослый вносит в его действия), и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности, называетсязоной ближайшего развития ребенка. Величина зоны ближайшего развития — важный показательобучаемости ребенка, того запаса развития, который он имеет в данное время. Каждый новый шаг обучения использует зону ближайшего развития ребенка и одновременно создает новую, которая становится предпосылкой дальнейшего обучения.

Обучение может определять направление развития психических процессов, приводить к формированию определенных психических качеств и к перестройке тех качеств, которые сложились раньше. Обучение, имея возможность влиять на направление развития психических процессов, должно обеспечивать наиболее полноценный путь психического развития, давать в каждом возрасте то, что максимально способствует развитию. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к тем или иным видам обучения. Существуют возрастные периоды, когда определенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития. Такие периоды называют сензитивными периодами развития.Основное содержание психического развития состоит в формировании внутренних, психических ориентировочных и исполнительских действий. Эти действия происходят от внешних ориентировочных действий. Для усвоения детьми тех или иных действий необходимо их включение в один из видов деятельности, соответствующей детским потребностям и интересам. Знание этих закономерностей позволяет создать условия, при которых обучение в наибольшей степени способствует психическому развитию детей, становится развивающим. Развивающее обучение должно уделять особое внимание формированию у детей ориентировочных действий и максимально использовать характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности.

Воспитанием может быть скорректировано влияние наследственности и среды.

Сила воспитания заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве.

Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие человека в соответствии с его способностями и возможностями. Педагогические исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Если осуществлять воспитание без учета этих природных особенностей, то оно не достигает успеха.

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания.Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности ребенка к восприятию воспитательного воздействия.

Сила воспитательного воздействия на разных людей и в различных условиях неодинакова — от самых слабых влияний до максимально возможных. «Податливость» воспитанию, как иногда это называют,неодинаковая: одни дети быстро и без особого труда впитывают воспитательные влияния, для других требуются значительные усилия, чтобы достичь намеченной цели. «Сопротивляемость» воспитанию определяет конечный результат как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателей. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.

Источник